Но они говорят: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), (они), чтущие суетных и ложных ( Иона 2:9 ). О воскресении же Его и Исаия говорит: Который вывел их из моря с пастырем овец Своих ( Ис.63:11 ); присовокупил он: великого, чтобы не почли Его имеющим равное достоинство с предшествовавшими пастырями. 21 . Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поскольку хотят того; а ты стой на камне веры касательно воскресения, чтобы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить воскресение. Ибо манихеи доныне говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:3 ); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего (ср. Рим.1:4 ). И в другом месте, обращаясь к ним, говорит: не говори в сердце твоем и проч. кто сойдет в бездну? то есть Христа от мертвых возвести ( Рим.10:6–7 ). Подобным образом для утверждения негде написал: Помни Господа Иисуса Христа... воскресшего из мертвых ( 2Тим.2:8 ). И опять: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал ( 1Кор.15:14–15 ). Но потом говорит: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ); и явился Кифе, потом двенадцати ( 1Кор.15:5 ). Если не веришь этому свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий ( 1Кор.15:6 ). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову ( 1Кор.15:7 ), брату своему, первому епископу паствы сея. Итак, если этот епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе, то ты, ученик Его, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: после всех явился и мне ( 1Кор.15:8 ), – Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Обличение первое – за Коринфские распри и разделения из-за пристрастия к учености и мудрости человеческой ( 1Кор. 1:10–4:21 ) Все обличение сие обнимает пятнадцатью пунктами или приемами апостольской речи. 1) Сначала Апостол предпосылает общее умоляющее увещание к единомыслию ( 1Кор. 1:10, 11 ). «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа… чтобы вы соединены были в одном духе (греч. νυς – собств. умств. убеждения) и в одних мыслях (греч. γνμη – собств. душевн. настроение 1Кор. 1:10 ) 44 . Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» ( 1Кор. 1:11 ). 2) Затем Апостол объясняет, в чем состояли коринфские разноречия ( 1Кор. 1:12 ). «Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов». Что значили эти споры из-за имен? Не следует соединять с сими именами каких-либо лжеучений и отдельных сект и школ религиозных в Коринфе. Сам Апостол не делает никакого намека на сектантские заблуждения. Вся размолвка у Коринфян происходила, по эллинской привычке, из-за сравнительного достоинства учителей и проповедников христианского учения (а не по сектантскому разномыслию в вере, которое Апостол и обличил бы, если бы оно действительно было): одним казался лучше по силе слова тот, другим превосходнее по глубине мысли этот и проч. Все равно, как впоследствии были споры между партиями Константинопольскими, стоявшими одна за Св. Златоуста, другая за Василия Великого , третья за Гриогрия Богослова (Еп. Феофан. на основ. отц. цер.). 3) Потом Апостол ставит на вид, как неосновательны Коринфские разноречия ( 1Кор. 1:13–16 ). «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или имя Павла вы крестились?» ( 1Кор. 1:13 ). Первым вопросом Апостол хотел поставить на вид Коринфянам ту неосновательность, что если разные их учители проповедуют не разных Христов, а напротив, один и тот же Христос есть предмет их общей проповеди; то крайне неразумно становиться под главою одного учителя предпочтительно пред другим. Остальными же вопросами Апостол прямо ставит на вид очевидную нелепость заключающейся в них мысли, которую однако же можно было усвоять Коринфянам за них разделения, яко бы их учители суть и их избавители.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

2) Лжеучительство или что тоже сектантство есть лестница к безбожию или вероотступничеству, ибо последнее есть не что иное как уклонение от Евангелия: 2Кор. 11:3 ; Гал. 3:1 . Слово Божие предостерегает всех от вероотступничества: 1Кор. 10:12 ; Евр. 12:15 ; 2Петр. 3:17 . Отступивших же от истинной веры в Господа и Его учение Слово Божие увещевает обратиться на путь истины: Ис. 31:6 ; Зах. 1:3 ; Откр. 2:5 . 3) Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовою, т. е. становятся сектантами, раскольниками и вообще еретиками по различным побуждениям и причинам, извращая и искажая всегда истинный смысл Божественного Откровения. Причины эти указаны и в слове Божием: а) Неблагоразумная ревность: Рим. 10:2–3 ; б) Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей: 1Тим. 6:3–5 . По гордости сатана отпал от Бога; по гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснявшие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. 4) От высокомерия и самомнения в религиозной жизни апостолы предостерегают: «Кто думает, что он стоит, – берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ) Апостол увещевал римлян от заносчивости и самомнения словами: «По данной мне благодати, – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» ( Рим. 12:3 ). «Кто думает, что знает что-нибудь (говорит Апостол), тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор. 8:2 ). 5) Разделения и расколы противны Слову Божию: 1Кор. 1:10; 12:26 ; они противны желанию и намерению Господа: Иоан. 10:16;17:21–22 ; 1Кор. 12:12–14 ; противны и духу первоначальной Церкви: Деян. 4:32 . Расколы суть следствия и признак плотского настроения: 1Кор. 3:3–4 . Следует убегать от тех, которые производят разделения ( Рим. 16:17 ); 1Тим. 6:5 . Ибо великая опасность грозит христианину от разделения: Мф. 12:25 ; Гал. 5:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.3:18 .  Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. «Никтоже себе да прельщает», то есть высоко думая о красноречии и знатности рода. Ибо сие и присовокупляет Апостол: «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет». 1Кор.3:19 .  Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. «Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть». Премудростию мира Апостол называет мудрость, лишенную благодати Духа, водящуюся одними человеческими помыслами. Ей-то повелевает не на себя полагаться, но хвалиться так именуемым буйством проповеди. К обвинению же такой мудрости присоединяет и свидетельства Писания. Писано бо есть: «запинаяй премудрым в коварстве их» ( Иов. 5, 13 ). 1Кор.3:20 .  И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. «И паки: Господь весть помышления мудрых, яко суть суетна» ( Пс. 93, 11 ). Так обличив суетную похвальбу учителей, обращает речь к тем, которые высоко о сем думают. 1Кор.3:21 .  Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше. «Темже никтоже да хвалится в человецех: вся бо ваша суть». А что же именно? 1Кор.3:22 .  Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше. 1Кор.3:23 .  Вы же – Христовы, а Христос – Божий. «Аще Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая, вся ваша суть: вы же Христовы. Христос же Божий». Указал истинное богатство и Подателя богатства и научил презирать ничтожное. Ибо и мы, апостолы, говорит он, ради вас сподобились апостольской благодати, чтобы вам проповедать слово; вам дана и настоящая, и ожидаемая жизнь; да и самая смерть внесена в естество к вашей же пользе; и все видимое создано на вашу потребность, и ради вас уготовано ожидаемое. Посему надлежит вам быть в единении с Владыкою Христом, Который есть податель сих благ, а чрез Него в единении с Богом всяческих. Ибо с нами в единении Он по естеству, которое от нас восприял, и со Отцом по Божественной Своей сущности, потому что от Отца рожден по естеству. Христос Божий не как Божия тварь, но как Сын Божий. Если же прекословят единомышленники Ариевы и не хотят допустить разности отношения, то пусть и настоящее, и грядущее, и апостолов, и жизнь, и смерть назовут нашими творениями, потому что божественный Апостол сказал: «вся ваша суть». Но не могут они сказать сего. Итак, сие наше по Божественной щедроте. Мы же Христовы, мы члены Христа как человека и твари Его как Бога. Христос же Божий как преискренний Сын, рожденный от Него по Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

3:3.) .    (2) Другие же, напротив, сбросив узду, действительно подобны «коням женонеистовым», ржущим на жену ближ­него (Jer. 5:8.). Неспособные к самообладанию, они и других подстрекают лишь к делам сладострастия, придавая низменный смысл следующим словам Писания: «Раздели судьбу свою с нами; будем все иметь мы общий кошель, и один мешок пусть будет у нас». (Притч. 1:14.) (106, 1) Предостерегая против них, тот же самый пророк дает нам мудрый совет: «Не ходи в путь с ними; удержи свою ногу от дорог их; не напрасно пернатым сети расставляются. Те же, кто соучаствуют в крова­вых делах, на свои головы зло собирают». (Притч. 1:15—18) Иными словами, преданные своим порокам и учащие тому же ближних, они, согласно пророку, подобны «воинам, бьющим своими хвостами (ou)ra»)», или, как сказали бы греки, пенисами (kerko»). (2) Должно быть, пророчество намекает на сладострастных распутников, «воюющих хвостами», детей тьмы и чад гнева (Еф. 2:3.), кровавых убийц и насильников своих ближних. (3) «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом», — взывает апостол (1Кор. 5:7.). И опять, в гневе на им подобных, он учит нас «не сообщаться с тем, кто, называ­ясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». (Гал. 5:11.) (4) «Законом я умер закону, — говорит он, — чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу и уже не я живу», как жил по своим желаниям, «но живет во мне Христос» жизнью непорочной и блаженной через мое послушание заповедям. Поэтому «тогда я жил по плоти», то есть следуя плотскому образу жизни, ныне же «живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». (Гал. 2:19—20) (107, 1) «На путь к язычникам не вступайте и в город Самаритянский не входите», — гово­рит Господь (Мф. 10:5.), отвращая нас от неверного образа жизни, ибо «кончина мужей беззаконных зла, и таковы пути всех, творящих беззаконие». (Притч. 1:18—19) (2) «Горе человеку тому, — говорит Господь, — и лучше было бы не родиться ему, чем хотя бы одного из избранных моих соблазнить; лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и потопили его в море, чем совратить ему и одного из моих избранных», ибо «имя Божие хулит­ся из-за них». (3) Поэтому прекрасно говорит апостол: «Я писал вам в послании не сообщаться с развратниками» (1Кор. 5:9.), и далее до слов «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». (1Кор. 6:13.) (4) Дабы показать, что брак не приравнивается к разврату, он добавляет: «Или вы не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится с нею одним телом?» (1Кор. 6:16.) Кто же назовет девственницу блудницей до замужества? (5) «Не уклоняйтесь друг от друга, — говорит апостол, — разве по согла­сию, на время». (1Кор. 7:5.) Выражение «не уклоняйтесь» указывает на рождение детей как обязанность вступивших в брак. Именно на это указывают и предшествующие им слова о том, что муж должен уделять должное внимание жене и наоборот. (1Кор. 7:3.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1Кор.3:18 .  Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. 1Кор.3:19 .  Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. 1Кор.3:20 .  И еще: Го­с­по­дь знает ум­с­т­во­вания мудрецов, что они суетны. Источник только что указанного зла заключается в следующем. Некоторые люди, правильнее проповедники, выступают среди коринфян с мудростью этого века, тщеславясь своею способностью рассуждать как философы. Отсюда, разумеется, они заставляют своих слушателей отступать от того пути, на каком они были поставлены Ап. Павлом и Аполлосом. Ап. увещевает читателей не увлекаться этой светской мудростью, даже отказаться от нее, стать безумным во мнении мирских философов, чтобы сделаться действительными мудрецами в христианском смысле. Поступать так необходимо, потому что к этому призывает уже Св. Писание. В книге Иова ( Иов.5:13 ) мудрецы представляются уже такими, которые попадают в свои собственные сети. След., здесь говорится о ничтожестве результатов чисто-человеческой мудрости. Далее ( Пс. 93:11 ) говорится о том, что чисто-человеческая мудрость ничтожна и по самому своему существу. Конечно, Ап. имеет здесь в виду тот случай, когда мудрость человеческая берет на себя смелость найти средства к искуплению человечества и дать человеку спасение. Посильные же труды мудрости человеческой Ап. одобряет ( Флп. 4:8 ). 1Кор.3:21–23 . Показавши, каково должно быть отношение проповедников к христианскому обществу, Ап. говорит теперь о том, как христиане должны относиться к своим пастырям. Верующие не должны считать себя принадлежащими учителям веры – напротив, учителя веры принадлежат верующим, а верующие принадлежат Христу и Богу. 1Кор.3:21 .  Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: «Не хвались человеками» – см. 1Кор.1:12 . – «Все ваше». Стоики говорили, что они всем владеют (omnia sapientis sunt). С еще большим правом эти слова могут повторить о себе христиане, потому что они принадлежат Богу, а Бог все отдает в пользование им, все направляется к их спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Потому Павел и говорил: «Приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости» ( 1Кор.2:1 ), и: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» ( 1Кор.1:27 ). Сказал не просто: «немудрое», но: «немудрое мира», а конечно, безумное мира не есть безумное и пред Богом, напротив, многие из кажущихся здесь (в мире) безумными – пред Богом умнее всех других, точно так, как и многие из живущих здесь в бедности – пред Богом богаче всех. Так и Лазарь в мире был беднее всех, а на Небе стал всех богаче. Итак, безумными мира (Павел) называет тех, которые не имеют изощренного языка, не обладают светской ученостью, лишены красноречия. И этих-то людей «избрал», говорит, «Бог, чтобы посрамить мудрых». Как же, скажи мне, эти посрамляются через тех? На деле. Когда вдову, сидящую у ворот и просящую милостыни, а часто и увечную, спросишь о бессмертии души, о воскресении тел, о Промысле Божием, о наградах по заслугам, о тамошнем отчете, о Страшном Судилище, об уготованном добродетельным блаженстве, об угрожающих грешникам наказаниях и обо всем прочем, и она ответит с точностью и полной уверенностью; а философ и тот, кто много хвастает прическою волос и тростью, после многих и долгих курсов учения, после многих и напряженных занятий, не может и заикнуться, не смеет и рта раскрыть об этих предметах: тогда хорошо узнаешь, как «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». Чего эти мудрые по гордости и высокомерию не могли найти, – потому что уклонились от учения Духа, и совершенно предались своим умствованиям, – то самые бедные и презренные люди, лишенные всякого мирского образования, узнали с совершенной точностью, – потому что доверились Небесному наставлению. Но (апостол) не останавливается на этом в осуждении мирской мудрости; нет, он прибавляет еще другое, сильнейшее осуждение, говоря: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3:19 ), и, преподавая слушателям наставление, опять с совершенным презрением (к земной мудрости) и с силою говорил им: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Кор.3:18 ), и опять: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» ( 1Кор.1:19 ), и опять: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» ( 1Кор.3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Кор. 4:1, 2 . «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным», т. е. ничего не присвоил бы себе из имения господина и своим не называл бы хозяйского… Отсюда наводит Апостол, как неразумны Коринфские учители, выдающие себя за лиц первенствующих в церкви Божией и старающиеся лишь о возвышении своего собственного авторитета, как будто бы они могли создать дело Христово своими личными усилиями и природными дарованиями, например, учительскими способностями, красноречием и т. п. Все это дары Божии. 1Кор. 4:3, 4 . «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы (моя ли партия у вас больше, или Кифина, или Аполлосова), или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе … судия же мне Господь». Вот высокий образец для пастырей церкви, чтобы для самолюбивых или корыстолюбивых каких-либо целей не прилаживаться ко вкусам и разнообразным взглядам своих пасомых, ища у них благоволения и так называемой популярности, как это делали Коринфские учители! 1Кор. 4:5 . «Посему, – вразумляет Апостол Коринфян, предававшихся волнениям и пересудам об учителях своих, – не судите никак прежде времени (о своих наставниках и проповедниках), пока не приидет Господь, Которой и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Будет одному похвала, а другому укоризна; но Апостол выставляет эту одну часть, может быть потому, что Коринфяне погрешали тем, что говорили, одни: тот-то лучше, другие: тот-то, – тогда окажется, говорит, кто лучше (Еп. Феофан). 14) Обличение Коринфянам чрез противоположение их напыщенному настроению скорбного и уничиженного апостольского положения ( 1Кор. 4:6–13 ). 1Кор. 4:6 . «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу (т. е. сказанное выше о значении проповедников веры, что они суть простые служители одного и того же домовладыки ( 1Кор. 3:3–5; 4:1,2 ), – приложил ради вас» (а отнюдь не ради какой-либо нашей с Аполлосом горделивости или искания неравенства в церкви), «чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим». Ибо, – примечает к сему Блаж. Феодорит, – Коринфяне, разделившись на толки и положив называться – один именем одного, а другие – именем другого, препирались один с другими, и каждый толк усиливался своему учителю отдать первенство пред другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостол Павел не призывает коринфян отказаться от языкоговорения, но указывает им на условия публичного проявления этой харизмы. Экстатические проявления в Коринфской церкви он принимает как адекватные выражения религиозного опыта. Он и сам претендует на обладание такими дарованиями: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» ( 1Кор.14:18 ) и определенно наставляет церковь не запрещать языкоговорение ( 1Кор.14:39 ). И все же Апостол не скрывает своего скепсиса и сдержанности в отношении глоссолалии. Во-первых, всякий опыт встречи и живого общения с Богом, сколь бы интенсивным он ни был, доказывает свою подлинность причастностью к наивысшему Божественному дару – к любви, о чем так восторженно говорится в ( 1Кор.13 ) послания. Во-вторых, Апостол ставит принципиальный вопрос практического характера: Какую цель преследует проявление того или иного духовного дара? Какой плод он приносит? Способствует ли дар языкоговорения личному религиозному самоуслаждению, или он способствует единству общей жизни в Церкви? Для Апостола Павла решающий критерий – служение созиданию Церкви Христовой. В ней не место религиозному индивидуализму. Говорящий «на языках» думает, что он проникает в таинственное, не выразимое понятными человеческими словами общение с Богом. Апостол возражает: Не является ли такая, непонятная для ближних молитва, которая выставлена напоказ перед Церковью , проявлением эгоизма? «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его. … Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» ( 1Кор.14:2,4 ) 2 . Обращение к Богу при полном невнимании к собратьям, к тем, кто не имеет дара языкоговорения, – это, в глазах Апостола Павла, абсурд. Для пояснения своей позиции он начинает свои увещевания напоминанием коринфянам об их языческом прошлом. «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» 3 ( 1Кор.12:2 ). Здесь подчеркнут момент одержимости: коринфяне некогда были захвачены, очарованы опьяняющим экстазом языческих культов. Однако – и Апостолу это представляется очень важным – переживание религиозного экстаза само по себе может быть очень двусмысленным. Форма языкоговорения внешне выглядит очень впечатляюще. Но каково содержание произносимых звуков? Как распознать за невнятными звуками глоссолалии, чтò за ними стоит: переживание присутствия Святого Духа, самовозбуждение и прелесть, бесовская одержимость? Апостол продолжает: «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 4 ( 1Кор.12:3 ). Христианское исповедание «Иисус – Господь!» (ср. Флп. 2:11 ) дается благодатью Духа Святого. Иначе говоря, подлинность христианского религиозного опыта гарантирует не экстатическое вдохновение само по себе, но его содержание. И содержание это должно быть внятным и доступным не только «говорящему», но и слушающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010