Все же сие, говорит, производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:2 ). И некоторый 23 богослов выясняя это и приравнивая и присоединяя к оным пророческим ( 1Кор. 14:32 ), говорит: «божественный апостол различные действия одного Святого Духа называет различными дарованиями, как производимые одним и тем же Духом. И кто, говорит, называет их духами по святому Исаии, тот, думаю, от истины не отступает. Потому что во всяком даровании, как большем, так и меньшем, всецело присутствует Дух Святый, действующий соразмерно». И апостол, опять, продолжая речь о вышесказанном и представляя назидание Церкви и средство его, говорит: кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на (незнакомом) языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь . Потому что, говорит, пророчествующий превосходит того, кто говорит языками, разве он будет притом и изъяснять, чтобы церковь получила назидание ( 1Кор. 14:3–5 ). И еще говорит: когда вы сходитесь, братья, у каждого из вас есть откровение, есть истолкование; все сие да служит к назиданию ( 1Кор. 14:26 ). И пиша к Солунянам также говорит: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете ( 1Фес. 5:11 ). И это нужно понимать так. 4 . Но пристойно и соответственно, между прочим, под семью столпами, поддерживающими дом Премудрости, то есть вселенскую Церковь , разуметь и священную четверицу Евангелий Христовых, преимущественно проповедавшую в мире великую тайну Великой Троицы и отвсюду так собравшую воедино и совокупившую Церковь Христову. Потому что вы уже не чужие, недавно 24 мы слышали мудрого Павла, сказавшего к уверовавшим уже и крестившимся, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным Камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм о Господе ( Еф. 2:19–21 ). Потому что и основание ( 1Кор. 3:11 ), и краеугольный камень ( Еф. 2:20 ), и дверь дома ( Ин. 10:7 ), и строитель и художник есть Он же, разрушивший стоявшую посреди преграду ( Еф. 2:14 ) и из двух создавший в Себе самом одного нового человека ( Еф. 2:15 ), на Котором, говорит, и вы устрояетесь в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ), то есть Духом премудрости, по учению того же апостола опять.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Апостол Петр называет благовестников Христова учения благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес ( 1Пет.1:12 ). Он поставляет, по учению Апостолов, пастырей церкви ( Деян.20:28 ). Он источник всех даров духовных, которые раздаются им, как Ему угодно. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом и проч. ( 1Кор.12:4–11 ). Его благодатию возрождается человек в жизнь духовную чрез Таинство Св. Крещения и укрепляется к деланию добра в Таинстве Миропомазания. Все мы, говорит апостол Павел, одним Духом крестились... и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). Не оскорбляйте, говорит тот же апостол, Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ). Самое тело наше есть, по учению Апостолов, храм Духа Божия ( 1Кор.6:19 ), так что мы должны прославлять Бога и в телах и душах своих, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). Словом, вся наша жизнь, вся наша деятельность находится под руководством Духа Божия. Даже молитва наша и та зависит от Его внушения. Никто, говорит апостол Павел, не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). §35. Учение Святых Апостолов о миротворении и о миропромышлении Божием И в учении Апостолов, как и в учении Иисуса Христа, миротворение не было предметом подробного и самостоятельного раскрытия. Сопоставляя, впрочем, и то и другое, нельзя не видеть, что в учении Апостолов говорится о нем несравненно больше и чаще, чем в учении Иисуса Христа. Причина тому была та, что Апостолам приходилось говорить о нем не только иудеям, но и язычникам, а язычники не могли знать о нем из ветхозаветного откровения. В их учении встречаются поэтому не одни указания на Бога, как на Творца, но и указания на некоторые подробности миротворения. Мир сотворен, по учению Апостолов, Богом, чрез второе лицо Святой Троицы, Сына Божия. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им сотворено и самое время ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

1Кор.4:8 .  Вы уже пре­сытились, вы уже обогатились, вы стали цар­с­т­во­­вать без нас. О, если бы вы и в самом деле цар­с­т­во­вали, чтобы и нам с вами цар­с­т­во­­вать! Ап. слишком негодует на безосновательное самопревозношение коринфян, и речь его принимает характер иронии. Павел и другие апостолы живут в скорбях, а коринфяне, напротив, почему-то уже торжествуют. – «Вы уже пресытились». У коринфян исчезла уже нищета духовная, алкание правды, слезы раскаяния, какие должны всегда сопровождать духовное развитие христианина ( Мф. 5:3–6 ). Их духовные потребности как будто вполне удовлетворены. – «Обогатились» – конечно, многочисленными духовными дарованиями, что возбудило в коринфянах большое самомнение. – «Вы стали царствовать», т. е. как будто вошли уже в славное царство Христово. – «Без нас», т. е. так, что мы в этом прославлении совсем не участвуем. 1Кор.4:9 .  Ибо я думаю, что нам, по­следним по­слан­никам, Бог судил быть как бы при­говорен­ными к смерти, по­тому что мы сделались по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков. «Ибо». Соединительный предлог показывает, что ироническая речь Апостола еще продолжается. – «Я думаю» – правильнее: «кажется» – «Что нам..». Правильнее: «что Бог нас, апостолов, выставил как последних, как бы осужденных на смерть». Ап. дивится, как это коринфяне могли вообразить, что Апостолы должны после них, «последними» войти в царство Христово, которое Он обещал любящим Его. Ужели, в самом деле, Апостолы должны стоять всегда в положении гладиаторов, приговоренных к смерти, тогда как их духовные чада будут наслаждаться покоем? – «Мы сделались позорищем», т. е. зрелищем, которое собираются смотреть люди разного положения. – «Для мира». Это слово обозначает совокупность всех разумных существ. – «Для Ангелов» – как добрых, так и злых (ср. Еф. 3:10 ). 1Кор.4:10 .  Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 1Кор.4:11 .  Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и по­бои, и скитаемся, 1Кор.4:12 .  и трудимся, работая сво­ими руками. Злословят нас, мы благо­словля­ем; гонят нас, мы терпим;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор. 4:20 . «Ибо царство Божие не в слове, а в силе», т. е. не учеными доводами и не красноречием распространяется, а силой Духа Божия, коим облечены бывают его провозвестники. «Мы побеждаем, – говорит Св. Златоуст, от лица Апостола Павла, –знамениями, а не красноречием, и величайшим доказательством того, что наше ученье божественно, и что мы возвещаем царствие небесное, представляем знамения, которые совершаем силой Духа». 1Кор. 4:21 . «Чего хотите? С жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?» Чем угрожает Апостол Коринфянам под метафорическим образом жезла? Палица означает строгость власти, но она может означать и карательную силу, какой поражены Анания с Сапфирой ( Деян. 5:1 ) и Елима ( Деян. 13:11 ). Апостол употребил ее и среди Коринфян, предавши сатане кровосмесника. Не дивно, что и здесь, предвещая строгость суда, он имел в мысли употребить в дело и такую силу, если бы потребовало того благо церкви (Еп. Феофан). Обличение второе – за кровосмесительное любодейство, терпевшееся в Коринфской общине ( 1Кор. 5:1–13 ) 1Кор. 5:1, 2 . Сказав, что есть верный слух о гнусном Коринфском деле, что «некто вместо жены имеет жену отца своего (мачеху)», Свят. Ап. Павел укоризненно обращается к Коринфянам: «и вы возгордились вместо того, чтобы лучше плакать». Чем же возгордились? Конечно, не грехом и не грешником (Св. Златоуст); а вообще, по внушению Апостола, не следовало бы Коринфянам высоко о себе думать, если возможны среди них такие гнусности. «Не возражайте, что один только прелюбодействует; нет, это грех общий всем вам» (Св. Златоуст). Блаж. Феодорит полагает, что кровосмесник был одним из учащихся и, может быть, вожаком какой-либо партии. 1Кор. 5:3–5 . Во избежание дальнейшего соблазна, Апостол, «отсутствуя телом, но присутствуя у Коринфян духом», повелевает виновного «предать сатане, во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Что это за наказание? По объяснению Св. Златоуста «подобное было с блаженным Иовом, хотя не с одинаковой силой: там для славнейших венцов, а здесь для разрешения от грехов, дабы сатана наказал его злокачественными ранами, или другой какой-нибудь болезнью».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Кор. 7:8 . «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.» 1Кор. 7:9 . «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.» 1Тим. 5:14 . «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.» Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью, – честно, безгрешно, свято и спасительно: Евр. 13:4 . «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно.» 1Кор. 7:28 . «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.» 1Кор. 7:14 . «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.» 1Фес. 4:3–7 . «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда...» 1Тим. 2,15 . «Жена спасется через чадородие...» 1Кор. 7:10–11 . «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. » 27. О таинстве Елеосвящения Христос Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве Елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати. Необходимость таинства Елеосвящения, кроме Свящ. Писания ( Иак. 5,14–15 ), подтверждается еще свидетельством истории древней христианской Церкви от дней апостольских и во все последующее время в течение первых трех веков христианства. О существовании этого таинства в древне-христианской Церкви свидетельствует, например, Ориген . Перечислив разные средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество и проч., Ориген продолжает: «Есть еще и седьмой род отпущения грехов через покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства... причем исполняется и то, что говорит апостол Иаков: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церквии ( Иак. 5:14–15 ). Предзнаменование таинства Елеосвящения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2Кор.12:14 . «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Объяснение. Апостол, изображая свой образ действий в Коринфе, не ставит его в общее правило; не брал он содержания от Коринфян потому, что хотел иметь больше успеха в проповеди: 1Кор.9:12 , не хотел подвергаться хотя бы и несправедливым нареканиям в своекорыстии: 1Кор.9:1:5 ; а хотел иметь некоторую похвалу и награду: 1Кор.9:16–18 . Этого нельзя ставить в общее правило, ибо это вызывалось исключительными обстоятельствами и, между прочим, тем, что, по словам апостола, чрезвычайно любя Коринфян, он был менее (недостаточно) любим ими: 2Кор.12:15 . Тот же апостол сам изобразил общее правило относительно взимания апостолами и пастырями платы за своё служение: 1Кор.9:7–14 ; Гал.6:6 . Гал.6:6 . «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Объяснение. Отсюда видно, что и в первенствующей или апостольской Церкви было священноначалие, так называемое ныне духовенство, пользовавшееся доходами от своих пасомых: ст.7–14; Флп.4:14–16 . 2Фес.3:8–9 . «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Объяснение. На этих словах нельзя основываться в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор.11:8 , и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп.4:14:16 ; а Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк.10:7 . 1Тим.5:18 . «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» ( Втор.25:4 ; Мф.10:10 )». Объяснение. Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; 1Кор.9:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

I. Σμα (телесная форма) Общее, краткое выражение для обозначения телесного существа есть σμα. Слово это лучше всего перевести значением «телесная форма» или «телесный вид». В то время как немецкое слово «Leib» (тело) употребляется только для обозначения живых тел человека и животных, Ап. Павел слово «σμα» употребляет также о растениях 1Кор.15:37 : «что ты сеешь, сеешь не тело (σμα) будущее, но голое зерно», ст. 38: «Бог дает ему тело (σμα), как хочет, и каждому семени свое тело (σμα)». Даже, если в 1Кор.15:40 под σματα πουρνια (тела небесные) должны разуметься звезды, то также и им Ап. Павел приписывает «тело» (σμα). Однако под понятием «σμα» (тело) мы должны разуметь не мертвую, навязанную предмету совне форму, но исключительно форму «саможивую», которая происходит и определяется из себя самой. Статуе, представляющей человека, мы не можем усвоить названия «σμα». Понятие «σμα» мы называем формой в Аристотелевском смысле; форма (εδος) есть в одно и то же время и ντελχεια (возможность), осуществляющаяся чрез собственную энергию. Труп, хотя он имеет форму тела, не есть более «тело» (σμα), так как жизненная энергия, саможизненность из этой формы исчезла. Отсюда в Рим.8:10 выражение «σμα νεκρν δι μαρταν» (тело мертвое чрез грех) обозначает тело в настоящее время еще живого человека, только подпавшее смерти (духовной). Далее, к понятно «тело» (σμα) принадлежит то, что оно состоит из множества членов (μλη), которые находятся под господством одного общего принципа. Что действительно «тело» состоит из множества, это ясно выражено в 1Кор.12:14 : «тело же (σμα) не из одного члена, но из многих». Сведение этого множества к единству, требуемому понятием слова «σμα» ясно из стиха 20-го: «теперь членов много, а тело (σμα) одно». В образных сравнениях общества с телом эта, в понятии «σμα» мыслящаяся связь множества с единством, выступает везде. Члены общества первоначально суть множество лиц, которые не имеют ничего общего друг с другом. Чрез то, что они стали под господство одного жизненного принципа, сделались они одним телом – σμα. О греках и иудеях, варварах и скифах, рабах и свободных Ап. Павел восклицает в Кол.3:15 : «вы призваны в одном теле» (ν νι σματι), так как теперь «все и во всем Христос» (ст. 11). Сравни Рим.12:4, 5 : «как в одном теле (ν νι σματι) у нас много членов... так мы многие составляем одно тело» (ν σμα). Тоже в 1Кор.12:12, 13 : «как тело (σμα) одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела (σματος), хотя их и много, составляют одно тело (σμα), так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (σμα), рабы или свободные, и есть напоены одним Духом». Таким образом наши тела опять суть члены тела высшего порядка 1Кор.6:15 : «разве вы не знаете, что тела (τ σματα) ваши суть члены Христовы?»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Заключается глава призывом Апостола ревновать о даре пророческом, но не запрещать и тем, кто имеет дар языков. Только все должно быть «благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ), «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор.14:33 ). V. УЧЕНИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ (гл. 15) 1. Несомненность факта воскресения Христа (1Кор.15:1–11) В Коринфе были сомневающиеся в истине воскресения мертвых. Если среди иудеев не все признавали это учение истинным (саддукеи), то язычники вообще не верили в бессмертие своих душ, хотя философы-идеалисты и учили о душе как бессмертном начале (языческому культу присущ элемент древних верований в бессмертие душ и воскресение мертвых, но язычники сознательно противились принять благовесте о воскресении ( Деян.17:18, 32 ). Поэтому ап. Павел приводит ряд аргументов, особенно факт воскресения Иисуса Христа, указывает на связь воскресения с другими истинами христианства, что должно было расположить коринфян принять веру в воскресение мертвых. Сама христианская вера, все Евангелие основано на проповеди учения о том, что Христос умер за грехи наши, согласно предсказаниям пророков, и воскрес в третий день, явившись многим свидетелям, в том числе и самому ап. Павлу ( 1Кор.15:1–8 ). Ап. Павел говорит, что Христос умер так, как об этом возвещало Писание ( 1Кор.15:3 ): у пророка Исаии сказано: «Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ). Он воскрес «по Писанию»: «Ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). Особое внимание Апостол останавливает на недавних событиях явления Христа по воскресении очевидцам, многие из которых еще были живы. Апостол указывает пять явлений Христа: Петру ( Лк.24:34 ), потом 12 апостолам (в Евангелии говорится о явлении «одиннадцати» ( Мк.16:14 ; Ин.20:24 ), потому что до Вознесения вместо отпадшего Иуды еще не был никто избран. Ни о явлении 500 братиям, ни о явлении ап. Иакову в Евангелии не указано), потом более 500 братиям, затем ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Но, будучи различны, органы взаимно обусловлены; страдает ли один член, страдают сним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Так и верующие – Тело Христово, составляют вещество Его, а порознь – члены этого Тела ( 1Кор.12:24–27 ). Если разнообразие требуется для Церкви, то естественно, что и функции оказываются у разных членов разные, а не у всех одинаковые ( 1Кор.12:28–30 ). Как в одном теле у нас много членов, но не у всех одно и то же дело, так и мы многие (верующие) составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:4, 5 ; ср. 1Кор.10:17 ). У каждого – свои дарования, свои способности, и потому каждый должен думать о себе скромно, не более нежели должно, – не мечтать о себе, найти истинное место своё в Теле Христовом, познавая, «что есть воля Божия» ( Рим.12 ). Премудрость Божия не исключает из себя частную премудрость, а включает её в себя, потому что Она – «многоразличная премудрость Божия» ( πολυποκιλος σοφα το θεο, Еф.3:10 ), и чтобы верующие могли быть «добрыми домостроителями благодати Божией» («ς καλο οκονμοι ποικλης χριτος θεο», 1Пет.4:10 ), каждый из них должен служить друг другу тем даром, какой получил, тою способностью, которою оделил его Создатель ( 1Пет.4:10–11 ). В том и состоит существо смирения, чтобы сознавать свое место в Теле Христовом и вместе с тем видеть, что это место – даровано Богом, а не заслужено, ибо все индивидуальные особенности, делающие верующего определенным членом, созданы не им, а получены от Бога. Все эти отличия, как и вся вообще жизнь христианина, являются благодатными по существу, но по внешней форме они могут быть обыкновенными, естественными человеческими способностями, вроде, например, «дара заступления за угнетенных» (45:417) пред властями и пред злыми людьми (ντιλμψεις), «дара правления» (κυβερνσεις) ( 1Кор.12:28 ), «дара учения» ( 1Кор.12:28 ) и т. п. (21, 43, сл.). Таким образом, Полнота Христова многообразно преломляется и изображается в многообразии индивидов, входящих в состав Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Следует сказать и вот еще о чем. Апостол называет Адама не только «первым человеком» ( 1Кор.15:47 ), но и «образом будущего» ( Рим.5:14 ), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком ( 1Кор.15:47 ). «Второй» же Человек – это Иисус Христос ; одновременно Он – и «последний Адам» ( 1Кор.15. 47,45 ). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» ( 1Кор.15:48 ) – природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:48–49 ). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом . Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22,24 ). О двух Адамах вслед за апостолом Павлом учит святой Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили (Бога) неисполнением Его заповеди» и «примирились (с Ним) во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»». В Искуплении, по мысли того же святого отца, Христос «возглавил все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе». Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании Православной Церкви. Святой Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» (Творения св. Григория Нисского . М., 1861. Ч. 1. С. 143). Патриарх Авраам и его супруга Сарра Авраам (евр. abraham – отец множества; отец высоты) – ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры – различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение делает его «отцом всех верующих» ( Рим.4:11 ; Гал.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010