Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство» 35 . Праздник в православном богослужении Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе иерусалимского Лекционария главным праздником остается Обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс.64 ; 1Тим.3:14–16 ; аллилуиарий со стихом из Пс.147 ; Ин.10:22–42 ), что и накануне. Грузинская версия Лекционария (V-VII вв.) содержит такие сведения: праздник Обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В третьем часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин Воздвижения Святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная Литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс.27 ; чтения ( Притч.3:18–23 ; Ис.65:22–24 ; Прем.14:1–7 ; Иез.9:2–6 ; 1Кор. 1:18–25 ; аллилуиарий со стихом из Пс.45 ; Ин.19:16–37 ), которые заимствованы из службы Великой Пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение Даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс.97 ). Примечательно, что праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по Обновлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

21:10. ( οκ μοτκησεν – не изверже); 167. наидеть англъ гнь окргъ боштиихъс го Ис. 33:8 . ( παρεμβολε – ополчится); 74. не порьвьнй правлштмс въ пти своемь – 36:7. ( κατευοδουμν – спеющему); 80. ризьниц йхъ йспълнь – 143, 13. ( τ ταμεα – хранилища); 169 об. врм бо нколико вън плаава Прит. 7:12 . ( μβεται – глумится); 36 об. гда придеть въ глбин зълии й пробидить – 18:3. ( καταφρονε – нерадит); 157 об. сабль ход въ саблицахъ веселъ – 30, 31. ( λκτωρ μπεριπατν θηλεαις – петел в кокошех); 100. 165. ни краситьс (Бог) Прем. 1:13 . ( οδ τρπεται – ни веселится о...); 64 об. ко злато въ (внизу: въ гърньцы) йскси – 3:6. ( ν χωνευτηρ – в горниле); 182. и бдеши м ко потиштенъ тикръ Сир. 12:11 . ( σοπτρον – очищено зерцало); – об. сть лк поникъ дрхлъствъмь – 19:25. ( συγκεκυφς μελαν – чернотою); 56. акы рьмьныймь терсхомь юница (на поле: ремнемъ, дгъмь) Ис. 5:18 . ( ζυγο μντι); 163 об. нъ видъ го. беьстьнъ. и пае льскъ – 53:3. ( κλεπον – умален); 162 об. кртис не рками и порази икон Дан. 2:34 . ( τμθη – отторгся, εκνα); 34. въази въ хлвин сво Мф. 6:6 . ( εσελθε ες τ ταμεν); 210 об. извьрьзи клад... отъ оесе свого – 7:5. ( τν δοκν – бервно); 195 об. гда възьметьс отъ нихъ зть – 9:15. ( νυμφος – жених); 229. и посъ имы зьннъ о рслхъ своихъ Мк. 1:6 . ( κα ζνην δερματνην – усмен); 42. поьто й землю кази Лк. 13:7 . ( καταργε – упражняет); 180. издьржи м отъ спьрьника мого – 18:3. ( κδκησν – отмсти); 213. дьньсь съ мно си въ пород – 23:43. ( σ ν τ παραδεσ); 195 об. не цсар нъ кесар Ин. 19, 15 . ( οκ χομεν βασιλα ε μ Κασαρα); 32 об. и бси врть и съдьрзаютьс Ик. 2:19. ( φρττουσι – трепещут); 38 об. Рим. 12:10. 11 . лбобратижь ( τ φιλαδελφ) дргъ къ дрг. любъве набъдште ( φιλστοργοι). ьти варюште ( προηγομενοι). поспхомь не лниви ( τ σπουδ); 202. и пробиж 1Кор. 1:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Бог Господар на смо ми радници, ( 1Кор.3:9 ). Ни више ни Наше да се молимо да раднике на ( Мт. 9:38 ), и да се трудимо, вером и животом по вери, да их препознамо кад их Он и остале врлине их службе у Цркви, да буду «пастири зато што су изабрани и Богом, примивши од благодат» за службу (Н. Церков Духа Париз 1971:295). Не да их ми Никоме у Цркви насупрот и канонским прописима. би иначе, како вели Св. Теодор Студит, било непотребно узалудни канони, и сваки епископ, ако му слободно да он, или они га чине по личном био нови други апостол, нови законодавац. Но ми имамо заповест апостола: «Ако би с неба проповедао него што смо проповедали, анатема да буде ( Гал.1:8 ). А говорити о канонима и Христовом исто, су канони Духом Светим и одредбама решава се све што се тиче на руском, С. Петербург 1907, стр. XXXVI). 2158 Као и Св. Велики да частан брак, по причи о и семену, доноси по тридесет, девственост по сто (Милаш, Правила с Н. Сад 1896, II, 330). 2159 На другом месту исти Св. Отац вели да апостол «ово каже не закон, као да не може без тога да буде, него неумереност, пошто се код могло говорити и о другом браку и истовремено имати две жене» (П. Н. Трембелас, Ипомнима ис тас епистолас тис кенис диатхикис, Атина 1956, Т. II, 358). 2167 Др Из црквеног и брачног права, Београд 1909, у чланку: Владичанство и монашки чин, стр. 64. 2169 Бирани монаха, епископи су и код нас живели монашки и у погледу безмесне хране, не само у доба кад су седишта била по манастирима, него и кад су пренета у градове, све до времена. Кад се митрополит (1726–1730 г.) разболео и лекари тражили да па месну храну, иначе га лечити, он се обрати писмом цариградском да му то дозволи: «Како двадесет и седам година нисам окусио месо» – пише он у томе писму – «тако га нисам тражио ни у старости да окусим да то била Но се да поступак из нужде не повуче друге малодушне да на месну храну и тако он «постане узрок саблазни», он у писму моли да «саборно» пише епископима и осталом реду да ни због употребе од не би газио свети талант поста, него по уредби Св. Отаца одрже пост…». И епископи су се да митрополиту одобри употребу меса, то а затим што «он прво лице и често седи за трпезом кругова, где понекад нужно да се почасти они су добро (др Душан Срби у Н. Сад 1959:344).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

составитель К.В. Гриценко Пророчества Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Агг.2–6,7 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко. Откр.1,3 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель. Откр.1,8 И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава. Ис.24,23 Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. Ин.14,19 ..и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звёздам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего. Втор.28,62 И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Втор.28,64 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдёт всепоражающий бич, вы будете попраны. Как скоро он пойдёт, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нём будет внушать ужас. Ис.28–18,19 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли. Ис.28,22 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. 1Кор. 14,1 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. 2Петр.1–21 И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана. И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай её»; и тот отвечает: «я не умею читать». Ис.29,11–12 Душёю моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Ис.26,9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

И опять: " одним Духом мы напоены " (1Кор.12:13). Если же Дух питие, а питие из камня, а камень Христос, то, значит, Дух от Христа. Решение: Без сомнения, Дух, понимаемый как питие и сообщаемый нам от полноты Христовой, называется исходящим от Христа, как и чрез Христа. Но эта всецелая полнота Христова не есть всесовершенный и превосходящий всякое совершенство Дух. Потому что Он исходит от одного Отца только, как показано многими доводами, а, пребывая в Сыне, справедливо и есть, и называется полнотой Христовой и просто Духом Христовым, как и Духом силы и премудрости (Ис.11:2), а Христос Божией силой и мудростью (1Кор.1:18). А лучше, чтобы яснее представить говоримое, так надлежит сказать. Отец называется источником, потому что говорит: " Меня, источник воды живой, оставили " (Иер.2:13). И в книге Варуха: " что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Оставил ты источник премудрости " (Вар.3:10-12); а Сын рекой, потому что говорит [Писание]: " Река Божия полна воды " (Пс.64:10). Теперь в соответствие остается Духу называться водой. Так именно и назван Он: " водой живой " (Ин.4:10), и " водой, текущей в жизнь вечную " (ст.14). Итак, из источника и река получает начало, и вся вода выходит. И полнотой реки называется вода, и просто водой реки, как и источника. А из реки некоторая часть воды почерпается и пьется, можно сказать; но нельзя сказать, что вся вода исходит как из источника, так и из реки. Посему говорит Христос: река Божия полна вод всецелого Духа: " кто жаждет, пусть идет ко Мне и пьет. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой " . И Евангелист, объясняя эту речь, продолжает: " Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него " (Ин.7:37-39). И чтобы знал ты, что говорит не о совечном Отцу и Сыну, всецелом и всесовершенном Духе, а о духовном даровании, имеющем подаваться верующим после сошествия Самого Духа, прибавляет: " потому что еще не было Духа Святого " (ст.39). Так как был и существовал от вечности исходящий от Отца и в Сыне почивающий, но еще не было ни самоличного Его снисшествия, ни раздаяния и дарования благодатных дарований, которые Он соделывает, по сказанному: " все это производит один и тот же Дух " (1Кор.12:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/574/...

48 В Евр.4:15 мы читаем «но, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» – здесь говорится о том, что если Господь Иисус Христос и мог искушаться (напр., искушения в пустыне – Мф.4:1–11 ), то лишь для того, чтобы победить, доказав верность Отцу, и эту победу даровать нам – показать нам путь, образ правильной жизни, борьбы с грехом. 50 В молитве «Отче наш» мы просим избавления именно от такого дьявольского искушения; о том, чтобы Бог не попустил нам искушения сверх нашей меры. Об этом хорошо говорит апостол Павел: «Вас постигло искушение не иное как человеческое; и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:11 ). 57 Некоторые исследователи поэтически сравнивают Бога с Небесным Пастухом, Который пасет созвездия, как своих овец. Ср.: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис.40:2 ). «[Господь] исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ). Именно поэтому Бог – не только Творец, но и Отец светов. 63 Это, кстати, к вопросу о ропоте на Бога некоторых, доведенных до отчаяния тяжелыми житейскими обстоятельствами, людей. 64 Ср.: текст заамвонной молитвы священника в Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустог о: «...всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Него же несть пременение или преложения стень». В греческом оригинале этот стих написан гекзаметром (шестистопным размером с одним ударным и двумя безударными слогами); очевидно, это цитата из какого-то греческого поэта. 65 Слово «ποκειν» означает вынашивать и производить на свет. «Хотя этот глагол обычно относится к родам женщины, в данном случае он используется по отношению к Богу, рождающему на свет» (НЛЭК. С. 846). 73 К этой теме (одной из основных во всем послании) апостол Иаков будет возвращаться еще не раз: см. 1:26; 2:12, 14–18; 3:1–10, 13–17; 4:11, 13–16; 5:12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертия и нетления. «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить» 379 . 2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении Слова Символа веры «воскресшаго в третий день по писанием» заимствованы из 1Кор. 15:4 : «Он погребен был и... воскрес в третий день, по Писанию». Словами «по писанием» «означается, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета» 380 : «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:6 ). «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 ; Деян. 2:27 ). В Ветхом Завете есть указание, что Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Прообразом тридневного Воскресения было, по словам Самого Господа, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). 2.3. Действительность Воскресения Христова Воскресение Иисуса Христа – событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет готовил к восприятию этой истины. Даже после того как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысли о Воскресении. Ап. Фома упорствовал в своем неверии даже после того, как более десятка учеников Христа свидетельствовали ему о явлениях Воскресшего. Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается: а) пустотой гроба; Сразу после погребения вожди иудейского народа пришли к Пилату и просили его приказать «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых» ( Мф. 27:64 ). После Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же первосвященники и фарисеи подкупили воинов, несших стражу у гроба, сказав им: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» ( Мф. 28:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Именно так и воспринимаются дети Божии в этом мире. Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:26–28 ). Климент Александрийский христоцентрично воспринял видение Неопалимой Купины, покрытой колючками терния: «Когда всемогущий Господь вселенной предпринял через посредство Логоса издание Закона и восхотел явить перед Моисеем Свое могущество, является тому Божественное видение в форме света в горящем терновом кусте. Терновый куст есть растение колючее; и когда Логос закончил законодательство и жизнь среди людей, таинственным образом Он опять увенчивается терновым венцом. Возвращаясь туда, откуда пришел, окончил Он дело Своего древнего прихода. Как прежде Логос явился в терновом кусте, так и потом, схваченный, Он в терновом венке показал, что все это – дела одного и того же Божественного всемогущества, что Он есть единый Сын единого Отца, начало и конец мирового времени» 35 . Литургическое богословие созерцает в Неопалимой Купине и Саму Пресвятую Деву Марию, Которая приняла в Себя неопально Того, о Ком сказано: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня…» ( Ис.64:1–2 ). Преподобный Иоанн Дамаскин именно так истолковал данный образ: «Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: «сними обувь твою с ног твоих…». Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой» 36 . В любом пророческом явлении и само слово Божие, и те образы, которыми оно сопровождается равноценны. Причем, иногда слово Бога есть раскрытие видения, а иногда наоборот: пророческие видения наяву более явственны, ярки и сразу запоминаются, нежели ведения сонные или пророческие видения в состоянии обморока (см.: Чис.24:4 ). Иногда же чудесное (необычное) явление может приуготовлять человека к самому пророческому диалогу, как бы постепенно приучая, вводя его (человека) в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но, с другой стороны, не нужно обольщаться и мнить, что все эти труды и усилия человека сами по себе приносят спасение. Не следует воображать, будто человек может прийти в присутствие Бога живаго единственно своими трудами и усилиями. Если бы Господь не восхотел, никто из смертных никогда не смог бы стать пред лице Его. Ибо Сам Господь, и заповедавший все сии труды и усилия, в другом месте глаголет: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10). И еще, в ином месте: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет Его Отец, пославший Меня (Ин.6:44). И еще, в ином месте: без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5). Апостол Павел в Послании к Ефесянам в том же смысле говорит: благодатью вы спасены (Еф.2:5). Что же скажем после этого? Скажем ли, что все труды наши по спасению напрасны? Не опустить ли нам руки в ожидании, пока Господь не явится нам Сам и Своею силой не поставит нас в Свое присутствие? Не вопиет ли и сам пророк Исаия: и вся праведность наша - как запачканная одежда (Ис.64:6)? Так не отказаться ли нам от всех трудов и всех усилий? Но разве не уподобимся мы тогда рабу, закопавшему в землю свой талант и потому услышавшему от господина: лукавый раб и ленивый (Мф.25:26)? Мы должны быть трезвенны и трудиться, исполняя заповеди Господни, кои ясны как солнце. Мы должны вложить весь свой труд, а в Божией власти - благословить наш труд и допустить нас в Свое присутствие. Дивно растолковал это апостол Павел, сказавший: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор.3:6-7). Итак, все зависит от Бога - от Божией силы, мудрости и милости. Но все-таки наше дело - сажать и поливать; и мы не можем пренебречь нашим долгом, не подвергая себя опасности вечной погибели. Обязанность земледельца - пахать и поливать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, взойдет ли посев, возрастет ли и принесет ли плод. Обязанность ученого - исследовать и искать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, откроется ли ему знание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Такие пророки, по словам Господа, «пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» ( Иер. 14:14 ; сн. 27:15). Очевидно, пророки эти не истинные, а ложные, лжепророки. б) Истинные пророки ясно знали настоящее и прошлое, прозревали в тайники души человека, знали его мысли, желания и тайные поступки ( 4Цар. 5:25–27 ; Деян. 5:1–10 ). Ап. Павел говорит, что когда пророки пророчествуют и войдет кто либо из неверных, то он всеми обличается, всеми судится; тайны сердца его обнаруживаются, и он, слыша обличения и видя обнаружения своих тайн, падет ниц, поклонится Богу и скажет: «Истинно с вами Бог» ( 1Кор. 14:24–25 ). Но когда православным случалось заходить в собрание хлыстов, где происходили радения, то ничего подобного описанному ап. Павлом с ними не было: никто из хлыстов не обличал этих православных в каких-либо тайных поступках или намерениях. 214 Истинные пророки предсказывали за сотни и тысячи лет будущие события, которые и исполнялись. Напр., почти за две тысячи лет пророк Моисей предсказал евреям: «рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли... и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души, жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей»; «и будешь ужасом, притчей и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь» ( Втор. 28:64–66, 37 ), – и предсказание это исполнилось с буквальной точностью. Предсказал прор. Иеремия семидесятилетний вавилонский плен ( Иер. 25:11–12 ), прор. Даниил – смену царств (Вавилонского, Мидо-Персидского, Македоно-Греческого и Римского ( Дан. 2:1–40 ), и предсказания их сбылись. Равным образом предсказаны были пророками за сотни и тысячи лет время пришествия Христа Спасителя на землю ( Быт. 49:10 ), чудесное, сверхъестественное Его рождение от Девы и место рождения ( Ис. 7:14 ; Мих 5:2 ), многие обстоятельства Его жизни и деятельности (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010