Но чтобы никто не мог возразить ап. Павлу, что, несмотря на скорби по плоти, брак все-таки выше безбрачия, потому что доставляет известные удобства жизни. Апостол напоминает о скоротечности жизни и самого мира: «время уже коротко», «ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор.7:29, 31 ). Если не «день Господень», то собственная кончина приближает наступление иного «образа мира», в котором уже не женятся, не приобретают, не наслаждаются ничем земным. Поэтому все временное и земное нужно оценивать о точки зрения вечности и неба, которое несравненно ценнее всего, что предлагает этот мир. 2. О вкушении идоложертвенного (гл. 8) Свобода от ветхозаветного закона и знание, которое получили христиане, иногда употреблялись ими во вред. Так, коринфяне, зная, что оскверняет человека не то, что входит в уста, но что исходит из уст ( Мф.15:17–18 ), и зная, «что идол в мире ничто» ( 1Кор.8:4 ), ели идоложертвенное мясо (мясо, оставшееся от многочисленных языческих жертвоприношений, частично шло для всенародных утешений при храмах, частично продавалось по дешевой цене на рынках. Поэтому вопрос о дозволенности вкушать такую пищу был важным для христиан). Но кто не имел такого знания и такой свободы, те соблазнялись, то есть думали, что и христиане считают нужным употреблять идоложертвенное. Поэтому Апостол советует руководствоваться не знанием, которое «надмевает», а любовью, которая «назидает» ( 1Кор.8:1 ), которая не допустит поступать так формально, равнодушно к немощным и немощам других. Цель жизни надо полагать не в знании, которое никогда недостижимо, но в в любви к Богу, которая ведет к истинному знанию и вечной жизни: «кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего не знает как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» ( 1Кор.8:2–3 ). Пребывающий в любви – в Боге пребывает, поэтому от Него и получает полноту знания, необходимую для благочестия и жизни. Говоря по существу об отношении к пище, Апостол пишет: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор.8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

4) Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. «Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит»: 1Кор. 7:2–17;25–28 . Еще во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие: Жена связана законом, доколе жив муж ея, если же муж ее умер, свободна выйти за кого хочет, «только в Господе»: 1Кор. 7:39 . 5) Святой Тихон Задонский говорит: «союз брака должен быть тверд и ненарушим без благословных причин». По слову Божию «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует»: Лук. 16:18 . «Соединен ли ты с женою? не ищи развода»: 1Кор. 7:27 . Разводиться же можно только по вине любодеяния одного из супругов или других, по суду высшей церковной власти причин. «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» ( Мф. 5:32 ). 6) Не так поступают сектанты, напр. «Новый Израиль», самовольно оставляющие законное супружество и вступающие в связь без всякого благословия Церкви, как язычники и дикари. 7) Одна из существующих целей брака есть благословенное рождение и умножение чад для церкви Божией. Отсюда брак не есть простое лишь удовлетворение чувственных влечений, как думают различные сектанты. Сам Бог указал эту цель в Своем благословении, данном прародителям: Быт. 1:28 . Между тем чадородие отвергают сектанты – хлысты и им подобные. 8) Амвросий Медиоланский учит, что «брак (христианский) должен быть освящен покровом и благословением священническим». «Те супружества, которые совершаются не венчанием при двух или трех свидетелях и не с благословением церковным и пастыря, т. е епископа или священника того прихода, по соборному постановлению и учению святых отцов – не законны, наоборот беззаконны и не имеют силы» (Глав. 51 Л. 522). 9) Сектанты-хлысты думают оправдать свое лжеучение о браке словами апостола «имеющие жен должны быть, как не имеющие»: 1Кор. 7:29 . Но разве апостол повелевает здесь разрушать семью? разве говорит о каком-то духовном сожительстве, практикующемся в хлыстовстве? Он дает лишь совет, чтобы христиане воздерживались от брачных отношений и чрез это меньше заботились о делах житейских, но всецело заботились о Господнем, как угодить Господу ( 1Кор. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Первобытная Церковь совершала причащение, «и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян.20:7).    Тот, кто недостойно участвует в причащении:    а) повинен против Тела и Крови Христовых: «посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27);    б) привлекает на себя суд Божий: «от того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31). «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32);    в) вкушает и пьет осуждение себе: «ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1Кор.11:29). Критическое замечание об отступлении западной Церкви от Православной в совершении Таинства Причащения   1. Римско-католическая Церковь отличается в учении о таинстве св. причащения, во-первых, тем, что в ней веществом для таинства причащения служит хлеб пресный вместо квасного. Начало этому обычаю положено было в VII веке в Испании, но господствующим в римской Церкви он сделался в XI веке.    Это нововведение западные христиане доказывают тем, будто Иисус Христос установил таинство св. причащения в первый день опресночный. Это неверно. Иисус Христос установил таинство св. причащения, по свидетельству евангелиста Иоанна (Ин.13:1), прежде иудейского праздника Пасхи, следовательно, прежде употребления опресноков, и значит, прежде первого дня опресночного. Если же евангелисты Матфей (Мф.26:17) и Марк (Мк.16:12) говорят, что тайная вечеря была в первый день опресночный, то их слова, на основании прямого указания евангелиста Иоанна, очевидно, необходимо понимать в значении дня, ближайшего к празднику опресноков, который начинался на другой день, после еврейского праздника Пасхи, именно 15-го числа месяца нисана. Следовательно, тайная вечеря, бывшая 13-го числа этого месяца, была в такое время, когда иудеи употребляли еще хлеб квасный, который Христос Спаситель и употребил при установлении таинства св. причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

“Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” ( Ин.20:17 ). Правильно понять этот текст помогает учение о двойственной природе Христа. Будучи одновременно и Богом, и человеком, Иисус Христос называет Бога Отцом в силу Своего рождения от Бога по существу (для людей же Бог есть Отец по благодати); Богом называет Его Иисус Христос по домостроительству, поскольку Сам Спаситель стал человеком (а для людей Бог есть Владыка и Бог по естеству). Подобные субординационистские выражения встречаются и у апостолов 59 . Божество Святого Духа Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы, есть истинный Бог, равный и единосущный Отцу и Сыну. Священное Писание свидетельствует об этом разными способами: а) называя Духа Святого истинным Богом, б) показывая Его обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу, и в) заповедуя воздавать Святому Духу такое же божеское почитание, как и Отцу и Сыну. а. Именование Святого Духа истинным Богом. Апостол Петр прямо называет Святого Духа Богом в своей речи солгавшему Ананию: “Для чего ты допустил сатане вложить е сердце мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу” ( Деян.5:3,4 ). Апостол Павел, Называя верующих то храмом Божиим ( 1Кор.3:16,17 ; 2Кор.6:16 ), то храмом Святого Духа ( 1Кор.6:19 ), объясняет эти имена тем, что Дух Божий живет в них: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” ( 1Кор.3:16 ). Следовательно, Дух, по слову апостола, есть Бог. б. Изображение Святого Духа обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу. Святой Дух обладает всеведением: “Дух все проницает, и глубины Божии” ( 1Кор.2:10 ), что ясно свидетельствует о Его божественности, о том, что Он Бог, “ибо кто познал ум Господень?” ( Рим.11:34 ). На это же свойство Святого Духа указывает Спаситель, когда говорит апостолам: “Дух истины… наставит вас на всякую истину… будущее возвестит вам” ( Ин.16:13 ). Святому Духу свойственно вездеприсутствие, что следует из тех свидетельств Священного Писания, где говорится об одновременном обитании и действии Его в душах всех христиан, живущих по всему лицу земли ( Рим.8,9—16 ; 1Кор.3:16; 6,19; 12,7—13 и др.).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

а) Нравственна цель брака – избежание блудодеяния ( 1Кор. 7:1 ). «А о чем вы писали ко мне (т. е. вступать или не вступать в брак), то хорошо человеку не касаться женщин». Апостол ясно дает видеть, что пишет ответы на то, о чем Коринфянами были предложены вопросы (Феодорит). Итак, Апостол прямо говорит, что состояние девственности с ее чистотой душевной и телесной есть высшее для человека состояние в нравственном отношении. 1Кор. 7:2 . «Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Это ли единственная цель брака? Нет, он имеет еще и другую высшую цель, именно ту, чтобы с умножением рода человеческого умножались и члены церкви Божией на земле; но поскольку Апостол для Коринфян имеет в виду сказать, главным образом, об опасностях безбрачного состояния в нравственном отношении, то и говорить он для них о браке, только как о способе избежать этих опасностей. «Самой причиной дозволения брака он побуждает и брачных к воздержанию» (Св. Златоуст). б) Состоящие в браке не должны уклоняться друг от друга ( 1Кор. 7:3–7 ). «Муж оказывай жене должное благорасположение (супружескую верность. Феодорит); подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж 50 , равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор. 7:3, 4 ). Св. Златоуст обращает здесь внимание на то, что мужа, преимуществующего пред женой во многих других отношениях, Апостол совершенно уравнивает с женой в заповеди о целомудрии: «здесь и тот и другая имеют совершенно одинаковую власть, ни более, ни менее. Муж своим телом не владеет, равно как и жена, – совершенное равенство, и никакого преимущества!» 1Кор. 7:5 . «Не уклоняйтесь друг от друга, разве – по согласию, на время 51 , для упражнения в посте и молитве». Апостол здесь разумеет, очевидно, не вообще молитву, а более или менее продолжительные периоды молитвенные в соединении с постом (например, во время говения), или, как толкует Св. Златоуст, «молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве» ( 1Сол. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Все же сие, говорит, производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:2 ). И некоторый 23 богослов выясняя это и приравнивая и присоединяя к оным пророческим ( 1Кор. 14:32 ), говорит: «божественный апостол различные действия одного Святого Духа называет различными дарованиями, как производимые одним и тем же Духом. И кто, говорит, называет их духами по святому Исаии, тот, думаю, от истины не отступает. Потому что во всяком даровании, как большем, так и меньшем, всецело присутствует Дух Святый, действующий соразмерно». И апостол, опять, продолжая речь о вышесказанном и представляя назидание Церкви и средство его, говорит: кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на (незнакомом) языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь . Потому что, говорит, пророчествующий превосходит того, кто говорит языками, разве он будет притом и изъяснять, чтобы церковь получила назидание ( 1Кор. 14:3–5 ). И еще говорит: когда вы сходитесь, братья, у каждого из вас есть откровение, есть истолкование; все сие да служит к назиданию ( 1Кор. 14:26 ). И пиша к Солунянам также говорит: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете ( 1Фес. 5:11 ). И это нужно понимать так. 4 . Но пристойно и соответственно, между прочим, под семью столпами, поддерживающими дом Премудрости, то есть вселенскую Церковь , разуметь и священную четверицу Евангелий Христовых, преимущественно проповедавшую в мире великую тайну Великой Троицы и отвсюду так собравшую воедино и совокупившую Церковь Христову. Потому что вы уже не чужие, недавно 24 мы слышали мудрого Павла, сказавшего к уверовавшим уже и крестившимся, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным Камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм о Господе ( Еф. 2:19–21 ). Потому что и основание ( 1Кор. 3:11 ), и краеугольный камень ( Еф. 2:20 ), и дверь дома ( Ин. 10:7 ), и строитель и художник есть Он же, разрушивший стоявшую посреди преграду ( Еф. 2:14 ) и из двух создавший в Себе самом одного нового человека ( Еф. 2:15 ), на Котором, говорит, и вы устрояетесь в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ), то есть Духом премудрости, по учению того же апостола опять.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Итак, в своих Посланиях апостол Павел неоднократно возвращается к разъяснению той мысли, что Бог по Собственному предведению приводит к вере во Христа, но только тех, кто хочет веровать. И спасаются они не потому, что по природе были сосудами милосердия, а потому, что предваряющая благодать Божия дала им возможность услышать и воспринять евангельскую проповедь . Есть люди, которые могут принимать евангельскую проповедь, – и это результат воздействия на их сердце предваряющей благодати (или долготерпения Божия). «Впрочем, на одних эта благодать действует, на других – нет. Причина этого различия лежит уже в самих людях» 325 . Урок четвёртый По воле Господа дары были даны именно немудрым, несильным, неблагородным, чтобы посрамить мудрых и сильных и упразднить значащее (ср.: 1Кор.1:27–28 ). Однако коринфяне, опьянев от обилия полученных дарований, возгордились, впали в самодовольство, всякое самохвальство (см.: 1Кор.4:18 ). И апостол Павел пишет им с укоризной: вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? ( 1Кор.3:2–3 ). И далее: Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас ( 1Кор.4:8 ). У святителя Иоанна Златоуста находим об этом такие размышления: «...если они обогащены всяким словом и не имеют недостатка ни в каком даровании, то как они (остаются) плотскими? Если они в начале имели всё это, то не тем ли более теперь? Почему же он называет их плотскими? Я не мог, – говорит, – говорить с вами... как с духовными, но как с плотскими ( 1Кор.3:1 ). Что сказать на это? То, что они, в начале уверовав и получив всякие дарования, – о которых ревновали, – впоследствии сделались нерадивыми» 326 . И далее: «Но как он называет плотскими людей, которые получили столько (даров) Духа и которых он в начале послания превозносил такими похвалами? Точно также, как были плотскими те, которым говорит Господь: отойдите от Меня... не знаю вас, делающие беззаконие ( Мф.7:23 ), хотя они изгоняли бесов, воскрешали мёртвых и изрекали пророчества. Следовательно, и тот, кто совершал знамения, может быть плотским» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павел, усиливая свою высказанную мысль. «Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона» ( 1Кор.9:20,21 ), т.е. делал законные уступки язычникам, не имеющие значения в религии духа и свободы, в своей проповеди , обращенной к ним, употреблял врачевство, сообразное их болезни, возникшей на основе их особенного мировоззрения, особенного склада жизни; иначе говорил в синагоге, и иначе в Афинском ареопаге ( Деян. 17:22 и дал.). «Для немощных был как немощный», – уважал их безразличные для царства Божия воззрения на пищу, питие, соблюдение дней ( Рим. 14:1 и далее; 1Кор.8:7 и дал.), «чтобы приобресть немощных», – не оттолкнуть их от христианства требованием того, что не поставляет нас пред Богом ( Рим. 14:14–17 ; 1Кор.8:8 и дал.). «Для всех, – заключает св. Павел, – я сделался всем»: вникал в их положение и действовал соответствующим этому образом, ограничивал себя во имя любви Христовой, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ), – в одном случае призвать к Евангелию одних, в другом – других, а в общем – «больше приобресть» ( 1Кор.9:19 ). «Для иудеев я был, как иудей», – говорит св. Павел. Но ни от кого Апостол не претерпел столько бедствий и страданий, сколько от своих соплеменников, «которые, – говорит он, – убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся» ( 1Фес.2:15 ). Подлинно: «враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:36 )!... Иудеи являлись постоянными возмутителями против св. Павла; своею клеветою они везде преследовали его, поднимая не один раз против него языческое население ( Деян. 13:50; 14:5; 17:5 и дал.); они обвиняли его и пред царями, и пред тогдашними владыками ( Деян. 18:12 и дал.; Деян. 21:27 и дал.; Деян.24:1 и дал.; Деян. 25:1 и дал.), преследуя его буквально как тень. Не один раз иудеи прямо растерзали бы св. Павла, если бы не взяла его под свою защиту римская власть ( Деян. 21, 27 и дал.), к которой Апостол всегда относился с великим уважением ( Рим. 13:1 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Церковь живет еще не в новом эоне, но в последние времена этого мира. Это все еще длящееся время Павел, как и все первые христиане, представлял себе, как чрезвычайно краткое. «время уже коротко» ( 1Кор.7:29 ). «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» ( Рим. 13:11 ). «Господь близко» ( Флп. 4:5 ). «терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол.1:3 ) означает стойкость в ожидании скорого Христова пришествия. Апостол предполагает, что он еще будет жив, когда настанет конец века сего, «не все мы умрем» ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:51 ). Какие следствия из этого он делает? Апостол не предлагает никакой апокалиптической картины гибели «настоящего лукавого века» ( Гал. 1:4 ), никакого апокалиптического счета «времен и сроков». Напротив, он отвергает подобные спекуляции ( 1Сол.5:1–11 ). Следствия, которые он предлагает, носят этический характер: «день приблизился: итак отвергнем дела тьмы» ( Рим. 13:12 ). Эсхатология не отделена от представления от времени. Но время принимается во внимание только как время Церкви, как некое промежуточное время между Воскресением Христовым и Его парусией. Это и называется «последние времена». Этот промежуток времени определяется исключительно как время, когда Церковь возвещает смерть Господа, «доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ), то есть совершает свое «дело веры» ( 1Сол.1:3 ), заповеданную евангельскую миссию. Возвещая Евангелие Креста и Воскресения, Церковь тем самым характеризует этот мир как преходящий, быстро движущийся к своему концу, к эсхатону. В Церкви мир обретает не только свой eschaton, но и telos, данную Богом цель. Поэтому только в Церкви люди становятся teleioi, «совершенными» ( 1Кор.2:6 ). Страдания этого века ouk axia, «недостойны», «ничего не стоят», в сравнении с будущей славой ( Рим. 8:18 ). Отсюда и призыв к «терпению упования». Настоящее время – время господства или царствования Господа Иисуса Христа через Слово Евангелия Царствия . Царство присутствует уже сейчас в Церкви. Господство Христа в настоящее время означает у апостола Павла постепенное осуществление дела спасения, через постепенное «низложение» властей. «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор.15:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

2. И не только это, но Господь показал, что некоторые заповеди им даны Моисеем по грубости их и не покорности. Когда они спросили Его: «почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою», то Он сказал: «он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не было так» ( Мф.19:7–8 ), – извиняя Моиеее, как верного раба, но исповедая Единого Бога, изначала создавшего мужа и женщину, а их обличая за грубость и непокорность. И посему они получив от Моисея сообразную с их жестокосердием заповедь о разводе. Но зачем я говорю это о Ветхом Завете, когда и в Новом Апостолы оказываются точно также поступающими по вышеупомянутой причине? Так Павел говорит: «это впрочем я говорю, не Господь» ( 1Кор.7:12 ); и еще: «это говорю как позволение, а не как заповедь» ( 1Кор.7:6 ); и еще: «относительно дев я не имею заповеди Господней, а даю совет, как получивший от Господа милость быть верным» ( 1Кор.7:25 ); и в другом месте говорит: «чтобы не искушал вас сатана по причине невоздержания вашего» ( 1Кор.7:5 ). Итак, если в Новом Завете Апостолы, как оказывается, дают некоторые заповеди из снисхождения, по причине невоздержания некоторых, чтобы такие люди, ожесточившись, не отчаялись совсем в своем спасении и не сделались отступниками от Бога; то не должно удивляться, если и в Ветхом Завете Бог допустил нечто такое для пользы народа и посредством вышеупомянутых обрядов привлекал к тому, чтобы они чрез них получили спасение, соблюдая Десятословие, и удержанные Им не возвращались к идолослужению и не отпали от Бога, но научились всем сердцем любить Его. Бсли же некоторые, из-за непокорных и развратных израильтян называют слабым Учителя Закона, то найдут в призвании относительно нас, что «много званных, мало же избранных» ( Мф.20:16 ), что есть такие, которые внутри волки, а снаружи одеты в кожи овец ( Мф.7:15 ), и что Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены нетлением. Глава XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010