3 ., Остаётся дать термину или его постоянное в Н. 3. и общегреческое значение: жениться, – или же менее употребительное, но всё же известное и Новому Завету: выходить замуж. Таким образом или: пусть женится (или множ: женятся) или пусть выходит (выходят) замуж, или: пусть вступают в брак, брачатся. Но безлично понимать повелит. γαμετω(σαν) затруднительно по тесной связи (асиндетон) глагола с предшествующими личными ποετω, οχ μαρτνει, как и по неупотребительности его с таким значением в Н. Завете, а относить к мужчине можно только под условием толкования всего места в смысле телесного бракосочетания духовных супругов, каковой возможности не допускает сам Ахелис. Вся вероятность поэтому на стороне девицы и единств. числа: пусть выходит —641— замуж, путь вступает в брак. При всём том необходимо считаться с авторитетным чтением γαμετωσαν, коим безличное понимание значительно облегчается: пусть брачатся, пусть заключаются браки, хотя останется во всей силе и прежнее применение к девице: пусть девицы выходят замуж, – даже к мужчине: пусть женятся. Во всяком случае менее произвола будет в принятии автор. чтения и толковании термина в его не необычном для Н. Завета и в частности для VII гл. 1 Кор. значении „выходить замуж“, и соответственно сему переводить: „пусть выходят замуж“. В этом множественном, без союза стоящем при двух предшествующих единственных числах глаголов, будет достаточно чувствоваться психологический мотив перемены субъекта, хотя этот мотив сохраняется вполне и при „пусть брачатся, вступают в брак“ – духовные супруги. Следующий 37-й стих не даёт новых черт для ближайшего определения смысла стиха 36-го. Напротив, как противоположение стиху 36-му, он сам всецело определяется предшествующим стихом. Поэтому ограничиваемся только переводом и кратким изложением его смысла. „А кто, говорит Апостол, напротив стал (στηκεν – и стоит – peri.,) в сердце своём твёрд (δραος твёрдо ср. 15:58 Кол.1:23 ; 1Тим.3:15 ), не имея необходимости (νγκην внешне-объективные принудительные условия, как Лк.14:28 ; Деян.26:11 ; Гал.2:3,15 ; 1Кор.7:26 ; Евр.7:12 , т. е. без принуждения, со стороны ли господа, если это раб, или девицы, или вообще каких-либо внешних, от него независящих обстоятельств), но имеет власть (ξουσαν противоположность νγκη 1Пет.5:2 ; Рим.9:1 ) в собственной воле (или: над своей волей, над своим желанием, а не исполняя чужое желание и подчиняясь чужой воле), и это (τοτο отн. к τηρεν ср. 1:12; 1Фес.4:3 и Иак.1:27 ) решил (κκρικεν – определил ясно и твёрдо, как 2:2 и 5:3, так что решение это есть не только воля, но и дело, где уже не может быть этого νομζειν σχημονεν), в собственном (или: своём) сердце – соблюдать (ср. 2Кор.11:9 ; 1Тим.5:22 ) свою девицу, (тот) хорошо (с)делает. Речь конечно о сохранении безбрачия и девственной чистоты, отнюдь не принудительном, но добровольном и основанном на таком

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующий 37-й стих не дает новых черт для ближайшего определения смысла стиха 36-го. Напротив, как противоположение стиху 36-му, он сам всецело определяется предшествующим стихом. Поэтому ограничиваемся только переводом и кратким изложением его смысла. «А кто, говорит апостол, напротив стал (στηκεν – и стоит – perf.) в сердце своем тверд (δραος твердо ср. 15:58 Кол. 1:23 ; 1Тим. 3:15 ), не имея необходимости (νγκην внешне-объективные принудительные условия, как Лк. 14:28 ; Деян. 26:11 ; Гал. 2:3. 15 ; 1Кор. 7:26 ; Евр. 7:12 , т. е. без принуждения, со стороны ли господ, если это раб, или девицы, или вообще каких-либо внешних, от него независящих обстоятельств), но имеет власть (ξουσαν противоположность νγκη 1Пет. 5:2 ; Рим. 9:1 ) в собственной воле (или: над своею волею, над своим желанием, а не исполняя чужое желание и подчиняясь чужой воле), и это (τοτο отн. к τηρεν ср. 1:12; 1Фес. 4:3 и Иак. 1:27 ) решил (κκρικεν – определил ясно и твердо, как 2:2 и 5:3, так что решение это есть не только воля, но и дело, где уже не может быть этого νομζειν σχημονεν), в собственном (или: своем) сердце – соблюдать (ср. 2Кор. 11:9 ; 1Тим. 5:22 ) свою девицу, (тот) хорошо (с)делает. Речь конечно о сохранении безбрачия и девственной чистоты, отнюдь не принудительном, но добровольном и основанном на таком твердом решении, что уже нет места мысли о позорности, с мирской точки зрения, такого состояния. Годэ в этом усиленном указании на твердость решения, отсутствие принуждения и свободу собственной своей воли видит тонкий психологический намек на какую-то семейную драму... Оно может быть и остроумно, да неважно. Гораздо важнее указать на то, что настойчивым повторением термина καλς здесь (36–38) и καλν по отношению к каждому совету, находящемуся в этой главе (1. 8. 26), и ни разу не употребленным γαθν, апостол выразительно и решительно изъял данный предмет из нравственно-принципиальной или моральной области (τ γαθν – благо, добро) и отнес к внешней стороне, практическому удобству и средствам (τ καλν красота, прекрасно, хорошо) христианского благобытия и правдотворения, т. е. к тому, чтобы не иметь скорбей по плоти (28), к благообразию и благопристойности поведения (τ εσχημον – 35), к сокращенному времени и тяжелым обстоятельствам ( καιρς συνεσταλμνος 29), к свободе от мирских забот (μερμνους εναι 32) и к заботам о Боге (μεριμνν τ το Κυρου), а не о мире (τ το κσμου 33–34) и вообще к пользе (τ σμφερον (35). Тоже являют и постоянные оговорки апостола (6. 7. 9. 12. 25. 28. 40). 38

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В притчах Спасителя о должнике( Мф.5:25–26 ; Лк.12:58–59 ) и о должнике немилосердном к своему клеврету ( Мф.18:23–35 ) слово: темница Западные принимают в значении среднего, огненно-очистительного места для грешников, по смерти их, и в подтверждение указывают на слова: не изъидеши оттуду, Дóндеже воздаси последний кодрант, Дóндеже и последнюю медницу воздаси. Но неоплатный должник и на земли может навсегда остаться в темнице; а за гробом невозможно самодеятельное исправление и удовлетворение Божественному правосудию за грехи, – уплата долгов Богу. Потому приточная темница в духовном смысле может быть принимаема в значении вечного осуждения. Дóндеже воздаси; слово Дóндеже, по употреблению в Священном Писании (напр. 2Цар.6:23 ; Мф.24:35 ) не может быть принимаемо за основание учения о пределе, или окончании темничного заключения грешника. В притче, о должнике немилосердом к своему клеврету, господин предаде его мучителем, Дóндеже воздаст весь долг свой. Тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения, присовокупил Спаситель; но Он же и прямо сказал: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит, вам согрешений, ваших ( Мф.6:15 ). Как на яснейшее свидетельство Писания об огне чистилищном, западные указывают на слова апостола Павла: Аще ли кто назидает на основании семь (Иисусе Христе) злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет: день бо явит: зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, якоже огнем ( 1Кор.3:12–15 ). Апостол различает два рода деятельности христиан: злато, сребро, камение честное – деятельность добрую; дрова, сено, тростие – дела низкие, или неправедные. Но когда вполне ясно откроется различие добра и зла? День явит; – и какой иной день, как не день последнего суда и всеобщего воздаяния? Чьё дело не сгорит в огне страшного дня тот примет мзду. А посему чьё дело сгорит, тот примет не мзду, а наказание, отщетится, потеряет то, что мог получить; но он спасется 53 , т. е. не получив незаслуженного помилования, не уничтожится, а пребудет на век в мучении огненном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

415 Гипотеза о галлюцинации была использована Э.Ренаном, а за ним и многими другими критиками-рационалистами. 416 Ср. Лк. 24:19 . 417 Таков взгляд большинства представителей “либеральной теологии”. О ней см. ниже 418 Это мнение защищал немецкий критик Г.Паулюс (1828). 419 Деян 26,13-18 . 420 1Кор. 15:35-44 ; Флп. 3:21 . Синонимом “тела духовного” ( .… ) является у Павла “тело небесное”. 421 1Кор. 15:14 . 422 Соловьев Вл. Собр.соч. Т.10, с.36–47. 423 Лк 24,13-35 . Местоположение Эммауса точно до сих пор не установлено. Очевидно, это было небольшое селение, следы которого исчезли. 424 Среди ближайших учениц Христовых названа в Евангелии сестра Девы Марии, Мария Клеопова ( Ин. 19:25 ). Она могла быть либо дочерью, либо женой Клеопы. Некоторые толкователи считают, что Иаков Алфеев ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:15 ) был сыном Марии и Клеопы, поскольку арамейское имя Халпай (Алфей) по-гречески могли произносить как Клеопа (Клопас). 425 Перечень соответствующих текстов приведен в кн.: прот.Соловьев И. Обетования и пророчества об Иисусе Христе и Его св.Церкви в книгах Ветхого Завета. М., 1913. 426 Ср. Мк. 16:13 . 427 Лк 24,34 ; 1Кор. 15:5 . 428 Мы говорим “Двенадцать”, как это иногда было принято в Новом Завете ( 1Кор. 15:5 ), хотя после отпадения Иуды апостолов осталось одиннадцать. Но священное число сохранялось неизменным и скоро было восполнено ( Деян. 1:15-26 ). 429 Ин 20,26 . О единодушии предания, согласно которому ученики не покинули города до конца пасхальной недели, свидетельствует и Евангелие от Петра, XIV, 58. 430 По преданию, первое явление Христа ученикам в Галилее произошло недалеко от Капернаума. Это вполне вероятная локализация. Едва ли ученики могли найти другое, более удобное для них место, чем Капернаум. 431 Из Лк. 24:33-53 можно сделать вывод, что Вознесение произошло в первый же день после явления Воскресшего. Но позднее сам евангелист внес поправку, указав на “сорок дней” ( Деян. 1:3 ). О галилейских явлениях говорят Мф и Ин. Как было уже сказано, установить точную их хронологию трудно. “Создается впечатление, – замечает Ч.Додд, – что описанные случаи были не того рода, чтобы могли войти в последовательное повествование. Они были спорадическими, неуловимыми, мимолетными и все же оставляли в сознании тех, с кем это происходило, непоколебимую уверенность в том, что они действительно на короткое время были в непосредственном присутствии живого Господа” (Dodd Ch. The Founder of Christianity, p.169).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

Пасхальные повествования четырех Евангелий; Пространное богословское рассуждение о воскресении у Павла ( 1Кор.15:12–58 ); Речи, посвященные воскресению, в Деяниях Апостолов (см. Деян. 2:31–32; 3:15; 4:10 ). Таким образом, самые разные формы и выражения используются в Новом Завете для передачи мысли, что Иисус воскрес из мертвых и ныне наслаждается новой, преображенной жизнью (см., например, Лк. 24:15, 23 ; Рим. 14:9 ; 1Кор.15:35–50 ). Первые христианские авторы, говоря о воскресении Иисуса, отмечают, что Он «жив» (см. Лк. 24:23 ; Рим. 14:9 ), что Он «вошел в славу» или «прославлен» ( Лк. 24:26 ; Ин. 7:39; 12:6; 17:1 ; 1Тим. 3:16 ) и «превознесся» (см., например, Флп. 2:9 ) «одесную» Бога (Отца) (см. Деян. 2:33 ; Рим. 8:34 ). Основная мысль всех этих высказываний вовсе не та, что дело Иисуса продолжается, или что ученики Его обрели новое сознание и жизнь в вере, осознав, что Иисус все верно говорил о Боге. Основная мысль их связана с самим распятым Иисусом: именно Он лично перешел из состояния смерти к новой и вечной жизни. Разумеется, в этих ранних формулировках упоминается также, что воскресение имело своей целью преобразить и «оправдать» нас перед Богом (см., например, Рим. 4:25 ). Воскресение привело учеников и других христиан к новой, благодатной жизни в вере и стало началом нашего собственного воскресения из мертвых (см. 1Кор.15:20 ). И тем не менее, в первую очередь воскресение – это то, что случилось с самим Иисусом. Да, Он «воскрес» в умах и сердцах учеников, но именно потому, что сначала воскрес из мертвых и явился им. Если бы Он не воскрес, они не были бы «оправданы». Четырехчастная формула, которую приводит Павел, ясно указывает на четыре события, произошедшие с Иисусом ( 1Кор.15:3–5 ) 101 . Он умер; был погребен; воскрес из мертвых; явился Петру и затем двенадцати (точнее, одиннадцати, после отпадения и смерти Иуды). Иисус (именуемый «Христом») является субъектом всех четырех действий. Последние два глагола («воскрес» и «явился») так же информативны, как и первые два («умер» и «был погребен»). Тот же, кто умер и был погребен, затем воскрес и явился. В обеих парах глаголов второй подтверждает первый. Мы знаем, что Христос умер, поскольку был погребен: погребение указывает на смерть. Мы знаем, что Христос воскрес, поскольку являлся телесно множеству групп и отдельным людям; мертвые так не являются. Короче говоря, формула, приведенная Павлом, указывает прежде всего на нечто, случившееся, во-первых, с Иисусом и, во-вторых, случившееся с Ним «за грехи наши, по Писанию» ( 1Кор.15:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Указание на семь столпов дома сделано, чтобы священным числом указать на величие и непоколебимость Дома, Который создала Себе Премудрость. Протоиерей Булгаков, не отвергая принятого Церковью толкования, что под домом разумеется Богородица, все же делает отсюда вывод, что под Премудростью здесь нельзя разуметь Христа, так как Слово Божие не создавало Себе Матерь. Однако ясно всякому, что воплощение Сына Божия совершилось не без участия Его Самого. Нельзя говорить, что Избранница Божия была уготована только наитием Святого Духа и благоволением Отца, ибо архангел Гавриил благовестил так: «Дýх Святый нáйдет на Тя, и сила Вышняго осенитъ Тя» ( Лк. 1:35 ). Мария стала Матерью Божией, когда на Нее не только низошел Дух Святой, но и осенила Сила Вышнего, каковое имя в Священном Писании ( 1Кор. 1:24 ) и святительских творениях дается Второй Ипостаси, Сыну и Слову Божию. Таким образом, вполне уместно говорить, что Сын Божий создал Себе Дом, и это прямо выражено в канонах Великого Четвертка и ему соответствующих в предпразднества Рождества и Богоявления 56 . Этим нисколько не отрицается участие остальных Лиц в деле боговоплощения, как и вообще всегда говоря о действии Одного из Лиц Святой Троицы, мы признаем и участие остальных 57 . Сын Божий также утвердил столпы Своего Дома, то есть добродетели и непоколебимость Своей Матери, не только подавая Ей Свою божественную помощь, но и поучая Ее Своим словом и личными примером во время Своей земной жизни. Дальнейшие слова книги Притчей тоже прямо указывают на Христа: «Закла своя жертвенная» (ср.: Евр. 9:26 ) и раствори в чаше своей вино и уготова свою трапезу. Посла своя рабы созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголюши: «Иже есть безумен, да уклонится ко мне; и требующим ума рече: «Приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворил вам. Оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся, и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении» (гл. 9, 1–6). Это Христос ведь принес жертву – Себя Самого – послал Своих апостолов проповедовать Евангелие всем не ведающим истины и призывает всех вкусить Его Тела и пить Его Кровь, обещая достойно ядущим сей хлеб и пиющим сию чашу небесное царство и вечную жизнь ( Евр. 8–9 ; Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ; Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:24–25 ; Лк. 22:19–20 ; Ин. 6:27–58 ; 1Кор. 11:24–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Учение о претворении Святых Даров, будучи центральным моментом св. Евхаристии, основано на ясных новозаветных свидетельствах — прежде всего на недвусмысленных словах Спасителя ( Ин. 6, 48—58 ; Мф. 26, 26—28 ; Мк. 14, 22—24 ; Лк. 22, 19—20 ; ср. 1Кор. 11, 23—25 ). Оно всегда было живо в соборном сознании Православной Церкви еще с апостольских времен. В последованиях древних литургий ап. Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста молитва к Богу Отцу предшествует освящению св. Даров; ею испрашивается, чтобы ниспосланием Святого Духа Он преложил, пременил, претворил предложенные хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. «Такое полное согласие всех древних литургий и в столь важном предмете учения о таинстве Евхаристии неоспоримо свидетельствует, — заключает Митрополит Макарий, — что таково именно было предание апостольское о сем предмете, и так веровала всегда о сем св. Соборная Церковь» 303 . Св. отцы и учители Церкви тоже учат, что в таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются, пременяются и претворяются в Тело и Кровь Христа. Св. Иустин Философ (II в.) наставляет, что «та пища (Евхаристия), над которой произнесено благодарение с молитвой… и которая после пременения питает нашу кровь и плоть, есть Плоть и Кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа» 304 . Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) пишет: «Христос некогда в Кане Галилейской претворил воду в уподобляющееся крови вино ( Ин. 2, 1—10 ). Не заслуживает ли веры и то, что вино претворяется в кровь?» 305 . «По совершении призывания хлеб делается телом Христовым, а вино — кровию Христовой» 306 . Св. Григорий Нисский (IV в.) исповедует: «Воистину думаю и верую, что и ныне хлеб, освящаемый словом Божиим, претворяется в Тело Бога Слова» 307 . У св. Амвросия Медиоланского читаем: «Всякий раз, как принимаем Тайны, которые чрез таинство священной молитвы преобразуется в плоть и кровь (Христовы), мы возвращаем смерть Господню» 308 ( 1Кор. 11, 26 ). Феодор Гераклийский (IV в.) поясняет: «Сие есть, сказал Христос, тело Мое, и сия — кровь Моя, дабы ты не подумал, что они суть только образ, но что хлеб есть самое тело Господне, а вино — кровь Господня, претворяемые в плоть и кровь нашего Господа неизреченным действием Святого Духа» 309 . Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) ясно свидетельствует: «Хлеб предложения и вино с водою чрез призывание и наитие Святаго Духа сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христовы» 310 . «Хлеб и вино не суть образ тела и крови Христа (да не будет!), но суть самое Божественное тело Господа, ибо Он сказал: „Сие есть — не образ тела, — а тело Мое; не образ крови, — а Кровь Моя“» 311 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

   Господь, Творец наш, Святая Троица, вел совет предвечный: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию» (Быт.1:26), — и мы, христиане, строим жизнь на этом откровении: наше бытие есть образ Божественного бытия. Первородный грех внес отрицательный момент в нашу жизнь. И Христос, Который явился в сей мир, конечно, был не понятен никому. Как жил Этот Человек? — Он не хотел иметь никакой собственности на Земле: Он не имел ни дома, ни иного чего-либо (Лк.9:58)... Явление Его, Рождество Его было в самых бедных условиях (см. Лк.2:7). И как можно узреть в этом явлении абсолютного Бога, Творца Космоса? И Христос говорит, что, когда Отец действует в нас (ср. Ин.6:44, и др.), мы начинаем видеть величие Божие в этом истощании.    Чтобы следовать за Христом (см. Ин.12:26), как Он говорит, действительно надо уготовиться терпеть всякую скорбь и болезнь, всякое возможное страдание. И как возможно выбирать это страдание и эту болезнь? Никто не может сам последовать за Христом, потому что первое условие: надо брать на свои рамена крест. Кто может избирать этот страшный путь страданий Христа? Итак, нужна какая-то интуиция свыше, которая привлекает человека ко Христу. Апостол Павел хорошо сказал, что если нет воскресения, то христианин — самое несчастное существо на Земле (см. 1Кор.15:13—19). По-человечески говоря, никто не может согласиться последовать за Христом, если не будет ему открыто, что это Сын возлюбленный Отца.    Мне кажется, что в этом вопросе заключено некоторое колебание: если без Него мы не можем творить и мы Его просим делать, а Он не делает, как понять это положение: «Просите и дастся вам» (см. Мф.7:7)? Мы просим и очень долго не получаем даже маленьких вещей.    Итак, потенциально в нас живет Сам Бог, и мы получаем бытие-жизнь Самого Бога, так что Бог и человек идут совсем рядом. Когда мы говорим о воплощении Сына Отчего, то стоит перед нами вопрос: как возможно, чтобы абсолютное Существо могло воплотиться в эту болезненную плоть? — Наша природа сотворена Богом. Получается, что Христос облекся и взял на Себя, в Свою Ипостась нашу природу, способную страдать, но — природу, созданную Им Самим. Она не есть нечто чуждое для Него. В Своем рождении от Девы Он избежал того, что соприкасается с грехом. Если Он Сам сотворил эту природу и мог явиться в этой природе, получается и обратное решение, что мы, рожденные в этой природе, можем воспринять Бога — Творца. Так, когда говорит Господь в Совете Своем предвечном: «сотворим человека по образу Нашему [и] подобию» (Быт.1:26), то мы стоим пред Абсолютом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Хотя в Ветхом завете вообще супружество предпочиталось девству, ибо каждый ожидал, что от его племени родится искупитель мира, но и тогда были мужи, любящее жизнь нестяжательную и девственную. Таковы были: Пророки Илья, Елисей и сыны пророческие ( 4Цар.1:4 ). св. Иоанн Предтеча – праведник Ветхого и Нового завета, стал образцом девственной, пустынной и полной лишений жизни. В Новом завете девство предпочтено супружеству; от Девы Духом Святым родился Спаситель мира. Пример Иисуса Христа, наставления Его ( Мф.19:1–12 ) и обет девства Пресвятой девы Марии освятили девство. Что дева Мария дала обет девства, это видно из слов Ее: како будет сие, идеже мужа не знаю ( Лк.1: 34 ), т. е. не только не знаю, но и не желаю знать, ибо иначе нечего было бы Ей сомневаться в рождении Сына, когда Она была обручена уже Иосифу. Она есть приснодева, т. е. дева в рождестве и по рождестве, как была до рождества. И соделалась примером и руководительницею всем, желающим сохранять девство. Св. Отцы к Ней относят слова Псалмопевца: приведутся девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе ( Пс.44:15 ). Св. Апостолы учили сохранять девство. А Павел желал, чтобы все, подобно ему, сохраняли девство ( 1Кор.7:7–8 . сл.26:32–34,37). Св. Иаков, брат Господень, был девственник, вел жизнь крайне строгую, не вкушал ни вина, ни мяса, не намащал тела своего елеем, по обычаю своих единоплеменников, колена его от частых поклонов были покрыты наростами (Евс. ист. ц. кн. 2 гл. 23). Девственником был св. Иоанн Богослов (Крон, против Вигпс. кн. 1 гл. 26), его брат Иаков (св. Епиф. прот. ерес. 58, 4). Ученики Апостола Павла, Тимофей и Тит, были, подобно ему, девственниками (Иерон. на Тит. 2, 7 ), и девственницы: первомученица Фекла (Исид. пелус. кн. 1 письмо 87) и дщери диаконов Филиппа и Николая (Евс. ист. ц. кн. 3, гл. 29). Климент свидетельствует, что среди Коринфских христиан много было девственников и девственниц ( 1Кор.39 ) и много писал о девстве. Св. Игнатий Богоносец , св. мученик Иустин, Тертуллиан и св. Киприан свидетельствуют, что было много лиц обоего пола состаревшихся в девстве. Примеры нестяжательности

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Этим нисколько не отрицается участие остальных Лиц в деле боговоплощения, как и вообще всегда говоря о действии Одного из Лиц Святой Троицы, мы признаем и участие остальных 26 . Сын Божий также утверждал столпы Своего Дома, то есть добродетели и непоколебимость Своей Матери, не только подавая Ей свою божественную помощь, но и поучая Ее Своим словом и личным примером во время Своей земной жизни. Дальнейшие слова книги Притчей тоже прямо указывают на Христа: «Закла своя жертвенная (сравни Евр. 9:26 ) и раствори в чаше своей вино и уготова свою трапезу. Посла своя рабы созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко мне; и требующим ума рече: «Приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся, и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении» ( Притч. 9:2–6 ). Это Христос ведь принес жертву – Себя Самого, – послал Своих апостолов проповедывать Евангелие всем неведающим истины и призывает всех вкусить Его Тела и пить Его Кровь, обещая достойно ядущим сей хлеб и пиющим сию чашу небесное царство и вечную жизнь ( Ebp. VIII, IX ; Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ; Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:24–25 ; Лк. 22:19–20 ; Ин. 6:27–58 ; 1Кор. 11:24–32 ). Внимательное рассмотрение этого места книги Притчей, на котором прот. Булгаков особенно основывает свои возражения против того, что Премудрость есть Христос, приводит к еще лишь сильнейшему убеждению, что именно о Христе здесь идет речь. Тут ясно выражено, что Премудрость спасает людей, принося жертву и питая желающих спастися Своим Телом и Своей Кровью. Это непосредственно относится ко Второй Ипостаси. Даже, если мы под домом, созданным Премудростию, будем подразумевать Церковь , каковое сравнение тоже встречается в Священном Писании ( Евр. 3:1–6 ), то и тогда Имя Премудрость относится ко Христу, Который сказал: «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей». Хотя «сотворивый всяческая Бог» ( Евр. 3:4 ), но Он все творит через Своего Сына, «Имже вся быша», и Имже устрояет дело спасения. Когда говорится, что Премудрость, создавшая дом, предлагает таинственное животворное брашно, то здесь под Премудростью нельзя разуметь Отца или Св. Духа, но Того, Который почти в тех же выражениях предложил Свою Плоть и Кровь. Здесь говорится о домостроительстве Божием и Его Исполнителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010