Не только из контекста, но и из буквального прочтения этих строк видно, что речь здесь идет вовсе не о молитве, а о противопоставлении осмысленной проповеди непонятным пророчествам или о предпочтении ясного учения неясному. 40 В устах св. Григория Богослова эти слова звучат следующим образом: «Лучше мне пять слов сказать в Церкви с разумом, нежели тысячи одним языком». 41 По разъяснению св. Иоанна Златоуста , сказать умом моим, чтобы и других наставить, означает «говорить то, что понимаю, что могу истолковать и другим, говорить с сознанием и поучать слушателей». 42 И преп. Ефрем Сирин считает, что св. Павел желает пять слов толковых и полезных сказать, нежели десять тысяч слов на непонятном языке нагово­рить. 43 Таким образом, выражение пять слов сказать умом моим означает именно речь, а не мысленное и, тем более, молитвенное обращение. Священник. Простите, но, слушая все это, я испытываю легкий шок, ибо многократно встречал в святоотеческих текстах использование этих слов Апостола для апологии Иисусовой молитвы. Духовник. Ты еще скажи, что под пятью словами Апостол имел в виду молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Священник. Выглядит забавно. И все же... Духовник. Объясняю. Образец такого оригинального толкования первым подал преп. Иоанн Синайский. 44 Следуя его авторитету и, как правило, ссылаясь на него, в том же смысле эти слова Апостола повторяют такие почтенные отцы, как Григорий Синаит , 45 Нил Сорский , 46 Игнатий Брянчанинов , 47 Иоанн Кронштадтский 48 и еще ряд святых, 49 которых перечисляет преп. Паисий Величковский , разделяя с ними такое же понимание. 50 Священник. Вы хотите сказать, что все они неправильно толковали слова Апостола?! Духовник. И да, и нет. Священник. Как это понимать? Духовник. В смысле буквальном: все последователи преп. Иоанна были неправы, но по сути – учили правильно. Священник. Как такое возможно?! Духовник. Возможно, если помнить, что смысловым горизонтом святоотеческого понимания Священного Писания является принцип любви к Богу и ближнему, согласно которому «история, пророчества, догматы и нравоучение – все в нем направлено к тому, чтобы произвести и укрепить любовь». 51 Исходя из этого принципа, «кто при истолковании слова Божия думает, что он уразумел Священное Писание или некоторую часть его, а между тем его разумение никого не назидает в вышеизложенной двоякой любви к Богу и ближнему, тот еще не уразумел Писания. Напротив, кто извлек из него мысли, полезные для назидания в любви, тот, хотя бы иногда и не то именно говорил, что изъясняемый им писатель хочет сказать в известном месте, однако ошибка его безвредна: он, конечно, обманывается, но не лжет». 52 Следовательно, хотя обсуждаемое нами понимание аскетами слов апостольских ( 1Кор. 14;19 ) не соответствует мысли Апостола, тем не менее, оно не только не противоречит принципам герменевтическим, но, что для нас еще важнее, полностью соответствует принципам аскетическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Просфоры, изготовляемые ныне для совершения Литургии, бывают двухсоставные в напоминание того, что в И. Христе два естества, или две природы – Божеская и человеческая; 45 вверху просфоры – крест с буквами Ис. Хр. ника, т. е. Иисус Христос побеждает. 46 Для таинства требуется один хлеб ( 1Кор. 10:17 ) – одна просфора; но для совершения Литургии употребляется 5 просфор. Большая часть, вынутая из первой просфоры, называется Агнцем, так как служит образом И. Христа, прообразом Которого служил пасхальный Агнец, почему на проскомидии при вырезывании этой части священник читает пророчество Исаии: Яко овча на заколение ведеся. 47 Из второй просфоры вынимается часть в честь Богоматери; из третьей – в честь 9 ликов святых; из 4-ой – за живых и прежде всего за Государя и весь Царствующий Дом, за Святейший Синод, местного Архиерея и всех, кого хочет помянуть священник, или о ком его просят; из 5-ой – просфоры вынимаются части за умерших. Все вынутые частицы полагаются вокруг Агнца, как Христа – главы Церкви, на дискосе. 48 В чашу 49 вливается вино, соединенное с водою. Заканчивается проскомидия следующею молитвою: «Боже, Боже наш! Ты, пославший в пищу всему миру небесный хлеб – Господа нашего и Бога И. Христа, Спасителя, избавителя, благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови это предложение и приими его в пренебесный Свой жертвенник. Помяни, как милосердый и человеколюбивый, принесших эти дары и тех, за которых они принесены, и нас сохрани не осужденными в священнодействии Божественных Твоих тайн. Потому что свято и преславно пречестное и величественное имя Твое Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда и в вечные веки. Аминь» . Во время совершения проскомидии, читаются 3 и 6 часы, третий – в воспоминание сошествия Св. Духа на Апостолов; шестой – в воспоминание крестных страданий Спасителя; девятый час установлен в воспоминание крестной смерти И. Христа (см. тропари часов л. 60–61). II. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ начинается возгласом: Благословенно царство Отца, и Сына, и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

45 По Аристотелю, три начала вещей: вещество, вид (мысль, форма, зиждущее начало всякого предмета или явления, его понятие), и лишение, то есть относительное небытие, напр. отсутствие теплоты. 47 Можно думать, что Етериан где-либо сравнил предполагаемое им исхождение Духа от Сына с подаянием Духа от Сына. 48 Изречение в Илиаде Гомера, песнь 2, ст. 204: «Нет в многовластии блага; да будет единый властитель, царь нам да будет единый!» 49 Hugonis Eteriani De haeresibus Graecorum II, 8. Nam Patris et Filii una manus est et eadem; testetur dicens: Pater meus, qui dedit mihi, major omnibus est, et nullus potest rapere oves de manu Patris mei. Et post pauca iterum dicit: nullus rapiet eas de manu mea (Ioh X, 28. 29) Ecce una manus, non duae, Patris et Filii, qnoniam una causa unumque principium Spiritus existit uterque. De hac manu digitus prodit, Sanetus uidelicet Spiritus, sicut evangelistae testantur. Matthaeus enim ita scribit: si in Spiritu Die ejicio daemonia (XII, 28); Lucas vero: si in digito Die (XI, 20), digitum indubitanter dicendo Spiritum… 51 Таковы – еретики Донатисты (Augustini de haeresibus 69), Аполлинарий (Григор. Бог. письмо к Кледонию), и другие, о коих упоминают Василий В. в 70-м письме и Августин в книге de haeresibus 74. 54 Василия В. книга о Св. Духе, гл. 16. И вообще сюда относятся все места, где говорится о единосущии Духа Святого с Отцом и Сыном, так как быть в образе Божием равносильно выражению «быть в сущности Божией». Твор. VII, 45. 55 «Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющие одну природу познаются одно из другого» – говорит св. Кирилл Ал., объясняя слова Христовы: если б вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего ( Ин. 14:7 ). См. его книгу о Св. и Живоначальной Троице. 58 Кажется, имеет в виду место из 2-й кн. De haeresibus Graecorum, главы 18: «то же утверждает и великий Василий в третьем слове о Духе, говоря, что по достоинству Он второй по Сыну, как от Него имеющий бытие, от Него приемлющий возвещаемое нам и всецело зависящие от сей причины, это преподает учение благочестия». – Что слова «от Него имеющий бытие» есть вставка латинян, см. в Тв. св. отцов 1846, часть 3, стр. 127 и дал. Так же Макария Бог . § 46. А может быть, где-нибудь Гугон ссылался на сказанное Василием Великим : «что Дух от Бога, о том ясно проповедал апостол, говоря: мы приняли Духа, который от Бога ( 1Кор.11, 12 ); а что Дух явился через Сына, сие апостол соделал явным, наименовав Его Духом Сына, как и Духом Божиим» – и проч. См. Васил. В. кн. 5 о Духе Святом. Творений Вас. VII, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

42 Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. С. 23. 43 Проф. В. В. Болотов. Лекции но истории древней Церкви, II. С. 11. 44 Сенека Луций Анней – философ-стоик середины I в. н. э., воспитатель императора Нерона. 45 Проф. В. В. Болотов. Лекции но истории древней Церкви, II. С. 16. 46 Ювенал Децим Юний (ок. 60 – ок. 127 гг. н. э.) – римский поэт-сатирик. 47 Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского, 8, 2. С. 383. 48 Ср.: 1Кор. 8:5–6, 12, 3 ; Флн. 2:11. Кроме того, в Сентуагипте (переводе Ветхого Завета на греческий) словом Κριοςпередано неизреченное имя Яхвы (Бога), и поэтому, для христианина словом Κριος – Господь, император-язычник именоваться не может. 49 Так, египтяне, например, могли проповедовать свои верования сирийцам, но не римлянам. Поэтому и Риме был разрушен храм Исиды – древнеегипетской богини плодородия. См.: Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. С. 19. 50 “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть” ( Мф. 6:24 ). 51 Например, даже гуманный пропретор Плиний Младший вводил в своей провинции поклонение статус Траяна, хотя этот государь был против политического культа и неблагоприятно относился к клятве именем кесаря, считая, что для римлян приличнее клясться именем Юпитера. 52 Во времена принципата (империи), когда появились статуи императоров, после обоготворения их, римская религия в значительной степени отождествилась с культом императоров. См.: 11 основ М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991. С.91. 53 Провинции римской империи делились на сенатские и императорские. Сенат заведовал давно умиротворенными областями, в которых не могло быть восстания, а император, как главнокомандующий всеми войсками, ведал провинциями пограничными и недавно покоренными. В сенатские провинции назначались проконсулы, а в большие императорские – пропреторы. 54 Плиний Младший, Гай Плиний Цецилий Секунд родился около 61 г. н. э.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

441 . Поучение 31. О том, что христианину должно быть великодушным и незлопамятным. С. 267–270. [Т. II. С. 138–141.] 442 . Поучение 32. О страстях. С. 370–372. [Т. II. С. 141–142.] 443 . Поучение 33. Как должно утешать малодушных. С. 272–279. [Т. II. С. 142–147.] 444 . Поучение 34. О том, что читающий брат должен вникать в читаемое и читать со тщанием, как в Божием присутствии. С. 279. [Т. II. С. 147–148.] 445 . Поучение 35. О девстве и целомудрии. С. 280–284. [Т. II. С. 148– 151.] 446 . Поучение 36. О чистоте. С. 284–286. [Т. II. С. 151–153.] 447 . Поучение 37. О том, что должно не блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором долу, душою же стремиться rope ко Господу. С. 286–290. [Т. II. С. 153–155.] 448 . Поучение 38. О кротости. С. 290–293. [Т. II. С. 155–158.] 449 . Поучение 39. О непослушных и о воскресении, о страхе Божием и о будущем суде. С. 294–304. [Т. II. С. 158–166.] 450 . Поучение 40. О благоговении. С. 305–309. [Т. II. С. 166–170.] 451 . Поучение 41. О тех, которые отпадают по собственному нерадению, и какими-либо предлогами извиняются во грехах. С. 309–318. [Т. II. С. 170–177.] 452 . Поучение 42. К отпадшему брату о покаянии. С. 318–329. [Т. II. С. 177–185.] 453 . Поучение 43. О том, что не должно клясться и говорить хулу. С. 330– 334. [Т. II. С. 185–189.] 454 . Поучение 44. Объясняются брату слова: «Лучше есть женитися, нежели разжигатися» ( 1Кор.7:9 ). С. 334–337. [Т. II. С. 189–191.] 455 . Поучение 45. О страхе Божием. С. 337–342. [Т. II. С. 191 –195.] 456 . Поучение 46. О любви. С. 343–345. [Т. II. С. 195–197.] 457 . Поучение 47. К Евлогию. С. 345–352. [Т. II. С. 197–202.] 458 . Поучение 48. Монаху, впадшему в уныние, который говорит: «Пойду, возвращусь в мир». С. 353–365. [Т. II. С. 202–212.] 459 . Поучение 49. О злонравии. С. 366–368. [Т. II. С. 212–214.] 460 . Поучение 50. О различии жизни монашеской и мирской. С. 368–370. [Т. II. С. 214–216.] 461 . Послание к монаху Иоанну. С. 371–379. [С. VI. 461–469.] TLG 4138/34. Epistula ad Ioannem monachum de patientia, et de cavendo ne quis decipiatur cogitationibus praetextu iustificationum neque dicat: «Tamquam pastor incedo», et de temperantia. CPG 3943.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

1Кор. 15, 33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы и 34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. Причина же неверия в воскресение мертвых есть развращенная плотская жизнь, при которой отсутствует Богообщение. 45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Адам был по духу младенцем. По мере созревания и возрастания духа в раю, если бы это было, его душевность прибыла бы в совершенно послушное согласие с его духом, возвышавшимся над нею, чего не могло быть из-за грехопадения людей. Христос же совершенно подчинил Свою душевность духу до умерщвления ее, почему исполнился полнотой Божественной жизни, которая чрез Него сообщается и верным. Во всем должна быть постепенность: 46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. 47 Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. 48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. 49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Останавливаться же на душевности нельзя: 50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. 56 Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Грех умерщвляет человека, а писаный закон не живит его и не дает ему силу исполнять его; закон же духа победителен: 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! 1Кор. 15, 33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Поэтому не нужно в них участвовать. На Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла 2 Кор. 1 2Кор. 1, 6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим 7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. Живущие общей духовной жизнью имеют одни радости и скорби, общие. 8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит. Сила Божия тогда является на помощь человеку, когда все человеческие средства уже истощены, и оказались бессильны помочь. Посему не нужно унывать ни в каких тягостях, искушениях и скорбях, имея в мысли, что ими Господь ведет нас ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

О чудотворениях чрез святые мощи Пс.113:25–26 . «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек». Объяснение. Человек по смерти тела не может славить Бога так, как славит, живя на земле, и телом и душой: 1Кор.6:20 . Но этим не отвергается жизнь души по разлучении от тела, не отвергаются хваления и моления, возносимые к Богу душами умерших святых: Откр.6:10:7:10 ; Вар.3:4 ; Дан.3:5 . На вопрос: как тела умерших праведников могут творить чудеса, ответим: православная Церковь никогда не утверждала, что мощи сами по себе творят чудеса. Она учит, что не мёртвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках святых: 4Цар.13:21 ; Сир.48:14:49:12 . Как сосуд, в котором хранится благовонная мазь, заимствует от неё благоухания, так точно и тела праведников, проникнутые благодатной силой Божией, освящаются, претворяются в нетленные, благоухают и получают чудодейственную силу. Основные места Священного Писания в учении о почитании свят. мощей, которые необходимо заучить наизусть Деян.2:27 . Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 1Кор.15:47–49 . Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 2Тим.1:10 . Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие. Мф. 27:52 . И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли. Сир.48:14 . И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его. 4Цар.13:21 . И было, что когда погребали одного человека, то погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Сир.49:12 . Процветут кости их от места своего. Быт.50:7–9 . Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лук. 2:51 . И был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова... Иоак. 19:26–27. Говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя... 10) О почитании св. угодн. Божиих д) Блаженное состояние святых на небе Прем. Сол. 3:1–3. Души праведных в руке Божией. Прем. Сол. 4:7 Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое... Мф. 21:26 . Хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего. и) Сам Господь прославляется во святых 2 Фесс. 1:10. Он придет прославиться во Святых Своих. 2 Фесс. 1:10. Дивен Бог во Святых Своих. 11) О почитании св. Ангелов 12) О почитании нетленных мощей св. угодников Божиих а) В планах Творца было создать человека бессмертным не только по душе, но и по телу Прем. 2:22 . Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего. г) По этой вере даже ветхозаветные люди питали уважение к телам умерших Быт. 50:7–9 . Кости патриарха Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую. Исх. 13:19 . Взял Моисей с собою кости Иосифа... 4Цар. 23:17–18 . Царь Иудейский, разрушая идольские капища и сожигая кости мертвецов, бывших служителей Ваала, кости пророка Божия повелел оставить в покое. Мф. 23:29 . Евреи устраивали гробницы пророков и украшали памятники праведников. ж) В нов. завете, когда совершено искупление человечества от первородного греха, явилась возможность сохраняться нетленными телам св. угодн. Божиих 2Кор. 6:16 . Бы храм Бога живого, сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... Гал. 2:20 . Уже не я живу, но живет во мне Христос. Иоан. 6:56 . Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 1Кор. 15:49 . Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. – 15:20 Христос… первенец из мертвых. Иоан. 21:22 . Апостол Иоан Богосл. мог остаться в живых до второго пришествия Христова, если бы этого захотел Господь И. Христос. 1Кор. 15:47–49 Первый человек из земли, перстный, второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные. з) Христос уничтожил грех, всех зовет к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.15:50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Объясн. Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело, «сеемое в тлении»: ст.42, «в уничижении и немощи»: ст.43; «тело душевное»: ст.44, тело, созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст.47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст.51. Но плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединённые с Божественным животворящим Духом Христа: ст.45; Ин.6:53 , и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр.10:29 . Евр.10:19–22 . «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, т.е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой». Объясн. Кропление кровью Христовой совершается в таинстве Евхаристии, в котором тело Христово преломляется и кровь разделяется для множества верующих, чтобы каждый из них сделался причастником Божественного естества: Ин.6:56 . Здесь также речь идёт о телесном омовении, под которым нельзя разуметь ничего иного, как только крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Омовение тела не может совершиться верой, для него требуется чувственная вода. Соответственно этому и кропление должно пониматься как видимое, телесное действие, посредством которого каждому христианину подаётся в Евхаристии часть Крови: 1Кор.10:16–17 . Евр.13:9–10 . «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии». Объясн. О Причащении здесь и речи нет. Под «яствами» разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами были бессильны спасти людей от грехов и сделать их совершенными: Евр.9:8–12 . Под «жертвенником» – Голгофа и честный Крест: Евр.9:28 . На Голгофе распятым телом Христовым никто не питался, но питались и питаются все верующие Телом и Кровью Христовой под видом хлеба и вина: 1Кор.10:16:11:24–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Высший взгляд на человеческое тело Свящ. Писание высказывает, когда называет его членом тела Христова ( 1Кор. 6:15 ; Еф. 5:26 ), храмом св. Духа ( 1Кор. 6:19 ; 3и д.), и когда говорит, что оно некогда воскреснет с душой для вечной жизни (Иоан. 5и д). и прославится по подобию прославленного тела Христова ( Филип. 2:21 ; 1Кор. 15:47–49 ). Отсюда вытекает высокая обязанность – соблюдать нравственную чистоту тела. Ап. Павел призывает христиан представить тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Рим. 12:1 ), храня без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа (1 Фесс. 5:23). Можно различать отрицательную и положительную сторону в обязанности по отношению к телесной жизни и здоровью. Отрицательная сторона состоит в охранении их от вредного и сокращающего жизнь. Прежде всего следует назвать намеренное уничтожение жизни, или самоубийство. Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного божественного порядка и своего назначения, произвольно прекращает свою жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу (а также ближним), и которая дарована ему для нравственного преуспеяния, а не для злоупотребления ею, – отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным. О принадлежности нашей жизни Богу говорит ап. Павел: никто из вас не живет для себя и никто же умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, а умираем ли – для Господа умираем ( Рим. 14:7–8 ). О принадлежности нашей жизни ближним он же говорит: оставаться мне во плоти нужнее для вас ( Филип. 1:24 ). Ап. Петр призывает христиан: потщитесь явиться перед Ним неоскверненными и непорочными в мире и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, – т.е. старайтесь, чтобы явиться перед Господом непорочными, и Его долготерпение, выражающееся в сохранении и продлении нашей жизни, – считать для себя спасительным ( 2Пет. 3:14–15 ). Вообще же к греху самоубийства можно отнести слова Свящ. Писания: если кто Божий храм разорит, да покарает сего Бог ( 1Кор. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010