Поэтому не смущайся, если кто скажет, будто первоначальное вещество тела в то время не будет таким же, так как разум показывает способным разуметь, что и теперь, даже в продолжение двух дней, не может оставаться одинаковым прежнее вещество тела. Следует остановить внимание и на том, что иное сеется, а иное восстает: «сеется тело душевное, востает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ). К этому Апостол присовокупляет учение, что мы имеем, так сказать, сложить с себя земные качества, тогда как вид тела сохранится во время воскресения: «но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). Может быть святого человека, охраняемого Богом, создавшим некогда плоть, будет окружать уже не плоть, но что некогда отпечатлевалось во плоти, то и будет отпечатлено в теле духовном. И в чем братия наши ссылаются на изречении Писания, о том также нужно сказать; и прежде всего о словах у Иезекииля. Так как на них хотят утверждаться простейшие, то, по буквальному их смыслу, не будет и воскресения плоти, а только воскресение костей, кожи и жил. Вместе и то нужно показать им, что они увлекаются, не уразумев написанного; ибо не везде, где говорится о костях, под именем костей должно разуметь именно эти кости, как например в следующих местах: «сыплются кости наши в челюсти преисподней» ( Пс.140:7 ); «все кости мои рассыпались» ( Пс.21:15 ); и еще: «исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены» ( Пс.6:3 ). Очевидно, что здесь говорится о костях не в общепринятом значении. Указывают на слова пророка: «они говорят: иссохли кости наши» ( Иез.37:11 ). Но ужели потому говорят они (Иудеи): «иссохли кости наши», что желают воскреснуть, когда будут собраны вместе? Это невозможно. Сказать: «иссохли кости наши» – они могли бы, как бывшие в плену и потерявшие всякую жизненность. Поэтому они присовокупляют: «и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». И так это есть обетование восстания народа от падения и как бы смерти, которою умерли они за грехи, быв преданы врагам. И грешники от Спасителя называются «гробами полными костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). – Богу подобает отверзть гроб каждого и вывести из гробов нас оживотворенными, так же, как Спаситель извел вон Лазаря. Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков – Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо допотопный патриарх Енох (наиболее распространенное мнение), о котором сказано, что он живым был взят из этого мира: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ), либо пророк Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15–16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их...» ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) – три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца ( Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Т. о., продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года – ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес.2:8 ). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, ...оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20–21 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 275–280; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 344–347; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 291–307. Вопрос 60. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскрешение мертвых, изменение живых и всеобщий Страшный Суд (Иов.19:25; Мф.19:28; Ин.5:25,28,29; Рим.8:11; 1Кор.15:12–17, 35–38, 42–44, 51–53; 2Кор.5:10; Флп.3:21; 1Фес.4:16–17; Евр.9:27). Вечность Царства Христова. Кончина мира и жизнь будущего века: мздовоздаяние грешникам и праведникам (2Пет.3:7,10,12–13; Рим. 8:19–21; 1Кор.15:24–26; Лк.12:47–48)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Что же говорит слово Божие о духовной природе человека? «Есть мудрость, – говорит апостол Иаков, – нисходящая свыше», и есть мудрость «земная, душевная, бесовская» ( Иак.3:15 ). И «тело есть душевное и есть тело духовное... Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» ( 1Кор.15:44–46 ). «Люди, отделяющие себя от единства веры – душевные», они «не имеют духа» ( Иуд.1:19 ). «Мы, – говорит апостол Павел, – приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» ( 1Кор.2:12–14 ). Духовный человек, это – «новая тварь» ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ); «новый человек» ( Еф.2:15; 4:24 ; Кол.3:10 ). Итак, есть в человеке душа, есть и дух; бывает мудрость душевная, бывает мудрость духовная; есть тело душевное и есть тело духовное. Христианин отличается от не христианина не внешне только, но и субстанционально – он новая тварь. Что же всё это означает? Прекрасные разъяснения по психологии возрождённой во Христе души даёт богатый опытом духовной жизни епископ Феофан. «Жизнь человеческая, – говорит он, – многосложна и многостороння. Есть в ней сторона телесная, есть душевная и есть духовная. Каждая имеет свои силы и потребности и свои способы упражнения их и удовлетворения. Только тогда, когда все силы наши бывают в движении и все потребности удовлетворяются, человек живёт. А когда у него в движении только одна частичка сил, и только одна частичка потребностей удовлетворяется, то эта жизнь не жизнь: всё одно, как в швейной машинке движение должное бывает только тогда, когда все части её в ходу. Прекратись действие какой-либо части, машинка стала, – не живёт. Не живёт и человек по-человечески, когда в нём не всё в движении. Только в машинке прекращение её жизни – движения – видимо видится, а в человеке бездействие в нём полной человеческой жизни, при действии одной какой стороны и удовлетворении немногих потребностей, совершается невидимо, хотя есть действительно, как действительна неподвижность сказанной машинки. Таков закон человеческой жизни!» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/gde-ra...

—22— вием разрушения земного нашего дома ( 2Кор.5:1 ). Нам обетовано духовное тело, как вполне соответствующее духовной божественной жизни. Посему полное значение смерти и воскресения Христа в том, что ими снимается с человека тяжесть смертного тела ( Рим.7:4 ) – не в уничтожении, а в возможности полного реального участия в божественной духовной жизни Христа. И пусть это будет не окончательное уничтожение тела, но преобразование нашего уничиженного тела сообразно славному телу Христа ( Флп.3:21 ), и мы будем иметь вместо тела душевного тело духовное ( 1Кор.15:44 ), так что нельзя говорить о нашей абсолютной метафизической бестелесности по воскресении. Но ведь наша проблема не метафизическая, а нравственная, и мы всего менее расположены вступать в состязание о словах. Нас не привлекает метафизическое исследование „духовного тела“, так как несомненно, что оно не будет иметь в себе ничего материального, если только этому слову придавать реальное значение, – наша жизнь за гробом не будет иметь материального содержания, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах (Мф.22:30 пар.), так что плоть и кровь не переступят за пределы гроба, в котором будет уничтожено чрево ( 1Кор.6:13,15:50 ) 1131 . —23— В ветхозаветной библии мы читаем об одном из ближайших потомков Адама, Эпохе, следующее: „И хо- —24— дил Энох пред Богом (т. е. угодил Ему); и не стало его, потому что Бог взял его“ ( Быт.5:24 ). Здесь по принятому толкованию выражается мысль о взятии Эноха живым на небо, так что он не видел смерти ( Евр.11:5 ). Та же мысль выразилась в судьбе пророка Илии. „Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо... Когда шёл Илия с Елисеем... и дорогой разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо. Елисей же... не видел его более“ ( 4Цар.2:1,11–12 ). С течением —25— времени у иудеев сложилось верование, что Илия снова явится во время Мессии... Та же ли самая мысль выражается в воскресении Христа и вознесении Его на небо? Нет. Христос воскрес из мёртвых, как и мы воскреснем по образу воскресения Его. Действительность смерти Христа Иисуса составляет необходимый момент в правильном воззрении на Его воскресение. Обычно о действительности смерти Христа говорят только для того, чтобы доказать действительность Его чудесного воскресения. Но необходимо представить себе во всей реальности действительность Его смерти и для того, чтобы правильно понять сущность Его воскресения. В основе евангельской истории лежит та идея, что, как зерно приносит плод сгнивши, так и человек должен умереть, погубить душу свою, чтобы воскреснуть. Согласно с этим и ап. Павел учит, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия и тление не наследует нетления, что наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно сгнить в смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 . Воскресшие тела будут те же самые, какие люди имели, живя на земле, как и Иисус Христос воскрес в Своем собственном Теле; но по свойствам они изменятся – будут духовны и бессмертны. Духовны, т. е. будут иметь духовные свойства – будут тонкими, легкими, подобными Телу Иисуса Христа по Воскресении, в котором Он явился в дом сквозь затворенные двери, не будут иметь нужды в пище и питии и т.п. Бессмертны, т. е. не станут умирать и разрушаться в прах, но будут жить вечно. По словам Самого Иисуса Христа, по воскресении люди будут жить, как Ангелы на небесах ( Мф.22:30 ). 6 . Священное Писание так говорит о качествах тела человеческого, по воскресении: Сеется, т. е. погребается в землю, тело душевное (оживляемое душою), а восстает (воскреснет), тело духовное, т. е. имеющее духовные качества ( 1Кор.15:44 ). Тленному сему (т. е. разрушающемуся телу) надлежит облечься в нетление (сделаться нетленным), и смертному сему (умирающему телу) облечься в бессмертие (сделаться вечным) ( 1Кор.15:53 ). 7 . Воскресение мертвых последует при конце сего видимого мира. 8 . Сей мир кончится не тем, что совершенно уничтожится, а тем, что изменится в нетленный, сообразный с свойствами воскресших тел. 9 . Священное Писание так говорит об этом: Мы, по обетованию Его (Иисуса Христа), ожидаем нового неба и новой земли в которых обитает правда (т. е. не будет нестроений и неурядиц, а будет правда и добродетель) ( 2Пет.3:13 ). 10 . Слово Божие говорит, что мир сей преобразится посредством огня. Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом (Божиим, которым и сотворены), сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). 11 . Священное Писание говорит, что по смерти человека тело его возвращается в землю, а дух (душа) возвращается к Богу ( Еккл.12:7 ). Так как смертью тела оканчивается время деятельности человека для приготовления себя к будущей жизни; то, при переходе в загробный мир, над душою его совершается суд Иисусом Христом чрез Ангелов, как учит о сем Слово Божие: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). На этом суде Ангелами воспоминается душе и оценивается пред нею вся ее прошедшая жизнь на земле, и затем назначается она или к предначатию блаженства или к предначатию мучения 43 . Суд сей называется частным в отличие от всеобщего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Болезни души, напротив, не позволяют человеку спастись ни душой ни телом; они составляют препятствие для обновления «внутреннего человека» (Там же), для появления «человека нового», рожденного от Духа, являющего в нашей душе и в нашем теле (см.: 2Кор.4:10–11 ) жизнь Иисуса (Там же), идущего от Отца и делающего человека «новой тварью» (см.: 2Кор.5:17 ), которой обещано вечное блаженство в Царствии Небесном; эти недуги запирают человека в плоти, которая желает противного духу ( Гал.5:17 ), и не дают ему обрести ничего, кроме тления (см.: Гал.6:8 ) и смерти (см.: Рим.8:13 ). Вот почему Христос учит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [что означает помимо прочего физические болезни]; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ) («Того» – означает справедливого Судию, оставляющего претерпевать последствия душевных недугов человеку, который не стал просить Его об исцелении). Относительность физического здоровья Поскольку телесные болезни сами по себе не могут оказать влияния ни на основы бытия человека как обновленной духовной сущности, ни на его удел в жизни вечной, то физическое здоровье представляет собой в контексте этого бытия и удела ценность относительную. С одной стороны, если человек остается болен душой, физическое здоровье не оказывает ему здесь подспорья, поскольку он являет собой «плоть» (см.: Ин.6:63 ) и не направляет свои члены на воздание хвалы Всевышнему 525 , и здоровье в земной жизни не может защитить его от возможной грядущей гибели в геенне. С другой стороны, здесь, на земле, наше физическое здоровье является временным и относительным состоянием. Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет.1:24 ; ср.: Ис.40:6 ). Пока человек живет в этом мире, его тело, являясь «плотью земной» (ср.: 1Кор.15:47–49 ) и «животной» (ср.: 1Кор.15:44,46 ), остается из-за греха подверженным тленности и смерти (см.: Рим.5:12 ). Наш внешний человек тлеет ( 2Кор.4:16 ); земной наш дом, эта хижина, должен разрушиться (ср.: 2Кор.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В Новом Завете учение о воскресении мертвых выражено еще яснее. Апостол Павел говорит, что плоть воскресших людей будет не такая, как сейчас, — это будет “духовное тело”: “Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые?.. при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие” ( 1Кор.15:35, 42-44, 49, 52-53 ). Новое, “прославленное” тело человека будет подобно телу Христа после Его Воскресения, когда Он являлся ученикам, проходя сквозь запертые двери ( Ин.20:19, 26 ). Оно будет нематериальным, световидным и легким, однако сохранит “образ” земного материального тела, причем никакие недостатки материального тела, как, например, различные увечья, признаки старения и пр., не будут ему присущи. Воскресение мертвых, по учению Христа, будет всеобщим, однако для одних оно будет “воскресением жизни”, а для других — “воскресением осуждения” ( Ин.5:29 ). Святитель Григорий Палама говорит о всеобщем воскресении следующее: “Хотя в будущем сверхбытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти… Смерть собственно состоит в отлучении души от божественной благодати и сочетании с грехом. Это для имеющих разум смерть, которой должно избегать, это смерть истинная и страшная. Она для благоразумных ужаснее геенны огненной… Разлучаясь с телом, (жившие по Богу) не разлучаются с Богом; по воскресении же они и телом вознесутся к Богу… Не удостоятся этого жившие здесь по плоти и не вступившие ни в какое общение с Богом в час исхода своего. Хотя и все воскреснут, но каждый, говорит Писание, в своем чине ( 1Кор.15:22 )”. Примечания 1. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 613. Сс.

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

Ибо они утверждают, что, когда звезды через определенные периоды [времени] занимают то же самое положение и отношение друг к другу, все на земле возвращается в то же самое состояние, которое было тогда, когда в мире наблюдалось аналогичное положение звезд 98 . Таким образом, согласно этому рассуждению, когда звезды после длинного периода [времени] вернутся в то же самое положение относительно друг друга, которое было при Сократе, необходимо, чтобы Сократ опять произошел от тех же самых [родителей] и точно так же пострадал, был обвинен Анитом и Мелетом и осужден советом Ареопага. Цельс и ему подобные не высмеивают также и мнений египтян, 99 которые передают то же самое, но являются при этом [для него] священными. Но не кажется ли [ему], что и мы говорим также нечто достойное испытания и исследования, когда утверждаем, что весь мир управляется Богом с учетом расположения свободной воли каждого [человека] и всегда направляется [Им] к возможно большему совершенству, и когда мы познаем природу нашей свободы, воспринимающей то, что она может воспринять (ибо она не может вместить абсолютную неизменность Бога)? 100 22 . Однако пусть никто не думает, что, говоря так, мы принадлежим к тем, которые [только] называются христианами, но на деле отвергают согласное со Св. Писанием учение о воскресении. Ибо они никак не могут, исходя из своих принципов, объяснить, каким образом из «пшеничного или какого другого зерна» словно бы воскресает колос или дерево ( 1Кор.15:37 ). А мы убеждены, что сеемое «не оживет, если не умрет», и что сеется «не тело будущее», ибо «Бог дает ему тело, как хочет», и после того, как оно посеяно «в тлении», Бог воскресит его «в нетлении»; и после того, как оно посеяно «в уничижении», Бог воскресит его «во славе»; и после того, как оно посеяно «в немощи», Бог воскресит его «в силе»; и после того, как посеяно «тело душевное», Бог воскресит его как «[тело] духовное» ( 1Кор.15:36 ­-44). Мы сохраняем учение Церкви Христовой и величие обетования Божия, доказывая Его силу не просто голословными утверждениями, но разумными доводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

лекарство бессмертия (греч.) – Прим. ред. 145 Как и говорится: «...о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем» ( 1Ин.1:1–2 ). 146 Эта же антиномическая тожественность иначе подтверждается в словах апостола Павла, где он приравнивает явления воскресшего Господа до Вознесения с Его явлением ему самому уже в небесной славе: «...явился (Иисус. – Прим.авт.) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время... Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:5–8 – Прим.авт.). 147 Теософы, которые беззаботны относительно философской точности, различают эти состояния как «планы» или «тела»: физическое и эфирное. Христос являлся ученикам после Воскресения в эфирном теле, и они видели Его на эфирном плане, особым образом ясновидения. 149 В отношении к этому телу католические суждения о седении одесную Отца descriptive и definitive, с наличием нынешних свойств или акциденций, есть явный антропоморфизм. 150 Это изменение в отношении ко всему человечеству и установляет апостол Павел: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). 151 При этом не может и возникнуть вопрос, занимающий католическое богословие: имеем ли мы здесь adductio, то есть распространение, как бы увеличение (augmentatio) Тела Господня за собственные его пределы. При этой постановке вопроса сравнивается различное и складывается несоизмеримое (премирное и духовное, нераздельное и целостное тело и образ его же вещественного явления). Также неуместно и дальнейшее католическое мудрование о том, что totus Christus, со всеми частями Своего Тела, присутствует в гостии. Самое это различение частей и овеществление телесного образа совершенно неприменимо здесь, где речь идет о явлении тела и крови, телесности Христовой, на земле, в земном веществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

На свойство нетления будущего нашего тела ясно указывает и св. ап. Павел в следующих словах о воскресении мертвых: „сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное“ ( 1Кор.15:42–44 ), т. е. тогда как настоящие по своей природе тленные тела, со смертию и их погребением, всецело предаются тлению, тела, напротив, воскресшие будут совершенно изъяты от того, что ныне подлежит тлению, став по самой природе своей нетленными и неразрушимыми. Наконец, как апостол Павел, так и ап. Иоанн совершенно ясно учат, что после страшного суда смерти уже совершенно не будет ( Откр.21:4 ; 1Кор.15:26 ). A если смерти не будет, то каким образом тела воскресших грешников могут быть смертны? Слово Божие утверждает, что грешники разделят участь диавола и ангелов его. Сам Господь сказал: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“ ( Мф.25:41 ). Св. ап. Иоанн Богослов в Апокалипсисе тоже говорит, что „диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Как диавол, так и слуги его по самому существу, как духи бесплотные, не подвержены ни смерти, ни тлению. A между тем они, по слову Писания, будут осуждены на мучения, которыя в одном случае названы „вечными“, а в другом – „во веки веков» . Как же здесь понимать слово „вечно“? Так как, по признанию самих адвентистов, оно относится к существам, обладающим бессмертием, то, следовательно, это слово здесь должно означать нескончаемость мучений. Но если вечность мучений обещана диаволу и ангелам его, то по какой причине будет сделано исключение для нечестивых людей? Если те, которым сказано будет: „идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“, будут в этом огне не вечно, то почему же думать, что вечно будут в нем диавол и ангелы его? Разве приговор Божий, который произнесен будет одинаково для злых ангелов и людей, по отношению к ангелам будет истинным, а по отношению к людям ложным?!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010