Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. для погибели, а не для спасения), – за то, что они не приняли любви истины (к истине или истинной) для своего спасения», – чудеса антихриста будут магическими и для прельщения, а не для спасения, – для покорения и рабства, а не для убеждения и освобождения: ср.  Откр.13:2, 12–15 . И если Христос – Логос был «полон любви и истины» и «любовь и истина чрез Иисуса Христа была» и Сам Он есть истина и учил истине для освобождения людей от рабства лжи ( Ин.1:14–17 , – 8:32–45, – 14:6, – 16:17 др.), то антихрист, напротив, есть лжец по самой природе своей, как и отец его – сатана ( Ин.8:44 ср. о Христе противоположное ст. 45), насильник-человекоубийца, делающий людей рабами греха и своими пленниками ( Ин.8:32 дал.). И в противоположность истинному и данному в богочеловеческой природе воскресению Христа из мертвых – этому величайшему и основному чуду христианскому ( 1Кор.15:17–20 ), – антихрист (зверь из моря – бездны) закалается (σφaγμνην – как жертвенное животное – овца, агнец), на смерть в одну из голов своих, и смертельная рана его исцеляется, u удивилась вся земля пред зверем и поклонились дракону, что дал такую власть зверю, и поклонились зверю... а другой зверь – из земли (сотрудник антихриста) заставляет всех покланяться первому зверю, у коего исцелела смертельная рана, – и творит знамения великие, так, что и огонь заставляет сходить с неба на землю пред людьми, и обольщает живущих на земле посредством знамений, кои дано ему совершать пред людьми, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверю, что имеет рану от меча и жив, – и дано было ему дать дух образу зверя, чтобы и говорил образ зверя и действовал (бессмысленно-магическое чудо, только для внешнего эффекта, а не для проявления истины и внутреннего убеждения) так, чтобы убиваемы были все, кто не поклонятся образу зверя, – и он заставит сделать начертание на правой руке и на лбу всем, и малым и большим, и богатым и нищим, и свободным и рабам, чтобы не мог покупать или продавать никто, если он не имеет начертанием имя зверя или числа имени его, – здесь мудрость есть, – имеющий ум пусть определит (решит, объяснит) число зверя, ибо оно есть число человека, – и число его – 666 др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Какая польза в том, чтобы обладать знанием, но не уметь пользоваться им, владеть словом, но не уметь говорить? Именно это делают рабы Исаака – копают «колодези воды живой» в каждой земле, иначе говоря, проповедуют «слово Божье» каждой душе и получают плод. Хочешь ли видеть, сколько колодцев выкопал один раб Исаака в чужих землях? Посмотри на Павла, который распространил благовествование Христово «от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим.15:19 ). Но за каждый из этих колодцев он претерпевал преследования от филистимлян. Послушай его самого: «Каковые гонения я перенес в Антиохии, Иконии, Листрах» ( 2Тим.3:11 ) или в Ефесе (ср. 1Кор.15:32 ). Сколько раз терпел он побои; сколько раз побивали его камнями (ср. 2Кор.11:25 ), сколько раз боролся он со зверями? Но он страдал, пока не вышел «на пространное место» ( 2Цар.22:20 , Пс.17:20 ), иными словами, пока не утвердил Церкви на пространстве всей земли. Итак, колодцы, выкопанные Авраамом, то есть Священное Писание Ветхого Завета, засыпаны землей филистимлянами, или лжеучителями, книжниками и фарисеями или даже враждебными силами; и их потоки остановлены, чтобы не могли из них пить те, кто Авраамов. Ибо эти люди не могут напиться из Писания, но испытывают жажду «слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), пока не придет Исаак и не откопает их, чтобы Его рабы могли напиться. Поэтому мы благодарны Христу, Сыну Авраама, о Котором написано: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф.1:1 ), Который пришел и открыл для нас эти колодцы. Ибо открыл Он их для тех, кто сказал: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Итак, Он открыл эти колодцы и, как сказано, «назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его» ( Быт.26:18 ). Ибо не изменил Он имена этих колодцев. Удивительно, что Моисей и у нас именуется Моисеем, и каждый из пророков назван своим именем. Ибо Христос изменил не их имена, но понимание. А изменил Он его, чтобы впредь мы не внимали «иудейским басням» ( Тит.1:14 ) и «родословиям бесконечным» ( 1Тим1:4 ), ибо «от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Приближение грядущего Судии живых и мертвых при гласе Архангела и трубе Божией ( 1Сол.4:16 ) потрясет и разрешит составы земли. Последует всеобщее освобождение, возвращение и преобразование жизни. Все сущие во гробах услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ) и воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ). Все живые того последнего дня в то же время изменятся, и все вместе восхищены будем на облаках в сретение Его на воздухе ( 1Сол.4:17 ). Все вознесемся, преображенные и прославленные, подобно Ему, в самое небо ( Евр.9:24 ), небо новое, и так всегда с Господом будем ( 1Сол.4:17 )! Аминь. Слово в Неделю седьмую по Пасхе И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее Мф.16:18 В навечерие дня спасительного страдания Своего Господь наш Иисус Христос, молясь к Богу Отцу об избранных Им от мира во всемирное свидетельство Нового Завета, так взывал: Отче Святый! соблюди их во имя Твое… Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое. Ньше же к Тебе иду… М/р возненавидел их, потому что они не от мира… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла ( Ин. 17; 11-15 ). Итак, еще при жизни Самого Началосовершителя веры нашей представлялась горестной участь верующих! В таком печальном виде изображается нам в нынешнем евангельском чтении первое общество христианское, названное Великим Пастырем малым стадом ( Лк.12:32 ). Другое чтение (Апостольских Деяний) представило нам этих верующих уже не малым, зачинающимся обществом, а Церковью, распространенной далеко по языческому миру, но также и показало, что предреченная Господом участь шла за ними. Внимайте себе, - говорил апостол Павел пресвитерам Ефесской Церкви, — и всему стаду… Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою… И ныне предаю вас, братия, Богу ( Деян.20:28-32 ). Еще одно утреннее чтение (Синаксарь) нынешнего дня, объясняющее значение его, изобразило перед нами в новом виде состояние тех же верующих во Христа, когда они составляли собой уже не только Церковь, но и союз множества Церквей, входивших, как совокупные части, в единое безмерное и несчетное целое — Царство Божие, распространившееся во все концы вселенной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

21 Который как Истинный Бог стал Истинным Человеком и, оставаясь Вечным Богом и становясь однажды и навеки Совершенным Человеком, остаётся Богочеловеком на все веки и на всю вечность. 22 Благодаря явлению Христа во времени и пространстве мир и человек обрели в Нём основание, причину и смысл своего существования, свою вечную жизнь, блаженное спасение, благодатное обожение и обогочеловечивание. 26 Особенно для нас, людей – творений, созданных во времени, но предназначенных для вечности, Иисус Христос стал центром и содержанием нашего существования, жизни и вечности ( Евр. 1:1–12, 13:8 ). И хотя Он явился в последние дни, при Понтийстем Пилате, Он в Своём Воплощении стал центром истории, праистории и метаистории. 27 Ибо Он как Сын Божий и вечная Божественная Ипостась (Личность), Один из Святой Троицы, взяв на Себя всего человека в Своей Богоначальной Ипостаси и соединив его вечно с Собой, стал Началом и Концом ( ρχ κα τλος ­ началом и целью) всех о нас путей Божиих и дел Божиих ( Откр. 21:6 ; Притч. 8:22–25 ). Он, Единородный, стал Перворождённым всей твари и Первенцем новой твари Божией, как вслед за апостолом Павлом учит святой Афанасий Великий . 28 И если сказал когда-то премудрый Соломон, что нет ничего нового под солнцем, это было действительностью только до прихода Христа Спасителя, Который Своим вочеловечиванием становится «из всего нового Новейшее и Единственно Новое под солнцем», как справедливо отвечает Соломону святой Иоанн Дамаскин . 29 Новый Завет потому и действительно Новый, ибо Бог явился во плоти как человек. 30 И когда святой апостол Павел говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), говорит это прежде всего по отношению к Спасителю Христу, Который как вечная Премудрость Божия тайна, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, родился как Человек и распялся в последние дни как Господь славы – нас ради и нашего ради спасения ( 1Кор. 2:6–8 ). 31 Будучи от вечности Богом Великим и Блаженным, единственным Сильным Владыкой и Спасителем, Царём царствующих и Господом господствующих ( 1Тим. 6:15 ; ср. Тит. 2:11 –14 ), пришёл на землю благоволением Отца и содействием Духа Святого, чтобы спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим. 1:15 ). Как предвечный Сын Единородный Отца предвечного, «Столь велик и столь высок Он» ( τοσοτος κα τηλικοτος), как говорит святой Иоанн Златоуст , 32 сошёл к нам и «воплотился и вочеловечился, не по Своей потребности», но чтобы спасти нас, «чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими». 33 В этом для апостола Павла заключается всё Евангелие и весь (всецелый) Новый Завет Божий и наш христианский, ибо и тот и другой воплощаются и осуществляются во Христе Богочеловеке и Спасителе мира и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

апостол Павел пишет к Тимофею, епископу Ефесскому: «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). О рукоположении в сан пресвитерский говорится в книге «Деяний апостольских»: Павел и Варнава, «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, предали их Господу» ( Деян.14:23 ). В той же книге говорится и о рукоположении в сан диаконский: «их (избранных в число диаконов) поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:6 ). О браке, как таинстве, также свидетельствует слово Божие. Иисус Христос сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). Св. апостол Павел брак называет великой тайной ( Еф.5:32 ): в послании к коринфянам он говорит: «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор.7:39 ). Выражение – «только в Господе» – естественно приводит к мысли, что брак христианский еще при апостолах заключался во имя Господа, т. е. был делом веры и Церкви и, следовательно, освящался и запечатлевался ими чрез какое-нибудь видимое священнодействие 596 . Таинство елеосвящения, по учению православной Церкви, имеет божественное происхождение. Св. апостол Иаков, делая общие наставления христианам о том, чем они должны заниматься в страданиях и в радостном настроении духа ( Иак.5:13 ), для тяжко-больных указывает особенное средство – елеосвящение. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелить болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Из связи стиха 13 со стихами 14 и 15 можно заключить, что апостол указывает на елеосвящение не как на новое врачебное средство, а как уже на существующее и общеизвестное между ними. Кроме этого, нужно вообще заметить, что св. апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), но учили только тому, что заповедал им Христос ( Мф.28:20 ), и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); апостолы ведь называли себя слугами Христовыми и только строителями, а не установителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Вся история Церкви свидетельствует о невозможности обойтись без особо выделенных лиц, на которых тем или иным образом возлагается высокое право и святая обязанность учить других членов общины истинам веры, нормам христианской нравственности, а самое главное – постоянно поддерживать в них ясное сознание данных им во Христе свободы от уз мира и принадлежности к Богу ( Рим.6:16–23 ; 1Кор.7:23 ). Пастырство в этом смысле имеет общехристианский характер и не вызывает разногласий. Высокие полномочия церковного управления пользоваться ключами Царства Небесного и посредством их связывать и разрешать, данные Христом сначала апостолу Петру ( Мф.16:19 ), а потом и другим апостолам ( Мф.18:18 ), особые поручения апостолу Петру – утвердить братьев ( Лк.22:32 ) и пасти агнцев и овец Христовых ( Ин.21:15–17 ) – легли в основу твердого руководства, осуществлявшегося апостолами и их учениками и преемниками в первоначальной Церкви. Эта власть дана ученикам Христовым навечно, с переходом даже в жизнь будущего века: вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф.19:28 ). Здесь мы видим и многочисленные увещания от самых мягких ( Деян.15:7–11 ) до весьма резких: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый? ( Гал.3:1 ). Мы видим и пример отлучения за тяжкий грех до последнего смертного часа ( 1Кор.5:1–5 ) с последующим воссоединением раскаявшегося грешника ( 2Кор.2:5–11 ), видим, наконец, и немедленное страшное наказание Божие, являющееся следствием совершенного греха и апостольского обличения ( Деян.5:1–11 ). Пастырские послания свидетельствуют об утверждении епископской власти уже в апостольскую эпоху, причем само значение слова episkopos (надзиратель, надсмотрщик) указывает на присущие епископу административные права и обязанности. Об этих же обязанностях особенно ясно говорится в 1 Послании к Тимофею, где в числе свойств, приличествующих епископу, упоминается и умение управлять своим домом, ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? ( 1Тим. 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из всего сказанного следует а., что евангелие от Луки есть единственное евангелие, которое в данном пункте следует считать евангелием Павловым, б., текст ап. Павла в данном случае является в евангелии от Луки с таким значением, что становится вероятным, что его (текста ап. Павла) влияние не ограничивается пределами данного отдела. Д. Евр.5:7 . «Он (Иисус Христос) во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами, принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан (был – εσακουσθες) за Свое благоговение...». Всего естественнее эти слова относить к молению о Чаше в саду Гефсимании ( Мф.26:36–44 ; Мк.14:32–41 ; Лк.41–44 ). Особенно сильные выражения ап. Павла заставляют полагать, что и его евангелие содержит в себе столь же сильное описание факта; а слова ев. Луки «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови падающие на землю (ст. 44)» представляют, без сомнения, самое сильное описание моления о чаше. Не имеет ли отношения к словам: «услышан был за благоговение» только в евангелии от Луки упоминаемое явление ангела Иисусу Христу для укрепления Его? Е. Деян.13:27–30 ; 1Кор.15:3–4 . О страданиях, смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа ап. Павел говорит в чертах, общих всем евангелиям; впрочем, слова Деян.13:27 (начальники... не узнав Его и осудив) могут иметь отношение к словам Христа: «не знают, что делают», приводимым только в евангелии от Луки (23:34). Ж. Деян.31 ст. «(По воскресении) Он в продолжении многих дней являлся тем... которые ныне суть свидетели Его пред народом (ср. Лк.24:48 )». 1Кор.15:5 «Он явился Кифе, потом двенадцати. 6. Потом явился более нежели пятистам братий (вместе) в одно время... 7. Потом явился Иакову, также всем апостолам». Из 24 гл. Л. неясно, в один день или в несколько, также однажды или несколько раз Христос являлся двенадцати. О явлении братиям более 500 и явлении Иакову не упоминает ни одно евангелие, но о явлении ап. Петру говорит только евангелие от Луки (24:34), которое и в данном пункте с большим правом, чем всякое другое, может быть названо евангелием Павловым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Исповедники закона любви должны соединиться вместе не для того, чтобы один класс господствовал над другими. Некоторые, правда, будут управлять, другие повиноваться. Но все потому уже, что они, верующие, должны служить. Они должны служить Богу. Должны служить друг другу. Их служение – любовь. Любовь установит единение, о котором так пламенно молил Отца Своего Спаситель в последние часы Своей несвободной жизни на земле. Будут все верующие едины, как Он и Отец един ( Ин.17 ). Стремление к единению в христианском мире все будет возрастать, это несомненно, так же как несомненно то, что закон любви, которым вызвано стремление, будет вечно господствовать. Заявить такое стремление было делом первенствующих христиан. Они не могли установить единение в мире, но могли начать приготовление мира к оному. Их задачей было сохранить новое в своей среде, пока к ним не присоединятся другие, чтобы защищать святое начало в возросшем числе и в более обширных применениях. Началась борьба, потребовались жертвы, явились мученики. Но дело освобождения началось и поддерживалось, не смотря ни на какие препятствия, надеждами на бессмертие и торжество на небе. В древности религия не питала и не поддерживала стремлений к свободе, напротив, в некоторых по крайней мере странах – как, например, в Индии – сама религия закрепляла рабство. В христианстве вера и свобода соединились и освобождение человека началось с области религиозной и под щитом веры в бессмертие. На истине бессмертия Божественный Основатель христианства останавливался особенно часто и с особенной силой и вразительностью внушал ее своим последователям. Она – основа всего христианства; из нее и при ней только получают силу и устойчивость права и обязанности человека, проповеданные Евангелием. Но если и эта истина после Христа осталась только в том виде и на той степени доказательности, как изложена в Его речах и беседах, она не более значила бы потом в истории мира, чем после предсмертных разговоров о ней Сократа со своими учениками. Она осталась бы бесплодной, философской, и христианство никогда не произвело бы в мире тех перемен, какие оно произвело; у него не было бы ни горячих проповедников, ни мучеников и исповедников. «По рассуждению человеческому, – писал наиболее ревностный из апостолов, – когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( 1Кор.15:32 ) Умозаключение апостола Павла совершенно правильно и ясно. Но другие его положения, касающиеся этого же предмета, еще важнее. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Если же о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» ( 1Кор.15:14, 12 )

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:25, 28–29 ). Воскресение мертвых – это часть предвечного Божия совета о мире и человеке. Об этом Спаситель благовествует: Воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день ( Ин.6:39 ; ср. Ин.6:40, 44, 10:28, 12:49–50 ). Впрочем, и задолго до последнего дня, еще во время Своей жизни на земле, Господь воскрешает Лазаря, дочь Иаира и сына Наинской вдовицы, показывая тем, что Он хочет и может воскрешать мертвых. Более того, Спаситель отчасти раскрывает нам тайну жизни воскресших из мертвых, благовествуя: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк.20:35–36 ; Мф.22:30 ; Мк.12:25 ). Силой своей вечной значимости и несопоставимой важности Воскресение Владыки Христа стало фундаментом, на котором созидается жизнь всех христиан вообще и каждого христианина в частности. Цель человеческой жизни на земле – стяжать вечную жизнь, победив смерть жизнью в Богочеловеческом Теле Церкви воскресшего Господа через святые таинства и святые добродетели. Воскресение Христово, а благодаря ему и вслед за ним и воскресение всех людей – это то, что делает Евангелие Евангелием. Поэтому проповедовать Евангелие есть не что иное, как проповедовать воскресение через победу над грехом и смертью (ср. Деян.17:18, 32, 23:6 ). Евангелие без воскресения не имело бы права называться Евангелием=Благовестием, ведь главная горечь жизни – смерть – осталась бы в душе и теле человечества, лишая жизнь всякого смысла. Если Евангелие Христово не есть Евангелие Воскресения, если вера в него не уготовляет людям воскресение из мертвых и вечную жизнь, то оно ненужно и бесполезно, и его нужно отвергнуть как иллюзию. Ведь если Христос не воскрес – тщетна вера наша, тщетна наша жизнь, тщетна вселенная, тщетна совесть, тщетен ум, тщетен разум, тщетны все миры, тщетно всё, ибо грех остался бы тогда непобежденным, а вместе с ним – и самый большой враг, самое большое мучение человека и человечества: смерть ( 1Кор.15:14, 17, 26 ). Без Христова Воскресения как основы морали – невозможна новозаветная нравственность, невозможна новая жизнь во Христе и по Христу; и не только невозможна, но и бессмысленна, ибо если нет воскресения – то нет и бессмертия, нет и вечной жизни; в этом случае самой естественной и логичной моралью будет: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (см. 1Кор.15:30–32 ). Всеистинно благовестие святого Дамаскина: «Если нет воскресения, то чем тогда отличаемся мы от неразумных животных? Если нет воскресения, то нам следует считать счастливыми полевых зверей, проводящих жизнь беззаботную. Если нет воскресения, то нет ни Бога, ни Промысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010