11. К упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, – что эта перемена произошла с ним не по принуждению, но по свободной воле его; и на слова «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» ( 1Кор.1:1 ) и о смиренномудрии. 13. На слова Апостола «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. ( Рим.5:3 ). 14. На слова Апостола «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» ( Римл. 8:28 ), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей. 15. Против непришедших в собрание и на слова апостола «Если враг твой голоден, накорми его» ( Римл.12:20 ), и о злопамятстве. 17. Об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих. 19. На слова «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» ( 1Кор.7:39–40 ). 20. Максиму, и о том, каких должно брать жен. 21. На слова апостола «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» ( 1Кор.10:1 ). 22. На слова апостола «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 23. О милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения. 26. Еще на те же слова «имея тот же дух веры, как написано» ( 2Кор.4:13 ), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне. 28. Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» ( Флп.1:18 ), и о смирении. 29. На слова «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» ( 1Тим.5:9 ), и о воспитании детей, и о милостыне. 30. Об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

22. Если же говорится, что Бог знает о Себе то, что Он есть, но не ведает того, что Он не есть, а Господь наш, с точки зрения Вочеловечивания и более грубого учения, не является конечным пределом желания, то Спаситель наш не знал ни " конца " , ни конечного блаженства. Сказано также, что и Ангелы не знают (Мк.13:32), а это означает, что ни созерцание, которое в них, ни логосы их служения также не являются конечным пределом желания. Ибо ведение Ангелов - грубо, по сравнению с [видением] лицея к лицу (1Кор.13:12). Один только Отец знает (Мк.13:32), гласит [Евангелие], поскольку Он Сам есть конец и конечное блаженство. И когда мы познаем Бога не посредством [тусклых] зерцал (1Кор.13:12) и не посредством чуждых [Ему вещей], но когда приступим к Нему, как к Единому и Единственному, то познаем и последний конец [бытия]. Ибо говорят, что Царство Христово есть все [в совокупности] материальное ведение, а Царство Бога и Отца - ведение нематериальное и, так сказать, неприкрытое созерцание Самого Божества. 23. Однако и Сам Господь наш, если смотреть на Него как на Слово [Божие], есть конец и конечное блаженство. Ибо что говорит Он в Евангелии? - И Я воскрешу его в последний день (Ин.6:40). Здесь Он называет " воскресением " переход от материального ведения к нематериальному созерцанию, а " последним днем " именует это [нематериальное] ведение, после которого уже нет другого. Ибо тогда ум наш восстанет и воспрянет к блаженной высоте, где он будет созерцать Единство и Единичность Слова. Но поскольку ум наш одебелился, соединился с перстью земной, смешался с брением и стал неспособным предаваться чистому созерцанию, то он [первоначально] постигает [лишь] действия Творца, руководимый сродными его телу мирами, и познает их, исходя из их результатов. [И так] до тех пор пока, постепенно [духовно] возрастая, он не сможет приступить к Самому Божеству, лишенному Своих покровов. 24. В этом смысле, как я думаю, и сказано: Отец Мой более Меня (Ин.14:28) и не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем (Мф.20:23). Это же означает и то, что Христос передаст Царство Богу и Отцу (1Кор.15:24), поскольку [Христос] есть первенец (1Кор.15:20,23), а не " конец " , согласно более грубому, как я сказал, учению, которое относится к нам, а не к Самому Сыну. А что это так, [свидетельствуют] " Деяния Апостолов " , где на вопрос учеников: Когда восстановишь Ты царство Израилю? - Господь отвечает; Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:6-7). Другими словами, Он говорит, что связанным плотью и кровью недоступно ведение этого Царства. Ибо созерцание этого царства Отец сохранил за властью Своей, называя " властью " тех, кто находится под Его властью, а " своими " - тех, кто не причастен неведению низших вещей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/736/...

Господь наш Иисус Христос учредил новое священство (см.: Евр.7:12 ), которому и даровал власть совершать таинство Его Тела и Крови и прощать грехи, как прощает Он Сам всем кающимся (см.: Ин.20:19–23 ; 1Кор.4:1 ; 2Кор.5:18–20 ; Откр.1:6; 5:10 ). Итак, дивная пища, каковую являют собой Тело и Кровь Спасителя, обретается лишь у Его священников. Посему хотящие спасения идут в дом Божий, где она преподается безмездно ( Ис.55:1–13 ; Мал.1:11 ; Рим.5:14–16 ; Откр.21:6 ). Приступающие к таинству Причащения должны знать, что получают в нем Тело и Кровь Господа и что вкушать хлеб и вино, над которыми священнодействовали служители Божии, то же, что вкушать от Плоти Его, пригвожденной на кресте, и испивать от Крови Его, излитой на месте страдания. Подтверждением сему служат слова святого апостола Павла: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ). Тело и Кровь Господа могут вкушать те, кто хранит себя от грехов и соблюдает совесть свою непорочной. Святые апостолы причащали христиан каждое воскресенье, ибо все уверовавшие проводили тогда святую жизнь и, как известно из новозаветного Писания, постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ). Впоследствии Церковь установила, чтобы христиане причащались не реже четырех раз в год, в каждый из четырех постов. Конечно, некоторые ревнители благочестия причащались чаще, подобно тому как и сегодня многие ревнуют о более частом причащении, и обычай сей следует признать похвальным при должном приготовлении к таинству. Ибо, напоминает апостол, всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет ( 1Кор.11:26 ). Это святое таинство преподается новокрещеному прямо после крещения и миропомазания. Дети, не достигшие семи лет, приобщаются Тела и Крови Христовых без исповеди; впоследствии же им, как и взрослым, необходимо исповедовать свои грехи перед священником, который решает, могут ли они приступить к величайшей святыне. Желающий причаститься да памятует предостережение апостола: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней ( 1Кор.11:27 ; ср.: Евр.6:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Посему нам и заповедано: «Не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:24 ), потому что мы «куплены ...ценою» ( 1Кор.6:20 ); а Искупивший нас заповедал это для общей нам пользы. Эта польза бывает не тогда, когда мы спасаем только собственные члены, но когда поставляем и других в большую безопасность. Итак, сколько бы ты ни рассуждал, но самыми делами обличаешься, что получаешь немаловажный вред от такого сожительства. Когда я вижу, что ты не отстаешь от этого, пренебрегаешь множеством претерпеваемого вреда и не обращаешь внимания на многих осуждающих тебя, но и собственную славу попираешь ногами, и общество церковное подвергаешь великой укоризне, и уста неверных отверзаешь, и на всех навлекаешь дурную молву, – столько вообще от такого сожительства зол, а блага для вас никакого, от разлуки же прекратилось бы все это зло и было бы приобретено много других благ, и однако, ты не хочешь разлучиться! – то как я буду в состоянии убедить осуждающих, что ты свободен от всякого пристрастия и чист от порочного пожелания? Впрочем, не буду спорить об этом; даже допустим, что ты остаешься чистым и при сожительстве; однако и блаженный Иов не осмеливался приписать себе такого могущества и любомудрия, но и он, отличившийся всякими добродетелями, избавлявшийся от всех сетей дьявола, первый и один только оказавший такое терпение, превзошедший всякое железо и адаманта твердостью души своей, и низложивший силу дьявола, так боялся той борьбы и считал столь невозможным живущему вместе с девицею оставаться неврежденным и чистым, что держал себя весьма далеко не только от такого сожительства, но и от простого и случайного лицезрения, и «завет положил» очам своим, чтобы не смотреть «на девицу»; ибо он знал, хорошо знал, что не только живущему вместе, но и пристально взирающему на лицо девицы трудно, а может быть и невозможно – избежать проистекающего отсюда вреда; посему и говорил: «чтобы не помышлять мне о девице» ( Иов.31:1 ). 5 . Если же Иов кажется тебе малым для твоего соревнования, хотя мы недостойны и гноища его, если ты считаешь этот пример ниже величия души своей, то представь велегласнейшего проповедника истины – Павла, который прошел всю вселенную и мог сказать такие, исполненные великой мудрости слова: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), и: «для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ), и: «каждый день умираю» ( 1Кор.15:31 ), и однако, после такой благодати Духа и совершения таких подвигов, после невыразимых опасностей и по достижении любомудрия, для внушения нам и объяснения, что, доколе мы дышим и облечены этой плотью, нам нужны подвиги и труды, и что без трудов никогда нельзя сохранить целомудрие, но для этой победы нужно нам много старания и усилий, говорил так: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Пространный катихизис»: «Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова». Для праведных это будет жизнь «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем», ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: «тогда мы увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ), и «будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ), и мы «всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:17 ). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено светом Божиим, подобно как Тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе». «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ). Блаженство праведных будет иметь различные степени, «по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах»: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:41–42 ). «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор.9:6 ). Блаженство праведных будет вечным: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). Беззаконники «будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом». Грешники не увидят жизни, «но гнев Божий пребывает» на них ( Ин.3:36 ), они будут ввержены «в озеро огненное» ( Откр.20:15 ), «там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.22:13 ). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть «вторая смерть» ( Откр.20:14 ). Мучения грешников также будут иметь свои степени: «Раб., который знал волю господина своего, .и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47–48 ). Еще в глубокой древности многим казалось невероятным, чтобы за кратковременную жизнь Господь подвергал вечным мучениям.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Случайные причины появления новозаветных Писаний: Писали послания потому, что сами лично не могли быть ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.3–14 ). Появление лжеучений ( 2Фес.2:2 ). Появление лжеучителей, отрицающих воскресение мертвых ( 1Кор.15 ). Появление нового благовестия ( Гал.1:6 ). Появление раздоров и расстройства ( 1Кор.1:11 ). Появление беззакония ( 1Кор.5:1 ). Писания для частных лиц (Титу, Тимофею, Филимону, Феофилу). Необходимо было различать истинные послания от ложных, что и делала Церковь на соборах ( 2Фес.2:2–3, 17 ; Лк.1:1 ). Писания писали далеко не все Апостолы, а лишь немногие. Церковь была до появления Писаний, посему она мыслима и без Писаний. Но Писание немыслимо без Церкви. Писание – не учебник, по которому можно всякому строить Церковь , как вздумается. Писание – документ Церкви и принадлежит оно только Церкви. Писание – письмо матери-Церкви к своим детям и без сыновней любви к Церкви в Писании ничего не понять. Отсюда-то и распри у всех гордецов с Церковью из-за непонимания ими Писания. Писание – не фундамент нашей Церкви: фундамент должен быть раньше здания, а Церковь у нас много раньше Писания. Писание не составляет всего научения Христова, данного Им Церкви, и воспомянутого Духом Святым, а только часть его. Все научение Церкви в Священном Писании и Священном Предании «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Апостолы учили преимущественно устно: «три года, день и ночь...» ( Деян.20:31 ). Апостолы требуют держаться преданного ими устно: «Храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20–21 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» ( 2Тим.1:13 ). Апостолы научали, как устно передавать Божию истину: " Что слышал от меня (а не получил в посланиях и записанным), при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Апостолы хвалят за твердое сохранение Предания: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

(Стихи 18–24 первой гл. читаются как Апостольское зачало в праздник Воздвижения Креста Господня). Главной темой всего благовестия ап. Павла был Крест Христов, т. е. Его искупительные страдания и воскресение. Эта проповедь находит различный отклик в сердцах людей. Ап. Павел говорит, что по отношению к проповеди Креста люди разделяются на две группы: «погибающих» и «спасаемых»: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). Для «погибающих», т. е. не принимающих благовестия, слово о Кресте кажется «юродством», т. е. безумием, потому что оно не согласуется с их человеческой мудростью, которую они признают для себя высшим авторитетом. Для тех же, кто принимает это слово в простоте сердца и доверии к Богу, т. е. для «спасаемых», оно есть не только премудрость, но и «сила Божия». Это слово обладает силой, действует благодатно, оно способно преображать сердца, умудрять духовной мудростью и оправдывать перед Богом. Сама история подтверждает истинность сказанного в этом стихе: многие мудрецы смеялись над крестом Христовым как средством спасения, а принявшие его и до сих пор спасаются им. Так Бог «обратил мудрость мира сего в безумие» ( 1Кор.1:20 ). Но возникает вопрос: почему Бог избрал средство спасения, несообразное с мудростью «века сего», с мудростью мирской? Апостол отвечает на этот вопрос так: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор.1:21 ). Значит, было время, когда Бог спасал посредством человеческой мудрости, через естественное откровение ( Рим.1:19–20 ) и естественный нравственный закон ( Рим.2:14–15 ). Но по причине греха разум и сердце человека оказались бессильными познать Бога. Поэтому Бог теперь предлагает средство, прямо противоположное этой осуетившейся мудрости, – проповедь креста Христа. Это средство нужно принять только верой, потому что для естественного разума оно кажется «юродством». Мудрствуя по-человечески, ни иудеи, ни еллины не оказались способными принять спасение через Крест Христов: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию славу и Божий премудрость» ( 1Кор.1:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Эти слова Спасителя нельзя понимать в переносном смысле, потому что выражение: есть плоть, если оно употребляется в переносном смысле, на языке св. Писания всегда и везде означает: причинять другому большое зло, наносить жестокую обиду, особенно же злословиями клеветать Мих.3:3 ; Гал.5:15 ) и другого значения не имеет. Следовательно, если слова обетования Христова о ядении Его тела и питии Его крови понимать в переносном смысле, то они будут означать следующее: ядущий Мою плоть, т.е. причиняющий Мне величайшее зло, имеет жизнь вечную! и наоборот: если не будете есть плоти Сына Человеческаго, т.е., если не будете наносить Ему жестоких обид, злословить и поносить Его, то не будете иметь в себе жизни!.. Кто не отвратится от подобного сочетания мыслей. Установил же таинство причащения Господь Иисус в ту ночь, в которую был предан ( 1Кор.11:23 ). На тайной вечере, когда они ели, – повествует евангелист, – Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–30 ). Из приведенных мест свящ. Писания ясно, что таинство причащения установлено Самим Христом Спасителем; что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем истинное тело и истинную кровь Христа Спасителя; что не причащающиеся тела и крови Христа Спасителя не наследуют жизни вечной. Так учили и апостолы ( 1Кор.10:15–17, 11:20–27 ). Приступать к таинству причащения христианин должен только после тщательного приготовления и испытания себя, согласно заповеди апостола: да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о теле Господнем ( 1Кор.11:27–30 ). Право совершать это таинство принадлежит только пастырям, преемникам апостолов; ибо только апостолам, а в лице их и пастырям Церкви, Иисус Христос, по установлении таинства причащения, заповедал: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). г) О таинстве покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1Кор.13:11 ), а некоторые – ещё к младенцам и плотским во Христе (ср. 1Кор.3:1 ). 3 . И это мы сказали по поводу [слов]: «евших было пять тысяч мужей без женщин и детей» ( Мф.14:21 ). Но в них есть двусмысленность: либо евших было пять тысяч мужей и среди евших не было ни одного ребёнка или женщины, либо только мужей было пять тысяч, не считая детей и женщин. Некоторые и в самом деле истолковали [это место] так, как мы сказали сперва – будто ни дети, ни женщины не присутствовали при увеличении и умножении [пищи] из пяти хлебов и двух рыб. Но кто-нибудь, пожалуй, скажет, что так как евших было много и они получали свою долю от хлебов благословения в соответствии с достоинством и способностью, то достойные подсчёта (ο μν ριθμν ξιοι) – подобно подсчитанным в книге Чисел израильтянам, достигшим двадцати лет (ср. Чис.1:18 сл.) – были мужи; а те, кто не был достоин такого упоминания и подсчёта, были дети и женщины. Но «детей» тебе следует вместе со мной понимать в переносном смысле (τροπολγει δ μοι), в соответствии со [словами]: «я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» ( 1Кор.3:1 ), как и «женщин» – в соответствии со [словами]: «я хочу всех вас 112 представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ); «мужей» же – в соответствии со [словами]: «как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ) 113 . Не оставим без разъяснения и [слова]: «повелев народу возлечь на траву, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все» ( Мф.14:19–20 ). Что же означает «и повелев всему народу возлечь на траву»? И какой [смысл], достойный повеления [самого] Иисуса, можно усмотреть в этом месте? Я думаю, что он повелел народу возлечь на траве, потому что у Исаии сказано: «Всякая плоть – трава» ( Ис.40:6 ), то есть [он приказал] поместить плоть долу (ποκτω ποισαι) и обуздать «помышление плотское» ( Рим.8:6 ), чтобы таким образом можно было получить долю от хлебов, которые благословляет Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

На основе всеобщего священства в Древней Церкви существовало разнообразие харизматической практики, о которой упоминает апостол Павел ( 1Кор.12:1,4–14 ) и которая вскоре фактически исчезла. О большом богатстве и разнообразии форм участия народа Божия ( 1Пет.2:9–10 ) в жизни Церкви первых веков говорит широкое участие в практической церковной деятельности женщин, которые, хотя и лишены были учительских функций ( 1Кор.14:34 ), имели широкое поле хозяйственной и благотворительной деятельности (диакония). Церковь времен апостолов не знала деления на клириков и мирян в нашем смысле, как и не содержала самих терминов мирянин и клирик. Это – основной факт церковной жизни первоначальной эпохи, но из этого неправильно было бы делать заключение, что служение в Церкви исчерпывалось общим для всех священническим служением. Основным фактом жизни первоначальной Церкви было разнообразие служений. Тот же Дух, Которым все крестились в одно тело и Которым все напоены, разделяет дары каждому особо для действования и служения внутри Церкви: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:4–11 ). Разнообразие служений вытекает из органической природы Церкви. В ней каждый ее член занимает определенное, одному ему свойственное положение и место. Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно ( 1Кор.12:18–20 ). Это не нарушает единства природы членов Церкви. Их онтологическое единство вытекает из их единства во Христе. По своей природе все члены одинаковы, так как у всех один и тот же Дух. Никто не может ставить себя выше других в Церкви, а тем более выше Церкви, или претендовать на то, чтобы особым образом выражать Церковь . Ни апостолы, ни пророки, ни учители не составляют сами по себе, все вместе или каждый в отдельности, Церковь . И те, и другие, и третьи только члены Церкви, а не вся Церковь , поэтому не могут существовать без остальных членов, так как иначе для них было бы невозможно выполнять те функции, для которых они поставлены Богом. Различие между лицами, имеющими или не имеющими особые служения, возможно не онтологическое, а функциональное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010