Между тем, другой переписчик понял ту же приписку как дополнение к тексту, вследствие чего она вошла в этот текст, наряду с первоначальным его чтением. Так возникло чтение В. Альд. 2Цар. 5:14 −16. Сыновей, родившихся у Давида в Иерусалиме, насчитывается, по славянскому переводу, 24. В правильности этого счета возбуждается сомнение уже тем обстоятельством, что сыновья Давида перечисляются, кроме данного места, еще в двух местах, в 1Пар. 3:5 −8 и 14:5−7, и что в обоих тех случаях у Давида насчитывается только по 13 сыновей. Мы утверждаем, что во 2Цар. 5:14 −16 двадцать четыре имени не все относятся к первоначальному тексту перевода LXX, и что последние тринадцать имен явились только как поправка первоначального, представляющегося неправильным перечисления сыновей Давида. В правильности такого мнения мы убеждаемся по отсутствию последних тринадцати имен в А. К. В еврейском тексте читаются также только первые одиннадцать имен. Но замечательно, что в параллельных местах 1Пар. 3:5 −8 и 14:4−7 каждый раз называются тринадцать, не меньше, сыновей. И мы думаем, что в тексте 2Цар. 5:14 и след., случайно исчезли два имени, именно, стоящие в книге Паралипоменон, одно – в конце 3:6, 14:5, и другое, в начале 3:7 и 14:6 (по еврейско-масоретскому произношению) – Елифалет и Ногаг. Исчезновение это легко можно понять, если принять во внимание, что имена, стоящие рядом друг с другом, соединяется между собой частицей вав (=и). Эта частица, предшествующая неизменно каждому имени, могла ввести переписчика в заблуждение. Из многих имен, начинающихся с одной и той же буквы и написанных, притом, сплошным письмом (scriptio continua), некоторые могли быть опущены. Но именно этот пропуск мог побудить читателя книги Царств, написать параллельное перечисление сыновей Давида из 1 Паралипоменон. Параллельный список возбуждал к себе тем большее внимание, что в нем некоторые имена представляются значительно изменившимися (по крайней мере, по греческому тексту). Впрочем, при тщательном внимании, в последних тринадцати именах 2Цар. 5:16 , невозможно не признать тех же, только более или менее искаженных имен, которые только более правильно читаются и в 1Пар. 3 и 14 главах, и во 2Цар. 5:14 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Гимны, которых насчитывается пятьдесят два, посвящены следующим темам: о девстве (1−3), о масле и маслинах (4−7); о том, как распознать тайны Господни (8−11); о евангельских эпизодах (12−16, 22−23, 25, 28, 34, 49−51); о Сихеме (17−19); о Ефреме (20−21); о девстве (24); об Иерихоне (35); о Церкви (36); о вере (37); о Лоте и его дочерях (38); о воздаянии благодарности (39−41); об Ионе и Ниневии (42−50); Христос – Свет мира (51−52). Исследования. Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de virginitate/Hrsg. E. Beck. CSCO. Vol. 223 (Scr. Syri 94). Lovanii, 1962; нем. перевод: CSCO. Vol. 224 (Scr. Syri 95); Hymni de virginitate quos e codice Vaticano 111 nunc primm edidit, illustravit et latine vertit I. E. Rahmani. Vol. I. Šarfeh, 1906 (полное изд.); LA. T. II. P. 773–823 (только гимны 1−10, 14, 17, 23 по важной рукописи VIII− IX вв. Br. Mus. Add. 17141); LA. T. IV P. 497–670 (гимны 9−38, 44−51 по Ватиканской рукописи). 16. «Гимны о Церкви». Собрание, очень похожее на предыдущее. Состоит по большей части из аскетических трудов. Из пятидесяти двух сочинений почти все (8−51) содержатся в той же самой древнейшей рукописи Vat. Syr. III, а первое и фрагменты следующих сохранены в рукописи Brit. Mus. Add. 14625, написанной до 555 г. Что касается подлинности, то здесь мнение совпадает с предыдущим: с большой долей вероятности можно высказаться в ее пользу. Издания и темы отдельных гимнов. 8-й, 9-й о свободе воли: AS. T. III. Р. 359−367; 11-й о справедливости и милосердии Бога: Ibid. Р. 613−615; 12-й, 19-й о свободе воли: Ibid. Р. 339−367; 23-й увещание: Ibid. P. 450; 25-й, 33-й о речи: Ibid. Р. 615−618; о Промысле: Р. 608−612; о внутреннем умерщвлении: Р. 624−627; увещание: Р. 555−561; о мирских соблазнах: Р. 620−624; о хранении глаз: Р. 627−629; 35-й, 37-й на Быт. 3:6 : AS. T. II. Р. 327−328; 38-й, 42-й о чудесах Христа: LA. Т. П. Р. 717−730; 43-й, 44-й о скрижалях Закона: Ibid. P. 729−742; 45-й, 50-й на Быт. 3:6 и 5:21: AS. T. II. Р. 318−327; 51-й, 52-й о страстях Христовых и Воскресении: AS. Т. III. Р. 603−604; о Промысле: Р. 618−620.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

1436 Petri Venerabilis. Epistolarum liber I, 20: PL 189, 89−100; см.: Leclercq J. Pierre le Vénérable et l’érémitisme clunisien//Petrus Venerabilis, 1156−1956. Roma, 1956. P. 99−120. (Studia Anselmiana; Vol. 40); Chachuat G. L’érémitisme à Cluny sous l’attabiat de Pierrele-Vénérable//Annales de l’Académie de Mâcon. 1982. Vol. 58. P. 89−96. 1437 О монашеском обновлении XI и XII вв. см.: Tabacco G. Romualdo da Ravenna е gli inizi dell’eremitismo camaldolese//L’eremitismo in Occidente nei secoli XI e XII.P. 73−119; Delaruelle É. Les ermites et la spiritualité populaire. P. 212−247 (переизд.: Id. La piété populaire au Moyen âge. Torino, 1975. P. 125−160); Picasso G. Il monachesimo nell’alto Medioevo//Dall’eremo al cenobio: La civiltà monastica in Italia dalle origini al l’età di Dante. Milano, 1987. P. 11−63. (Antica Madré, collana di studi sull ‘ltalia antica, a cura di G. Pugliese Carratelli); Pierucci C. La riforma romualdùio-camaldolese nelle Marche//Aspetti e problemi del monachesimo nelle Marche: Atti del convegno di studi tenuto a Fabriano, monastère di S. Silvestro 4−7 giugno 1981. Fabriano, 1982. P. 39−59; Spinelli G. Il monachesimo benedettino in Umbria nell’età di sant’Ubaldo//Nel segno del santo protettore: Ubaldo vescovo, taumaturgo, santo: Atti del convegno int. di studi, Gubbio, 15−19 dicembre 1986. Perugia, 1990. P. 51−69, и особ.: Atti dei convegni promossi dal Centre di Studi Avellaniti. Об общей жизни духовенства см.: Egger С. La vita comune del clero a Gubbio nei secoli XI e XII e la personalità di S. Ubaldo//Aspetti dell’Umbria dall’inizio del sec. VIII. P. 387−396; Nicolini U. La vita comune del clero a Perugia nei secoli XI e XII//La vita comune del clero nei secoli XI e XII: Atti della prima settimana di studio, Mendola, settembre 1959. Milano, 1962. Vol. 2: Comunicazioni e indici. P. 260−264. 1438 В прологе к описанию обычаев клюнийских монахов Фарфы читаем, что Ромуальд «normam prisce iustitie in sexu renovavit utroque et ordine» (цит. no: II «Chronicon Farfense» di Gregorio di Catino. Roma, 1903. Vol. 1. P. 50, сн. 3), тем самым распространив его преобразовательную деятельность также на женские монастыри, и эти сведения подтверждаются также «Житием» Петра Дамиани: Petri Damiani. Vita beati Romualdi. С. 35, p. 76; с. 63, p. 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli (secoli IV–VII): Atti del Convegno Intemazionale (Catania, 4−7 ottobre 2001). Catania, 2004. ol. 2. P. 183217. De obitu Theod. 47. Об «inventio crucis» («обретении креста») ср.: Cyrill. Hierosol. Epist. ad Const. imp//PG. T. 33. Col. 1168−1169 (без упоминания Елены); Rufin. Hist. eccl. 8. Особенно в неправдоподобном образе использования одного из гвоздей в конской узде очевидна отсылка к пророчеству Захарии: «in illo die erit, quod super frenum equi, sanctum domino omnipotenti»; о пророчестве критически замечает сам Иероним: Ad Zach. 14, 20: «audivi a quodam rem, sensu quidem pio dictam, sed ridiculam» («слыхал о сем, что благочестиво есть, однако ж смехотворно»). Ср.: Steidle W. Die Leichenreden des Ambrosius für Kaiser Theodosius und die Elena-legende//Vigilae Christianae. 1978. T. 32. S. 94−112; Sordi M. La tradizione dell’inventio crucis in Ambrogio e Rufino//Rivista di Storia della Chiesa in Italia. 1990. Vol. 44. 1 ss.; Consolino F.E. Il signification dell’inventio crucis nel de obitu Theodosii//Annali della Facoltà di lettere e filosofia dell’Università di Siena. 1984. Vol. 5. 161 ss.; Sordi M. Dall’elmo di Costantino alla corona ferrea, in Costantino il Grande. Dall’Antichità all’Umanesimo, cit. (сн. 3), 884 ss.; Drifters J.W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden; New York, 1992. 79, 84 ss.; Heinen H. Helena, Konstantin und die Überlieferung der Kreuzauffindung im 4. Jahrhundert//Der Heilige Rock zu Trier: Studien zur Geschichte und Verehrung de Tunika Christi. Trier, 1995. S. 83−117; теперь в: Heinen H. Vom hellenistischen Osten zum römischen Westen: Ausgewählte Schriften zur Alten Geschichte. Stuttgart, 2006. S. 425−456. (Historia Einzelschr.; Bd. 191); Consolino F.E. La ‘santa’ regina da Elena a Galla Placidia nella tradizione dell’ Occidente latino//Vicende e figure femminili in Grecia e a Roma: Atti del Convegno, Pesaro, 28−30 aprile 1994. Ancona, 1995. 471 ss.; Neri V. La figura di Costantino, cit. (сн. 51). 252 ss.; Piredda А.М. La santità di Elena in occidente tra Tardoantico e Altomedioevo//Poteri religiosi e istituzioni, cit. (сн. 11). P. 305−323; Kolb F. La storia del diadema da Costantino fino all’età protobizantina//Costantino il Grande nell’età bizantina, cit. (сн. 4). P. 51−60, 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Р.) горы к северо-западу лежит знаменитый Конь-камень; с горы под сенью вековых сосен к нему ведёт деревянная лестница о 57 ступенях. Конь-камень в отдалённые века языческого суеверия был предметом почитания у окрестных жителей. Этот камень находится в северо-западной части острова, в одной версте расстояния от монастыря. Он – великан, окружён множеством других камней различной формы и величины. (...) Конь-камень из серого гранита с кварцевыми жилами. Наружным своим видом он напоминает скалу пьедестала Фальконетовой конной статуи Петра Великого; его длина – 13 аршин, толщина – 9 и вышина – 6 аршин. В настоящее время около Коня-камня разведён парк; на вершине камня прилепилась деревянная часовня. По преданию, впервые часовня воздвигнута была здесь по благословению самого преп. Арсения по изгнании отсюда бесов» (Пимен, архим. Богородице-Рождественский Коневский монастырь: Описание. 2 изд. СПб. 1899. С. 4−7, см. также: Историко-статистическое описание Рождественского Коневского монастыря (Санкт-Петербургской епархии). СПб. 1869. Разд.: Обитель в настоящем её виде. С. 49). 122 Житие Арсения Коневского. РГАДА, собр. Оболенского, ф. 201, 52 (XVII в., 20 гг.), л. 447. Цит. по: Житие преподобного Арсения Коневского чудотворца/Публ., переложение на рус. яз. Н.Н. Ильиной; коммент. А.Г. Боброва, Н.А. Охотиной-Линд; вступ. ст. архим. Назария. СПб. 2002. С. 21−22. См. также: Житие Арсения Коневского/Подгот. текста Н.А. Охотиной-Линд, пер. А.Г. Боброва, коммент. H.A. Охотиной-Линд и А.Г. Боброва//БЛДР.Т. 13. С. 154−181. 124 Озерецковский Н. Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. СПб., 1792. С. 53−54. См. также Криничная Н.А. Предания Русского Севера. 87. «Остов Коневец», с. 60−61. 125 Криничная Н.А. Предания Русского Севера. 88. «Остров Коневец», с. 61. В топонимическом мотиве, положенном в основу преданий об острове Коневце, «отражены языческие представления, связанные с культом коня и камня и совмещённые в одном природном объекте. Под влиянием христианства языческие божества трансформируются в нечистую силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 июля – Составление корреспонденции «Никейските тържества в Лондонъ» для официального органа Болгарской Православной Церкви «Църковенъ Вестникъ» (София). 16 и 17 июля – По приглашению Лондонской Академической группы прочитал две лекции в «Русском Доме» (27 Cromwell Road) для «русского Народного Университета»: 1) Современный кризис христианства и 2) Второе пришествие Христово по учению св. Апостола Павла. Июль, до 21 – Вместе с православной делегацией путешествовал по Англии, посетил Кентербери, Виндзор, Итон, Оксфорд, Уэльс и др. 21 июля – Покинул Лондон и в тот же день прибыл в Париж. 23−26 июля – Участвовал в конференции Русского студенческого христианского движения, проходившей в Аржероне (Нормандия). 29 июля – 8 августа – Прочитал десять лекций для студентов пропедевтического класса Св.-Сергиевского Православного Богословского института. 1 августа – Написал статью «Итоги Никейских торжеств в Англии». 4 августа – Встреча с Великим Князем Николаем Николаевичем в Шуаньи. 8 августа – Покинул Париж, выехав на Стокгольмскую Всемирную конференцию христианских церквей «Life and Work». 11 августа – Прибыл в Стокгольм, по дороге двое суток провел в Берлине. 19−30 августа – Участие в работе Всемирной христианской конференции. 28 августа – В зале Музея Музыкальной Академии зачитан доклад Глубоковского «О христианском единении в жизни и труде». С 31 августа по 3 сентября – Гостил в Упсале у своих друзей, профессоров Упсальского университета. Лето – Награжден шведским орденом Полярной Звезды. 3 сентября – Выехал из Упсалы в Берлин. 4−7 сентября – Пребывание в Берлине. 9 сентября – Из Вены отправился пароходом в Белград. 10 сентября – Прибыл в Белград. С 14 по 16 сентября – Посетил Леснинский женский монастырь в Хопово (близ Нового Сада), участвовал в проходившей там конференции Русского студенческого христианского движения и 15 сентября сделал доклад о Стокгольмской конференции. 19 сентября – Вернулся в Софию. 31 декабря – Сделал доклад о своей поездке в Лондон и на Стокгольмскую конференцию в заседании Св. Синода Болгарской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...