О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.14:9 .  Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 1Кор.14:10 .  Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. «Так и вы, аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще. Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен». Что для гуслей стройная мерность и для трубы – военный знак, то для языков «сказание». Ибо когда присутствующие не понимают, слова напрасно разливаются в воздухе. 1Кор.14:11 .  Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. «Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник». Апостол то же сказал иными словами. 1Кор.14:12 .  Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. «Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, к созиданию Церкве просите, да избыточествуете». В укоризну назвал Апостол коринфян «ревнителями духовом». Повелевает же им все делать для пользы церковной. 1Кор.14:13 .  А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. «Темже глаголяй языком да молится, да сказует». Проси, говорит Апостол, Давшего тебе дарование языков, приложить и дарование сказания, чтобы мог ты принести пользу Церкви. 1Кор.14:14 .  Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. «Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть». Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: «да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» ( Рим. 1, 13 ). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим сказания, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат пользы. 1Кор.14:15 .  Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. «Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом». Духом называет Апостол дарование, а умом – изъяснение сказанного. Говорит же, что беседующему на ином языке, во псалмопении ли то, в молитве ли, в учении ли, надлежит или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другого, способного на это, брать в сотрудники к учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.11:11 .  Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. «Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа» в мире; потому что от супружества и взаимного их общения размножился род. 1Кор.11:12 .  Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога. «Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою». И не удовольствовался сим Апостол, но указал Виновника их. «Вся же от Бога». И опять самих коринфян призывает в судии. 1Кор.11:13 .  Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 1Кор.11:14 .  Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него. 1Кор.11:15 .  Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? «В вас самех судите, лепо ли есть жене откровенней Богу молитися? Или и не самое естество учит вы, яко муж убо аще власы растит, безчестие ему есть. Жена же аще власы растит, слава ей есть? Зане растение власов вместо одеяния дано бысть ей». Если жена вменяет себе в честь иметь волосы, отъятие же их почитает бесчестием, то пусть рассудит, как бесчестит она Давшего волосы, приступая не с подобающею стыдливостию и честию. 1Кор.11:16 .  А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. «Аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже церкви Божия». Слова сего достаточно к тому, чтобы пристыдить и крайне спорливых, ибо Апостол показал, что таково мнение не его одного, но и всех церквей Божиих. Итак, против сей погрешности употребив приличное врачевание, Апостол, по примеру наилучших врачей, врачует и другую немощь. Был обычай в церквах после таинственной литургии иметь общую трапезу богатым и бедным, и это служило великим утешением для бедных, потому что достаточные приносили из дому припасы, а живущие в нищете по общению веры участвовали в пиршествах. Но с течением времени совершалось это не как должно, и достаточные стали пренебрегать бедных. Дознав это, божественный Апостол пишет и о сем, что надлежало. 1Кор.11:17 .  Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.4:13 .  хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Ап. изображает контраст между бедственным положением апостолов и мнимым прославлением коринфских христиан. – «Мы безумны», т. е. не боимся явиться безумцами в глазах коринфян, проповедуя распятого Христа, тогда как другие сумели заслужить титул «мудрых», возвещая о Христе по обычаю философов. – «Мы немощны» – см. 1Кор.2:1–5 . – «Вы же крепки», т. е. вас не тревожат никакие сомнения, как будто все, что вы делаете, всегда хорошо! – «Хулят нас, мы молим», т. е. убеждаем по справедливости обсудить наше поведение. 1Кор.4:14 .  Не к по­стыже­нию вашему пишу сие, но вра­зу­мляю вас, как воз­люблен­ных детей мо­их. Не от злобы говорил с такою иронией Апостол, а из-за огорчения и для пользы самих коринфян. Он не хотел смирить или пристыдить их, но обратить их на истинный путь. Он имел и право на это, как их духовный отец. 1Кор.4:15 .  Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе бла­го­ве­с­т­вова­ни­ем. 1Кор.4:16 .  Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. «Тысячи наставников». Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. – «Я родил вас». Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). – «Посему...». Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни. 1Кор.4:17 .  Для сего я по­слал к вам Тимофея, моего воз­люблен­ного и верного в Го­с­по­де сына, который напомнит вам о путях мо­их во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Чтобы помочь их обращению на истинный путь, Ап. послал к ним своего надежного сотрудника – Тимофея. Этот последний во время написания послания, действительно, уже отбыл из Ефеса, хотя прибыл в Коринф уже после получения там послания Ап. Павла ( 1Кор.16:10, 11 ; ср. Деян. 19:20, 21 ). – «Сына». Этим Ап. намекает, что Тимофей был им обращен в христианство (ср. 2Тим. 1:2 ). – О «путях моих во Христе», т. е. о смирении, самоотречении, преданности Господу. Путем этих добродетелей идет Ап. с тех самых пор как он обратился ко Христу. – «Как я учу..». Его учение вполне соответствует его жизни и везде он поступает одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12 . И для чего духовную благодать наименовал Он водой? Поскольку через воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой и всему дает особливый вид, между тем как он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь не сходит то в том, то в другом виде; но, входя в состав тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действие. Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водой, пускает отрасли, равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит, но Сам в Себе не различен, как написано: Но каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом ( 1Кор.12:8 ); иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом ( 1Кор.12:9 ); иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:10 ). Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:11 ). 13 . Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании и опасно, чтобы кто-либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная, о каком духе разуметь написанное, то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1Кор. 5:6 . Потому так строго поступить надобно с преступником, – разъясняет Апостол Христов, – что и один худой пример может заразить многих. «Нечем вам хвалиться (т. е. что кроме этого нечестивца все остальные безупречны). Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» 1Кор. 5:7, 8 . «Христиане должны быть новым тестом, в котором не следует быть никакой порочной закваски. Они должны приближаться ко Христу, как к закланной за них пасхе, с одними опресноками чистоты и истины». 1Кор. 5:911 . Строго воспретивши всякое общение с блудниками и прочими нечестивцами, Апостол, однако же, оговаривается, что такое разобщение он заповедует «не вообще с блудниками мира сего (и прочими нечестивцами) … ибо иначе, говорит, надлежало бы вам выйти из мира сего», а с теми, «кто, называясь братом (т. е. принадлежа к христианскому обществу), остается блудником, или лихоимцем и проч. … с таким даже и не есть вместе» (не водить хлеб-соль), дабы путем житейского общения с этими закоснелыми нечестивцами не заразиться их нечестием. 1Кор. 5:12, 13 . «Что мне судить и внешних (т. е. не принадлежащих к церкви?.. внешних судит Бог». Вы же, – заключает Апостол, – «извергните развращенного из среды вас». Св. Златоуст говорит на это место: «это изречение Апостол заимствовал из ветхого завета ( Втор. 17:7 ), дабы, с одной стороны, внушить, что в таком случае (изъяв злого) и они сами получат величайшую пользу, освободившись как бы от опасной заразы, а с другой стороны, показать, что это не нововведение, а еще древним законоучителем заповедано отлучать таких людей». Обличение третье – за тяжбы в языческих судилищах ( 1Кор. 6:1–11 ) 1Кор. 6:1 . «Как смеет кто из вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых (т. е. у язычников), а не у святых» (таковы должны быть христиане по своей идее)? Святой Златоуст замечает, что собственно предшествующая речь в V-й главе о внутреннем суде в духовных делах (отлучение кровосмесника) расположила Апостола сказать, как бы по пути, и о внешнем суде, дабы и житейские дела христиане разбирали сами, не доводя до языческих судей; после чего Апостол опять возвращается к прежнему предмету ( 1Кор. 6:13–20 ), т. е. к обличению блудной и вообще чувственной жизни (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но они говорят: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), (они), чтущие суетных и ложных ( Иона 2:9 ). О воскресении же Его и Исаия говорит: Который вывел их из моря с пастырем овец Своих ( Ис.63:11 ); присовокупил он: великого, чтобы не почли Его имеющим равное достоинство с предшествовавшими пастырями. 21 . Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поскольку хотят того; а ты стой на камне веры касательно воскресения, чтобы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить воскресение. Ибо манихеи доныне говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:3 ); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего (ср. Рим.1:4 ). И в другом месте, обращаясь к ним, говорит: не говори в сердце твоем и проч. кто сойдет в бездну? то есть Христа от мертвых возвести ( Рим.10:6–7 ). Подобным образом для утверждения негде написал: Помни Господа Иисуса Христа... воскресшего из мертвых ( 2Тим.2:8 ). И опять: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал ( 1Кор.15:14–15 ). Но потом говорит: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ); и явился Кифе, потом двенадцати ( 1Кор.15:5 ). Если не веришь этому свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий ( 1Кор.15:6 ). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову ( 1Кор.15:7 ), брату своему, первому епископу паствы сея. Итак, если этот епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе, то ты, ученик Его, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: после всех явился и мне ( 1Кор.15:8 ), – Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1Кор.13:2 .  Если имею дар про­рочества, и знаю все тайны, и имею всякое по­знание и всю веру, так что могу и горы пере­ставлять, а не имею любви, – то я ничто. Ап. идет от одного дарования к другому, высшему. – «Пророчество» – см. 1Кор.12:10 . – «Знаю все тайны». Это разъяснение к выражению: «дар пророчества». Пророк знал тайны Божественного домостроительства о нашем спасении, но, конечно, далеко не все. Ап. представляет теперь возможным существование пророка, знающего «все» тайны. И такой человек, по его убеждению, был «ничто», если не имел в себе любви! – «Имею всякое познание». Это дар «знания» – см. 1Кор.12:8 . Если бы кто имел такой дар в «полном» его объеме, но не имел любви, то опять такой человек был бы «ничто». – «И всю веру» – это – дар чудодейственной веры. См. 1Кор.12:9 . – «Переставлять горы», т. е. уничтожать всякие препятствия, стоящие на пути, как бы велики они ни были. – Итак, человек может все высказать, все знать, все мочь, но все это для него лично не приносит никакой пользы, если он не имеет в себе любви. Для Церкви, для общества верующих эти дары полезны, но самих, обладающих ими, они не спасают (ср. Мф. 7:22, 23 ). 1Кор.13:3 .  И если я раз­дам все име­ние мое и отдам тело мое на сожже­ние, а любви не имею, нет мне в том никакой по­льзы. Ап. переходит к действиям, которые, по-видимому, основаны на любви. – «Раздам все имение» – это «дар вспоможения» (см. 1Кор.12:28 ) в его высшем проявлении. – «Отдам тело мое на сожжение», т. е. пойду на мученическую смерть за Христа. – О возможности таких фактов свидетельствует история христианства. Напр. об одном пресвитере «Жития Святых» сообщают, что он, идя на мученическую смерть за Христа, не хотел простить одного своего врага, который просил у него прощения. Ясно, что такой человек не имел в себе «любви» и, может быть, по этой причине не выдержал испытания и отрекся от Христа уже перед самым возведением на эшафот. – «Нет мне в том никакой пользы». В очах Божиих такие действия не имеют никакой цены, потому что совершающий их думает только о себе и ищет славы у людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор.9:2 .  Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостоль­ства – вы в Го­с­по­де. 1Кор.9:3 .  Вот мое защище­ние про­тив осужда­ю­щих меня. Раскрывая последнюю мысль, Ап. заявляет, что Коринфская Церковь прямо может быть названа «печатью», которую поставил на его апостольском служении Сам Господь. – «Осуждающим меня» – правильнее: производящим дознание (о правильности моего апостольства). 1Кор.9:4 .  Или мы не имеем власти есть и пить? 1Кор.9:5 .  Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и про­чие Апостолы, и братья Го­с­по­дни, и Кифа? 1Кор.9:6 .  Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Ап. имеет право получать содержание от Коринфской Церкви. – «Мы», т. е. я, Варнава и, может быть, Тимофей и Сила, принимавшие участие в основании Церкви Коринфской как сотрудники Ап. Павла. – «есть и пить» – конечно, на счет коринфской христианской общины. – «Иметь спутницею сестру жену». С греч. точнее перевести: «сестру, т. е. сестру по вере – как жену». Вульгата переводит: «жену как сестру» – конечно, для того чтобы найти здесь основание для целибата духовенства. Новый английский перевод разделяет оба выражения так: «сестру, жену». Правильнее – первый перевод: «сестру, т. е. христианку как жену», потому что Ап. далее ссылается на пример других апостолов, которые, по свидетельству древности, все были женаты, исключая Иоанна (Климент Алекс. и Амвросиаст ). – «Братья Господни» – см. Мф.13:55 и паралл. места. – Ап. таким образом хочет сказать, что и другие Апостолы и он, если бы были женаты, в праве были получать содержание от основанных ими христианских общин не только на себя, но и на своих жен. – «Варнава» хотя не был призван Самим Христом, как Ап. Павел, к апостольскому служению, но тем не менее, как его сотрудник, ( Деян.13:1 и сл.; Гал.2:1 и сл.), он занимал высокое положение. – «Не работать» – конечно, для снискания себе пропитания. 1Кор.9:7 .  Какой во­ин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор. 3:18, 19 . «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас (учители Коринфские, да и всякие) думает быть (истинно) мудрым (пред очами Божиими). Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (следуют цитаты из ветхого писания: Иов. 5:13 ; Пс. 93:11 ); безумие – потому, что только внешним, земным и тварным ограничивает свой кругозор; потому, что не видит обязательных порядков Божиих, осуждает их, когда другие о том ей возвещают, и питомцев своих удерживает в своем мрачном буйстве (Еп. Феофан). 1Кор. 3:21 . «Итак, никто (из вас Коринфяне) не хвались человеками, ибо все ваше, Павел ли, или Аполлос, или Кифа». Т. е. все сии соработники Божии должны служить не к разделению, а к объединению Коринфян, и одинаково принадлежать им всем, как делающие одно и то же дело, т. е. созидание их спасения, ибо чрез них Коринфяне уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь (выше 1Кор. 3:5 ). 1Кор. 3:22 . … «Или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, все ваше». Здесь продолжение предыдущей мысли Апостола, только с большим обобщением. Не только лица, – как бы ни были они велики и знамениты, – но и ничто решительно в мире не должно становиться нашей целью, а должно быть лишь средством к достижению нашей верховной цели – принадлежать Христу святой жизнью. Так что нашим, в смысле нашего посредствующего пособия к спасению должны быть и жизнь с ее благами, но и с ее превратностями и бедствиями, и смерть, как ступень к нашему будущему величию, и предметы и события настоящие, равно как и будущие, – одним словом все. 1Кор. 3:23 . «Вы же Христовы», т. е. принадлежите Христу, как единственному своему учителю и Господу Спасителю. «Христос же Божий». Значит и вы все Божии во Христе Иисусе, т. е. в силу искупления. И значит прилично ли разделяться на партии из-за Павла, Аполлоса, Кифы или других каких-либо учителей?! 13) Так как Апостолы и учители суть только служители Христовы и домостроители в церкви Божией (экономы); то пусть и судят об них Коринфяне, если уж имеют неодолимую наклонность к таковым служениям, только по степени их верности порученному им делу, а не по их природным дарованиям и личным особенностям ( 1Кор. 4:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010