1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) Однажды приступили к Иисусу Христу фарисеи с учениками Иоанна Предтечи и Крестителя глаголюще: почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же твои не постятся ( Мф.9:14 ; Мк.2:18 )? Вопрошавшие указывали на то, что они содержат посты. Ученики Иоанна подражали своему учителю, который был великим постником. Фарисеи соблюдали посты, которые наблюдались и всеми евреями. Кроме этого, они имели посты обетные. Фарисей, вошедший в храм с мытарем помолиться, указывал Богу на то, что он постится два раза в неделю ( Лк.18:12 ). Словом, вопрошавшие Спасителя говорили правду. Иное дело, каков по качеству был пост учеников Иоанновых и фарисеев? Первые постились так, как и словом и примером своей жизни научил их Креститель Господень. Он был назорей т.е. Богу посвященный. Он не пил вина и никакого опьяняющего напитка. Еще при благовестии о рождении, Ангел Божий сказал его отцу, священнику Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера» ( Лк.1:15 ). Видно, братие, велика добродетель в очах Божиих трезвость. Блаженны те, которые трезвятся. Пьянство же есть величайшее зло и тяжкий грех пред Господом. Так и слово Божие говорит: «горе тем, которые храбры пить вино» ( Ис. 5:11,22 ), и в другом месте – «пьяницы царствия Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). С величайшею и самою строгою трезвостью Иоанн Предтеча соединял воздержание в пище. Он, как известно, жил в пустыне и питался акридами и диким медом, пищею бедняков. А одежду он имел из верблюжьего волоса. Кожаный пояс опоясывал чресла его. Так бедно и скромно жил великий Пророк, о котором сам Спаситель сказал: не восста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:2 ). По учителю судите об учениках. Сам строгий постник, он учил посту и воздержанию и своих учеников. Может быть, они усилили обычный свой пост с того времени, когда Иоанн Креститель посажен был Иродом под стражу. Постились и фарисеи. Но как? Спаситель о посте их вот что говорил: «Они, постясь, принимают на себя, мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

3. Об истинном священстве в Церкви Христовой Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры ( Еф. 4:11–12 ). Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди – пастыри ее. Таким образом Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства. Что же такое таинство священства? Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от Св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий ( 2Тим. 1:6 ), то есть, благодать Св. Духа ( Деян. 20:28 ), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства. Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения; а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения. Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение не простой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий» ( 2Тим. 1:6 ), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). Где нет законно рукоположенного чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение священства, там нет и Церкви Христовой, там нет «совершителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), нет благодати, а следовательно и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Глава 6. МОЛИТВА ИИСУСОВА, ИЛИ УМНАЯ МОЛИТВА 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания В основание умной молитвы, развивающей громадную молитвенную энергию, энергию высокого молитвенного чувства, положена краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» большинство подвижников «Добротолюбия» оставили в своих творениях учение об этой молитве. Особенно же потрудились в научении умной молитве, по словам святого Симеона Солунского , богоносный Лествичник, Диадох святый, епископ Фотики, Симеон Новый Богослов , аскет Никифор и многие другие 283 . Наилучше же написали о ней Духом водимые богоносные отцы наши Каллист, бывший патриарх Царствующего града, и сотрудник и сподвижник его преподобный Игнатий, в ста главах изложив о ней учение духовное, высокое и богомудрое 284 . Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ); другой – что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» ( 1Ин.4:2 ); а апостол Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога живаго!» ( Мф.16:16 ). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде 285 . Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава XXV Отношение Духа Святого к безгрешному естеству человека. Дух Святой и первые люди в невинном их состоянии. Богоозарение. Разъяснение и выводы. Падение первых людей и Дух Святой. Св. Писание, говоря о состоянии первых людей в раю до их падения, дает нам несомненные свидетельства о том, что духовное просветление первых людей было настолько совершенно и духовные силы их были настолько действенны и проникновенно-опознательны по отношению к Богу, что человек мог в известной степени зреть Бога, иметь непосредственные беседы с Богом, мог пророчествовать и провидеть природу вещей или ясно видеть, что все могло иметь свое место единственно при высоком озарении духа человеческого Духом Божиим. «Художеством разума исполни я, – говорит сын Сирахов о первых людях до их падения, – и добрыя и злая показа им. Положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел своих, да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величество дел Его. Приложил им художество и закон живота даде в наследие им. Завет вечный постави с ними, и судьбы своя показа им. Величества славы видеша очеса их, и славу гласа их слыша ухо их» (Иис. с. Сир.17:6–12 ). Такая высота созерцательного ведения первых людей была возможна для них единственно при озарении духа их Духом Божиим. Ибо, несмотря на художества разума первых людей и на око Божественное, положенное на сердцах их, под каковым оком в Божественном Писании разумеется совесть человеческая ( Мф.6:23 ), судящая «добрая и злая», постижение первыми людьми величества дел Божиих, проникновенное ведение судеб Божественных, прозрение в величество славы этих судеб и слышание духовным слухом гласа их славы – все это, взятое в целом, как могшее быть восприемлемым первыми людьми, свидетельствовало о высоте созерцательного ведения первых людей, и так как ведение это касалось не того только, что в бытии видимого мира и в явлениях имело свое обнаружение, но и того, что принадлежит откровению святыни и славы Божией, т.е. что принадлежит непосредственно Богу и есть Божие, то подобное ведение могло быть только при озарении духа человеческого Духом Божиим: «...Божия, – говорит Апостол, – никто же весть, точию Дух Божий. Дух бо вся испытует, и глубины Божия» ( 1Кор.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

игумен Амвросий (Диденко) Да приидет Царствие Твое Пресвитер Тертуллиан Царствие испрашиваемое нами у Отца небесного, есть будущее царствие по кончине мира. Мы молим Его о скорейшем пришествии сего царства, чтоб нам скорее вступить в него и не быть надолго задержанными в рабстве, порываясь «внити в оный покой» ( Евр.4:11 ) В Апокалипсисе души под алтарём вопиют к Господу: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судиши, и не мстиши крови нашея от живущих на земли» ( Откр.6:10 )? Итак мы молимся: скорее, Господи, «да приидет Царствие Твое» – сие желание христиан, смятение язычников, торжество Ангелов, ради коего страждем и коего неудержимо желаем. Ориген Если Царство Божие, по слову нашего Господа и Спасителя, не придёт... приметным образом и нельзя сказать: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ), потому что весьма близко к тебе слово сие: оно в твоих устах и в сердце твоём ( Втор.30:14 ; ср. Рим.10:8–10 ), – то молящийся о Царстве Божием, очевидно, с правом молится о том, чтобы восстало в нём Царство Божие, принесло бы плод и развилось до совершенства. Каждый святой находится под властью Божией и послушен духовному закону Божию (в противоположность закону плоти; ср. Рим.7:23 ), и Бог обитает в нём как бы в хорошо устроенном государстве; пребывает в нём Отец, а вместе с Отцом владычествует в совершенной душе и Христос, как свидетельствуют о том слова Его: придем к нему и обитель у него отворим ( Ин.14:23 ). По моему мнению, под Царством Божиим нужно разуметь то счастливое состояние разума, когда его мысли упорядочены и проникнуты мудростью, а под Царством Христовым нужно разуметь слова, высказанные для спасения слушателей и исполненные дела праведности и прочих добродетелей, ибо Сын Божий есть Слово ( Ин.1:1 ) и Праведность ( 1Кор.1:30 ). Каждый грешник, напротив, находится под властью князя мира, потому что каждый грешник принадлежит к настоящему злому миру как не предающий себя Тому, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, спасти по воле Бога и Отца нашего, как говорится об этом в Послании к Галатам ( Гал.1:4 ). Но кто через умышленное пребывание во грехах остаётся под властью князя этого мира, тот находится во власти и греха. Поэтому, наставляемые Павлом, не будем работать греху, приглашает же апостол нас к этому словами: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Свидетельство древнехристианского Предания о происхождении четвертого Евангелия Апостол Иоанн Богослов Повод и цель написания Евангелия План и содержание Евангелия от Иоанна Возражения против подлинности Евангелия Иоанна Самосвидетельство четвертого Евангелия Язык и изложение четвертого Евангелия Комментарии к Евангелию Иоанна и другие сочинения, имеющие своим предметом это Евангелие Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21     Свидетельство древнехристианского Предания о происхождении четвертого Евангелия Убеждение Православной Церкви в том, что писателем четвертого Евангелия был возлюбленный ученик Христов, апостол Иоанн, основано на твердом свидетельстве древнехристианского церковного предания. Прежде всего, святитель Ириней Лионский в своем «Опровержении гносиса» (около 185 г.), ссылаясь на предание малоазийской Церкви, к которой он принадлежал по своему воспитанию, говорит, что ученик Господа Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он приводит и выдержки из Евангелия от Иоанна для опровержения учения еретиков валентиниан. В посланиях святого Игнатия Антиохийского есть намеки на то, что ему было известно Евангелие Иоанна. Так, он говорит, что Христос ничего не делал без Отца (к Магн. 7:1; ср. Ин.5:19 ), говорит о хлебе жизни, который есть Тело Христово ( 1Кор.10:16 ; ср. Ин.6:51 ), о Духе, Который знает, куда Он идет и откуда приходит (Филад. 7, 1; ср. Ин.3:8 ), об Иисусе как двери (Филад. 9:1; ср. Ин.10:9 ). Иустин мученик , живший в Эфесе прежде, чем поселиться в Риме, не только в своем учении о Логосе примыкает к учению Евангелия Иоанна, но говорит, что его учение основано на «воспоминаниях апостолов», т.е., очевидно, на Евангелиях (Диал. 100, 4 и Апол. 67, 3). Он упоминает о слове Иисуса к Никодиму о возрождении (Апол. 61; ср. Ин.3 и сл.). Около того же времени (примерно в 60 годах II века) монтанисты формально основывали свое учение о том, что через них говорит Дух Утешитель, на Евангелии Иоанна. Попытка их врагов – алогов – приписать 4-е Евангелие, как послужившее формальной опорой для еретиков, еретику Керинфу не имела никакого успеха и только послужила поводом к тому, чтобы засвидетельствовать веру Церкви в происхождение 4-го Евангелия именно от Иоанна ( Ириней Лионский . «Против ересей», III, 11, 1). Точно так же попытка гностиков воспользоваться разными терминами из Евангелия от Иоанна не поколебала в Церкви веру в подлинность этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

священник Т.С.Тихомиров Практическая гомилетика – темы и конспекты на весь церковный год Цветная Триодь Святая Пасха (Евангелие от Иоанна, зач. 1, гл. 1, ст. 1–17; Апостольские Деяния, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8) 1) Святая Пасха. Светоносная радость Пасхи, Христос – победитель смерти. Вера в Воскресшего дает силу для борьбы со злом. 2) Простим всем вся воскресением... Пасха – праздник милости Господа к нам. Ради этого в древнее время в этот день выпускали из тюрем, прощали долги. Оставим и мы обиды нашим братьям. Обнимем всех с любовью. Понесем радость не имеющим радости. 3) Христос светлый Гость. Приготовьте Ему горницу большую и убранную. Очистите вашу душу. Да будет она горницей светлой, поднимитесь вверх к Богу. Расширьте сердце ваше для любви, чтобы оно было достойно быть «горницей» Господа, грядущего для вечери любви. 4) Начало Евангелия. Евангелия – забытая книга. Сила Евангелия. Необходимость ежедневного чтения Евангелия. 5) Кто отвалит нам камень? Тяжело нам; тяжело на душе. Ослабела вера. Жизнь кажется нам темной, тяжелой. Грех и суета, как камень, легли на душу. Кто спасет? Кто отвалит камень? Он, Воскресший: вера в Него, сила Его. 6) Восстани спяй и воскресни от мертвых ( Ефес.5:14 ). Воскресение Христово побуждает нас восстать от греховного сна ( Рим.6:4 ; 1Кор.15:17 ; Амос.5:14 ). Неделя о Фоме (Евангелие от Иоанна, зач. 65, гл. 20, ст. 19–31; Апостольские Деяния, зач. 14, гл. 5, ст. 12–20). 1) Вера и неверие. Виды неверия: добросовестное сомнение утерявших веру. Они найдут ее, если будут искать. Неверие – результат грешной жизни. Грешный старается не верить, чтобы не бояться Бога. Это неверие хуже предыдущего: оно признак смерти душевной. 2) Приди и осяжи. Наша вера; ее слабость и безжизненность. Нужно придти и осязать Господа. Это можно достигнуть частой усердной молитвой, благоговейным чтением Писания, вживанием в храмовую жизнь, добрыми делами. Касаясь часто риз Господних (богослужение, святые книги), мы постепенно поучаемся видеть Господа глазами души, и это родит веру живую, творящую, в отличие от веры на словах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Скачать epub pdf Апрель Ефрем Сирин, св. Толкование на послания св. апостола Павла: [Рим.9:5–16:20; 1Кор.1:1–5:6]/Предисл., пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 2. 4. С. 39–70 (1-я пагин.). (Продолжение.) —39— чен (к пришествию), и происшел от них, поскольку Сам есть Бог над всем 521 . 9: 6–7. Не тò, чтобы не сбылось слово Божие, то есть: хотя не со всеми это было совершено, но все же от них совершилось. Ибо не все, кои от Израиля, те суть Израильтяне, – и не те, кои семя Авраама, все суть чада. Свидетелями служат сыновья Хеттуры и Измаила ( Быт.25:1–16 ). Но в Исааке, сказано, наречется тебе семя ( Быт.21:12 ). 9: 8. Дабы показать и разъяснить, что не чада плоти, сии чада Божии суть, но чада обетования, которые не от чресл его, признаются за семя. 9: 9–13. Так, хотя Исаак по обетованию рожден и Ревекке по обетованию дарованы были сыновья, но, когда они еще не совершили ничего доброго или злого, предварительно открыл цель избрания Божия в том, что сказано ей: бóльший будет рабствовать меньшему ( Быт.25:23 ). Но это призвание не от дел, но от Призывающего, то есть от Самого Благословляющего. 9: 14–15. Итак, неужели дерзнем сказать, что неправда у Бога? Никак. Ибо Моисею Он так сказал: пожалеть кого пожалею 522 . Но хотя это у вас прежде сделано, т. е. что избрал и отверг без дел, – и также вас возлюбил, а язычников возненавидел, между тем как вы своими злыми делами едва отличались от язычников: однако ж не новым чем-либо было то, что совершено у язычников. Прежде чем в ваших писаниях было начертано и обозначено вхождение язычников (в церковь Христову) в том, кого избрал и кого отверг от чрева без греха, и возлюбил и возненавидел по произволению при —40— Моисее, – отвержение ваше, которое определено было ради злодеяний ваших, совершалось уже в бывшее без преступления отвержении Исава и язычников. 9: 16. Итак, по вышеприведенным свидетельствам дело помилования нисколько не зависит ни от желающего, ни от подвизающегося, но от милующего Бога. Ведь прежде чем появилась воля и начались личные подвиги, уже открыто было избрание промысла Божия. Если же вы станете роптать, говоря: зачем же это так делается, – то ропщите и на то, зачем избран Исаак, – а также: почему из рожденных вместе братьев Иаков был возлюблен, а Исаву оказана ненависть?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Содержание 1. Послание к Римлянам А) Рим. 3,1–20.27–31; 4,1–12 Б) Рим. 6,1–4.15–18 В) Рим. 7,7–13 Г) Внутренний диалог в Рим. 8,31–39. 2. Послание к Галатам 3. Первое послание к Коринфянам     В Первом послании к Коринфянам ( 1Кор.2:1 ) апостол Павел писал, что он возвещал Евангелие Креста и Воскресения Иисуса Христа «не в превосходстве слова или мудрости». В другом месте ( 2Кор. 11,6 ) он, в защитительной речи против своих врагов и недоброжелателей, с горькой иронией воспроизводит их обвинение: «хотя я и невежда в слове...». Нам сейчас почти невозможно себе представить, что кто-то почти две тысячи лет назад мог упрекать апостола Павла в риторическом невежестве. Среди грекоязычных писаний I века немного найдется таких блестящих, использующих весь арсенал эпистолярной риторики произведений, как входящие в новозаветный канон послания апостола Павла. В них мы находим удивительное стилистическое богатство: здесь строгая дидактика и учительный дискурс, почти лирическое излияние чувств и резкая отповедь, легкая ирония и горький сарказм, литургическая приподнятость и гимническая торжественность, краткость сентенций, вошедших в поговорки, и размеренное построение длинных периодов. Здесь мы находим хиазмы, эллипсы, плеоназмы, многообразные фигуры речи, метафорическое богатство, стихи и ритмы, аллитерации и рифмы, горгианские созвучия и параллелизмы ... Всего не перечислишь. Среди фигур речи и стилистических приемов особое место в посланиях апостола Павла занимают диатрибы. Особое место не только по своему относительно большому объему (в Послании к Римлянам, например, более двух глав), но и по своей богословской значимости. Диатрибы (беседы) – один из излюбленных приемов античной письменности, начиная от диалогов Платона. Диатрибы у апостола Павла, как правило, – беседы с воображаемым оппонентом, воспроизводившие в литературной форме те реальные диспуты, которые апостолу приходилось вести в его энергичной и дерзновенной миссионерской деятельности. Диатрибы сродни риторическим вопросам и ответам на них. Именно так их определяют авторы известнейшей «Грамматики новозаветного греческого языка» 1 . Они служат:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Смирение О смирении Смирение заповедано: Смиритесь пред Господом ( Иак.4:10 ). Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог смиренным дает благодать. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время ( 1Петр.5:5–6 ). Ничего не делайте по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себе ( Флп.2:3 ). Облекитесь, как избранные Божии, в смиренномудрие, снисходя друг другу ( Кол.3:12–13 ). Смирение необходимо а) для служения Богу: Человек! – сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: … смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Павел сказал пресвитерам: вы знаете, как я был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием ( Деян.20:18–19 ); б) для вхождения в царство Божие: Иисус сказал: если не будете, как дети, не войдете в царство небесное; кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном ( Мф.18:1–4 ). Смирение составляет свойство верующих: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои. Не смирял ли я души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? ( Пс.130:1–2 ). Верующие должны а) подражать смирению Господа: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:5–8 ); б) признавать себя непотребными рабами: Когда вы исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ); в) приписывать Богу свои добродетели: Павел написал: я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом. Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор.15:9–10 ). Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, дабы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Те, которые имеют смирение а) получают благодать пред Богом: Господь смиренным дает благодать ( Притч.3:34 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010