15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков ( 1Кор.12:28, 14:26 ; Еф.4:11 ). «Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии ( 1Кор.12:4–11, 18 ), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» ( 1Кор.13:8 ). Дар пастырства и учительства ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам ( Еф.4:11–14 ; Мф.28:19–20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная. 16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики ( Числ. 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия. «Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» ( 2Пет.2:9–10 ; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя. 17) Пастырей Господь осудил ( Ис.56:10–12 ; Иер.10:21, 50:6 ; Иез.22:26, 34:10 и др.). В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, – они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков ( Ис.66:21 ; Иер.3:15, 23:4, 33:18 ). 18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах ( Мк.12:38 ; Лк.20:46 ). Выражение «любят ходить» указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды ( Ин.19:23 ; ср. Откр.1:13 ). Церковь как посредница в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1Ин.4:7–8 . «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Объясн. Любовь бывает разная, а требуется от нас только истинная: 1Ин.3:18 ; несомненно, что тот, кто истинно любит, истинно знает Бога, Который есть любовь (ст.8), но удостовериться в истинности любви не легко, потому что любовь так часто переплетена в нашей душе с самолюбием, тщеславием, с самомнением, даже с ненавистью, что делом великой духовной опытности является различие её от этих примесей, от которых она перестаёт быть истинной: Мф.15:8 . Рим.15:13 . «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силой Духа Святого, обогатились надеждой». Объясн. «Бог же надежды» – какой надежды? А такой, при которой христианин в скорби терпелив, в молитве постоянен... благословляет гонителей: Рим.12:12–14 ; только при таком настроении люди могут исполниться радости и мира в вере: Рим.14:17–18 ; но если такого настроения в людях нет, и вместо его существуют споры, разногласия, то такие люди называются плотскими: 1Кор.3:3–4 , и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву: Рим.16:18 . Рим.15:33 . «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь». Объясн. Бог мира есть Христос Господь, который сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: Ин.14:27 ; а раньше, когда Господь посылал учеников Своих на проповедь, то говорил: «идите! Я посылаю вас как агнцев среди волков... В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш»: Лк.10:3–6 . Отсюда такой вывод: Бог мира может быть только с теми, кто принимает и слушает посланников Божиих и их преемников: Лк.10:16 . 1Кор.2:15 . «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу, т.е. помышляют и делают только то, что спасительно для души: Рим.8:4–5 . Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... кротость, воздержание: Гал.5:22–23 ; придерживающиеся своего особого способа толкования Евангелия по духу и отрицающие таинства, обряды и вообще видимую сторону Православной Церкви, называются апостолом не духовными, а плотскими: 1Кор.3:3–4 , и не могущими дойти до познания истины: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. Потому, кто учит и словом и жизнью, тот выше всех. (Павел) разумеет именно тех учителей, которые и делами учат и словом назидают. Это и апостолов сделало апостолами. Те (дары пророчества и чудотворений) сначала получили некоторые и не совсем достойные, как например те, которые говорили: «Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?... и не Твоим ли именем многие чудеса творили?», а потом услышали: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ). Но слово учения, и именно двойственного – делами и словами, никогда не может получить человек порочный. А что пророков он поставляет прежде, не удивляйся; он разумеет не просто пророков, но таких, которые посредством пророчества и учат и говорят все к общему назиданию, что далее он излагает яснее. «Вспоможения, управления». Что такое вспоможения? То, чтобы помогать слабым. Неужели, скажи мне, и это дар? Без сомнения, это дар Божий – помогать и распоряжаться духовными предметами. Впрочем апостол и многие из наших добродетелей называет дарами, не с тем, чтобы мы предавались беспечности, но чтобы показать, что мы всегда имеем нужду в помощи Божией, и чтобы расположить к благодарности, сделать более ревностными и возбудить их помыслы. «Разные языки». Видишь ли, где он поставил этот дар, и как он везде отводит ему последнее место? Далее, так как перечислением (даров) он опять показал великое различие и возбудил болезнь тех, которые получили меньшие дары, то наконец, после того как представил множество доказательств на то, что они не слишком унижены, обращается к ним с весьма сильным обличением. Услышав вышесказанные слова, они могли сказать: почему же не все мы сделаны апостолами? Прежде он предлагал им утешение и многими доводами доказал, что это сделано по необходимости, и во-первых – примером тела: «тело, – говорит, – не из одного члена», и еще: «если бы все были один член, то где было бы тело?» ( 1Кор.12:19 ); во-вторых – тем, что все дается на пользу: «каждому, – говорит, – дается проявление Духа на пользу» ( 1Кор.12:7 ), в третьих – тем, что все получают от одного и того же Духа и что получаемое есть дар, а не долг: »Дары, – говорит, – различны, но Дух один и тот же»; в-четвертых – тем, что Дух открывается равно во всем: «каждому, – говорит, – дается проявление Духа»; в-пятых – тем, что все это устрояется по воле Духа и Бога: »все же сие, – говорит, – производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ); и: «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» ( 1Кор.12:18 ); в-шестых – тем, что и низшие члены необходимы: «члены тела, – говорит, – которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее»; далее – тем, что и низшие члены необходимы одинаково с высшими, так как одинаково с ними составляют тело: «тело, – говорит, – не из одного члена, но из многих»; далее – тем, что и высшие члены имеют нужду в низших: »не может, – говорит, – ...сказать...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостол Павел прямо призывает христиан держаться наряду с посланиями апостолов и переданных от них преданий ( 1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ). Рассмотрим теперь свидетельства слова Божия об откровении Божием в Церкви после вознесения Иисуса Христа. Господь Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам, что ни Он (см., например: Мф.28:20 ), ни Святой Дух (см., например: Ин.14:16–17 ) не оставят Церковь Христову до скончания века. Он говорил также, что Дух будет открывать христианам и через них всем людям истину (см., например: Ин. гл. 14–16). Особо отметим слова Христа – одно из нескольких подобных изречений, прямо указывающее на непреложность и богодухновенность постановлений священноначалия и церковных Соборов: «...если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:17–20 ). Книга Деяний апостолов и апостольские послания приводят нам множество примеров, как, во исполнение слов Христа, Господь Духом Святым открывал избранным истины видениями и знамениями ( Деян.9:3–7; 10:10–20; 11:28; 21:10–11 ; 2Кор.12:2 ; 1Кор.7:40; 12:8 ; Гал. 1:11–12 ). Апостол Павел выделяет в первохристианской Церкви богопоставленных истолкователей и изъяснителей Божиих истин: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28 ). Однако не все христиане обладают таким даром: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Особенно важен для нас рассказ в Книге Деяний апостолов о первом церковном соборе ( Деян.15:6–29 ). При распространении христианской проповеди встал вопрос о принятии в христианскую общину язычников, о необходимости исполнения ими закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Радость о спасении ближних есть жизнь, а печаль в жизни – смерть: не живет тот, кто проводит жизнь свою в скорби и печали безутешной. 12. Христианская друг к другу и ко всем любовь есть дар от Господа. Гл. 4. Ст. 3–5. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ), и есть язычник или нечестивец ( Евр.12:16 ). 13–14. Не надейся на человека, и не скорби об умерших, как не имеющий надежды на воскресение мертвых. 14–15. В воскресение мертвых умершие с верою во Христа воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ), и прежде живущих, оставшихся до пришествия Господня (ибо не все умрем, но все переменимся – 1Кор.15:51 ). Гл. 5. Ст. 9. Не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы Он судил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Бог от начала (от вечности) избрал нас ко спасению чрез освящение Духа и истинную веру Божественной истине ( 2Фес.2:13 ) – Господу Иисусу Христу. 10. Жизнь есть бодрствование, а смерть – сон ( Лк.8:52 ). Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли, живем для Господа; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли мы, или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать над умершими и над живущими ( Рим.14:7–9 ). 12–13. Достойно начальствующим пресвитерам оказывать должно сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове (Божием) и учении ( 1Тим.5:17 ). 23. Человек состоит из духа, души и тела; кто прославляет Бога духом, тот должен прославлять Его и телом ( Рим.12:1 ). Желание человеку душевного и телесного здравия лучше желания всех земных благ; но одно телесное здравие есть благо временное, и не удовлетворяет высшей человеческой потребности ( Мф.4:4 ). 21 Из Βторого Послания Св. Ап. Павла к Фессалоникийцам Гл. 1. Ст. 3–4. В гонениях и страданиях вера наша возрастает по мере терпения и любви друг ко другу. 5. Страдания, переносимые верными, предполагают вечную жизнь и будущий праведный суд Божий ( 1Кор.15:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Такое тесное единение людей в одном Теле Церкви, по апостолу, возможно потому, что дан новый принцип жизни. Это не закон иудейский, не гражданские законы, объединяющие только внешним образом. Для жизни и благочестия дарована Божественная сила 77 , это Дух Святой. И язычники, и иудеи имеют доступ к Богу Отцу, в одном Духе ( Еф.2:18 ). В Послании к Ефесянам апостол сравнивает Церковь между прочим со зданием. Это здание, стройно слагаясь, устрояется в жилище Божие Духом ( Еф.2:21–22 ) 78 , то есть через действие Духа Святого. Как отдельные члены в теле имеют каждый своё особое значение и свою особую деятельность, так и в теле церковном каждый член имеет своё дарование. Уж одно имя «дарование» говорит о том, что оно не естественного происхождения, не вытекает из естественных сил и способностей человека, а есть нечто высшее. Все добродетели христианские апостол Павел рассматривает как проявление одного Духа Святого. Дары различны, но Дух один и тот же... Каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом... иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё... сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:4, 7–11 ). В Послании к Римлянам дарами Духа апостол называет и служение, и начальствование, и благотворительность 79 . По мысли апостола, в Церкви нет дарований, которые служили бы каждому в его обособленности, но все дарования служат к общей пользе всей Церкви 80 . В отношении к Источнику они – дарования, в отношении к Церкви – служения 81 . Каждое служение есть явление Духа ( φανρωσης το πνεματος) (См.: 1Кор.12:7 ) 82 . Здесь-то и источник единства всех в Церкви. Все... единым Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом (ες ν πνεμα) ( 1Кор.12:13 ) 83 . Апостол как бы особенно желает обратить внимание на единство Источника всех добрых дел, совершаемых на общую пользу Церкви. Перечисляя духовные дарования, апостол после каждого из них, как мы видели, указывает Источник дарования – Святого Духа. Каждое дарование подаётся именно единым, Тем же Самым Духом – ν τ ατ πνεματι. «Апостол повсюду присовокупил слова: о том же Духе, тем же Духом, научая сим, что потоки различны, но Источник, несомненно, один» 84 . А окончив перечисление дарований, апостол опять повторяет: Всё... сие производит один и тот же Дух – πντα τατα νεργε τ ν κα τ ατ πνεμα ( 1Кор.12:11 ) 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснение. Если когда-нибудь следует прервать общение с человеком порочной жизни, то должно делать это не по отвращению к нему и не по сознанию своего превосходства (иначе подпадём осуждению по силе сказанного апостолом в 4 гл. 5–7 ст., 1Кор.4:5–7 ), а по любви к нему и по желанию исправить его: 1Кор.5:10–11 ; особенно апостол да и Сам Господь предостерегает от общения с людьми, производящими разделения и соблазны: Рим.16:17 ; Мф.24:4 ; Лк.21:8 ; Флп.3:2 . Евр.12:15–16 . «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие ( Втор.29:18 ); чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Объяснение. Здесь об удалении из общества православных ничего не говорится, но требуется, чтобы сами христиане старались («наблюдайте» – ст.15) не допускать ближних до греха, особенно до греха тяжкого. Иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то ты кто, который судишь другого? Иак.4:11–12 ; Рим.14:4 . Не судите, да не судимы будете: Лк.6:37 , или не судите прежде времени: 1Кор.4:4–5 . Втор.29:18 . «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь». Объяснение. Господь запрещает общение с уклонившимися в идолопоклонство, а не молитвенное общение с грешником христианином, запрещает ещё общение греховное, – в преступлениях, иначе сказать, упрекает за самые преступления. «Господь пришёл не судить мир, но спасти...»: Ин.12:47 . «А ты кто, который судишь другого?» – говорит апостол: Иак.4:12 . Только ругатели... отделяющиеся от единства веры: Иуд.1:18–19 , могут осуждать многомиллионное общество православных христиан, усиливаясь поставить собственную праведность: Рим.10:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то как мог Он умереть и пролить Свою кровь для спасения людей (Рим.5:6—10; ср.: Еф.1:7, 2:13—16; Кол.1:14, 20, 22; Евр.1:3, 2:9—10, 9:12, 15, 17, 27, 10:12; 1Пет.1:18—19; 1Ин.1:7, 2:2)? Господь наш Иисус Христос — столь же подлинный и реальный, человек, как и Адам; и как через Адама грех вошел в мир и через грех — смерть, так «по благодати одного Человека, Иисуса Христа» изобильно излилась на многих Божия благодать и вечная жизнь (Рим.5:12, 15, 19, 21). Если Господь Иисус — не истинный человек, то ложна и Его смерть, ложно и Его Воскресение; а если ложна Его смерть, то ложно и крещение в Его имя, ложно и спасение (ср. Рим.6:3—5, 8, 10:9). Будучи истинным человеком, Господь Христос «и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:9; ср.: 2Кор.6:16; 1Фес.4:14).    Если Господь Иисус не умер и не воскрес как истинный человек, то тщетна вера наша: мы еще во грехах, и никто из нас не может спастись (ср. 1Кор.15:14—18). Как через человека Адама была смерть, так через человека Иисуса — воскресение мертвых (1Кор.15:21). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). Если бы Господь наш Иисус Христос не был совершенным человеком, то разве могло быть человеческим новозаветным идеалом — «прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13; ср.: Флп.3:8—14; Кол.1:28). Если Господь Иисус — не истинный человек, то разве мог бы богомудрый Павел написать Тимофею: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5)?    Тайна Христовой Личности заключается в том, что Он — Бог во плоти (Θες ν σαρ), в истинной плоти (1Тим.3:16). Как люди «причастны плоти и крови», так и Сын Божий «воспринял оные», сделался истинным человеком, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14; ср.: Евр.2:16—18). Так как Он истинный человек, Господь Иисус был, как и мы, искушен во всем, кроме греха, поэтому Он может «сострадать нам в немощах наших и искушаемым помочь» (Евр.4:15, 2:18, 5:7—9). Если бы Господь наш Иисус Христос как Начальник и Совершитель веры не претерпел добровольно Крест за спасение мира, то разве люди с радостью устремлялись бы на борьбу с грехом и смертью и переносили бы за Него самые лютые страдания (ср. Евр.12:1—4; 1Пет.2:21, 23, 24, 3:1, 13; 2Пет.3:15)? Особо подчеркивая реальность и истинность человеческого естества Спасителя, святой Сын громов свидетельствует, что это то, что Апостолы видели своими глазами, слышали своими ушами и осязали своими руками (1Ин.1:1), и потому — от антихриста всякий отвергающий пришествие Господа Иисуса Христа во плоти: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:3; ср.: 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вера, заступающая в христианской религии, есть такой член в оной, который, содержась или подразумеваясь в каждом чинопоследовании тайнодействий и священнодействий Христианского Богослужения, составляет собою существенную внутреннюю сторону человеческую в противоположность той же стороне Божественной, т. е. благодати Божией. «И вы тело Христово, а порознь члены, говорит Апостол. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы?... Все ли пророки?... Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:27–30 ). Нет, Бог расположил члены, скажем словами того же Апостола, «каждый в составе тела, как Ему угодно» ( 1Кор.12:18 ). Однако в сем расположении членов в Церкви Божией существуют неизменно два главных разделения – на пастырей и пасомых, на священную иерархию и руководимых оною верующих – «ниву Божию и словесное стадо Христово»: «мы соработники у Бога, говорит Апостол, а вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ); «внимайте себе, говорит Апостол Павел пастыреначальникам Ефесской Церкви, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа Бога» ( Деян.20:28 ), и в другом месте тот же Апостол свидетельствует, что Сам Господь Бог дал Церкви пастырей и учителей «к совершению святых, в дело служения» ( Еф. 4:11–12 ), как Своих домостроителей ( Тит. 4:7 ) или, выражаясь частнее в другом месте, как строителей тайн Божиих ( 1Кор.4 :). Может ли, спрашивается, сие домостроительство тайн Божиих чрез особых из людей строителей быть таковым без видимого посредства и без известного, определенного обряда? Странно, правда, предлагать себе этот вопрос, когда дело касается деятельности уже человека в отношении и при воздействии его на другого, подобного ему собрата, ибо без известного посредства и определенного действия никакой, конечно, передачи чего бы то ни было от человека к человеку-же и быть не может: однако предлагая этот вопрос, мы имеем в виду не одно служение иерархического лица в слове, проповеди и оглашении, но имеем в виду указать на существенную и безусловно-необходимую принадлежность сего служения иерархического лица в определенном церковном чинопоследовании, при наличности обрядовой части Богослужения, при непременном условии совершения положенного или данного символического действия, при употреблении освящаемого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010