9. Благодать Божия есть сила Всевышнего, укрепляющая нас как в телесных, так и в душевных немощах. 9–10. Бог не попускает верующему в Него искушаться сверх сил, но с искушением дает и облегчение; кто чувствует в себе утешение благодати, тот в самых несчастиях и страданиях находит внутреннее удовольствие (выше 2Кор.4:8–9 ). 10. Страдающие за Христа и в немощи бывают сильны: злословят их, а они благословляют, гонят их, они терпят; хулят их, они молятся ( 1Кор.4:12–13 ). 16–17. Если собственным имением твоим помочь другому не можешь, то проси милостыню для других, но сам не пользуйся, и не полагай на себя подозрения (выше 2Кор.8:20 ). Гл. 13. Ст. 4. Как Христос, будучи распят по плоти, ожил Духом (силою Божиею ( 1Пет.3:18 ): так и мы хотя по плоти страдаем с Ним и умираем, но будем с Ним и живы живущим в нас Духом Его ( Рим.6:5 – 8:11 ). 5. Всякий может чувствовать в себе благодать Божию, если только он вовсе не забыл самого себя или есть не то, чем должен быть. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его; а если Христос в нас, то хотя тело мертво по причине греха, но дух жив, по причине праведности живущего в нас Христа ( Рим.8:9–10 ). 7. Если учишь другого добру, то не ставь себя ему в пример, и не показывай, что ты хорошо знаешь самого себя: но учи его так, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя не тем, чем ты должен быть. Учи другого со смирением, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя самого несовершенным. 16 Из Послания Св. Ап. Павла к Галатам Гл. 1. Ст. 1 и 3. Иисус Христос есть Господь и Бог ( Ин.20:28 ); от Него спасение ( Еф.2:8 (благодать) и мир душе нашей. 4. Хотя мы от Бога, но все мы грешишки ( 1Ин.5:19 ), и настоящая жизнь (век) наша есть грешная; по расположению на злые дела мы сделались Божиими врагами ( Кол.1:21 ). Но Богу Отцу благоугодно было примирить нас с Собою смертью Сына Его И. Христа в теле чувственной плоти Его, чтобы представить нас святыми, и непорочными, и невинными пред Собою ( Кол.1:22 ; Тит.2:14 ). 6–9. Евангелие Христово состоит в том, что мы спасаемся благодатью Христовой только по вере в смерть Его за грехи наши ( Гал.1:4 ), и получаем все благодатные дары через наставление в вере, а не делами закона (ниже Гал.3:2 ). Кто смущает верных и хочет превратить сие учение Христово, тот должен быть отлучен от Церкви, кто бы он ни был.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, от выяснения причин принятия реформаторами такого радикального догмата перейдем к обсуждению его несостоятельности. Прежде всего, несколько слов о самой терминологии. Что означает “молитвенное призывание” святого? Может ли молитва быть обращена к кому-либо кроме одного Бога? Чтобы ответить на этот часто задаваемый вопрос, необходимо обратить внимание на то, что же такое, собственно, молитва? Действительно ли она столь специфична, что не применима ни к кому кроме Вседержителя? Во-первых, даже простой этимологический анализ слова “молиться” позволяет нам применять этот глагол не только по отношению к Богу. “Молить”, “умолять” и т.д. конечно можно и человека. Во-вторых, в Писании молитва часто называется просьбой: Чего ни пожелаете, просите, и будет вам… Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё. Просите и получите ( Мф. 21:22 ; Ин. 15:7; 16:23-24 ; Лк. 16:27 ; Мк. 11:24 ; Рим. 1:10 ; 1Ин.5:15 ; Иак. 1:5-6 и т.п.). И если молитву мы назовём просто прошением, то этот вопрос разрешится сам собой. Итак, просить можно человека? Безусловно. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе ( Рим. 2:10 ). А значит и хвалу можно адресовать не только Сотворившему небо и землю, но и всем тем, кому мы признательны. Следовательно, заключить это рассуждение можно так: если кто-либо считает непозволительным обращаться с молитвой к святым, то пусть обращается к ним с просьбой! В Православной Церкви не мыслят так о святых, будто у них есть бурдюки с накопленной ими благодатью. И что наша задача их умолить, чтобы они отлили и на нас сколько-нибудь из их запасов. Главный вопрос: почему протестанты исключают святых 401 из Церкви Христовой? Откуда такая глубокая непреодолимая стена между Церковью земной и небесной? Принимая христианство, мы не просто начинаем верить в бытие Бога, Его святых и ангелов. Мы входим в реальное общение с ними. Мы приступили ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев… и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр. 12,22-23 .). А, приступив, не соединились ли? Бог положил всё небесное и земное соединить под Главою – Христом ( Еф. 1:10 ). Итак, Церковь земная и небесная есть одно Тело, Глава которого – Христос ( Еф. 4:15 ), дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге ( 1Кор. 12:25 ). Мы – одно Тело! Какая связь может быть теснее?! Не заботятся ли руки о ногах и т.д.? Вышний Иерусалим … он – матерь всем нам ( Гал. 4:26 ). А ведь граждане одного города, когда увидят своих сограждан в какой-либо беде, тотчас по зову их помогают, чем могут. Может быть, так не принято поступать у протестантов? Нет же, баптисты помогают друг другу! И даже молятся друг за друга, не взирая на многие трудности, которые приходится преодолевать, чтобы помочь или делом или молитвой. Молятся по слову апостолов, но почему-то самим апостолам в этом отказывают.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Ты видишь, как апостол Павел понимает закон общности. Послушай также, что в том же духе говорит Иоанн: «Наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). И апостол Петр пишет: «Вы соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), иными словами, общниками. И снова апостол Павел говорит: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Если «общение» света с тьмою невозможно, то может быть «общение» света со светом. Таким образом, если дано нам «общение» «с Отцем и Сыном» и Святым Духом, должно нам наблюдать, как бы через грех не отвергнуть это святое и Божественное «общение»; ибо если совершаем мы «дела тьмы» (ср. Рим.13:12 ), то, несомненно, отвергаем «общение» со светом. Но Апостол также говорит нам об общении со святыми (ср. Кол.1:12 ), и неудивительно; ведь если сказано, что мы находимся в «общении» «с Отцем и Сыном», то как же тогда и не со святыми? И не только с теми, кто на земле, но и с теми, кто на небе? Ибо Христос «Кровию креста» Своего примирил с Собою все, «и земное и небесное» ( Кол.1:20 ), чтобы земное могло иметь общение с небесным. На это Он указывает, когда говорит о том, какая бывает радость «об одном грешнике кающемся» (ср. Лк.15:10 ), и еще говорит, когда возвещает, что воскресшие из мертвых «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ), и когда твердо обещает людям Царствие Небесное (ср. Мф.13:11 ). Итак, разрывает и отвергает это «общение» всякий, кто отделяется от этого единства своими дурными делами и помыслами. После этого сказано о хищении (ср. Лев.6:2 ). Похитители бывают добрые и злые. Добрые, без сомнения, те, о которых Спаситель говорит: «Употребляющие усилие восхищают» «Царство Небесное» (ср. Мф.11:12 ). Но есть и злые похитители, о которых сказано пророком: «Награбленное у бедного – в ваших домах» ( Ис.3:14 ). Однако Апостол однозначно утверждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Родители должны позаботиться о воспитании своих детей в вере и привить детям свою Православную веру, говорить им о Господе, чтобы они верили в Бога, ведь дух неверия распространился ныне повсюду и детям трудно ему противостоять. Не имея веры, как наши дети смогут завтра противостоять антихристу? Не имея чистой веры во Христа, как они могут противостоять современным антихристам, иеговистам и другим сектантам? Наверняка, было бы очень полезно провести в будущем ряд бесед на тему веры в Бога, привести доказательства бытия Божия, чтобы у детей был фундамент, ведь без фундамента дом стоять не может. Нужно, чтобы у них было твёрдое основание веры, чтобы в будущем они смогли принять на себя подвиг исповедания Божества Христа. 1 Мф.10:32. 2 Пс.9:25; 52:2; Иер.5:12. 3 Мученик Иоанн Новый из Янины (†1526) — родился в г.Эпире, с детства вёл благочестивую жизнь. После смерти родителей св.Иоанн прибыл в Константинополь, где клеветники и отступники от христианства донесли на него, что он исповедует себя христианином. Мученика приговорили к сожжению на костре. Святой Иоанн с радостью встретил приговор. Когда его подвели к пылающему костру, он смело вступил в самую середину пламени. Мучители вытащили его из огня и усекли мечом. Голову и тело мученика бросили в костёр. Христиане собрали кости мученика, уцелевшие от огня, и благоговейно перенесли в соборный храм. Мощи святого положены в Константинополе, в патриаршей церкви, прославлены многими чудесами. Память — 18 апреля по ст. ст. 4 Гяур — этим именем (от араб. kiafir — язычник) турки презрительно звали всех немусульман. 5 «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин.4:2,3). 6 —«Искушение вас не достиже, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (1Кор.10:13). — Ср.: 2Пет.2:9; Евр.12:4.

http://pravoslavie.ru/59930.html

спасении чрез веру в Него ( Рим.1:6 ; 1Кор.1:9.24 ; Еф.4:1.4 ). Те же верующие во Христа называются и избранными ( Рим.8:33 ; Колос.3:12 ; 2Тим.2:10 ). Поэтому апостольские слова: делам твердым свое звание и избрание, значат – утверждаться в благочестии и добродетелях по духу Евангельского учения. Сия бо творяще, не имаме согрешити никогда же. «Так поступая, никогда не преткнетесь». To есть, стараясь более и более утверждаться в благочестии и соблюдении заповедей Христовых, вы никогда не подвергнетесь тяжкому падению, или смертному греху, который лишает христианина духовной жизни. Очевидно, что Апостол говорит не о грехах немощи. О таких грехах говорит апостол Иаков: много бо согрешаем ecu (Ик.3:2). Пишет и святый Иоанн Богослов: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:8 ). Сице бо обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. «Ибо таким образом откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа;. Кто так усердно и ревностно заботится об исполнении заповедей Божиих; тот пряло идет в царствие Божие, тот верно или беспрепятственно достигает его. Аще терпим, с Ним и воцаримся ( 2Тим.2:12 ). Если верно несем иго заповедей Христовых, ревностно исполняем их, последуя примеру Господа Спасителя; то с ним и царствовать будем, по обетованию самого Господа: идеже есмь Аз, ту и слуга, Мой будет ( Ин.12:26 ). Сего ради не обленюся воспоминати присно вам о сих, аще и выдите, и утверждени есте в настоящей истине. «Для этого я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине». Показав, как важно и необходимо постоянно более преуспевать в христианских добродетелях, Апостол говорит, что по этому он не перестанет напоминать им о сем долге -с верою всегда соединять добрые дела и всегда заботиться об исполнении заповедей Христовых; хотя они и знают этот долг, и стараются исполнять его. Почему так делает Апостол? Он отвечает: Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, восставляти вас воспоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах еще более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мр.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал. 3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечет их порочное сердце ( Рим. 7:14, 19, 20, 23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк. 24:47 ; Ин. 20:23 ср. Деян. 2:38 ; Рим. 6:6 ; Гал. 5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим. 6:19 ; Тит.3:3 ) и живем под благодатью ( Рим. 6:14 ). – Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак. 3:1–2 ). Ап. Иоанн еще сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности пред Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10:18 ). И в Откровении написано: » кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит Имени Твоего? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф. 27:24 ; Иов. 8:46 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ; 1Петр. 2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов. 9: 30,31; 15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховнаго?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно , путем плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ср. 1Кор. 15:21, 22, 48, 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Впрочем, ложь и заблуждение о Боге лежали в самой основе греха и падения человека; поэтому положительное Откровение Бога о Себе и Своей воле было и есть единственный «свет и разум, да познаем истинного Бога и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе», т.е. дабы человек, познав истинного Бога – Бога-Творца и Бога-Спасителя, пребыл в Нем, ибо «Сей есть истинный Бог, – заключает Апостол, – и живот вечный» ( 1Ин.5:20 ). Вот почему Господь, блюдя в домостроительстве Своем спасение человеческого рода, «многочастне и многообразие, – по свидетельству Св. Писания, – древле... глаголавый отцем во пророцех, в последок же дний сих глагола нам в Сыне, Его же положи наследника всем, Им же и веки сотвори» ( Евр.1:1–2 ), дабы люди, приняв полнейшее и совершеннейшее Откровение Божие от Сына Божия, пребыли в Сыне, и Он в них ( Ин.15:4 ), возрожденных водой и Духом ( Ин.3:5 ), и очищенных через слово, которое Он проповедал ( Ин.15:3 ), ибо в Нем жизнь, и жизнь свет человеков ( Ин.1:4 ). «Истина, путь и живот» открылись в Нем во всеоружии благодатных Божественных сил, средств для спасения человека: «кто жаждет, – говорит Он, – иди ко Мне, и пей» ( Ин.7:37 ): «истинно, истинно говорю вам: кто соблюдает слово Мое; тот не увидит смерти вовек» ( Ин.8:51 ); «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). В Иисусе Христе, таким образом, человек получает путь, ведение полной истины и вечную жизнь; духовно-нравственная личность человека достигает через Иисуса Христа и в Иисусе Христе царственного величия – «причастия Божественного естества» ( 2Пет.1:4 ) и в помазании от Святого Духа просвещается словом мудрости, как говорит Апостол Павел, словом знания, разума и ведения (γνωσεωζ), знанием всех тайн (τα μυστηρια παντα) и всяким познанием, т.е. полнотой оного (πασαντην γνοσιν) ( 1Кор.12:11, 13:2 ). Под «тайнами» Апостол Павел, очевидно, разумеет тайны «Царствия Божия», а под «всяким знанием» – истинное ведение Бога и Его воли, что, в сущности, и образует духовно-нравственную личность человека и есть «то единое на потребу» ( Лк.10:42 ), к которому все остальное уже приложится ( Мф.6:33 ; Лк.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

4 . Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Дети! вы от Бога. Сказав о том, что придёт антихрист, и теперь есть уже в мире антихристы, предтечи имеющего прийти противника Христова, Апостол в утешение и подкрепление христиан говорит: дети, вы от Бога; вы возрождены Духом Божиим, вы теперь под сенью благодати Божией, безопасны от противников Христовых. И победили их; вы, приняв истинную веру, в Иисуса Христа, и неизменно содержа ее, победила лжеучителей – противников Христовых, стоите выше стрел их обольщений, доколе пребудете в сей вере. Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. То есть, Дух Христов, действующий в возрожденных Благодатью ( 2Кор.12:9 ), сильнее духа лжи и обмана, который действует в сынах века сего ( Ин.12:31 ; Еф.6:12 ), или иначе сказать, Дух Божий, действующий в христианах, сильнее князя тьмы, диавола, действующего в лжеучителях, противниках Христовой Церкви. Иисус Христос говорит: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить», верующих в Меня, «из руки Отца Моего» ( Ин.10:29 ). В этом же послании, ниже, Иоанн Богослов говорит о могуществе верующих во Христа: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). 5 . Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Они от мира, потому и говорят по-мирски; и мир слушает их. Они, т. е. антихристы или противники Христовы, лжеучители, еретики – от мира, или из числа мирских людей, которые не принимают того, что от Духа Божия ( 1Кор.2:14 ); они мыслят и говорят только по началам земной мудрости; небесные истины веры для них непонятны; земля и земные блага – предмет их попечений. Потому они мыслят и говорят так, как мыслят и говорят люди, преданные чувственным пожеланиям и страстям. Потому и мир слушает их, то есть, люди чувственные, не заботящиеся о спасении, о благах духовных, внимают учению таких лжеучителей: потому что лжеучители учат согласно с их мыслями и страстями; говорят о том, что нравится их испорченному сердцу. – Так обыкновенно лжеучители еретики привлекали слабых христиан к слушанию своего лжеучения, и умножали число своих последователей. Поэтому святой Иоанн таких лжеучителей называет льстецами или обольстителями ( 2Ин.1:7 ), а апостол Павел-делателями льстивыми ( 2Кор.11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Блаженный Андрей, описывая свое видение, сказал: «Здесь уста немеют, язык коснеет более выражать духовные предметы, духовную радость в чувственных видах». Святой апостол Павел, рассказывая о своем пребывании в раю, прибавляет, что то, что он там видел и слышал, человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:4 ). В другом месте он говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). То есть изображение рая несравненно выше восприятия человека: ему не хватит представлений и понятий, слов и выражений, чтобы изобразить райское блаженство. Но с помощью Слова Божьего и учения святых отцов мы покажем, хоть в кратких чертах, образ и свойства той блаженной жизни, которая уготована в раю для всех, кто стремится к ней. Блаженное состояние праведных в Царстве Небесном называется в Священном Писании жизнью вечной ( Ин.3:15 ), покоем ( Евр.4:10 ), наследством нетленным, чистым, неувядаемым ( 1Петр.1:4 ). Одним словом состояние праведников в будущей жизни можно назвать блаженством ( Мф.5:3–12 ). Особенное и высшее блаженство, которое праведники будут ощущать в будущей жизни, это общение с Богом и лицезрение Его. «Бог есть источник нашего блаженства, – говорит блаженный Августин . – Он есть цель всех наших стремлений. Поэтому мы и блаженны, поскольку достигаем этой цели. Другого блага у нас нет никакого, кроме того, чтобы соединиться с Богом». Пророк Исаия говорит, что Господь Сам будет вечным утешением и радостью для праведников: как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас ( Ис.66:13 ). В Новом Завете сказано: чистые сердцем... Бога узрят ( Мф.5:8 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом ( 1Ин.1:3 ) и что блаженное Царство славы будет общением Бога с человеками, и Он будет обитатъ с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр.21:3 ). Из Священного Писания видно, что все любящие Христа в вечном Царстве Божием соединятся с Ним навеки. И в этом соединении и общении с Ним будет состоять высшая и совершенная степень их блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010