Итак, почему же необходимо жить церковной жизнью и в том случае, если человек уверен, что Бог у него в сердце? Потому, что сердце человеческое переменчиво, и доверять его голосу нельзя: «Мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит» (10) . Потому, что так заповедал Иисус Христос: «…ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ); «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 ). Потому, что Иисус Христос там, где Его Церковь: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Потому, что Господь заботится о Своей Церкви: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:29-30 ). В целом, к Церкви не могут относиться, в первую очередь, все те, кто не разделяет Никео-Константинопольский Символ Веры . Что же Священное Писание говорит нам о тех сообществах и верованиях, которые нельзя считать церковными? Рассмотрим указанные Библией признаки нецерковных сообществ. Христианская Церковь возникла в день Пятидесятницы и непрерывно существует доныне, поэтому все организации, возникшие позже, никакого отношения к Христовой Церкви не имеют. «Разве разделился Христос?» ( 1Кор. 1:13 ); «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13:8 ); «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ), «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым» ( Иуд. 1:3 ). Не имеют отношения к Церкви все те, кто искажает Божественное Откровение, выраженное в Священном Предании Церкви: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». ( 2Фес. 2:15 ); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам». ( 1Кор. 11:2 ). А также Откровение, выраженное в Священном Писании Церкви: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».

http://azbyka.ru/nuzhno-li-vocerkovlenie...

Из 1Кор. 5,9 можно заключить, что Павел ранее уже посылал этой церкви послание (не дошедшее до нас), увещевая ее членов отделиться от порочных христиан. Оно, по-видимому, содержало также просьбу о пожертвованиях (16,1–4) и другие указания относительно проблем общины. Однако беспорядки не утихли. Со временем до апостола дошли сведения, что церковь в Коринфе раздирается внутренними разногласиями, в частности из-за того, что некоторые члены общины считали себя более духовными и сведущими, чем их собратья по вере (1,11.12; 3,1–4; 8,1–3). Вероятно, ему сообщили и о другом: об упреках в его адрес, о безнравственности членов общины, о судебных тяжбах между ними (4,1–4; 5,1; 6,1–6). Более того, сама община прислала письмо Павлу, запрашивая наставлений по таким вопросам, как брак и развод, идоложертвенная пища, духовные дары, и советов по сбору пожертвований (7,1,25; 8,1; 12,1; 16,1); просили они и о том, чтобы их посетил Аполлос (16,12). Апостол столкнулся с комплексом проблем и в пространном Первом послании откликнулся на нужды церкви в Коринфе. Характерные особенности и темы Содержание послания обусловлено спецификой спорных вопросов, возникших в Коринфе. Многие ученые высказывали мнение, что послание составлено на основании противоречия между информацией, дошедшей до Павла (гл. 1–6), и проблемами, изложенными самими коринфянами в их письме (гл. 7–16). Хотя такая схема, возможно, не до конца соответствует отдельным частям послания, она позволяет составить о нем общее представление. Следует отметить, однако, что за разнообразием тем, затронутых в этом документе, лежат и глубокие проблемы: нападки на авторитет Павла, превозношение собственной духовностью, недостаток любви. По мере разрешения этих проблем апостол ясно излагает свое учение об основополагающих вопросах веры, в том числе о державной власти Бога, о природе Церкви, об освящении и о воскресении мертвых. Содержание I. Введение (1,1–9) II. Известие, полученное от домашних Хлои (1,10 6,20) А. Разделения в церкви (1,10 4,21)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 . Иисус Христос и Его апостолы благословили или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и свой особый отпечаток. Проповедь Христа и Его апостолов о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование ( Флп. 3:12–15 ), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства, или нестяжательности ( Мф. 19:11, 12, 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 2:37 ; 1Кор. 7, 8:25–28, 32–34 ; Откр. 14:1–4 ), собственный пример Христа и апостолов, приснодевство Богоматери... – составили евангельскую основу аскетизма (Св. Григорий Нисский – «О девстве»). Такое осуществление христианства не было, однако, провозглашено исключительною формой христианской жизни. Христос и Его апостолы благословили или освятили также и брак ( Мф. 19:4–6 ; Еф. 5:22–32 ). Аскетическое осуществление христианства представляется тому, кто может его «вместить», и для избравшего – этот род жизни является обязательным. Многие последователи Христа во все времена христианской эры стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. В первые два с половиною века по P. X. аскетизм выразился в форме постничества (Иаков Праведный, Анна пророчица – Блж. Иероним 3, 105 стр.; 4, 184 стр. К. 1864. Св. Кирилл Иерусалимский Катих. 10, 19; Евсевий Церков. Истор. 2 кн., 23 гл.), нестяжательности ( Деян. 4:32 – иерусалимская община, Серапиоп, еп. Антиохийский, Киприан еп. Карфагенский, Пиерий пресв. Александрийский), девства ( Деян. 21:9 ; 1Кор. 7:8 ; Св. Кипр.– «Пис. к Помпон. о девственниц.», «Кн. об одежд. девств.».; Еп. Мефодий – «Пир десяти дев или о девстве»). В половине третьего века к этим формам кроме того присоединилось отшельничество или анахоретство, еремитство (от  ρηος – пустыня, Павел Фивейский), в VI веке замененное на востоке великосхимничеством при общежительных монастырях. Своего широкого развития в литературе и жизни аскетизм достиг в UV, V и VI веках. При сохранении основного евангельского учения об аскетизме, отцы-подвижники этого периода раскрыли понятие об этом предмете со всех возможных сторон. Их работа сделалась достоянием греко-русской церкви, где с зари христианства вплоть до наших дней аскетизм составлял и составляет душу монашества. Западная церковь во взгляде на аскетизм была согласной с восточной церковью только до эпохи средних веков. В средние века в римо-католицизме аскетизм был понят, как человеческое достаточное удовлетворение Богу (Satisfactio operum) или как заслуга (merimum) человека, а в лютеранстве, со времени реформации, – как безразличное действие ( διαφορα) со знаменем: упражняйся, христианин, телесно и духовно, но знай, что это, даже искреннее, упражнение не имеет для оправданий ровно никакого значения. От такого знамени был один только шаг к отвержению аскетизма, что и сделали некоторые из протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Вопросишь: Для чего ж бы ты не обещал нам толковать десятословие? Отвечаю: Я не совсем отказываюсь, и ежели от нынешнего года время останется, то обещаюсь, ежели Бог похочет, и то толковать; а теперь наперед неотменно надобно толковать Символ веры ; понеже должно прежде веровать ( Евр.11:6 ) и потом уже творити добро. Вопросишь: Какая нужда и польза учиться Катехизису? Отвечаю: и превеликая нужда, и премногая польза. Первое: для того, чтобы твердо стоять в церкви, и не бояться, дабы другими какими учениями обольщен был ( Кол.2:4 ), то есть, известно знать истину своей церкви ( 1Кор.9:26 ) и причину своего в тую церковь призывания ( Кол.1:12 ). Второе: ради своего утешения, и спасения: понеже без познания Бога и сына Его Иисуса Христа, то есть, без веры спастись не возможно ( Ин.17:3 ), да и никто в того не верует, которого не знает, и про которого никогда не слыхал ( Рим.10:17 ). И так которые спастись хотят, те известно должны знать фундамент Христианской веры. Третье: всем и простым и малым надобно иметь нечто такое, чем бы себя разделить от неверного и поганого: ( 2Кор.6:17 ; Евр.8:11 ), а как отличиться, когда будешь столько же знать о своей вере, сколько и неверный? Четвертое: того требует конец нашего создания и искупления. Пятое: наипаче обучающимся в школах надобно учиться Катехизису, для того, чтоб, когда имеют быть других учителями и путеводителями, то могли бы простому народу кратко и ясно протолковать Христианское учение ( 2Тим.2:2 ), второе, понеже Катехизис есть краткая Богословия, то которые прилежными будут в слушании Катехизиса, те лучше поймут и самую Богословию. Вопросишь: Учение Катехизическое, как сказано, неотменно ли должно быть из Апостольских и Пророческих книг выбранное? Отвечаю: Неотменно. Первое потому что когда в Катехизисе, как сказано, учатся самым начальным Христианской веры догматам: то неотменно такому учению должно содержаться в книгах не человеческих, но Божиих, понеже человек не может новые в церкви определить догматы ( Мф.16:17 ; 1Кор.2:9 ), разве сам только Бог чрез писания, которые нам дал чрез Апостол и Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Итак, с верою во вседержавный Промысл Божий, с упованием на благодать Божию, всегда немощная врачующую, – дерзай (ср.: Евр.4:16 ). Дерзай, брате Трифоне!.. Господь благодатию Своею да сохранит вхождение твое и исхождение твое от ныне и до века! ( Пс.120:8 ). Речь Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и Коломенского, при вручении жезла преосвященному Трифону 509 В Успенском соборе Кремля 1 июля 1901 года Преосвященный епископ Трифон! Что сказать тебе в назидание, коего требует правило от меня сейчас и Церкви, и долг архипастыря? Зная беспримерное усердие и любовь твою к проповеданию слова Божия, я хочу напомнить тебе те дорогие для каждого из нас, пастырей, слова, которые некогда сказал Господь смущенному и боявшемуся за успех своей проповеди апостолу Павлу в Коринфе: Не бойся, но глаголи, и да не умолкнеши; зане Аз есмь с тобою, и никтоже приложит озлобити тя; зане людие суть Ми мнози во граде сем ( Деян.18:8–10 ). Если и такой муж силы, и такой герой веры, каким был апостол Павел, не был свободен от страха, когда получил божественное призвание проповедовать слово крестное в многолюдном, полном роскоши и богатства, языческом городе Коринфе; если и он, как сам говорит, был в этом городе и в немощи и страсе и трепете мнозе ( 1Кор.2:3 ), то что удивительного, если и ты, как сам поведал нам при своем наречении, принимаешь свое призвание к епископскому служению не без смущения и душевной тревоги. Есть действительно в этом служении нечто такое, что может встревожить и самую не робкую душу. Правда, ты идешь на проповедь Евангелия не в языческий город, как апостол Павел, но в город христианский, издревле известный своим благочестием; но при настоящем брожении умов и религиозном разномыслии мало ли в христианстве людей, мыслящих не по-христиански, людей, которые премудрость Божию, в тайне сокровенную ( 1Кор.2:7 ), почитают за глупость и безумие. И кто не знает, какое тяжелое, какое смутное время переживает сейчас наша Церковь ! Никогда на ниве Христовой не было столько плевел, как ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

О, воистинну, братие мои возлюбленные, и настоящий праздник Вознесения Господня для нас должен быть так же торжествен и радостен, как и те великие дни, с коими мы сравниваем его: ибо этот праздник Господень еще яснее, убедительнее, непреложнее утверждает нас в том, что Искупитель и Спаситель наш, Господь Иисус Христос, есть истинный Бог, Который, восходя от земли на небо, тем самым засвидетельствовал, что Он и снисшел с неба на землю, как сказано в Писании: никтоже взыде на небо токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий сый на небеси ( Ин. 3:13 ). Милосердный Господь, когда устроял искупление и совершал спасение рода человеческого, принося Себя в жертву правосудию Божию за грехи всего мира, являлся человеком, терпел поношения, заушения, биения, крест и смерть и всякого рода признаки немощи человеческой, так что крестные страдания Его казались иудеям соблазном, а еллинам безумием ( 1Кор. 1:23 ); но, по исполнении столь великого дела в домостроительстве нашего искупления и спасения, чрез воскресение Свое, и еще более чрез вознесение, явил и Свое Божество для убеждения верующих, чтобы мы в том самом лице Его, в котором доселе видели только совершенного человека, познали и истинного Бога, – чтобы уразумели в Нем Богочеловека. Таким образом, Господь наш Иисус Христос постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии, – как мы слышали в нынешнем чтении из Деяний Апостольских (1:3). И прежде, чем вознесся на небо, по воскресении Своем, Он являлся на земле многим в продолжение тех же четыредесяти дней ( Мф. 28:9, 10 ; Мк. 16:9, 10 ; Лк. 24:10 ; Ин. 20:11–18 ; 1Кор. 15:5–8 ), которые со дня св. Пасхи доныне с благолепным торжеством мы проводим как дни радости, а не печали, по слову Его же Самого: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть Жених ( Мф. 9:15 )? А по исполнении сих дней, зрящим им взятся (Господь), и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1:9 ). Если иудеи соблазнялись прежде вознесением Спасителя на крест и ругались Ему, не веруя истине воскресения Его, то пусть теперь непреложная очевидность вознесения Его на небо уцеломудрит их и пленит ум и сердце их в послушание веры; если и язычники безумствовали и глумились над прежним уничижением Господа, не прозревая в тайну воскресения Его, то возвышенность настоящего торжества да вразумит и возведет горе и этих сынов, не чуждых спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Поначалу их формула встретила противодействие со стороны императора Юстиниана. Но постепенно она была поддержана епископами и папой, а сам император в 533 г. не только издал эдикт в ее поддержку, но и стал автором теопасхитского тропаря «Единородный Сыне…». Юстиниан точно выразил учение об общении свойств во Христе словами: «ни чудеса без плоти, ни страдания без Божества». Цитаты о теопасхитских выражениях «Классический теопасхизм: “ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы”, ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно…» 1Кор.2:8 . «3. Если кто-либо говорит, что Слово Божие, совершавшее чудеса, не Тот Самый Христос, Который пострадал, или что Бог Слово соединился с Христом, рожденным от Жены, или что в Нем есть как бы бытие, в другом, отличном бытии, и что это не Один и Тот же Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, Воплощенный и ставший человеком, Которому принадлежат чудеса и страдания, добровольно претерпенные Им во плоти, да будет отлучен от сообщества верных… 10. Если кто-либо не исповедует, что Тот, Кто был распят во плоти, Господь наш Иисус Христос, есть истинный Бог, Господь славы и один из Святой Троицы, да будет отлучен от сообщества верных». Пятый Вселенский Собор «Если кто-либо не исповедует, что Тот, Кто был распят во плоти, Господь наш Иисус Христос, есть истинный Бог, Господь славы и один из Святой Троицы, да будет отлучен от сообщества верных». II Константинопольский Собор (V Вселенский) «Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью и, наконец, ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ как Бог, — да будет анафема». свт. Кирилл Александрийский. Изъяснение 12-ти глав, Анафематство 12 «Хотя Слово Бога Отца бесстрастно и бессмертно, потому что божественное и неповрежденное естество выше страдания и само все животворит и выше тления и всего, что может страдать, однако же, будучи таковым по существу, Слово Бога Отца усвоило плоть способную к смерти, дабы посредством того, что может страдать, взяв на Себя страдания вместо нас и за нас, избавить всех нас и от смерти и от тления, оживотворив, как Бог свое собственное тело и начаток умершим быв ( 1Кор.15:20 ) и перворожден из мертвых ( Кол.1:18 ). Ибо подъявший за нас честной крест и вкусивший смерть был не обыкновенный какой-нибудь человек, сам по себе и отдельно от Слова Бога Отца рассматриваемый, но Сам Господь славы страдал плотью, по Писаниям. А поскольку желающие примешивать к правой и непорочной вере пустые и нечестивые мнения говорят, что обыкновенный человек подъял за нас крест, то сделалось необходимо анафематство, открывающее великость их нечестия».

http://azbyka.ru/teopasxitskie-vyrazheni...

Церковь есть тело Христово. Это, конечно, не определение. Это – образ или сравнение. Это всего лишь аналогия. Но эта аналогия сосредотачивает наше внимание на основных особенностях христианского существования. Без сомнения, у апостола Павла это было не случайное метафорическое выражение, а вывод веры и опыта. Апостол Павел всегда подчеркивал тесный союз верующих с Господом, разделение ими Его полноты. Его видение Церкви было, в сущности, учением о Христе. Как указывал св. Иоанн Златоуст , комментируя «Послание к Колоссянам» (3:4), во всех своих сочинениях апостол Павел желал доказать, что верующие «причастны к Нему во всем», и «именно для того, чтобы показать это единение, Он говорил о Главе и теле» 270 . Этот термин мог быть навеян опытом причастия (см. 1Кор.10:17 ) и сознательно использовался для указания на таинство. Социальный характер Крещения очевиден. А Причастие – это приобщение. Церковь Христова есть церковь Причастия, ибо Причастие есть сам Христос, выступающий как Первосвященник Нового Завета. Он таинственным образом пребывает в Церкви, которая есть Его тело. Церковь это, действительно, тело, то есть организм, а не просто общество или собрание. По-видимому, «организм» – это лучшая современная версия выражения to soma у апостола Павла. Церковь есть тело Христово, а не просто «организация людей», «совокупность». Церковь пребывает во Христе так же, как Христос пребывает в своей Церкви. Церковь – не просто сообщество тех, кто верует во Христа и ходит по Его заветам. Это сообщество тех, кто пребывает в Нем, и в ком Он сам пребывает Духом. И любимым выражением апостола Павла было именно in Christo. Церковь есть тело Христа и его «полнота» – pleroma. Эти два термина – «тело» и «полнота» – соотносительны и тесно взаимосвязаны, один объясняет другой: «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ). При толковании этого стиха в Послании святой Иоанн Златоуст предположил, что pleroma, по сути, означает «завершенность». « Церковь есть завершенность Христа» – утверждал он. «Посмотрите, как он [апостол Павел] представляет его потребность во всех членах. Таким образом, Глава будет восставлена лишь, когда тело завершено полностью, когда все мы вместе, в соединении и переплетении» 271 . Иными словами, Церковь есть продолжение и «полнота» святого Воплощения или, скорее, Воплощенной жизни сына «со всем, что ради нас было совершено сидящим одесную» 272 . Воплощение завершается в Церкви, и в каком-то смысле Церковь есть Сам Христос в Его всеобъемлющей полноте (см. 1Кор.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Основной целью «Послания к евреям» является доказательство превосходства Евангелия и веры во Христа над законом Моисеевым. В предисловии «Толкования» свт. Кирилл также указывает это как цель (σκοπς) произведения св. апостола Павла. Автор «Послания к евреям» доказывает свой тезис, показывая превосходство Христа над великими посредниками Ветхого Завета –ангелами ( Евр.1:4–2:18 ), через которых был дарован закон ( Евр.2:2 ); над Моисеем и пророками ( Евр.3:1–4:13 ); священниками ( Евр.4:14–10:18 ) – и представляя превосходство веры над законом Моисеевым ( Евр.10:19–12:29 ) 14 . Поэтому неудивительно, что в «Толковании» свт. Кирилла встречаются те же сюжеты. В основном, святитель говорит о превосходстве Христа над ангелами, пророками и священниками, опираясь на христологическое учение. Рамки доклада не позволяют нам полностью раскрыть эту обширную тему, поэтому мы ограничимся лишь указанием нехристологических аргументов свт. Кирилла в пользу превосходства Нового Завета. В ходе своего комментария свт. Кирилл утверждает, что закон Моисе ев был лишь прообразом (τπος – 362, 6 15 , 395,20; ср. Рим.5:14 и 1Кор.10:6 ) и тенью (σκι – 363,1; 395,20; 404,7, и т. д. ср. Евр.8:5 и Евр.10:1 ) Евангелия. Святитель противопоставляет два Завета как образ и истину (409:15–16), поскольку Христос есть Истина (λθεια – 362,7; ср. Ин.1:17 и Ин.14:16 ). Хотя закон Моисеев был полезен (χρειδης – 363:2) иудеям, в настоящее время он более не нужен (περιττς – 363:1) для христиан. Согласно святителю, св. апостол Павел ставил закон ни во что (οδν – 363:11) и считал его для христиан тщетным (εκαος – 363:11–12). В то же время, свт. Кирилл показывает полезность знания как закона Ветхого Завета, так и учения Христа в Новом Завете, например комментируя Зах.12:8 16 в своем «Толковании на пророка Захарию» 17 . Святитель толкует аллегорически Иерусалим как Церковь ; живущего в Иерусалиме как твердого человека, любящего божественные учения; дом Давидов как мудрейших и почетнейших иудеев; а немощного как катехумена. Согласно такому толкованию, даже оглашенный (то есть только готовящийся ко Крещению), по мнению святителя, не только не ниже, но даже выше находящихся под законом благодаря своей вере во Христа. Далее, комментирует святитель, иудеи, принявшие Христа, составляют дом Божий с ангелом Господним пред ними. Затем святитель цитирует Мф.13:52 , чтобы доказать ту же самую идею, при этом «старое» и «новое» соответственно обозначают знание Ветхого и Нового Заветов. В пример такого иудея, ставшего христианином, свт. Кирилл приводит св. апостола Павла, который обладал знанием и закона и Евангелия Христа. В своих произведениях св. апостол проповедовал Христа то посредством богословских рассуждений на основании Ветхого Завета (νομικας ποδεξεσι), то через описание открытых ему таинственных вещей, превышающих закон (τας πρ νμον μυσταγωγαις). Святитель приводит соответственно два примера таких приемов св. апостола Павла: Гал.4:21– 26 и Евр.1:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Кроме омовения прозелитов в эпоху Второго Храма сохранялась традиция общественных омовений в Судный день – День Очищения, праздновавшийся 10 дня месяца тишрей. С 15 по 22 число месяца тишрей наступало время празднования Кущей, одного из трех праздников, когда «весь мужеский пол должен явиться пред лице Господа» ( Втор.16:16 ). Во времена Второго Храма в Иерусалиме было очень много паломников, прибывших сюда еще в День Очищения либо еще на праздник Труб, совершавшийся 1 числа месяца тишрей, и потому мы вполне можем предположить, что именно они выходили к Иоанну Крестителю «и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:4 ). Утвердиться в этом предположении заставляет не только близость места крещения – Вифавары – и Иерусалима, но и то, что земное служение Иисуса Христа длилось три с половиной года. Закончилось оно 14 нисана – в день Пасхи Ветхозаветной, началось же с Крещения Спасителя, которое, таким образом, может быть отнесено к середине месяца Тишрей, начинавшего год. Само крещение Иоанново, хотя внешне оно не отличалось от того, к чему привыкли «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская» ( Мф.3:5 ), имело несколько иной смысл: кроме очищения от греха оно предполагало четкую эсхатологическую перспективу. Ожидание Мессии ( Мф.11:12 ; Мк.1:7–8 ; Лк.3:16–17 ; Ин.1:26–37 ) требовало очищения, так как День Господень мыслился и как День Всеобщего Суда ( Втор.30–31 ; Ис.40 ; Иез.36 ; Иер.31 ). Крещение Иоанново своей эсхатологической направленностью радикально отличалось от иудейского омовения прозелитов и в то же время было вполне сходно с пониманием Крещения в ранней Церкви, включающего в себя как акт обращения, «оставления грехов» ( Мк 1:4 ; Деян 2:38 ), так и ожидание Эсхатона ( Деян.17:30–31 ; 1Кор.15:20–29 ; 1Фес.1:10 ). В то же время крещение Иоанново не признавалось полным без Крещения Духом ( Деян.19:1–7 ) как Крещения во Имя Святой Троицы ( Мф.28:19 ). Крещение Духом описано в Деяниях неоднократно, причем то обстоятельство, что в Деян.1:5 слова Иоанна Крестителя приведены без упоминания о крещении огнем, некоторыми толкователями понималось как отнесение его к Эсхатону, когда «земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010