Он погубил и душу и тело наше: он сделал нас по природе чадами гнева, мертвыми по преступлениям нашим ( Еф. 2: 3 ); Адамов грех сделал нас чрез всю жизнь рабами диавола ( Евр. 3: 14–15 ), по воле которого люди жили ( Еф. 2: 2 ), ненавидя друг друга ( 1Иоан. 3: 8–10 ); он разлучал нас с Богом, убив в нас веру и любовь к Нему, сделав нас врагами Бога ( Рим. 5: 10 ); он явился причиною страданий всего рода человеческого здесь, на земле, и многих там за гробом. Христос пострадал за всех людей, за грехи всего мира, но спасаются только те, кто очистится от первородного греха, для чего Он и установил крещение, которое «спасает нас воскресением Иисуса Христа“ ( 1Петр. 3: 21 ). А так как и теперь все дети рождаются с первородным грехом, ибо и теперь, вследствие навсегда поврежденной природы своей, все люди умирают ( Рим. 6: 23 ), то, чтобы освободить детей от этого всеобщего греха, с которым никто не может войти в царство небесное ( Откр. 21: 27 ), необходимо крестить и их, детей, чтобы они «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего“ ( 1Кор. 6: 11 ); иначе они погибнут навсегда для вечной жизни. I 1) Сектант (духоборы и молокане): Никакого крещения водою не нужно: под водою в крещении нужно разуметь учение Христа: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во веки, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную“ ( Иоан. 4: 13–14 ). Объяснения православного: Под водою в приведенном месте должно разуметь благодать Св. Духа, что видно из подобного же места того же евангелиста Иоанна (7: 38). Но если под водою в духовном смысле разуметь учение Христа и веру в Него, то отсюда вовсе не будет значить, что не нужно водного крещения: учение и вера – одно дело, а крещение водою совсем другое, почему Спаситель и говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“ ( Мф. 28: 19 ). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет“ ( Мр. 16: 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Отнюдь не обещание доброй совести спасает человека, а Таинство, иначе, если спасает обещание, то к чему еще и крещение? 126 На- это пятидесятники возражают, что для спасения потребны вера и покаяние. И это так, ибо без веры угодить Богу невозможно ( Евр. 11, 6 ). Однако, послав проповедовать своих учеников, Господь заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мф. 16, 15 – 16 ). Здесь наравне с верой Спаситель говорит о крещении. «Христос возлюбил Церковь  и предал Себя за нее, чтобы освятить ее банею водною, посредством слова» ( Еф. 5, 25 – 26 ). Этим апостол Павел засвидетельствовал, что Церковь Христова, т.е. все составляющие ее люди, очищены «банею водною», т.е. святым Крещением. Выражение Апостола «посредством слова» уточняет, дает указание на то, как совершается святое Крещение, какие произносятся слова при крещении, т.е. «указывает на повеление Спасителя крестить уверовавших в Него и во Имя Отца, Сына и Святого Духа» 127 ( Мф. 28, 19 ). Даже после сошествия Святого Духа на Корнилия и бывших с ним ( Деян. 10, 47 ) он, тем не менее, нуждался в крещении, что еще раз указывает на величайшее значение этого Таинства, которое не может быть восполнено даже миропомазанием (сошествием Святого Духа). Священное Писание учит, что Крещение – это погребение со Христом и восстание для новой святой жизни, достигаемой только благодатью Творца ( Кол. 2, 11 – 13 ). Это Таинство омывает, освящает и оправдывает человека ( 1Кор. 6, 11 ), очищая его от первородного греха, «вкропляя» в душу благодатное семя новой жизни ( Евр. 10, 21 – 22 ). Как видим, учение пятидесятников о «рождении свыше» не имеет под собой никаких евангельских оснований. Некрещеные и немиропомазанные не вправе называть себя христианами, ибо без этих таинств невозможно наследовать жизни будущего века ( Мр. 16, 15 ). 7. Крещение Духом Святым «Находящиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а были они только крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

«Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов“ ( Мф. 26; 27 ); в Елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего; и если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Таким образом, при искреннем покаянии, каждый согрешающий член Церкви имеет возможность получить полное прощение грехов и освящение благодатью Св. Духа, подающейся в святых ее таинствах. Нераскаянные же грешники, участвующие недостойно в принятии св. таинств Церкви, не только невидимо, но и видимо отсекаются от нее судом Самого Бога: «суд им давно готов, и погибель их не дремлет..., ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания ( 2Пет. 2: 3, 9 ). «Кто ест и пьет (Тело и Кровь Христа) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11: 29–30 ). В-третьих, Церковь называется «святою“ потому, что «ее учение свято, что, следуя этому учению, каждый может достигнуть святости и спасения, ибо в своем учении Церковь есть «столп и утверждение истины“ ( 1Тим. 3: 15 ). 3) Какие видимые доказательства святости Православной Церкви и того, что она именно одна – Церковь Христова? Что православная Церковь свята и есть именно Церковь Христова, это ясно доказывают постоянно совершающиеся в ней знамения и чудеса: «Уверовавших же, сказал Спаситель, будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы“ ( Мр. 16: 17–18 ). Открытие и в наше безверное время чудотворных мощей святителей Божиих Феодосия Черниговского, Серафима Саровского , Янны Кашинской и Иоасафа Белгородского , источающих великие чудеса, чудеса от святых икон и исцеления, известные и за границей, совершавшиеся молитвенником Русской земли отцом Иоанном Кронштадтским и другими людьми, угодившими своею жизнью Богу, непреложно удостоверяют нас в том, что Дух Святой пребывает в Церкви нашей и теперь, всегда и неотлучно. И в наше время, по молитвам Церкви и ее служителей, слепые прозревают, хромые исцеляются, больные давними и тяжкими недугами сразу делаются здоровыми на глазах многочисленных верующих и неверующих людей. Только упорствующие и нарочито закрывающие глаза пред истиной не верят совершению в наше время в Православной Церкви чудес, но тысячи и сотни тысяч свидетельствуют о них, как очевидцы, и обличают пред Христом неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Уже после совершенного Христом искупления ап. Петр говорит людям: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа“ ( Деян. 2: 38 ); уже после страданий Христа за грехи всего мира Ананий говорит ослепшему было Савлу: «встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса“ ( Деян. 22: 16 ), и только о крестившихся, прежде бывших во грехах, св. Апостол говорит, что они «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего“ ( 1Кор. 6: 11 ), ибо люди, будучи искуплены, омываются от грехов «банею возрождения и обновления Святым Духом“ ( Тит. 3: 5 ), то есть – Крещением. 5) Сектант: Вся Церковь вообще и каждый член ее в частности может спастись и без крещения – одним слушанием и исполнением слова Божия, как и сказано: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы святить ее банею водною посредством слова» ( Еф. 5: 25–26 ), как и Христос сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» ( Лк. 4: 4 ). «Постоянно любите друг друга от чистого сердца, говорит Апостол, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленнаго, от слова Божия, живого и пребывающего в век» ( 1Петр. 1: 22–23 . Деян. 10: 6 . Иак. 1: 21 ). Объяснения православного: В приводимом сектантами месте из послания к Ефесянам говорится о том, что Церковь Христова, т. е. все составляющие ее люди, очищены «банею водною“, т. е. св. Крещением; выражение же св. Апостола: «посредством слова“ – точнее указывает на то, как совершается св. крещение, какие произносятся во время крещения слова, т. е. указывает на повеление Спасителя крестить уверовавших в Него «во имя Отца и Сына, и Святого Духа“ ( Мф. 28: 19 ). Вот посредством какого слова Божия освящаются верующие во время их крещения. Что касается других приводимых сектантами мест св. Писания, говорящих о том, что люди живы «словом Божиим“, что они «возрождены от слова Божия“, которое «может спасти души наши“, то, конечно, не само по себе чтение или слушание слова Божия спасает человека, оно только рождает в нем веру в учение Господа нашего Иисуса Христа, чего для спасения далеко еще не достаточно, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут“ ( Рим. 2: 13 ); «не всякий, сказал Христос, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго“ ( Мф. 7: 21 ). Воля же Отца Небесного, переданная людям чрез Его Сына, есть такая: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“ ( Мф. 28: 19 ); «кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мр. 16: 16 ); «если кто не родится от воды и Духа, то не может увидеть Царствия Божия» ( Иоан. 3: 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Церковь основывается на Христе, воспринимаемом человеческою верою. Если этот начаток Церкви в образе здания представлялся в виде скалы, в виде грунта, на котором воздвигается Здание, то в образе Тела он не может быть представлен иначе, как семя, зерно, зародыш, из которого вырастает Тело-растение или Тело-животное. Господь сказал своим ученикам: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное (ς κκκον συνπεως) и сказали смоковнице (τ συκαμν; по другим 735 шелковичному дереву) сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» ( Лк.17:6 ; ср. Мф.17:20 ). «Вера с зерно горчичное» – ς κκκον συνπεως – минимальная вера, ибо зерно горчичное – «наименьшее из всех семян» – μικρτερον μν στιν πντων τν σπερμτων ( Мф.13:32 ; ср. Мр.4:31 ). Но, несмотря на свои незаметные размеры, это самое горчичное зерно веры, посеянное в сердце человеческом (см. Мф.13:3 сл., Мк.4:3 сл., Лк.8:5 сл. – притча о сеятеле. Ср. Мф.13:24 сл., Ин.4:36 сл., Гал.6:5–10 ), как в поле, «когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» 736 ( Мф.13:31 ; Мк.4:31–32 ; Лк.13:19 ), т. е. вырастает, по изъяснению Спасителя, в «царство небесное» ( βασιλεα τν ορανν).В только что перечисленных местах настойчиво и властно повторяется один и тот же образ – образ сеяния зерна и вырастания семени в развитое растение. Целые главы у синоптиков заняты рядом притч, в которых terminus comparationis 737 есть таинственная жизнь растения ( Мк.4 ; Мф.13 ): «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом полное зерно в колосе, когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк.4:26–29 ). И как некогда в доктрине Элевзинских мистерий, прорастание новой ликующей жизни из истлевающего в своей могиле семени служит символом обновления и воскресения, так же и в Христианстве: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 . Ср. 1Кор.15:35–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

С другой стороны, возможно оспаривать понимание глоссолалии, как глаголания на разных языках, даже на основании текста книги Деяний, какую попытку и делает Wendt (срв. Feine). Наконец, если дар языков, что утверждают очень часто, сообщал постоянное знание иностранных языков, то такому утверждению противоречат некоторые исторические факты, напр.: а) что Апостолы пользовались истолкователями или толмачами ( ρμηνευτς): Петр – Марком (Euseb. hist. eccles: III. 39; Irenäus Contr. haer. III, 10, 6 и др.), Павел – Титом (Hieronimi ep. 120 [al. 150] ad Hebidiam, 11); b) что Ап. Павел который „более других говорил языками“ ( 1Кор. 14, 18 ), однако, не понимал языка Ликаонцев ( Деян. 14, 11 – 14 ); с) что греческий язык новозаветных писателей содержит много гебраизмов, следовательно, эти писатели владели им не в совершенстве. – Все эти соображения вызвали обширную литературу о даре языков, отголоском которой у нас является диссертация о. М. Фивейского „Духовныя дарования в первоначальной христианской церкви“ (Москва. 1907), – вызвали целый ряд гипотез и экзегетических теорий, различно объясняющих глоссолалию, но сходящихся в том, что она не была речью на иностранных языках. § II. Исходный пункт всех этих разнообразных глоссолалических теорий и гипотез – термин γλσσα. Дар языков в новозаветных писаниях называется неодинаково: роды языков ( γνη γλωσσν, – 1Кор. 12:10, 28 ); языки ( γλσσαι, – 1Кор.13, 8 ); говорить языком ( λαλεν γλσση, – 1Кор.14, 2, 4 етс.), и это даже о многих говорящих ( 1Кор.14, 9 ); говорить языками ( λαλεν γλσσαις, – 1Кор.12:30, 13:1, 14:5 etc.; Деян. 10:46, 19:6 ), даже когда речь об одном говорящем ( 1Кор.13:1, 14:5 и др.); говорить новыми языками ( λαλεν καινας γλσσαις, – Мк.16:17 ); говорить иными языками ( τραις γλσσαις λαλεν, – Деян 2, 4 ). Общее во всех названиях – термин γλσσα, который преимущественно имеет три значения: 1) γλσσα=язык, как член тела ( Мр. 7, 33 . Лк. 16, 24 . Иак. 3, 5 сл. 8. Апок. 16, 10 ), орган речи ( Мк. 7, 35 ; Лк. 1, 64 ; Рим. 3, 13 ; 1Ин. 3, 18 ; Деян. 2, 26 ; Иак. 1, 26 ; 1Петр. 3, 10 ; Рим. 14, 11 ; Фил. 2, 11 , срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Не должно пророку погибать вне Иерусалиме ( Лк.13:33 )”, – что согласуется в следующим изречени- —206— ем: ,,ты отнюдь не можешь закалать жертву твою пасхальную, где хочешь, но только в том месте. которое изберет Господ Бог твой, чтобы там обитало имя Его ( Втор.12:4:5 )“: как и Апостол свидетельствует: ,,пасхой нашей заклан Христос ( 1Кор.5:7 )“, – дабы научить, что у Израиля был (только) образ, а истина (явилась) через Иисуса. „О род развращённый и неверный ( Мф.17:16 )“. Сие говорит потому, что отец отрока 227 подверг порицанию Его учеников, говоря: „не могли исцелить его ( Мф.17:16 )“: ибо думал, что они ещё недостаточно были опытны в искусстве своего учителя. Пришёл же учитель и взял учеников и поставил их как бы среди волн. Итак, приступили, чтобы узнать от Него: „почему мы не могли исцелить ( Мф.17:19 )“? Исцелению же их препятствовали богохульники и неверующие. „Сей, – говорили они, – изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского ( Лк.11:15 )“. (А) этому мужу сказали: эти ученики Его ещё не вполне обучены в искусстве Его, ибо иначе по какой причине не исцелили его? Посему ответил: „о род развращённый!“ И для того тотчас же избрал и послал в разные стороны семидесяти двух (учеников), которые чудесно исцелили их, чтобы изобличить их в ложности их мнения. „Доколе буду с вами ( Мф.17:17 )?“ Ибо когда убьют Его, то увидят, что имя Его соделывает чудеса и знамения. Поскольку же Он действовал не по опытности в искусстве, то сказал тому мужу: „верующему всё возможно“, a им: „по неверию вашему ( Мф.17:20 )“. И чтобы поднять подавленное настро- —207— ение учеников Своих, сказал: „тебе говорю, нечистый, глухой и немой ( Мр.9:25 )“, дабы научить, что Ему, как Богу, доступно всё. Сие произошло не потому, чтобы сделать это было легче, чем привести людей к вере, но для того, чтобы несколько воспрепятствовать богохульникам смеяться над Своими учениками. Даже до сего времени ученики Его ещё не твёрдо веровали в Него 228 . „Выйди, отступи от него и более не входи в него ( Мр.9:25 )“, – эти слова свидетельствуют о свободе демона. Поскольку (демон) хотел потом снова возвратиться в него, то (Господь) связал его, говоря „более не осмеливайся входить сюда“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Спасение человека совершает Бог, но не без человека: Втор. 30:19 ; Сир. 15:14–17 . 2) Со стороны Бога для спасения человека нужна благодать Божья, возрождающая, освящающая, оправдывающая и спасающая его: Иоан. 1:12–13; 3:5 ; Тит. 3:5–7 ; Еф. 2:5,8; 1 Нор. 6:11. 3) Но, получив оправдание и «Духа усыновления» ( Рим. 8:15–16 ), человек нуждается в содействии благодати Божьей в течении всей земной своей жизни, «ибо, говорит Христос, без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ); эту благодать Божью он получает в святых таинствах Церкви, в Миропомазании: Деян. 2:38 ; 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 : в Покаянии: Мф. 16:19; 18:18 ; Иоан. 20:22–23 ; Деян. 19:18 ; в Причащении: Иоан. 6:51–58 . Мф. 26–28; в Елеосвящении: Иак. 5:14–15 . 4) Для получения спасающей благодати Божьей нужны со стороны человека вера, надежда и любовь, проявляющаяся в делах ( 1Кор. 13:13 ) – a) Вера: Мр. 1:15 ; Иоан. 3:5; 6:47 ; Рим. 10:9 ; Евр. 11:6 ; – б) Надежда: 1Иоан. 3:2–3 ; Рим. 15:4; 8:20,24 ; 2Кор. 3:9–12 ; Гал. 5:5 ; Кол. 1:23 ; и в) Любовь , обнаруживаемая в добрых делах: Мф. 7:19–23; 19:17; 25:31–46 ; Иоан. 5:28–29 ; Деян. 14:22 ; Иак. 2:14–26 ; 1Иоан. 3:10 ; Рим. 2:6–10 ; 1Кор. 13:2,8 ; Гал. 5:6,19–23 ; Еф. 2:10; 6:8 ; 1Тим. 6:17–19 ; Тит. 3:8,14 ; Откр. 20:13; 22:14 . 5) Но спасаемся мы не верой и добрыми делами, а благодатью Божьей; вера и дела дают нам только право, ТОЛЬКО ДОСТУП к получению ее даром: Рим. 3:23–24; 5:15–17 ; Еф. 2:6–9 ; 2Тим. 1:8–9 ; Тит. 3:4–8 ; Пример: Деян. 14:2,47–48 . 6) Поэтому мы, будучи оправданы от первородного греха, еще не спасены окончательно для вечной жизни, это зависит уже от нашей веры, надежды и добрых дел; теперь мы еще спасаемся благодатью Божьей, получаемой через веру, добрые дела и терпение во скорбях: Мф. 10:22 ; Деян. 15:11 ; Рим. 5:8–10 ; 1Кор. 15:1–2 ; 2Кор. 2:15 ; Еф. 6:5–8 ; Фил. 2:12 ; Евр. 9:28; 13:14  и надеемся спастись: Рим. 8:24–25 ; Фил. 3:8–14 . 7) Спасающая благодать подается в св. таинствах Церкви, совершать которые имеют право только законные пастыри ее: Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

23 . Нетрудно видеть нелепость, по самому существу дела, именно такой постановки вопроса, вызванной противохристианским учением о невидимой Церкви, потому что в вере христианин получает для себя новое состояние жизни, заключающее в себе ту уверенность, что он находится в мире истинной действительности. Без веры христианину не доставало бы способности богословского созерцания и богословского суждения 273 . В св. Писании эти общие мысли о вере как органе богословского ведения раскрываются с особенною тщательностью и подробностью, на чтó протестантские богословы в рассуждении о видимости Церкви и должны были бы обратить свое особенное внимание. 24 . «Есть же вера», говорит Апостол, «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых » – « πραγμτων λεγχος ο βλεπομνων» Евр. 11, 1 ; другими словами, чтó недоступно, невидимо для неверующего, то доступно и видимо для верующего: верою последний видит невидимое 274 . »Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти» Евр. 11, 3 . Верою, по обетованию Спасителя, мы можем «видеть» славу Божию Ин. 11, 40 . Вера с горчичное зерно, как Он же говорил Своим ученикам, может «двигать горы» Мф. 17, 20 и, словом, «верующему вся возможна» Мр. 9, 23 . Вера служит для праведного источником жизни Авв. 2, 4 ; Гал. 3, 11 ; Евр. 10, 38 и, наоборот, неверие приводит человека к греховной смерти Ин. 8, 24 . – Вера, как и все живое, растет, развивается и крепнет, доходя в своем наиболее полном развитии до «видения» 1Кор. 13, 12 ; 2Кор. 5, 7 . Верою и теперь мы «видим» невидимое для плотских очей и для неверующих, «яко же зерцалом в гадании» 1Кор. 13, 12 ; и так как мы постоянно стремимся к истинной жизни, а эти жизнь воплощается в Боге Спасителе, то, естественно, взирая на Него очами веры, мы становимся наиболее совершенными и причастными истинной жизни. «Предзрех Господа предо мною выну», читаем в Пс. 15, 8 , «яко одесную мене есть, да не подвижуся» 275 . Боговидение, таким образом, является условием истинной жизни; но оно же, с другой стороны, служит и ее завершением Мф. 5, 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010