Это же самое выражено было Иисусом Христом и в Его словах: якоже молния исходит от восток и является до запад; тако будет и пришествие Сына человеческаго ( Мф.24:27 ), чем образно было указано как на то, что Сын человеческий во второе пришествие явится видимо, так и на то, что будет видим везде и для всех. Ибо, по Златоусту, «Блистающая молния не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной, и тем, кои сидят в домах, и тем, кои находятся во внутренних отделениях дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы» 770 . Между тем, и ангелы, присутствовавшие при вознесении Христовом на небо, прямо и ясно засвидетельствовали о том же, сказавши, конечно, по повелению Божию, бывшим зрителями сего события – апостолам: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Точно так же учили о сем впоследствии сами апостолы, второе пришествие Христово всегда относя к одному, определенному под конец времен, дню, который, быв предварен явлением антихриста ( 2Фес.2:2, 3 ), придет, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ), а самое пришествие Его называя, то снизшествием Его с неба, когда будет на воздухе встречен восхищенными на облаках людьми воскресшими ( 1Фес.4:17 ), то прямо – явлением Его (φανερωσις), в смысле, не иного, как видимого явления ( 1Пет.4:13 ; 1Ин.2:28 ; 2Фес.1:7, 2:8 ; Тит.2:13 ) или, подобно тому, как явятся, по воскресении тел своих, и люди воскресшие ( Кол.3:4 ; 1Кор.15:23 ). Второе пришествие Христово, далее, как оно изображается в откровении, будет окружено необычайной, а, именно, божественной славой и величием; так как Он приидет с силой и славой многой ( Мф.24:30 ), во славе Отца Своего ( Мф.16:27 ; Мк.8:38 ), т. е., как истинный Сын Божий. Так, перед Его пришествием явится на небе, видимо для всех, Его знамение, как знамение Сына человеческого ( Мф.24:30 ), каковым, по учению отцов Церкви, будет не что иное, как крест Христов, который, по словам Ефрема Сирина, будет составлять Его честный, животворящий, достопоклоняемый и святой царский скипетр 771 , а, по словам Златоуста, будет светлее солнца, потому что он явится тогда, когда скроется и помрачится солнце, почему и не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей 772 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

1) Несомненно, что термин Γαλατα употреблялся в апостольскую эпоху для всей римской Малоазийской провинции, судя по данным у Птоломея (V, 4), Плиния Младшего (V, 146–147) и Тацита (II, 9), к которым присоединяются Евтропий и Г. Синкелл, опирающиеся на древних авторитетов. Все это справедливо и ничуть не отрицается корифеями старого воззрения, а потому и не опровергает его, ибо новаторские выводы совсем не безусловны и – значит – не обязательны сами по себе. Даже по случайным предшествующим упоминаниям (напр., на стр. Но Pontus Polemoniacus) нам известно, что официально-административное обозначение ничуть не поглощало бесследно для данной местности старинных ее наименований, обычных и привычных для населения, которое продолжало пользоваться прежнею терминологией, передавая ее последовательно ближайшим поколениям. Посему и нельзя заранее утверждать о рассматриваемом предмете, что тут старинные географические имена недопустимы и были бы неожиданны в устах Апостола, как державшегося официальной римской речи 19 . Наоборот, для него несомненны разве лишь два примера официальной номенклатуры – в отнесении ( 2Кор. 11:9 и ср. Флп. 4:15 сл.) Филипп к Македонии и в распространении ( Гал. 1:22 ; 1Фес. 2:14 ) объема Иудеи и на всю Палестину с Галилеей и Самарией, которые сопричислялись к ней с 44-го или с 52-го года, но и здесь далеко не все ясно 20 , поскольку св. Павел мог разуметь просто фактическую область преобладающего господства иудейской веры, для которой вся Палестинская территория была Иудеей – в религиозном смысле. Часто у Апостола официальное и популярное значения оказываются одинаково пригодными, как можно это находить в отношении Македонии ( 1Фес. 1:7, 4:10 ; 1Кор. 16:5 ; 2Кор. 1:6, 2:13, 7:5, 8:1 ; Рим. 15:26 . Флп. 4:15 ), Асии ( 1Кор. 16:19 ; 2Кор. 1:8 ) и Ахаии ( 1Фес. 1:7 ; 2Кор. 1:1, 9:2, 10 ; Рим. 15:26 ), объединяемой с Македонией 21 и как будто разобщаемой от Афин ( 1Кор. 1:16, 16:15 ), а последнее мыслимо лишь для народного употребления вопреки официальной классификации, что наблюдается везде и всегда. Под Иллириком ( Рим. 15:19 ) не безусловно, но, пожалуй, скорее разумеется все побережье Эпирское (до Акциума), где был Никополь ( Тит. 3:12 ), хотя Эпир никогда не входил в состав Иллирии, а с 40 года до P. Хр. они даже не были и смежными, ибо южная иллирийская граница отодвинулась гораздо дальше к северу, проходя через Скодру и Лисс на р. Дрилоне. Сирия и Киликия ( Гал. 1:21 ; ср. Деян. 15:23, 41 ) тоже отмечаются без официально-административной точности, так как при ней трудно согласить этот порядок их с другими фактическими указаниями ( Деян. 9:30, 11:35 сл.); первая – в качестве римской провинции – обнимала еще Галилею с Иудеей ( Мф. 4:24 ; Лк. 2:2 . Деян. 18:18, 20:3, 21:3 ), вторая отмечается у Апостола отдельно ( Гал. 1:22 ), а обе они в начале первого века стояли под общим управлением 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

5) Как же подается верующим спасительная благодать Божия? Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее. 6) Что называется таинством? Таинством называется такое видимое священнодействие, в котором невидимо, тайно, подается человеку благодать Божия ( 1Кор. 4:1 . Еф. 5:31–32 ). 7) Сколько всех таинств? Всех таинств семь: рукоположение во священство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак и елеосвящение (См. Причт. Сол. 9:1–6). 8) В каких таинствах подается спасительная благодать Божия? Спасительная благодать Божия подается в следующих таинствах: в крещении, в котором омываются первородный и личные грехи человека ( Ин. 3:1–6 . Деян. 2:38–39. 22:16 и др.); в исповеди или покаянии, где христиане получают прощение соделанных ими после крещения грехов ( Мф. 16:19. 18:18 . Ин. 20:22–23 . Деян. 3:19. 19:18 ); в причащении, в котором верующие теснейшим образом соединяются со Христом ( Ин. 6:51–58 ) и потому получают оставление грехов для вечной жизни ( Мф. 26:28 ), и в елеосвящении, где подается больному христианину исцеление тела и прощение грехов ( Иак. 5:14–15 ). 9) Какие дары благодати Св. Духа подаются в остальных трех таинствах? В миропомазании, которое заменило собою апостольское руковозложение, подается крещенному благодать Св. Духа, укрепляющая его телесные и душевные силы ( Деян. 2:38. 8:15–18. 2 Kop. 1:21–22. Еф. 4:30 ), «ибо без Меня, сказал Спаситель, не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ); в браке подается благодать, освящающая союз между мужчиной и женщиной и содействующая благословенной жизни супругов и воспитанию их детей; в священстве подается благодать, дающая рукоположенному лицу право учить, священнодействовать, совершать таинства и управлять людьми в делах веры. 10) Кто имеет право совершать святые таинства? Совершать св. таинства могут только законно рукоположенные преемники св. Апостолов, – епископы и поставляемые ими пресвитеры Церкви ( 1Кор. 4:1. 12:28–30 . Еф. 4:11–13 ). Кто же из мирян дерзает совершать нечто подобное, тот кощунствует, подобно Дафану и Авирону ( Числ. 16 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Трудно тому принести плоды истинного покаяния ( Мф.3:8 ), кто почитает себя праведником ( Ин.9:41 ). 13. Не жертвы или даров Бог от нас требует, а покаяния с верою в Него, и любви к ближнему. Самая лучшая для Бога жертва – покаяние и добрые дела ( 1Цар.15:23 ): – жертва Богу – сокрушенный дух. Сердца сокрушенного и удрученного не отвергаешь Ты, Боже ( Пс.50:19 )! 15. Всем и на все есть время: время родиться, и время умереть; время садить, и время исторгать; время разрушать, и время созидать; время плакать, и время смеяться; время рыдать, и время ликовать; время искать, и время оставлять; время молчать, и время говорить ( Еккл.3:1–7 ). На браке веселятся, а на похоронах плачут; но печаль, слезы и истинный пост бывают в одно время ( 1Цар.1:8, 10 ). Когда поют плачевные песни, то не пляшут, а рыдают ( Мф.11:17 сл.). Душа наша тогда только скорбит, когда удаляется от неё небесный её жених – Христос. 15–16. Одно и то же бремя для одного удобоносимо, а для другого тяжело ( Мф.23, 4 ): и кто заставляет другого поститься не в свое время, тот как-бы приставляет тяжелую заплату из нового толстого холста к одежде легкой и старой. 24–26. Кто утверждает противное опыту или знанию других, над тем смеются; но когда утверждающий противное убеждает в истине, то начинают дивиться. 30–31. Благодетель убегает славы; а кто чувствует великость благодеяния, тот невольно и всюду прославляет его. 32–33. Грех и болезнь связывают язык наш; живый же духом и здравый телом восхвалит Господа. Гл. 10. Ст. 5–6. Кто о (вере) своих (единоплеменников), и особенно о (вере) домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). 9–10. Господь повелел проповедникам евангелия жить от благовествования ( 1Кор.9:14 ). Посему всякий христианин обязан им своими благотворениями и пожертвованиями, при совершенной покорности, дабы они проходили служение свое с радостью, а не с огорчением ( Евр.13:17 ) 13–14. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые труждаются в слове и (или) учении ( 1Тим.5:17 ): иначе не получим от них Божия благословения благодатным миром ( Рим.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Обрядовый закон Моисеев отменен Иисусом Христом и заменен особыми уставами. Хотя Сам Спаситель выполнял законную правду Моисееву; но он премудро готовил решительное отменение обрядового закона. Он словами и делами показал, что Он есть Господь и субботе ( Мф.12:8 ); предсказал жене самарянской – близость повсеместного Богослужения ( Ин.4:21 ). Иисус Христос дал новые уставы, соответствующие обновленному человечеству. Это – а) закон о вере в пришедшего Мессию – Сына Божия: сие есть дело Божие, да веруете в того, Его же посла Он ( Ин.6:29 ); да вси чтут Сына, якоже чтут Отца: иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его ( Ин.5:23 ); б) закон о совершении таинств ( Ин.3:5, 6:54 ; Мф.28:19 ); при этом – крещением заменено обрезание ( Кол.2:11–12 ) – Евхаристией, – приношение агнца ( 1Кор.11:25 ), – браку усвоено значение нерасторжимости ( Мф.19:3–9 ; Мк.10:2–9 ); в) установление новой иерархии: Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благо вестники, овы же пастыри и учители ( Лк.6:13 ; Еф.4:11–13 ). Нет сомнения, что человечество может более и более совершенствоваться учением Христовым. Таково значение, и таково свойство новозаветного небесного учения. Несомненно и то, что оно незаменимо и неусовершимо в себе самом, как совершеннейшее. Сам Спаситель окончание проповеди Евангельской соединил со временем кончины мира ( Мф.13:30, 24:14 ). Веруяй в Сына, сказал Иисус Христос, имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Аз есмь свет миру: ходяй по мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин.8:12 ). б) Первосвященническое служение Иисуса Христа есть преимущественное дело, которое надлежало совершить Спасителю мира и которого никто другой не мог совершить. Это было дело примирения правосудия Божия с грешным родом человеческим; и потому должно быть названо служением примирения. Примирение Бога с человеком есть тайна великая, которая заключается в том, что Иисус Христос, во исполнение пророчеств и преобразований, претерпел крестную смерть, искупительную за грехи людей. Лишь только явился Иисус Христос на дело общественного служения, – Предтеча Его и Креститель Иоанн, во всеуслышание сказал о нем: Ce Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Слова эти означают, что Иисус Христос, как жертва Божия, понесет наказание за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Ис.40:6 . Голос говорит: воз­вещай! И сказал: что мне воз­вещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет по­левой. Ис.40:7 . Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дунове­ние Го­с­по­да: так и народ – трава. Ис.40:8 . Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пре­будет вечно. Вставочное рассуждение, принадлежащее или самому пророку (Спб. профес., Властов), или какому-то таинственному небесному голосу (Еп. Петр, The Pulpit Commentary, Dillmann, Speak. Commentary etc.). «Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве ( Пс.89:6 ), «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» ( Мф.6:30 ). Но такова же жизнь и целых народов ( Ис.24:1 ; Ис.25:2–3 ); и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец». (Властов) Под «плотию» – евр. basar, греч. σαρξ – на языке Священного Писания разумеется, естественное, преимущественно, даже материальное и греховное состояние человечества ( Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ; Быт.6:3 ; Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ). Под «красотой» же этой плоти следует понимать ее естественные, необлагодатствованные достоинства – здоровье, славу, красоту, умственное развитие или ту «мудрость», которую и Апостол Павел называет «плотской» ( 1Кор.1:29 ). Впрочем, Апостол Петр, который склонен относить все пророчество, главным образом, к иудеям, под «плотию» разумеет весь «плотяной» народ иудейский и под «красотой» – его внешний обрядовый закон и различные видимые преимущества, на которые так сильно, хотя и совершенно напрасно, рассчитывали иудеи (происхождение от Авраама, обрезание, омовение и пр., что на языке Священного Писания также называется «плотию» – Рим.4:1 ; Рим.3:20 ; 2Кор.5:16 ; Гал.3:3 ; Евр.7:16 ). Таково было неустойчивое в своих способностях и силах, глубоко беспомощное и безнадежное состояние избранного народа и всего мира перед явлением славы Господней, т. е. перед пришествием в мир Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тропарь, гл. 8. Егда славит ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судью предает; виждь: имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех благий, Господи, слава Тебе. Кондак, гл. 2. Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простираешь и приемлет цену Создавшаго Своими руками человека, и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. Тропарь, гл. 6. (вместо Херувимская песни). Вечери Твоем тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагам Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Туда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Утр. Ев. ( Лк.22:1–39; 108 зач.; Парем. 1. Иер.11: 18–23; 12:1–14; 2 . Исх.19:10–19; 3 . Иов.38:1–23; 42:1–5; 4 ) Исх.8:4–11 ; Ап. 1Кор.11:23–32; 149 зач. Ев. Мф. 26:1–20; Ин.13:3–17 ; Мф.26:21–24; Лк.22:43–45 ; Мф.26:30–75; 27:1–2). Утреня до Уставу начинается в 7-м (по-нашему, в 1-м) часу ночи. После великой ектеньи 304 , возгласа и «Аллилуиа» (см. 590 стр.) на этой угрене (а также и на утрене пятка) поется 3-ды тропарь; «Егда славнии ученицы», непосредственно после которого (чтения кафизм в четверток, а также в пяток и субботу Страстной седмицы не бывает) читается Евангелие и 50-й псалом, а за ним (чтения молитвы: «Спаси Боже люди Твоя», и проч., начиная с четвертка и до Фоминой недели не положено) следуют: канон, светилен (см. о них на 590 стр.), хвалитные псалмы, стихиры «на хвалитех», вседневное (т.е., читаемое) славословие и проч.; в конце утрени, по «Отче наш», положен тропарь Триоди: «Егда славши ученицы». На совершаемом непосредственно за утреней (после пения: «Утверди Боже») 1-м часе, вместо постного тропаря («Заутра услыши»), – «Слава», тропарь Триоди («Егда славят ученицы»), а после этого тропаря – «И ныне», богородичен 1-го часа («Что Тя наречем»); затем положены тропарь пророчества, «Вонмем», прокимен, «Премудрость», надписание чтения пареюи, «Вонмем», и читается из книги прор. Иеремии паремия, в которой предъизображены пророком вражда старейшин Иудейских против Христа, Его кротость и незлобие, с которыми Он отдает Себя в руки их; после паремии следует: «Вонмем», «Премудрость», прокимен, а вслед за ним читается молитва; «Стопы моя», и проч.; по «Отче наш» – кондак Триоди; отпуст – особый: «Грядый Господь» (см. 587 стр.). – Во всем остальном утреня и 1-й час в Великий четверток совершаются по обычному порядку вседневного Богослужения (без особенностей, свойственных «чину постному»). –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– тело и душа ( Мф.10:28 ); – тело и ум ( Рим.12:12 ); – тело и дух ( 1Кор.7:34 ; Иак.2:26 ); – плоть и дух ( 1Кор.5:5 ; 2Кор.7:1 ); – плоть и сердце ( Рим.2:28–29 ); – внешний и внутренний человек ( 2Кор.4:16 ). Иногда каждый из этих аспектов описывается сразу несколькими терминами. Например, в 7-й главе Послания к римлянам Павел попеременно использует слова тело и плоть, когда говорит о том аспекте, который стремится к греху (ст. 18:2325), и слова внутренний человек и ум, когда говорит о том аспекте, который хочет повиноваться Богу (ст. 2223:25). В Лк.1:4647 слова душа и дух однозначно являются синонимами. В 1Пет.3очевидными синонимами являются «сокровенный сердца человек» и «дух». Есть и другие причины отдать предпочтение дихотомической точки зрения. Иногда все сотворенное Богом подразделяется на две группы: видимое и невидимое ( Кол.1:16 ). Человек, хотя он и создан для жизни в материальном мире, способен продолжить личностное существование в духовном мире в виде бестелесной души или духа ( Евр.12:23 ; Откр.6:911 ). Все эти моменты свидетельствуют в пользу дихотомии и против монизма и трихотомии. Библейские основания трихотомии Трихотомическая точка зрения основана, главным образом, на двух или трех новозаветных отрывках. 1Фес.5 – единственный текст, в котором о духе, душе и теле говорится как об отличных друг от друга аспектах человеческой природы. Дихотомисты в ответ обычно ссылаются на какой-нибудь отрывок вроде Мк.12:30 , где одновременно упоминаются сердце, душа, разум и сила, которые нельзя назвать разделимыми или отдельными частями человека. Однако трихотомисты не находят такой ответ убедительным, поскольку их оппоненты сами признают, что тело отделимо от духа и души, и аналогия с Мк.12:30 , таким образом, представляется неправомерной. Второй ключевой стих – Евр.4:12 , где речь идет о Слове Божьем, которое «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Использование этого стиха в подтверждение трихотомических представлений осложняется тем, что соотношение «души и духа» с «помышлениями и намерениями сердечными» неясно. Что представляет собой «сердце» – дух, душу или то и другое сразу? Из других текстов явствует, что автор Послания к евреям использует слова «сердце» и «мысли» как синонимы (8:10; 10:16) 288 . Но что он имеет в виду под «душой и духом», непонятно. Вполне возможно, слово «разделение» в этом контексте следует понимать в смысле различения внутреннего, сокровенного аспекта личности (т. е. «души и духа») и ее внешнего, поверхностного аспекта. В таком случае, автор использует слова «дух» и «душа» как синонимы. Аналогичным образом, последняя часть 12-го стиха говорит не о том, что Бог отличает «помышления» от «намерений», а о том, что Бог отличает добрые «помышления и намерения» от дурных; эти слова – синонимы. Таким образом, стих Евр.4также не подтверждает трихотомическую точку зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Ср. Ап. 18; VI Всел. 3; Василия Вел. 12. Осн: Лев. 21:7,13 ; 1Тим. 3:2–13 ; Тит. 1:5–6 . 18 . Взявший в супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть ни епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще состоять в списке священного чина. Осн: Лев. 21:14 ; 1Кор. 6:16 . Семейная жизнь священника должна служить примером для его паствы ( 1Тим. 3:2–8 ; Тит. 1:6–9 ). Ср. VI Всел. 3 и 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27. 19 . Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире. Сие Апостольское правило постановлено для тех, которые в таковое супружество вступив еще в язычестве, оставались в сем беззаконном сожитии некоторое время и после Крещения. А которые после Крещения не оставались более в таком супружеском сожитии, те согласно 5 правилу Св. Феофана Александрийского, могут быть терпимы в клире, потому что грех языческого жития очищен святым Крещением. Осн: Лев. 18:7–14; 20:11–21 ; Мф. 14:4 . Ср. VI Всел. 26 и 54; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 77, 87; Феофила Алекс. 5. 20 . Если кто-нибудь из клира даст себя порукой за кого-либо, тот да будет извержен. Настоящее правило имеет в виду поручительство, даваемое клириком по материальным делам. 30 пр. IV Всел. Собора, впрочем, допускает поручительство для защиты клириков, обвиняемых неправильно или по недоразумению «как праведное и человеколюбивое дело». Поэтому Вальсамон в толковании этого правила поясняет, что оно не запрещает клирикам и они не будут подвергаться прещению, если являются поручителями за какого-нибудь бедняка или по каким-либо иным благочестивым побуждениям. Ср. IV Всел. 3 и 30. 21 . Скопец, если от человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом. Ср. Ап. 22, 23, 24; I Всел 1; Двукр. 8. Те же параллельные правила относятся и к последующим трем правилам. 22 . Сам себя оскопивший да не будет принят в клир, ибо он – самоубийца и враг Божия создания. 23 . Если кто-нибудь из клира сам оскопит себя, то да будет извержен. Ибо убийца есть самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Господь, учит апостол, в этот день воздаст коемуждо по делом его! овым убо, по терпению дела благаго (в рус. пер. – которые постоянством в добром деле, т. е. ищут) славы и чести и нетления ищущым, живот вечный, а иже по рвению противляются (упорствуют) убо истине, повинуются же неправде, ярость и гнев ( Рим.2:6–8 ). Всем должно явиться пред судище Христово, да приимет кийждо яже с телом содела (т. е. соответственно тому, что он делал, живя в теле), или блага, или зла, ( 2Кор.5:10 ; сн. Гал.6:7–9 ; Иуд 15 ). Но не только за дела, а и за слова свои каждый должен будет дать отчет: глаголю же вам, – учит Спаситель, – яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный. От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися ( Мф.12:36–37 ). Наконец, и сердечные намерения будут предметом суда: когда приидет Господь, тогда Он во свете приведет тайная тмы и объяв и т советы сердечныя, и тогда похвала будет коемуждо от Бога ( 1Кор.4:5 ; Рим.2:16 ; сн. Откр.2:23 ). Каждый будет судим по своим силам и дарованиям: всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него; и емуже предаша множайше (иного вверено), множайше просят (взыщут) от него ( Лк.12:48 ; сн. Мф.25:14–30 – притча о талантах). Будет принята во внимание и совокупность внешних условий, благоприятных или неблагоприятных для нравственного развития, при которых жили и так или иначе поступали люди, в особенности же известность или неизвестность им откровения Божия, как, напр., жителям Тира, Сидона и Ниневии, или же Хоразина, Вифсаиды и Капернаума ( Мф.11:21–23; 12, 41 ). Ап. Павел дает видеть, что не одинаково будут судимы люди, жившие под законом откровенным, и те, которые не имели такого закона: несть бо на лиц а зрения у Бога, – говорит он. Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут! и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут! ( Рим.2:11–12 ). Нелицеприятие Божие на суде, по мысли апостола, обнаружится в том, что те, которые беззаконно, т. е. не имея писанного закона, а руководствуясь одним естественным законом, согрешили, те беззаконно и погибнут, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010