Православная Церковь не держится заблуждений, появившихся со времен Монтанистов, которые учили, что к Церкви принадлежать только праведники. Православная Церковь всегда учила и учит, что сравнительное несовершенство некоторых членов Церкви Христовой не препятствует им находиться в ней. И по слову Писания поступает Церковь в этом случае. Православная Церковь свято разумеет притчу Спасителя о плевелах, в которой Он изображает ответ господина на вопрос рабов: хочешь ли, мы пойдем выберем их (т.е, плевелы)? – в следующих словах: он же рече (им): ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу («чтобы вы, выбирая плевелы, не выдергали вместе с ними пшеницы» Мф. 13:28–29). Т.е. Церковь сознает, что Господь Иисус сравнивает ее с полем, где вместе с пшеницей растут и плевелы, которых не исторгают, пока не наступила жатва. Православная Церковь не забывает также притчу Спасителя о неводе, вверженном в море и извлекающим оттоле хорошие и худые рыбы ( Мф. 13:47 ), и о вечери, в которой принимают участие и недостойные (Мф. 22:2, 13). Православная Церковь свято разумеет и слова Апостола, который говорит: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим. 2:20 ). Знает Православная Церковь и то, что в коринфской церкви существовал один из величайших грешников, пока Апостол не повелел отлучить его, предав его сатане в изнемождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:5 ). Но, несмотря на то, что к Церкви Христовой, по свидетельству Писания, принадлежат и грешники, она, по учению того же слови Божия, есть святая. Писание говорит, что Христос для того и предал Себя на смерть, чтобы омыть людей кровью Своею от грехов: Христос возлюбил Церковь , пишет Апостол к Ефесянам, и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова: чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ). Христос с тем учил и пострадал, чтобы Церковь Его, освятясь Его учением и жизнью, не жила более для греха, а для Бога: вы род избранный, говорит Апостол Петр о христианах, вы царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет ( 1Петр. 2:9 ); а Св. Павел пишет: разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 )? И Сам Спаситель молился к Отцу Своему о верующих: освяти их истиной Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной ( Ин. 17:17, 19 ). Короче: Церковь , как говорит нам Катехизис, называется в Писании  святой «потому, что она освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства , в которых сообщается нам благодать Духа Святого. Из свидетельств священного Писания в Катехизисе приводятся слова Апостола Павла ( Еф. 5:25–27 ) и Самого Иисуса Христа ( Ин. 17:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Кроме того, апостол Павел утверждает, что Иисус Христос Сам был потомком Адама: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» ( Гал.4:4 ), «от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:5 ) и сделался Он «подобным человекам и по виду став как человек» ( Флп.2:7 ). И «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ). То есть человеческая природа Христа «в подобии плоти греховной» была вполне реальной (см.: 1Ин.4:2 ; 2Ин.7 ), но при этом Христос оставался безгрешным (см.: 1Пет.2:22 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15, 7:26 ). Он целиком разделил то, что означало быть чадом Адама, и «умер за грехи наши, по Писанию» ( 1Кор.15:3 ). Таким образом, умалив и уровняв себя с человечеством и осудив грех , Христос позволил тем, кто разделил с Ним Его смерть и воскресение, разделить и Его праведность: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» ( Рим.6:4 ). Вот он, выход из вод погружения – прекраснейший символ обновления воскресения человека: «...но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ); «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор.5:17 )! Это и есть исполнение эсхатологического обетования – восстановление попранного порядка, знаменующее собой новое начало и тот «образ будущего», о котором писал апостол в Рим.5:14 . Исполнилось данное Богом обетование о том, что в Аврааме и семени его упразднится грех, ради чего, собственно, и был заключён завет. Для апостола Павла это абсолютно очевидно: в послании к Римлянам он, говоря о верности Бога завету, сначала рассуждает об исполнении данных Аврааму обетований (см.: Рим.3:21–4:25 ), потом об освобождении от Адамова греха (см.: Рим.5:6–21 ) и, наконец, об освобождении и освящении всей твари (см.: Рим.8:17–25 ). В послании к Галатам от повествования о завете с Авраамом и исполнении его во Христе апостол приходит к идее «новой твари» (с.: Гал.6:15 ). Во 2-м послании к Коринфянам «новый завет» (см.: 2Кор.3 ) так же «обновляет тварь» (см.: 2Кор.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот Завет, в свою очередь, делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего. Ветхий Завет , имея началом Первоевангелие ( Быт.3:15 ), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом – через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя (как это видно из 1Пет.3:18–20, 4:4–7 ), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах. Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о «Завете патриархальном» – до Моисея и о «Завете подзаконном» – от Моисея до Христа . Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично – при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей . Так как Израилю не удалось исполнить закон Моисея, Бог обещал им заключить новый договор. Словосочетание «Новый Завет» впервые упоминается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ( [бэрит ха-даша]), не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31–32 ). Под домом Израиля и Иуды пророк имеет в виду весь народ Божий, а через них Завет должен распространиться на всех людей. Термин «Новый Завет» (Καιν Διαθκη [кэни диафики]) появляется во второй части Священного Писания несколько раз. Господь наш Иисус Христос говорит о заключении Нового Завета во время Тайной вечери. Этот новый союз заключается через Его смерть ( Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ). Св. ап. Павел неоднократно упоминает Новый Завет в своих посланиях ( Рим.11:27 ; 1Кор.11:25 ; 2Кор.3:6 ; Гал.3:17, 4:24 ; ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–24 ; Лк. 22:19 –20 , ср. 1Кор. 11:28–25 ). В 1 послании к Коринфянам также сказано: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (10:16). «Ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе он пришел. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (11:26–30). Устанавливая причащение, Господь заповедал апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24–25 ). Согласно этой заповеди, апостолы сами совершали «преломление хлеба» ( Деян. 2:42; 20:11 ) и научили тому своих учеников (–20:7), а те – своих и т. д. Ясное подтверждение этому находится в творениях св. отцов и учителей Церкви, которые все согласно учат, что в св. причащении верующие вкушают пречистое тело и пречистую кровь Христа. Так, Игнатий Богоносец , ученк ап. Петра, обличая еретиков докетов, отвергавших действительность плоти и страданий Христа, а следовательво, и причащение, писал: «они удаляются от евхаристии и молитвы по той причине, что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашею Иисуса Христа, пострадавшая за наши грехи, которую воскресил Отец по своей благости, почему, противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, между тем полезнее было бы им участвовать в евхаристии, чтобы и воскреснуть (посл. к Смирн.). Св. Иустин философ, муч. II в., в своей апологии пишет: «пища сия называется у вас евхаристией... мы принимаем ее не как простой хлеб и не как простое питие, но как Иисус Христос, воплотившись ради нашего спасения, имел плоть и кровь, так, научены мы, что и пища сия, над которой произнесено благодарение молитвой слова Его, посредством преложения питающая нашу плоть и кровь, есть плоть и кровь воплотившегося Иисуса» (Апол.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

После всего сказанного ясно, что несправедливы те, которые считают недействительными таинства, совершенные священнослужителями, не выдающимися по вере и благочестию среди других христиан. Конечно, совершители таинств должны особенно заботиться о вере и благочестии, опасаясь праведного гнева Божия за беспечность и небрежность в исполнении своих священных обязанностей, но от их личного недостоинства или достоинства нисколько не зависит сила действия благодати в таинствах. Если бы действие благодати в таинствах было связано с достоинством или недостоинством совершителей таинств, тогда мы должны были бы сказать, что Иисус Христос действие таинств, от которых зависит вечное спасение верующих, поставил в зависимость от личного достоинства совершителей таинств. В таком случае никто не мог бы знать, совершено ли над ним таинство подобающим образом или нет, ибо никто не знает личных достоинств совершителя таинств. Поэтому мы должны признать, если и недостойный, по своим личным качествам, священнослужитель, но имеющий на это право и полномочие, совершает правильно таинства, то последние не теряют своей силы и значения. Совершенно иное должно сказать о принимающем таинства. От принимающего таинства требуется соответствующее приготовление и от такого или иного приготовления зависит сила благодатного действия таинств. В православной христианской Церкви семь таинств. В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится в следующих местах: О Крещении: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). О миропомазании: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:17 ). О причащении: «И возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:24–25 ). Кроме того ясно говорится у Евангелистов: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:17–20 о покаянии: «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ); о Священстве: «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ); «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). О браке: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5 –бет.); «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). О елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ; Мк.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Моисей, собравший Израиль у подножия Синая, окропил его кровью тельцов, как кровью завета (Hex. 24:8), а новый Завет Христа – в Его крови ( 1Кор. 11:25 ; Лк. 22:20 ), или, по Матфею и Марку, кровь Самого Христа становится кровью завета ( Мф. 26:28 ; МК.14-.24) 22 . Если, как отметил Додд, в Новом Завете тема народа Божия и является лишь «второстепенной и производной», то это потому, что Израиль становится в Новом Завете «Телом» Мессии и, таким образом, утрачивает свою автономию, перестает быть просто «одной из сторон», хотя бы даже и подчиненной, соглашения с Богом. Павлова концепция Церкви как Тела Христова есть фактически усвоение из книги пророка Исайи мессианской темы страждущего раба. Мессия для Павла – безусловно Христос, но в то же время «во Христе Иисусе» заключен весь новый Израиль, точно так же, как, по пророку Исайи, образ раба подразумевает и Личность, и Израиль как нацию. Но новый Завет заключает в себе и заповедь Божию – новую заповедь любви ( Ин. 13:34 ), требование, радикально отличное от Моисеева Закона, так как оно означает личные взаимоотношения: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ни. 14:21). И в Павловом, ив Иоанновом понимании нового Завета во Иисусе Христе происходит личная и непосредственная встреча между Богом и человеком, встреча, ставшая доступной «многим» благодаря тайне Воскресения и присутствию Святого Духа, встреча, превосходящая и заменяющая собой юридические и внешние категории Закона: заповеди – повиновение – верность. Эти основные и общеизвестные темы Нового Завета имеют решающее значение для понимания авторитета в христианской Церкви, ибо отныне Бог не просто говорит общине, оставаясь в основном внешним ей, но Он через Духа Святого в общине присутствует, и сама община есть община святых, принятых Им чад Божиих, свободно любящих людей, запечатленных обетованным Святым Духом ( Еф. 1:13 ) и изученных от Духа Святого ( 1Кор. 2:13 ). Он и запечатлел нас, – пишет апостол Павел, – и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

«И да отступит…» Это другая надпись, имеющаяся на камне, составленная по образцу Чис 16:21 . Христос в течение всей Своей земной жизни был далек от всякой неправды мира, а поэтому и от всякого Его последователя требуется также святость поведения, которую он обещал предъявлять еще в то время, когда принимал крещение. Связь этого стиха с предыдущим такая: отрицание воскресения мертвых несомненно ведет людей к нравственному вырождению и одичанию, потому что уничтожает страх пред будущим судом (ср. 1Кор.15:32 и сл.). Но кто знает, что он связан тесно со Христом воскресшим и что он сам воскреснет со временем, тот не может здесь вести дурную жизнь. 2Тим.2:20 .  А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. 2Тим.2:21 .  Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. 2Тим.2:22 .  Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. 2Тим.2:23 .  От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф 13:23 ; 1Кор.12:14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов – из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома – это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться ( «кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1Кор 12:22–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но, как разумно-свободное существо, общение или единение с Богом человек может достигать не иначе, как путем сознательного и свободного совершенствования своих сил. Отсюда, чтобы достигнуть конечной цели своего бытия, человек должен стремиться к возможно полнейшему отображению совершенств Божиих в своей природе, – святости и вообще богоподобной жизни. В частности, одаренный разумом, подобным разуму Божию, с врожденною любовью к истине, человек обязан стремиться и приближаться по мере возможности к обладанию тою истиною, какою обладает Сам Бог; равно, имея волю, с прирожденным влечением к добру, – должен стремиться к достижению святости подобной святости Божией, а в своем сердце, – со способностью чувствовать и любить, – воспитывать любовь и вкус к тому верховному благу, каким является по природе Сам Бог . На богоуподобление, как задачу человеческой жизни, откровение указывает ясно. Сам Бог говорит людям: будьте святы, потому что Я свят ( Лев.11:45 сн. 1Пет.1:15–16 ). Будьте совершены, внушает Сын Божий, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). Апостол свидетельствует, что Бог призвал нас из тьмы в чудный свет Свой именно для того, чтобы явились в нас совершенства Его ( 1Пет.2:9 ). И человеку внушается во всех своих делах прославлять Своего Творца возвышением в добродетели. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Апостол научает: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ; сн. 2Кор.9:12–13 ; 1Пет.4:10–11 ); едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ). Древние отцы церкви на такое назначение человека указывали, когда научали различать даруемый человеку с природою образ Божий от подобия Божия, составляющего задачу человеческой жизни, и вообще когда говорили, что мы созданы для того, чтобы посредством добрых дел подражать и уподобляться Богу. Указывая на уподобление Своему Первообразу как на меру духовного самоусовершения человека, откровение показывает, что для достижения такой задачи назначена не определенная мера времени, а целая вечность. Нравственное преуспеяние и самоусовершение, начинаясь в земной жизни, продолжится во всю вечность ( Мф.25:46 ; Ин.16:22 ; Откр.22:5 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Стало быть, каждый праведник в этом случае возвратился бы от смерти к жизни совершенно независимо от того, что праведный человек–Христос воскрес, так что Его воскресение было бы таким же единичным фактом, как и воскресение всякого другого лица, над которым Богу угодно было бы явить чудо Своего всемогущества. Между тем, и Сам Иисус Христос, и апостолы Его ставят будущее воскресение умерших людей в при­чинную зависимость от факта Его воскресения. Спаситель прямо гово­рит: Я живу, и вы будете жить ( Иоан. 14:19 ), т. е. Он прямо ставит будущую жизнь людей в зависимость от Своей собственной жизни. И апостол поясняет эту зависимость весьма выразительной параллелью причин смерти и воскресения: как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых; как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:21–22 ). Чтобы уяснить причинную зависимость нашего будущего воскресения от воскресения Христова автор обращается к всемогущей силе Христа, как производящей при­чине нашего воскресения, т. е. он объясняет наше воскресение тоже (как в вышеприведенном предположении) исключительно как чудо божественного всемогущества, но не всемогущества Бога Отца, а всемо­гущества Самого Христа. «По апостольской проповеди , Христос предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего ( Римл. 4:25 ), потому что по причине Его воскресения из мертвых должны воскрес­нуть все вообще умершие люди в полном составе всего рода человеческого ( 1Кор. 15:20–22 ). Такое значение Христова воскресения, ко­нечно, определяется соединением во Христе двух совершенных природ – истинной божеской природы с истинной человеческой. Он – не простой человек, а истинный Сын Божий, благоволивший сделаться истинным человеком; и Свою человеческую природу... Он принял в вечное и нераздельное соединение со Своим божеством» ... Когда «наш действительный мир будет разрушен огнем и разложится на свои составные элементы ( 2Пет. 3:10–12 )», тогда «божественный Глава бытия оживотворит все тело своего человечества, начиная от Адама и кончая последним человеком, которому суждено будет увидеть смерть ( Иоан. 5:28 ; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

2.1. Итак, увидев этого Амалика, «Валаам, сын Веоров, муж истинно видящий, слышащий слова Божии, знающий знание Всевышнего, увидевший во сне видение Бога», «произнес притчу свою» (ср. Чис.24:15–16 ), как написано и в предыдущем видении, и сказал: «Первый из народов Амалик, но семя их погибнет» ( Чис.24:20 ). Безусловно, фраза «первый из народов Амалик» ни коим образом не может относиться к тому Амалику, бывшему в то время во плоти – ибо он не был первым по древности происхождения – но лучше отнести сказанное к невидимому Амалику, названному так за то, что он отвращает людей от Бога и не позволяет язычникам поклоняться Богу. И потому он справедливо назван «первый из народов», как некая противная сила, первой давшая начало людям, ставшим язычниками, которые «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:23 ) «и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:25 ). И как написано, что Христос есть первый из народа Божьего (ср. 1Кор.11:3; 15:23 ), так и, напротив, Амалик – первый из народа, отвратившегося от Бога и ставшего языческим. 2.2. «Но семя их погибнет» ( Чис.24:20 ). Семя их – убеждения и теории, посредством которых они научают людей отвращаться от Бога. Таким образом, погибнут нечестивые учения и худое семя, а не те, в ком есть это семя. Ибо когда сами скорбящие обратятся, то будут спасены (ср. Ис.45:22 ). Так рассуди, не опровергает ли такое толкование доводы тех, кто обвиняет в суровости и жестокости Бога закона, Который утверждает, что погибнет не только народ Амалика, но и семя его; и, поскольку этот народ сочетавается с духами злобы (ср. Еф.6:12 ), семя его представляет собой учение языческих суеверий, идолопоклонство и всякую секту, которые убеждают людей отойти от Бога. 3.1. После Амалика в пророчестве упоминается о Кенее, говоря: «И увидел он Кенея, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, если на камне положено гнездо твое; но если станет для тебя Веор гнездом коварства, Ассирийцы уведут тебя в плен» ( Чис.24:21–22 ). Мне кажется, что здесь о Кенее не говорится как о достойном сурового осуждения; ибо он – тот, кому выше Саул сказал: «Пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам» ( 1Цар.15:6 ). Поэтому теперь о нем сказано: «Крепко жилище твое, если на камне положено гнездо твое». Камень же есть Христос (ср. 1Кор.10:4 ). Поэтому если он укрепил гнездо свое на камне, то крепко жилище его; если же нет, то станет для него Веор гнездом коварства.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010