Достаточно сравнить перечисление добродетелей епископа и диакона в ( 1Тим. 3 ) с перечислением благодатных даров в ( 1Кор.12 )! Рабы должны почитать своих господ не как братьев в Господе (ср. Флмн.), но «должны почитать господ своих достойными всякой чести , дабы не было хулы на имя Божие и учение» ( 1Тим. 6:1 ). Женщины должны знать свое место: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» ( 1Тим. 2:11–12 ). Сравни ( Гал. 3:28 ): «нет мужеского пола, ни женского». Церковь своей молитвой должна поддерживать светские власти: «прежде всего, прошу совершать молитвы… за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). Сравни ( Рим. 13:1–2 ): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». К сожалению, в истории толкования этих слов Апостола слишком подчеркивалась мысль о том, что всякая мирская власть, добрая она или злая, – «от Бога». Из истории известно, что это часто вело к злоупотреблениям. Сказать о том, что «власть от Бога» – все равно, что ничего не сказать, ибо всё от Бога, не только «власть». Как-то не принимается во внимание, что Апостол употребил не предлог apo (от), а предлог hypo (под). Далее он пишет, что власть всего лишь служанка Божия ( Рим. 13:4 ). И это в ситуации, когда население Римской империи обожествляло власть и ее носителей. Апостол ненавязчиво полемизирует с таким языческим заблуждением и указывает «власти» ее место служанки. Если она добросовестно несет свою обязанность исполнять волю Бога, как своего господина, то и наша совесть должна подвигать нас на послушание ей ( Рим. 13:5 ). 1 Хотя сама мысль об органическом единстве в многообразии была бы весьма кстати в современных межцерковных диалогах и в экуменическом движении. Читать далее Источник: Православное учение о церкви : Материалы Богословской конференция Русской Православной Церкви (Москва, 17-20 ноября 2003 г.) . - Москва : Изд. Синодальная библейская богословская комиссия, 2004. - 360 с./Ианнуарий (Ивлиев), архим. Церковь Христова в посланиях святого апостола Павла. 19-33 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

2.3. Если даже у двух людей, которых мы привели в качестве примера, наблюдаются такие различия в том, как они обладают добродетелью, хотя она и одна и обретена через Духа Божия, то насколько больше особых знаков все прочие люди носят в движениях ума своего и в добродетелях души своей! Потому и Моисей, воспринимая это мистическим образом, пишет в законе: «Пусть каждый войдет в стан свой по знакам своим» ( Чис.2:2 ). 2.4. Может так случиться, что, стремясь делать добрые дела, мы перейдем от низких знаков к более значительным и возвышенным. Ведь если мы правильно поняли, что все написанное в законе есть «тень будущих благ» (ср. Евр.10:1 ) и того века, на который мы надеемся в воскресении, то, конечно, не вызывает сомнения то, что если в этой жизни мы стремимся к добру и, по примеру Апостола, «забывая заднее, простираемся вперед», в воскресение мертвых, где как «звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор.15:41 ), так воссияют и заслуги каждого, тогда мы, безусловно, сможем перенестись от низких знаков к более значительным и сверкающим и стать вровень с более яркими звездами. И в этой жизни человеческая природа способна взойти столь высоко, что в воскресении мертвых сравняется не только со славой звезд, но и с сиянием солнца, как сказано: «Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). Потому и сказано дальше: «По знакам своим, по домам семейств своих». 2.5. Во фразе «по домам семейств своих» стоит то же греческое слово, которое использует Апостол, когда говорит: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:14–15 ). И то, что латинский переводчик написал в этом отрывке в книге Чисел как «семейства», Павел называет здесь «отечество», но в греческом тексте это одно и то же слово 8 . Таким образом, это – те семейства или отечества, которые, по словам Павла, находятся на небесах, тогда как Моисей все еще описывает их на земле в образах закона; и по ним он призывает нас восходить, дабы могли мы обрести небесные отечества. Ибо, как утверждает Павел, есть там такие, которые должно назвать «семейства» или «отечества» на небесах, и есть то, которое тот же Павел в другом месте именует «церковью первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:23 ), к которой мы присоединимся, если войдем «по порядку своему» ( Чис.2:2 ) и все будет «благопристойно и по порядку» ( 1Кор.14:40 ). И если не окажется в нас никакого беспорядка, ничего суетного, ничего постыдного, то и мы будем «сиять, как светила на тверди» ( Дан.12:3 ), «как утренняя звезда среди облаков» или даже «как солнце» в Царстве Бога через Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия III. О написанном: «Я взял левитов из среды сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна» (Чис.3:12 и далее) и прочем.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

(714) Благодарение исповедуем Святому Богу, что мы удостоились получить любезное письмо вашего преподобия; оправдания же в медленности нам не нужно. Ибо кто мы, уничиженные? И вообще, зачем вам сообщать нашему ничтожеству о занимающих вас надобностях? Впрочем, так как вы по смирению своему имеете обыкновение обращаться и с нижайшими, то благопотребно и вы сами написали, и мы узнали не только о том, что содержится в письме, но и о том, что указали принесшие его почтеннейшие братия и отцы. Во всем этом Бог наш покровитель и защитник от неразумно возводимых обвинений. Но и мы, смиренные, сделаем возможное со своей стороны, когда будет о том речь, пред теми, которые решаются клеветать, не для воздаяния благодарности вам, но чтобы исполнить долг любви. Для этого мы вынуждены были послать письмо и боголюбезнейшему отцу и архиерею господину Филарету, если только будет принято увещание от нас, смиренных, направленное к миру, которого нет ничего полезнее и которым должны отличаться избранные ученики Христовы. Это кратко о самом необходимом. О прочем же зачем и вообще просите нас отвечать, когда вы, богопросвещенные, имеете богоначертанную книгу Василия Великого , которая преподает спасительные и полезные правила монашеской и киновийной жизни [и] без которой невозможно ни руководить богоугодно, ни руководиться с пользою ни начальнику, ни подчиненному. Он, будучи спрашиваем обо всех предметах и побуждениях к священной жизни в киновии, отвечал Духом Святым, и следующий ему следует Духу Святому, а не повинующийся ему не повинуется говорившему чрез него Христу. Так, случающиеся между братиями по невнимательности (715) проступки не следует отдавать на суд мирских лиц; и сам святой апостол говорит: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? ( 1Кор.6:1 ). И далее: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными ( 1Кор.6:5–6 ). А одно и то же как судиться у неверных, так и отдавать дела монахов на суд мирянам и отверзать дверь, кому не следует вмешиваться в наши дела; это совершенно несообразно и противно Церкви Божией. Делаться монахом без приготовления и слагать монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, которого Он дал нам. Что Бог пребывает в нас, говорит Иоанн, это мы узнаем по Духу, т. е. по действиям или дарам Духа, которые сообщаются нам от Бога. О Святом Духе, действующем в нас, апостол Павел говорит «: Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:22 ). В другом месте: в Нем (Иисусе Христе) «уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом», «Который есть залог наследия нашего» ( Еф1:13.14 ). Тот же апостол пишет: «Дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор.12:4 ), т. е. дары различны, но Дух, податель их, один и тот же. И далее говорит: «Но каждому дается проявление» (открытое действие) Духа на пользу, «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» ( 1Кор.12:7–11 ). Это говорит Апостол преимущественно о дарах чрезвычайных, которые первенствующую Христову Церковь отличали от общества неверующих во Христа. Чрезвычайные дары Духа необходимы были для основания, распространения и утверждения Христовой Церкви на земле: потому, по распространении и утверждении Христовой Церкви на земле, они сократились. Но дары Св. Духа, необходимые для спасения каждого верующего во Христа, по благости Божией, никогда не перестают подаваться истинным христианам, таковы плоды Духа, исчисляемые Апостолом: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ) и другие. И те плоды истинной любви к ближнему, о которых предложено в настоящей беседе, по указанию апостольского учения, суть также действия Св. Духа. Чувство усыновления Богу, успокоение в Боге, живое упование на Бога и богоугодная молитва суть действия Св. Духа, свидетельствующие о единении человека с Богом, и о пребывании Бога в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вот такая исчерпывающая позиция в ссылках на Священное Писание в полном арсенале представлена нами у ХВЕ. Теперь давайте разберемся и определимся в православной позиции и учении о вышеупомянутом действии Духа Святого. Прежде всего следует обратить внимание на 1-е Послание к коринфянам: «Итак, языки – суть знамение не для верующих, а для неверующих...» ( 1Кор. 14:22–23 ). Значит, этим необходимость знамения для верующих исключается или не имеет первостепенности. Во-вторых, для чего это действие Духа Святого было осуществлено в такой форме во времена апостольские? Мы читаем в Деяниях во 2-й главе: «В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» ( Деян. 2:5–8, 11 ). Из этого текста следует, что иные языки были даны апостолам для распространения благой вести среди языческих народов, языками которых через уста апостолов вещал к их сердцам Дух Святой, дабы преклонить под Крест Господень «племена, народы и языки»; т.е. власть «провещевать, как Дух Святой давал», состояла в особенном служении словом другим людям, другой культуры и среды. Значит, указанный дар имел целевое назначение, но никак не выражался в бессвязном бормотании, о котором апостол Павел говорит: «И если в ваше собрание войдет человек... не скажет ли он, что вы беснуетесь?» ( 1Кор. 14:23 ). Далее, ряд общин указанной деноминации вообще (что и препятствует их воссоединению, например, с баптистами) отказывают всем христианам в праве на спасение без дара получения иных языков. «Имеешь иной язык, –. говорят они, – значит, Бог принял тебя и оправдал. Нет этого дара – то нет тебе и оправдания». В этом случае (а это является довольно распространенным аргументом в их среде) приведите сноску из Нового Завета: «В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). Обратите внимание на эту ось: услышал – уверовал – запечатлен. Таким образом, «запечатление» у Бога идет не от даров, а от веры, утверждающейся на добрых делах, ибо «вера без дел мертва есть» ( Иак. 2:17 ). Практическое руководство для аргументации к теме об иных языках

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Его выразил св. Иоанн Креститель, отвечая своим ученикам, ревновавшим Иисуса Христа своему учителю: «имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха; сия-то радость моя исполнилась: Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:29–30 ). Этот принцип предполагает правильное понимание проповедником Евангелия своего значения в Церкви Христовой. Он должен приводить людей ко Христу, а не к себе. От этого предостерегал Апостолов Сам Спаситель, когда запрещал им называться учителями и наставниками, т.к. «один у вас Учитель – Христос» ( Мф.23:8,10 ). Ясно, что речь шла не о формальном наименовании, ибо, как говорит св. Филарет митрополит Московский, «не о имени ревнует Тот, Кто превыше всякого имени», а о присвоении себе проповедником Евангелия авторитета основателя учения, «властителя учения и учеников», некоего духовного лидера, что недопустимо, «ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу». Такое искажение христианского сознания произошло в Коринфской Церкви, члены которой разделились на партии по именам проповедников Евангелия, т.к., согласно языческому, взгляду уподобляли Апостолов основателям философских школ. Апостол Павел показывает нелепость такого полхода: «разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» ( 1Кор.1,13 ). Он раскрывает истинное значение провозвестников Евангелия как служителей и помощников Божьих, «соработников у Бога»: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор.3:5–7,9 ). «Это, конечно, само по себе важно и достойно великих наград, – говорит св. Иоанн Златоуст , – но в сравнении с первообразом и источником благ есть ничто, потому что не тот благодетель, кто служит при раздаянии благ, а тот, кто сообщает и дарует их». Далее Апостол предостерегает проповедников от увлечения излишним красноречием и внешней мудростью, из-за которых может затеряться смысл учения, внимание новообращаемых отвлечется от простоты Креста Христова (жертвенной любви Божией), содержащего в себе самом благодатную силу истины. Принцип «икономии»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

И Господь сотворил это чудо не только один раз для апостолов. Он, как мы знаем, заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). И во исполнение этих слов христиане начали совершать Евхаристию с самых первых дней Церкви. В той же самой главе, где описывается, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три тысячи человек, далее написано, что они «постоянно пребывали… в преломлении хлеба» ( Деян.2:42 ), то есть совершая Евхаристию. Протестанты говорят: да-да, и мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о Христовых страданиях, ничего более. Но в таком случае зачем вообще этот ритуал? Ведь вспомнить о Христе можно и без хлеба и вина. Давайте посмотрим, была ли Евхаристия для самих апостолов просто воспоминанием о Христе? Вот апостол Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор.10:16 ). Как видим, апостол не говорит: не есть ли это символ Крови Христовой? или: не есть ли это воспоминание о Христе? Для апостола это является причащением подлинных Тела и Крови Христовых. И вот в этом случае причащение обретает особый глубокий смысл, о котором говорит апостол: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). И «так мы, многие, составляем одно тело во Христе» ( Рим. 12:5 ). И сама Церковь также есть тело Христово (см.: Еф.1:22–23 ). Для апостола все это было реальностью – и то, что Церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы становимся частью этого тела через причастие, через Евхаристию. Так мы становимся частью единой Церкви Христовой. И в Православии две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через Евхаристию. Например я полтора года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослужения причащался из одной чаши с отцом Михаилом Ли. Это китайский православный священник, которому сейчас 90 лет. Сам же отец Михаил во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским . А святой Иоанн Шанхайский , в свою очередь, во времена своего детства причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским . И так из поколения в поколение вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через Евхаристию Церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет, начиная от самих апостольских времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И мы читаем далее следующее грозное предостережение: Мф.13:50 . «и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Здесь возникает резонный вопрос: Для чего Бог создал человека, если Он наперед знал, что часть людей попадет в ад? Ответ очевиден: Бог есть совершенная Любовь. Сказано: «…Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Любовь есть Добро . Следовательно, Господь Бог является источником добра для всего Своего творения. Сам замысел творения – нести Добро всему сотворенному. Святые Отцы учат, что сама божественная любовь есть движение. И, как известно, любовь есть обоюдный процесс. Посему мы познаем любовь Бога, поскольку возрастаем в познании Бога. Познавать Бога – означает любить Его, то есть во всем стараться исполнить волю Любимого. Любить – означает познавать Его. Сказано: «Кто говорит: ″я познал Его″, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ( 1Ин.2:4–5 ). Итак, мы призваны, как и Адам, хранить и возделывать рай наших взаимоотношений с Господом Богом. Посему, когда Писание говорит, что человек оправдывается только верою, надо иметь в виду ту веру, о которой сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ). Как видим, здесь: вера есть, прежде всего, деятельное осуществление и лишь потом созерцательная уверенность. Это означает, что и с нашей стороны в любви к Богу, в Которого мы уверовали, должно быть движение, то есть совершение, действие. Посему тот, кто ответил на призыв Бога, тот и объемлется вечною Любовью, а кто отверг этот призыв, тот и оказался удаленным от Добра, Благости и Любви (Вечной жизни в Боге и с Богом). Посему надо прямо сказать: Бог сотворил всё для блага, но не всё оказалось способным воспринять это благо. Впрочем, в Писании сказано: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Если человек призывается к Богу и все должно покориться Творцу, это означает, что не только человек, но и весь мир изменится. Иначе от чего и для чего спасение? Апостол Павел пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» ( 1Кор.15:51 ). Святитель Феофан Затворник писал: «Будет небо ново и земля нова, говорит Господь. Чего ради все мы, верующие, ″ожидаем нового неба и новой земли″ ( 2Пет.3:13 )? Вот первая истинная новость! Она откроется во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней начато с первых дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры» . Так что работа по нашему спасению началась при сотворении мира и окончится при его чудесном изменении, когда Бог будет творить новое Небо и новую Землю. Посему не будем спешить с выводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Каких сынов Божиих? Членов [тела] Сына Божия. И посредством любви такой человек сам станет членом, вступит через любовь в единство тела Христова, и будет единый Христос, любящий Самого Себя. Ибо когда члены любят друг друга, тело любит само себя. Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). И что говорится далее? И вы – тело Христово и члены ( 1Кор.12:27 ). [Иоанн] чуть ранее говорил о братской любви: Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ). Если же ты любишь брата, то, быть может, ты любишь брата, но не любишь Христа? Как это может быть, если ты любишь члена [тела] Христова? Когда ты любишь членов [тела] Христова, ты любишь Христа; когда ты любишь Христа, ты любишь Сына Божия; когда ты любишь Сына Божия, ты любишь также Отца. Поэтому любовь не может быть разделена на части. Выбери для себя то, что любишь, и остальное последует за этим. Допустим, ты скажешь: «Я люблю только Бога, Бога Отца». Ты солжешь! Если ты любишь, то любишь не Его одного; но если ты любишь Отца, то любишь и Сына. Да, говоришь ты, я люблю [P. 416] Отца и люблю Сына, но только это: Бога Отца, Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который вознесся на небо и сидит одесную Отца, то Слово, через Которое все было сотворено, и Слово стало плотию, и обитало с нами (ср. Ин.1:14 ). Ты лжешь, ибо если ты любишь Главу, то любишь и члены; если же ты не любишь члены, то не любишь и Главу. Разве не слышишь ты гласа Главы, произносящего с небес от имени Своих членов: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? ( Деян.9:4 ). Он назвал Своим гонителем гонителя членов [тела] Своего. Он назвал возлюбленного Своего возлюбленным членов [тела] Своего. Что такое члены [тела] Его, вы уже знаете, братья, это – Церковь Божия. 4 . Откуда мы узнаём, что любим сынов Божиих? Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Мы вздыхаем здесь из-за того, что исполнять заповеди Божии тяжко.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Равным образом и ап.Павел не говорит, что мы принимаем в причащение обыкновенные хле6 и вино и лишь для воспоминания и смерти Христовой, а учит: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли прибщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ), причем далее поясняет: «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Если бы верующие принимали в евхаристии простые хлеб и вино, то хлебов должно бы быть столько, сколько совершалось преломлений; между тем, по словам апостола, все христиане причащаются от одного хлеба. Очевидно, в причащении подается верующим всегда один и тот же хлеб «небесный», «живый», «хлеб жизни» ( Ин. 6:33, 35, 51 ), т. е. воплотившийся единородный Сын Божий. В 11 гл. 1 Кор. апостол говорит: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (ст. 27, 29 – 30). Эти слова ясно показывают, что, по мысли апостола, освященные на евхаристии хлеб и вино представляют собой нечто необычайное, святое, а потому недостойное отношение к ним влечет за собой осуждение, а для некоторых, напр., Коринфян, сопровождалось болезнями и даже смертью. Правда, ап. Павел называет предлагаемое на евхаристии тело Христово «хлебом», но потому, с одной стороны, что оно таким представляется нашим внешним чувствам (на таком же основании в Св. Писании ангелы называются мужами – Быт. 19:5, 8 ), а с другой – потому, что служит для христиан сверхъестественной пищей ( Ин. 6:55 ), в Св. же Писании всякого рода пища называется хлебом. 584 Притом же хлеб и вино, претворенные на евхаристии в тело и кровь Христовы, не только сохраняют свойственный им вид, но и подвергаются всем свойственным им переменам, подобно тому, как и Христос, будучи Богом, вполне сохранял вид человека ( Фил. 2:7 ; Мф. 13:55, 56 ) и испытывал телесные нужды и состояния, напр., голод ( Лк. 4:2 ), жажду ( Ин. 19:28 ), сон ( Лк. 8:23–24 ) и боль ( Лк. 22:44 ; Мф. 27:46). 585

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010