§ 34. Святость Свобода Божя, разсматриваемая в отношении кт побуждению действия, составляет свободу нравственную, или святость. Это есть такое свойство, по которому воля Божия всегда и во всем согласна с воззрением Божиим на всесовершенное добро, существующее в самом божестве. Это есть постоянное и совершенное согласие желаний и действий с законом совершенной деятельности. Слово Божие показывает в Боге это свойство, когда а) прямо называет Его святым Kadosch Αγιος. Правда под этим наименованием иногда разумеется неприкосновенное и достопокланяемое величие Божие ( 1Цар. 6:20 , Ис. 6:3 , Псал. 70:21, 98:9 ). Но и здесь так как достопокланяемым не может быть тот, кто не имел бы святости: с мыслью о достопокланяемом Боге необходимо соединяется и мысль о святости Его. С другой же стороны, в других местах писание, называя Бога святым, разумеет собственно нравственное совершенство воли Его. Святи будете, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш ( Лев. 19:2 , тоже Исх. 19:16 , 1Петр. 2:4, 1:14–16, 3:11, 12 ). Иначе по изображению писания, Бог – нравственно-совершен chasid σιος во всех путях Его ( Псал. 144:13 ), праведен tamim и неправды в Нем нет ( Втор. 32:4 . Псал. 17:26 ). Он свет и тьмы в Нем нет никакой ( 1Иоан. 1, 5 ), чист ( γνος) и греха в Нем нет (1Иоан. 3:3, 5. Прит. 2:11 ). б) Бог, говорит писание, любит одну добродетель и отвращается от нечестия. Мерзость Господеви пути развращени: приятни же Ему вси непорочнии в путех своих ( Прит. 11:20 , тоже 15:9, Ис. 3:5, 6, 10, 7, 14:1–5, 32:5 ,  Ис. 59:2 ). в) В яснейшем свете изобразилась святость Божия, когда явилась на земле в лице единородного Сына Божия ( 1Ин. 3:2–6 , Ин. 8:46 , Кол. 1:15 ). В ветхозаветном писании встречаются места, которые на первый взгляд показывают в Боге как будто что-то не сообразное с Его святостью. Но они не таковы для внимательного взгляда. аа) Не трудно понять, что там, где писание вносит в область дел Божиих зло ( Амос. 3, 6 . Ис. 45:7 ) разумеет оно под злом зло физическое, которое, по сущности своей, не касается нравственной свободы Божией, принадлежа к кругу дел премудрого 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот доводы, приводимые Siefferm’oм, в пользу такого мнения (Sieffert стр. 359–362). «Ни слово δετε (против Rückert’a и Schott’a) ни γραψα (против Usteri) не противоречат тому, что апостол указывает на последующее, а не на предыдущее. Словом »δετε» апостол представляет тот момент, когда читатели, прочитав до этого пункта, увидят пред собой далее слова собственноручного письма ап. Павла. Что же касается «γραψα», тο хотя в Новом Завете этим словом указывается на предыдущее: сделанное, написанное и пр. (1Kop.5:9; 2Kop.2:3,4,9; 7:12; 3Ин.9 ) и чаще всего на совсем готовое послание ( Рим.15:15 ; 1Петр. 5:12 ), или на предыдущую часть послания (1 Kop.9:15; Фил.19. 21 ; 1Иоан. 2:14 ) и хотя момент, когда пишущий говорит о том, что он пишет, всегда означается в посланиях формой настоящего времени, т. е. γρφω (1Kop.4:14; 14:37; 2Kop.13:10; 2Сол.3:17 ; 1Иоан. 2:12–13 ), однако в том же Новом Завете есть одно место, где γραψα указывает на последующее. В послании к Филимону 19 ст. стоит: »γραψα τ μ χειρ», чем указывается на дальнейшее. С моим мнением, продолжает Sieffert, согласны: Halsten, Matthias, Windischman, Reithm., Lightf., Phil., Kähl, Grot., при чем последний полагает, что словом «πηλκοις " апостол увазывает и на длинноту собственной приписки и на величину и безобразие букв своего письма. Laurent (in d. Stud. u. Krit, 1864. p. 644... u. in s. neut. Stud. p. 125, 5) настаивает, что апостол написал свою прибавку курсивом». Так полагает Sieffert. Ho большинство согласно в том, что все послание написано самим апостолом Павлом. Это гораздо справедливее, ибо мнение Sieffert’a опирается на одно только место Филим. 19 ст. и поэтому шатко. К тому же в послании к Филимону конструкция речи совсем другая и на него ссылаться нельзя. Там стоит: «γ Παλος γραψα τ μ χειρ " . Слова эти ясно показывают, что дальше – приписка самого апостола, а что раньше, то написано рукой другого. Спрашивается: что же заставило самого ап. Павла написать целое послание к Галатам? На этот вопрос дают различные ответы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Можно придумать себе очень подробную рационализацию, но в сухом остатке будет только одно – человек предпочел дьявольскую ненависть и злобу Божией любви и прощению. Несмотря на известную песенку «никогда мы не будем братьями», у борцов с титушками и борцов с бандеровцами одно и то же место назначения. Небесный Иерусалим един, и там все братья. Ад – и это очень неприятная его особенность – тоже один, и там те, кто избрал путь ненависти, будут ненавидеть друг друга вечно. Ад – это такой загробный фейсбук. Если Вы думаете, что Апостол шутил, говоря, что «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1Иоан.3:15)», то позвольте уверить, что нет, никоим образом не шутил. Во-вторых, надо признать существование законных интересов у всех вовлеченных сторон. То, что их интересы не всегда совпадают с нашими – не повод для ненависти. Это повод для переговоров. В-третьих, начать разговаривать об этих интересах и о том, как их согласовать. Но, для начала, немедленно прекратить крики о том, какие же они гады – эти крики могут быть в интересах некоторых, но они точно не в интересах большинства. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 декабря, 2017 15 ноября, 2017 3 апреля, 2014 6 апреля, 2014 10 июня, 2019 13 марта, 2019 7 февраля, 2019 6 сентября, 2018 6 июля, 2018 6 декабря, 2017 15 ноября, 2017 3 апреля, 2014 6 апреля, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/komu-vyigodna-ohota-na...

Богословы (Hollas. Theolog. pag. 605) говорят: «никто непредопределен к вечному спасению, кто не избран к оному, и никто не избран, кто не предопределен.» Апостол говорит, что положение избранных так твердо, что никто не может повредить им, ибо за них действует Бог всемогущий. Рим. 8:33 . τς γκαλσει κατ κλεκτν θεο; θες δικαιν, – кто поемлет, кто вздумает обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Это избрание ко спасению и к жизни вечной непобедимо никакими препятствиями, так что кому предназначено, тот получит жизнь вечную. Когда Ап. Павел проповедывал в Антиохии ( Деян. 13:48 ), то после проповеди его, несмотря на противоборство со стороны иудеев, язычники уверовали во Христа, и именно столько их уверовало тогда, сколько предназначено их было Богом к жизни вечной: слышаще же язычницы радовахуся и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную, σοι σαν τεταγμνοι ες ζων ανιον, т.е. определены, предназначены к жизни вечной. ν γπη, в любви. Слово γπη родилось в недрах религии откровенной; оно употреблялось в переводе LXX (впрочем преимущественно в Песни Песней, а в других книгах только дважды: 2Цар. 13:15 ; Иер. 2:2 .) и в Н. 3., но не было его в языке древних классиков, которые употребляли слова: γαπν, γαπητς, но не имели γπη, а употребляли вместо того ρως, φιλα, ςοργ, πϑος 63 . В H. 3. употребляется это слово, когда говорится о любви человека к человеку ( Иоан. 15:13 . Римл. 13:10 ), о взаимной любви между христианами ( Ефес. 2:2 . 1Иоан. 4:7 ), о любви Бога к человеку ( Римл. 5:8 . 2Кор. 13:13 .) и Христа к христианам ( Ефес. 3:19 ), о любви человека к Богу и Христу ( Лук. 11:42 . Иоан. 5:42 . Римл. 8:35 ). Для нас при этом случае любопытно проследить употребление в Н. 3. синонимических слов: γαπν κα φιλεν. Отношение между сими словами похоже на отношение между латинскими diligo, которому сответствует γαπω, и amo, которому соответствует φιλω. Цицерон (Ер. fain. 13, 47) в одном письме к другу пишет: nt scires illnm a me non dilìgi solnm, verum etiam amari;– и в другом месте (ad Brnt.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Зачем же Иисус Христос повторяет эту старую истину опять? Это происходит по четырем причинам. Во-первых, затем, что черствость души, озлобление сердца и влечение к греху затуманили великое значение этих слов у подавляющего большинства богоизбранного еврейского народа, погрязшего в грехе и нарушающего и обходящего исполнение Закона Божьего. Во-вторых, Иисус Христос указывает на то, что люди, укоряя за преступление другого человека и проявляя свой гнев против преступника, сами становились грешниками. Их вина и грех проявлялся в том, что гневающиеся обвинители содержали в своем сердце ненависть (или зависть, вражду и презрение), гнев (раздражительность, досаду) в адрес брата своего, то есть ближнего, с которым по Закону Божьему нужно жить мирно, а не роптать, гневаться и враждовать с ним. Иисус Христос осуждает гнев на брата потому, что чувство гнева таит в себе дух ненависти, агрессии. И этот гнев способен перерасти в дальнейшем в чувство мести, непримиримости и злобы. А эти чувства берут свое начало от злого духа (духа ненависти, злобы, противостоящего Богу), который их может разжигать и в дальнейшем приводить человека к не обдуманным злым поступкам. Потому, нужно не допускать гнева на брата своего и гасить это чувство в его зародыше и, соблюдая заповедь Божью, жить с братом своим в мире и согласии, и любить его как ближнего. В-третьих, Иисус Христос осуждает всякого гневающегося на брата своего и говорит об этом также и потому, что под влиянием злого духа это чувство гнева разовьется, и плодом его будет злой поступок, проявляющийся в форме неприязни, агрессии и вреде в адрес брата своего (ближнего). Самой крайней формой проявления гнева и может быть убийство. Потому Иисус Христос и сравнивает в своих словах убийство с чувством гнева на брата своего, как бы говоря, что в мысли о гневе, перерастающей в неприязнь, агрессию и месть, таится начальный, исходный импульс злодеяния – убийства. Так и смертоносный зародыш зла таится в ядовитом семени сатанинского растения, нашедшего благоприятную почву и пустившего корни в душе злого, гневного и раздражительного человека. И это семя зла – гнев, выростая в душе злого человека, может принести страшный плод – убийство. Именно дух гнева, ненависти, мести и побудил сатану убить Сына Божьего, Иисуса Христа, и побуждает людей вредить друг другу. Мысль о том, что всякий, гневающийся на брата своего, может стать убийцей того, на кого гневается и кого ненавидит, подтверждается высказыванием Апостола Иоанна Богослова: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Иоан.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

3, 15); – исполняет закон только нравственный, что можно признать естественным влечением Его чистой, безгрешной природы, но и обрядовый, который со смертию Спасителя должен был потерять свое значение и сделаться ненужным. В этом всецелом и совершенном послушании Спасителя воле Божией выразилась Его любовь к Богу. Из любви к Богу он поставлял Его волю выше Своей, говоря: Отец Мой больше Меня ( Ин. 14:28 ), и сообразно с этим жил и действовал. с) Воплощение и жизнь во плоти Сына Божия мотивом Своим имели любовь Сына Божия к людям, а целью – благо людей. Уже то одно, что Бог Отец потребовал от Своего Сына возлюбленного тяжелой жертвы единственно по любви к людям, показывает, что и Сын принял на Себя эту жертву также из любви к людям. Кого любит Отец, того любит и Сын, по единству Их существа ( Иоан 14:21 ). Этому не противоречит то, что Сын Божий, как мы сказали, принес жертву из послушания, из любви к Отцу; потому что любовь в Сыне к Богу Отцу и любовь Его к людям не исключают одна другую, а напротив, друг друга предполагают. Любящий Бога любит и человека; а кто не любит людей, тот и Бога не любит ( 1Иоан. 4:20, 21 ). Затем, в самой жертве, принесённой Сыном Божиим, обнаружилась Его величайшая любовь к людям. Каким образом? Если бы жертва была принесена только за людей, то в этом еще не было бы прямого и неопровержимого доказательства, что она принесена по любви к ним и ради их блага, потому что она могла быть принесена единственно из послушание Отцу. Но любовь Сына к людям проявилась со всею очевидною наглядностию в том, что Он принес жертву именно ради людей, для их блага. Желать кому-нибудь блага, содействовать ему в приобретении его, – и то уже есть действие любви. Но действительно доставить кому-нибудь благо и сделать это бескорыстно, самоотверженно, отдать ради блага других свою жизнь, претерпевши для той же цели всевозможные унижения и страдания, – это не только дело любви, но любви высочайшей, чистейшей. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Евр. 1:7–9 ). Он же исповедует Царя и Первосвященника Мессию Господом, седящим одесную Иеговы: рече Господь (lehovah) Господеви (Adonai) Моему: седи одесную Мене ( Пс. 109:1 ), каковые слова Иисус Христос относил к Себе ( Мф. 22:41–46 ). Пр. Исаия называет Его Еммануилом (7:14), Богом крепким (евр. El gibbor, Θες σχυρς), Отцом вечности (9:6), и, приготовляя людей к сретению Его, говорит: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (40:3). Пр. Иеремия, предсказывая о Царе, имеющем воссесть на престоле Давида, возвещает, что имя Его – Господь (lehovah) праведен наш (23:6; 33:15–16). Малахия свидетельствует, что чаемый Израилем и грядущий спасти людей есть сам Господь (Adonai – 3:1). В яснейшем же свете божество Мессии И. Христа изображается в новом завете, и прежде всего в учении Самого И. Христа. Неосновательно утверждение рационализма, будто Сам Иисус Христос не учил о Себе, как Сыне Божием по естеству, равном Богу Отцу, не требовал Себе и божеского почитания, а если и называл Себя иногда Сыном Божиим, то только в смысле нравственного единства с Отцом, а не по существу. Правда, наименование «сын Божий“ в переносном смысле часто употребляется в Библии . Сынами Божиими называются здесь все верующие в истинного Бога, родные, так сказать, Божеству по духу, по жизни, – люди, находящиеся в нравственной связи с Божеством (напр. Иоан. 1:12 ; 1Иоан. 3:9 ; Рим. 8:14 ; сн. Ис. 4:24; 63:16 ; Пс. 2:7 ; Иер. 31:9. 20 и др.). Не чужда даже и языческому миру мысль о божественном сыновстве людей ( Деян. 17:28 ). Нередко и Сам Спаситель называл людей сынами Отца небеснаго ( Мф. 5:16. 45. 48 ; Лук. 6:35 ). Когда Он говорил и о Своем собственном лице, то обыкновенно называл Себя не Богом, а только Сыном Отца или Сыном Божиим (напр., Иоан. 9:35; 10:36; 11:4; 3:16 ). Но в устах Иисуса Христа и в приложении к Себе это наименование имело особенный смысл, не нравственный, а метафизический, указывающий на особенное Его отношение к Отцу, на единство по существу и равенство с Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Однако распустим все преступления по их собственным вотчинам и рассмотрим идолопоклонство как таковое. Довольно и этого враждебного Богу имени, тучного пастбища греха, пустившего столько ветвей, распространившего столько побегов, что к нему следует обращаться, используя как можно более обширный материал, чтобы на нем показать, насколько разнообразны опасности, подстерегающие нас на необъятном пространстве идолопоклонства. Ибо оно в состоянии разнообразными способами губить рабов Божьих не только вследствие их неведения, но и посредством собственного коварства. Многие так и полагают, что идолопоклонство состоит лишь в воскурении или заклании и принесении в жертву, либо в обязательствах, взятых в отношении каких-либо храмов или жрецов. Это все равно что считать прелюбодеяние состоящим в поцелуях, объятиях и самом плотском соитии, а убийство – лишь в пролитии крови и исторжении души. Но насколько шире смотрит на это Господь, определяя прелюбодеяние и через вожделение, – если кто смотрит с похотью и тем воспламеняет свою душу 2 . Убийством же Он считает также и злословие с поношением, а также гневливость и небрежение братской любовью 3 . Так и Иоанн учит, что ненавидящий брата есть убийца ( 1Иоан. 3:15 ). Но незначителен был бы злой умысел дьявола и непритязателен Бог в своем требовании нашего послушания, которым Он нас вооружает против уловок дьявола, если бы в нас осуждались только такие поступки, которые осудили уже язычники. Каким образом наша справедливость превзойдет справедливость книжников и фарисеев, раз того требовал Господь, если мы не увидим, как много неправды противостоит Ему? А если источник неправды – идолопоклонство, то прежде всего нам следует вооружиться против всей его рати, усматривая идолопоклонство не только в явных его проявлениях. Глава 3 Некогда идолов не существовало. До тех пор, пока не появились в изобилии творцы этих чудовищ, существовали только храмы с пустыми помещениями, следы чего можно видеть и ныне в некоторых древних святилищах. И все же идолопоклонство практиковалось, если не по имени своему, то по делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_...

Στεφαν ς в 1Кор. 1, 16 : 56 , – в) цитат их Деян, 20, 29–30 соответствует чтению Сирского текста 57 . 8) Как по изложению, так и еще более по содержанию, апокриф представляет довольно искусную компиляцию новозаветных мест, преимущественно из посланий Ап. Павла, и особенно из 1-го к Коринфянам и к Галатам. Почти каждый стих ответного послания Апостола к Коринфянам стоит в близкой или отдаленной связи с разными местами канонических писаний Нового Завета, представляя или сокращенный и свободный перифраз или же буквальное заимствование. Составитель апокрифа усвоил содержание и стиль посланий Апостола Павла так хорошо, что это стало как бы его собственным достоянием. Он берет из посланий Ап. Павла мысли, в вероучительном отношении наиболее важныя и служащия к опровержению имеющихся в виду апокрифистом лжеучений, излагая их довольно стройно, кратко и ясно, – чем значительно превосходит рабскую и по содержанию незначительную компиляцию, представляемую посланием к Лаодикийцем 58 . Все эти соотношения между апокрифом и каноническими писаниями мы, насколько могли, указали в примечаниях к тексту апокрифа. Здесь отметим только некоторыя из них: II, 3 ср. Филипп. 1, 23 и 2, 27, – III, 1 ср. Филипп. 1, 9; Ефес. 1, 1  и др., – III, 2 ср. Галат. 1, 6 , – III, 4 ср. 1Кор. 11, 23 и Гал. 1, 17 , – III, 5 ср. Римл. 1, 3 , – III, 9 ср. Деян. 4, 24 , – III, 13 ср. Матф. 1, 18 сл. и Лук. 1, 25 сл, – III, 15 ср. Ефес. 2, 2.3 ; 1Тим. 5, 12 ; Лук. 1, 78  и др., – III, 24–28 ср. 1Кор. 15, 12 сл. и Иоан. 5, 29 , – III, 28–30 ср. Ион. 1, 2–12 и 2, 1–4,-III, 31–32 ср. Лук. 12, 28  и др. и Кор. 15, 13–23; 2Кор. 4, 14 , 4Цар. 13, 21  и др., – III, 33 ср. 3Цар. 17, 21; 1 Фессал. 4, 16; 1Кор. 15, 20.52  и др., – III, 34 ср. Гал. 6, 17 ; Филипп, 3, 8.11 и др., – III, 37 ср. Ефес. 2, 12 , – III, 38 ср. Матф. 3, 7  и др., – III, 32 по арм. и Ефр. ср. Иоан. 6, 53–59 и 63; 1Иоан. 5, 6–8  и др. 9) Желая придать измышленной переписке Апостола с Коринфянами вид подлинности, составитель апокрифа называет имена двух лжеучителей апостольского века, по поводу и против коих и представляется возникшею переписка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Истина неоспоримая, слушатели, что не наследит тот царствия Божия, кто не по образу Христову ходит, но по образу мира сего. Все учение Христово на любви основано, и ничего так не заповедывал Христос, как любить ближнего. Заповедь новую даю вам, говорит Он, да любите друг друга; якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Иоан. 13:34:35 ). Всяк ненавидяй брата, своего, человекоубийца есть ( 1Иоан. 3:15 ). Итак, чьи же это ученики, которые дышут ненавистью друг к другу, которые питают злобу в сердцах своих, хранят яд аспидов под устнами своими ( Псал. 139:3 ), которые не седмьдесят крат седмерицею готовы отпустить согрешения брату своему ( Матф. 18:21:22 ), но за единое слово, неосторожно сказанное, простирают убийственные руки свои на отмщение и расставляют коварные сети, да увязнет в них нога ближнего? Чьи это ученики, поставленные судити людем в правде ( Псал. 71:2 ), и судящие на мзде и сребре ( Мих. 3:11 )? Чьи ученики, поставленные на земле домувладыками, и долженствующие быть око слепым, нога хромым и не смотря на то, объядающие плоти людей, и кожи их от костей сдирающие? Чьи это ученики? Ах! Это чада тьмы, служители сатаны, иже от начала человекоубийца есть ( Иоан. 8:44 ). Ей гряду скоро, глаголет Вседержитель, и мзда Моя со Мною (Ап. 22:12). И не возопиет ли в слезах притесненная вдовица седящему на престоле правосудия: гряди, Господи, и рассуди прю мою! Я умоляла сего неправедного судию, да сотворит со мною суд и милость, проливала пред ним слезы умиления, да бедствием моим подвигну его сердце к состраданию; повергалась к стопам его, да покроет меня щитом правды и защитит меня от злобных гонителей моих, ищущих уловить мою душу: но он не сотворил со мною милости, сребро ослепило ему очи, и свет Твой не воссиял пред ним, – он не внял молению моему, затыкал уши от вопля и стенания сердца моего, – он отверг меня, и воды горести внидоша до души моея ( Псал. 68:2 ). Гряди, Господи, и суди суд мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010