С другой стороны, необходимо помнить, что отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, но не неосмысленной жалости. Он дан для духовной пользы человека, «на созидание, а не на разорение» ( 2Кор. 10:8 ). Это налагает великую ответственность на совершителя таинства. Священное Писание говорит о тех случаях или условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем ( Матф. 12:31–32 ). Также говорится о «грехе смертном,» о прощении которого не заповедано даже молиться ( 1Иоан. 5:16 ). Наконец ап. Павел наставляет, что невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему ( Евр. 6:4–6 ). Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: «Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено» (Беседы на еван. Матф.). И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близь Господь сокрушенным сердцем ( Пс. 33 ). " Позволение и даже прямое требование повторять покаяние ясно из слов Евангелия: На небесах более радости будет об одном грешнике кающимся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк. 15:7 ). В откровении ап. Иоанна Богослова читаем: Ангелу Ефеской церкви напиши ... Иду к тебе скоро и сдвину с места светильник твой, если не покаешься (Ап. 2:1–5). Епитимии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

2) Слова того же Апостола из послания к Коринфянам: (мы) проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл сие Духом Своим: ибо Дух все проницает, из глубины Божией ( 1Кор. 2:7–8, 10 ). Здесь, с одной стороны, говорится о непостижимости истины веры для естественного ума, а с другой – то, что эти истины открыты Богом св. Апостолам и чрез них проповедуются всему миру, т. е. текст имеет отношение главным образом ко второй половине ответа, об откровении «в полноте и совершенстве». 3) Слова Евангелиста Иоанна, который пишет в Евангелии: Бога не видел никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Присоединим его же слова в послании: мы знаем, что мы от Бога... знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5 : 19–20.). Оба эти текста относятся также ко второй половине Катехизического ответа. Наконец – 4) слова Самого Иисуса Христа, Который учит: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27). И эти слова Спасителя, очевидно, относятся ко второй же половине ответа. – Вообще, относительно откровения Божественного следует иметь в виду, что Господь Бог постепенно вводил человеческий род в высокое понятие о Нем, принаравливаясь к воззрениям и способностям народа 29 . Урок 4-й Учение о естественном Богопознании: возможность сего Богопознания для человека; главные виды естественного Богопознания: несомненная его важность и обязательность для нас в деле нашей веры; примечания о степени, в какой возможно для нас Богопознание вообще, в теперешнем нашем состоянии. Говоря в прошлый раз об источнике Православной веры, мы сказали, что учение сей веры почерпается из откровения Божественного, а вне Божественного откровения человек не может ни правильно познать Бога, ни достойно чтить Его, ни вообще достигнуть всех тех целей, для которых дана ему вера. Но, если человек без особенного откровения Божия не может иметь истинной и совершенной веры в Бога, то не может ли он приобретать хотя некоторые, не ясные понятия о Боге без сверхъестественного откровения? Другими словами: нет ли, помимо сверхъестественного откровения о Бог , естественных средств к уразумению Бога? И если есть, то какое вообще имеют эти естественный средства значение в

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Из этой власти вытекает и исповедь, ибо зачем бы и дарована была власть вязать и решить, если бы не над кем было ее проявлять. Разрешать от грехов возможно тогда, когда человек раскаивается устно. Устная исповедь признавалась необходимою еще и в Ветхом Завете. Ветхий Завет , будучи «тенью» грядущих благ, прообразовал Новый Завет. Раз в Ветхом Завете была исповедь прообразовательная, то в Новом она стала действительностью. Прообразами таинства покаяния в Ветхом Завете были жертвы за грех и всесожжения, а также обряд с козлом отпущения. Последний обряд Господь приказал совершать так. После очищения святилища, скинии собрания и жертвенника первосвященник «приведет живого козла, и возложит обе руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую» ( Лев. 16:20–22 ). Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также и вообще жертвы за грехи прообразовали Христа, Который будет прощать грехи и понесет на Себе грехи мира. Поэтому Иоанн Креститель и сказал о Христе Иисусе: «вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 ). Устная исповедь признавалась и существовала в христианской Церкви всегда, начиная от времен апостолов. »Многие же из уверовавших, как рассказывается в Книге Деяний Апостолов, приходили (к апостолу Павлу) исповедуя и открывая дела свои« ( Деян. 19:18 ). Апостол Иоанн, признавая всех христиан грешными, считает для каждого из них необходимым открытое исповедание грехов своих. Если говорим, – писал он, – что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. »Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды« ( 1Иоан. 1:8–9 ). СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Мы признаем покаяние в смысле сокрушения о грехах перед Богом и молитвы к Господу о прощении грехов. «Никто не может прощать грехи, кроме Бога» ( Марк. 2:7 ). Поэтому мы, только пред Богом сокрушаемся о своих грехах и Его только просим: «прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). В этом и состоит наше покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Понятно, что такой совет являлся необходимым по той причине, что уже на заре христианства встречались такие священнослужители, которые не соответствовали своему назначению. Почему же в Святой Церкви возможны такие случаи? Да потому, что в Церкви Христовой, как в большом доме, есть «сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» ( 2Тим. 2:20 ). Несмотря на то, что некоторые пастыри ведут недостойную жизнь, все-таки чистота и святость Церкви Христовой нисколько не нарушаются: благодать Св. Духа, которая подается через недостойных пастырей, имеет такую же самую силу, какую и поданная через достойных священников. Почему это так? Да потому, что благодать священства находится «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4:7 ). Ибо когда «некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа»... то «что до этого»?-говорит св. апостол Павел: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» ( Фил. 1:15,18 ). Сами святые апостолы говорят, что и они грешны, «ибо все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). «Если говорим, что не имеем греха; то обманываем самих себя и истины нет в нас» ( 1Иоан. 1:8 ). Святой апостол Павел пишет: «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:23–24 ). «Прости согрешение мое " - вопрошает св. пророк Давид ( Пс. 24:11 ), потому что «Согрешили мы с отцами нашими». Из приведенных доказательств ясно можно видеть, что нет заповеди Божией, которая бы повелевала чуждаться Церкви Христовой, Церкви Православной только потому, что в ней встречаются пастыри, которые ведут недостойную безнравственную жизнь. Св. апостол Павел, обличая ап. Петра в грехе лицемерия, тем не менее не отделялся, а пребывал в братском единении, так нужно жить и нашим сектантам ( Гал. 2:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

13. Итак, Иисус по-еврейски значит Спаситель, а на еллинском языке – врачующий. Ибо Он – Врач душ и телес, и Целитель духов; исцеляет слепотствующих чувственно, и просвещает умы; врачует видимо хромых, и указует грешникам путь к покаянию, говоря расслабленному: «не греши больше» (Иоан. 5, 14), и: «возьми постель твою и ходи» (8). Поскольку тело расслаблено душевным грехом, то исцелил прежде душу, чтобы даровать исцеление и телу. Поэтому, у кого душа страждет во грехах, тот имеет Врача. И если кто здесь маловерен, да скажет Ему: «помоги моему неверию» ( Мф. 9:24 ). Если кто обложен и телесными немощами, да не останется в неверии, но да приступит и поскольку Иисус врачует и их, да познает, что Иисус есть Христос. 14. Иудеи признают, что Он есть Иисус, но не признают, что Он и Христос. Поэтому-то Апостол говорит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос» ( 1Иоан. 2:22 ). А Христос есть Первосвященник, имеющий «священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ); не во времени начал Он священствовать, и не имеет себе другого преемника в первосвященстве, как слышал ты во время Божией службы в день недельный, когда предлагали мы беседу на слова «по чину Мелхиседекову». Не по плотскому преемству приял Он первосвященство и помазан не уготованным елеем, но прежде веков от Отца, и постольку отличен от иных, поскольку священство Его утверждено клятвою. «Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь и не раскается» (Евр. 5, 21 ). Достаточно было для утверждения, чтобы восхотел только Отец, но это – сугубый способ утверждения, когда за изволением следует и клятва, «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» ( Евр. 6:18 ), исповедующие Иисуса Христа, Сына Божия. 15. Сего-то пришедшего Христа иудеи отринули, а бесы исповедали. Но не был Он неведом праотцу Давиду, который говорит: «поставлю светильник помазанному Моему» ( Пс. 131:17 ). И одни толкуют, что светильник есть светлость пророчества, а другие, что светильник есть восприятая от Девы плоть, по словам Апостола: «но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор. 4:7 ). Не был Он неведом и пророку, который говорит: «и объявляет человеку намерения Его» ( Амос. 4:13 ). Знал Его Моисей, знал Его Исаия, знал Его и Иеремия. Ни одному из пророков не был Он неведом. Познали Его и бесы, потому что запрещал им, и сказано, «что они знают, что Он Христос» ( Лук. 4:41 ). Не познали первосвященники, а бесы исповедали; не познали первосвященники, а жена-самарянка проповедала, говоря: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, не Он ли Христос? ( Иоан. 4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ибо в каком смысле Павел именовал себя отцом коринфян ради преподанного им благочестивого учения, в таком же и диавол называется отцом добровольно соглашающихся с ним. Но не потерпим тех, которые сказанное, что из сего познаются «дети Божий и дети диавола» ( Иоан. 3:10 ), толкуют худо, и именно, будто бы иные из людей по естеству суть спасаемые и погибающие. Не по необходимости, но по произволению вступаем мы в это святое сыноположение. И Иуда, предатель не по естеству, был сыном диавола и погибели, а иначе и в самом начале не изгонял бы он бесов именем Христовым, потому что сатана сатану не изгоняет. А также и Павел не сделался бы из гонителя проповедником. Напротив того, сыноположение есть дело свободное, как говорит Иоанн: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Иоан. 1:12 ); потому что чадами Божиими сподобились стать не прежде веры, но вследствие веры по свободе. 14. Посему, зная это, будем вести себя духовно, чтобы сподобиться всыновления Богу, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим. 8:14 ). Никакой нет пользы нам приобрести наименование христиан, если не будет сие сопровождаться делами. Да не будет и нам сказано: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Иоан. 8:39 ). Ибо «если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» ( 1Петр. 1 , 17), не любя мира, «ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Иоан. 2:15 ). Поэтому, возлюбленные чада, делами воздадим славу Отцу небесному, «яко да видят» наши «добрыя дела, и прославят Отца» нашего, «Иже на небесех» (Мф. 5, 16). Всю печаль нашу «возвергнем на Него» (1 Петр. 5, 7); «ибо знает Отец ваш небесный, в чем вы имеет нужду» ( Мф. 6:8 ). 15. Но, чтя Отца небесного, будем почитать и отцев наших по плоти, потому что в Законе и у Пророков, Сам Господь ясно постановил, говоря: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» ( Исх. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1182 В подтверждение этой мысли некоторые указывали на слова пророка Иезекииля, обращенные к князю тирскому: ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями...; ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иезек. 28:13,15), – замечая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы. 1183 2) Как пали злые духи: все ли одновременно? Нет, обыкновенно отвечали учители Церкви. Сперва пал один – главный, а потом увлек за собой и всех прочих. 1184 Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, 1185 преимуществовавшим перед всеми воинствами ангельскими; 1186 а по мнению других, принадлежал, по крайней мере, к числу духов перво-верховных ( ταξιρχων), водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, 1187 и именно к числу тех. между ко­торыми распределил Господь управление частями мира. 1188 Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, – это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, ко­торые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. 1189 Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи ( Иоан. 8:44 ), о том, что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ), равно и об ангелах его ( Матф. 25:41 ; Откр. 12:7,9 ), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт. 6:2 ). 1190 Но – а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) – показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, слу­чилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, по­тому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж ( Матф. 22:30 ) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного ( Втор. 14:1 ; Прит. 14:26 ; Иоан. 1:12 ). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] ( Быт. 4:26 ), в противополож­ность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с доче­рями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2 .2. Часто также мы ошибаемся в своих суждениях о счастье или несчастье наших ближних. Счастливым, например, называем какого-либо грешника потому только, что он богат, поль­зуется отличиями и почестями, предается удовольствиям. А того не знаем, что этот человек, может быть, терпит величайшие семейные бедствия, которые только прикрывает; что этот чело­век, может быть, несет крест от своих, раздирающих душу, страстей и пороков, изнуряющих его силы, подвергающих его различным болезням и преждевременно приближающих его к могиле; что он часто терзается мучениями совести, стыдом, страхом наказаний временных и вечных. Несчастным, напротив, называем какого-либо праведника потому, что он беден, не удостаивается мирских почестей, не наслаждается удовольствиями, – тогда как душа истинного праведника вовсе и не жаждет земных благ, которые, следовательно, и не могли бы составить для него счастья; а истинное счастье для правед­ника заключается – в сознании своей правоты и невинности, в спокойствии совести, в духовной радости ( Рим. 14:17 ) и в на­дежде удостоиться вечно-блаженной жизни за гробом. 2 .3. Если Бог действительно попускает нередко людям благочестивым терпеть на земле бедствия, то это для их же пользы. И, во-первых, нет ни одного праведника, который бы был со­вершенно чист от всякого греха ( Прит. 24:16 ; 1Иоан. 1:8 ): посреди бедствий и скорбей душа праведника очищается, как золото в горниле ( Прем. 3:6 ; 1Петр. 1:6–7 ). Во-вторых, бедствия и искушения более и более укрепляют праведников в добре, возвышают их нравственное достоинство, соделывают любовь их к Богу и добродетели чище и бескорыстнее, и открывают в них новые добродетели: терпение, великодушие, мужество и другие: и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5:3–5 ); посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4:16 ). В-третьих, бедствия и искушения способствуют возвышению будущей славы праведников: ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его ( Прем. 3:4–5 ); ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Тебе знакомо это пророчество, вспомни же его и поверь Самому Богу, что Мария зачала от Духа Святого и остаётся Девою.” – “Иосиф, – замечает св. Златоуст, – не успокоился бы мыслями, если Ангел не напомнил ему пророчество Исаии или, лучше, Самого Бога. Поэтому и говорит: Речённое Господом через Пророка, – а не просто: ‘речённое Пророком’.” Пророк Исаия указал признак истинного Мессии, Его чудесное рождение от Девы: Сам Господь даст вам знамение (чудо): се, Дева во чреве приимет и родит Сына (7:14). Если бы родила не Дева, а молодая женщина, то в этом и чудесного знамения бы не было. И нарекут Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог. Присоединяя это истолкование, Небесный вестник как бы сказал: ты, Иосиф, наречешь Ему имя Иисус, а Его дела, Его Божественное учение и чудеса сделают то, что все люди, все народы, уверовавшие в Него, нарекут Его Еммануил, то есть будут говорить о Нём: “С нами Бог!” Ибо, хотя Бог и всегда пребывает с человеками, но ещё никогда Он не был с ними так видимо, так близко ( Ин. 1:14 ). “С нами Бог во Иисусе по самому воплощению: поскольку в Нём естество Божеское и наше человеческое соединены нераздельно и неслиянно, и потому Он не стыдится, – как говорит Апостол, – называть их братьями ( Евр. 2:11 ). С нами Бог во Иисусе по искуплению: поскольку без Иисуса с нами был диавол, ибо кто делает грех , тот от диавола ( 1Иоан. 3:8 ). Но Иисус, пришедши, избавил нас от диавола. С нами Бог во Иисусе по дару Святого Духа: поскольку Сын Божий умолил Отца, да пребудет с нами вовеки Дух истины ( Иоан. 14:16 ). С нами Бог через Иисуса, поскольку вселяется Христос в сердца наши ( Еф. 3:17 ). С нами Бог через Иисуса, если мы совершенно предаём себя Ему: поскольку тогда живём уже не мы, но живет в нас Христос ( Гал. 2:20 ), и Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению ( Филип. 2:13 ). От имени Господа нашего Иисуса Христа с нами Бог всегда и во всём. Только мы да не перестанем быть с Богом через памятование о Нём, через молитву к Нему, через веру и любовь, являемые в добрых делах, которые приближают нас к Богу” (Митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Если же он со словом «безгрешные» соединяет понятие о людях, которые никогда даже и не грешили (его слова, собственно, не отличаются ясностью и отчетливостью), то тогда мы должны будем сказать, что такого человека, который в этом смысле не имел бы за собой никакого греха, и представить невозможно. Это мы можем сказать, исключая только человека, мыслимого (νοουμνου) в Иисусе, «который не сделал никакого греха» ( 1Петр. 2:22 ). Цельс клевещет также и в том случае, когда приписывает нам следующие слова: «неправедный будет-де принят Богом, если только он смирит себя, праведник же принят не будет, хотя бы он при всех своих добродетелях с самого начала возвышал свой взор к Богу» Но по нашему учению (Ср. Иов. 14:4, 15:14 ; Пс. 50:7 ; Рим. 3:9, 23, 55:12, 17 ; 1Иоан. 1:8 ) невозможно, чтобы человек от начала обладал добродетелью и, пребывая твердым в ней, возносил свой взор к Богу. Ведь необходимо было, чтобы изначала грех получил свою власть в людях, как свидетельствует об этом и Павел: «когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер» ( Рим. 7:9 ). Вообще, мы не учим, чтобы грешник мог смирить себя до такой степени, чтобы быть принятым Богом; нет, мы говорим: если человек наперед осудит свою прежнюю жизнь и смирится в своем собственном сознании, уничижит себя, и в будущем будет помышлять об украшении своей души добродетелями, то тогда только Бог и примет его. LXIII. Цельс не понимает, какой смысл заключается в словах: «кто возвышает себя, тот унижен будет» ( Мф. 23:12 ); коль скоро он не знает учения Платона, который говорил: муж добрый и честный совершает свой путь скромно и благообразно 311 , ему естественно не понять также смысла и следующих наших изречений: «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» ( 1Петр. 5:6 ). Вот почему Цельс говорит: «даже судьи, честно исполняющие свои судейские обязанности, не выносят того, чтобы обвиняемые плакали и рыдали; это потому, чтобы в своем приговоре им не пришлось руководствоваться более милосердием, чем истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010