Разделы портала «Азбука веры» Прагматизм — 1) образ поведения, жизненная позиция, основанная на утилитарных, практических интересах; 2) трезвый расчёт, мотив к деятельности, подразумевающей практическую выгоду. Допускается ли ли прагматизм среди православных христиан? Признавая главной причиной творения мира Божественную благость и утверждая, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ), Церковь требует благости и любви от всех своих чад ( Мк.12:29-31 ). Как известно, одной из центральных особенностей подлинной христианской любви служит жертвенность . Жертвенность христианина, живущего в соответствии со своим званием и предназначением, проявляется в бескорыстной самоотдаче по отношению к Богу и ближним. Вот почему приоритетным духовно-личностным качеством последователя Христа является желание и готовность к самоотречению ( Мф.16:24 ). Принимая это в соображение, сознаём, что основанный на сугубо практических интересах грубый, эгоистический, мирской прагматизм является антиподом христианской любви и христианского делания. Но значит ли это, что жизнь верующего должна быть априори чужда даже и здравого прагматизма, уместного, казалось бы, в сфере организации строительства богаделен, храмов, монастырей ? Наконец, не противоречит ли правилам христианской этики прагматичный подход в деле достижения благ в земной жизни? Из истории Ветхого Завета известно, с какими выверенными практически расчётами приступали к созданию Храма Давид и Соломон. И эта страница их жизни была отмечена Богом как благочестивая и богоугодная. Что касается земных благ, известно, что в дохристианскую эру в качестве очевидных следствий послушания Богу и исполнения Божьего закона наряду с Небесными благами регулярно обозначались и земные: «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» ( Ис.1:19 ). И напротив, непослушание Богу сулило Израилю бедствия, связанные с лишением земных благ. Новый Завет также не исключает стремления человека к некоторому благополучию, например, стремления иметь ладный дом, домовое хозяйство. Сам Спаситель, поучая апостолов, неоднократно прибегал к пояснительным иллюстрациям, заимствованным из жизни зажиточных хозяев и их слуг. И при этом далеко не всегда негативная роль отводилась хозяевам: часто бывало наоборот — порицалось нерадение слуг.

http://azbyka.ru/pragmatizm

Скачать epub pdf СИЛА ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ «Сия есть победа, победившая мир – вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Действительно ли христианская вера победила мир и какие средства употребляли христиане, чтобы привести ко Христу Богу мир неверующий?.. Когда Христос Спаситель послал на всемирную проповедь Своих славных Апостолов, и они, просвещенные Духом Святым, сошедшим на них в день Пятидесятницы, вышли на великое дело – уловление душ человеческих в сети Христовы – нехристианский мир представлен был двумя главными силами: иудейством и язычеством. Иудеи встретили христиан со злобою и ненавистью. Помните, возлюбленные, из книги Деяний Апостольских, как иудеи убили Св. Апостола и Архидиакона Стефана, который в религиозном диспуте разбил все доводы иудейских ученых против Христа Спасителя ( Деян. 7:57–58 ). По проискам иудеев апостолы были разогнаны из Иерусалима. Иудеи хотели убить Св. Апостолов Петра и Павла ( Деян. 12:2–3, 9:23, 23:12 ). Но это им не удалось, а удалось убить Апостола Иакова. И вне Палестины, всюду, где были иудеи, они вооружили и правителей и общество против Апостолов, и Апостолов гнали, избивали. Так было в Антиохии Писидийской ( Деян. 13:14, 50 ), Иконии ( Деян. 14:1–5 ), Листре ( Деян. 14:19 ), Верии ( Деян. 17:13 ) и других местах... А как встретили христианских проповедников язычники? Они все силы направили против христиан. Прежде всего, христиан преследовали даже до смерти тогдашние могущественные римские цезари. Кто не знает жестоких Капигулу, Нерона, Декия и других, которые издавали приказы, чтобы за одно имя христианина убивали. И лилась кровь мучеников-христиан не ручьями, а многоводными реками. Общественное мнение было вооружено против христиан, коих обвиняли в разврате, в том, что они на своих молитвенных ночных собраниях устраивали оргии. Наука, это частое орудие неверия, – зло высмеивала в лице талантливого Цельсия и других – христианское учение... И однако, несмотря на все это ужасное состояние для христианина, когда, по-человечески говоря, нельзя было свободно и дышать верующему, когда христиане должны были совершать Божии службы не открыто, а в подземельях-катакомбах, христианская вера скоро – через триста лет победила тогдашний мир. Из катакомб христиане вышли на свет Божий, окруженные всеобщим уважением и любовью. Римские кесари, в лице Константина Великого , сами стали христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Православие или мир. 27.04.2018 15:51:16 Игумен Даниил (Гридченко) Мир (мipъ) – субстанция немирная. По определению… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:16). И похоть во всём своём безобразном многообразии, и гордость, по сути своей эгоистичны, эгоцентричны, и уже потому ни мира, ни любви в себе не заключают. Причём, нелюбовь тут взаимная. Сам Христос устами апостола Иоанна Богослова заповедуя нам любить друг друга ( сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15:12)); отвергает любовь к миру ( не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1Ин.2:15)). Парадоксальным образом нам рекомендовано не любить среду собственного обитания. Однако, не мир, как Божие творение, но то, во что его превратили грехи человеческие - производное безумия и порока. Уже одно это делает христианина нонконформистом, притом, в какие бы времена он не жил. Даже в так называемые золотые века христианства спасающихся было «малое стадо» (Лк. 12:32). Ибо и тогда похоть и гордость не переставали оставаться неотъемлемой частью «лежащего во зле» (1Ин.5:19) мира. В попытках договориться с ним (какими бы высокими целями эти усилия не оправдывались), найти с ним общий, «понятный» язык всегда есть доля отвержения «любви Отчей», потеря собственной идентичности, своего лица, необратимо вырождающегося в глумливую физиономию. Сложно быть убедительным, не будучи убеждённым. Трудно не превратиться в «эллина» и «иудея» в стремлении  «быть с эллином, как эллин, и с иудеем, как и иудей» (1Кор.9:20-21) во что бы то ни стало, не став предварительно «апостолом Павлом». И в этом процессе «потери своего лица» православные не оригинальны. Печальная картина самоликвидации западного христианства пред глазами… Но, увы, если даже собственный негативный опыт учит не всегда, то, тем более, чужие ошибки. «Если Церковь не гонима, она и не Христова», -  слова, приписываемые Тертуллиану, лишь на первый взгляд звучат шокирующе. Ибо вот что сказано, - да и все , желающие благочестиво во Христе Иисусе жить, будут гонимы (2Тим.3:12).  Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4). Вполне определённо дружба с миром именуется апостолами духовным прелюбодеянием. И уже по одной простой причине: христианство, по сути, радикально. Оно не терпит полутонов, гнушается экивоков: либо мы служим Богу, либо мамоне; или со Христом, или с вельзевулом, князем мира сего.

http://radonezh.ru/2018/04/27/pravoslavi...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. ап. и ев.: Утр.: Ин.21:15-25 Лит.: Ап.- 1Ин.1:1-7 Ев.- Ин.19:25-27,21:24-25 Лит.: Ап.- Деян.8:5-17 Ев.- Ин.6:27-33 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову Тропарь апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, глас 2 Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ускори избавити люди безответны,/приемлет тя, припадающа,/Иже падша на перси приемый./Егоже моли, Богослове,/и належащий облак языков разгнати,//прося нам мира и велия милости. Кондак апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, глас 2 Величия твоя, девственниче, кто повесть?/Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/и молишися о душах наших,//яко Богослов и друг Христов. Величание апостолу и евангелисту Иоанну Богослову Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове. Молитва 2-я апостолу и евангелисту Иоанну Богослову О, великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 1-я апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Церковная записка (ранее: диптих, синодик) – разовый помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый в храме для поминовения на проскомидии или ектении , на молебнах и панихидах . Поминовение живых и усопших принято также ежедневно в домашних молитвах . Оглавление В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, соборная, то есть молитва Церкви. Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: « Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » ( Мф.18:19-20 ). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо « Христос умер за грехи наши » ( 1Кор.15:3 ). « Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира » ( 1Ин.2:2 ). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. « Я вас избрал и поставил вас , – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » ( Ин.15:16 ). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ).

http://azbyka.ru/zapiska-cerkovnaya

Об отстаивании христианской веры Слово пастырей в день памяти юных мучениц Веры, Надежды и Любови Сестры Вера, Надежда и Любовь приняли мученическую смерть за веру Христову. Их обезглавили перед глазами их матери — святой Софии, которая через несколько дней скончалась на могиле дочерей от скорби. Сегодня многие православные христиане также испытывают страдания за свою веру, может быть, не такие ужасные, как святые мученицы Вера, Надежда и Любовь , но по-своему тяжелые. Часто на работе, а иногда и дома, людей, верующих во Христа, осуждают, пытаются убедить их в том, что верующие — слабые люди, поэтому и придумали-де себе Бога, на Которого можно свалить вину за все свои горести. Насколько важно православному христианину открыто отстаивать свою веру и как это делать, рассказывают священники Артемий Владимиров и Олег Булычев , а также диакон Валерий Духанин . Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София      «Человек, отвергающий страдания за веру, не может называться учеником Христовым» Священник Олег Булычев Священник Олег Булычев , настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия): — На примере подвига святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии можно увидеть, насколько далеко многие современные христиане отошли от истинного понимания смысла страданий, значения скорбей в жизни верующего во Христа. Если первые христиане жили в состоянии постоянной готовности отдать жизнь за Господа, соответственным образом и детей своих воспитывали, то мы, убаюканные отсутствием больших гонений, часто пытаемся договориться с миром, стараемся даже в чем-то от него не отставать. Но земная жизнь не может не быть скорбной, скорби и страдания есть ее необходимейшие условия (Быт. 3,16-19). Тем более это касается христиан, которых мир ненавидит (Ин., 15,19) и постоянно испытывает на прочность их веру, подвергая их гонениям в той или иной форме. Всякий христианин должен знать и быть готовым к тому, что для сего суетного мира он чужой, «не от мира сего» (Ин., 17,16). Ведь «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2,16).

http://pravoslavie.ru/73999.html

Правоверие никогда не заменит любви 19.05.2017 10:56:16 Сергей Комаров Всякий верующий человек, когда-то встретившись со Христом на своем жизненном пути, пережил чувство первой любви к Господу. Эти моменты справедливо можно сравнить с яркими ощущениями первой влюбленности, или блаженством медового месяца молодоженов. При встрече с Иисусом было такое же явное переживание счастья, чувство близкого присутствия Жениха человеческой души. В этот период человек летает, как на крыльях. Он живет в атмосфере радости, он действительно обретает новое бытие.  Время счастливого неофитства спустя годы вспоминается с теплотой и тихой грустью. С теплотой, потому что было очень хорошо, сердце постоянно горело желанием богопознания, и хотелось всему миру рассказать о своей вере. С грустью, ибо как первозданное брачное ликование неизбежно претерпевает охлаждение, так и радость Встречи понемногу теряется в рутине будней, и поддерживать былое горение становится труднее и труднее. Молитвенный порыв заменяется «чтением правила», посещение храма становится привычным, евангельские страницы переворачиваются лениво, без искры. Но так бывает нужно - Бог промыслительно отходит от человека, чтобы тот учился искать Господа. Здесь есть опасность «застыть» в состоянии охлаждения, и забыть о своей первой любви так, как будто ее не было. Иногда это называется «выгоранием», иногда – унынием. По сути, «выгорание» означает жизнь в Церкви без Христа, медленное угасание души без восстаний и прорывов. Заботливый Христос предупреждает нас об угрозе духовного охлаждения в книге Апокалипсис: Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Отк.2,4-5). С годами жизни в Церкви человек начинает понимать, почему Христос поставил на первое место любовь к Богу, почему это есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22,38). Действительно, все в ней, в любви. Она - Альфа и Омега, начало и конец христианства. Даже и покаяние, с которого должна начинаться духовная жизнь, имеет корни в той же любви. Только во имя любви к Богу, к чистоте и святости начинает человек трудиться над изменением себя, и ставит черту между своей прошлой жизнью и настоящей. Покаяние есть явление положительное, а не отрицательное. Насколько любишь Христа, настолько искренне будешь каяться. Если действительно любишь Бога, убоишься грешить. Полюбишь Бога очень-очень сильно, как святые – совсем грешить перестанешь (осознанными грехами). Как и пишет Иоанн Богослов, апостол любви: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1Ин.3,9).

http://radonezh.ru/analytics/pravoverie-...

Разделы портала «Азбука веры» Наказание – 1) мера воздействия, используемая в отношении кого-либо за совершенный проступок (преступление) или несовершенное действие, которое надлежало совершить; 2) отмщение; 3) возмездие за совершенный грех , или его последствия, проявляющиеся в муках совести  и во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. страданиях тела). Наказание попускается Богом для исправления людей и духовного совершенствования . Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Наказание Давида ( 2Цар.24:10-15, 17 ). По временным параметрам наказания разделяются на: Священное Писание о наказании Божием: Евр.12:4-11 ; Откр.3:19 ; Откр.22:11-12 ; Иов.5:17 . Если Бог есть любовь, то как Он может наказывать человека? «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Эта истина никогда не ставилась Православною Церковью под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни Отца и Сына и Святого Духа , так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека Бог — человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём? Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: « Господь, кого любит, того наказывает » ( Евр.12:6 ). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности (возмещения за обиду) или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения зла , а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает смерть беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

http://azbyka.ru/nakazanie

Данный запрет Спасителя относительно наименования отцов уже давно является одним из камней преткновения не только для протестантских религиозных течений, но, в некоторой степени, и для православных христиан. Ибо первые, понимая этот запрет буквально, впадают в очевидную крайность, противоречащую Писанию. А вторые, хотя и называют отцов отцами, но не могут объяснить, почему этого делать не запрещается. Итак, что касается буквального понимания этих слов Спасителя, то это очевидное заблуждение. В таком случае и кровные родители подпадают под этот запрет. Однако пятая заповедь Божия о почитании отца и матери полностью разрешает это недоумение. Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом». Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом» Тогда возникает логический вопрос: почему не запрещено называть мать «матерью»? Но Господь говорит: «Всякий, кто оставит отца или мать ради Меня... получит в сто раз больше» (Мк. 10, 29). «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14, 33) – Его заповеди не могут противоречить одна другой. Апостол Павел, прекрасно понимая это, вполне традиционно обращается к колосским и ефесским родителям: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21, Еф. 6, 4). Таким образом, очевидно, что данный запрет направлен не против кровного родства. Но если с кровным родством все более-менее понятно, то вот духовное отцовство у многих вызывает массу вопросов. Собственно, вопросы евангельских христиан и прочих протестантов звучат именно по поводу духовного наставничества. Этим, например, объясняется протестантская практика называть своих духовных лидеров – «брат», «пастор» или «преподобный». Но если мы обратимся к Писанию, то увидим, что протестанты ошибаются в понимании слов Спасителя. Например, апостол Павел, называвший себя «учителем язычников» (1Тим. 2, 7; 2 Тим. 1,11) (это к вопросу о запрете называться учителями), говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4, 15). Т.е. Павел вовсе не считает для себя зазорным именоваться духовным отцом коринфских христиан. Галатов апостол также называет своими детьми: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения...» (Гал. 4, 19). «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих» (Фил. 10), – обращается Павел к Филимону. Также апостольский столп Иоанн Богослов постоянно в своих посланиях обращается к верующим «дети мои» (1Ин. 2, 1; 2,18; 2, 28; 3, 7; 3, 18; 4, 4; 5, 21), «Пишу вам, дети... пишу вам, отцы» (1Ин. 2, 12).

http://pravoslavie.ru/156290.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 2.1 Сердце человека может стать небом 1. «…Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1Петр. 4:2). Отпуск на море Молодые супруги собираются в отпуск на побережье. «Представляю, как мы сейчас едем в поезде», – мечтательно говорит жена. «А я представляю, как мы сейчас загораем на пляже», – весело подхватывает муж. Они попрощались с родителями и поехали на вокзал. По дороге двигатель их машины неожиданно заглох. Они опоздали на поезд и по телефону сообщили домой, что возвращаются. «Представляем, какие сейчас у них лица», – переглянулись родители. 1. «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.» (2Петр. 2:19). Ненужные знания Во время экспедиции в Арктике ученый и рабочий попали в снежный буран, заблудились и начали терять силы. Рабочий увидел подветренный склон и предложил руками выкопать в снегу пещеру, чтобы там переждать непогоду. Они принялись разгребать мерзлый снег. «Сколько всего я знаю, – простонал ученый, – а теперь эти знания мне совсем не пригодились». – «Да забудьте вы поскорее все, что знаете, и копайте быстрее, если хотите остаться в живых!» – ответил ему рабочий. 3. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.» (1Ин. 3:18). Приезд царя Царь со своей свитой проезжал через одно селение. Его вид и расположение понравились царю, и он повелел познакомить его с представителями местной общины. Для встречи выбрали группу крестьян. Сынишка одного крестьянина слезно упрашивал своего отца, взять его с собой на встречу. Отец уступил просьбе мальчика. Когда вышел царь, крестьяне опустились на колени, и он начал с ними беседовать. Мальчик дотронулся сзади до плеча отца и прошептал: «Папа, из чего у царя сделано платье, и что это у него за шапка?» Отец осторожно оглянулся и прошептал: «Сынок, ты только смотри и слушай. Не говори ни слова, иначе не только шапки, но и самого царя больше не увидишь». 4. «…Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.» (Рим. 8:7).

http://isihazm.ru/1/?id=107

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010