Спасение через веру Православная Церковь в Символе веры исповедует Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия... нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшегося, распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного. Этими словами она, т.е. Православная Церковь , учит, что спасение людей совершено Сыном Божьим, Господом Иисусом Христом, Который Сам о Себе сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ), и что это спасение было совершено чрез уничижение Сына Божьего, добровольно принявшего человеческую природу и с нею пострадавшего и умершего на кресте, о чем ап. Павел писал к Филиппийским христианам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Эту тайну спасения человечества изъясняет ап. Павел в Послании к колоссянам. Он говорит: «...Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (т.е. во Христе) обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными перед Собою» ( Кол.1:19–22 ). Говоря образами об этой тайне искупления человечества Иисусом Христом, апостол к тем же колоссянам писал, что Христос истребил «бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ). Особенностью искупительной жертвы Иисуса Христа является то, что она была принесена не за отдельных людей и не за избранные народы, но за все человечество «от всякого колена, и языка, и людей, и племен» ( Откр.5:9, 1:5 ), и спасительное действие ее, т. е. этой жертвы, превосходит все и всякие грехи. «Кровь Иисуса Христа, – говорит другой апостол – Иоанн Богослов, – очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1 . Господь претерпел за грехи наши распятие и умер на кресте. Почему же такой род смерти Господь претерпел, а не другой? – Конечно, судьбы Божии неисповедимы; но не неуместны тут и благоговейные соображения человеческие. Первая причина сему – злоба нечестивых врагов Господа, которые постарались умертвить своего Обличителя самою злейшею смертию. Но злоба врагов, сама не зная того, делала то, что устроила для спасения нашего рука Господня, рука Отца Небесного. Самое дело спасения нашего требовало крестной смерти. От древа – от древа познания добра и зла – в раю началась и разлилась смерть на весь род человеческий чрез первого Адама; от древа же – древа креста – чрез второго Адама истекает и струится жизнь на весь мир христианский. Притом нужно было Спасителю нашему снять клятву, нужно было Ему переложить ее. Как же мы подвергались клятве? По слову Божию: Проклят всяк, иже не пребудет в словесех закона ( Гал. 3:10 ), – не исполнит заповедей Господних. А как никто не мог исполнить закона во всей его целости, то все и подверглись этой клятве. Как же эту клятву перенести на Спасителя, святых Святейшего, чтобы Он, взяв ее на Себя, уничтожил ее? Особенный Промысл Божий, устрояющий наше спасение, делает вот что: изрекает закон: Проклят всяк висяй на древе ( Втор. 21:23 ). Спаситель наш Иисус Христос возносится на крест и, вися на нем, по этому закону подвергается клятве, терпит, несет эту клятву за нас, снимает ее с нас, уничтожает и избавляет нас от клятвы, быв по нас, или за нас клятвою. Посему-то и нужно было Ему умереть на дереве, вознестись на крест, висеть на нем. Умирает Господь крестною смертию, ибо нужно было для спасения нашего пролитие крови Господней, дабы не только избавить Нас от смерти вечной, но и дать нам живот вечный, да живот имамы и лишше (больше) имамы ( Ин. 10:10 ). Ибо кровь Иисуса Христа не только очищает нас от всякого греха ( 1Ин. 1:7 ), но и дарует нам, вносит в нас жизнь вечную, начало и залог вечной жизни. Ибо на пролитии крови Христовой основывается установление таинства Евхаристии, или причащения, этой бескровной жертвы, чрез которую мы не только очищаемся от грехов, но и получаем залог вечной жизни и обожаемся, делаясь причастниками Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ). Пять язв или ран терпит Господь на кресте, как бы в очищение особенно пяти чувств наших, этих входов и исходищ греха. Прободается Господь в ребро: это новый, второй Адам, из ребра Которого, уснувшего сном смерти, творит Господь невесту Его – Церковь , юже стяжа Он кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Венец, хотя и терновый, приличествует Ему как Жениху, на кресте сочетавшемуся с Церковию Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Беседа в четвертую неделю св. Великого поста 68 . О покаянии Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Очевидно, что беседа моя будет опять о покаянии. Да! Сей предмет стоит немалого размышления. Недовольно внушить грешнику спасительную потребность покаяния; надобно объяснить ему и то, в чём состоит истинное покаяние. Объясним же. Покаяние не есть одно внутреннее чувствование греховности. Как богодарованное средство очищения души от грехов, как благодатное таинство, оно слагается из сознания грехов своих грешником и сокрушения о них, из исповедания грехов пред служителем олтаря, отпущающего грехи по власти, данной ему от Господа, и из твёрдой решимости грешника исправить свою жизнь. Вот главные черты покаяния! Хочешь ли знать, откуда взяты они, и на чём основаны? Сознанию грехов и самоиспытанию учит ап. Павел: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). О сокрушении говорит царь-пророк: жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ); и чрез другого пророка так взывает к нам Сам Господь: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи, и в рыдании ( Иоил.2:12 ). Об исповеди вещает нам возлюбленный ученик Христов: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды ( 1Ин.1:9 ). Власть разрешать от грехов дана от Самого Господа Иисуса: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Твёрдую решимость – не возвращаться к исповеданным грехам, потрясающим словом внушает св. ап. Пётр: аще отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину; и, свиния омывшися, в кал тинный ( 2Пет.2:20–22 ). Видишь ли, сколь твердо основание существенных принадлежностей покаяния? Видишь, сколь чист и свят весь состав его? Вникай же в каждую черту отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Глава 3 Змий искуситель. Быт.3:1 . Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости ( Мф. 10:16 ) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле ( Быт. 3:14 ) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст , говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью ( Прем. 2:24 ), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» ( Иоанн Златоуст ). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ), первовиновником на земле зла ( 1Ин. 3:8 ; Прем. 2:24 ) и даже прямо «древним змием» ( Откр. 12:9–10 ). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду ( 1Тим. 2:14 ; 1Пет. 3:7 ), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо. не ешьте ни от какого дерева в раю? Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику. Быт.3:2–3 . И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О толковании Священного Писания I. Православное учение о толковании священного Писания Священное Писание не только нигде не открыло нам, чтоб мы довольствовались в вере озарением от Св. Духа, но вменяет нам также в обязанность искушать духи, от Бога ли они: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 . Мф. 7:15 и Откр. 2:2 ). И сам ап. Павел, хотя первоначально повергнут на землю и наставлен был божественным голосом с неба ( Деян. 9:7 ), по впоследствии дослан к человеку для принятия таинств и соединения с Церковью. Упоминаемый в Деяниях апостольских евнух, читавший пророка Исаию и не понимавший его, был послан не к ангелу и не чрез внутреннее озарение открыто ему то, чего он не понимал; но божественным внушением приведен был к нему диакон Филипп, который знал пророка Исаию и сказал: «разумеешь ли, что читаешь?» Он (евнух) сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (гл. 8, ст. 27 и далее 30 и 31 ст,). Тогда Филипп изъяснил непонятное для евнуха пророчество. Наконец, и в праве ли мы по своему произволу присвоить себе внутреннее озарение от Св. Духа, когда Сам Дух Святый Свои дары разделяет, «как Ему угодно»? ( 1Кор. 12:11 ). Священное Писание, при пользовании им, можно до некоторой степени уподобить тому цветку, с которого пчела берет мед, а паук яд. Оно есть, по выражению апостола, «обоюдоострый меч» ( Евр. 4:12 . Еф. 6:17 ), с которым нужно умело и правильно обращаться, чтобы не повредить себе. Для одних, при руководстве Церкви и св. Писание, и св. Предание указывают путь ко спасению, а другие, произвольно толкуя его, впадают в душепагубные ереси и уподобляются в этом отношении тем «невеждам и не утвержденным», о которых заметил апостол, что они-«к собственной погибели превращают», как и прочие Писания ( 2Пет. 3:16 ). Итак, заметим вкратце, что все вообще учение сектантов об источниках вероучения отличается крайним произволом. Этот произвол со стороны сектантов обнаруживается, например, в том, что они признают только одно св. Писание за источник вероучения, причем толкуют его односторонне,– по личному усмотрению каждого сектанта. Но такое отношение сектантов к источникам вероучения, нельзя признать основательным. Ни история первоначального распространения христианства, ни само св. Писание и в частности даже те места, на которые ссылаются сектанты-рационалисты в подтверждение своего учения о св. Писании и толкования его, не дают ни малейшего основания произвольно, по личному усмотрению, толковать слово Божие и отвергать св. Предание. II. Основания из слова Божия для православного учения о толковании священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Об антихристе I. Православное учение об антихристе Против Церкви Христовой борется антихрист. Антихрист значит (по переводу с греческого языка) противник Христа. Этот противник Бога и добрых людей действует с древнего времени. По нашему сказать, это –диавол (клеветник или обольститель), бывший первый (добрый) ангел и павший со своими единомышленниками по гордости и непослушанию Богу. Из зависти к блаженству первых людей он и их соблазнил на грех – нарушить заповедь Божию. Когда Господь давал наказание за грех диаволу (как соблазнителю) и первым людям (как подпавшим под грех). Он между прочим, давая утешение людям, сказал диаволу: «вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою сотрет главу, и ты будешь блюсти его пяту» ( Быт. 3:15 ). Отсюда борьба: добра со злом, диавола и его семени (его союзников, последователей, как бы детей) с женою и ее семенем (людьми, верными Богу). Главное семя жены, которое должно было стереть главу змия есть Христос, родившийся от Пресвятой Девы Марии. Диавол это знал, а потому употреблял все усилия до пришествия Христа поработить себе людей. Насколько люди к пришествию Христову подчинились власти тьмы, как развито было тогда язычество и идолопоклонство, об этом говорит нам Писание и история народов. Но что же? Хоть это и было так, однакож с пришествием Христа свет прогнал тьму и диавол был поражен в самую голову так, что должен был уступить место семени Церкви Христовой. Но, уступивши место, он не перестает вредить ей и старается жалить ее в доступное место (в пяту), пока, наконец, не придет на землю, как человек-царь, на 3,5 года, пред вторым пришествием И. Христа ( 2Фес. 2:3–8 ; Откр. 13:1–7 ; Дан. 7:25; 11:36 ). В общем смысле антихристом называется всякий противник Христу, отвергающий или извращающий основные догматы христианства. Всякий, кто напр. не признает действительности воплощения Христова ( 2Ин. 7 и 1Ин. 4:3 ), учит противно истине, преподанной Христом, каковы все еретики, начавшие появляться еще со времен апостолов;

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Библия говорит, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ) Однако, Библия же и говорит, что Бог творит зло: “Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это” ( Ис.45:7 ). Как это совместить? 4 Ответа Чтобы разрешить это мнимое противоречие, достаточно сравнить в каком контексте в Библии упоминается слово «тьма». Является ли она синонимом зла в этом контексте? Является ли злом ниспослание бед от Бога? Свет и тьма в библейском языке ассоциируются с благом и бедами: Притчи 6:23 “Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни”. В этом месте Притч Соломона заповедь как путь к жизни ассоциируется со светом, т. е. счастьем, здоровьем и благом, подобное сказано в Притчах главе 3:9–10: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином». В книге Иова, который соблюдал заповеди Бога, но был испытан страданием, он наоборот взывает с укором, говоря, что ждал земных благ, а получил несчастье. Иов 30:26 “Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма”. Тоже самое значение имеют слова про тьму и свет в приведенном месте пророка Исайи, что не говорит о зле никак. Касательно страданий, которые Бог посылает людям, нам даст ответ святой Василий Великий про то, являются ли они злом или нет: «“От чего же, говорят болезни ? От чего безвременная смерть? От чего истребление городов кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло, продолжают и между тем все это — Божие произведение. Поэтому кого же иного, кроме Бога, признаешь виновником происходящего? “Итак поелику коснулись мы сего часто повторяемого вопроса; то, возводя слово к какому-нибудь всеми принятому началу и тщательнее разобрав предложенный предмет попытаемся сделать на него внятное и несбивчивое объяснение. Предварительно должны мы утвердить в мыслях своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, и если что терпим оно не вредно, или не таково, чтоб можно было примыслить что либо лучшее. Ибо, хотя смерть от Бога, однако же, без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде. Но опять не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех; то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей ?

http://azbyka.ru/vopros/proizvodit-li-bo...

Разделы портала «Азбука веры» О прощении добровольно вышедших на подвиг из сострадания к мученикам, и не устоявших в нём, о чём сердечно в покаянии пребывающих. Были такие, которые вначале устремились в самое горнило гонения. Стоя вокруг судилища и видя святых мучеников, поспешающих к почести вышнего звания ( Флп.3:14 ), в благой ревности готовые на всё, они предавали себя на эту борьбу со многим дерзновением, в особенности когда видели, что иные увлекаемы к падению и падают. Воспламеняясь за них внутренне и слыша в себе призыв к тому, чтобы одолеть возносящегося противника, они спешили на эту борьбу, чтобы противник не казался самому себе мудрым (см. Притч.3:7 ) из-за тех, кого счел побежденным его коварством, тогда как он, сам того не замечая, низлагается теми, кто стойко выдерживает строгание и бичевание, острие меча, жжение огня, потопление в воде. И когда некоторые просят совершать молитвы и прошения или за тех, кто был безжалостно наказан в темнице, а потом побежден голодом и жаждой, или за тех, кто вне темницы на судилище был мучим строганием и бичеванием, а после не устоял перед немощью плоти, то справедливо на это согласиться. Ведь сострадать и соболезновать скорбящим и рыдающим о тех, кого в борьбе одолела многая сила злохитрого диавола, иначе говоря, о родителях, братьях или детях, никому никак не вредит. Ведь мы знаем, что и ради веры других некоторые сподобились благости Божией в отпущении грехов, телесном здравии и воскресении мертвых. Итак, помня о многих тяжких страданиях и скорбях, которые они прежде перенесли за имя Христово, и не только об этом, но и о том, что они раскаялись и содеянное ими предательство оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, к тому же имеют свидетельство, что их жизнь стала чужда гражданских занятий, наряду с прочим подобающим, мы в совместной молитве призываем на них милость Божию через Того, Кто стал ради нас Ходатаем ко Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ведь, говорит Писание, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:1–2 ).

http://azbyka.ru/pravo/petra-aleksandrij...

Размышление, заимствованное из 1-го послания св. Апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни Слово Божие есть завещание: принявшим Слово Божие оно доставляет спасение и блаженство (I, 5). Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры (I, 5). Возделывай эти добродетели, сохраняя внимательность к себе и молчание, чтобы достичь любви, которая – верх и совокупность христианского совершенства. Чистота сердца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности блудных; непорочность совести – произвольными грехами; вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием. Кто захочет рассуждать об истине без просвещения свыше, тот только вдастся в пустые беседы и прения, уклонится от пути, ведущего в любовь (I, 6–7). От безвременного, превышающего знание, тщеславного рассуждения об истине родились ереси, заблуждения и богохульство. Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести. Не руководствующиеся верой в своих поступках и нарушающие непорочность совести произвольным уклонением в грехи, не возмогут сохранить своего знания догматов в должной чистоте и правильности: это знание, как знание о Боге, требует необходимой чистоты ума, которая свойственна одним только благонравным и целомудренным (I, 19). Один Бог и Один Посредник между Богом и человеками – Богочеловек, Иисус Христос (II, 5). Никто не может приступить и приблизиться к Богу без этого Посредника. Отвергающий Посредника, отвергает и Бога. «Отметаяйся Сына, ни Отца имать. Иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( 1Ин. 2, 23 ; Ин. 3, 36 ). Духовный разум состоит в познании Истины верой. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая – Христос. Достигшие мужеского возраста о Христе, получают непрестанную молитву, которую совершают в тайне душевной клети на всяком месте и во всякое время. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией. Этим водворяется в сердце живая вера, евангельская простота, мир Божий, чуждый всякого возмущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Слово 14. О любви к бедным 98 1. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство Царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Ис. 58:7 ) духовный, или подобно древнему Моисею низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16:4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыни многие тысячи, как после Иисус – истинный хлеб ( Ин. 6:32 ) и истинной жизни Виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и прежде всех заставляет сорвать себя. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. 2. Прекрасны вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор. 13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех упова призывати Господа ( Быт. 4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель – божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим. 9:3–4 ), и Сам Бог, Который называется любовию ( 1Ин. 4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель сего между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет. 2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр. 11:31 ). – Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр. 2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на дела благая ( Еф. 2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас, странников, к горним благам, но и Сам соделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010