5 . Что же мы? Мы уже рождены от Него, но, поскольку мы еще только имеем надежду, [апостол] говорит: Возлюбленные! мы теперь дети Божии ( 1Ин.3:2 ). Уже теперь? На что же нам еще надеяться, если мы уже дети Божии? Но еще не открылось, что будем ( 1Ин.3:2 ). Но чем еще мы будем, если не детьми Божиими? Послушайте, что следует далее: Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин.3:2 ). Уразумейте же, возлюбленные! Важные слова: Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Обратите внимание на то, что здесь названо словом есть. Вы знаете, что это значит. Слово есть использовано не просто так, но указывает на то, что является истинно Сущим, Неизменным, что пребывает вечно, не подвержено изменениям, не подвержено порче ни в чем, что не преуспевает, потому что Оно совершенно, не убывает, потому что Оно вечно. Что же это? В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ). Что это значит? Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ( Флп.2:6 ). Сейчас этого Христа в образе Божием, Слово Божие, Единородного [Сына] Отца, равного Отцу, не могут узреть злые люди. Сообразно же тому, что Слово стало плотию ( Ин.1:14 ), Его смогут увидеть и злые, поскольку в Судный день узрят Его и злые, потому что таким Он придет, чтобы судить, каким Он приходил, чтобы быть осужденным. В образе человека, но Богом, ибо проклят всякий, кто надежду свою полагает на человека (ср. Иер.17:5 ). Человеком Он пришел, чтобы быть судимым, Человеком Он придет, чтобы судить. И если допустить, что они не увидят Его, что тогда означает сказанное в Писании: воззрят на Того, Которого пронзили ( Ин.19:37 )? Ибо это сказано о нечестивцах, ибо они узрят и придут в смущение. Как нечестивцы не увидят, если одних Он поставит по правую сторону, а других по левую? Поставленным справа Он скажет: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство ( Мф.25:34 ). [P. 230] А поставленным слева скажет: идите в огонь вечный ( Мф.25:41 ). Они увидят Его, но только в образе раба; в образе же Бога не увидят. Почему? Потому что они нечестивцы. И Сам Господь говорит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Стало быть, мы узрим, братья, некое видение, которое ни око не видело, ни уши не слышали, ни на сердце человеку не приходило (ср. 1Кор. 2:9 ); некое видение, превосходящее все красоты земные, красоту золота, серебра, красоту рощ и полей, красоту моря и воздуха, красоту солнца и луны, красоту звезд, красоту Ангелов, [видение], превосходящее всё, ибо всякая красота – от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

6 . Однако я, пожалуй, не скажу, что из этого безусловно следует, что всякая вера обладает совершенной любовью, ибо апостол говорит: Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то нет мне никакой пользы ( 1Кор. 13:2 ). Ибо эти три добродетели более всего необходимы мужу-христианину: надежда, вера, любовь, но любовь из них больше ( 1Кор 13:13 ). 7 . Но думаю, апостол сказал это для убедительности. Неужели тот, кто имеет полноту веры, чтобы и горы передвигать, не имел бы любви?! Точно так же, если кто знает все тайны и имеет всякое познание 141 , как может не иметь любви? Ведь Иоанн говорит: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден ( 1Ин. 5:1 ), а выше он сказал: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха ( 1Ин. 3:9 ). Отсюда следует: если тот, кто верует, что Иисус есть Христос, рожден от Бога, а тот, кто рожден от Бога, не грешит, значит и тот, кто верует, что Иисус есть Христос, не грешит. А если кто-то грешит, то не верует, а кто не верует, и не любит, a кто не любит, тот находится под властью греха. Итак, не любит тот, кто грешит, ибо любовь покрывает множество грехов ( 1Петр. 4:8 ). А если любовь изгоняет стремление грешить, поскольку она также прочь изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 ), полнота веры имеет и полноту любви. 8 . Так, апостолы, которым предстояло стать друзьями, сказали: Умножь в нас веру ( Лк. 17:5 ), – прося у доброго Врача, что­бы Он исцелил их немощную веру. А вера в них была всё еще немощна, если даже Петр услышал: Маловерный, зачем ты усомнился? ( Мф. 14:31 ). Вера словно предвестница любви наполняет собой душу и уготовляет пути для грядущей любви. Полнота веры там, где совершенство любви. 9 . Потому, я думаю, и сказано, что любовь всему верит ( 1Кор. 13:7 ), то есть любовь заставляет веру верить всему и заставляет душу иметь полноту веру. Таким образом, где совершенная любовь, там полнота веры, и точно так же, где совершенная любовь, там полнота надежды. И подобным образом, как любовь всему верит, так, написано, и всего надеется ( 1Кор. 13:7 ), потому любовь больше, что она объемлет надежду и веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Близкое взаимное общение двух существ всегда основывается на единстве духа и характера. Различные по духу существа не могут иметь внутреннего общения между собой; лица противоположных направлений и идеалов не могут близко сходиться друг с другом. Если случайно, или не узнав один другого, или в силу внешних обстоятельств, они вступили в близкое взаимное отношение, то последнее не продолжается долго и никогда не переходит в дружбу, не прекращается при первом столкновении противоположностей. Этот психологический закон, по которому основой общения служит взаимное сродство, на языке Св. Писания конкретно выражается так: «какое общение праведности с беззаконием, что общего у света со тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Так богообщение может состояться только при внутреннем сродстве человека с Богом. «Бог есть любовь» ( 1Ин.6:8 ). Поэтому в Боге может пребывать и действительно пребывает только тот, кто в любви пребывает. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). А тот, кто выше всего на свете ценит благополучие своего собственного «я» и это благополучие готов созидать на несчастье ближнего, как может иметь общение с Тем, Кто есть одна любовь, и в этом общении находить для себя блаженство? Значит, чтобы иметь блаженное общение с Богом, прежде всего надо иметь чистую любовь, такую любовь к Богу и к людям, чтобы не оставалось никакого места излишнему себялюбию или эгоизму. По мере того, как человек во имя Христово освобождается от себялюбия и вживается в любовь, происходит и его приближение к Богу. «Бог есть свет и нет в Нем никакой, тьмы. Поэтому, если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–7 ). Но тогда как для людей возможно близкое общение и при некоторой разности характеров, которая может стушевываться взаимной любовью, общение с Богом не может состояться при малейшей нечистоте человека. Природа людей при всем ее разнообразии одинакова и нравственная разница между людьми более количественного, чем качественного характера. У каждого человека, как доброго, так и худого, есть свои достоинства и свои недостатки. Всем присуще сознание добра и желание счастья. На этой почве и возможно некоторое общение людей с различными характерами, хотя не с различными идеалами. Бог же свят все совершенно и потому не терпит малейшей нравственной нечистоты. Общение грешного человека с этим все святейшим Существом совершенно немыслимо. Божественная святость, как огонь, поедает и уничтожает грешника, приближающегося к Богу. «Бог наш есть огнь поедающий» ( Евр.12:26 ). Поэтому «человек не может увидеть Бога и остаться живым» ( Исх.33:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

1Ин.1:6 . Аще речем, яко oбщehie имамы с ним, и во тм ходим, лжем и не творим истины: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Выше сказано, что цель настоящего благовествования Апостольского, есть общение с Богом Отцем, и Сыном Его Иисусом Христом. А поскольку Бог есть свет: то для соединения с Ним нужно устраняться всякой, даже малейшей тьмы. Мы должны отклонять все нечистые помыслы, должны удаляться всех дел, которые мертвят собою и душу и тело, каковы например: гордость, неверие, своевольство, зависть, ненависть ( Рим.1:29 ) и подобные им. А доколе грех в нас царствует, да не дерзаем мыслить и говорить, что имеем общение с Богом. В таком случае мы далеки от Него; путей истины нет в нас и мы ходим во тьме лжи и самопроизволении. 1Ин.1:7 . аще же во свт ходим, якоже сам той есть во свт, oбщehie имамы друг ко другу, и кровь Иисуса Христа Сына его очищает нас от всякаго грха. если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Свидетельство же неложного общения с духом Апостольским, следственно и самим Богом, есть хожденье в путях света, чего признаками служит: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). И если мы вступили в область этого света, в область истины и святости: то кровь Иисуса Христа очистит нас от всякого греха. 1Ин.1:8 . Аще речем, яко грха не имамы, себе прельщаем, и истины нсть в нас. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Она и действительно очищает нас от всякаго греха. Но утешаясь сею мыслью, возгревая в себе чувство живого на щедроты Божии упования, должно иметь величайшую осторожность, чтобы не впасть в сети самопрелыщения. Ибо на какой бы высоте нравственнаго совершенства не стоял человек, но если не сознает он греховного растления своей природы; если добрые дела свои приписывает себе и собственным силам: то суетно благочестие его; он далек от Царствия Божия и подобно Фарисею не будет на суде Его оправдан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

6)  Так как любовь только та настоящая, которая в Богу, то очищай душу свою, и внутренно тщись приять превосходящую разум любовь Христову. 7)  Счастье дивное, когда любим вместе Господа, когда блестки Божественной любви воспринимаем ……жественно, о, конечно, это так, когда мы обладаем любовью, когда приближаемся к ней и в меру этого. 8)  «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем» (пребывает) ( 1Ин.4:16 ). Что этим словам предшествует и что за ними следует?! – этим словам предшествуют – «и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог , и уверовали в нее». Значит, нужно войти в любовь любовью, в любовь живую и истинную, и постоянную, и только это должно именоваться любовью, вес иное и всякое иное понимание – подмена (…) И отсюда наше жизнеустремление и жизнеустроение истинное, определяющееся жизнью Божиею – «любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда (=т.е. спастись) достигает в нас тем, что мы поступаем в мире сем, как Он» ( 1Ин.4:17 ). Вот подлинная жизнь, настоящая любовь, действительное счастье. И вечное! И все это – одним словом – истинное! (ср. 1Ин.5:19–20 ) 9)  Да, счастье в том, когда не видишь себя, а Господа, когда вместе обе души не любуются друг другом, а ощущают божественное, которое вокруг них и радость светлая и тихая о Господе одним покрывалом объемлет, радость, в которой есть забывание себя и нет восхищения друг другом – да, этому места нет! А радость ощущения Господа единовременно. И уже нет нас, а есть Он в нас и мы в Нем, Он в нас, над нами и с нами неотъемлемо (…) 10)  Все ищут только себе, а посмотреть чисто и ясно по-христиански – оком снисхождения никто не хочет, и я скорблю, что сочувствие, которое могло бы лечить ее, (…) нет, увы! И ей нет облегчения, и им плохо – грешат и не думают, а как по Христу – по Христову-то нужно бы к ней отнестись и независимо от того, как и какова она… 11)  Вероятно, Св. ап. Иоанн Богослов был ближе других апостолов к мироносицам, и душа женственная, и верность Христу на кресте у него с мироносицами, а не с апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа 250 . Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой , и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени 251 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает...» ( 1Ин.3:6 ) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит...» ( 1Ин.5:18 ). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), или, что одно и то же, все мы много не веруем ! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие» 252 . А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Братия! Апостольское учение приложим к самим себе, для нашего назидания. Апостол учит: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). Мы созданы по образу Божию; потому по своей духовной природе стремимся к общению с Богом, и потому ничто земное не может удовлетворить высшим желаниям нашей бессмертной души. А чтобы достигать этого всегда желаемого душою общения и единения с Богом, как вечным Первообразом нашей души, мы должны ходить во свете, – очами веры взирая на свет премудрости, святости, благости и других беспредельных совершенств Божиих, должны стараться подражать сим совершенствам, познавать истину, и поступать по истине, чтобы всегда жить благочестиво и свято. Это наше назначение, наше истинное достоинство, истинное возвышение или приготовление к тому, к чему должны мы всегда стремиться, как созданные для вечной жизни, – должны всегда стремиться к теснейшему общению с Триипостасным Богом. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:6 ). Если говорим или думаем, что мы близки к Богу, и между тем не имеем в своей душе живой веры и любви к Богу, и не исполняем заповедей Божиих, а следуем своим порочным желаниям и страстям: то мы обманываем себя ; не поступаем по истине, не приближаемся к Богу, а удаляемся от Него. Братия! да ходим во свете, всегда благоговея пред Богом, и всегда стараясь делать угодное Ему, по заповедям Его, и будем иметь общение любви друг с другом, как члены одного тела, коего глава Христос, помня, что все мы искуплены одною кровью Иисуса Христа, Сына Божия, и сия кровь очищает нас от всякого греха, если только мы с истинным раскаянием и живою верою просим у Бога сей милости. Никто да не помышляет, что он невинен пред Богом, не имеет греха. Если бы кто подумал так, тот стал бы обманывать сам себя. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Такой помысл есть плод гордого самообольщения, прогневляющий Бога, который всем хочет спастись, и всем дарует благодатные средства ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста (cp.: 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческое естество и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Слепотствуя же в отношении к природе тела Христова, он по необходимости с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое за спасение мира, было истинное (страдание), то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он приемлет христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди евангельской, то пусть рассудит, какое естество, пронзенное гвоздями, висело на древе крестном; пусть размыслит, когда воин копьем отверз бок Распятого, откуда тогда истекла кровь и вода для омовения Церкви Божией банею и напоения чашею. Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает чрез окропление кровью Христовою (см.: 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... не водою только, но водою и кровью. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь; и сии три ободном ( 1Ин.5:4–6,8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Эти три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пост может одухотворить и послужить к смирению, а может привести в самомнение и превозношение. Уединение полезно молящемуся и трезвящемуся, а при праздномыслии оно бесполезно и вредно при самомнении. Чтение может образовать ум, а может лишь изострить язык. Так же и брак может обучить любви, а может расслабить чувственностью, ожесточить суровой действительностью или привести к унынию от постоянных семейных проблем. Чтобы получить пользу от брака, надо сразу понять и принять изречение Господне о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Родительство опытно показывает, «в вере ли мы» ( 2Кор.13:5 ) и живет ли в нас Христос, Который есть »Любовь " ( 1Ин.4:8 ). Ведь отдавая себя воспитанию, помогая и сопереживая детской душе, родитель не условно, а вполне конкретно начинает «нести бремя другого», исполняя этим закон Христовой любви ( Гал.6:2 ). Он не на словах, а на деле начинает познавать любовь в том, что как Христос «положил за нас душу Свою, так и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Приходит и понимание очевиднейшей истины, что не может быть любви Божией у того, «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое» ( 1Ин.3:17 ). Все эти слова никого не касаются так близко, как собственных детей, ближе и родственней которых не бывает никого на свете. И если преп. Силуан суть любовного отношения к ближнему определил так, что «брат наш есть наша жизнь» 273 , то родители по праву могут говорить, что их жизнь – это их дети. И именно с ними и через них, а не через каких-то еще воображаемых ими ближних можно научиться христоподражательной любви. Жизнь семейная является мерилом христианского преуспеяния для живущих в миру. Здравие души определяется семейным миром и беззаветной любовью ко всем членам семьи. Для того-то Господь и установил брак и устроил семейный быт, чтобы люди взаимно друг друга любили и привязывались друг к другу. И не случайно Господь запретил браки между родственниками, потому что они и так любят друг друга, будучи соединенными естественными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Скачать epub pdf 19. 15 неделя по Пятидесятнице. О беседе Христа с законником. О любви к Богу и ближнему (Мф. 22:35–46) «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ). Основной заповедью Евангелия является, благочестивые слушатели, заповедь о любви к Богу и ближнему. В Евангелии от Матфея мы читаем: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:37–39 ). Почему мы призываемся прежде всего и больше всего возлюбить Бога? Потому, что Он прежде возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ). Из-за этой любви Он сотворил нас, даровал жизнь, а когда пришло время нашего искупления, то послал на землю Сына Своего Единородного, дабы Его жертвенной любовью спасти и спасать нас. С тех пор Он открывается нам как любовь ( 1Ин. 4:8 ), как Отец ( Мф. 6:9 ), любящий нас неизмеримо больше, чем мы любим Его. С тех пор Его любовь окружает нас, мы ею живём и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Слово Божие говорит, что Господь стоит у двери нашего сердца) и стучит ( Откр. 3:20 ). Стучит и просит: Сын мой! Отдай сердце твоё Мне ( Прит. 23:26 ). Нам трудно любить того, кто не любит нас, кто отвращается от нас и не хочет иметь никакого общения с нами. Неизмеримо легче и приятнее любить того, кто сам любит нас и награждает нас дарами своей любви. Но что это за дары, которых жаждет и любит наша душа? Этими дарами является свет, добро, любовь, истина, красота, мир, радость, свобода духовная и другие. Все эти дары может даровать нам Бог, ибо Сам Он и есть свет ( Ин. 1:5 ), есть любовь ( 1Ин. 4:16 ), есть Истина и Жизнь ( Ин. 14:6 ), есть мир ( Ин. 14:27 ), святость ( 1Пет. 1:16 ), есть добро и милосердие ( Лк. 6:36 ). Выходит, что если мы хоть сколько-нибудь любим свет, добро, истину, любовь, мир и радость, то тем самым любим Господа, хотя, быть может, не всегда осознаём это. Но, однако, такая любовь – неполная, несовершенная любовь. Здесь мы больше любим дары Божии (добро, истину, мир и прочие), чем Самого Бога из-за слабой любви нашего сердца, души, разума и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010