1Ин.3:3 .  И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. 1Ин.3:4 .  Всякий, делающий грех , делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. Из понятия рождения верующих от Бога ( 1Ин.2:29 ), их высокого благодатного богосыновства в настоящем ( 1Ин.3:1 ) и неизреченного блаженства в будущем (ст.2) для всякого имеющего христианскую надежду на блаженную вечность необходимый долг – постоянно очищать себя от всяких греховных прирождений по образцу чистого и безгрешного Христа, так как только чистые сердцем могут видеть Бога ( Мф 5:8 ). Этот нравственно-практический вывод из учения о духовном возрождении христиан и их высоком достоинстве детей Божиих Апостол далее (ст. 4) подкрепляет отрицанием противоположного тезиса, вероятно, высказывавшегося еретиками-антиномистами, о допущении греха в христианах: Апостол со всею решительностью доказывает полную несовместимость греха с достоинством возрожденных христиан. Апостол говорит как бы так: «вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех , но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду. Грех даже неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить… Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием – нарушение положительного закона» (блаж. Феофил.). Нарушитель же закона Божия есть преступник против него, и уже не дитя Божие, а общник и сын диавола. 1Ин.3:5 .  И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 1Ин.3:6 .  Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Апостол теперь, ссылаясь на собственный внутренний опыт и христианское познание читателей, еще далее раскрывает несовместимость греха с состоянием возрожденного во Христе, указывая на то, что целью самого явления Христа было принести умилостивительную жертву за грехи всех и уничтожить ответственность вечного осуждения за них пред Богом (ср. 1Ин.2:2 ; см. 1Пет 2:21, 24 ), причем самое общение христиан с Безгрешным Христом Спасителем обязывает их не грешить; допустимы лишь грехи немощи и слабости природы человеческой. «Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» – «под видением Его разумеет не видение простым прикосновением глаза или легким воспроизведением в своем воображении чего-либо известного, но нежелание сколько-нибудь обсудить и разузнать дело и присоединиться к Нему» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что касается до внешнего изложения послания, то о сем уже было сказано, что оно носит печать того же возлюбленного ученика Христова и имеет тот же возвышенный язык, со множеством повторений и противоположений, какие замечаются в Евангелии Иоанна. Беседуя с христианами, как отец с детьми, Апостол Иоанн говорит о самых высоких предметах просто, и когда он охуждает что-либо, то говорит с великою силою (авторитетно), а когда он похваляет и возбуждает к любви, то речь его произносится нежно, отечески и пастырски. «Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением об их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Потому он повторяет свои слова многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей» 732 . Он, например, говорит. «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:5:8 ). Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху – любяй брата своего во свете пребывает ( 1Ин.2:7:10 ). Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца ( 1Ин.2:15–16 ). Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос ( 1Ин.2:18:22 ). Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин.3:2 ). Творяй грех от диавола есть (8). Всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (15). И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть ( 1Ин.4:3 ). О сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир (9). Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог и мы должны есмы друг друга любити (11). Бог любы есть, пребываяй в любви, в Бозе пребывает (16). Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин.5:1 ). Всяк рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему (18). Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (20)». Церковное употребление второго послания Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1Ин.2:29 . Аще всте, яко праведник есть, разумйте, яко всяк творяй правду от него родися. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Зная же это, зная, что Бог нраведен, что каждому воздаст по делам его, должно знать и то, что всяк человек, живущий по закону правды, рожден от Него: он есть чадо Божие и наследник обетований. В день же славного явления Господа нашего Иисуса Христа, он предстанет пред Ними с твердою надеждою облещися в виссон чист и светел, виссон оправдания Святых ( Откр.19:8 ). Часть вторая. О надежде с любовью а) Основание надежды – любовь Бога Отца к падшему человеку, открывшаяся в пришествии на землю Сына Его ( 1Ин.1:1–5 ); б) предмет надежды – Богоподобие и зрение Бога ( 1Ин.3:2 ); в) средства преобрести сию надежду: очищение от греха заслугами Ходатая; подражание Его праведности, доказываемое любовью к ближним, уклонением от путей Каиновых, милосердием или состраданием; молитва – или неосужденное дерзновение к Богу ( 1Ин.3:3, 9, 11–12, 17, 21 ); г) плоды молитвы – единение с Богом, свидетельствуемое Духом Божьим ( 1Ин.3:24 ); д) предосторожность от влияния духов антихриста; их разпознание и отвержение ( 1Ин.4:1–6 ). Сию часть составляет третья глава послания, и шесть стихов четвертой. Глава 3 1Ин.3:1 . Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Бoжiя наречемся, и будем. Сего ради мíр не знает нас, зане не позна его. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Св. Апостол, изложив учение о Вере и об оправдании заслугами Господа и Спасителя нашего, хочет подкрепить веру нашу надеждою. И с сею целью ободряет верующих тем, что Отец небесный любит их и печется о спасении всех и всегда, печется невзирая на нашу греховность; ибо не хочет смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти ( Иез.33:11 ). Когда на таковое хотение и призывание человек отзывается безусловною готовностию обратиться к Отцу небесному, тогда Он изводит грешника из состояния греховного рабства и поставляет его в состояние благодатного возрождения, превышающего собою все понятия мира, все суждения людей, ходящих в суете ума своего, работающих плоти и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

1Ин.4:4 ). Кого, если не антихриста? Ведь выше он произнес: «Всякий, кто отвергает Иисуса Христа и отрицает, что Он пришел во плоти, не есть от Бога» (ср. 1Ин.4:3 ). И мы объяснили, если вы помните, что все те, кто попирает любовь, отрицают, что Иисус Христос пришел во плоти. Ибо надлежало, чтобы Иисус пришел именно из любви. В самом деле, от нас требуется та любовь, о которой Он сам говорит в Евангелии: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Как мог Сын Божий положить жизнь Свою за нас, если не облекшись в плоть, в которой Он мог бы умереть? Итак, всякий, кто попирает любовь, пусть он и на словах признает, а делами отрицает, что Христос пришел во плоти; он – антихрист, где бы он ни был, куда бы ни пришел. Но что говорит [апостол] тем, кто является гражданином той родины, по которой мы вздыхаем? «Вы победили его» (ср. 1Ин.4:4 ). А почему победили? Потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире ( 1Ин.4:4 ). Чтобы они не приписали эту победу собственным силам и не оказались побеждены гордыней (ибо диавол побеждает всякого, кого делает горделивым), что говорит им [апостол], желая, чтобы они сохраняли смирение? «Вы победили». [P. 318] И всякий человек, который слышит: «Вы победили», поднимает голову, выпрямляет шею, хочет похвалить себя. Не превозноси себя! Узри, Кто в тебе победил. Почему ты победил? Потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Будь смирен, неси Господа твоего; будь ездовым животным Всадника твоего. Благом является для тебя, что Он управляет тобой, что Он правит тобой. Ведь без Всадника, ты можешь спрямить шею, можешь своевольничать; и горе тебе без Седока, ибо свобода твоя увлечет тебя на съедение дикими зверями. 3 . Они от мира ( 1Ин.4:5 ). Кто? Антихристы. Вы уже слышали, кто они такие. И если вы не такие, то знаете их, а тот, кто сам такой, не знает. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их ( 1Ин.4:5 ). Кто же те, которые говорят по-мирски? Уразумейте: это те, которые против любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает верующих от такого лжеучения и говорит, что только «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин. 4:2). Затем и в посланиях своих он повторяет, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16), а потому и люди должны любить Бога. Только «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16). Но что такое любовь к Богу? — «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6). А заповеди Господа сводятся к заповеди любви (1Ин. 4:7-8). Любить же нужно не «словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18). «Кто говорит: «я познал Его» (т.е. Бога), но заповедей его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4), как нет истины и в том, кто «говорит «я люблю Бога», А брата своего ненавидит» (1Ин. 4:20). «Любящий бога любит и брата своего» (1Ин. 4:21). Апокалипсис, или книга откровений, изображает будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа с антихристом и поражение антихриста. Будущие судьбы Церкви Христовой изображены здесь наиболее полно, чем где бы то ни было в другой книге Св. Писания. 11. В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. Ап. Иоанну 8 мая. 1. Т.е. разумных существ — людей, которых Христос охраняет, как пастырь охраняет овец. 2. Церковь воинствующая — это Церковь, заключающая в себе христиан, живущих на земле, а торжествующая — это общество прославленных верующих, обитающих на небе. 3. Карфаген — город в северной Африке. 4. Здесь следует разуметь Византию, которая, сделавшись восточною столицею римского царства, стала именоваться Новым Римом. В старом Риме почитание св. Каллистрата не имело места. Кроме того, упоминаемый здесь Рим, как видно из последующего, стоял на самом берегу моря, тогда как от старого Рима море находилось в далеком расстоянии (около 4-х верст). 5. Познать имя Божие — значит познать Божественные свойства и совершенства, открывающиеся в управлении миром и жизнью человека. 6. Т.е. храм, в котором мученики — воины будут почитаемы верующими. 7. Дельфины — хищные морские млекопитающие. 8. Солнце язычники почитали за бога, именуя его Аполлоном. 9. Указывается на крещение, которое совершалось с древности в особых купелях или купальнях. — В крещении человек возрождается в новую, святую жизнь и делается чадом Божиим. 10. Ветхий человек — человек, не получивший христианского крещения и состоящий еще под грехом Адамовым. (См. Кол.1:12). 11. Св. Каллистрат и дружина его пострадали около 304 года по Р.Х. 12. Т.е. Господь Иисус Христос. 1. Митрополит Фотий, родом грек из Мореи, занимал кафедру с 1408 по 1431г. 2. Кирилло-Белозерский монастырь в г. Кириллове Новгородской губернии, к югу от Белого озера, основан в 1397 г. преподобным Кириллом († 9 июня 1427 г.). 3. Первоначальное название Ладожского озера, из которого вытекает река Нева, носящая названии по древнему имени Ладожского озера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если бы всякий рожденный от Бога не мог совсем грешить, то зачем ему было бы «хранить себя»? Потому он и хранит себя, чтобы не согрешить, и потому не согрешает, что хранит себя от греха. Очевидно, слова: «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» – нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха; Он лишь «един свят» ( Откр. 15:4 ). Наконец и для рожденных от Бога, познавших Его и пребывающих в Нем нужны не только вера, но и дела и соблюдение заповедей Божиих: «Всякий, делающий правду, рожден от Бога» ( 1Ин. 2:29 ). «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин. 15:5 ). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слова Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин. 2:3–5 ). Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он ни в чем не грешит, тот по словам ап. Иоанна, «обманывает сам себя и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божиих, «тот лжец и нет в нем истины». Сектант: 4) Верующий не явится на всеобщий суд; он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасен: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия» ( Ин. 3:18 ). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ). Объяснения православного: 4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не придет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственность состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Ин. 4:15 ), а Бог есть жизнь и любовь ( 1Ин. 1:2 ), ( 1Ин. 5:11 ), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16, 21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий братьев пребывает в смерти» ( 1Ин. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

После второго пришествия Господа и воскресения мертвых должен последовать окончательный суд. Выше мы видели, что в 4 Евангелии есть места, где Христос говорит, что Он пришел не судить, но спасти мир. Но замечательно, что, с другой стороны, здесь же Сам Христос усвояет исключительно Себе прерогативу суда. „Отец и не судит никого, – говорит Он, – но весь суд отдал Сыну“ ( Ин.5:22 ). „И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий“ ( Ин.5:27 ). Возможно ли объединить эти два ряда изречений? По нашему мнению, они вполне примиряются следующими словами Господа: „Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день“ ( Ин.12:48 ). Здесь мы имеем, во-первых, несомненное указание на эсхатологический акт; а во-вторых, представление о последнем суде одухотворяется, так как он является только подтверждением того, что наблюдается в истории христианства при настоящем состоянии мира: „Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы“ ( Ин.3:19 ). Впрочем, речь в 4 Евангелии о суде не исключает даже представления о нем, как юридически-судебном акте. Прямое упоминание о дне суда имеем в 1Ин.4:17 : ν τοτ τετελεωται γπη μεθ μν, να παρρησαν χωμεν ν τ μρ τς κρσεως. Здесь идет речь о дерзновении в день суда; о дерзновении же и о том, чтобы не постыдиться в пришествие Господа, говорится и в 1Ин.2:28 : не свидетельствует ли это, что последний суд представляется Иоанну в форме юридического акта? В заключение мы должны коснуться учения Евангелиста Иоанна об антихристе, незатронутого нами в предыдущем изложении. „Дети! последнее время (σχτη ρα). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время“ ( 1Ин.2:18 ). „Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире“ ( 1Ин.4:3 ). „Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист“ ( 2Ин.1:7 ). „Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына“ ( 1Ин.2:22 ). H. J. Holtzmann говорит, что здесь явление антихриста обсуждается, как преданный член веры, но пересаживается из мифологической сферы на почву исторической действительности и объясняется в отношении к коллективной личности выходящих из христианства еретиков 1247 . Но при обсуждении учения Иоанна об антихристе должно иметь в виду справедливое замечание Prof. R. F. Weidner’a, что Апостол в своем послании дает нам скорее практическое приложение доктрины об антихристе, чем формальное ее определение 1248 . Сам H. J. Holtzmann соглашается, что на основании 1Ин.2:18 от выступления многих антихристов можно заключить к скорому выступлению одного 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

1Ин.2:3 .  А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. 1Ин.2:4 .  Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 1Ин.2:5 .  а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. 1Ин.2:6 .  Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Высказав основной догмат христианской веры о Христе как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, именно: соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4–6), Апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека. Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3–5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между Богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. «Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то Апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу… И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство» (блаж. Феофил.). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. см. 1Пет 2:21 ; Ин 8:29, 17:4 ). 1Ин.2:7 .  Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 1Ин.2:8 .  Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наконец, заповедь о любви к брату содержит все, что другие заповеди имеют своею целью; в ней они находят свое исполнение: «Любовию работайте друг другу, – говорит Апостол Павел: ибо весь закон в едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего якоже себе» ( Гал.5:14 ). Но это еще не все. «Любовь к брату» есть полное выражение живого общения с Богом и, следовательно, хождения во свете. Припомним учение Апостола Иоанна о любви. Абсолютная любовь существует только в Боге, Который есть любовь ( 1Ин.4:8 ); всякая любовь имеет свой источник в Нем; отсюда обратно: всякий любящий рожден от Бога ( 1Ин.4:7 ), пребывает в Боге и Бог в нем пребывает ( 1Ин.4:16 ). Далее, любовь Бога к людям особенно обнаружилась в посольстве единородного Сына для умилостивления за грехи наши, – чрез Него мы сделались детьми Божиими ( 1Ин.3:1 ). Но если всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, то всякий любящий родившего должен любить и рожденного от Него ( 1Ин.5:1 ), т.е. должен любить брата своего. Отсюда: если любовь к брату есть факт, то это есть несомненный знак, что любящий рожден от Бога и ходить во свете, и по 1Ин.1:7 общение друг с другом есть следствие хождения во свете, равно как отсутствие этого признака свидетельствует о совершенно противоположном. Спаситель в Своей прощальной беседе указал на взаимную любовь Апостолов как на признак, по которому всякий может узнать, что они Его ученики, находятся с Ним в постоянном общении: «заповедь нову даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученики есте, аще любовь имате между собою» ( Ин.13:34–35 ; cp. Ин.15:12, 17 ). «Якоже возлюбих вы, – говорит Иисус Христос. Таким образом, в Нем осуществлен высочайший идеал любви; ибо Он, возлюбль своя сущия в мире, до конца возлюбил их» ( Ин.13:1 ). Такова необходимая связь между братскою любовью и хождением во свете, хождением, как Он ходил, или иначе истинным христианским состоянием. Братская любовь есть существенная часть обязанностей христианина, тогда как ненависть есть отрицание их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Кроме небесного и земного свидетельств, вера в Иисуса Христа имеет в пользу истинности своей сильное внутреннее свидетельство самого верующего: для верующего и живущего во Христе истинность веры выше всяких сомнений, поскольку вера есть постоянный факт его сознания (ср. Ин 7:16 ; Рим 8:16 ; 1Ин 1:10 ). Наоборот, кто не верует в свидетельство Божие, тот считает его ложным, следовательно, Самого Бога представляет лживым (ст. 10); – «неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это жизни вечной» (блаж. Феофил.). Между тем истинная вера носит в себе несомненный залог вечной жизни (ст. 11–12, ср. 1Ин.1:4 ). В ст. 13 «выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам, как наследникам вечной жизни. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиньями непохвально» ( Мф 7:6 ) (Феофил.). И дальнейшие стихи, 1Ин.5:14–21 , составляя органическую, неотъемлемую часть послания, имеют характер заключения, в котором повторяются главнейшие мысли послания, с прибавлением, впрочем, одной новой мысли о ходатайственной молитве за согрешающих братьев ( 1Ин.5:15–16 ). 1Ин.5:14 .  И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 1Ин.5:15 .  А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. В верующем сознании обладания истинною, вечною жизнью заключается, как необходимый момент, сыновнее дерзновение верующего пред Богом (ст. 14, см. 1Ин.2:28, 3:21, 4:17 ), состоящее в радостной надежде, что Бог услышит наши молитвы, если только они согласуются с Его святейшею волею (ср. Ин 16:24 ; Евр 4:16 ), – «если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас… А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (блаж. Феофил.). В силу этой христианской надежды происходит то, что просимое у Бога, ожидаемое от Него, является для верующего христианина как бы исполнившимся (ст. 15). Такова сущность христианской молитвы вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010