1) Кто имеет в душе истинную христианскую надежду, тот имеет твердую и живую веру в те свойства Божии, которые служат основанием нашей надежды, ка­ковы: всемогущество, благость, праведность, верность в обетованиях; – тот несомненно верует в Божествен­ные обетования и беспредельные заслуги Христа Спаси­теля. Кто носит в своей душе истинную христианскую на­дежду, тот, памятуя о благах духовных, всегда стре­мится к ним ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), и с сы­новнею преданностью и упованием молит о них Господа Бога, надеясь, что Господь не лишит его просимых благ, как говорит апостол Иоанн: сие есть дерзновение еже имамы к Нему (Сыну Божию), яко аще чесо просим по воли Его послушает нас. И аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него. «Вот какое дерзновение имеем мы к Нему, что когда мы просим чего по воле Его, то Он послушает нас. А когда мы знаем, что Он нас слушает во всем, чего бы мы ни просили: знаем и то, что получаем просимое от Него» ( 1Ин.5:14,15 ). Кто питает в своей душе истинную надежду во Христе, тот старается хранить совесть свою в чисто­те, по слову апостола Иоанна: всяк имеяй надежду сию на-Нь, очищает себе, яко же Он чист есть. «Всякий имеющий Сию надежду на Него (т. е. надеющийся вечной блаженной жизни в обителях небесных) очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:3 ), и потому удаляется всяких грехов; а если по немощи человеческой подвер­гается грехам, спешит очиститься от них искренним покаянием и исповедью пред отцом духовным. Патриарх Авраам, родоначальник избранного народа еврейского, представляет собою поучительный пример веры и надежды: ибо Авраам веровал всем словам Божиим, и повиновался им непоколебимо, надеясь на обетования Божии и на покров Божий. Бог сказал Аврааму: изыди от земли твоея, и от рода, твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен ( Быт.12:1,2 ). И Авраам, оставив свое отечество и род свой, пошел в неизвест­ную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

    Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига (αγων, см.Флп.1:30; 1Тим.6:12; 2Тим.4:7). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, — говорится в книге Ездры, — чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» (3 Ездр.7:57—58). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти (Ин.16:33, 1Ин.5:4—5), диавол, миродержитель тьмы века сего (Еф.6:11—17; 1Иоан.2:13, 14; ср.Апок.12:11), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова (1Ин.4:3—4). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: «Я видел, — говорит Ездра, — на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» (3 Ездр.2:42—47; ср.Апок.14:1—5; 2Тим.4:7—8).    Награду победителям из среды ефесских христиан составляет вкуше­ние райского древа жизни. В Новом Завете, кроме разбираемого места, παραδεισος встречается еще Лк.23и 2Кор.12:4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В эти дни Господь говорил ученикам о Царствии Божием. Сообщенные в эти дни истины Царствия Божия были более глубоки, чем те, которые открыты до крестных страданий. Но теперь для апостолов это были светлые тайны, прозрачные глубины. Таинственные и непостижимые, они были легки для принятия, по обетованию Господа в той же прощальной беседе: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин.16:25 ). О глубине этих тайн пишет апостол Петр христианам: «Проповедано вам..., во что желают проникнуть ангелы» ( 1Петр.1:12 ). После вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостолы раскрывают христианам «домостроительство тайны», до тех пор неведомой «начальствам и властям на небесах», «сокрывавшейся от вечности в Боге», соделавшейся известной на небесах через Церковь ( Ефес.3:9–10 ). От апостолов эти тайны стали достоянием и земной Церкви, вошли в её вероучение. Потому говорит от имени апостолов тогда еще не знавший Иисуса, но после просвещенный явлением ему самому Господа, младший из апостолов Павел: «Кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Господь, сказав в прощальной беседе о дне воскресения Своего: « в тот день вы не спросите Меня ни о чем», продолжал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:23–24 ). И апостолы стали жить этой уверенностью, внушать и доказывать ее уверовавшим во Христа. «Чего ни попросим, получим от Него», пишет апостол Иоанн в своем первом послании ( 1Ин.3:22 ), и потом снова: «вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). То же и в послании апостола Иакова: «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему, но да просит с верою» ( Иак.1:5–6 ). После святых сорока дней Своих явлений Господь вознесся на небеса. И мысль апостолов от истины воскресения Христова и попутно с нею устремляется к другой истине, наиболее тесно с ней связанной – к истине всеобщего воскресения. Христос – первенец из мертвых ( 1Кор.15:20 ). Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертныя тела ( Рим.8:11 ). Нужно жить для жизни вечной. На небесах хранится наследство нетленное, чистое, неувядаемое для живущих по вере во Христа ( 1Пет.1:4 ). Только нужно быть достойным его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Глава II Христос есть умилостивление за грехи всего мира (1–2). Познание Его и общение с Ним как светом в деятельном исполнении заповедей Божиих, особенно заповеди о любви (3–11). Всеобщность и общедоступность спасения во Христе (12–14). Враждебная общению с Богом любовь к миру (15–16). Признаки наступления последней мировой эпохи (17–19). Истинное Христово учение в противоположность антихристианскому (20–27). 1Ин.2:1 .  Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 1Ин.2:2 .  Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Желая предотвратить возможность перетолкования изложенного в 1, 5–10 учения, св. Иоанн Богослов с отеческою трогательностью выразительно напоминает читателям, что написанное им в этих стихах отнюдь не может служить оправданием легкого отношения ко греху и его многоразличным проявлениям, напротив: целью там сказанного является отвращение читателей и христиан вообще от греха: » сие пишу вам, да не согрешаете». Но вместе с тем для людей особенно чуткой совести, искренно ищущих свободы от греха и истинного христианского совершенства, но глубоко сознающих греховность человеческой природы, Апостол присоединяет и ободрение в вере во всесильное ходатайство Господа Иисуса Христа, великого и вечного Ходатая (aduocatum) за человечество пред Богом Отцом (ср. 1Тим 2:5 ). «Апостол, зная, что природа наша непостоянна и греховна, что влечение ко злу мы всегда носим в себе, что завистник диавол препятствует своими ковами спасению нашему, что посему и примирившиеся уже с Богом через исповедь, если живут невнимательно, не избежат греха, внушает теперь, что, если бы мы пали после прощения грехов, то не должны отчаиваться. Ибо, если обратимся, то можем и опять получить спасение через посредничество Господа Иисуса Христа, потому что Он, ходатайствуя о нас пред Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Апостол сказал это потому, что писал иудеям, сказал для того, чтобы показать, что благотворность покаяния не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычников, или что обещание это относится не к одним только современникам, но и ко всем людям последующих веков. Иисуса Христа он называет Ходатаем за нас, умоляющим или уговаривающим Отца с особенною целью, именно – представить, что Сын имеет одно естество и одну силу со Отцом, и что действие Одного из трех пресвятых Лиц является общим прочим лицам» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь воцарится в сердце нашем и введет нас в наследие благ вечных. Но горе тому, кто не видит в Нем Бога Спасителя своего! Человек таковый уже носит в себе осуждение смерти; он мертв для дел благих и для жизни Богоблагодатной, истекшей из живоносных ребр Спасителя мира. 1Ин.5:13 . Ciя писах вам врующым во имя Сына Бoжiя, да всте, яко живот вчный имате, и да вруете во имя Сына Бoжiя. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. Апостол сими словами не токмо усугубляет внимание к предмету, о котором говорит, но вместе определяет точнейшим образом цель, к которой клонится его назидание. Верующие в Сына Божия слышали здесь вожделенный глас таинника Божией благодати, что они чрез веру свою уже соделались причастными жизни вечной; что для них и тогда, когда душа совлечется бренного тела, не будет смерти, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость (4-мол. в Пятидес). Ибо верен Тот, Кто изглаголал: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). 1Ин.5:14–15 . И cie есть дepзhobehie, еже имамы к нему, яко аще чесо просим по воли его, послушает насъ: и аще вмы, яко послушает нас, еже аще просим, вмы, яко имамы npoшehiя, ихже просихом от него. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. Уверение в непременном наследии вечной жизни, каждый верующий ощущает в собственном сердце, и как бы осязательно познает непреложность даруемого ему обетования. Ибо кто из членов Церкви не испытал на себе, кому не известно, что Господь исполняет хотения боящихся Его и не лишает их благ Своих? Когда же совершает это для целей временной жизни, то откажет ли Он нам в потребном для спасения и вечной жизни? Иже Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует ( Рим.8:32 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Истинная любовь естественно проявляет себя через добрые дела. Господь Иисус Христос говорит: « Имеяи заповеди Моя и соблюдаяи их, тои есть любяи Мя; аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет » ( Ин.14:21,23 ). Апостол Иоанн пишет: « Сия бо есть любы Божия (это есть любовь к Богу), да заповеди Его соблюдаем » ( 1Ин.5:3 ). « Не любим словом, ниже (и даже не) языком, но делом и истиною » ( 1Ин.3:18 ). О Законе Божием и заповедях  В Священном Писании о внутреннем законе говорится: « иже являют (они показывают, что) дело законное написано в сердцах своих, спослушествующеи им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» ( Рим.2:15 .) На вопрос: кая (какая) заповедь больши есть в Законе! — Он отвечал: « Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна еи: возлюбиши искренняго (ближнего) твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию (на этих двух заповедях) весь Закон и пророцы висят (утверждаются)» ( Мф.22:36-40 ). Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним: « Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя » ( Ин.15:13 ). А любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу: « Иже любит отца или матерь паче (более, нежели) Мене, — говорит Иисус Христос, — несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь (дочь) паче Мене, несть Мене достоин » ( Мф.10:37 ). В Священном Писании так говорится о человекоугодии: « аще бо бых еще человеком угождал (если бы я и поныне угождал людям), Христов раб не бых убо был (не был)» ( Гал.1:10 .) Священное Писание говорит о человеконадеянии: « сия глаголет Господь: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем (и плоть делает своеи опорои ), и от Господа отступит сердце его ( Иер.17:4-5 )» Чтобы лучше преуспеть в исполнении своих обязанностеи к Богу: « Иже хощет по Мне ити (кто хочет идти за Мнои), — говорит Господь Иисус Христос , — да отвержется себе » ( Мк.8:34 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Впрочем, есть изречения, говорящие и о противоположном, вроде таких, как это: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Своего Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» ( Ин.3:16–17 ). Из всех этих высказываний ясно только то, что есть два значения «мира». В одном значении в Свящ. Писании употребляется слово «мир» для определения таких понятий, как вообще тварное бытие и упорядоченная совокупность всего сотворенного Богом, или как общество разумных свободных существ, включая ангелов и человека, или просто людской род и те условия, в которых он живет. Другой «мир» в Свящ. Писании описывается как мир, который «во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ), в котором царствует смерть ( Рим.5:14 ) и у которого есть свой князь – сатана ( Ин.12:31 ). Соответственно, дух, царствующий в этом мире, есть «дух антихристов» ( 1Ин.4:3 ), и мудрость его есть " безумие перед Богом» ( 1Кор.1:20 ). Говоря языком обыденным, этот мир и есть та культура, которая ныне царствует, и царство которой характерно тем, что совершенно противоположно Царству Божиему. Свое начало такая культура берет от первой четы человеческой. Первый же родившийся у них сын Каин за свою деятельность получил проклятие Божие. «И пошел Каин от лица Господня, т.е. в сторону от Бога противоположную, и поселился в земле Нод, на восток от Эдема» ( Быт.4:16 ). Там он «построил город» ( Быт.4:17 ), вероятно, с целью воевать и защищаться. В шестом же его колене родился сын Ламех, который взял себе две жены: «имя одной Ада (украшение гарема), а второй – Цилла» (тень, приятная прохлада), что свидетельствовало уже о грубом проявлении чувственности, ибо он взял не просто женщин, а самых красивых, и не столько для деторождения, сколько для удовлетворения похоти ( Быт.4:19 ). Из детей рожденных Адой, первый сын Иавал стал «отцом живущих в шатрах со стадами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Неменьшее зло испытала святая Церковь от вероломных своих сынов. Ереси и расколы возмущали ее покой, усиливались помрачить ее чистоту и святость. Ереси исчезли постепенно, как зловонный дым, и посреди их мрака открылось необозримое множество испытанных христолюбцев, великодушных защитников истины, глубокомысленных и красноречивейших христианских философов и ораторов, которые придали особенную ясность, свет, красоту, крепость и силу догматам и таинствам православия. – В последствии веков, даже в наше время, страсти человеческия, предразсудки, лжеумствования, фанатизм и вольнодумство неоднократно поднимали знамя бунта против Церкви Христовой; все такие движения испорченной и развращенной воли человеческой находили в самих себе достойную казнь; а Церковь Господа нашего Иисуса Христа осталась неподвижною, как высокая скала, скрывающая величественное свое чело в небе, недосягаемое, окруженное молнией и громами Божиими, или как многоветвистое и густолиственное дерево, под тенью которого укрываются и покоятся теперь народы почти всей вселенной. Кто же производил и производит такие чудеса над судьбою Церкви Христовой, как не Тот, Который Глава ее? Чьи руки могли быть так сильны, чтобы спасти ее от сокрушительных ударов и адской и человеческой злобы, кроме Того, Который проницательно сказал еще до основания ее: „и врата ада не одолеют ее “ ( Мф.16:18 )? A если Господь Иисус Христос хранил Церковь Свою и хранит, управлял ею и управляет, то значит царствовал и царствует, Ап. Павел и сказал: Иисус Христос для того и умер и воскрес, „чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми“ ( Рим.14:9 ). Не спросит ли кто-нибудь: как же это может быть, чтобы Господь царствовал на земле, когда на земле множество неправд, пороков и разного рода беззаконий, как и сказано где то: „мир лежит во зле“ ( 1Ин.5:19 )? – Мы и ответствуем, что это то и привлекло на землю человеколюбца Бога, чтобы разрушить дела тьмы, или, как сказано в Писании, „дела диавола“ ( 1Ин.3:5 ). Припомним ответ Господа фарисеям, говорившим Ему в укоризну, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками: „не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию“ ( Мф.9:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Но практически для византийских историков эра Рождества Христова была неудобна, так как Рождество Христово было тогда слишком близкой датой. Излагая историю Александра Македонского, древнего Рима, Помпеи, Цезаря, надо было указывать год до Р.Х. Это неудобство ощутимо и для нас, но для нас оно значительно уменьшается тем, что ныне дата Рождества Христова достаточно далека от нас по времени, и заметно это неудобство становится лишь при изложении истории веков, близких к ней. По всем этим причинам, исчисленная Дионисием Малым эра от сотворения мира была охотно принята византийскими историками, а от них взята византийским государством. Однако очень часто на византийских документах мы встречаем обе даты: и от сотворения мира, и от Рождества Христова. Потоп Когда «Люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» ( Быт. 6:1–2 ) С давних времен эти строки св. Библии вызывали недоумение: кто эти «сыны Божий» – «бне Элогим», которые входили к дочерям человеческим? В предхристианскую эпоху в древних таргумах еврейские книжники толковали это место Священного Писания, как соединение ангелов с женщинами (Таргум Онкелоса). Но, конечно, такое понимание никак не соответствует нашему христианскому учению об ангелах, как о бесплотных, не имеющих телесности духах, не соответствует и истине нашей веры в единственность происхождения человеческого рода от Адама и Евы. В то время, как древние языческие предания часто приписывали своим царям или героям божественное или полубожественное происхождение, Священное Писание с древнейших времен категорически утверждает единство происхождения всех людей от общих предков. Поэтому уже ранние отцы нашей Церкви не принимали раввинского толкования этого места (Св. Иустин, св. Климент Римский , Климент Александрийский , Тертуллиан , Лактанций и Коммодиан), но учили, что под «сынами Божиими» нужно понимать праведную часть человечества. Действительно, уже в Ветхом Завете о праведниках говорится, как о сынах Божиих. Например, в «Премудрости Соломоновой:» «Он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми» ( Прем.5:5 ), «Сынов Твоих не одолели зубы ядовитых змеев» ( Прем.16:10 ). «Достойны лишения свободы и заключения во тьме те, кто держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет Закона Своего» ( Прем18:14 ). И Сам Господь говорит: «Сподобившиеся достигнуть того века... равны ангелам и суть сыны Божии» ( Лк. 20:36 ). Св. Иоанн Богослов свидетельствует: «Любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:9 ). А св. Иоанн Златоуст , поясняя эти слова апостола, учит: «всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нас» (Беседа на 1Ин. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Раскрытию понятия жизни посвящены целые речи Иисуса Христа, приведенные в Евангелии Иоанна, и много отдельных выражений в других новозаветных писаниях, преимущественно у св. Апостолов Иоанна и Павла. Согласно содержащемуся в этих писаниях учению о вечной жизни, человечество после грехопадения Адама было порабощено греху и пребывало в смерти. Возможность исхода из этого состояния и переход в новое, противоположное ему, открылся для людей только с пришествием Единородного Сына Божия – истинной жизни. Источник всякой жизни Отец; Он имеет жизнь в Себе, но и Сын Божий, Который составляет едино с Отцом ( Ин.10:30 ), тоже имеет жизнь в Себе ( Ин.5:26 ). Поскольку воплотившееся «Слово жизни» ( 1Ин.1:1 ) сделалось посредником между Богом и людьми, вечная жизнь может чрез Него делаться достоянием всех людей. Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его ( 1Ин.5:11 ). Поэтому Иисус Христос предлагает самарянке живую воду ( Ин.4:10–11 ), которая делается источником, текущим в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). Он говорит, что даст Своим овцам жизнь вечную ( Ин.10:28 ), и цель Своего пришествия указывает в том, чтобы имели жизнь и имели с избытком ( Ин.10:10 ). В чем состоит вечная жизнь, ясный ответ на это находим в известной беседе Господа о хлебе жизни: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем: (так) и ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:56–57 ). Из этих слов видим, что чрез вкушение плоти и крови воплотившагося Сына Божия человек входит в самое тесное единение с Ним; и как Сын в силу Своего единства с Отцем имеет от Него жизнь, так и человек, входя в единение с Сыном Божиим, заимствует от Него жизнь. Различие только в том, что Сын, будучи единосущным Богу Отцу, имеет жизнь во всей ее полноте, становится источником жизни и жизнью в Себе; человек же, не смотря на свое тесное единение со Христом, как существо ограниченное, может усвоять жизнь Божества только относительно. Существо истинной вечной жизни должно таким образом видеть в единении с Богом, источником всякой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010