В этом своем значении κσμος сотворен Логосом ( Ин.1:10 ). 2) Κοσμος – в более ограниченном смысле, как место жизни и деятельности человечества, собственно земля, на которой мы живем, вместе с порядком и строем земной жизни ( Ин.16:21 : γεννϑη νϑρωπος ες τν κσμον; Иак.6:14 ; 1Ин.3:17, 4:1 ). В этом смысле берется κσμος, когда Спаситель говорит о Себе: «изыдох от Отца и приидох в мир; и паки оставляю мир, и иду ко Отцу» ( Ин.16:28 ; cp. Ин.18:36, 13:1 ; 1Ин.4:9 ). 3) Более часто κσμος означает человечество, которое составляет центр κσμος’у, принимаемого в двух указанных значениях (1 и 2). Это значение необходимо удержать в тех местах, где говорится о божественном откровении и в которых κσμος представляется, как совокупность лиц, для которых это откровение предназначено ( Ин.7:4, 8:12 ; 2Ин.1:7 ; Ин.18:20 ). Этот мир возлюбил Бог ( Ин.3:16 ); Христос есть свет ( Ин.8:12, 9:5 ; cp. Ин.12:46 и Ин.1:4 ), Спаситель ( Ин.4:42 ; 1Ин.4:14 ; ср. Ин.3:17, 12:47 ) этого именно мира; для этого мира Он есть хлеб животный ( Ин.6:33, 51 ); за этот мир Он принес Себя в жертву, явившись Агнцем, вземлющим грех мира ( Ин.1:29 ), умилостивлением за весь мир ( 1Ин.2:2 ). 4) Особенно важна дальнейшая модификация понятия κσμος, когда он принимается в смысле от Бога отчужденного порядка вещей, как он представлен в человечестве и человечеством, отвратившимся и отчужденным от Бога и враждебным Ему и Его откровению. Этот κσμος не есть творение Божие, не от Него он ведет свое происхождение: «все, еже в мире..., несть от Отца, но от мира сего есть» ( 1Ин.2:16 ). Если иметь в виду первоначальное значение слова κσμος, то κσμος в последнем смысле правильнее было бы назвать ντικσμος. Это – мир воли, отпадшей от Бога. Отец его – диавол, существо которого составляет отрицание всего, что реально и истинно в Боге, – света, любви и жизни. Поэтому и в мире господствует σκτος, σκοτα, как противоположность божественному свету ( Ин.1:5, 3:19 ; 1Ин.2:8 ; Ин.8:12, 12:46 и друг.). Вместо любви характерною чертой космоса является ненависть (μισεν): Ин.7:7, 15:18, 17:14 ; 1Ин.3:13 644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   Обращенный в христианство не учением, но видением воскресшего Господа Иисуса, апостол Павел всю свою жизнь и всё свое благовестие о Христе основал на Божестве Иисуса. Основная истина — это: Господь Иисус — воплощенный Бог; «велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1Тим.3:16; ср.: Гал.4:4; Деян.20:28). Всем Своим Божественным Лицом вочеловечившийся Бог — Господь Иисус Христос есть «образ Бога невидимаго» (Кол.1:15; ср.: 2Кор.4:4), «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр.1:3), «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9), поэтому Он «сый над всеми Бог благословен во веки» (Рим.9:5). Имея такого Бога и Господа, христианин должен, живя благочестиво, ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:13; ср.: 1Кор.2:8; Флп.2:10—11). Обладая как Бог всеми Божественными совершенствами, Господь Иисус Христос имеет и все Божественные свойства: Он вечен (см. Ин.8:58), Он — «Альфа и Омега... Первый и Последний» (Откр.1:8, 10, 17, 2:8, 22:13), Он самобытен (см. Ин.5:26, 1:4), Он вездесущ (см. Ин.3:13; Еф.4:9—10; Мф.18:20), Он неизменен (см. Евр.1:10—12, 13:8), Он всеведущ (см. Мф.11:27; Ин.10:15, 2:24—25, 21:17, 16:30; Кол.2:3; Откр.2:23, 3:14), Он всемогущ (см. Ин.10:27—29, 5:21; Флп.3:21). Вся жизнь Спасителя на земле, от начала до конца, а в особенности; Его сверхъестественное рождение, Его крещение, Его преображение, Его воскресение и вознесение и все другие Его чудеса, — свидетельствуют о том, что Он есть истинный Бог. Как Превечный Бог Господь Иисус Христос — Творец мира видимого и невидимого (см. Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2, 10), Промыслитель (см. Кол.1:17), Жизнь и Жизнодавец (см. Ин.1:4, 5:26, 10:10, 28), Свет и Светодавец (см. Ин.1:5, 3:19, 8:12, 9:5; Еф.5:8), Чудотворец (см. Ин.10:38, 14:10, 5:15, 17, 19, 21; Мф.12:28, 9:6, 35; Мк.16:17—18, 20), «Царь царствующих и Господь господствующих» (Откр.17:14, 19:16; ср.: Мф.28:18; 1Тим.6:15). Так как по всему Он есть истинный Бог и Господь, Его должно почитать как и Отца (см. Ин.5:23; 1Ин.2:23), веровать в Него (см. Ин.14:1, 6:40, 47, 3:36, 16; 1Ин.3:23), надеяться на Него (см. 1Тим.1:1; 1Ин.3:3; Деян.28:20; Рим.5:2, 5, 8:24, 12:12, 15:13; 1Пет.1:3, 3:15), любить Его (см. 1Кор.16:22; Ин.14:23), молиться Ему (см. Ин.14:13—14, 15:16, 7, 16:23; Рим.10:13; Деян.2:21, 22:16), поклоняться Ему (см. Евр.1:6; Флп.2:10—11; Откр.5:11—14, 7:11, 4:10), исповедовать Его (см. 1Ин.4:15; Мф.10:32; Лк.12:8; 1Ин.2:23, 4:2; 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот Никео-Царьградский Символ и – Слово Божие: Верую во единого Бога Отца ( Ин.14:1; 17:3 ; Иак.2:19 ; Евр.11:6 ; Рим.3:30 ; 1Кор.8:6 ; Гал.3:20 ; Еф.4:6 ; 1Тим.2:5 и др.), Вседержителя ( 2Кор.6:18 ; Откр.1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7,14; 19:6; 21:22 ), Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым ( Мф.19:4 ; Мк.10:6 ; Рим.1:25 ; Еф.3:4 ; Кол.1:16 ). И во Единого Господа Иисуса Христа ( 1Кор.8:6 ; Ин.13:13–14 ; 1Кор.12:3 ; Флп.2:11 ). Сына Божия ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ; Ин.5:37 ; Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; 2Пет. 1:17 ; Мф.16:16,20; 14:33 ; Ин.6:69 ; ; 2Ин.1:3,9 ; Откр.1:13; 2:18 ; Рим.1:3–4,9; 5:10; 8:3,29,32 ; 1Кор.1:9; 15:28 ; 2Кор.1:19 ; Гал.1:16; 2:20; 4:4,6 ; Еф.4:13 ; 1Сол.1:10 ; Евр.1:2,5; 4:14; 6:6; 10:29 и др.). Единородного ( Ин.3:16 ; 1Ин.4:9 ; Гал.4:4 ), Иже от Отца рожденного прежде всех век ( 1Ин.5:1 ; Евр.1:5; 5:5 ). Света от Света ( Ин.8:12; 9:5 ; 1Ин.1:5 ). Бога истинна от Бога истинна ( Ин.3:33 ; 1Ин.5:20 ; Рим.3:4 ; 1Сол.1:9 ; Евр.9:14 ), рожденна, не сотворенна ( Евр.5:5; 1:5 ; 1Ин.5:1 ), единосущна Отцу ( Ин.14:11; 17:10; 10:30,36,38 ). Имже вся быша ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Еф.3:9 ; Евр.1:2 ). Нас ради человек и нашего ради спасения ( Ин.3:16–17 ; Мф.26:28 ; Лк.22:19–20 ; Мк.14:24 ; 1Kop.11:24; Мф.20:28 ; Мк.10:45 ; Ин.11:51–52; 10:16 ; 1Kop.8:11; 15:3; Рим.5:18 ; 1Тим.2:5; 4:10 ; Тит.2:11 ; 1Сол.5:9 ; 2Сол.2:13 ; Евр.1:14; 2:10 ; 1Пет.2:2 ), сшедшего с небес ( Ин.3:13; 6:62 ; Мф.26:64 ; Ин.16:27–28 ; Еф.4:10 ) и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася ( Мф.1:18,20 ; Лк.1:35 ; Ин.1:14 ). Распятого же за ны при Πонтийстем Пилате и страдавша и погребенна ( Мф.27:26,60 ; Мк.15:15,45–46 ; Лк.23:24–25,52–53 ; Ин.19:16,42 ; 1Kop.1:23; 2:2,8; Гал.3:1 ; Откр.11:8 и др. 1Пет.2:21,23; 3:18; 4:1 ; 2Κор.1:5; Евр.9:26 ; 1Тим.6:13 ; 1Kop.15:4). И воскресшего в третий день по писанием (1Kop.15:3–4). И возшедшего на небеса ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:9 ; Ин.3:13; 6:62 ; Мф.26:64 ; Еф.4:10 ; 1Пет.3:22 ), и седяща одесную Отца ( Мк.16:19 ; Мф.26:64 ; 1Пет.3:22 ; Кол.3:1 ; Евр.1:3,13; 8:1; 10:12, 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Не погибнут вовек те, которые «слушаются голоса Моего» и «идут за Мною» ( Ин.10:27 ср. Мф.10:38 ; Мк.8:34 ), «никто не похитит их», ( Ин.10:28 ) пока идут за Христом, а согрешат (т.е. не пойдут за Ним, оставят Его), Господь уже не будет в общении с ними (грешниками – ср. Ин.8:34–35 ; 2Кор.6:14–15 ). Христианин, будучи свободным, не только может впадать в грех , но даже в состоянии и от Христа отпасть и, если не покается, то погибнет ( Мф.18:15, 17, 24:4–11 ; 2Пет.2:20–21 и др.) «Но спросит иной: как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают? На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся. Как же говорит: овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут? – между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою... Если кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за пастырем, тот вскоре погибнет» (блаженный Феофилакт). 115 7) Заповеди Господни для нас не тяжки ( 1Ин.5:3 ). Апостол этим выражением хочет обозначить не легкость заповедей самих в себе, но легкость их в отношении к силам, которыми обладает христианин, освободившийся от власти боговраждебного мира ( 1Ин.5:4 ), где господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ). Христианину подаются в таинствах силы Святого Духа, укрепляющие и помогающие нести бремя заповедей Божиих, сродных существу его возрожденной души. Но это не значит, что без труда и терпения можно исполнять заповеди; нет, и при благодатной помощи от христианина (имеющего свободное произволение) требуется усиленный труд, настойчивость и терпение ( Мф.11:12 ), почему «немногие находят их» (тесные врата и узкий путь – Мф.7:14 ). 8) «Мы дети Божии... и будем подобны Ему» ( 1Ин.3:1–2 ), больше нам ничего не нужно. Именование детьми Божиими христиане получают в самом начале христианской жизни, подлежащей развитию, и их задача достигнуть осуществления того, что выражает высокое имя путем собственных усилий в борьбе со грехом: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:3 ). Сектанты, присвоив себе имя детей Божиих, на этом и успокаиваются, не имея ввиду свое нравственное обновление. Слова апостола «очищает себя» означают, что во всякий момент жизни христианин нуждается в очищении от грехов и должен постоянно бодрствовать над сохранением себя от всякой греховной скверны. Следовательно, если христианин не будет очищать себя от греха, то хотя и было даровано ему имя чада Божьего, он лишится будущего блаженного состояния ( Откр.21:27 ). Христиане по смирению должны называть себя «рабами Божиими» (ср. Лк.1:38, 48, 17:10 ; Иак.1:1 ; 1Пет.2:16 ; Рим 1:1, 6:22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Явится на небе знамение Сына Человеческого, то есть, крест, победное знамение Христа Спасителя над адом и смертью. Само второе пришествие на землю Христа Спасителя в прославленном теле будет быстро, мгновенно, подобно молнии. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада; так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ), грядущего на облаках небесных с силой и славой великой. Все племена земные, неверовавшие учению Христа Спасителя, увидевши Его идущего судить их, восплачутся. Он пошлёт своих ангелов с громогласной трубой, дабы собрать избранных Его со всей вселенной. Все ветхозаветные пророчества о первом пришествии на землю воплотившегося Сына Божия, о Его жизни и делах на земле, как мы видели из книг св. Писания нового завета, исполнились со всей неукоснительной точностью. А это всем православным христианам даёт полную и несомненную уверенность, что и пророчества о втором пришествии на землю воплотившегося Сына Божия для страшного суда исполнятся. Христос, описанный в Евангелии, есть Единородный Сын Божий ( Ин.1:14. 18; 3:16 ; 1Ин.4:9 ), истинный и вечный Бог ( 1Ин.5:20 ), равный по Божеству – Божеским достоинствам и совершенствам Богу Отцу ( Ин.5:17,19:21–26 ; Ин.10:28–29,14:7 ), всемогущий ( Ин.5:17,19:21 ; Мф.28:18 ; 1Кор.1:23,24 ; Еф.1:21 ) Творец всего видимого и невидимого ( Ин.1:3,10 ; 1Кор.8:6 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2,10,9:2 ). Христу Спасителю приличествует Божеское поклонение и почитание ( Ин.5:23 ; Флп.2:10–11 ). Христос Спаситель есть Бог, явившийся во плоти ( 1Тим.3:16 ; Кол.9:2 ) для искупления людей от греха ( 2Пет.2:22 ; 1Ин.3:5 ; Тит.2:14 ), проклятия ( Гал.3:13 ) и вечной греховной смерти ( Ин.10:28 ). У нас один Господь Иисус Христос ( 1Кор.8:6 ). Если мы знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2Кор,5:16). Христос есть единый Спаситель всех людей ( Деян.4:12 ; 1Тим.2:5–6 ) и единым остающийся на веки ( Евр.13:8 ), Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний ( Откр.1:10,17,2:8,22:13 ). Других, новых воплощений Сына Божия и явлений истинных Христов на земле, подобных первому явлению Сына Божия во плоти на земле, описанному в Евангелии, быть не может и в них нет нужды, так как Христос единократным принесением Себя в жертву искупил людей от всякого греха ( Евр. 9:28; 10:14 ), совершил искупление вполне достаточное, довлеющее для удовлетворения правосудию Божию ( Рим.5:15–17 ; Евр.9:2,10:12,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грех есть явление не только духовно-нравственное, но и телесно-физиологическое, –не только человеческое, но и космическое. Грех и смерть так или иначе коснулись не одних прародителей, но всего человечества, животных, всего мира: одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть ( Рим.5:12–13 ср. Быт.3:14–19 ). Поэтому все, относящееся к богопромышлению о человеке, рассматривается в тесной связи с миром, как бы нераздельно от человечества: весь мир во зле лежит ( 1Ин.5:19 ), грех мира ( Ин.1:29 , – 16:8, – 1Ин.2:2 ), мир повинен Богу ( Рим.3:19 ), суду ( Ин.12:31 , – 1Кор.6:2 , – 11:32), – есть дух и премудрость мира ( 1Кор.1:22 , – 2:12), Отец послал Сына Спасителем миру ( 1Ин.4:14 . – Ин.3:17 , – 12:47), Он есть свет и жизнь миру ( Ин.3:19 , – 6:33–51, – 8:12 др.), Бог во Христе примиряет мир с Собою ( Рим.11:13 , – 2Кор.5:19 ), Земля терпит наказание потопом вместе с людьми, как вся оскверненная ими ( 2Пет.2:5 ср. Быт.6:5–13 ). В силу этой связи «чаяние твари ожидает откровения (славы) сынов Божиих, ибо суете тварь подчинялась не добровольно, но ради подчинившего, по надежде, потому что и сама тварь освободится от рабства тления в свободу славы чад Божиих, ибо знаем, что вся тварь совоздыхает и мучится до ныне, – и не только она, но и сами, начаток духа (одухотворения) имея, – мы и сами в себе воздыхаем, ожидая усыновления – избавления тела нашего (от рабства тлению), ибо мы спасены надеждою» ( Рим.8:18–25 ). Таким образом все живые существа освободятся от теперешних страданий, болезней, насилий, зверства, взаимоопотребления и смерти, но, безболезненно, мирно, свободно и бессмертно будут достигать своего жизненного назначения и совершенствования, – и их зверство в лице антихристова зверя, вместе с самим антихристом-диаволочеловеком, представителем злых людей и духов, – и его лжепророком, адом, смертью, и всеми незаписанными в книге жизни, – подвергнутся полному извержению из мира и мертвенно-бездейственному, но мучительному, состоянию, обозначаемому словами: «уничтожить, упразднить, брошены в озеро огня, сын погибели, был и нет, пойдет в погибель, смерть вторая» ( 2Сол.2:3, 8 , – Откр.17:8–11 , – 19:20–21, – 20:7–15,21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

8,14); совершенную радость, и способность наделять этой радостью других (13 ст.); великое посланничество, и способность посылать на великое дело других (18 ст.); способность посвящать Себя и других освящать истиною (19 ст.), Свою любовь (23,26 ст.), и способность наделять Божественной любовью других (26 ст.); и всё Свое Отец даровал Своему Сыну (см. 10 ст.). Всё же дарованное Богом Отцом Сыну, Бог Сын передал тем, которых Он дал Ему: славу (22 ст.), и способность прославить Отца Небесного (ср. 2Петр.1:3 и Ин.15:7–8 ); власть ( Ин.1:12 ; Мф.10:1 ; ср. Мк.16:17– 18 ; Откр.2:26–28 ); вечную жизнь ( Мф.26:26 ; ср. Ин.6:51 ), и способность наделять вечной жизнью других ( Ин.20:31 ; ср. 1Ин.5:13 ); познание истины ( Ин.17:6–8 ), и способность передавать это познание другим ( Ин.17:20 ); великое дело, и способность совершить его ( 2Тим.4:7 ); человеков ( Мк.1:17 ; Ин.17:20–21 ); Божественные слова ( Ин.17:20 ), и способность передавать их другим ( Ин.17:20 ); совершенную радость (см. Ин.15:11 ), и способность наделять этой радостью других (см. 1Ин.1:4 ); великое посланничество ( Ин.17:18 ), и способность делать великими посланниками других (см. 2Кор.8:18–19,22–23 ); способность посвящать себя (см. 1Кор.16:15 ; 1Тим.2:10 ; ср. с Ин.17:19 и 1Кор.1:30 ), и других освящать истиною (см. 1Кор.7:14 ); Свою любовь, и способность наделять Божественной любовью других (см. 1Ин.4:9–12 ) и т.д., и т.п. Потому наш Господь и говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 )» . Таким образом, всё, что Отец Небесный поручил совершить Сыну, то Сын, после Своего вознесения на небеса, поручил совершать Своим Апостолам (в том числе, и прощать грехи), сделав их Своими сотрудниками. Апостолы же через рукоположение передали свои полномочия своим преемникам, прежде всего епископам, а те своим, и т.д. И спорить с этим – значит спорить с очевиднейшим, спорить с Евангелием, спорить со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

У западных больше всего принимается в расчет преобладание добрых дел над злыми в течение всей земной жизни человека; отцы и учители Церкви восточной, имея в виду спасение покаявшегося на кресте разбойника ( Лк.23:40–43 ), произносят суд свой только на основании искренности и крепости раскаяния человека в смысле окончательного всецелого отказа от служения греху ради исполнения правды; при чем время, когда случится этот перелом, не имеет особого значения, ибо и пришедшие в одиннадцатый час на работу в Царствии Божием получают одинаковую награду с пришедшими в раннее утро своей жизни (Мф.20:1–10). Объясняется это кажется таким образом. Личность человека представляет непрестанное дыхание жизни, слагается из хотений, чувств и помыслов. Цель жизни –счастье, благо. Посему человек стремится к счастью и благу и удаляется всякого несчастья, всякого зла, стремится к наслаждению и всеми силами старается избежать страдания. По свидетельству слова Божия, центр человеческой личности заключается в сердце ( Быт.18:5 ; Пс.22:27 ; Исх.35:5 ; Притч.4:23 ), мотивами всякой деятельности человека служат чувствования или сердце (Мф.15:17–20; Исх.36:4 ), совесть заключается в сердце ( Иов.27:6 ; 2Цар.14:10 ; Еккл.7:21 ). Благо в смысле высшем составляет вечная жизнь; вечная жизнь состоит в опытном познании Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Познание Бога состоит в соблюдении Его заповедей ( 1Ин.2:3 ); кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том ( 1Ин.3:24 ). Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Таким образом высшее благо состоит в богообщении. Между тем только чистые сердцем узрят Бога (Мф.5:8), без святости никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ), следовательно, святость составляет необходимое условие высшего блага, сама в себе носит это благо. Поэтому дыхание жизни, как содержание и форма личности, должно сводиться к тому, чтобы все хотения, чувствования и помыслы были проникнуты святостью. Святость определяется отрицательно, как полная непричастность и недоступность злу, и положительно, как совершенное согласие хотений и действий с законом совершенной деятельности 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Лейбниц утверждал, что Бог создал единицу, всё остальное – творение ума человеческого. Отсюда слово «отъединиться»=от-единицы. Денница отъединился от Бога – отошел от Единого. Ведение Единицы – это ведение Бога и твари. Где Единица – там религия, там наука. Политеизм – это восстание против Бога, это грех. Политеизм не знает Единицу, не ведает Бога, не способен к науке. Наука – это сведение твари к единице, познание единого закона твари. Религия – это сведение твари к Единице, это – «единое множество» (тварь) в Единице (в Боге), это – единица в Единице. Христиане, иудаисты и мусульмане знают Единицу, внерелигиозная наука (если она есть?!) знает только единицу. Иудеи и мусульмане, постигнув Единицу, не постигли Троицу, а потому не могут стать христианами. Атеисты отвергли Единицу и поставили на ее место ноль. Что пишет Священное Писание о единице. – Один Бог Исх. 20:12 ; Втор. 32:12 ; 4Цар. 19:15 «Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю»; Иов 9:8 ; Пс. 82:19 ; Пс. 135:4 ; Пс. 148:13 ; Ис. 2:11 ; Мф. 4:19 ; Мф. 19:17 ; Мк. 12:32 «Один есть Бог, и нет иного, кроме Его»; Иак. 2:19 ; Иуд. 1:25 ; Рим. 14:26 ; Гал. 3:20 ; Еф. 4:5–6 ; 1Тим. 1:17 ; 1Тим. 2:5 . – Един Бог «Один» имеет преимущественно порядковое, нумерическое значение; «Един» – преимущественно сущностное, качественное. В предыдущем пункте в основном показано, что «один Бог», нумерически. Он – Бог, и нет другого. Он один в числе и един в Своей исключительности, другого Бога нет. Но Бог не только внешне, нумерически один, но и внутренне, по существу един. Это выражается в догматах. а) Единое существо в Боге. Это существо непостижимо. Священное Писание говорит о едином существе Божием в таких словах: «Бог есть дух» ( Ин. 4:24 ), «Бог есть свет» ( 1Ин. 1:5 ), «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Или, обобщая эти положения: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ). б) Единосущие Божественных ипостасей. Об этом говорится в Евангелие: Ин. 10:30; 17:11,21,22 ; «Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2 . Истину эту засвидетельствовал Сам Спаситель: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати бушу Свою избавление за многих ( Мф.20:28 ). 3 . Ее благовестили св. Апостолы: кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха ( 1Ин.1:7 ); Христос единого о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови ( 1Петра 3:18 ); предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, no писанием ( 1Кор.15:3 ). Раскрытие самого способа нашего искупления смертию Иисуса Христа. Вся тайна нашего искупления смертию Иисуса Христа состоит в том, что взамен нас Он исполнил и потерпел все, что только потребовалось для отпущения наших грехов. Возможность такой замены одного липа другим пред судом правды Божией необходимо должна быть признана здравым смыслом: 1) когда на эту замену есть воля Божия и согласие Самого верховного Законодателя; 2) когда лицо, принявшее на себя уплату долга вместо другого, само не стоит пред Богом в таком же долгу; 2) когда оно добровольно решается исполнить все требования долга, какие предложит Судия; и 4) когда, действительно, принесет такую уплату, которая бы удовлетворила за долг. Все эти условия совершенно выполнены в великом подвиге Спасителя ради нас. Общность искупительных действий смерти Христовой. Жертва, принесенная за нас Христом на кресте, есть жертва всеобъемлющая. Ея сила и действия простираются: 1 . На всех людей: един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ); той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира ( 1Ин.2:2 ). 2 . На все грехи: кровь Иисуса Христа Сына Его (Бога) очищает нас от всякаго греха ( 1Ин.1:7 ), и, в частности, от греха первородного: якоже бо ослушанием единого человека грешни быша мнози, сице и послушанием единого праведни будут мнози ( Рим.5:16 ); – от всех грехов прежних ( Рим.5:25 ); и от всех грехов будущих ( Ин.2:1–2 ). 3 . На все времена, т. е. от самого начала падения человеческого до конца мира. Поэтому-то Христос называется первосвященником вечным ( Евр. 7:21 ), а священство Его – непреходящим: Сей занеже пребывает во веки, непреступное имать священство; темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них ( Евр. 7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010