Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа Естественным следствием ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе является Его совершенная святость, т. е. безгрешность. Всесовершенная святость Бога Слова, вследствие ипостасного соединения, перенеслась и на человеческое естество воплощенного Господа, но при этом человеческое естество не утратило того, что делает его человеческим, но пребыло в своих границах, в категории человеческого. Так как Ипостась Бога Слова стала Ипостасью плоти, то греху не было и не могло быть места в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус по всему и во всем был совершенно святым и безгрешным. Не только не имел Он даже частицы греха, но и не мог грешить, потому что всегда и во всем был одной и Той же Ипостасью Бога Слова. Об этом нам свидетельствует вся жизнь Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Весь Новый Завет живет этой истиной. Первое благовестие, которым святой Архистратиг открывает Новый Завет, – то, что Рождаемое от Духа Святого будет святым (γιον, Лк.1:35 ), святым в Божественном смысле, полностью свободным от наследственного греха, а сверх того – и от личного. Так как Господь Иисус жил Он совершенно святой и безгрешной жизнью, то и мог смело спрашивать Своих лукавых врагов, постоянно старавшихся уловить Его в каком-либо прегрешении: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ). А на Тайной вечери, открывая главные тайны Своего домостроительства спасения, Преблагий Спаситель свидетельствует, что в Нем нет ничего греховного, ничего, что могло бы быть и называться порочным, злым, дьявольским. Ибо это означают Его святые слова: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Ин.14:30 ). Князь мира сего, дьявол , сколько бы и как бы ни пытался он отыскать грех и зло в Господе Иисусе Христе, не может найти в Нем ничего подобного. Очевидцы и последователи воплощенного Господа, опираясь на длительный личный и проверенный опыт, ясно и непоколебимо свидетельствуют, что Господь Иисус Христос абсолютно свят и безгрешен. Так, возлюбленный Иоанн, которому милостивый Спаситель полнее всего раскрыл тайну Своей досточудной Личности, возглашает о Господе Иисусе: «В Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Апостол огненной веры, святой Петр, говорит о своем незаменимом Учителе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:2 ; ср.: Ис.53:9 ). По Богооткровенному свидетельству, Господь Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

(Очерк философии сект) «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ). Слово «секта» (происходит от латинского слова sectari – следовать за кем – отсюда secta – свита, дружина, шайка, приверженцы) в своём первоначальном значении не выражает, как можно было бы думать, понятия обособленности, но скорее выражает понятие совокупности, согласия и употребляется в смысле следования за каким-нибудь вождём и безусловного подчинения его авторитету. В таком именно смысле говорят древние писатели о секте Антония, причём разумеются политические приверженцы римского государственного мужа Антония († 30 г. до Р.Х.); также встречается упоминание о секте Эпикура, причём разумеются последователи греческого философа Эпикура († 270 г. до Р.Х.). То же самое слово секта обозначает определённое общество, которое руководится в жизни своими особенными убеждениями и взглядами и преследует свои особенные цели; при этом, конечно, с понятием секты соединяется понятие обособленности от остальной массы. В этом смысле слово секта употребляется неоднократно в Библии . Так, из Деяний апостольских ( Деян.24:5–14 ) мы видим, что первые христиане обозначались их противниками – иудеями, как секта, – секта назореев, в отличие от иудеев. Но с тех пор, как Церковь приняла мирообъемлющий характер, название секта, которое презрительно усвоялось христианам их противниками, перестало употребляться по отношению к Церкви Христовой и удержалось только для обозначения небольших христианских обществ, которые, следуя за особыми учителями, отделились от единства Церкви, её учения и обрядов. Но при этом и самое слово секта принимает свой специфический, более отрицательный смысл, в каком оно употребляется и в настоящее время: под сектой разумеется религиозное общество, которое отделилось от господствующей Церкви, так как оно (общество) не нашло осуществлёнными в ней (т. е. Церкви) его идеалы спасения и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

протоиерей Ростислав Лозинский 5. Больные души A. Проблемы душепопечения психбольных. Б. Борьба за здоровую душу (лечение и исцеление) B. Задачи священника. Г. Ориентиры болезни (характеристика психических заболеваний, Апостол Павел и Добротолюбие о целом уме, Медицина о расщепленном разуме). Д. Приложение: случаи из пастырской практики. А. Проблемы душепопечения психбольных «Болезнь душевная гораздо тягостней телесной... она переходит с нами и в другую жизнь». (Свят. Григорий Богослов , Слово 14) Глубокое определение болезни вообще и возможность угнетения ею человека находится на первых страницах Библии. После грехопадения Бог осуждает змея-искусителя (т.е. соединение вместе двух начал: злого духа и представителя животного мира, добровольно вставшего на путь зла) и говорит: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.4:15 ) Эти слова касаются не только первых людей, но в них заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира. Названная здесь глубокая вражда, есть та внутренняя оп–позиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою. ( Ин.3:19–29; 7:7 ; 1Ин.2:15 ). Болезнь – это только часть из орудий зла против человека. Пастырь принимает участие в этой борьбе, направленной не против людей, но против греха и бесплотных сил зла ( Еф.6:12 ). Ему, как «семени жены» дана власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» ( Лк.10:19 ). Пастырь может поражать зло «в голову» т.е. уничтожить его совершенно. Злу же дано право только жалить «в пятку», т.е. в срытую от глаз, незначительную часть человеческого организма. Болезнь «пяты» – это повреждение временного, недолговечного, внешнего, по отношению ко всему человеку. Священник должен следить за собой и своими пасомыми, чтобы змий не пробрался выше «пяты» и в область воли, разума и сердца. Ведь этой самой уязвимой пятой христиане призваны давить гадину, т.е. все внешние несчастья обращать на свою духовную пользу. Христос, как совершеннейшее «семя жены» и сегодня совершает дело обновления или спасения человеческого рода. До ныне существует евангельская Вифезда, Дом Милосердия, Святая Церковь , куда приходит Христос и через церковные священнодействия непрерывно общается с верующими. А пастырь – орудие божественной благодати, через которое приходящие очищаются, освящаются и исцеляются от душевных и телесных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Разделы портала «Азбука веры» Библия говорит, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ) Однако, Библия же и говорит, что Бог творит зло: “Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это” ( Ис.45:7 ). Как это совместить? 4 Ответа Чтобы разрешить это мнимое противоречие, достаточно сравнить в каком контексте в Библии упоминается слово «тьма». Является ли она синонимом зла в этом контексте? Является ли злом ниспослание бед от Бога? Свет и тьма в библейском языке ассоциируются с благом и бедами: Притчи 6:23 “Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни”. В этом месте Притч Соломона заповедь как путь к жизни ассоциируется со светом, т. е. счастьем, здоровьем и благом, подобное сказано в Притчах главе 3:9–10: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином». В книге Иова, который соблюдал заповеди Бога, но был испытан страданием, он наоборот взывает с укором, говоря, что ждал земных благ, а получил несчастье. Иов 30:26 “Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма”. Тоже самое значение имеют слова про тьму и свет в приведенном месте пророка Исайи, что не говорит о зле никак. Касательно страданий, которые Бог посылает людям, нам даст ответ святой Василий Великий про то, являются ли они злом или нет: «“От чего же, говорят болезни ? От чего безвременная смерть? От чего истребление городов кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло, продолжают и между тем все это — Божие произведение. Поэтому кого же иного, кроме Бога, признаешь виновником происходящего? “Итак поелику коснулись мы сего часто повторяемого вопроса; то, возводя слово к какому-нибудь всеми принятому началу и тщательнее разобрав предложенный предмет попытаемся сделать на него внятное и несбивчивое объяснение. Предварительно должны мы утвердить в мыслях своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, и если что терпим оно не вредно, или не таково, чтоб можно было примыслить что либо лучшее. Ибо, хотя смерть от Бога, однако же, без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде. Но опять не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех; то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей ?

http://azbyka.ru/vopros/proizvodit-li-bo...

Разделы портала «Азбука веры» Духовник или духовный отец (в Православной Церкви ) — 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути). Притом, что духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV веке, само понятие (духовный) отец, по своему происхождению, восходит к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 ). О том, что традиция формирования отношений между духовными наставниками и наставляемыми под образом отцов и детей была распространена среди первых христиан, свидетельствуют и другие новозаветные тексты (см.: 1Пет.5:13 ; 1Ин.5:21 ). На данном этапе основная роль духовного отца состояла в его участии в обращении человека ко Христу, в его Крещении и дальнейшем направлении по пути веры. В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» называются епископы, причем акцент, как и в апостольских посланиях, делается не на принятии исповеди, а на крещении и наставлении в вере (II, 33). В монашеской среде роль духовников, в строгом значении этого слова, как правило, возлагалась на духовно зрелых, облагодатствованных, людей. В монашеской традиции существовал принцип беспрекословного подчинения и вверения себя благочестивому, опытному духовнику. « Кто верует, что в руке его пастыря находится его жизнь и смерть, никогда не станет прекословить » — наставлял прп.

http://azbyka.ru/duxovnik

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Грех Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах своих ( Ин.8:24 ) Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Кто делает грех, тот делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ). Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею. Грешно делать то, что запрещено законом Божиим; но также грешно и не делать того, что предписано делать этим законом: ибо Бог повелел и от зла уклоняться, и благо творить. Как зло делать есть грех, так и добра не делать есть грех. Как грешно отнимать принадлежащее ближнему, так грешно и не помогать бедствующему; как грешно убивать человека, так грешно и не спасти его жизнь. Но и самое по-видимому доброе дело, если делается с худою целью или не так, как должно, не есть доброе дело, а грех: например, милостыня, поданная из тщеславия, добро, сделанное кому-нибудь для удовлетворения своих страстей, молитвы, читаемые без внимания и усердия. Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной смерть душевная, а вместе с нею вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые. Смертных грехов семь, а именно: «гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев». От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи (Треб. гл. VII, Чин. исп.) Если искоренить эти семь грехов, семь матерей сих, то и все детища их, все прочие грехи, уничтожатся. Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы — Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа Израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собою Царство Небесное. Состояние во грехе есть состояние в смерти, состояние в погибели. Находясь в этом состоянии, грешник удален от Бога, по слову пророка Исаии : «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» ( Ис.59:2 ).

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Посвящается моей духовной матери схиигуменье Георгии (Федотовой) † 10.03.2014 Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, Потому что, если не любил, Значит, и не жил, и не дышал! В. Высоцкий 1. Введение «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ). После этих слов хочется поставить точку. Не потому, что мы наконец разрешили некий спор о том, кем Бог является, или кем Он не является. Нет, просто Бог открывался человеку постепенно, по мере того как тот «мог вместить». Вначале Он был Заботливым Создателем, потом Милостивым Промыслителем, и еще Праведным Судией, и еще Справедливым Мздовоздаятелем. И еще… можно много привести подходящих наименований, но все это было как бы «отчасти», как некоторый намек на некое совершенное, с приходом которого «то, что отчасти, прекратится». И это совершенное пришло и явилось в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). За время своего существования христианство сформулировало несколько различных пониманий значения Крестной Жертвы Спасителя. Это было и искупление от греха, и освобождение от проклятия, и победа над смертью, и победа над дьяволом. Но ко всем этим точкам зрения можно применить один простой вопрос: разве всемогущий Бог не мог совершить всего этого, не распинаясь на Кресте? Какая была необходимость вочеловечиться и пострадать? Бог воспринял человеческую природу, чтобы исцелить ее от греха, потому что по слову свт. Григория Назианзина : “Не воспринятое — не уврачевано”. Но разве Тот, кто первоначально сотворил эту природу одним хотением Своей Воли не мог ее также и исцелить? Бог воспринял человеческую природу ради ее обожения. Как сказал свт. Афанасий Великий : «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». А разве Тот, кто сотворил Адама богоподобным, не мог также, не воплощаясь, обожить природу падшего человека? Не умаляем ли мы всемогущество Божие и не ставим ли Бога в зависимость от чего-либо, когда говорим, что Боговоплощение и Крестная Жертва были совершенно необходимы для Бога, чтобы совершить наше спасение и обожение? Отвечая на все эти вопросы с совершенной необходимостью придется признать, что Бог мог спасти нас и не прибегая к Боговоплощению и, тем более, к крестной смерти. Но Он, тем не менее, это сделал. Зачем?

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Павел Гумеров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Восемь смертных грехов и борьба с ними (Любодеяние) — свящ. Павел Гумеров Священник Павел Гумеров В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) Аскетика для современных мирян Статья 6. Любодеяние Демон нечистоты Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?». Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился. Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г. ), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого , Григория Нисского , также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит. Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха? Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

http://azbyka.ru/semya/vosem-smertnyh-gr...

Рассуждение сорок пятое. О времени. Всем время и время всяцей вещи под небесе. ( Еккл.3:1 ) § I Во времени достойно всегдашнего воспоминания: α). Время создания, β) Время искупления, γ) Время благодати и спасения, δ) Время смерти и ε). Время последнего суда. I. Создание Божие всех вещей есть школа, в которой нам учение предлагается о неизмеримой Божией благодати, премудрости и всемогуществе. Сие самое Павел утверждает, когда говорит: невидимая его (Бога) от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила его и Божество, во еже быти им безответным; занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце ( Рим.1:2021 ). Создание тварей есть светлейшее зерцало, в котором сияет Бог, Непостижимый совершенствами Своими. Сходно с ним Августин говорит к Богу: „создания Твои, о Боже! сделались для меня зеркалом» 212 . И на другом месте тот же Августин 213 , видя в созданиях Бога, яко в зеркале, говорит: „из непременной сущности созданий – усматривается Создатель вечный, из великости – всемогущий, из порядка и расположения – премудрый, из управления – благий». II. Время искупления есть освобождение нас от всякого зла. Посему-то Павел говорит: да не похвалится всяка плоть пред Богом. Из негоже вы есте о Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление ( 1Кор.1:2930 ). Следовательно 1) Причина избавления нашего есть Бог Отец, Который послал нам Сына Своего Единородного, дабы нас избавил от вечной погибели Кровию Своею. Посему и Христос есть причина, заслуживающая нам спасение, как говорит Иоанн: кровь его очищает нас от всякаго греха ( 1Ин.1:7 ). Кого очищает? – нас нечестивых, как Павел утверждает: еще бо Христос сущым нам немощным, по времени за нечестивых умре ( Рим.5:6 ). Для чего умер? α) – дабы нас освободить от греха и смерти; β) дабы нас избавить от неправды, как пишет Павел о Христе: иже предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше ( Рим.4:25 ); γ) умре Христос, дабы нас избавить от грядущего гнева; δ) Христос умре, дабы нас избавить от власти темныя, как пишет Павел к Колоссянам: благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя и престави в царство Сына любве своея, о немже имамы избавление кровию его и оставление грехов ( Кол.1:1214 ); ε) Христос умре, дабы нас изъять от руки врагов наших; ибо Он есть спасение от враг наших и из руки всех ненавидящих нас ( Лк.1:71 ); ζ) Христос умре, дабы нас спосадить на небесных ( Еф.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Речь, произнесенная на торжественном акте в зале Тульского дворянского собрания 15 июля 1888 года Девять веков прошло с того дня, когда великий славяно-русский народ по милости Божией и по воле киевского вел. кн. Владимира, впервые, на берегах Почайны и Днепра крестился во имя Отца и Сына, и Святого Духа и вышел из этой всенародной купели с именем православного христианского народа. Величайшее событие в жизни великого народа и прежде всего потому, что оно есть дело Божие; а как такое, оно есть событие историческое по преимуществу. Не девять только, а трижды девять веков прошло с того момента, как было предуказано событие, составляющее предмет настоящего торжественного воспоминания. О деле Божием предсказало слово Божие. Вдали времен, среди холмов святой земли торжественно прозвучал глагол Вседержителя устами величайшего пророка, Исайи: «будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима» ( Ис.2:2–3 ). Прошло девять веков и настали «последние дни» для Иерусалима, император римский Тит взял и разрушил священный город. Но в то время, как уничтожено было политическое значение Сиона, сбылось пророчество Исаии о его всемирном религиозном значении. Апостолы Христа пронесли «Слово от Сиона» Евангельский закон по всем странам греко-римского мира, и «гора Божия», Сион, возвысилась над всеми холмами, где сосредоточивалось язычество во всяких видах. Жители Александрии, Кесарии, Ефеса, Афин, Коринфа и Рима уже шли в «дом Бога Иаковля»: апостол и евангелист Иоанн, приближаясь к концу своей деятельности, восклицает: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Но были страны вне древнего государственного мира, отдаленные от него, мало ведомые ему, это – скифские, славянские, финские страны отдаленного севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010