Будем любить, потому что это одно для нас истина, этим одним мы подобны здесь, на земле, Богу. „Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть нас» ( 1Ин. 4:12 ). В мире есть только два разряда людей. Люди от Бога или дети Божьи, и люди от дьявола, мира или дети дьявола, дети мира. Для первых истина жизни состоит в любви, в самоотречении, для вторых – в эгоизме ( 1Ин. 3:10–16 ). Для первых предметом любви служит Бесконечное или Бог, и люди, как Бесконечное в конечном ( 1Ин. 4:19–21: 5:12 ). Вторые имеют этим объектом конечное, мир ( 1Ин. 2:5–17: 4:5; 5:19 ). Между этими двумя разрядами людей положена непроходимая пропасть. Дети мира враждебно относятся к детям Божьим и совсем не понимают их ( 1Ин. 4:5–6 ). Перевес в борьбе, однако, принадлежит детям Божьим, потому что начало жизни, которое в них, сильнее того начала, которое в детях мира. Полная и окончательная победа тому первому началу дается в христианстве, верою в Сына Божьего т. е. в то, что Бог есть Любовь, победившая мир ( 1Ин. 4:4; 5:4–5 ). То, что делает людей детьми Божьими, и теперь есть любовь. Но в любви открылась не вся еще истина жизни, не все Божество. Полное совершенство, как и подобие с Богом, дети Божьи приобретут с полным познанием истины в будущей жизни, когда откроется то, во что прозреть теперь не могут, ни самый светлый и глубокий ум, ни самое смелое воображение. Настоящая истина есть только намек на полную истину, настоящее есть только предчувствие будущего, „но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 ср. 1Кор. 13:8–13 ; 2Кор. 12:3–4 ). Одно только с несомненностью можно утверждать, что будущая новая истинная жизнь не есть что-нибудь противоположное настоящей истине, т. е. любви. Истина вечна и любовь вечна, как сама истина, и потому именно любовь вечна, что любовь – истина. „Теперь, – говорит Ап. Павел, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Таково светлое блаженное братство чад Божиих. Те же, кои не веруют в Господа Иисуса Христа, не приемлют учения Его или, принимая его, чужды духа Его по жизни и настроению сердца, составляют пагубный мир, «лежащий во зле», который зле мыслит, зле творит и на зло поучает других (1Ин.5,19). Братие! «Не любите убо мира, ни яже в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Все, что в мире, — похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, несть от Отца, но от диавола есть. Но и мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин.2,15–17). «Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, о коем слышали вы, что он идет, и ныне есть уже в мире. Дети, последняя година есть. Слышали вы, что антихрист грядет, — и ныне многие стали антихристами. Они от нас изыдоша, но не беша от нас» (1Ин.4,1–3;2,18–19). Кто приидет к вам из таковых и не принесет истинного учения Христова, не принимайте такового в дом и радоваться ему не глаголите, чтоб не сделаться сообщниками делам его злым. «Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает. А мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас, и иже несть от Бога, не послушает. Мы — что слышали ушами нашими, что видели очами и что руки наши осязали, то возвещаем вам о Словеси животном. И Живот явися — и видехом и свидетельствуем и возвещаем вам Живот Вечный. Еже видехом и слышахом, поведаем вам да и вы общение имате с нами. Общение же наше с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.4,5–6;1,1–3). И Сам Бог свидетельствовал о Нем. «Если приемлем свидетельство человеческое, свидетельство Божие более есть. Всяк веруяй в Сына имать свидетельство в себе» (1Ин.5,9–10). Кто стоит в истине, знает истину. «Вы помазание имеете от Святаго и весте вся» (1Ин.2.20). И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1Ин.2.27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Что касается до внешнего изложения послания, то о сем уже было сказано, что оно носит печать того же возлюбленного ученика Христова и имеет тот же возвышенный язык, со множеством повторений и противоположений, какие замечаются в Евангелии Иоанна. Беседуя с христианами, как отец с детьми, Апостол Иоанн говорит о самых высоких предметах просто, и когда он охуждает что-либо, то говорит с великою силою (авторитетно), а когда он похваляет и возбуждает к любви, то речь его произносится нежно, отечески и пастырски. «Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением об их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Потому он повторяет свои слова многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей» 732 . Он, например, говорит. «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:5:8 ). Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху – любяй брата своего во свете пребывает ( 1Ин.2:7:10 ). Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца ( 1Ин.2:15–16 ). Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос ( 1Ин.2:18:22 ). Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин.3:2 ). Творяй грех от диавола есть (8). Всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (15). И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть ( 1Ин.4:3 ). О сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир (9). Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог и мы должны есмы друг друга любити (11). Бог любы есть, пребываяй в любви, в Бозе пребывает (16). Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин.5:1 ). Всяк рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему (18). Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (20)». Церковное употребление второго послания Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поэтому кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен идти так, как Он шел ( 1Ин.2:6 ). Каким образом, братья? Что он нам советует? Кто говорит, что пребывает в Нем, то есть во Христе, [P. 136] тот должен идти так, как Он шел. Может быть, он советует нам, чтобы мы ходили по морю? Отнюдь! Стало быть, это означает, что должны идти по пути праведности. Что это за путь? Я уже упомянул об этом. Он был распят на кресте и все же шел по этому пути – это путь любви: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Поэтому, если ты научишься молиться о враге твоем, ты пойдешь по пути Господа. 10 . Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала ( 1Ин.2:7 ). Какую заповедь [апостол] назвал древней? Которую вы имели от начала, – говорит он. Стало быть, потому она древняя, что вы уже слышали ее. Иначе он вступит в противоречие с Господом, изрекшим: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Но почему заповедь древняя? Не потому, что она относится к ветхому 119 человеку. Почему же тогда? Которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали ( 1Ин.2:7 ). Стало быть, потому она древняя, что вы уже ее слышали. И ее же он показывает как новую, говоря: но притом и новую заповедь пишу вам ( 1Ин.2:8 ). Не другая, а та же самая, которую он назвал древней, она же является новой. Но почему? «Она истинна и в Нем, и в вас» (ср. 1Ин.2:8 ). Почему она древняя, вы уже услышали: потому что вы уже знали ее. Но почему новая? Потому что тьма проходит и истинный свет уже светит ( 1Ин.2:8 ). Вот почему она новая: потому что тьма относится к ветхому человеку, а свет – к новому. Что говорит апостол Павел? «Совлеките ветхого человека и облекитесь в нового» ( Кол.3:9–10 ). А что еще он говорит? Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе ( Еф.5:8 ). 11 . Кто говорит, что он во свете, – теперь ясно дает понять все, что он сказал: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме ( 1Ин.2:9 ). Ох, братья мои, как долго [P. 138] мы будем говорить вам: любите врагов ( Мф.5:44 )? Смотрите не проявляйте ненависти к братьям, что еще хуже, [чем ненавидеть врагов]. Если вы только любите братьев, вы еще не совершенны. Но если вы ненавидите братьев, то каковы вы? Где вы? Пусть каждый заглянет в сердце свое; да не держит оно ненависти в отношении брата за какое-то суровое слово; из-за раздоров по земле да не станет он землей. Ибо всякий, кто ненавидит брата своего, не говорит пусть, что он ходит во свете. Что он сказал? Пусть не говорит, что ходит во Христе. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Пятая часть. 1Ин.5:1–17 : Основание богообщения – вера в Иисуса Христа Сына Божия. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, отсюда также вытекает любовь к братьям, потому что всякий любящий родившего любит и рожденного от него. Посему мы не можем не любить детей Божиих, когда любим Бога и соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.5:1–2 ). Заповеди Его вовсе не тяжелы, так как у рожденных от Бога есть сила, побеждающая мир со всеми его искушениями: это – вера в Сына Божия ( 1Ин.5:3–5 ). Таким образом, и начало и совершенство христианской жизни возведено к одному основанию – вере; на ней-то теперь и останавливается Апостол. В виду современных колебаний он приводит несомненные свидетельства ее истинности, утверждающие, что Иисус есть действительно Сын Божий, дарующий Своим последователям жизнь вечную. Свидетельство истинности этой веры то, что Он пришел водою и кровию. Свидетельствует о Нем и Дух, Который есть истина. Свидетельство это тем тверже, что оно есть свидетельство трех – Духа, воды и крови: «и сии три об одном» ( 1Ин.5:6–8 ). Если при таких условиях принимается свидетельство человеческое, то тем больше должно быть принято свидетельство Божие. А здесь речь идет действительно о свидетельстве Божием. Верующий имеет и внутреннее свидетельство в пользу несомненной достоверности возвещенной истины; свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его: «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:7–12 ). Таково значение веры. Посему в послании, написанном верующим во имя Сына Божия, Апостол утверждает читателей в той уверенности, что, веруя в Сына Божия, они имеют жизнь вечную. В этой же вере христиане убеждены и в том, что молитвы их, которые они возносят к Богу, будут во всем услышаны. Пользуясь таким дерзновением, они должны направлять его, по заповеди о любви к ближним, на молитву о согрешающем брате, да даст Бог и ему жизнь. Впрочем, здесь нужно различать грех к смерти и грех не к смерти, хотя и всякая неправда есть грех ( 1Ин.5:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Чтобы говорить о месте благодатных средств Церкви, в том числе и в первую очередь святой Евхаристии, в процессе промыслительного преобразования мира, необходимо остановиться еще раз на неоднократно подвергавшейся дискуссии, волнующей проблеме должного отношения к миру христиан и христианской Церкви. Наибольшее раскрытие этой проблемы мы находим в писаниях евангелиста Иоанна. Во многих местах мы находим у него не только резко отрицательную оценку мира, но и утверждение о неизбежной и необходимой конфронтации между миром, с одной стороны, христианами и Церковью  – с другой. «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), не знает Бога ( Ин.17:25 ; 1Ин.3:1 ), ненавидит христиан, поскольку они не от мира ( Ин.15:19; 17:14 ; 1Ин.3:13 ), и преследует их ( Ин.15:19–25; 16:33 ). Христианин, правда, не призывается к ненависти к миру, но и любить его ему не следует ( 1Ин.2:15–16 ); мало того, в навязанной со стороны мира борьбе христианину дается победа: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин.5:4–5 ). Эта победа обусловлена той первичной победой над миром, которую одержал Сам Христос ( Ин.16:33 ); в ней находит свою гарантию и победа каждого христианина. И вот, как это ни парадоксально, по свидетельству того же апостола, более того – по свидетельству Самого Христа, Бог любит этот падший и ненавидящий Его мир столь сильно, что Сын Божий послан в мир ( Ин.3:16 ) и не для того, чтобы его судить, «но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ; срав. Ин.12:47 ). Налицо противоречие, на первый взгляд, казалось бы, непреодолимое. Однако необходимо вспомнить, что Бог сотворил мир «весьма хорошим» ( Быт.1:31 ), человека чистым, безгрешным и высокоодаренным. Грехопадение в очах Божиих не может быть чем-либо иным, как эпизодом, ибо Господь знает мир до грехопадения и после спасительного преобразования, которое совершается Самим Богом и потому не может закончиться неудачей. Находясь с греховным миром в спасающем общении, которое достигает своей кульминации во втором пришествии Сына Божия, Бог воздействует на мир односторонне, Сам не подвергаясь в Своей неизменной и вседовольной Сущности какому-либо воздействию со стороны мира. Поэтому Бог, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:16 ), любит мир и каждого отдельного грешника независимо от степени его уклонения в грех и Своей любовью преобразует и спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Если бы всякий рожденный от Бога не мог совсем грешить, то зачем ему было бы «хранить себя»? Потому он и хранит себя, чтобы не согрешить, и потому не согрешает, что хранит себя от греха. Очевидно, слова: «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» – нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха; Он лишь «един свят» ( Откр. 15:4 ). Наконец и для рожденных от Бога, познавших Его и пребывающих в Нем нужны не только вера, но и дела и соблюдение заповедей Божиих: «Всякий, делающий правду, рожден от Бога» ( 1Ин. 2:29 ). «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин. 15:5 ). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слова Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин. 2:3–5 ). Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он ни в чем не грешит, тот по словам ап. Иоанна, «обманывает сам себя и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божиих, «тот лжец и нет в нем истины». Сектант: 4) Верующий не явится на всеобщий суд; он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасен: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия» ( Ин. 3:18 ). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ). Объяснения православного: 4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не придет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственность состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Ин. 4:15 ), а Бог есть жизнь и любовь ( 1Ин. 1:2 ), ( 1Ин. 5:11 ), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16, 21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий братьев пребывает в смерти» ( 1Ин. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1Ин.2:3 .  А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. 1Ин.2:4 .  Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 1Ин.2:5 .  а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. 1Ин.2:6 .  Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Высказав основной догмат христианской веры о Христе как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, именно: соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4–6), Апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека. Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3–5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между Богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. «Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то Апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу… И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство» (блаж. Феофил.). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. см. 1Пет 2:21 ; Ин 8:29, 17:4 ). 1Ин.2:7 .  Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 1Ин.2:8 .  Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Ин.4:4 ). Кого, если не антихриста? Ведь выше он произнес: «Всякий, кто отвергает Иисуса Христа и отрицает, что Он пришел во плоти, не есть от Бога» (ср. 1Ин.4:3 ). И мы объяснили, если вы помните, что все те, кто попирает любовь, отрицают, что Иисус Христос пришел во плоти. Ибо надлежало, чтобы Иисус пришел именно из любви. В самом деле, от нас требуется та любовь, о которой Он сам говорит в Евангелии: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Как мог Сын Божий положить жизнь Свою за нас, если не облекшись в плоть, в которой Он мог бы умереть? Итак, всякий, кто попирает любовь, пусть он и на словах признает, а делами отрицает, что Христос пришел во плоти; он – антихрист, где бы он ни был, куда бы ни пришел. Но что говорит [апостол] тем, кто является гражданином той родины, по которой мы вздыхаем? «Вы победили его» (ср. 1Ин.4:4 ). А почему победили? Потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире ( 1Ин.4:4 ). Чтобы они не приписали эту победу собственным силам и не оказались побеждены гордыней (ибо диавол побеждает всякого, кого делает горделивым), что говорит им [апостол], желая, чтобы они сохраняли смирение? «Вы победили». [P. 318] И всякий человек, который слышит: «Вы победили», поднимает голову, выпрямляет шею, хочет похвалить себя. Не превозноси себя! Узри, Кто в тебе победил. Почему ты победил? Потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Будь смирен, неси Господа твоего; будь ездовым животным Всадника твоего. Благом является для тебя, что Он управляет тобой, что Он правит тобой. Ведь без Всадника, ты можешь спрямить шею, можешь своевольничать; и горе тебе без Седока, ибо свобода твоя увлечет тебя на съедение дикими зверями. 3 . Они от мира ( 1Ин.4:5 ). Кто? Антихристы. Вы уже слышали, кто они такие. И если вы не такие, то знаете их, а тот, кто сам такой, не знает. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их ( 1Ин.4:5 ). Кто же те, которые говорят по-мирски? Уразумейте: это те, которые против любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

После второго пришествия Господа и воскресения мертвых должен последовать окончательный суд. Выше мы видели, что в 4 Евангелии есть места, где Христос говорит, что Он пришел не судить, но спасти мир. Но замечательно, что, с другой стороны, здесь же Сам Христос усвояет исключительно Себе прерогативу суда. „Отец и не судит никого, – говорит Он, – но весь суд отдал Сыну“ ( Ин.5:22 ). „И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий“ ( Ин.5:27 ). Возможно ли объединить эти два ряда изречений? По нашему мнению, они вполне примиряются следующими словами Господа: „Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день“ ( Ин.12:48 ). Здесь мы имеем, во-первых, несомненное указание на эсхатологический акт; а во-вторых, представление о последнем суде одухотворяется, так как он является только подтверждением того, что наблюдается в истории христианства при настоящем состоянии мира: „Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы“ ( Ин.3:19 ). Впрочем, речь в 4 Евангелии о суде не исключает даже представления о нем, как юридически-судебном акте. Прямое упоминание о дне суда имеем в 1Ин.4:17 : ν τοτ τετελεωται γπη μεθ μν, να παρρησαν χωμεν ν τ μρ τς κρσεως. Здесь идет речь о дерзновении в день суда; о дерзновении же и о том, чтобы не постыдиться в пришествие Господа, говорится и в 1Ин.2:28 : не свидетельствует ли это, что последний суд представляется Иоанну в форме юридического акта? В заключение мы должны коснуться учения Евангелиста Иоанна об антихристе, незатронутого нами в предыдущем изложении. „Дети! последнее время (σχτη ρα). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время“ ( 1Ин.2:18 ). „Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире“ ( 1Ин.4:3 ). „Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист“ ( 2Ин.1:7 ). „Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына“ ( 1Ин.2:22 ). H. J. Holtzmann говорит, что здесь явление антихриста обсуждается, как преданный член веры, но пересаживается из мифологической сферы на почву исторической действительности и объясняется в отношении к коллективной личности выходящих из христианства еретиков 1247 . Но при обсуждении учения Иоанна об антихристе должно иметь в виду справедливое замечание Prof. R. F. Weidner’a, что Апостол в своем послании дает нам скорее практическое приложение доктрины об антихристе, чем формальное ее определение 1248 . Сам H. J. Holtzmann соглашается, что на основании 1Ин.2:18 от выступления многих антихристов можно заключить к скорому выступлению одного 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010