Мы сказали, что «светильник» предназначен для ног, то есть для нижней части тела, а «свет» дан «стезе», которая в другом месте названа «стезей вечной». Ибо согласно мистическому толкованию, этот мир понимается как нижние области творения, поэтому «светильник» закона, упоминаемый здесь, зажжен для тех, кто обретается в этом мире как ноги всего творения. А «свет» вечный будет светить для тех «стезей», по которым каждый согласно своим заслугам войдет в будущий век. Но об этом довольно было сказано в свое время. И так как сейчас – вечер и ночь «до скончания века» (ср. Мф.28:20 ) и пока не наступил новый день грядущего века и не воссиял новый свет, этот «светильник» горит для каждого из нас, и его яркость зависит от того, сколько елея мы влили в него своими делами. Наконец, и Иов, описывая свои добрые дела, добавляет: «Когда светильник Его светил над головою моею» ( Иов.29:3 ). Итак, этот «светильник», питаемый елеем добрых дел, светит каждому из нас. Но если творим зло и дела наши злые, то не только не разжигаем, но, напротив, гасим светильник, для нас горящий, и тогда исполняется в нас сказанное в Писании: «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и кто творит зло, тот во тьме ходит» ( 1Ин.2:11 ). Ибо он загасил «светильник» любви и поэтому ходит во тьме. Или погасивший «свет» любви не кажется тебе угасившим «светильник»? Но «любящий брата своего» (ср. 1Ин.4:21 ) в свете любви пребывает и с уверенностью может сказать: «А я, как плодовитая 75 маслина в доме Божием» ( Пс.51:10 ), и «сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( Пс.127:3 ). Итак, велено, чтоб «елей» приносил народ, и «елей» не всякий, но «чистый» (ср. Лев.24:2 ) и приготовленный не из различных плодов, по обычаям, принятым в той или иной местности, но выжимаемый «из оливок», что свидетельствует о мире. Ибо Бог не может принять дела твои, если они не в мире совершаются; так и апостол Иаков говорит: «Плод же правды в мире сеется» ( Иак.3:18 ). Поэтому, как я полагаю, Господь передал ученикам Своим верный залог, сказав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин.14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В эти дни Господь говорил ученикам о Царствии Божием. Сообщенные в эти дни истины Царствия Божия были более глубоки, чем те, которые открыты до крестных страданий. Но теперь для апостолов это были светлые тайны, прозрачные глубины. Таинственные и непостижимые, они были легки для принятия, по обетованию Господа в той же прощальной беседе: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин.16:25 ). О глубине этих тайн пишет апостол Петр христианам: «Проповедано вам..., во что желают проникнуть ангелы» ( 1Петр.1:12 ). После вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостолы раскрывают христианам «домостроительство тайны», до тех пор неведомой «начальствам и властям на небесах», «сокрывавшейся от вечности в Боге», соделавшейся известной на небесах через Церковь ( Ефес.3:9–10 ). От апостолов эти тайны стали достоянием и земной Церкви, вошли в её вероучение. Потому говорит от имени апостолов тогда еще не знавший Иисуса, но после просвещенный явлением ему самому Господа, младший из апостолов Павел: «Кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Господь, сказав в прощальной беседе о дне воскресения Своего: « в тот день вы не спросите Меня ни о чем», продолжал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:23–24 ). И апостолы стали жить этой уверенностью, внушать и доказывать ее уверовавшим во Христа. «Чего ни попросим, получим от Него», пишет апостол Иоанн в своем первом послании ( 1Ин.3:22 ), и потом снова: «вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). То же и в послании апостола Иакова: «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему, но да просит с верою» ( Иак.1:5–6 ). После святых сорока дней Своих явлений Господь вознесся на небеса. И мысль апостолов от истины воскресения Христова и попутно с нею устремляется к другой истине, наиболее тесно с ней связанной – к истине всеобщего воскресения. Христос – первенец из мертвых ( 1Кор.15:20 ). Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертныя тела ( Рим.8:11 ). Нужно жить для жизни вечной. На небесах хранится наследство нетленное, чистое, неувядаемое для живущих по вере во Христа ( 1Пет.1:4 ). Только нужно быть достойным его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вопрос. Почему мы должны верить даже и в то, чего наш разум не может понять? Ответ. Потому, что большая часть откровенных истин выше нашего понимания, например, единство и троичность Лиц Божества, творение мира, воплощение Сына Божия и др. Эти истины не перестают быть истинными от того, что мы не постигаем их нашим разумом. Бог , Который есть бесконечно благ, не может нас вводить в заблуждение; Он, как бесконечно премудрый, не может ошибаться. Иисус Христос сказал ап. Фоме: «блаженны не видевшие, но веровавшие” ( Ин.20:29 ). Вопрос. Человек не может ли сам собою дойти до познания откровенных истин? Ответ. «Мы едва, – говорит Св. Писание, – можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» ( Прем.9:16 ). Вопрос. Обязаны ли мы верить всему тому, что Бог открыл людям? Ответ. Без сомнения: иначе мы оскорбили бы Бога, сомневаясь в истине Его слов. «Неверующий Богу, представляет Его лживым» ( 1Ин.5:10 ). Вопрос. Должны ли мы верить в И. Христа, равно как и в учение Его? Ответ. Конечно, потому что Бог заповедал, «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин.3:23 ). «Верующий в Сына, имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Об учении Своем Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ); а евангелист Иоанн объясняет, что «неверующим уготовляется в будущей жизни та же участь, что и убийцам” ( Откр.21:8 ). Вопрос. Что составляет предмет веры православных христиан? Ответ. Все откровенные истины, содержащиеся в Св. Писании и Св. Предании. Вопрос. Когда штундистам указывают на то, что у них нет единства в вере, что у них нет двух общин, даже двух лиц, которые одинаково верили бы в откровенные истины, чем они обыкновенно оправдывают себя? Ответ. Они говорят, что нет необходимости, чтобы все одинаково верили во все откровенные истины; что они обязаны верить только в те истины, которые всеми ими признаются. Что же касается других откровенных истин, в которых они расходятся, то можно спастись, и не признавая их. Первые истины они называют главными, а вторые –неглавными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Здесь сначала говорится о благодати творения, затем о мистическом создании «новой твари» (ср. Гал.6:15 ) и, наконец, о добрых делах, о плодах, которые «новая тварь» приносит потому, что имеет веру, действующую любовью (ср. Гал.5:6 ). Любовь есть результат облагодатствования, ибо онтологически божественна (ср. 1Ин.4:6 ). 58 В другом месте ( Рим.5:1–10 ) ап. Павел тоже проводит различие между объективной благодатью, к которой мы теперь «через Господа нашего Иисуса Христа… верою получили доступ» и «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). И тут же опять (в полном соответствии с 1Ин.4:13, 16 ) говорится, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Приведем еще одно место из посланий того же Апостола: «Получая оправдание даром, по благодати Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время» ( Рим.3:24–26 ). Из этого весьма глубокого и богатого мыслями текста для нас сейчас особенно важно подтверждение, что спасение достается «даром». В данном случае, говоря точнее, речь идет не об окончательном спасении, которое надо совершать «в страхе и трепете» ( Флп.2:11 ), а об оправдании, т. е. о «прощении грехов, соделанных прежде», т. е. до того, как человек уверовал. По общему consensus Ecclesiae (согласию церкви – Прим. сост.) это оправдание дается в акте возрождения водой и духом ( Ин.3:5 ), т. е. в крещении. Это оправдание дается «даром», т. е. является одним из частных видов благодати. Наконец, в шестой главе того же послания ап. Павел, обобщая все виды субъективной благодати под наименованием «жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (что, как мы видели, синонимично спасению), называет ее «даром Божиим» ( Рим.6:23 ). Пониманию субъективной благодати как дара вполне соответствует проходящее красной нитью через все творения древних подвижников требование к христианству не приписывать себе ничего доброго, а всякое доброе дело, слово и даже побуждение рассматривать как действие Божие, или, что то же самое, как действие благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Могущество сатаны хотя и велико, но финитно, а могущество Бога – инфинитно. Поэтому представляется, что следует отличать истинные чудеса от сатанинских знамений как по названию, так и по качественным признакам. Бог творит истинные чудеса, сатана – ложные знамения. У Бога чудеса подлинные, а у сатаны это подделки. Именно так Библия называет их во 2Фес. 2:9 , где сказано о беззаконнике, «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (курсив Н. Г.). Точно так же, как существуют признаки чудес, существуют признаки дел сатаны, которые сравниваются в нижеследующей таблице. Божественные чудеса Сатанинские знамения Подлинно сверхъестественные явления Только сверхнормальные явления По власти Творца По власти твари Никогда не имеют отношения к оккультизму Имеют отношение к оккультизму. Связаны с истинным Богом Зачастую связаны с пантеистическим или политеистическими богами Несут истину Несут заблуждения Несут благо Несут зло Подразумевают истинные пророчества Подразумевают лжепророчества Прославляют Творца Прославляют тварь Сатанинские знамения не бывают сверхъестественными. Ложные знамения – явления необычные. Они могут быть сверхнормальными и экстраординарными. Но это не чудеса. Их лживость можно распознать, когда они безуспешны или благодаря тому, что они не будут незамедлительными, мгновенными, не будут непреходящими. Как в случае с Моисеем и египетскими волхвами, а также Илией и пророками Ваала ( Исх. 8 – 12 ; 3Цар. 18 ), сатанинские знамения проигрывают при состязании с Богом. Сатанинские знамения связаны с заблуждениями. Ложные знамения и ложные учения приходят вместе. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). Мы в силах различить «духа истины и духа заблуждения» ( 1Ин. 4:6 ). Итак, лжеучение не будет подтверждено истинным чудом. Ложные знамения будут связаны с лжеучениями. Истинный пророк не сделает ложных прорицаний. Если предсказанные знамения не исполнятся, значит, это были знамения ложные. Лжеучения, связанные с ложными знамениями, могут быть такими: существуют другие боги кроме одного истинного теистического Бога (Вт. 6:4; 13:1–3). Для поклонения можно делать изображения или идолов ( Исх. 20:3–4 ). Иисус – не Бог ( Кол. 2:9 ). Иисус не приходил в человеческой плоти ( 1Ин. 4:1–2 ). Нам следует вызывать духов умерших (Вт. 18:11). Мы способны предсказывать будущее (Вт. 18:21–22). От Бога может приходить ложное или только отчасти истинное откровение ( Евр. 6:18 ). Христос не обязательно должен быть в средоточии жизни ( Отк. 19:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:4-5 ). При обсуждении вопросов связанных с уверенностью в спасении возникает явный парадокс: протестантам бывает легче рассуждать о праведности всей своей жизни нежели о праведности одного её дня. Баптист верит, что благодаря его уверенности в спасении Бог соблюдёт его от греха и приведёт ко спасению. Но может ли он выразить такую же уверенность в чистоте конкретного грядущего дня? Может ли кто с такой же стопроцентной уверенностью заявить, что Бог не допустит ни единого греха хотя бы в сегодняшний вечер? Учитывая апостольский взгляд на губительность, а, следовательно – сотериологическую важность, “повседневных” грехов, (неприязнь, гнев, угасание жертвенной любви к братьям 1Ин.3:16 , нечестивые помыслы и т.п.) их наличие или отсутствие в повседневной реальности должно быть существенно важным для христианина. Ибо помышления плотские суть смерть ( Рим.8:6-7 ). Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит… мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей ( 1Ин.3:14-15; 2:10-11 ). Всякий гневающийся на брата… подлежит суду… всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5: 22, 28 ). Посему, смой злое с сердца твоего… чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? ( Иер. 4:14 ). Неправильно думать, что ап. Иоанн, говоря о ненависти или нелюбви к брату, разумеет какую-то сатанинскую озлобленность на него. Увы, речь идёт о часто случавшихся (тогда и сейчас) и в христианских общинах нотках превозношения, осуждения, “недолюбливания” и т.п. Посему, чтобы быть уверенным в завтрашней святости необходимо с тою же уверенностью гарантировать чистоту своих помыслов. На это вряд ли кто из внимательных к себе христиан даст гарантию. Итак, если уверенность в богоугодности грядущего дня есть проявление духовной незрелости, то это же можно сказать и об уверенности за всю жизнь.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Слова «сия пишу» нужно относить ко всему предшествующему, раньше сказанному Апостолом, начиная с 1Ин1:5 , а не связывать их только с 1Ин.1:10 . Апостол пишет, что Бог есть свет и тьмы в Нём нет никакой, что поэтому общение с Богом необходимо предполагает хождение во свете, а не хождение во тьме, что хождение во свете для нас возможно, потому, что хотя все мы имеем грехи и было бы клеветою на Бога и Его откровение утверждать, что мы не творим греха, но чистосердечное исповедание своих грехов пред Богом соделает то, что Бог, по своей святости и провосудию, простит нам грехи наши и очистит нас от всякие неправды. Всё это, говорит Апостол, я пишу вам, да не согрешаете, т. е. чтобы, помня о необходимости и условиях освящения, вы старались быть свободными от греха, не работали греху ( Рим.1:6 ), грех не обладал над вами ( Рим.6:14 ), а вы были мертвы для греха ( Рим.7:11 ). Но если кто, при всём своём противлении греху и стремлении к освящению, все-таки впадает в грех, он не должен унывать, так как мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа Праведника, Святителя исповедания нашего. Иисус Христос называется Ходатаем, «единым Ходатаем» ( 1Тим.2:5, 6 ), потому что Он умилостивительная жертва за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ), Он примирил кровью креста Своего нас с Богом ( Кол. 1:20 ; Еф.2:14–18 ; Рим.3:25 ). Иисус Христос есть великий Первосвященник, иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о Своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес ( Евр.7:27 ); Он единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися ( Евр.9:26 ). Но ходатайство Иисуса Христа не исключает несравненно отличных от Него ходатаев – святых Божиих, которые являются ходатаями чрез Христа, чрез превосходнейшее усвоение принесенных Им благодатных средств спасения. Так как Церковь Христова едина, все верующие суть члены единого тела Христова, то почему, спрашивается, члены сильнейшие, достойнейшие не могут предстательствовать о членах немощнейших, слабейших? Такое ходатайство необходимо вытекает из закона христианской любви, связующей нас воедино и не позволяющей, чтобы мы думали только о своём спасении, чтобы, достигши оправдания, приступивши к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных ( Евр.12:22, 23 ), не помышляли о спасении, введении в горний Иерусалим и своих ближних. В Откровении определенно говорится, что «четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). В другом месте Тайнозритель видит, что «пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соблазненный духом зла и уничтожения, человеческий род в своей истории творил больше дела его, нежели свои, — для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола  ( 1Ин.3:8 ). Богообразная красота человеческой души была сплошь осквернена и загрязнена грехами, поэтому Бог послал Сына Своего очистить наши грехи (в синод. тексте:  в умилостивление за грехи наши. – Примеч. пер .) ( 1Ин.4:10 ). Иисуса Богочеловека во всей Его исторической действительности  возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать людям  (в синод. тексте:  Израилю.– Примеч. пер .)  покаяние и прощение грехов  (ср.: Деян.5:31 ). Хотя Он и Божественно совершенен, Спаситель по-земному осязаем и по-человечески доступен. Богомудрый апостол это четко выражает следующими словами:  От семени Давидова  (в синод. тексте: из сего-то потомства.– Примеч. пер .)  Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса  ( Деян.13:23 ). Спаситель соделался реальным человеком, дабы как человек спасти человека. Если бы не явился Он как истинный человек, то можно было бы сказать, что Он – некий небесный призрак и наваждение, механически и насильно навязывающее людям спасение. Своей безгрешной человеческой реальностью Владыка Христос привлекает к Себе человеческие существа, лицезрящие в нем естественного и необходимого Спасителя человеческого естества. Лишь как подлинно совершенный Бог и подлинно совершенный человек Господь есть  Спаситель   людей и надежда  человеческого рода (ср.: 1Тим.1:1 ). В Своем бесконечном человеколюбии Он  хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины  ( 1Тим.2:4 ). Своим Богочеловеческим подвигом спасения Господь Иисус Христос стал единым и единственным Спасителем человеческого рода, поэтому – нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись  ( Деян.4:11–12 ). Своей животворящей силой Богочеловеческая Личность Владыки Христа есть в то же время и Спаситель, и спасение (см.: 2Тим.2:10; 3:15 ). «Познание спасения есть познание Сына Божия, Который действительно есть и нарицается и спасением, и Спасителем, и совершением спасения.

http://azbyka.ru/gospod-iisus-xristos-ka...

Только в этом и есть смысл Павловой проповеди о предпочтительности веры над делами, чтобы утвердить в нашем сознании милосердие и дароподательность Божии. Разъяснив эту тайну спасения, апостол в полном соответствии с библейским учением о добрых делах начинает увещевать свою паству творить таковые дела. В начале своих посланий он много говорит о грядущем суде над делающими злые дела, которые «достойны смерти» ( Рим.1:32 ). Апостол подает довольно длинный перечень непотребств, которые и делами-то трудно назвать – «Дела плоти извечны; они суть: прелюбодеяния, блуд... вражда, ссоры... ереси... убийство, пьянство, бесчинства и тому подобное» ( Гал.5:19 ). Это все «дела тьмы», в которых человек не должен участвовать ( Еф.5:11 ). «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответствующее тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Ближайшему своему ученику и сотруднику Тимофею, возвеличивая «добрые дела», Апостол пишет: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающем слово истины» ( 2Тим.2:15 ). Сыну своему по вере Титу – «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7,8 ); и далее говорит, что Иисус Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит.2:14 ). Все учение Иисуса Христа – это единство любви, истины и дел: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). А лучшее из всех дел человеческих – это жертва хвалы Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Столь подробный анализ понятия «дело» проведен не для умственных упражнений; каждый промежуточный вывод этого анализа может служить для формирования этических установок человеческой деятельности. Главный результат анализа – это убеждение в том, что в делах людей должно святиться, прославляться и возвеличиваться Имя Божие. Об этом Сам Господь Иисус говорил, повелев в молитве Господней взывать – «да святится Имя Твое» – да святится среди народов и твари Имя Твое, когда они взирают на наши дела. Именно так объясняют это прошение святые отцы, и в частности святитель Иоанн Златоуст в Проложном слове на 13 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ученики и, вообще, все последователи Христовы должны быть в мире сем скорбны, во-первых, потому, что здесь нет истинной радости ни для кого: «весь мир лежит во зле ( 1Ин.5:19 ), сказано. А там, где зло, какая может быть радость? Потому и нам нечего ждать от зла, одержащего весь мир, как не скорби и печали. – Как же иные живут в радости, скажешь, или, по крайней мере, не печалятся, живут спокойно? – И об этом предсказал Господь: «мир возрадуется» ( Ин.16:20 ), – говорил Он ученикам Своим; но эта радость кратковременна, ей недолго будет радоваться злой мир. «Мир Мой даю вам, – говорил еще Господь ученикам своим, – не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин.14:27 ). Так и мир, во зле лежащий, дает свои утешения, свой мир и успокоение сынам века сего, но не такой мир, как «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп.4:7 ), который соблюдает сердца и помышления во Христе Иисусе. Потому и говорит нам Писание: «не любите мира, ни того, что в мире, т.е. утех и благ мирских; ибо кто будет любить мир, в том быть не может любви Божией ( 1Ин.2:15 ). Кто любит мир, во зле лежащий, тот, значит, любит зло, и он о зле радуется, злом утешается; но злые от зла и гибнут: «злых зле погубит Господь» ( Мф.21:41 ). Еще при первом появлении в мире зла Господь сказал первой виновнице его: «умножая умножу печали твои и стоны твои» ( Быт.3:16 ) 8 . Так от начала и доныне, «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим.2:9 ). «Чем кто согрешает, тем и наказывается» ( Прем.11:17 ), – сказано в Писании. Но так как от юности прилежит помышление человека на зло ( Быт.8:21 ), и потому «нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ), то все люди, – от сидящего на престоле и до последнего, лежащего в гное, – преданы злостраданию, скорби и томлению. Ибо «нечестивым же нет мира» ( Ис.48:22 ) 9 , – сказано еще; и вместе со злыми людьми «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). Итак, зачем же ты, брат мой, жалуешься на свои скорби на свою участь, как будто ты один в мире терпишь скорби? Почему не хочешь великодушно перенести злострадания и томления, возложенного на всех грешников? Или ты не в родне с ними, – не причастен греху? Зачем так безрассудно говоришь: почто попущено на меня такое и такое зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010