„Разве неть Господа в Сионе? Разве нет Царя его в нем? Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными?» ( Иер. 8:19 ). „О, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям». ( Иез. 22:3–4 ). „Не собирайте себе сокровищ на земли, где моль и ржа истребляют, и где воры подкопывают и крадут». ( Мф. 6:19 ). „Никто не можете служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне». ( Мф. 6:24 ). „Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8:36 ). „Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». ( Лк. 12:21 ). „Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». ( 1Ин. 2:15–16 ). „Они (язычники) заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца» ( Рим. 1:25 ). „Все мне позволительно, но ничто не дол- жно обладать мною». ( 1Кор. 6:12 ). „Идол в мире – ничто». ( 1Кор. 8:4 ). „Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живаго».( 2Кор. 6:15–16 ). „Сам Сатана принимает вид ангела света. И служители его принимают вид служителей правды». ( 2Кор. 11:14–15 ). „Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям». ( 2Тим. 6:10 ). ; Изречения „Люди дорого ценят позолоченную пыль и дешево запыленное золото». (Шекспир). „Я люблю бедность, потому что Иисус ее любил. Я люблю богатство, потому что оно родит возможность помогать бедным». (Паскаль). „Что свыше потребности, то безполезно и излишне. Сапоги, слишком просторные, будут мешать тебе в ходьбе. Дом, слишком просторный, помешает тебе идти к небу. Если ты уж непременно хочешь строить роскошные дома, я не препятствую; но только не на земле, а на небе строй вечные и негибнущие жилища, в которые ты мог бы принимать и других». (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

3 . Но пусть иудеи по обыкновенному своему неверию заблуждаются, когда хотят, по поводу как этих слов, так и других подобных. Мы же, напротив, принимаем благочестное учение веры, когда поклоняемся единому Богу, Отцу Иисуса Христа (ибо Того, Кто всем дарует силу рождать, лишать этой самой силы есть дело нечестивое). Веруем во единаго Бога Отца, да таким образом вера во Христа, еще прежде, нежели начнем излагать учение собственно о Христе, вселится в сердцах слышащих, будучи нимало не отделяема от того, что сказано об Отце. 4 . Ибо имя Отца при самом произнесении Его уже дает разуметь и о Сыне, точно так же, как, изрекши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо если Отец, то, без сомнения, Он есть Отец Сына; и если Сын, без сомнения, Он есть Сын Отца. Потому, чтобы из этих слов: во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, когда после присоединяем к ним: и во единого Господа Иисуса Христа, – не вывел кто нечистого заключения, будто Единородный в порядке занимает второе место после неба и земли, мы, прежде нежели наименовали небо и землю, наименовали Бога Отцом, чтобы, таким образом помышляя об Отце, вместе помышляли и о Сыне. Ибо между Сыном и Отцом нет ничего, что разделяло бы Их. 5 . Итак, Бог хотя есть Отец многих, но не в собственном смысле, а по естеству и по самой истине есть Отец единого только, Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, не во времени начавший быть Отцом, но от века Отец Единородного; ибо прежде не был Он без Сына и не родил Его впоследствии, размыслив Сам с Собой. Этот Отец прежде всякого существа, прежде всякого знания, прежде времени и всех веков имеет достояние Отца; Отец поэтому более, нежели по другим Его совершенствам, должен быть чтим; Отец, сделавшийся таковым не по страсти, не от совокупления, не по неведению, Отец без истощания, без умаления, без изменения. Всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения, и ни тени перемены (ср. Иак.1:17 ); Отец совершенный, совершенного Сына родивший и все предавший Рожденному: все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ), говорит Он. Поэтому Отца и чтит Единородный: Я чту Отца Моего ( Ин.8:49 ), говорит Сын; и еще: Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин.15:10 ). А потому и мы говорим вместе с апостолом: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле ( 2Кор.1:3 ; Еф.3:14–15 ), и прославляем Его вместе с Единородным. Ибо всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, напротив, исповедающий Сына имеет и Отца; и мы сознаем, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( 1Ин.2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Он — Дух Святой Божий . Он — Дух Сына как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16:13). Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика иматъ Отец, Моя суть (Ин. 16:14-15). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына, — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святой Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие ; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа . Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы . Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему, как к Отцу, потому что Дух Святой вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. Понеже есте сынове, —говорит апостол, — посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения. Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6), — сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать (1Ин. 2:23), иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36). Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа! Никтоже может, —сказал апостол, — рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.

http://pravoslavie.ru/35058.html

И вот эта милость, как мы прочитали здесь с вами, – как бы поток реки воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца. То, что Сын Божий проявляет к нам милосердие, нам, в общем-то, понятно. Сказано, что Он пришел, «чтобы избавить нас от всякого беззакония» ( Тит.2:14 ). А вот Бог Отец? О Боге Отце сказано «…что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). И в этом смысле милосердие Божие изливается из самой природы Бога. «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ) – это самое великое определение, одно из самых великих… выражающее Его сущность. Бог есть Любовь. Поэтому Бог спасает нас, прежде всего, потому, что все зависит от Него. Если бы от вас зависело простить всех людей, даже самых страшных грешников, я думаю, вы простили бы. А почему мы отказываем Богу в том, в чем не отказываем себе? Природа Бога – это не природа человека. В Библии говорится: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис.49:15 ). «Я не оставлю тебя, Я не брошу тебя», – так говорит нам Бог. Поэтому, когда мы говорим о Божьем милосердии, мы не говорим о некоем снисхождении, в котором присутствовал бы элемент даже презрения, нет. Мы говорим, о том, что милосердие – это свидетельство Божественной любви. Бог любит всё Свое творение, Он промышляет о всем Своем творении. Без всяких предварительных условий Он питает всех букашечек, всех птичек небесных, Он заботится о каждой твари, существующей на земле. Бог посылает Свои блага как верующим, так и неверующим людям. Как православным, так и мусульманам, как иудеям, так и язычникам. Бог питает людей каждый день… И мы читаем 2 стих: «Среди улицы его , – то есть нового небесного Иерусалима, – и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» ( Откр.22:2 ). То есть в небесном мире будет именно не однообразие, а многообразие, как мы об этом уже говорили. На каждый месяц будет свой плод. Причем в Библии говорится: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро…» ( Плч.3:22–23 ). То есть фактически каждое утро не похоже на другое утро, Бог как бы заново творит мир и дарит его нам. Когда человек просыпается рано утром, особенно если он на природе, – он может это обновление физически переживать. Ощущать, что ему дарится этот удивительный мир, раскрывающийся перед его взором, который радует его своей прохладой, свежестью, новизной. А в райском мире постоянно будет обновляться радость благодатного существования, об этом как раз мы и прочитали.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То есть если бы простые люди через Его чудеса увидели бы в Нем только Бога, но не узрели Истинного Человека, они впали бы в ересь армянскую, монофизитство 2 , и не смогли бы учиться у Него истинной человеческой жизни. Ибо как человек может учиться у Бога? С другой стороны, все происходящее могло показаться им чем-то призрачным. Такое уже случалось и с самими апостолами. Сказано: «И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мф.14:26–27 ). Истинное чудо не должно разрушать ткань личной веры человека, поэтому оно открывается или верующим, или настолько напуганным, что они готовы поверить во что угодно. Да! Он (Сын Божий) – и сделался Истинным Человеком, чтобы в Своем истинном Человечестве научить нас истинной жизни. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ) Христос и « возвел их на гору высокую одних », то есть немногих; ибо тогда, возможно, только они – Петр, Иаков и Иоанн видели и исповедовали в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в едину Ипостась, видели в Нем Богочеловека. И далее мы читаем: Мф.17:2 . «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Евфимий Зигабен так истолковал сие чудо: «“Преобразился” так, что тело осталось, конечно, при своей собственной фигуре, но в нем отчасти открылось Божественное сияние и осветило лицо Его, и вид Его переменился на еще более Богоподобный. Преобразился “пред ними”, чтобы они, видя, как Он преобразился, не считали Его другим, и чтобы узнали, как легко Он может делать то, чего желает. “Просияло лице Его как солнце”, то есть так показалось им. Сияние это было сильнее солнца, какое-то Божественное и неизреченное. “Одежды же Его сделались белыми, как свет”, так как сияние это разлилось и на них» 3 . Здесь Зигабен обращает внимание на то, что, преобразившись, Господь Иисус Христос остается узнаваемым. Таким образом нам показывается, что и мы, пройдя через Воскресение из мертвых, хотя и изменимся, но сохраним индивидуальные особенности. Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ); и еще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Этот значит, что в Своем Преображении, объятый Божеством, Он оставался все тем же Истинным Человеком из Назарета (Бог и Человек – в Ипостась едину).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Эти строки как нельзя лучше характеризуют психологическое бессилие человека в борьбе с грехом, с которым он так сроднился и сблизился, что эта близость может быть соизмерима только с отчужденностью от Бога, являющейся неизбежным и логическим последствием пагубного порабощения греху, ибо «что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор.6:14–15 ). Но для Божественного вмешательства в целях спасения мира греховность, влекущая его к гибели, является лишь одной из предпосылок. Вторая и определяющая предпосылка – любовь Божия к созданному Им, но согрешившему и отчуждившемуся от своего Создателя миру. Любовь Божия – обращенная к миру сторона Его непостижимой сущности, и потому мы с полным основанием вместе с апостолом Иоанном определяем Бога как Любовь ( 1Ин.4:16 ), ибо ничего иного о Его сущности нам неизвестно. Все остальные известные нам свойства Божии имеют акциденциальный характер (премудрый, всеведущий, всемогущий и др.); только определение Бога как Любовь субстанциально, и в нем коренится все христианское богомыслие. Именно тот факт, что Бог по любви Своей к людям «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4 ) есть причинная основа всего, что совершает Бог для спасения мира. Мир не мог быть спасен без его коренного преобразования, без его переделки. В течение многих веков бесчисленное количество богословов, священников и мирян, воспитанных в атмосфере юридической сотериологии, представляли себе спасение только как прощение грехов. В результате ясное в свое время для отцов Церкви сознание необходимости коренного изменения человека к лучшему, его возрождения к новой жизни ( Ин.3:3 ) так, чтобы можно было сказать: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 1Кор.5:17 ), это сознание уступило место далекому от реализма представлению, что для спасения, т. е. для получения вечной жизни в Царстве Небесном, достаточно получить прощение без переделки и перестройки мыслей, чувств и воли, т. е. без возрождения человека в новое творение. Между тем, слово Божие говорит, что не войдет в Царство Божие ничто нечистое ( Откр.21:27 ), «никакой...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему...» ( 1Ин. 3:1,2 ). В этом тексте со­единены два противоположных значения, из которых каждое име­ет за собой длинную группу библейских текстов: одна выражает Образ Божий, как ненарушимую онтологическую сущность чело­века, как неотъемлемый дар Божий (напр., Быт. 1:26–27; 5:1; 9:6 ; Прем. 2:23 ; Сир.14:3 ; 1Кор. 11:7 ; Деян. 17:28–29 ; Пс. 82:6 ; Ин. 10:34 ). Другая группа текстов рассматривает «образ и подобие» как этическую задачу, как долженствование, как назна­чение человека ( Еф. 4:24 ; Кол. 3:10 ; Рим. 8:29 ; 1Кор. 15:49 ; 2Кор. 3:18; 4:4 ; Кол. 1:15 ): будьте святы, будьте совершен­ны, будьте сынами Божиими, по образу и подобию Отца. Здесь даётся другое, динамическое понимание Образа Божия как находя­щегося в становлении; но то, что становится, возникает и уничто­жается, возгорается и потухает. Здесь тотчас чувствуется та воз­можность полного угасания и исчезновения Образа Божия в человеке, которая возбуждала и продолжает возбуждать глубокие теологические споры. Проблема принимает антиномическую фор­му: являемся ли мы теперь и всегда сынами Божиими или мы лишь должны стать сынами? Можем ли мы потерять родство и сходство с Отцом Небесным или оно существенно и неотъемлемо и всегда в нас присутствует? Своеобразное положение, которое занимает православное бого­словие в этой проблеме, состоит в том, что оно строго различает оба эти значения – «образа» и «подобия», imago et similitudo. Так определяются в нашем святоотеческом предании оба еврейских термина: Be-zalmenu, ki-dmutenu. Это предание сохраняется во всей греческой патристике от Оригена до Григория Паламы . Ори­ген интерпретирует текст «сотворим человека по образу нашему и подобию» следующим образом: нужно различать достоинство обра­за (imaginis dignitatem) и совершенство сходства (similitudinis perfectionem). Человек поставлен его творцом на известную онто­логическую высоту, ибо достоинство в существовании по образу Божию ему дано (perfectio in initiis data per imaginis dignitatem), однако совершенство в уподоблении может быть достигнуто только им самим, посредством собственного усилия в подражании Богу (ut sibi ipse eam propriae industriae studiis ex Dei imitatione concisceret).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И вот, когда в первый раз после многих лет, желая причаститься, Толстой подошел к царским дверям и должен был вслед за священником повторить известные слова, исповедуя свою веру в принятие истинного Тела и Крови Христовых, то его, по собственному признанию «резнуло по сердцу». Душевный человек не принял того, что от Духа Божия, и эти «жесткие» еще для не уверовавших учеников Христовых слова почел за безумие. Очевидно, высокие истины христианского учения не глубоко проникли в сознание Толстого; скользя по поверхности, они достигли только плотяного ума, который не может разуметь того, о чем надо судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Смотря на христианские истины лишь с внешней формальной стороны, Толстой не усвоил всего их внутреннего, глубокого содержания, не постиг той внутренней таинственной стороны их, которая делает эти богооткровенные истины в отличие от других, изобретаемых и постигаемых человеческим разумом истин, догматами, т. е. истинами веры, полными при всецелом проникновении ими явления «духа и силы» ( 1Кор.2:4 ). Видя вместе с не веровавшими и соблазнявшимися Иудеями во Иисусе Христе «плотника, сына Иосифа и Марии, братьев и сестер которого все знали» ( Мк.6:3 ; Ин.6:42 ), Толстой не уразумел христианской тайны воплощения, по которой Божество для спасения падшего человечества снизошло до принятия истинной плоти человеческой, а потому не уразумел и другой, тесно связанной с нею тайны искупления. Если Христос – «истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ), приискринне приобщился нашей плоти и крови, чтобы приблизить и низвести к нам жизнь Божественную, сделав ее для нас более удобовосприемлемою, то и мы, чтобы быть причастниками этой жизни, должны войти в живейшее и теснейшее общение со Христом, должны органически соединиться с Ним, как ветви с виноградною Лозою ( Иоан.15:1–6 ), как члены Его тела с Главою ( 1Кор.12:27 ), должны питаться Им, чтобы жить Им ( Иоан.6:57 ). Конечно, душевный человек не понимает тайны бессемянного зачатия и вкушения под видом хлеба и вина истинного Хлеба жизни ( Иоан.6:49 ) и склонен считать это безумием. Но тот, для кого «безумное Божие премудрее человеков» ( 1Кор.1:25 ), кто воспринимает христианские истины не одним разумом кичащим, но всем своим существом, всеми силами души, – по природе христианки, и с такою радостью откликающейся на чудный призыв Христа следовать за Ним, тот ясно видит внутреннюю, насущную необходимость христианских тайн воплощения и искупления для нравственной жизни человека и, всецело проникаясь ими, он сам преобразуется, делается новым творением во Христе ( 2Кор.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Кроме молитвы человек может и должен взгревать в себе веру, братие, ведением доброй нравственной жизни. Христианская вера и жизнь находятся между собою в такой неразрывной связи, что как первая приводит человека к доброй жизни, так и последняя укрепляет в нем первую. Иоанн Креститель начал проповедь свою с требования покаяния. Иисус Христос также не отделял покаяния от веры. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ), говорил Он. Следовательно, покаяние, – изменение нравственного состояния к лучшему, – является необходимым условием для веры. Добрая жизнь не только самого человека укрепляет в вере, но может и других приводить к ней. Иисус Христос говорил Апостолам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф.5:16 ). Чрез добрую жизнь человек, как созданный по образу Божию, делается более и более богоподобным, более и более приближается к Богу, и как бы ощущает в себе Его присутствие. Сам Иисус Христос говорил: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и мы приидем к нему, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога», – писал св. Иоанн Богослов ( 1Ин.4:7 ). Посему-то и бывает, что истинно добродетельные люди, если даже и мало образованы и не в силах ни доказать умом истин веры, ни опровергнуть возражений неверующих, так же твердо убеждены в вере, как и в своем собственном существовании. Известно, что дети, душа которых не омрачена страстями, и не погрязла в дурных навыках, полнее и искреннее верят в Бога. Иисус Христос, однажды поставив пред Собою дитя, говорил Своим ученикам, «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном» ( Мф.18:3–4 ). Этими словами Он указывал, что необходимою принадлежностью членов царства небесного должны быть незлобие, невинность, несамомнительность, словом – смирение, как главная христианская добродетель. В другой раз Иисус Христос славословил Бога Отца за то, что истинный смысл учения Его остался сокрытым от тех, которые считают себя мудрыми и разумными, каковы прежде всего фарисеи и книжники, и открыт разумению младенцев, людей простых и не книжных, каковы Его ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Явление это конечно не представляло бы ничего удивительного, если бы христианство было только дальнейшим развитием или естественно-историческим синтезом иудейства и язычества, уже стремившихся к взаимослиянию в высшем единстве новой культурной силы в истории человечества. Но в действительности было и есть – наоборот. Как в эпоху первохристианства, так и теперь язычество и еврейство, европеизм и семитизм, эллин и иудей – стоят друг против друга не примиренными врагами, как две взаимоотрицающие противоположности. Тогда и теперь иудейство в лице высших выразителей своих – раввинов стоит под знаменем ограды закона от язычества, а эллинство, выражающееся теперь в антисемитизме, всегда питало только презрительную ненависть к жидовству, как одному из видов варварства и людоедства. И вот эти, между собою враждебные, противоположности с одинаковою враждою относятся к христианству, объединяясь в этом общем им антихристианском настроении. Это, еще в первохристианстве народившееся, антихристианство ( 1Ин.2:18–22, 4:3 , 2Ин.7 ) доселе ведет упорную борьбу против Христа в лице современных новоеврейства и новоязычества. И несмотря на эту вековую вражду, христианство с самого перворождения своего доднесь, не только побеждает «соблазн иудеев» и «безумие эллинов» ( 1Кор.1:28 ), но и разрушает «средостение ограды» между иудеем и эллином и созидает из двух нового во Христе человека» ( Еф.2:14–15 ). Является неотвратимый вопрос: что же это за новая сила, явившаяся с христианством в истории человечества? Чем Христос побеждает антихристов и примиряет их в новом человеке? В ответе на этот вопрос опять будем стоять на фактической и исторической почве. Чтобы поставить пред своим сознанием эту новую в человечестве творческую силу христианства во всей полноте и со всею ясностью, надо взять главнейшие моменты изначальной борьбы христианства с язычеством и иудейством в наиболее типичных ее проявлениях. Что иудейство, в лице своих представителей – архиереев, священников и учителей-книжников, – при самом первоявлении христианства вступило с ним в смертельную борьбу, это мы знаем из Евангелий, Деяний, посланий апостольских, особенно Павловых, из жизни ап. Павла, Апокалипсиса, из всей первохристианской истории. К сожалению, до нас не сохранилось ни одного памятника первоиудейской литературной полемики против христианства, в подлинном и целом виде. Иудейская «История Иисуса Назарянина» 1 – не серьезное литературно-полемическое сочинение и трезвая критика, а пасквиль, шутовской шарж и карикатура, рассчитанные на невежество темного читателя. Такой же характер имеют и отрывочные выходки против христианства в разных других памятниках древне иудейской письменности – Мишне, Гемаре, Мидрашахе, Литургии и др. 2 Волей-неволей приходится судить об этой полемике по христианским апологиям, преимущественно по разговору с Трифоном св. Иустина мученика . Иустин был родом палестинец, из Сихема, – он знал подлинное иудейство, в его первоисточнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010