стих 7–10). «Любовь – от Бога» (– 7), «всякий», питающий в себе чувство любви, «рожден от Бога и знает Бога» (Ibid), и наоборот (– 8). «Если мы любим друг друга, то в нас пребывает Бог» (– 12) и мы – «в Боге» (– 16). Кто любит своего ближнего, – кто, следовательно, поступает, как поступал Сам Господь, тот «имеет дерзновение в день суда» (– 17). Любовь человека к ближнему служит одним из показателей и любви его к Богу: «не любящий брата, которого видит, как может любить Бога, Котораго не видит» (– 20)? и т. п. (чит., между прочим, 1Ин.3:11, 2:10 ; 1Пет.1:22, 3:8–9 ; 2Пет.1:7 ; Гал.6:2 ; Евр.13:1 и друг.). Указанные основания и побуждения, имеющие смысл в христианстве, были неизвестны ветхозаветному еврею. Для него имели значение единство природы всех людей, единство Творца (имея одну кровь, – следовательно, браться между собою по плоти, люди естественно должны были руководиться в своих взаимоотношениях чисто братскою же любовью каждый, любя ближнего, в сущности любил себя же, поскольку кровь у того и другого – одна и та же), – затем истина, что человек – носитель образа Божия ( Быт.1:27, 9:6 ), что в своем ближнем он, следовательно, любит этот божественный образ. Эти побуждения к любви были восприняты, конечно, и христианством ( 1Тим.2:5 ; Рим.3:29 ; Деян.17:26–29 ), по смыслу учения которого раз мы носим в себе черты богоподобия, раз мы – Божий род, мы обязаны любить и в себе самих, и в своих ближних все то, что говорит о Боге, – все то, что так или иначе напоминает Его, но христианство, – повторяем, – ушло (как мы видели выше) весьма далеко вперед и от Ветхого Завета с его мировоззрением. Стоя очень и очень позади христианского миросозерцания, евреи в течение своей ветхозаветной истории заявили себя такими отношениями к ближним, т. е. к другим народам, какие совершенно недопустимы и немыслимы с христианской точки зрения и какие, однако, допускались и одобрялись их ветхозаветностью. Для примера стоит припомнить хотя бы то поголовное истребление «и мужей, и жен, и молодых, и старых» (и даже «волов и овец, и ослов») 241 (1Нав.6:20, чит. 8:26 и др.), какому были преданы побежденные евреями народы и проч. Разве могли бы быть понятны подобные отношения с чисто евангельской, христианской точки зрения?! Только христианство вполне правильно осветило тот путь, по какому должна направляться наша жизнь, поскольку мы входим в такое или иное соприкосновение с другими людьми 242 . И христианская заповедь о любви является, таким образом, «новою» и по сравнению даже с ветхозаветным библейским мировоззрением 243 . Заключительное слово Все, сколько-нибудь прикосновенные к вопросу нашего очерка, лица и мировоззрения были нами привлечены и рассмотрены. Конечный результат во всех случаях оказался один и тот же совершенно отрицательный по отношению к неосновательным утверждениям Геккеля-Саладина и К°.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Отвергая руководство св. отцов, сектанты ссылаются на Пс.117:8 ; Иер.17:5 . Здесь устами прор. Иеремии Господь проклинает надеющегося на человека только в том случае, когда этот надеющийся человек «плоть делает своею опорою, а сердце его удаляется от Господа». Кроме того, следует помнить сектантам, что написавшие Евангелия и Послания апостолы – Матфей, Марк, Павел и остальные суть также человеки. Как при чтении св. книг мы надеемся не на человеков, написавших их, а на действовавшего в этих человеках Духа Святого ( 2Пет.1:20–21 ), так, когда пользуемся наставлениями пастырей-отцов Церкви, мы надеемся не на них – человеков, а на действовавшего в них (пастырях-отцах Церкви) Духа Святого ( Деян.20:17, 28 ) и Самого Главу Церкви Христа ( Еф.1:22–23 ). § 7. Чтение Св. Писания Хотя только лицам нарочито поставленным доступен истинный смысл Св. Писания, однако читать Св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного назидания ( Мф.22:29 . 2Пет.1:19 . Кол.4:16 . 1Фес.5:27 ). В Св. Писании, как и во всякой мудрости, есть менее понятное для человека (напр. Лк.16:1–8 . Ин.14:12 . 1Ин.2:20, 27 . 2Кор.5:16 ) и более понятное (напр. Мф. гл. 2 и 3). В том, что менее понятно, мы безусловно должны довериться руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом, и которые для вразумления нашего поставлены (см. § 6). В том, что более просто и доступно, мы при чтении сами можем доходить до правильного понимания, но при этом обязательно должны руководствоваться правильными приемами. Следующие приемы для отыскания истинного смысла св. текста показаны нам Самим Господом и св. писателями: 1) необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь различные значения (см. Гал.3:16 . Еф.4:8–9 . Евр.12:26–27 ); 2) необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контексте) св. писателя (см. Евр.10:3–10 ); 3) для выяснения данного места сделать подбор однозначных мест Св. Писания (см. Рим.15:8–12, 3:9–18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Таков и есть Господь наш Иисус Христос — новый Адам — «начатой» (Ин.8:25), — Он есть «Господь с небесе» (1Кор.15:47), есть «живот, иже бе у Отца и явися нам» (1Ин.1:2), — он хлеб животный, сходящий с небесе и дающий живот миру. Он с неба, но содержит и другую жизнь, не от Ангел, но от «семене Авраамова» приятую (Евр.2:16), от полноты которой мы, все люди, принимаем и чрез общение с коею сами получаем жизнь; и все таким образом становимся членами Его от плоти Его и от костей его, все составляем одно тело, глава которого Он (Еф.5:23—29), питающий и греющий его, и которое не к тому само живет, но живет в нем Христос (Гал.2:20); ибо тут «все и во всем Христос» (Кол.3:11). Так, то верно, что «как во Адаме все умирают, так и во Христе все оживают. Начаток — Христос» , потом все верующие во имя Его (1Кор.15:22—23). Сие ведая, братие, блюдитеся от льстящих вам и хотящих уклонить вас от пути живота вечного, во Христе Иисусе, в мрачный путь повреждения во имя человечества. — Человечество! Человечество! — твердят иные в разных изворотах; а что есть человечество? — Есть то, что мы получили от Адама, — поврежденное, ненадежное, грешное. Не во имя его надо ратовать, а во имя христианства, возвращающего нас к истинной жизни чрез общение с Господом Иисусом Христом. — «Каков перстный, таковы и перстпые, и каков небесный, таковы и небесные» (1Кор.15:48). — Только вступающие в общение с Господом принимают обновленную истинную жизнь. Как ветви только те живы, кои на лозе, те же, кои не на лозе, умирают и засыхают; так из людей те только живы, кои во Христе. Человечество вне Христа Господа есть сухая ветвь — безжизненная, как бы заботливо ни питали ее и ни ходили за нею. Итак, братие, нет нам ни о едином же ином спасения, кроме Иисуса Христа — Богочеловека. В Его смерти — наше извинение, в Его Правде — наше оправдание, в Его жизни — наша истинная жизнь. Он наша праведность, освящение и искупление (1Кор.1:30); Им мы омылись, освятились, оправдались (1Кор.6:11). В Нем обитает всякая полнота (Кол.2:9). Чрез Него только и в Нем и мы можем иметь свойственную нам, по намерению Божию, полноту (Кол.2:10). Благословен Бог, благословивший нас всяким благословением духовным о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

Ас – Самад ( Ис.40:28 ) (араб. – имя, упомянутое в Коране (112:2). Символизирует вечность и независимость Аллаха. Он тот, которому все подчиняются; тот, без чьего ведома не происходит ничего; тот, в ком нуждаются все, а сам он не нуждается ни в ком и ни в чем. Аль – Кадир ( Быт.17:1 ; Исх.6:3 ; Числ.24:4 ) Всемогущий; тот, кто может сотворить из ничего и может уничтожить сущее; тот, кто может создать бытие из небытия и может превратить в небытие. Аль – Муктадир ( 1Пар.29:11 ; Пс.105:2 ; Рим.9:22 ) Могущественный; тот, кто устраивает дела для созданий наилучшим образом, так как никто этого не может. Аль – Мукаддим ( 2Цар.7:18 ; Лк.1:58 ) Выдвигающий вперед все то, что должно быть впереди; выдвигающий вперед достойных. Аль – Муаххир ( Пс.80:15; 106:12 ) Отодвигающий назад все то, что должно быть позади; тот, кто отодвигает назад по своему разумению и по своей воле «неверных», нечестивцев, немусульман и всех тех, кто должен быть отодвинут назад (кто предопределен). Аль – Авваль ( Откр.22:23 ) Альфа – Первый, Безначальный и Предвечный. Тот, кто предшествовал вселенной. Аль – Ахир ( Ис.44:6 ) Омега – Последний; тот, кто останется после уничтожения всего сотворенного; тот, кому нет конца, вечно остающийся; тот, кто уничтожает все и после которого не будет ничего, кроме него. Аз – Захир ( Рим.1:20 ) (араб. Разрушитель, уничтожающий вселенную, стирающий царства и народы с лица Земли, насылающий эпидемии и стихийные бедствия, испытывающий грешников. Ан – Нафи ( Иер.31:3 ; Ис.62:4 ) Благоволящий, Приносящий пользу тому, кому хочет, исходя из собственных решений; без чьего ведома никто не в состоянии принести пользу. Ан – Нури ( 1Ин.1:5 ; Ис.60:19 ) Свет, Просвещающий; тот, кто осветил небеса и землю и наставляет созданных на истинный путь. Аль – Хади ( Ис.40:14; 48:17 ; Пс.24:8 ) Ведущий верным путем; тот, кто истинными высказываниями наставляет созданных на истинный путь; тот, кто оповещает созданных об истинном пути. Аль – Бади ( Ис.40:13 ; Рим.11:34 ; Дан.4:32 ; Иов.36:23 )

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3 . Поэтому свидетельствую перед лицом Господа моего, достопоклоняемого Духа Святого, что как земная дева, если и получит залог, а сверх того залога еще и великие дары, и если станет госпожей над всем имуществом, но не будет иметь плотского общения, то она чужая нареченному ее мужу, – так и девствующая для Христа душа, если и получит залог через крещение (ибо крещение есть совершенный залог будущего наследия, Еф. 1:14 ), а после крещения сразу получит великие дары слова, или истолкования, или исцеления, или какого иного дарования ( 1Кор. 12:8–10 ), но не удостоится прикосновения нетленного Жениха, то остается ему чужой. Ибо помазание радости ( Евр. 1:9 ) и брачная одежда ( Мф. 22:11–12 ) не из дарований познаются, но в самом усыновлении, в котором непреложная любовь. Имея залог крещения, ты имеешь талант совершенный, но, не добившись его приращения, останешься несовершенной! и хуже того, отнимется он у тебя ( Мф. 25:25–29 ). Поэтому не думай, что, раздав свое имение, ты уже чего-то достигла ( 1Кор. 13:3 ). Если и слово имеешь, говоря языками человеческими и ангельскими ( 1Кор.13:1 ), не возносись: ибо ты еще не приняла совершенства. Если даже дар истолкования имеешь, не успокаивайся. Если и всю веру ты приобрела, иди к любви ( 1Кор.13:2 ), которая не допустит тебе пасть. Ибо любовь никогда не перестает и, будучи непреложной, делает бесстрастными и непоколебимыми вожделеющих ее. Дарования домостроительством духовным даются по воле Божией, разделяющей каждому особо ( 1Кор.12:11 ), даже младенчествующим и несовершенным; любовь же, как я сказал, делает удостоившихся ее бесстрастными и непоколебимыми, ибо она есть Бог, как мы знаем из соборных посланий ( 1Ин. 4:8 ). Но всякая душа, в которой действуют грязные помыслы и лукавые рассуждения, не девствует ради Христа; ее соблазняет враг. Хотящая же в чистоте предстать Господу живет в святости сердца, как говорит водитель невесты-души: Я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою; но боюсь, чтобы, как змий хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились ( 2Кор. 11:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Наталия Ростова 4 февраля 2018, 09:53 Елене Богдановой. К примеру один богослов даст Вам список из 300-х фамилий и скажет : " Вот тебе, Елена 300 душ. Оправдай каждого! Но заметь, половина из них маньяки,убийцы своих матерей и детей,педофилы и развратники! Оправдай. " Что Вы будете делать? Каждого оправдаете? Убийцу своего близкого? Вы святая? А не будет это похоже на лицемерие? Человек,по природе своей, всегда рефлексирует и сомневается. Мы не роботы без чувств и эмоций. И я имею полное право не слепо следовать рекомендациям батюшки, а хотя бы получить ответ на свои вопросы и сомнения. И участники этой дискуссии тоже имеют право высказаться. А вот когда приходят такие комменты, как Ваш, я, право, вижу в этом подхалимство. Елена Богданова 3 февраля 2018, 21:46 Такая бесхитростная, простая и предельно лаконичная статья богослова, свидетельствующая о данном ему Богом таланте просвещения душ человеческих, и такие контрастные, надуманные и многословные отзывы! Люди, берите пример с Господа нашего Иисуса Христа и будьте простыми, не загромождайте свои головы надуманными и преувеличенными мыслями и фразами. Учитесь: надеяться, верить, терпеть, прощать и любить! Вот о чем эта статья. Спаси Вас Бог, отец Андрей, за вразумление нас, грешных! И кстати, за 4 дня рекордный рейтинг, превышающий 2600 голосов! Ирина 2 февраля 2018, 16:29 Замечательная статья, отец Андрей! Братья и сестры, потрудимся, понудим себя к исполнению заповедей Божих. " Будьте исполнителями слова, а не слышателями только " (Иак.1:22). Не убоимся того, кто от поврежденного падшего разума говорит: " Это невозможно " . Ибо " заповеди Его не тяжки(1Ин.5:3). Сначала тяжело, потом то легче, а потом и радость неизреченная посещает души наши. " не видел того глаз, не слышало то ухо, не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1Кор.2:9). Спаси всех Христос! Hola 2 февраля 2018, 12:59 Не осуждать очень трудно, бывает, что и чувствами осуждаешь. Мне кажется - пойти и исполнить закон (вызвать милицию к дерущимся соседям или частно сказать священнику о ком-то, кто ходит к " бабушкам " ) можно. А вот думать, какой этот человек плохой нельзя, хотя и трудно. Статья прекрасная

http://pravoslavie.ru/110185.html

Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

4 должны поклоняться в духе и истине. Поскольку Бог есть Дух, то поклонение Ему не связано с материальными началами мира, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7,48 ). Тем самым вопрос о месте поклонения снимается сам собой. А так как «Господь Бог есть истина» ( Иер. 10,10 ), то, следовательно, необходимо знать ту Истину, которой поклоняешься, а «о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2,14 ), т.е. быть духовным. Именно поэтому Иисус сказал самарянке: «Вы не знаете, чему кланяетесь» (ст. 22). См. 1Кор. 2,10–14 . 4 это Я. Это единственный записанный случай, когда Иисус, до суда над Ним, говорит о Себе как о Мессии. 4 удивились. В отношении учеников к происходящему отражаются как обычное презрение иудеев к самарянам, так и характерный для того времени «мужской шовинизм», ибо, по мнению мужчин, давать наставления женщине означало зря тратить время. 4:29–30 В этих двух стихах описано чудо, куда более поразительное, чем то, когда Господь «отверз уста ослице» ( Чис. 22,28 ). Ибо женщина (и какая!) сказала и ее слова услышали! 4 один сеет, а другой жнет. Смысл этих слов хорошо объясняется апостолом Павлом ( 1Кор. 3,6–9 ). 4 Спаситель мира. Это выражение показывает, что самаряне признавали Иисуса более чем пророком (ст. 19,29,39), Он Спаситель ( 1Ин. 4,14 ). Добавляя слово «мира», они подтверждают, что Иисус разрушает шаблоны еврейского этнического партикуляризма. 4:43–54 Второе из совершенных Иисусом чудес. 4 не имеет чести в своем отечестве. Не ясно, относится ли выражение «в своем отечестве» к Иудее, которую Иисус оставил, чтобы идти в Галилею (4,3), или же к Галилее. 4 некоторый царедворец. Человек, находившийся на службе у Ирода Антипы, тетрарха Галилеи (ср. Мф. 14,1–12 ; Лк. 23,7 ). 4 вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. См. Введение: Трудности истолкования. 4 сын твой здоров. Это не просто констатация факта, а слово могущества, которым и было произведено исцеление. 4 в седьмом часу. В час дня. 4 второе чудо. Хотя Иисус совершил много чудес (2,23), это второе записанное чудо, имевшее место в Кане Галилейской (ср. 2,11), показывает, что силой Иисусова слова дается жизнь, и подготавливает читателя к восприятию последующей речи о жизни через Сына (5,19–30). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мф.4:1—11; Лк.4:1—13). Много раз Спаситель изгоняет бесов из одержимых ими людей, обращаясь к нечистым духам как к существам самостоятельным, наделенным разумом (см. Мк.5:2—13, 1:23—26, 3:11, 9:25; Лк.4:34—35, 41). Когда фарисеи обвиняют Спасителя в том, что Он властью веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов (см. Мф.12:24), Он не только не отрицает их существования, но Своим ответом подтверждает, что действительно существует и сатана, и его царство: «Аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? И аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят?» (Мф.12:26—27; Мк.3:22—26; Лк.11:15—20). Царство Божие осуществляется в мире властью над нечистыми духами и изгнанием их из душ и тел человеческих силой Духа Святого — в чем признак Христовой веры (см. Мф.10:1; Мк.16:17). Нечистые духи — это существа, олицетворяющие зло и грех. Спаситель наглядно показывает и учит, что «только молитвою и постом» изгоняются они из человека и из мира (Мк.9:29). В приговоре, который Всеправедный Судия в день Страшного Суда изречет над грешниками: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41) — диавол и его ангелы ясно вычленяются и отличаются от грешных людей как существа реальные, личные и ответственные за свои поступки, которым определено вечное наказание. Ведь «бесы веруют, и трепещут» в силу того, что они — личные, самостоятельные и разумные существа (Иак.2:19). Всю природу своего существа они по собственной воле отдали на служение греху; они — единственные творцы греха в человеческом мире, тогда как люди — творцы греха лишь настолько, насколько они добровольно с ними соединились и духовно от них рождаются; по сей причине в вечной Книге сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). Ведь диавол — заклятый отец лжи и всего лживого, отец греха и всего греховного, поэтому он «человекоубийца искони» (Ин.8:44). Все мысли диавола, искусно собранные в целую философию греха и лукаво составленные в соблазнительную апологию зла, нацелены на то, чтобы отвратить людей от Бога, поэтому богоносный апостол и предупреждает: «Да не сделает нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2Кор.2:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Феофан выпустил из определения последнего только два слова, одно «seu immutabiliter», находящееся у Аманда между словами «necessario» и «novit», и другое «et cognoscens», находящееся между словами «discens» и «nihil». Затем Аманд анализирует это определение следующим образом: 1) разъясняет, почему в этом определении «премудрость» Божия не подводится под общее понятие «познание» (при этом он различает те же виды «познания», какие различает и Феофан); 2) разъясняет мысль о том, что Бог познает «vere et proprie» (оба богослова приводят здесь текст 1Ин. 3:20 ); 3) выясняет, что Бог познает per seipsum, а не чрез «образы, отвлеченные чувством от вещей и отпечатлевшиеся в душе»; 4) что Бог познает одним простым актом, а не дискурсивно и не преемственно (здесь оба богослова приводят текст Деян. 15:18 ); 5) что Бог познает «вообще все» – настоящее, прошедшее и будущее, действительное и возможное и пр. (Ам. здесь приводит 15 свидетельств из св. П., из которых 9: – Евр.4:13 ; Пс. 89:8 ; Пс. 93:11 ; Пс. 138:1 и сл.; Притч. 17:3 ; Иер. 16:17 ; Ин. 21:17 ; Мф. 10:29 и сл. и 1Кор. 2:10 – находятся и у Феофана); наконец 6) Ам. разъясняет остальные моменты определения: «совершеннейшим образом», «верно и ясно», «раздельно», «необходимо и неизъясняемо». Все эти мысли даже в деталях (которых мы не приводим) находятся у Феофана. Феофан делит божественные свойства а) на абсолютные и относительные, b) на положительные и отрицательные. В основе первого деления лежит главнач догматическая мысль Феофана de Deo ad intra и ad extra; в основе второго деления лежит мысль о путях естественного богопознания. При самом изложении учения о свойствах автор следует первому делению. Оба эти деления находятся и у лютеранских богословов. Голлазий, указывая три деления свойств: а) на положительные и отрицательные, b) покоющиеся и деятельные и c) абсолютные и относительные, при изложении учения о свойствах держится двух последних делений. Герард, перечисляя девять делений, между которыми упоминает и Феофановы деления, – наилучшим делением считает деление свойств на οινωνητ и οινωνητ (не сообщаемые и сообщаемые), которое в сущности очень близко подходит к делению свойств на абсолютные и относительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010