Мф.24:8 .  все же это – начало болезней. (Ср. Мк.13:8 (конец)). «Болезней» – δνων, собственно, мук рождения. Во время эволюционного мирового процесса сначала бывают, как и у рождающей женщины, только предвестники дальнейших мук, а потом начинаются сами муки. О «скорбях Мессии» здесь, по-видимому, нет речи. В 3Езд.15–16 подробная речь о подобных же бедствиях (ср. особенно 3Езд.16:39–40 ). Мф.24:9 .  Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Ср. Мк.13:9–11 ; Лк.21:12–14 .) У Матфея подробная речь Марка и Луки излагается кратко. Она была изложена Матфеем раньше в другом месте – при посольстве апостолов на проповедь ( Мф.10:17–21 ), поэтому прежде сказанных слов евангелист теперь не повторяет. Слова данного стиха можно относить к гонению на христиан со стороны Нерона, к отношению иудействующих к апостолу Павлу и проч. Апостол Павел говорит: «хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:13 ). Представляется неверным мнение, что здесь Спаситель говорит не ученикам, а обращается к Церкви. Вернее думать, что речь к ученикам и (через них) к Церкви. Мф.24:10 .  и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; О «соблазнятся» см. комментарии к Мф.5:29 . Весь стих по смыслу одинаков с речью Мф.10:21–22 (см. комментарии). Мф.24:11 .  и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; Речь не тождественна с 5-м стихом: там говорится о лжехристах, здесь – о лжепророках. «Видишь ли троякую войну, именно с обольстителями, врагами и лжебратьями?» (свт. Иоанн Златоуст ). В другом месте Златоуст насчитывает здесь семь браней, и даже гораздо больше: «Видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?» Бенгель замечает, что вначале приходят лжехристы (стих 5); в середине – лжепророки (стих 11), а наконец – те и другие (стих. 24). Gradatio bimembris (постепенность двучленная). О лжепророках и лжеучителях в первоначальной апостольской Церкви особенно ясно в Деян.20:30 ; 2Пет.2:1 ; 1Ин.2:18 , 1Ин.2:22–23, 26, 4:1 ; 2Ин.1:7 ; в послании Иуды; Рим.16:17–18 ; Гал.1:7–9 ; Кол.2:18 ; 1Тим.1:6–7, 20 ; 1Тим.6:3–5, 20, 21 ; 1Тим.6:3–5, 20–21 ; 2Тим.2:18, 3:6–8 ; Откр.16:13, 19:20, 20:10 . О ложных апостолах 2Кор.11:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Ин.4:3 ; 2Ин.1:7 ). В этом смысле и сектанты, отвергающие Божество, и Человечество Христа, суть антихристы. В поставленном вопросе, речь, конечно, идет не о тех антихристах, какие были во множестве в век апостольский ( 1Ин.2:18 ); речь идет о том антихристе, который явится пред вторым пришествием Христа. Ясно и точно свидетельствует о последнем антихристе святой Апостол Павел: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога». «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник, котораго Господь Иисус убет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.2:3–4 ; 2Сол.2:7–10 ). Под «удерживающим» многие понимают законную власть. Для нас важно то, что Апостол называет здесь антихриста человеком греха, сыном погибели, беззаконником, имеющим придти. Ясно, что здесь разумеется одна личность, одно лицо. Папа Римский не ставил и не ставит себя выше Бога при всем своем самомнении. Единственное число «человек греха» не вяжется с нарицательным именем папы: римских пап было много 19 . И Апостол Иоанн в 1 посл. 2, 18 отмечает многих антихристов от одного – последнего. Переходя от буквы Писания к разумению, мы заметим, что y Даниила иногда «царь» означает «царство» (напр., сравн. Дан.7:17 и Дан.7:23 ); отсюда «малый рог» не означает ли царства с несколькими царями? Действительно, как и ныне слово «царь» и предполагает понятия «царства» и наоборот, так и y Даниила допускается такое словоупотребление. Но что касается «последняго антихриста», то и с этой точки зрения понятие о нем нельзя считать общим – ряду правителей т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Апостолы получили от Господа особую власть, которая проявлялась в двух аспектах – во власти пастырской и в чудотворениях. Пастырская власть была вручена апостолам для управления Церковью. «Когда ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Господь обращается к нему со словами: “паси агнцев Моих, ...паси овец Моих” ( Ин.21:15–17 ). Слово “паси” означает служение управления, апостол должен управлять верующими, подобно тому, как пастырь управляет стадом» 140 . В пастырской власти апостолы уподобляются Христу, Который является Пастыреначальником ( 1Пет.5:4 ). В притче о добром Пастыре Спаситель Сам указал на Себя как на образец пастыря ( Ин.10:11 ). Исключительное право пастырской власти «вязать и решить» сначала было дано ап. Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ), а потом и остальным ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Апостолы имели власть и силу совершать священнодействия. Священное Писание сообщает о том, что апостолы по повелению Спасителя совершали Таинства Крещения ( Мф.28:19 ; Ин.4:2 , 1Кор.1:14,16 ) и Евхаристии ( Деян.2:42, 20:11 ), рукополагали своих преемников ( Деян. 14:23 , 2Тим.1:6 ) 141 . Апостолы принимали решения, обязательные для членов Церкви: «...угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( Деян.15:28 ), могли судить и наказывать виновных: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор.13:10 ). Но, несмотря на все эти высокие полномочия пастырской власти, в свв. апостолах не было отчуждения от рядовых членов Церкви, они ощущали себя «отцами Церквам, которые они “родили во Христе” ( 1Кор.4:15 )» 142 . По толкованию свт. Иоанна Златоуста , этими словами ап. Павел хотел выразить «переизбыток любви», которую питал Апостол к своей пастве 143 . И св. ап. Иоанн Богослов в посланиях нередко называет пасомых детьми ( 1Ин.2:18, 3:7 и др.) или «дети мои» ( 1Ин.2:1, 3:18,3 , Ин.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот воплощенный Бог занимает это последнее место. Он не с победителями в мире сем, не с теми, кто мучает и убивает, – Он замучен и убит, как проигравшие и потерпевшие поражение. И именно через это совершается победа Его Царства. Вера опознает Бога и Спасителя в этом избитом, окровавленном, оплеванном и прибитом на Крест человеке и провозглашает, что Он воскрес из мертвых и является Победителем смерти и ада, Господом и Судией живых и мертвых. Он заповедал нам подражать Ему в этой жертвенной любви. Как говорит Апостол, «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:1,2 ). С другой стороны, мы живем в падшем мире. Где первая и совершенно естественная реакция человека, прочитавшего Евангелие, – «меня же съедят». Попробуй я любить, прощать, подставлять другую щеку, не требовать возвращения долгов – меня просто затопчут. А попробуй начальствующий в народе практиковать Нагорную проповедь – его быстренько снесут с престола не столь щепетильные искатели власти и богатства. Это противоречие в истории Церкви разрешалось по-разному, но мы можем говорить о трех основных подходах: устранении от мира, компромиссе с миром и поглощении миром. Устранение от мира Некоторые люди выбирали Евангелие, а не мир, стараясь следовать Христу как можно более буквально. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:23 ). Мученики претерпевали несправедливые гонения и смерть – но не вооружались против своих гонителей. Монахи удалялись от мира, отказываясь принимать участие в его конфликтах. Они, как и первые христиане, остро осознавали, что «мир сей» носит принципиально временный, преходящий характер. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин.2:17 ). Ценности мира сего – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ) – основаны на игнорировании или отвержении Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

1Ин.2:20, 27 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13, 4:30 ). 2) Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам ( Деян.10:44–45 ). Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объясн. в гл. о крещении, ответ на 6-е возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию? 3) Апостол называет помазанием дары Духа Святого ( 1Ин.2:20, 27 ) и не говорит, что они подаются через помазание миром. Но название внутреннего, духовно-благодатного действия Святого Духа «помазанием» было бы непонятным, если бы оно не указывало на внешнюю форму сообщения этого духовного действия, от которой оно и получило свое название. Если бы не было внешнего помазания при сообщении даров Святого Духа, то также непонятны были бы выражения апостола: «Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ), «запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ; ср. Еф.4:30 ). Этими словами апостол указывает на видимую сторону таинства миропомазания, в котором помазание является печатью, знаком принадлежности помазанных Христу, удостоверением для них самих в том, что они действительно получат обещанное им (ср. Рим.8:17,23 ), в залог (задаток) чего даны им дары Духа Святого. Таинство Святого Причащения Понятие о сем таинстве. Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения. Заповедь Господа о сем таинстве. В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа: Жертвенное значение евхаристии. Приступать к таинству причащения должно с приготовлением. Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Свидетельства древнехристианских отцов. Понятие о сем таинстве «Причащение есть таинство, 199 в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихиз.). Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в Жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Именно, невозможно потому, что отпавшие не только не каются в своих грехах, а наоборот « снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему » (Ст.6). Само собою разумеется, что до тех пор, пока люди эти не оставят своего греховного поведения и не обратятся к Богу, обновлять таинством покаяния их невозможно. Что же касается людей, сознающих свою греховность и обращающихся к Богу, то для них обновление через таинство покаяния вполне доступно, так как Господь не только не отвергает кающегося грешника, но, по словам Спасителя, на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста-девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии » ( Лк.15:7 ). Вот почему отвергать необходимость покаяния невозможно. Раз люди грешат, то, естественно должны и каяться, без греха же нет ни одного человека: « Если говорим, что не имеем греха , пишет св. Иоанн Богослов, – обманываем самих себя и истины нет в нас » ( 1Ин.1:8 ). Сектанты далее говорят, что они и не отрицают необходимости для человека каяться в своих грехах, но только не признают отпущения грехов кающимся через особых пастырей: грехи им, уверяют сектанты, разрешаются непосредственно Самим Богом, При этом сектанты ссылаются на следующие места св. Писания: 2) 1Ин.2:1–2 . « Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши ». 3) Мф.6:12 . « И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ». Конечно, грехи в таинстве покаяния отпускает верующим Сам Господь во имя Сына Своего, Иисуса Христа, но это разрешение грехов кающимся подается Господом не непосредственно, а через посредство особых лиц – пастырей Церкви. Так установил Сам Господь, Иисус Христос, когда о воскресении Своем даровал апостолам, а в лице их всем пастырям Церкви власть прощать грехи верующим, сказав: « Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » ( Ин.20:22–23 ). Вот почему христиане всегда исповедывали свои грехи пред особыми Богом установленными пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

На этом основании они отказываются от буквального понимания слов Спасителя и, находясь вне Священного Предания, погружаются в зыбкую трясину субъективных умозаключений и трактовок Священного Писания. Реформаторы последовательно внедряют свои правдоподобные и самовольные предания. Но апостол Павел предупреждает: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых» ( 2Кор.11:13 ). В итоге таинство опошляется реформаторами до символического действа. «Правильно организованная вечеря Господня вдохновляет веру и любовь христианина, когда он размышляет над чудом смерти Господа и фактом, что верующие в Него будут жить вечно». Все сводится у них к «вдохновению», размышлениям и некоей вере, синониму уверенности. Однако истина заключается в том, что «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). Поэтому для любых искушаемых разумом и рассудочной логикой реформаторов православное понимание таинств есть безумие. Это происходит с ними потому, что «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Верные, живущие единственным Священным Преданием, которое дал нам Господь Иисус Христос, опытно ведают правдивость слов Апостола Иоанна: «вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ) и «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). Интересно, что даже в выше рассматриваемом нами случае облачения служителей культов наглядно соответствуют двум принципиально разным подходам к содержанию производимых действий – воспоминаний, Евхаристий и т.п., а также к восприятию святости. Один, реформаторский, относится к профанному (религиозно банальному, будничному, приземленному, светскому), искусственному, театральному, чувственному, экзальтированному – что надумали и создали протестанты и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нет праведного ни одного, нет разумевающего, никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет добродетельного, нет ни одного ( Рим. 3:9–12 ). Господь, посылая Апостолов в мир, дает им власть отпускать грехи ( Ин. 20:23 ) и поручает проповедь о покаянии и прощении грехов во всех народах ( Лк. 24:47 ). В благодатное царство Христово, в которое призывает людей Евангелие, по слову Самого Господа ведет путь тесный и врата узкие ( Мф. 7:14 ), и в них входят прежде нищие духом и плачущие ( Мф. 5:2–3 ). Путь в жизнь и блаженство есть путь креста, самоотвержения ( Мф. 16:24 ), сокрушение «человека ветхого» или греховного ( Рим. 6:6 ), распятие чувственности с ее страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). Не только ветхозаветные праведники, но и великие в царстве благодатном не имеют мысли о своей собственной праведности и искренно признают себя нечистыми и грешными. Давид молит Господа, да не внидет Он в суд с рабом Своим, потому, что так же как и всякий живущий, не может оправдаться на суде Божьем ( Пс. 142:2 ). Даниил приносит покаянную молитву Богу и говорит, что он в молитве своей исповедывал перед Богом грехи свои и грехи народа своего – Израиля ( Дан. 9:5 ; Дан. 9:20 ). «Много согрешаем вси», говорит Апостол ( Иак. 3:2 ). Другой Апостол мысль какого бы то ни было человека о своей безгрешности или праведности признает самообольщением. «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ). Карфагенский собор обличает такое понимание слов, будто Апостол признает себя грешным по смирению, а не потому, чтобы действительно имел грехи. «Ибо, – говорит соборное правило, – Апостол продолжает и прилагает следующее: «аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Здесь весьма ясно показано, что сие говорится не по смиренномудрию только, но по истине. Ибо Апостол мог бы рещи: «аще речем, не имамы греха, себе возносим, и смирения несть в нас»; но когда рек: «себе прельщаем, и истины несть в нас», то ясно показал, что глаголющий о себе, яко не имеет греха, не истинствует, но лжет» 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Так должно понимать вышеприведенные слова Спасителя. Что же касается отношения апостолов ко всем остальным, христианам, то в этом случае апостолы, а в лице их и преемники их – православные пастыри, могут называться и учителями, и отцами, и наставниками; потому что Сам Бог «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», « поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями » ( Еф.4:11–12 ). Сам Господь дает пастырям такую власть над христианами, которая неприлична собратьям, а только духовным отцам: « что свяжете на земле, то будет связано на небе » ( Мф.18:18 ). « Кому простите грехи, тому простятся » ( Ин.20:23 ). Незаконность уподобления книжников нашему духовенству доказывается особенно ясно тем, что Господь далее говорит, как они дают десятину от всего, что приобретают, но известно, что таковую десятину давали, по закону, не священники, а миряне. В этой же беседе в обличение сектантов Господь говорит о святости храма и жертвенника (Ст.23; 19; 20), и, обличая книжников за нечестивую жизнь, повелевает однако повиноваться им, т. е. узаконенным от иерархии учителям (Ст.3). 4. Возражения сектантов против необходимости в Церкви учительства вообще Отрицая священную иерархию и не признавая за ней никакой надобности, сектанты доходят в своих возражениях до того, что не видят никакой необходимости в Церковном учительстве вообще. По словам сектантов, христиане, как просвещенные Благодатию Св. Духа, сами «знают все» и потому не нуждаются в духовных наставниках. В подтверждение сектанты ссылаются на следующие места св. Писания. 1) 1Ин.2:20 . « Вы имеете помазание от Святого и знаете все ». 2) 1Ин.2:27 . « Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и неложно, то чему оно научило, вас, в том пребывайте ». Приведенные слова апостола Иоанна имеют следующий смысл: Апостол предостерегает христиан от увлечения учением еретиков, которые отрицали Божественное достоинство Спасителя, якобы «Иисус не есть Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Христос, действительно раз навсегда совершивший оправдание наше ( Евр. 10:10, 12–14 ). Пророк Нафан также предсказал Давиду, что от него произойдет велкий Потомок, Которому Господь будет отцом и царство Которого будет вечно ( 2Цар. 7:12–14, 16 ). Пророк Михей предсказал место рождения (Мих. 5:2), пророк Даниил – время рождения ( Дан. 9 гл.), а другие пророки предвозвестили многие иные обстоятельства жизни Спасителя, которые все, даже самые частные, исполнились на одном только Иисусе Христе. Напр., Евангелие свидетельствует, что, согласно пророчествам, И. Христос происходил из рода Давидова ( Лук. 1:27, 32 , сн. Деян. 13:23 ; Рим. 1:3 ), и родился по плоти в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2:1), бывшего у Иудеев первым иноплеменным царем, происходившим по отцу от иудеев, а по матери – от аравитян (Евсев. Церк. ист. кн. 1, гл. 6). Рождение И. Христа во плоти было чудесное, сверхъестественное, какое было только с Ним одним. «Се Дева во чреве примет, – говорил прор. Исайя царю Ахазу и с ним всему народу иудейскому, – и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Евангелист Матфей, повествуя о рождении Спасителя, говорит, что эго совершилось в исполнение приведенного пророчества Исайи (Мф. 1:18–25), а еванг. Лука поясняет, что самое зачатие Христа Спасителя было сверхъестественное: по наитию Св. Духа ( Лук. 1:34–35 ). Воплотившись, Иисус Христос принял хотя действительное, настоящее человеческое тело, подобное во всем нашему ( Кол. 2:9 ), но без греха ( Ин. 8:46 ; 1Ин. 3:5 ; 2Кор. 5:21 ). Будучи безгрешным, Он «взял на себя наши немощи и понес наши болезни... изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно» ( Ис. 53:4–5, 7 ) и «есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ). Поэтому Он был и есть наш Спаситель, наш Искупитель. После воплощения Сына Божия в лице Иисуса Христа другого подобного воплощения не было, нет теперь и впредь быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010