Это есть переход от вечности к вечности. Всё более и более желают они радости – всё более и более получают то, чего желают. Всё более и более жаждут они познания Бога – всё более и более получают это познание. Они всегда блаженны и делаются всё более и более блаженными». Пётр. О, если бы и нам Господь судил достигнуть этого Неба! Священник. Небо бесконечно дорого для нас, ибо: в) на нём мы будем подобны Богу. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). Бог Сам сообщает нам часть Своей Божественной сущности, дабы мы способны были лицезреть Его. Это тот чудесный свет, который просвещает нас и делает способными видеть Бога. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Во свете Твоем узрим свет», – говорится у святого Псалмопевца ( Пс.35:10 ). «Слава Божия осветила его (небесный град), и светильник его – Агнец», – говорит Иоанн ( Откр.21:23 ). Как утренняя заря освещает тёмное облако, так что оно блистает и светит, как бы оно само производило этот блеск, как солнце делает блестящим алмазный камень и росу на траве, как бы оно само скрывалось в нём, так блестит и душа в свете Божества и сама становится чудной и почти Божественной. Она воспринимает часть в жизни Иисуса Христа, а через Него и в жизни Отца Его. Она обладает полнотой жизни, подобно Тому, Который жизнь имеет в Самом Себе и Сам есть жизнь. Пётр. В преображении Иисуса на Фаворе мы, следовательно, имеем образ нашего преображения на Небе. Священник. Небо бесконечно дорого, ибо: с) оно есть бесконечное благо и достояние блаженных. «Войди в радость господина твоего» ( Мф.25:23 ). «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Эти слова Божественного Спасителя уверяют нас, что небесная жизнь с её радостями и блаженством никогда не прекратится. Кто вошёл в радость Неба, тот не должен уже бояться, что он когда-нибудь его потеряет, ибо Небо есть, как пишет святой апостол Пётр, наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся для нас в небесах ( 1Пет.1:4 ). Но и удовлетворить нашу жаждущую этого блага душу может только прочное, постоянное, бесконечное обладанием им.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Исх.27:8 ; Мф.23:19 )! Очевидно, сектанты, по своему неразумию и злонамеренности, сопоставляют голые слова и одну внешность и совсем оставляют без внимания внутренний смысл этих слов. В «Кратком изъявлении» описывается начертание креста на человеческом теле, и в этом начертании рогами названы существующие в действительности «концы» креста, которые выдаются подобно рогам Агнца (см. Откр.14:1 ср. 13:11); название «рог» нисколько не умаляет достоинства предмета (см. Лк.1:69 ; Пс.43:6 ). В речи об исхождении огня от крестного знамения указано божественное доказательство святости этого знамения, так как низведение огня вообще является показанием Божия снисхождения и благоволения (см. Суд.6:21 ; 3Цар.18:38 ; Деян.2:3 ). В сопоставляемых же местах книги Откровения указана особенность внешнего вида зверя – антихриста, которая состояла в двух рогах, подобных рогам Агнца – Христа ( Откр.13:11 ); и указана способность этого зверя производить великие знамения ( Откр.13:13 ). Разумеется, в лице зверя представлен образец того, как зло с целью обмана старается надеть личину добра (ср. 2Кор.11:12–15 ). В Ис.44:20 под «обманом» в правой руке разумеется кусок дерева, из которого язычник правою рукою делает себе идола или ложного бога (ср. ст. 14–19). Слова этого места к совершению крестного знамения правою рукою можно относить с таким правом, с каким можно отнести их к совершению милостыни тою же рукою (ср. Мф.6:3 ). Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не всегда обеспечен ( 2Пет.2:1 ; 1Кор.11:19 ). По «ясному» указанию слова Божия, в «последние времена» или «последние дни» ( 1Тим.4:1 ; Иуд.1:18 ; 1Ин.2:18 ; 2Тим.3:1 ) некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас» христиан и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся «антихристы» или противники Христу ( 1Тим.4:1 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 ; 1Ин.2:19 ). Отступят от веры не все, а только «некоторые» из «простодушных» и в иных местах «целые домы» ( 1Тим.4:1 ; Рим.16:18 ; Тит.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Ненависть сатанистов именно к традиционному христианству объясняется тем, что только в этом вероучении Бог есть Личность, “Отец”, “Любовь”, “Свет и нет в Нем никакой тьмы” ( 1Ин. 4, 7; 4, 8; 4, 12; 4, 16 ; 2Кор. 13, 11 ; 1Ин. 1, 5 ; Откр. 22, 5 ). Христиане верят, что Бог именно с точки зрения высших принципов духовности и нравственности творит лишь добро и не является источником никакого зла. Согласно православному учению, зло проявляется в мире лишь вследствие добровольного отпадения личности от Бога. Поэтому зла как сущности в мире нет (так же как тень не существует сама по себе, но есть лишь результат того , что какой предмет заслоняет собой свет). Оно есть отказ личности от Добра (Бога), обуславливающий недостаток истинного добра в ее поступках, приводящий к самообману и самооправданию. Тайна православного богословия о единосущной Святой Троице заключена в вести о самодостаточной Троичной Любви как сверхсамопожертвовании и сверхобщении ( Мф. 28, 19 ; 2Кор. 13, 13 ; 1Петр. 1, 2 ; 1Ин. 5, 7 ; Ефес.4, 6 ; ; Деян. 7, 55 ; 1Кор. 12. 4–6 ; Мк. 1, 10–11 ; Лк. 3, 22 ; Иуд.20:21 ). Здесь же раскрывается тайна Крестной искупительной Жертвы Иисуса Христа, принесенной Им ради всех людей и всего мира. Православие учит, что лишь через веру в Святую Троицу и в Ней Самой (через Иисуса Христа в Духе Святом) осуществляетсяподлинная встреча человека с Богом, происходит по благодати исцеление, стяжание Духа Святого и жение тварной (всегда несамодостаточной и зависимой) личности. Именно благодаря воздействию Троичной Любви христианство призывает возлюбить своего врага, а не мстить ему, ненавидеть грех , а не грешника (например, Мф. 5, 44 ). Однако эта любовь не мягкотелая, бесплодная и пассивная, а сильная, творческая и деятельная. Доказывая верность этого утверждения, вспомним, что православная дореволюционная Россия была одной из передовых стран мира. В свою очередь отказ вероучений от Откровения о Святой Троице приводит к искажению и сущностному опустошению идеала – любви – и иных положительных ориентиров, к подмене их духовно-нравственными лозунгами и тоталитарной организации всей внутренней жизни, злоупотреблению методами управления людьми, к театрализованным ритуалам и экзальтации, к чрезмерному увлечению психотехникой, к духовному бизнесу и практике искусственного духовного опьянения (в корне отличающегося от православного трезвения). Это отречение от Троичной Любви вызывает серьезные негативные социальные, духовные, психические, этические и правовые (прежде всего криминологические) последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Скажешь: Евангелие Бог нам дал подлинно по милосердию Своему, но о законе, который есть письме убивающее ( 2Кор. 3:6 ) и гнев соделовает ( Рим. 4:15 ), не так думать надобно. Ответствую: И закон по милосердию Своему Бог писанию предал, ибо ежели б сего Он не сделал, то хуже бы скотов мы жизнь нашу провождали. Почему Псаломник особенное благодарение воздает Богу, что Он возвестил слово Божие Иакову, оправданья и судьбы Своя Израилю ( Пс. 47:8 ). 2) О вине служебной. §36. Вина служебная Св. Писания суть пророки и апостолы ( 2Пет. 1:21 ; Исх. 17:14, 34:27 ; Ис. 8:1, 30:8 ; Авв. 2:2 ; Откр. 1:11, 21:5 ; Мф. 10:20 ). §37. Хотя священные писатели предали писанию не только то, что им было из откровения известно, но изъяснили письменно и то, что чувствовали ( 1Ин. 1:1–4 ) или другим опытом могло быть явственно, однако ничего не писали без Божественного вдохновения – как в рассуждении самых вещей, о коих пишут, так и в рассуждении слов и образа речи, каковые ими употреблены. Сия истина, во-первых, доказывается из намерения Св. Писания, которое состоит в том, дабы научить людей, каким образом получить вечное спасение чрез веру во Христа, и дабы подать им самое точнейшее правило в вере и жизни добродетельной, никогда в погрешность привести не могущее ( Ин. 20:31 ; Пс. 118:105 ; 2Тим. 3:16, 17 ; 2Пет. 1:19 ; Пс. 18:8 ). Но таковое намерение тщетно бы осталось, ежели бы не только вещи, и самые слова от Самого Бога не были вдохновенны. Второе, и самое Св. Писание сие довольно доказывает, особливо Павел святый ясно подтверждает, что все Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде ( 2Тим. 3:15, 16 ). Сему согласует и Петр святый, то же подтверждая во втором послании, где говорит, что от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет. 1:21 ). Третье, особливо же ясное находим свидетельство Христа Спасителя, обещающего Духа Святого послать апостолам ( Лк. 24:49 ; Ин. 15:26 ). Что и действительно исполнилось, когда в скончании Пятидесятницы ислолнишася вси Духа Святаго и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше провещавати ( Деян. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Эти строки как нельзя лучше характеризуют психологическое бессилие человека в борьбе с грехом, с которым он так сроднился и сблизился, что эта близость может быть соизмерима только с отчужденностью от Бога, являющейся неизбежным и логическим последствием пагубного порабощения греху, ибо «что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор.6:14–15 ). Но для Божественного вмешательства в целях спасения мира греховность, влекущая его к гибели, является лишь одной из предпосылок. Вторая и определяющая предпосылка – любовь Божия к созданному Им, но согрешившему и отчуждившемуся от своего Создателя миру. Любовь Божия – обращенная к миру сторона Его непостижимой сущности, и потому мы с полным основанием вместе с апостолом Иоанном определяем Бога как Любовь ( 1Ин.4:16 ), ибо ничего иного о Его сущности нам неизвестно. Все остальные известные нам свойства Божии имеют акциденциальный характер (премудрый, всеведущий, всемогущий и др.); только определение Бога как Любовь субстанциально, и в нем коренится все христианское богомыслие. Именно тот факт, что Бог по любви Своей к людям «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4 ) есть причинная основа всего, что совершает Бог для спасения мира. Мир не мог быть спасен без его коренного преобразования, без его переделки. В течение многих веков бесчисленное количество богословов, священников и мирян, воспитанных в атмосфере юридической сотериологии, представляли себе спасение только как прощение грехов. В результате ясное в свое время для отцов Церкви сознание необходимости коренного изменения человека к лучшему, его возрождения к новой жизни ( Ин.3:3 ) так, чтобы можно было сказать: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 1Кор.5:17 ), это сознание уступило место далекому от реализма представлению, что для спасения, т. е. для получения вечной жизни в Царстве Небесном, достаточно получить прощение без переделки и перестройки мыслей, чувств и воли, т. е. без возрождения человека в новое творение. Между тем, слово Божие говорит, что не войдет в Царство Божие ничто нечистое ( Откр.21:27 ), «никакой...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Вступление и разделение Апостол Павел учит: един Ходатай (посредник, μεστης) Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 , слич. 1Ин. 2:1 , Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ), заключая в понятии о ходатайстве или посредничестве Иисуса Христа все действия Его, относящиеся к строительству спасения рода человеческого. Таким образом, все действия Иисуса Христа, как Посредника между Богом и человеками, составляют одно великое служение Единородного Сына Божьего, к совершению которого, предвечным советом Божьим, Он предназначен был ещё прежде создания мира ( 1Петр. 1:20 ), и по принятии естества человеческого помазан был елеем святым Духом Божественным ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18–21 ). Это Божественное служение Иисуса Христа – Его ходатайство или посредничество между Богом и человеками – в Св. Писании выражается различными наименованиями, как: искуплением ( Евр. 9:12, 15 , слич. 2Петр. 2:1 ; Гал. 3:3; 4:5 , Откр. 5:9 ), спасением ( 1Пет. 1:5, 10 ; Рим. 13:11 . Еф. 1:13 ; Евр. 2:3, 10:5, 9 ), примирением ( Рим. 5:1,10 ; 2Кор. 5:18–20 , Еф. 2:16 ; Кол 1:20, 22 ), ходатайством ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15 ) и пр. Но как вообще познаём мы вещи через различение признаков их; так тем более, исследуя великие предметы, мы по необходимости разлагаем их в наших понятиях на разные части, чтобы тем удобнее было ограниченному уму нашему приобретать сколько можно более ясное и полное познание о них. По этой необходимости, и служение Иисуса Христа, единого Ходатая Бога и человеков, как в Ветхом, так и в Новом Завете, представляется под разными образами, которые все могут быть возведены к трём главным видам: – служения Пророческого, – служения Первосвященнического и – служения Царского. Поэтому издавна, в созерцательном учении о Христианской Вере, служение Иисуса Христа разделялось на три должности: – Пророческую, – Священническую и – Царскую. Такое разделение представляется достойным уважения и принятия, по следующим причинам: а) Сими понятиями о трёх служениях (как выше замечено) ещё в Ветхом Завете раскрываемо было строительство спасения чрез Иисуса Христа, как в прообразовательных лицах, каковы были Пророки, Первосвященники и Цари, например, Моисей, Мелхиседек, Аарон, Давид, Соломон и др., так и в пророчествах (о чём будет сказано при раскрытии каждого вида служения порознь).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

И ангелы Божии, существуя множество веков, имея совершенные способности, просвещаемые и оживотворяемые благодатью Божьей, как на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ), являя долговременное послушание воле Божией при исполнении возлагаемых на них служений, видя на других существах страшные примеры падения и казни, а особенно после воплощения, смерти и воскресение Христа Спасителя для нашего спасения, без сомнения, стяжали ясное познание и твердый навык в добре. Но утвердились ли они в добре так, что не могут отпасть от него? В откровении есть прямые свидетельства, удостоверяющие, что ангелы совершенно утвердились в добре, так что не могут отпасть от Бога. Они называются в Писании Ангелами света ( 2Кор.11:14 ), избранными ( 1Тим.5:21 ), изображаются образцами кротости ( 2Пет.2:11 ; Иуд.1:9 ), говорится об них, что они всегда видят лице Отца небесного ( Мф.18:10; 22:30 ), что обещается в загробной жизни только святым ( 1Ин.3:2 ). На повиновение ангелов воле Божией указывается людям, как на достойный подражания пример: да будет воля Твоя и на земле, как на небе, учил Спаситель верующих обращаться к Богу в молитве ( Мф.6:10 ). Говорится, что по воскресении верные будут подобны ангелам ( Мф.22:30 ; Мк.12:25 ; Лк.20:3–6 ) и даже сравнивается с их состоянием слава воскресшего Мессии ( Евр.1:4–14 ). Но особенно удостоверяет Писание о совершенном утверждении ангелов в добре, когда учит, что они пребудут святыми при конце мира, когда вместе с ними явится Господь живых и мертвых и они будут окружать престол Его ( Мф.25:31 ; Иуд.1:14 ). Если они до того времени сохранят свою чистоту, а после уже не будет случая и возможности потерять ее, то отсюда следует, что они никогда не падут, следовательно, утвердились в добре. И Писание указывает, что они пребудут гражданами Иерусалима небесного ( Евр.12:22–23 ) или членами царства славы, имеющего существовать во веки веков ( Откр.22:5 ). Однако такое нравственное состояние ангелов, что они пребывают и пребудут добрыми есть дар благодати Божией, заслуженный ими, а не свойство самой их природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Падшие духи имеют близкое отношение к целому роду человеческому. По низвержении с неба, не имея возможности среди его обитателей распространять свое царство, они направили свои усилия на то, чтобы между людьми сеять, возращать и утверждать зло. По обольщению диавола совершилось грехопадение родоначальника человеческого рода: завистью диаволей смерть в мир вниде, учит Премудрый ( Прем 2, 24 ). Проложивши через это путь к своему господству в мире, он и его ангелы стремятся всех людей отдалять от Бога и от добра. вообще разрушать царство Божие, устрояя на месте его свое собственное. В откровении можно находить изображение самой истории борьбы диавола против царства Божия и его успехов в уловлении в свои сети падшего человечества. Откровение учит, что диавол есть князь мира сего, т. е. мира греха, бог века сего, a о людях нечестивых в Писании говорится, что они находятся под влиянием и властью диавола ( 1Ин.3:8 ), суть чада диавола ( 1Ин.3:10 ; сн. Ин.8:44 ; Деян.13:10 ); обращение к вере И. Христа есть избавление от власти тьмы ( Кол.1:13 ), обращение от области сатанины к Богу ( Деян.26:18 ). Отсюда следует, что все ветхозаветное человечество, насколько оно было греховно, составляло область сатанину, особенно же область сатанину составляет языческий мир. В языческом мире зло развилось в такой степени, что без участия существ, всецело злобных и развращенных, одних сил человеческих недостаточно было для его произведения (см. Рим.1 гл.). Так и представляет состояние языческого мира слово Божие, называя язычников ходившими по веку мира сего, по князю власти воздушныя, – духа, иже ныне действует в сынех противления ( Еф.2:2 ) 37 , а язычество – служением бесам, а не Богу ( 1Кор.10:20–21 ; сн. 2Кор.6– 16 ; Откр.9:20 ; Втор.32:17 ; Пс.105:37 ). Состояние избранного народа Божия было сравнительно много лучше, потому что во Иудеи был ведом Бог ( Пс.75:2 ). Но диавол и его духи умудрились всеми силами вредить и церкви Божией, сохранявшейся в потомстве Авраамовом. Когда явился Сын Божий, да разрушит дела диавола между людьми ( 1Ин.3:8 ), то и диавол с своей стороны напряг все усилия, чтобы разрушить дело искупления в самом начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«В Ветхом Завете обещано спасение, совершившееся в Новом, когда Бог, глаголавший в пророках, в последние дни глаголал нам в Сыне ( Евр.1:1–2 ): «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» ( 2Кор.1:20 )» (Властов) Смысл употребления подобной фразы именно здесь можно выяснить следующим образом. Те благодеяния, которые щедрою рукою будут излиты Господом на верный Израиль и его духовное потомство, дадут такое блестящее подтверждение абсолютной истинности и правды Всевышнего, что и самое Имя Его они сделают для всех непререкаемым знаком высшего клятвенного удостоверения (ср. Ин.17:3 ; 1ин.5:20; Откр.3:14 ). Ис.65:17–25 . Последняя часть ответа Господа на предшествующую молитву Израиля. После возвещения праведного суда Божия на нечестивых грешников эта часть речи преподает утешение радостной надежды на блаженство Мессианского царства. По своему содержанию и характеру, она относится к отделу пророчеств о славных мессианских временах и особенно близко примыкает к некоторым из них ( Ис.2:1–4 ; Ис.11:6–9 ; Ис.25:6–9 ; Ис.35:1–10 ; Ис.40:3–5 ; Ис.55:1–5 ; Ис.58:11 ; Ис.59:21 ). Еще в предшествующем стихе (16 ст.) говорилось уже о прекращении страданий и скорбей. Теперь же возвещается создание нового строя вещей, имеющего наступить в обновленном мессианском царстве. Выражая свою мысль в ярких, пластических образах, пророк и говорит теперь о создании нового неба и земли (17 ст.), о всеобщем веселии и радости, об отсутствии плача и вопля (18 ст.), об исчезновении всех дефектов человеческих возрастов (20 ст.), о мирном наслаждении всех плодами рук своих (21–23), о постоянной близости Божественной помощи (24 ст.) и о соответствующих, радикальных переменах и во всем остальном животном мире (25 ст.). Ис.65:17 . Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и пре­жние уже не будут во­с­по­минаемы и не при­дут на сердце. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю». Ввиду того, что слова пророчества почти буквально повторяются с более подробным их развитием в нескольких новозаветных параллелях ( 2Пет.3:10, 13 ; Откр.21:1–4 ), имеющих, бесспорно, исторический характер, а не представляющих собою какую-либо поэтическую аллегорию, большинство ортодоксальных экзегетов и находит, что полное и окончательное исполнение данного пророчества относится к моменту второго, славного пришествия Господня. Но поскольку первое пришествие Мессии является, до известной степени, связанным со вторым, условно здесь разумеется, конечно, и оно; тем более, что хронологически-то оно стояло даже ближе к пророку. Тогда, в отношении к первому мессианскому пришествию слова эти получают нравственный смысл, а в отношении ко второму – сохраняют свой физический.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010