Когда человек осуждает своего ближнего, то повинен в грехе еще и по той причине, что нарушает заповедь любви. В то время, как мы должны «полагать души свои за братьев» (см. 1Ин. 3:16 ), мы, повинные в более тяжких грехах, их осуждаем. Господь повелевает нам: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит... камень» ( Ин. 8:7 ). Кто же среди тех, кто осуждает, без греха? Другое изречение Господа «праведным судом судите» имеет в действительности отношение к осознанию нами нашего состояния во избежание безрассудства и высокомерия. Сам Бог говорит: «Мне отмщения, Я воздам» ( Рим. 12:19 ). Поистине правый суд есть признание нашей личной вины. Как может осуждать других тот, кто виновен намного больше их? В этом случае подходит изречение «вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф. 7:5 ). 5. Как можно уврачевать слабохарактерного человека, легко впадающего в осуждение? Характер любого человека считается слабым, когда тот лишен Божественной благодати, которая совершенствует и удерживает все, поскольку «немощное врачует и оскудевающее восполняет». Это и подчеркивает Господь наш, когда говорит, что «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Кроме благодати необходимо еще расположение человека и его личное участие, согласно разумным этическим законам и Божественным заповедям, что привлекает помощь Божию. Человек, который легко осуждает других, делает так потому, что неправильно привык исследовать не свои, а чужие поступки и мысли. Он забывает слова Писания «не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ), и «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф. 7:2 ). Привычка столь легко осуждать слова и поступки других есть болезнь души, которая происходит от очерствения разумных сил ума и представляет в действительности порождение эгоизма. Для распознавания и признания наших собственных заблуждений и ошибок требуется обращение на себя глубокого внимания, сопровождаемое самоукорением. Необходимым правилом и основным принципом жизни должен стать для человека Евангельский закон, без которого он не может поступать по правде. «Закон духа жизни» ( Рим. 8:2 ), могущий избавить нас от смерти, которая нас постигла, начертывает нам новый путь в жизни. Любовь «разномысленная воедино» соединяет, связывает общими узами, создает единое общество. Она учит, что «мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин. 3:16 ) и «носить бремена друг друга» ( Гал. 6:2 ), и чтобы «все у нас было с любовью» ( 1Кор. 16:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Сказано: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго…» ( 1Ин.2:20 ) – то есть и сами освящены; 3) Просвещающие помазание. Сказано: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). Жизнь в Духе Святом возможна только в Православной Церкви, так как все Таинства Церкви совершаются Духом Святым. Поэтому наша Церковь и есть – ЦЕРКОВЬ ДУХА СВЯТОГО. Таким образом мы и устанавливаем, что если кто хотя и крещен, но не миропомазан и не конфирмирован, не может считаться усвоившим дары Искупления, а значит, ни имеет полноты дара спасения и находится вне Церкви Христовой и не под ее Главой, то есть вне Христа Иисуса Господа нашего. Для таковых по-прежнему актуальным остается библейский стих: «сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» ( Деян.19:2 ). Блаженный Августин пишет: «Что означает: “Не взяли с собою масла в сосудах своих”? Что значит “в сосудах своих”? В своих сердцах. Потому и говорит апостол: “Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей” ( 2Кор.1:12 ). Там и есть масло, ценнейшее масло: оно – от дара Божьего. Люди могут налить масло в светильники, но создать оливу люди не могут. Вот, у меня есть масло: разве ты создал его? Нет, оно от дара Божьего. Есть у тебя масло, так носи его с собой. Что значит: носи с собой? Имей его в себе, как это угодно Богу. Заметь, что неразумные девы, которые “не взяли с собою масла”, искали угождения людям своей воздержанностью, за которую они и зовутся девами и добрыми делами, когда несли светильники. А если они хотят угодить людям и потому делают все то, что похвально для людей, то они и не несут масла с собой» 441 . Августин назвал масло любовью, но «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Значит, когда мы рассуждаем о «мудрых» и «неразумных» девах, мы рассуждаем о благодатных и безблагодатных сообществах верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Спасительность проповеди должна обусловливаться не только ее предметом, но и особенной назидательностью. Проповедник должен знать духовное состояние своих слушателей, меру их религиозной восприемлемости и в соответствии с этим избирать тему, строить свою проповедь. Он должен не столько заботиться об объеме сообщаемых истин, сколько о духовной пользе, спасительности своих наставлений. «Не в том дело, чтобы дать народу обширные сведения о предметах веры, но в том, чтобы умудрить всякую душу христианскую во спасении» . Любвеобильность «Бог есть любовь», поэтому и слово Божие всегда любвеобильно ( 1Ин.4:16 ). Божественная любовь является причиной творения мира, она же является основным законом и созидательной силой человеческой жизни ( Лк.10:27 ). Высочайший пример всесовершенной любви к людям явил Господь Иисус Христос, заповедав Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Любовь является сущностью христианства. Поэтому и церковная проповедь, несмотря на разнообразие проповеднических предметов, должна быть проникнута духом любви. По отношению к проповеднику это свойство указывает на необходимость стяжания такой настроенности, когда побуждением к проповеданию слова Божия пастве была бы пастырская любовь. Благодатность Перед своим Вознесением на небо Господь говорил Своим ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк.24:49 ). Обетование спасителя исполнилось в день Пятидесятницы, когда на апостолов в виде огненных языков сошел Дух Святой ( Деян.2:2-4 ). С тех пор благодать Святого Духа стала иметь существенное значение в жизни Церкви Христовой. Особенную, благодатную силу имеет слово Божие. Церковная проповедь так же, как и слово Божие, должна не только сообщать слушателю религиозное ведение, но и проникать вглубь его души и сердца, охватывать все его существо. В чем должна состоять благодатность проповеди? Ответ мы можем найти в словах Спасителя, когда во время проповеди в назаретской синагоге он приложил к Себе место из пророчества Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18-19 ). В этих словах открывается благодатный дух проповеди Христовой, дух необыкновенной приятности, дух радости и утешения, которым смягчались сердца грубые и развращенные, одушевлялись сердца сокрушенные . Подобным же образом должны действовать на слушателей и слова церковного проповедника. Однако такое воздействие немыслимо без благодатной помощи свыше. Оно есть дар Божий. «Вы имеете помазание от Святого, — пишет апостол Иоанн Богослов, — и знаете все» ( 1Ин.2:20 ).

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Только в этом и есть смысл Павловой проповеди о предпочтительности веры над делами, чтобы утвердить в нашем сознании милосердие и дароподательность Божии. Разъяснив эту тайну спасения, апостол в полном соответствии с библейским учением о добрых делах начинает увещевать свою паству творить таковые дела. В начале своих посланий он много говорит о грядущем суде над делающими злые дела, которые «достойны смерти» ( Рим.1:32 ). Апостол подает довольно длинный перечень непотребств, которые и делами-то трудно назвать – «Дела плоти извечны; они суть: прелюбодеяния, блуд... вражда, ссоры... ереси... убийство, пьянство, бесчинства и тому подобное» ( Гал.5:19 ). Это все «дела тьмы», в которых человек не должен участвовать ( Еф.5:11 ). «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответствующее тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Ближайшему своему ученику и сотруднику Тимофею, возвеличивая «добрые дела», Апостол пишет: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающем слово истины» ( 2Тим.2:15 ). Сыну своему по вере Титу – «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7,8 ); и далее говорит, что Иисус Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит.2:14 ). Все учение Иисуса Христа – это единство любви, истины и дел: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). А лучшее из всех дел человеческих – это жертва хвалы Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Столь подробный анализ понятия «дело» проведен не для умственных упражнений; каждый промежуточный вывод этого анализа может служить для формирования этических установок человеческой деятельности. Главный результат анализа – это убеждение в том, что в делах людей должно святиться, прославляться и возвеличиваться Имя Божие. Об этом Сам Господь Иисус говорил, повелев в молитве Господней взывать – «да святится Имя Твое» – да святится среди народов и твари Имя Твое, когда они взирают на наши дела. Именно так объясняют это прошение святые отцы, и в частности святитель Иоанн Златоуст в Проложном слове на 13 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Очищение от грехов. Каким образом Бог может простить человека? Ведь для человека важно не просто избежать наказания за грех – необходимо перестать быть грешным, в противном случае Бог никак не может освободить нас от наказания, потому что Бог не может амнистировать человека, не может назвать грешника праведником, зло объявить добром. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека. Поэтому второе следствие искупительного подвига – это очищение грехов при всеобъемлемости очистительной силы Жертвы Христовой. Прощение Богом человека невозможно помыслить без действительного освобождения человека от греха. Ап. Павел говорит: «Кровь Христа ...очистит совесть нашу от мертвых дел» ( Евр.9:14 ). Ап. Иоанн Богослов учит, что Господь «очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ); «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Т. о., можно утверждать, что Жертва Христова имеет всеобъемлющее очистительное значение. Нет такого греха, который не мог бы быть очищен силой Жертвы Христовой. Во Христе человек получает возможность освободиться от греха, но это освобождение совершается не механически, а при свободном участии человека через покаяние и личный подвиг. Сила искупительного подвига Христа Спасителя такова, что если мы направим свою свободную волю в направлении Искупления, то сможем воспринять плоды искупительной Жертвы, в частности освободиться от наших грехов. В силу этого Жертва Спасителя называется также и очистительной Жертвой. 3) Примирение с Богом. Следствием прощения и освобождения от грехов является примирение людей с Богом и восстановление союза между ними. О восстановлении этого союза говорит ап. Павел: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.5:11 ). Поэтому «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). Т. о., вследствие Искупления люди становятся сынами Божиими. Выражение «сыны Божии» многократно встречается в посланиях ап. Павла ( Еф.1:5 ; Рим.8:14–15 ). В Своей Крови Господь установил Новый Завет , т. е. воссоединил людей с Богом союзом теснейшей любви. Об этом союзе, об этом единстве Господь молился в завершение Своей Первосвященнической молитвы ( Ин.17:21 ): «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Апостолы ясно говорят нам о двух мирах, или, точнее, о двух течениях мировой жизни. Первое – когда мир жил по законам своего Творца, второе – когда он преступил волю Бога и в своем падении дошел до того, что «никто в нем не ищет Бога», так что «весь мир оказался» «виновен пред Богом» и попал во власть «духов злобы поднебесных», которые, как новые «мироправители», пересоздавали его по своим законам «тьмы» ( Рим. 3:9. 19 ; Еф. 6:12 ). Последний мир Христос и апостолы называют «мир сей»; он дышит «духом» дьявола, и его «обычаем» служит «воля князя власти воздушной» ( Ин. 14:30; 16:11; 18:36 ; 1Ин. 2:16 ; 1Кор. 2:12 ; Еф. 2:2 ). Об этом и только об этом «мире» говорят апостолы: «Не любите мира, ни того, что в мире... Ибо все, что в мире... не есть от Отца, но от мира сего»... Только об этом «мире» и Христос говорил Пилату: «Царство Мое не от мира сего», или в молитве к Отцу: «Они (ученики) не от мира»... потому что «приняли не духа мира сего, а духа от Бога»... При этом необходимо помнить, что апостолы, предостерегая христиан от любви к «миру сему», разумели любовь, пробуждающую идти по стопам любимого существа, но отнюдь не любовь, которая спасает грешника, так как спасение грешного мира было выше человеческих сил. Когда же апостолы говорили о любви к грешному миру со стороны Бога, то разумели уже любовь, спасающую мир от греха: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного... чтобы мир спасен был чрез Него»... Как только Бог «во Христе примирил мир с Собою», – в «мире сем образовался новый мир или «новая тварь», воспринявшая Христа и отвергшая «обычай мира сего» и действующую в нем «волю князя власти воздушной». И любовь к этому новому миру, как подражание делам «новой твари», апостолы возвещали в каждом слове своем ( 2Кор. 5:17 ; Еф. 4: 22–24 ). Этот же мир являлся самым лучшим утверждением Бога, и дружба с этим миром была единственным угодным Богу делом ( Мф. 5:16 ). Значит, вопреки утверждению г. Мережковского, в «историческом» христианстве не всякий мир есть отрицание Бога и Бог есть отрицание не всякого мира, тем более не всего мира как целого, как абсолютной сущности!.. Значит, и заповедь апостола «Не любите мира...» вытекает не из отрицания Богом всего мира!.. «Не любите мира, но только «мира сего», в котором царит воля диавола; а любите мир искупленный, новую тварь, которая «во Христе». И таковой «тварью» может быть всякая тварь, ибо Христос умер за грехи «всего мира» ( 1Ин. 2:2 ; ср. Рим. 8:19–23 )!. Следовательно, и весь мир может стать достойным подражательной любви христианина, если только облечется во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

Будем же, бр., радоваться рождению Спасителя, будем от всего сердца прославлять Милосердного Господа, нас ради сшедшего с небес. Христос рождается, славите! Но будем славить не одними устами только, но и добрыми делами: явися благодать Божия спасительная всем человекам, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей целомудренно и праведно и благочестно поживём в нынешнем веце» ( Тит.2:11–12 ). В воплощении Сына Божия проявилась бесконечная любовь Божия к нам ( Ин.3:16 ). Научимся воздавать за столь великую любовь к нам Господа взаимной любовью: «возлюбим Его, яко Той первее возлюбил есть нас» ( Ин.4:19 ). Будем вместе с тем помнить и другое наставление Апостола: «возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любити». ( 1Ин.4:11 ). Аминь. Поучение 22-е (на третий член Символа веры). О спасительных плодах воплощения Сына Божия Сын Божий сошёл с неба и воплотился от Пресвятой Девы Марии – для того, – чтобы спасти нас от греха и вечной погибели. Каким же образом Он совершил наше спасение? Учением Своим и жизнью, страданиями Своими и смертью и наконец – Своим преславным воскресением и вознесением на небо. Воплощение Сына Божия было только лишь началом служения Его роду человеческому, – началом тех благодетельных дел, – чрез которые Он совершил наше спасение. 1) Иисус Христос открыл нам истинное знание, необходимое для достижения спасения, – как Сам Он говорит: «Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет» ( Ин.12:46 ), т. е.: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Он научил людей истинному богопознанию, – преподав совершеннейшее учение о том, чему мы должны веровать и как должны жить сообразно с верой, – чтобы достигнуть вечного блаженства. «Вемы, – говорит св. Апостол, – яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, – да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин.5:20 )». 2) Иисус Христос за спасение мира принёс Самого Себя в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

В. Когда руковозложение заменено миропомазанием? О. Руковозложение заменено миропомазанием еще при Апостолах. Поэтому-то и пишет Ап. Иоанн: «вы имеете помазание от Святаго» ( 1Ин.2:20 ) ( 2Кор.1:21–22 ).       В. Признают ли сектанты св. миропомазание? О. Нет, не признают. Только одни самочинники баптистов и адвентистов кладут руки на совращаемых из Православия, будто, Духа низводят на них, а того не понимают, что Св. Дух низводится только Апостолами и их преемниками, православными епископами, а не самочинниками. 16. О таинстве покаяния В. Какая благодать Божия дается в таинстве покаяния? О. В таинстве покаяния даруется христианам благодать прощения всех грехов, в которых христиане раскаиваются и обещают их не делать. В. Кто может прощать грехи? О. Прощал грехи сначала только один Бог , а потом Спаситель обещал даровать это право Апостолам и их преемникам, православным пастырям. Господь сказал: «истинно говорю вам; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). В. Даровал ли Господь это право? О. Господь Спаситель даровал право прощения грехов Апостолам и их преемникам, православным пастырям после своего воскресения. Господь «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся , на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). В. Совершается ли это таинство в Церкви Христовой? О. Да, совершается со дней св. Апостолов, как передается в Св. Писании, что «многие из уверовавших приходили (к Апостолам) исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). И теперь христиане приходят к пастырям «исповедуя и открывая дела свои», а пастыри, по благодати Христовой, прощают согрешения христиан. В. Признают ли сектанты таинство покаяния или исповеди? О. Нет, не признают, потому что сектанты считают себя безгрешными и спасенными. 17. Обличение сектантов, отвергающих исповедь В. Как должно от Св. Писания обличать сектантов, когда они называют себя безгрешными? О. Нужно объяснять, что нет ни одного человека безгрешного, потому что Ап. Иаков говорит, что «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). И Ап. Иоанн говорит также: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» . ( 1Ин.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Вера имеет такую силу, – отмечает святой Кирилл Иерусалимский , – что спасается не только сам верующий, но многие были спасены верою других» 335 . Что человек может быть исцелен молитвой одного или нескольких других, мы можем видеть из Евангелия, например в отрывке о расслабленном: Христос исцелил его не оттого, что увидел его веру, но веру тех, кто несли его (см.: Мф. 9:2 ; Мк.2:5 ; Лк.5:20 ). Таким образом, христианин должен молиться для того, чтобы обрести выздоровление не только себе самому, но и немощствующим братьям своим, ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ) и Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены ( 1Кор.12:24–26 ). Благодаря такой солидарности и единству членов уже не один облеченный в слабости и немощи взывает ко Господу, но вместе со многими – и даже со всеми – в силу причастия святых, которое в Церкви воплощается Духом во Христе. Также эта совместная молитва наделена великой силой, потому что она идет от единого тела, которое есть тело Христово (ср.: 1Кор.12:27 ) и через которое Дух сообщает людям благодать, идущую от Отца. Так, Христос говорит: если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:19–20 ). Господь присутствует в таком собрании членов не потому только, что оно образует сообщество церковное, но и потому, что оно символизирует собой как бы мостик милосердия, через который люди в этом собрании соединяются с Богом, а Бог с людьми: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин.4:12 ); Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Также совместная молитва о болящих – это лучшая форма молитвы для обретения живительной благодати Божией. Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, – советует апостол Иаков ( Иак.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010