Глава V Вера и любовь в их взаимной связи и победе над миром (1–5). Свидетельство о Христе трех небесных и трех земных свидетелей (6–9). Внутреннее свидетельство верующего (10–13). Дерзновение верующего (14–15). Молитва о согрешающем брате (16–19). Основной член христианской веры – вера в Бога и в Господа Иисуса Христа; необходимость беречься от суеверия язычников (20–21). 1Ин.5:1 .  Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. 1Ин.5:2 .  Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. 1Ин.5:3 .  Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Указанная выше ( 1Ин.4 ) Апостолом неразрывная связь любви к Богу и к ближнему здесь раскрывается и уясняется со стороны причины: Бог и верующие, которых Апостол именует рожденными от Бога, столь тесно и нравственно связаны между собою, что любовь к Богу, возродившему людей, должна влечь за собою и любовь к возрожденным Им людям. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него» (Феофил). Далее (ст. 2–3) Апостол оттеняет ту мысль, что любовь непременно должна быть деятельною (ср. 1Ин.2:3, 3:18 ), и свидетельством действительности любви служит соблюдение заповедей Божьих, о которых Апостол здесь замечает, что они не тяжки, как и Сам Господь назвал иго Своих заповедей благим, и бремя их легким ( Мф 11:30 ), – в смысле, конечно, содействующей благодати по вере в искупительную силу крови Христовой (ср. 1Ин 1:7, 2:1, 2 ). «Заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви брата. Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице, ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить» (Феофил.). Быть может, говоря об отсутствии в заповедях Божиих тягостности по сравнению с благодатными средствами, данными людям в христианстве, Апостол имел в виду лжеучителей, оправдывавших свою нравственную распущенность ссылкою на трудность и мнимую невозможность исполнения заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ибо где сокровище их, там будет и сердце их» ( Мф.6:21 ). Христиане это все за малое или даже за ничто почитать должны, ибо они к великим воистину вещам позваны, как сказано и ниже скажется, ибо все (века сего) великое проходит: «и мир проходит, и похоть его» ( 1Ин.2:17 ), как их от того отводит апостол: «Не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин.2:15 ). При нашедшей же кончине все это отступает от человека, и так не остается ему ничего, и бывает он, как один из малых, простых, нищих и убогих. И тогда сам он познает, что великое (века сего) есть весьма малое, или как ничто, и подобное тогда страждет, как и тот, который во сне нашел сокровище, но пробудившись ничего не имеет; или как тот, который во сне всеми почитается как вельможа, но, пробудившись, видит себя в прежнем простом состоянии и презрении; или как тот, который во сне сладкое питье пьет, но, восстав, вместо сладости, чувствует жажду. Так все великое (века сего) воистину есть ничто! 2) Христиане должны почитать за великое – иметь общение с Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом ( 1Ин.1:3 ). Это воистину велико и умом человеческим непостижимо. За великое люди почитают общение иметь с князем, царем, монархом и императором земным, но несравненно большее и высочайшее – с Богом, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих (иметь общение). Почему внимать должно христианам и тому, что далее апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Если за великое почитают христиане с Богом, Который есть свет, общение иметь, как и подлинно это велико, и желают того, – то должно им убегать тьмы, которая не иное что есть, как грех и дьявол. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). 3) Бога Отцом нарицать и иметь и быть Его чадами – это воистину великое преимущество христианское и для ума непонятное. Кто бы всю мира сего славу и все сокровища ни во что вменить не захотел, чтобы это преимущество получить, если здраво то рассудит? Это преимущество представляет апостол верным и со удивлением говорит им: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В христианстве достигло полноты откровения и нераздельного соединения все божеское и все истинно-человеческое; в нем – вершина религиозно-нравственного развития человечества. В лице Христа мир обрел истину, путь и жизнь, и под живыми и непрерывными воздействиями Его мы только и можем, постепенно восходя от силы в силу, возвыситься до обителей Отца небесного: образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите ( Ин.13:15 ). Христианское учение о Боге есть то самое, которого искали, но которого не могли открыть все дохристианские религии; это – учение о высшем Существе, как об Отце всех людей и бесконечной любви: когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах... ( Лк.11:2 ); Бог есть любовь и любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин.4:8 ). Но Бог есть первообраз нашего духа, следовательно, и существо нашего духа должна составлять также любовь: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Ясное дело, что в человеке прежде и больше всего должна быть любовь к Богу, как ответное чувство на любовь Божию к нам: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:37 ). Б чем же должна выразиться эта любовь к Богу? В исполнении Его воли, Его заповедей: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:21 ); это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Но в ряду этих заповедей, в исполнении которых должна проявляться наша любовь к Богу, самое первое и главное место занимает любовь к ближним: вторая же (заповедь) подобная ей (любви к Богу) – возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ). Эта заповедь о любви к ближнему так важна, что чрез нее собственно выражается и наша любовь к Богу; поэтому, кто не любит ближнего, тот не любит и Бога: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот – лжец... мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин.4:20–21 ). В силу такого значения своего, как наисущественнейшего и непосредственного проявления любви к Богу, любовь к ближнему в Слове Божием изображается в таких чертах, по которым нет и ничего не может быть выше её в нравственной жизни человека; она есть совмещение всех добродетелей: все другие заповеди заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя ( Рим.13:9 . Ср. Гал.5:14 ); она есть закон царский ( 1Ин.2:8 ); она есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ); она ценнее всех необычайных даров – дара языков человеческих и ангельских, дара пророчества и познания тайн, выше веры способной даже горы переставлять, выше отречения от всякой собственности и даже мученичества ( 1Кор.13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Но у святого Иоанна, кроме учения о любви, есть еще учение о вере, независимо от закона любви, - и смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: " Веруй как хочешь " . С первых же стихов своего послания о чем идет у него проповедь? О том, говорит он, что мы видели, что слышали и что руки наши осязали - о Словеси животнем, о том, что живот явися, тот живот, Иже бе у Отца и явися нам; все это поведаем вам, да общение имате с нами; а наше общение, прибавляет он, со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом (1Ин.1:1-3). Значит, у святого Иоанна Богослова, как и у всех апостолов, главная проповедь - об общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же после этого останавливаться на последнем, не имея первого? Далее святой Иоанн задает себе вопрос: кто же есть лживый? Никто, отвечает он, разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихристов, отметаяйся Отца и Сына. Всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать... Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (1Ин.2:22-23; 4:15) Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом, - как же после этого говорить " веруй как хочешь " ? А вот и еще предостережение. Возлюбленнии, говорит святой евангелист, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть; яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов (1Ин.4:1-3). Но кто говорит " веруй как хочешь " , тот не исповедует Иисуса Христа, потому что если б исповедовал, то не говорил бы так; стало быть, и он от Бога несть. От кого же? Отвечайте сами... Наконец, святой евангелист всю сущность христианства изображает так: живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот; а не имеяй Сына Божия живота не имать (1Ин.5:11-12). Следовательно, кто не верует в Сына Божия, тот не имеет живота вечного. После этого как же все равно, что веруй как хочешь? Нет, - вемы, яко Сын Божий прииде и дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1Ин.5:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чтобы обеспечить себе эту вечную жизнь, человек должен непрестанно бороться со всем смертным и грешным, бороться со всякой смертью и диаволом посредством молитвы, поста, веры, терпения и не отступать ни от одного евангельского подвига. Поскольку наше христианское призвание состоит в том, чтобы подвизаться добрым подвигом веры, держась вечной жизни, к которой мы призваны (ср.: 1Тим. 6:12 ). На земле первый раз вечная жизнь явилась в лице Богочеловека Христа, жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин. 1:2 ). И Богочеловек Христос есть вечная жизнь, поскольку есть истинный Бог: Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин. 5:20 ). Кто имеет Его, имеет жизнь вечную, а кто не имеет – не имеет и жизни вечной: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его ( 1Ин. 5:11 ). И мы, христиане, знаем, что перешли от смерти к жизни через веру в Господа Иисуса Христа и любовь к Нему и братьям: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин. 3:14 ). Тот, кто не имеет в себе этой веры и любви, не имеет вечной жизни, поскольку еще не исторг всего тленного и греховного. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин. 3:15 ). Жизнью во Христе, жизнью, согласной с Евангелием Христовым, мы угождаем Богу Живому. Только так человек становится угодным Богу. Такой жизнью человек угождает не себе, но только Богу, живет не ради себя, но только для Бога. Так и вы, живя для вечной жизни, угождаете Богу жизни. И что можно жить этой жизнью, вы, христиане Фессалоник, доказываете тем, что уже живете ею. Богочеловек Господь, став человеком, не требует от нас, людей, ничего противоестественного, но только того, что человек может совершить в пределах своей человеческой сущности. И мы, исполняя заповеди Богочеловека Христа, одновременно исполняемся Божественными силами, источающими вечную жизнь во все наше существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

14 . Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге ( 1Ин.4:15 ). Давайте скажем об этом несколько слов. Кто исповедует – не на словах, а на деле, не языком, а жизнью. Ведь многие исповедуют это на словах, а делами своими отрицают. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее ( 1Ин.4:16 ). И опять же, откуда ты это узнал? Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ). Это [апостол] уже изрек выше и вот произносит это снова. Он не мог придать ей большей значимости иначе, как назвав ее Богом. Возможно, ты готов презреть дар Божий. Но презришь ли ты Бога? Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Взаимно пребывают друг в друге – и Тот, Кто пребывает, и в ком Он пребывает. Ты пребываешь в Боге, но ради того, чтобы Он пребывал в тебе. Бог пребывает в тебе, но ради того, чтобы удержать тебя, чтобы ты не пал. Чтобы ты не воображал себе, что ты становишься домом для Бога таким образом, каким дом твой содержит плоть твою, [уразумей]: если дом, в котором ты живешь, рухнет, ты упадешь, но, если ты рухнешь, Бог не падет. Если ты оставишь Его, Он останется невредимым; когда ты возвратишься к Нему, Он будет таким же. Ты исцеляешься, но ничего Ему не даешь; только ты очищаешься, ты восстанавливаешься, ты исправляешься. Он есть лекарство для больного, правило для превратного, свет для покрытого тьмой, обитель для бездомного. Итак, всё предоставляется тебе. Смотри, не думай, будто что-то ты даешь Богу: когда ты приходишь к Нему, даже себя не отдаешь ты в собственность. Так что же, у Бога не будет рабов, если ты не захочешь и если вообще никто не захочет? Богу не нужны рабы, но рабам нужен Бог. Потому и сказано в псалме: Я сказал Господу: Ты – Бог мой ( Пс.15:2 ). Он есть истинный Господь. И что добавляет [псалмопевец]? Потому что блага мои Тебе не нужны ( Пс.15:2 ). Ты нуждаешься в благе со стороны раба твоего. Раб твой нуждается в благе с твоей стороны, чтобы ты кормил [P. 370] его. И ты нуждаешься в благе со стороны раба твоего, чтобы он помогал тебе. Ты не можешь принести себе воды, ты не можешь приготовить себе еду, ты не можешь вести лошадь, не можешь ухаживать за животными. Ты видишь, что нуждаешься в благе со стороны своего раба, нуждаешься в присутствии его. Стало быть, ты не истинный господин, если нуждаешься в подчиненном. Тот есть истинный Господь, Который ничего не ищет от нас, и горе нам, если мы не ищем Его. Он ничего не ищет от нас; но Он искал нас, когда мы не искали Его. Заблудилась одна овца, Он нашел ее и с радостью взял на ее на плечи (ср. Лк.15:4–5 ). Неужели это овца нужна была Пастырю, а Пастырь был нужен овце?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В Священном Писании Нового Завета Царство Небесное – это вечное и непреходящее благо Вечной Жизни. Оно является главной ценностью среди всего обещанного Богом людям, тогда как временные блага поставлены на второй план ибо имеют подчиненное значение ( Мф. 6:19–20 ). Господь Иисус Христос призывает искать прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ). Обрести Царство Небесное, чаемое христианами в надежде, – это значит соединиться со Христом в вечной жизни. На Бога возлагает христианин все свои надежды: будь то избавление от смертельной опасности (2 Kop. 1:9–10), спасение наших душ ( 1Тим. 4:10; 5:5 ) или воскресение мертвых ( Деян. 24:15 ). Апостол Павел, обращаясь к римской христианской общине, говорит: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою ( Рим. 15:13 ), ибо Он есть Бог Живой ( 1Тим. 4:10 ), Который даст нам Жизнь Вечную ( Ин. 3:36 ). В Боге – единство веры и надежды Согласно Священному Писанию Нового Завета, надежда христианина – в Боге, главная цель – обретение Его Царства и Его правды ( Мф. 6:33; 25:34 ). Вера и надежда имеют своим утверждением Того, Кого не видим, но Кто является основанием веры нашей ( Рим. 8:24–25 ). С другой стороны, вера наша в то, на что надеемся, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 ). Бога имеет христианин объектом своей надежды, которая, по словам апостола Павла, живет в нас от той полноты ощущения любви Божией, которую дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3:1 ). Обетование, которое Христос даровал нам, есть Жизнь Вечная ( 1Ин. 2:25 ), и поэтому верующие в Него, знающие, что Он Праведник, должны знать, по слову апостола, и то, что всякий творящий правду рожден от Него ( 1Ин. 2:29 ). Таких апостол называет «детьми Божиими», которым еще не все открылось ( 1Ин. 3:2 ), но которые полны уверенности и надежды, когда откроется, быть подобными Ему, потому что увидят Его во всей полноте. Бог в Своем триединстве – вот надежда христианина. Надежда как добродетель, не посвященная, не направленная непосредственно к Богу, имеет только ограниченный моральный характер. Цель же надежды в ее богословском аспекте чрезвычайно трудна и высока, чтобы она могла быть достигнута лишь человеческими силами, без помощи Самого Бога, поэтому надеющийся только на себя отодвигает ее в недосягаемую даль. И Христос призывает отказаться от себя, дабы, идя вслед за Ним, обрести Его, а с Ним – Вечную Жизнь как главную цель надежды. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16:25 ); и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). В обещанную же Богом Вечную Жизнь, в Царство Небесное, можно войти лишь обретя прежде это Царство внутри себя ( Лк. 17:21 ), что возможно лишь с благодатной помощью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Вторая добродетель, возвышающая святого евангелиста Иоанна, — целомудрие. Любящая мысль его никогда не омрачалась нечистой похотью. До конца своей долгой жизни он был безукоризненно непорочен, как невинное дитя. Ангельское благодушие было отличительной особенностью его жизни. От избытка девственного сердца глаголали его уста. Они говорили: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2:15). Он дружелюбно и человеколюбиво относился к людям обоего пола, потому что его девственная душа в любви к людям искала и нашла своего Бога. «Бога никто никогда не видел. Если же мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас» (1Ин. 4:12). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Так Бога, непостижимого в существе, св. Иоанн Богослов постиг в любви.    Один мудрец, когда спрашивали его, что есть Бог, попросил дать ему один день на размышление. По прошествии дня просил другого дня; по истечении вторых суток просил недели. Протекла неделя. Что же, наконец, мудрец отвечал? Что чем более он думает о Боге, тем непостижимее становится для него существо Божие. А целомудренный ум Иоанна, возлюбленного ученика Иисуса Христа, скоро обрел самый простой путь к познанию Божия существа. Он говорил: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).    В Апокалипсисе св. Иоанн Богослов пишет о том, что он видел 144 тысячи девственников, поющих новую песнь Богу. «И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14:1-4). Их простому сердцу и жизнерадостному взгляду на жизненный подвиг открываются тайны, сокрытые от признаваемых миром премудрыми и разумными. Люди целомудренных убеждений ни о чем другом не помышляют, как о предметах, возвышающих чувства и все силы души. Хорошая книга, душевный разговор, чистое, бескорыстное дружество, молитва — вот их препровождение времени. Девственная душа умеет сделать на земле для себя очищенное пространство. Само небо спускается к ним. Как солнечный свет блестяще отражается в чистом кристалле, так и свет Присносущного Божества отражается в душах и самой внешности людей чистой нравственности. Они долго-долго не старятся и умирают духовно юными. За добродетель девственности св. Иоанн был усыновлен Пресвятой и Пренепорочной Приснодеве. О, какое утешение, пример и назидание всем целомудренно живущим мужчинам и девицам, вдовым и вдовицам. Сам Христос с ними!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Из мест, относящихся к каждому лицу Святой Троицы в отдельности, более всего многочисленны те, в которых говорится о втором лице Святой Троицы, Спасителе мира, Сыне Божием. И это понятно. На Нем главным образом сосредоточены были взоры апостолов. Совершенное Им дело спасения было главным предметом их проповеди. Его явление в мире, Его вочеловечение более всего требовало выяснения для себя. Говоря, впрочем, чаще всего о Сыне Божием, апостолы достаточно открывают нам и о всем том, что касается отношений Бога Отца к Сыну и к делу спасения человека. Они называют Его Отцом Единородного Сына Божия ( 1Ин.4:9 ). Всякий, говорит апостол Иоанн, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него ( 1Ин.5:1 ). Наиболее подробное раскрытие этой истины находится в 1-й главе послания апостола Павла к Евреям. В ней говорится, что Сын Божий есть сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ). Явление в мире Сына Божия есть, по учению святых апостолов, дело любви Бога Отца. Любовь Божия к нам, говорит апостол Иоанн, открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин.4:9 ). Оно совершилось, говорил апостол Павел, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:4 ). Учение Святых апостолов о втором лице Святой Троицы, Сыне Божием, есть, как мы сказали, наиболее раскрытое. Все, что говорил о Себе Сам Христос Спаситель, говорят и они, с тем отличием, что присоединяют ко всему этому и свои собственные взгляды на Него, как взгляды самовидцев служения и дел Его. Для них Он не был уже Сын Человеческий, как смиренно называл Себя Христос Спаситель, для них Он не был и только Сын Божий, как тоже называл Себя Христос Спаситель. Нет, будучи Сыном Божиим, сиянием славы и образом Божественной ипостаси Отца ( Евр.1:3 . Кол.1:15 ), Он есть, по их учению, истинный Бог ( 1Ин.5:20 ), Бог благословенный во веки ( Рим.9:5 ), Владыка Бог ( Иуд.1:4 ), равный Богу ( Флп.2:6–7 ). Все видимое и невидимое произошло чрез Него и без Него, как говорит Евангелист Иоанн, ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Но спаслись ли бы? Знать о том, что Бог есть и любить Бога — совершенно независимые вещи. «И бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ) — говорит апостол Иаков в своем послании. То есть падшие духи несомненно знают о существовании Бога, но при этом Его не любят и не спасаются. Также и человек, любящий грех, не станет любить Бога, хотя бы даже и убедился в Его существовании, поэтому Бог не ограничивает свободу человека даже фактом Своего бытия. Любовь рождается в ответ на любовь. Бог на Кресте являет человеку всю безмерную глубину Своей любви к нему. Часто люди недоумевают, для чего необходимо было Распятие Христа. Неужели всемогущий Бог не мог спасти нас каким-нибудь другим, менее «болезненным» способом? Действительно, Богу возможно все, но явить любовь можно только так — страдая, умирая, полагая душу свою другого. Можно сказать, что если бы не было страданий Спасителя, мы никогда бы не узнали, насколько в действительности Бог нас любит. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою…» ( 1Ин. 3:16 ), — пишет святой апостол Иоанн Богослов. И не просто за «нас», как за некую общую людскую массу, но за каждого из нас. Каждый из нас, взирая на Святой Крест, имеет право сказать: вот насколько Бог меня любит. Поэтому Распятие Спасителя есть высшее откровение любви Божией к человеку, после которого человек узнал, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:16 ). Возможно, причина грехопадения Адама состояла в том, что он не знал всей полноты любви Бога к нему, и поэтому и сам не мог в совершенстве ответно любить Его. Бог для Адама был Творцом, Промыслителем, но не был Искупителем и Спасителем. Но «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» ( 1Ин. 4:16 ), — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин. 4:19 ). В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что любовь к Нему заключается в исполнении Его заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14:15 ). И первой заповедью Он поставляет любовь к ближнему: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин.

http://azbyka.ru/stanet-li-zlo-bessmertn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010