Богословие победы в святоотеческой традиции Скачать epub pdf Содержание Победа как восстановление у святителя Иоанна Златоуста Общие святоотеческие представления о духовной победе Апокатастасис в античности и раннем христианстве Победа Христова Путь вслед за Христом Спасителем Противоположный характер духовной и земной победы Духовная победа как ключевая черта монашеского идеала Диалектика победы и поражения в античности В христианстве     Νκη Θεο π πντας μς(победа Божия (да будет) во всех вас). Преподобный Феодор Студит 1 День 9 мая отмечен особой памятью о Победе в Великой Отечественной войне – Великой Победе в чреде других побед нашего Отечества. Как известно, победы основываются не столько на силе оружия, сколько на силе духа. Подобно тому, как внешняя история России неотделима от ее истории внутренней, так и победы в сражениях неотделимы от побед, которые совершались на другом – духовном – фронте борьбы за человеческие души. А победа аскета в духовной брани приводит к постановке вопроса о богословии победы, или о ее духовном смысле, с точки зрения святых людей, которые так или иначе одержали в своей жизни ряд побед и смогли поделиться своими достижениями с другими. Тема данной статьи – богословие победы в святоотеческой традиции и шире – в христианской литературе. В основном я буду ссылаться на святых отцов византийской традиции, ориентируясь прежде всего на учение святителя Иоанна Златоуста и на отдельные мысли святителя Феофана Затворника . Победа в Новом и Ветхом Завете Победа – по-гречески νκη 2 , по-латыни victoria – имеет ряд ключевых значений: · победа, · господство, · успех 3 . Следует также отметить, что на языке святых отцов Бог описывается победителем не только злых и грешных людей, но и добрых. Тем самым духовная победа – это, с одной стороны, разгром врагов, а с другой – награждение или благодатное одарение друзей. Слово νκη встречается среди новозаветных текстов только в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова ( 1Ин. 5:4 ): · и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКУЮ И ВИЗАНТИЙСКУЮ ЭПОХИ И ЕГО УРОКИ ДЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Писания Нового Завета содержат первый и наиболее авторитетный образец характера и цели христианского научения. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения действовал как равви, т. е. учитель, а Его последователи назывались «учениками» не только в годы земной жизни Спасителя, но и в период, когда происходило первоначальное распространение Евангелия по всему Средиземноморью. В книге Деяний встречается много примеров употребления слова «ученик» в значении «христианин»: С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить ( Деян. 21:16 ; ср. также со многими примерами в главах 9 и 10). Раннехристианская община видела себя школой, приемлющей наставление от единого Учителя. Но учение, исходящее от Иисуса, не было похоже на учение книжников, ибо оно имело власть (см.: Мф. 7:29 ). Эта власть исходила от личности Учителя и цели Его служения. Иисус Христос не был просто основателем нового философского или этического течения; Он был Сыном Божиим, воспринявшим человеческую природу, чтобы возвратить ее к вечной жизни в Боге, от которой отпал человек. Вот почему ученикам Христовым надлежало не только запечатлеть и усвоить Его наставления в уме и памяти, но и стать свидетелями Его величайших дел: смерти, воскресения, восшествия на небеса. То, что Он совершал, было несравненно убедительнее любого отдельного Его наставления. Вот почему наименование «свидетели», которое апостолы получили от Самого Христа (Вы же свидетели сему. – Лк. 24:48 ), почетнее простого звания «учеников». Последователь Христа не просто постигает учение; он возвещает факты – твердо установленные и засвидетельствованные. Действительно, апостольское учение, на котором воздвигнута Церковь , говорит о том, что Иисус совершал, а ученики видели: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши ( 1Ин. 1:1 ). Апостолы были избраны стать свидетелями исторических событий, и в частности – опустевшего Гроба и Воскресения. Эти события – события спасения, однако мы, Иисусовы ученики последующих столетий, знаем о них благодаря свидетельству апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 3 Змий искуситель. Быт.3:1 . Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости ( Мф. 10:16 ) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле ( Быт. 3:14 ) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст , говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью ( Прем. 2:24 ), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» ( Иоанн Златоуст ). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ), первовиновником на земле зла ( 1Ин. 3:8 ; Прем. 2:24 ) и даже прямо «древним змием» ( Откр. 12:9–10 ). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду ( 1Тим. 2:14 ; 1Пет. 3:7 ), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо. не ешьте ни от какого дерева в раю? Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику. Быт.3:2–3 . И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изложение веры 1) Веруем во единого нерожденного Бога Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому, имеющего бытие от Себя. И во единого Единородного — Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденного, не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершенного, не отсек и не отпрыск бесстрастного Естества, но Сына самосовершенного, живого и действенного; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что «такова воля Отца: да... якоже чтут Отца, тако чтут и Сына» (Ин.5:23); Бога истинного от Бога истинного, как говорит Иоанн в соборных посланиях: «И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин.5:20); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелого, подобный Отцу, как говорит Господь: «видевый Мене, виде Отца» (Ин.14:9). Рожден же Он неизреченно и недомыслимо: «род бо Его кто исповесть» (Ис.53:8)? Иначе сказать: никто. И при скончании веков нисшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего человека, Христа Иисуса, Которого по собственному изволению предал за нас на страдание, как говорит Господь: «никтоже возмет душу Мою от Мене;... область имам положити ю, и область имам паки прияти ю» (Ин.10:18). По сему-то человеку распятый и умерший за нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный для нас «в начало путей» (Притч.8:22), пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из которого Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:43), в который восходил и Павел; показал вхождение на небеса, «идеже предтеча вниде о нас» Господний человек (Евр.6:20), в котором будет судить живых и мертвых. 2) Равно веруем и в Духа Святого, «вся испытующего, и глубины Божия» (1Кор.2:10), анафематствуя все учения, мудрствующие противное этому. Не представляем себе Сыно-Отца, подобно Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущным ( μονοοσιον κα οχ μοοσιον ) и тем отрицая бытие Сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2555...

К читателям В состав книги, под названием: «Христианские уроки» предлагаемой благосклонному вниманию читателей, входят статьи разнообразного содержания. В ней читатель найдет и духовно-нравственные наставления и вразумления, и объяснение мудреных текстов св. Писания, и толкование на церковные песнопения, и Речи на разные случаи. Но о чем бы автор ни рассуждал, он всячески избегал отвлеченности в своих рассуждениях, старался каждую мысль выразить наглядно и общепонятно, без ущерба впрочем для ее внутренней силы и глубины, – изложение оживлял чертами, взятыми прямо из действительной жизни, и в каждой почти статье давал немало места оценке современных неутешительных в нравственном отношении явлений частной и общественной жизни, – не согласных с учением и установлениями православной Церкви воззрений и обычаев. Книга наша составилась из статей, первоначально помещенных в издаваемом нами ежемесячном журнале Душеполезное Чтение за 1872, 1873 и 1874 годы. Издавая их отдельной книгой, мы имели в виду читателей, не знакомых с этим журналом. Прот. В. Нечаев 1. Страх Господень «Начало премудрости страх Господень». ( Притч.9:10 ; Иов.28:28 ; Пс.110:10 ). Что такое вообще страх Господень? Не должно думать, что он есть только страх наказания за грехи, или грозного, неумытного суда Божия. Чтущему Бога свойствен и этот страх и даже святые люди, преуспевшие в любви к Богу и в подвигах благоугождения Ему по любви к Нему, старались возбуждать в себе страх суда Божия. Но в их душах этот страх не был господствующим чувством, иначе не мог бы ужиться с наполнявшей их сердце любовью к Господу, которая вон изгоняет сей страх ( 1Ин.4:18 ). В них он возбуждался только по временам, как врачевство против угрожающих или уже одолевающих греховных искушений. Господствующим чувством он бывает только у рабов, знающих одно рабское, а не сыновнее отношение к Богу, видящих в Нем только грозного Господина и Судию, и служащих Ему не по любви, а только по чувству самосохранения. Но есть вид страха Господня, совместного с любовью к Господу; такой страх возбуждается сознанием не правосудия только Господа, но вообще величия Его и нашего пред Ним ничтожества, беспредельных совершенств Его и наших несовершенств, недостатков и грехов, – сознанием бесконечного расстояния, отделяющего нас, ограниченных и грешных тварей, от Него, но вместе близости Его, как вездесущего и все исполняющего, к нам и зависимости нашей от Него во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа Естественным следствием ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе является Его совершенная святость, т. е. безгрешность. Всесовершенная святость Бога Слова, вследствие ипостасного соединения, перенеслась и на человеческое естество воплощенного Господа, но при этом человеческое естество не утратило того, что делает его человеческим, но пребыло в своих границах, в категории человеческого. Так как Ипостась Бога Слова стала Ипостасью плоти, то греху не было и не могло быть места в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус по всему и во всем был совершенно святым и безгрешным. Не только не имел Он даже частицы греха, но и не мог грешить, потому что всегда и во всем был одной и Той же Ипостасью Бога Слова. Об этом нам свидетельствует вся жизнь Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Весь Новый Завет живет этой истиной. Первое благовестие, которым святой Архистратиг открывает Новый Завет, – то, что Рождаемое от Духа Святого будет святым (γιον, Лк.1:35 ), святым в Божественном смысле, полностью свободным от наследственного греха, а сверх того – и от личного. Так как Господь Иисус жил Он совершенно святой и безгрешной жизнью, то и мог смело спрашивать Своих лукавых врагов, постоянно старавшихся уловить Его в каком-либо прегрешении: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ). А на Тайной вечери, открывая главные тайны Своего домостроительства спасения, Преблагий Спаситель свидетельствует, что в Нем нет ничего греховного, ничего, что могло бы быть и называться порочным, злым, дьявольским. Ибо это означают Его святые слова: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Ин.14:30 ). Князь мира сего, дьявол , сколько бы и как бы ни пытался он отыскать грех и зло в Господе Иисусе Христе, не может найти в Нем ничего подобного. Очевидцы и последователи воплощенного Господа, опираясь на длительный личный и проверенный опыт, ясно и непоколебимо свидетельствуют, что Господь Иисус Христос абсолютно свят и безгрешен. Так, возлюбленный Иоанн, которому милостивый Спаситель полнее всего раскрыл тайну Своей досточудной Личности, возглашает о Господе Иисусе: «В Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Апостол огненной веры, святой Петр, говорит о своем незаменимом Учителе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:2 ; ср.: Ис.53:9 ). По Богооткровенному свидетельству, Господь Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Разделы портала «Азбука веры» Библия говорит «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), но при этом Бог призывает обмануть человека и искусить его ( 3Цар.22:20–22 ): «И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Господь посмеивается над народами: «Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.» ( Пс.58:9 ). Господь гневается: «Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это». ( Иер.23:20 ). Как, если Бог есть любовь, Он может призывать обмануть кого-либо, посмеиваться над народами и гневаться? 3 Ответа Для того, чтобы понять обороты речи, поэтические, притчевые обороты, и образы, которыми Библия дает нам Божие откровение, необходима обращаться к экзегезе (истолкованию) Писания святыми отцами. Пояснение 3 Цар. гл. 22: 20- 22. Рассмотрим похожее параллельное место в книге Иова, где Господь позволяет сатане искусить праведника, чтобы проверить его веру. Книга Иова показывает то, как действуют нечистые духи искушая человека. Не по прямому приказанию Бога, но по попущению: «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня». ( Иов. 1: 10–12 ). Подобным образом описано место про действие злого духа на царя Ахава, но для разбора этого «противоречия» нужно еще и разобраться в библейском контексте значения подобных оборотов речи, чтобы понять, что библейский язык хочет до нас донести, т. к. в тексте написано, что Сам Бог велит нечистому духу искусить царя Ахава.

http://azbyka.ru/vopros/kak-sovmestit-bo...

Разделы портала «Азбука веры» Библия говорит, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ) Однако, Библия же и говорит, что Бог творит зло: “Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это” ( Ис.45:7 ). Как это совместить? 4 Ответа Чтобы разрешить это мнимое противоречие, достаточно сравнить в каком контексте в Библии упоминается слово «тьма». Является ли она синонимом зла в этом контексте? Является ли злом ниспослание бед от Бога? Свет и тьма в библейском языке ассоциируются с благом и бедами: Притчи 6:23 “Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни”. В этом месте Притч Соломона заповедь как путь к жизни ассоциируется со светом, т. е. счастьем, здоровьем и благом, подобное сказано в Притчах главе 3:9–10: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином». В книге Иова, который соблюдал заповеди Бога, но был испытан страданием, он наоборот взывает с укором, говоря, что ждал земных благ, а получил несчастье. Иов 30:26 “Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма”. Тоже самое значение имеют слова про тьму и свет в приведенном месте пророка Исайи, что не говорит о зле никак. Касательно страданий, которые Бог посылает людям, нам даст ответ святой Василий Великий про то, являются ли они злом или нет: «“От чего же, говорят болезни ? От чего безвременная смерть? От чего истребление городов кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло, продолжают и между тем все это — Божие произведение. Поэтому кого же иного, кроме Бога, признаешь виновником происходящего? “Итак поелику коснулись мы сего часто повторяемого вопроса; то, возводя слово к какому-нибудь всеми принятому началу и тщательнее разобрав предложенный предмет попытаемся сделать на него внятное и несбивчивое объяснение. Предварительно должны мы утвердить в мыслях своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, и если что терпим оно не вредно, или не таково, чтоб можно было примыслить что либо лучшее. Ибо, хотя смерть от Бога, однако же, без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде. Но опять не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех; то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей ?

http://azbyka.ru/vopros/proizvodit-li-bo...

Разделы портала «Азбука веры» Я покрестилась во взрослом возрасте 6 лет назад и на этом же мой путь ко спасению закончился почти сразу, в храм прибегала пару раз, когда в жизни случалось что-то серьёзное. Но полгода назад произошло очень серьёзное потрясение в моей жизни и я решила уже серьезно подойти к этому. Около трёх месяцев я причащаюсь раз в неделю, стараюсь следовать во всем заповедям, соблюдаю молитвенное правило, пост в среду и пятницу, очень много читаю духовной литературы. За это время произошло столько благоприятных перемен, какие раньше казались невозможным, Слава Богу за это. Но я не знаю в чем исповедоваться, я стараюсь всегда следить за собой и не допускать грехов. На исповеди священник сказал что необязательно перед Причастием исповедоваться каждый раз, скорей всего грехов не осталось, остались только прегрешения, а исповедь нужна для людей, которые не в ладах с совестью. Но мне очень страшно идти к Причастию без исповеди и остаётся ощущение что я чего-то не вижу или не могу сформулировать, как на стопор какой-то наткнулась. И хочется как-то дальше расти в духовном плане, а как и куда направляться не знаю. Я понимаю, что такие вопросы лучше обсуждать лично со священником, но мне свои мысли проще излагать неторопливо текстом. Помогите мне советом 8 Ответов Священник говорит странные вещи… Исповедь нужна абсолютно всем людям, ведь все грешат. Очень хорошо про это пишет святой апостол Иоанн Богослов: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас ( 1Ин. 1:8–9 ) Другой вопрос, что при частом причащении священник благословляет приступать к Евхаристии без исповеди, но для этого надо подходить к Чаше ежедневно или почти ежедневно. Вы можете помолиться, чтобы Бог открыл Вам Ваши грехи. Рекомендую воспользоваться пособиями по исповеди, например, трудом о. Иоанна Крестьянкина . Исповедь перед каждый причастием — это довольно поздняя традиция Русской Церкви. Во многих Поместных Церквах ее нет и люди сами определяют, когда им идти на исповедь. Священник не говорит ничего такого, что противоречило бы канонам и правилам Православной Церкви.

http://azbyka.ru/vopros/kak-uvidet-svoi-...

Скачать epub pdf СВЯТОЙ ДУХ УТЕШИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ ЛЮБВИ СВЯТОГО ДУХА Учение Библии и Церкви об особенностях Личного выражения любви Святого Духа в мировой и человеческой жизни. – Вдохновение к любви удостаивающихся светоозарения Утешителя. – Соединение вдохновения во Святом Духе с размягчением сердца и воли облагодатствуемых. – Смягчающее влияние невещественной силы Святого Духа: 1) на принимающих благодать церковных Таинств, 2) молящихся, 3) читающих и слушающих Божие слово, 4) благотворящих и 5) кающихся. – Три основоположных вывода из учения о Личном характере любви Святого Духа. – Переход к раскрытию вопроса о жизни христиан под водительством благодати Утешителя. ВЕРУЮ... И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА. ЖИВОТВОРЯЩАГО. 8-й член Символа веры Личный характер проявлений любви Святого Духа в недрах Божества и в мире ясно определяется следующими положениями Богооткровенного учения. В Троичной жизни Божества Святому Духу принадлежит свойство соединять Любящих – Отца и Сына, ибо Дух Святой по преимуществу – «любовь Божия» ( Рим.5:5 ). Откровение Святого Духа твари и особенно разумно-свободным существам заключается в том, что Он невещественно изливает на них действие любви Триединого Божества. При облагодатствовании людей Бог Отец дарует светоозарение любви Божества, Сын Божий приносит его, а Святой Дух вдыхает. По свидетельству Священного Писания, светоозаряющее действие Святого Духа есть излияние «любви Божией» ( Рим.5:5 ) людям, даяние Богом Отцом любви «от Духа Своего» ( 1Ин.4:12–13 ), сообщение «Духа усыновления, свидетельствующего, что мы – дети Божии» (ср. Рим.8:14–16 ). Плод Духа, но апостолу, состоит «во всякой благости» ( Еф.5:9 ), так что «любовию Духа можно умолять " близких сердцу о прилежании к добрым подвигам (ср. Рим.15:30 ). Излияние верующим во Христа Божественной любви во Святом Духе дало основание именовать Святого Духа в богослужебных молитвах «Струей естественной благости», «Самоблагим и Источником благостыни, Жизнью и Оживотворителем, Светом и Подателем Света» «в освящающем дохновении». Святой Дух есть подлинно «река Божества, исходящая из Отца и чрез Сына» являющая «Его кроткие дыхания». Вдыхая светоносные дарования, Он возвышает души людей над земными предметами, окрыляет их, укрепляет, одушевляет и оживляет силой любви ко Христу от всей души. Как Бог, Дух Святой «все сотворенное укрепляет и чрез Сына сохраняет в Отце» и «дарует всем общение с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010