Глава III Дети Божии и дети диавола (1–10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11–18). Успокоение сердца в Боге (19–22). Вера и любовь (23–24). 1Ин.3:1 .  Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Установив (в 1Ин.2:29 ) органически тесную связь между праведностью и благодатным рождением христиан от Бога, Апостол теперь далее раскрывает понятие благодатного богосыновства, чтобы яснее оттенить упомянутую связь не только как необходимую по самому понятию рождения от Праведного, но и как нравственно обязательную для облагодетельствованных. Сам всегда имея как бы пред глазами великое дело искупления человечества во Христе, Апостол восторженно предлагает (ст. 1) и читателям благоговейно погружаться в духовное созерцание той недомыслимой любви Отца Небесного к людям (ср. Ин 3:16 ), в силу которой Он в таинстве искупления во Христе даровал всем людям быть и именоваться детьми Божиими. Величие этого божественного дара, обязывающего обладающих им христиан к постоянному совершенствованию, Апостол доказывает от противного – тем, что враждебный Богу мир и потому не ведающий Бога не знает и этого высокого преимущества христиан – их богосыновства: так переродила их любовь и благодать Божия, утвердивши их жизнь на совершенно новых началах, что они сделались чуждыми и непонятными миру. «Вы знаете, что Он (Христос) дал вам право быть и почитаться детьми Божиими. Если же принадлежащие миру не знают сего, т. е. того, что вы дети Божии, сему не удивляйтесь; ибо они не знают и Того, Кто усыновил вас» (блаж. Феофил.). 1Ин.3:2 .  Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Еще выше и непостижимее для самих чад Божиих будущее блаженство верующих: изображая блаженство праведников в будущем мире, слово Божие представляет его лишь в общих чертах (ср. 1Пет.1:4, 8 ; 2Тим.4:8 и др.), не касаясь самой его сущности. Известно лишь, что условием будущего блаженства является наше уподобление Богу (ср. Мф 5:48 ) в праведности, милосердии, святости и др. совершенствах, и что источником неизреченного блаженства для праведников будет лицезрение Божие, когда они будут зреть Бога не тускло и гадательно, а как бы лицом к лицу ( 1Кор 13:12 ), – «чистые увидят Чистого, праведные – Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Факт всеобщей греховности подтверждается и Св. Писанием Нового Завета. Кроме общеизвестных евангельских случаев отрицательного поведения учеников Христовых (а ведь они были еще до смерти Иисуса Христа «уже очищены через слово», проповеданное им их Божественным Учителем: Ин.15:3 ) как до, так и после сошествия на них Св. Духа, мы имеем прямое свидетельство: «Если говорим, что не имеем греха – обманываем сами себя и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Далее апостол призывает своих читателей исповедовать свои грехи в уверенности, что Бог , «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Все, что пишет Апостол, имеет целью предостеречь от совершения грехов, но он не имеет уверенности в том, что его предостережение возымеет решающее действие: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин.2:1 ). И ап. Павел, зная удобопреклонность ко греху каждого, в том числе и христиан, увещевал: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ). Зная, что его читатели много времени уделяли спорам и взаимным обвинениям, он писал римлянам: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восстановлен; ибо силен Бог восставить его» ( Рим.14:4 ). Случай с кровосмешником ( 1Кор.5 ; 2Кор.2:5–11 ) достаточно ясно показывает, с какими тяжкими грехопадениями приходилось св. Апостолу иметь дело в насажденных им общинах, состоявших из людей, несомненно возрожденных во Христе Иисусе ( 1Кор.4:15 ), являвшихся «новой тварью» ( 2Кор.5:17 ), научившихся во Христе «обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:21–24 ). Апостол хорошо знал, что даже те, кто оживотворены со Христом, спасены благодатью и, живя на земле, уже водворены на небесах во Христе Иисусе( Еф.2:5–6 ), способны колебаться и увлекаться ( Еф.4:14 ) и поступать, «как поступают прочие народы, по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

“Слово Божие – истина; заповеди евангельские – истина, а всякий человек – ложь”. Свт. Игнатий Брянчанинов . За последнее время, проповедуемое наиболее примитивными христианскими сектами панрелигиозное сознание, совсем выбивает почву из-под ног желающих обрести истину. В XXI веке “общественное мнение” объективной истиной считает уверенность в её отсутствии. В этих условиях людям, обретающим веру во Христа очень тяжело сориентироваться в море “церквей”, называющих себя Христовыми. Часто люди ошибаются. Об этом сетуют все конфессии. Значит необходимо выработать правильные ориентиры для поиска. Как правило, его результат во многом зависит от тех критериев, по которым определяется подлинная Церковь. Поэтому, прежде, чем утверждать, что Православная Церковь и есть Церковь Христова, необходимо показать каким критерием это определено и доказать несостоятельность иных систем поиска Церкви. Итак, первый, так сказать лежащий на поверхности критерий, которым руководствуется основная масса людей, ищущих подлинное христианство – нравственный. Если мы наблюдаем в некой общине высоконравственных, общительных, отзывчивых, добродушных, искренних, честных, любвеобильных и т.д., то вывод напрашивается вполне очевидный: это наверняка и есть Церковь Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 15:13; 13:35 ).  Всех почитайте, братство любите… ( 1Пет. 1:17 ). Также и апостол Иоанн считает: Кто любит своего брата, тот пребывает во свете ( 1Ин. 2:10 ). Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин. 3:23 ). Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин. 4:12 ) ибо любящий другого исполнил закон ( Рим. 13:8 ) – дополняет ап. Павел, и заповедует: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть связь, дающая совершенство. И да владычествует в ваших сердцах мир Божий, к которому вы призваны в одном теле, и будьте дружелюбны ( Кол. 3:14-15 ). Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры ( 1Тим. 1:5 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Он явился как Богочеловек, «чтобы взять грехи наши» ( 1Ин.3:5 ), то есть освободить нас от греха и сделать способными к жизни в Божией святости и правде. Соблазненной духом зла и уничтожения, человеческий род в своей истории творил больше дела его, нежели свои, – «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Богообразная красота человеческой души была сплошь осквернена и загрязнена грехами, поэтому Бог послал Сына Своего очистить наши грехи (в синод. тексте: «в умилостивление за грехи наши. – Примеч. пер».) ( 1Ин.4:10 ). Иисуса Богочеловека во всей Его исторической действительности «возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать людям» (в синод. тексте: «Израилю. – Примеч. пер».) «покаяние и прощение грехов» (ср.: Деян.5:31 ). Хотя Он и Божественно совершенен, Спаситель по-земному осязаем и по-человечески доступен. Богомудрый Апостол это четко выражает следующими словами: «От семени Давидова» (в синод. тексте: «из его-то потомства. – Примеч. пер».) «Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» ( Деян.13:23 ). Спаситель соделался реальным человеком, дабы как человек спасти человека. Если бы не явился Он как истинный человек, то можно было бы сказать, что Он – некий небесный призрак и наваждение, механически и насильно навязывающее людям спасение. Своей безгрешной человеческой реальностью Владыка Христос привлекает к Себе человеческие существа, лицезрящие в нем естественного и необходимого Спасителя человеческого естества. Лишь как подлинно совершенный Бог и подлинно совершенный человек Господь есть «Спаситель» людей и «надежда» человеческого рода (ср.: 1Тим.1:1 ). В Своем бесконечном человеколюбии Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Своим Богочеловеческим подвигом спасения Господь Иисус Христос стал единым и единственным Спасителем человеческого рода, поэтому – «нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

125 . Определено также: если кто говорит, что благодать Божия, которой оправдываются в Иисусе Христе Господе нашем, действенна [по отношению] к одному только отпущению грехов уже совершенных, а не подает сверх того помощи, чтобы не совершались иные грехи, таковой да будет анафема. Ибо благодать Божия не только подает знание о том, что подобает делать, но еще вдыхает в нас любовь, чтобы мы смогли и исполнить то, что познаем. 126 . Также, если кто говорит, что та же благодать Божия, которая в Иисусе Христе, Господе нашем, только затем, чтобы не грешить, поскольку ей открывается и является нам познание грехов, чтобы мы знали, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ей не подается нам любовь и сила, чтобы делать то, что, как мы познали, делать должно, – таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол говорит: знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор. 8:1 ), то весьма нечестиво было бы верить, что для надмевания нашего мы имеем благодать Божию, а к назиданию не имеем: тогда как и то, и другое есть дар Божий, и знание, что подобает делать, и любовь к добру, которое подобает делать, дабы при назидающей любви знание не могло надмевать. Ибо как от Бога написано: Тот, Кто учит человека разумению ( Пс. 93:10 ); также написано и это: любовь от Бога ( 1Ин. 4:7 ). 127 . Определено также: если кто говорит, что благодать оправдания нам дана ради того, чтобы возможное к исполнению по свободному произволению, нам было легче исполнить через благодать, так, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, – таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Меня можете делать с трудом, но сказал: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). 128 . Также определено относительно изречения святого Апостола Иоанна: если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин. 1:8 ). Кто вообразит, что это следует понимать так: из смирения не подобает говорить, что мы не имеем греха, а не потому, что это так и есть, – тот да будет анафема. Ибо Апостол продолжает и прибавляет следующее: если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1:9 ). Здесь весьма ясно показано, [что это говорится] не из смирения только, но по истине. Ибо Апостол мог бы сказать: если говорим, что не имеем греха, то превозносимся, и смирения нет в нас, но сказав: обманываем самих себя, и истины нет в нас, он ясно показал, что говорящий о себе, будто он не имеет греха, не говорит правду, но лжет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа 250 . Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой , и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени 251 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает...» ( 1Ин.3:6 ) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит...» ( 1Ин.5:18 ). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), или, что одно и то же, все мы много не веруем ! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие» 252 . А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Не говорим уже о том, что всем великим и невеликим людям для спасения прежде всего необходимо духовное возрождение от Св. Духа, которое бы очистило их от всех вольных и невольных грехов и ввело их в новый завет с Господом Богом. Это возможно и бывает только в Церкви. Не о таких сильных людях надо говорить нам, которые сами себя считают совершенными. «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» ( 2Кор.10:18 ). В христианском смысле сильные духом те, которые отказались не только от плотских страстей и мирских привязанностей, но и от своего себялюбия и от гордости. Все доброе и истинно великое, что есть у них, они приписывают не себе, а Богу. Ему они предали и себя, и свою волю, и разум. Таковы подвижники веры и благочестия, для которых ничто весь мир с его соблазнами, но которые не преклоняются и пред собственным разумом. Для Господа они готовы отказаться и от разума; и бывает, что отказываются, являясь миру, как объюродевшие. Но эти подвижники в Церкви. Не сами собой они стали такими: их создала благодать Божья чрез церковное руководство. Церковь , таким образом, сделала свое дело и, по-видимому, более не нужна. Но люди опытные в христианской жизни утверждают, что церковное руководство не прекращается и в этом случае, т. е. для этих истинно великих людей. По учению христианскому никто, до какой бы степени совершенства ни дошел, не может считать себя вполне совершенным и безгрешным. Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... ( 1Ин.1:8–9 ). И это не по смирению только, но и по истине, как выражаются отцы карфагенского собора 142 . Правда, тот же Иоанн Богослов, по-видимому, говорит другое: «всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает, в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). Но эти слова никак нельзя понимать в смысле безусловной невозможности греха для истинного христианина. Во-первых, это противоречило бы прежде указанным словам того же апостола, во-вторых, история показывает, что падали и великие люди. То состояние святости, которое исключает возможность согрешения, православная Церковь по справедливости приписывает только святым небожителям, избегает соблазнов этого мира. Слова апостола означают лишь то, что человек «рожденный от Бога» и «пребывающий в Боге» ( 1Ин.3:6 ), не может грешить сам добровольно по своему внутреннему влечению 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Поэтому ядром православных добродетелей является не справедливость, а любовь. В понятиях Святой Руси это главная добродетель православного человека. Бог есть любовь. Одна любовь соединяет создания с Богом и друг с другом. Сущность христианской жизни полагается в любви, которая есть исполнение закона. Главное в Божьем законе – любовь. «Любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ); «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя » ( Гал.5:14 ); «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.2:29 ). Трудно рассчитывать, что все люди (даже русские, которым национальной судьбой суждено быть православными) примут данный опыт во всей его святой полноте. Но искание этого пути и приближение к нему, как источнику счастья и подлинной радости, доступно многим, особенно тем, кто не изменил еще своим духовным корням, не сменил свою духовно-культурную идентичность. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Колос.3:14 ). От этого, по учению Писания, в человеке не только пробуждается «чистый смысл» ( 2Петра 3:1 ) и не только в него изливается «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филипп.4:7), но начинается реальное единение души с Богом. Ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Бог создал не просто человека, а существо, призванное для любви к ближнему. Справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не стремлением к соразмерности, а любовью. Для того, чтобы быть подлинно справедливым, надо быть самоотверженным, нередко несправедливым к себе. Поэтому Русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Потому-то «загадочная » русская душа, издревле и органически предрасположена к сочувствию и доброте, приняла христианство ; она сердцем отозвалась на Божие благовестие и на главную заповедь: «Бог есть любовь». «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Причина этого заключается в том, что во Христе нам даровано познание Бога. Жизни Божьей, а без этого знания мы не знали бы, в чем добро, и какова должна быть наша жизнь, мы были бы во тьме, во лжи. „Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог, и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). „0 том, что было от начала, что мы слышали и что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1:1–2 ). Если полное познание Бога возможно только во Христе ( Ин. 1:18 ), если мы через Христа только узнали истину, то люди Ветхого Завета, поэтому, не имели полной истины и не могли быть во свете. В чем же состоит этот новый свет, принесенный людям Христом? Жизнь ветхозаветного человека определялась юридическим началом правды, законом, который, имея свою цель – исполнение в любви, не был последним, истинным началом жизни, будучи тенью лишь истины. В Новом Завете открылась самая истина закона, т. е. благодать, любовь ( Ин. 1:17 ). Хотя это новое начало жизни было не безызвестно и в Ветхом Завете ( Лев. 19 ), однако ,этому началу не дано было подобающего места в юридическом строе его жизни. Любовь не могла быть руководительным началом для ветхозаветного человека, спасавшегося законом, и имевшего представление о Боге, по преимуществу. как о Существе Правосудном, „огне поедающем» ( 1Ин. 2:7–10 ). Ветхозаветный человек не знал, не был убежден в том, что любовь уподобляет человека Богу, потому что одно из открывшихся определений внутренней жизни Божества, есть любовь, тогда как прежде Бог открывался Правосудным, по преимуществу. Любовь и есть именно то, что истинно в Боге, а потому истинно и в нас, и если мы хотим жить в истине, то должны любить, т. е. быть подобными Богу (2:6–8). „Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога, и знает Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010