В первой половине второй главы из предыдущего выводятся основоположения всего христианства ( 1Ин. 2:1–14 ). а) Для христиан возможна безгрешность при ходатае Иисусе Христе. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ), т. е. не только за грехи нас людей, живущих в настоящее время, но и живших до пришествия Его в мир, а равно и тех, которые будут жить до второго Его пришествия на землю и второй будут усвоять себе беспредельные заслуги Его; б) Истинное познание Бога есть соблюдение слова Его из любви к Нему. «Кто говорит: я познал Его (Бога), но заповедей Его не соблюдает, тот лжен (познание такового холодно и мертво и только надмевает, а не спасает); а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершалась» (т. е. видится в нем совершенная и спасительная любовь, как плод живого познания о Боге). ( 1Ин. 2:4–8 ). в) Истинное хождение в своем есть любление брата. «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете (есть истинный христианин), а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме ( 1Ин. 2:9–11 )», т. е. во тьме неведения об исинном христианстве, ибо основное начало жизни христианской еще не коснулось его собственной жизни. Конечно, в жизни бывает бесконечно много степеней любви, но Апостол говорит о противоположностях и безусловно: или любовь, или ненависть. (Толк. Ап. Еп. Мих. 1890 г.). Дети и отцы, юноши и отроки – все владеют соответственными совершенствами. «Пишу вам (о чем пишет, следует далее в стихах 15–17, т. е. чтобы не любит мира, ни того, что в мире; для сего каждому возрасту представляются особые побуждения, к этому именно возрасту приноровленные), пишу вам дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» ( 1Ин. 2:12 ), или что тоже – ради личности Иисуса Христа, ради достоинства и заслуг Его, как избавителя и искупителя. Таким образом, детскую чистоту и невинность, получаемую детьми в крещении, омывающем их от первородного греха, или даже от произвольных грехов, если новокрещенные бывают взрослые люди, – эту детскую чистоту и прощенность Апостол и выставляет как самое естественное побуждение детям беречь свою святыню от осквернения чрез прикосновение с грешным и прелюбодейным миром. «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» ( 1Ин. 2:13 ). Отцов побуждает Апостол совершенством христианского знания, которое естественно предполагается у них именно, как у отцов, т. е. возросших и усовершившихся в христианском знании настолько, чтобы учить и детей. «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого» ( 1Ин. 2:13 ). Справедливо намекает Св. Апостол на борьбу и возбуждает к победе именно юношей, ибо этот возраст особенно подвержен борьбе со страстями и соблазнами мира. «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» ( 1Ин. 2:13 ). Сим внушительно начертывает Апостол самое естественное и простое правило для отроков: брать примеры с отца и походит на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Что касается до внешнего изложения послания, то о сем уже было сказано, что оно носит печать того же возлюбленного ученика Христова и имеет тот же возвышенный язык, со множеством повторений и противоположений, какие замечаются в Евангелии Иоанна. Беседуя с христианами, как отец с детьми, Апостол Иоанн говорит о самых высоких предметах просто, и когда он охуждает что-либо, то говорит с великою силою (авторитетно), а когда он похваляет и возбуждает к любви, то речь его произносится нежно, отечески и пастырски. «Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением об их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Потому он повторяет свои слова многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей» 732 . Он, например, говорит. «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:5:8 ). Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху – любяй брата своего во свете пребывает ( 1Ин.2:7:10 ). Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца ( 1Ин.2:15–16 ). Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос ( 1Ин.2:18:22 ). Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин.3:2 ). Творяй грех от диавола есть (8). Всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (15). И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть ( 1Ин.4:3 ). О сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир (9). Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог и мы должны есмы друг друга любити (11). Бог любы есть, пребываяй в любви, в Бозе пребывает (16). Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин.5:1 ). Всяк рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему (18). Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (20)». Церковное употребление второго послания Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1Ин.3:3 .  И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. 1Ин.3:4 .  Всякий, делающий грех , делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. Из понятия рождения верующих от Бога ( 1Ин.2:29 ), их высокого благодатного богосыновства в настоящем ( 1Ин.3:1 ) и неизреченного блаженства в будущем (ст.2) для всякого имеющего христианскую надежду на блаженную вечность необходимый долг – постоянно очищать себя от всяких греховных прирождений по образцу чистого и безгрешного Христа, так как только чистые сердцем могут видеть Бога ( Мф 5:8 ). Этот нравственно-практический вывод из учения о духовном возрождении христиан и их высоком достоинстве детей Божиих Апостол далее (ст. 4) подкрепляет отрицанием противоположного тезиса, вероятно, высказывавшегося еретиками-антиномистами, о допущении греха в христианах: Апостол со всею решительностью доказывает полную несовместимость греха с достоинством возрожденных христиан. Апостол говорит как бы так: «вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех , но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду. Грех даже неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить… Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием – нарушение положительного закона» (блаж. Феофил.). Нарушитель же закона Божия есть преступник против него, и уже не дитя Божие, а общник и сын диавола. 1Ин.3:5 .  И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 1Ин.3:6 .  Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Апостол теперь, ссылаясь на собственный внутренний опыт и христианское познание читателей, еще далее раскрывает несовместимость греха с состоянием возрожденного во Христе, указывая на то, что целью самого явления Христа было принести умилостивительную жертву за грехи всех и уничтожить ответственность вечного осуждения за них пред Богом (ср. 1Ин.2:2 ; см. 1Пет 2:21, 24 ), причем самое общение христиан с Безгрешным Христом Спасителем обязывает их не грешить; допустимы лишь грехи немощи и слабости природы человеческой. «Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» – «под видением Его разумеет не видение простым прикосновением глаза или легким воспроизведением в своем воображении чего-либо известного, но нежелание сколько-нибудь обсудить и разузнать дело и присоединиться к Нему» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Ин.2:29 . Аще всте, яко праведник есть, разумйте, яко всяк творяй правду от него родися. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Зная же это, зная, что Бог нраведен, что каждому воздаст по делам его, должно знать и то, что всяк человек, живущий по закону правды, рожден от Него: он есть чадо Божие и наследник обетований. В день же славного явления Господа нашего Иисуса Христа, он предстанет пред Ними с твердою надеждою облещися в виссон чист и светел, виссон оправдания Святых ( Откр.19:8 ). Часть вторая. О надежде с любовью а) Основание надежды – любовь Бога Отца к падшему человеку, открывшаяся в пришествии на землю Сына Его ( 1Ин.1:1–5 ); б) предмет надежды – Богоподобие и зрение Бога ( 1Ин.3:2 ); в) средства преобрести сию надежду: очищение от греха заслугами Ходатая; подражание Его праведности, доказываемое любовью к ближним, уклонением от путей Каиновых, милосердием или состраданием; молитва – или неосужденное дерзновение к Богу ( 1Ин.3:3, 9, 11–12, 17, 21 ); г) плоды молитвы – единение с Богом, свидетельствуемое Духом Божьим ( 1Ин.3:24 ); д) предосторожность от влияния духов антихриста; их разпознание и отвержение ( 1Ин.4:1–6 ). Сию часть составляет третья глава послания, и шесть стихов четвертой. Глава 3 1Ин.3:1 . Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Бoжiя наречемся, и будем. Сего ради мíр не знает нас, зане не позна его. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Св. Апостол, изложив учение о Вере и об оправдании заслугами Господа и Спасителя нашего, хочет подкрепить веру нашу надеждою. И с сею целью ободряет верующих тем, что Отец небесный любит их и печется о спасении всех и всегда, печется невзирая на нашу греховность; ибо не хочет смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти ( Иез.33:11 ). Когда на таковое хотение и призывание человек отзывается безусловною готовностию обратиться к Отцу небесному, тогда Он изводит грешника из состояния греховного рабства и поставляет его в состояние благодатного возрождения, превышающего собою все понятия мира, все суждения людей, ходящих в суете ума своего, работающих плоти и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Таково светлое блаженное братство чад Божиих. Те же, кои не веруют в Господа Иисуса Христа, не приемлют учения Его или, принимая его, чужды духа Его по жизни и настроению сердца, составляют пагубный мир, «лежащий во зле», который зле мыслит, зле творит и на зло поучает других (1Ин.5,19). Братие! «Не любите убо мира, ни яже в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Все, что в мире, — похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, несть от Отца, но от диавола есть. Но и мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин.2,15–17). «Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, о коем слышали вы, что он идет, и ныне есть уже в мире. Дети, последняя година есть. Слышали вы, что антихрист грядет, — и ныне многие стали антихристами. Они от нас изыдоша, но не беша от нас» (1Ин.4,1–3;2,18–19). Кто приидет к вам из таковых и не принесет истинного учения Христова, не принимайте такового в дом и радоваться ему не глаголите, чтоб не сделаться сообщниками делам его злым. «Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает. А мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас, и иже несть от Бога, не послушает. Мы — что слышали ушами нашими, что видели очами и что руки наши осязали, то возвещаем вам о Словеси животном. И Живот явися — и видехом и свидетельствуем и возвещаем вам Живот Вечный. Еже видехом и слышахом, поведаем вам да и вы общение имате с нами. Общение же наше с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.4,5–6;1,1–3). И Сам Бог свидетельствовал о Нем. «Если приемлем свидетельство человеческое, свидетельство Божие более есть. Всяк веруяй в Сына имать свидетельство в себе» (1Ин.5,9–10). Кто стоит в истине, знает истину. «Вы помазание имеете от Святаго и весте вся» (1Ин.2.20). И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1Ин.2.27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Оба отличаются одинаково своеобразным складом речи – в соединении предложений ( 1Ин.2:8, 5:6 – Ин.17:2, 6:34, 37, 7:49 ), в выражении определяющего слова посредством причастия с вспомогательным глаголом ( 1Ин.1:4, 4:12 – Ин.1:34, 5:21, 23–24, 27–28 ), в приведении частиц ( 1Ин.4:17, 2:1, 23 – Ин.2: 50, 15:8, 13:34, 15:17, 16:33 ). Общи тому и другому – сильная любовь писателя к параллелизму и к антитезам (οκ – λλ), demonstrativa с τι или να, элиптическое λλ’ να, καϑς κα и ο καϑς, родит. с κ ( 1Ин.4:13 – Ин.1:35, 6:8 ), дат. орудн. с ν ( 1Ин.2:3, 5:6 и др. – Ин.1:26, 33, 16:30 ), частое употребление ϑεωρεν и ϑεσϑαι, когда от ρν употребляется только perfectum, – и затем отдельные выражения: τν ψυχν τιϑναι πρ, ϑες ληϑινς, σωτρ το κσμου,κσμος, τεκνα, παιδα, φανειν, ντολ καιν, τηρεν (διδναι) τς ντολς (τν λγον), τ ρεστ ποιεν, χειν, ποιεν и αρειν τν μαρταν, πιστεειν в связи с γινσκειν, μολογεν и ρνεσϑαι, μαρτυρα и μαρτυρεν (тогда как μρτυς, μαρτριον ιι μαρτυρεσϑαι не встречается), χειν и μνειν ν, μνειν ες τος ανας, δνασϑαι о нравственной возможности, χρεαν χειν να, γνζειν αυτν, νϑρωποκτνος и др. Такое сходство Евангелия и послания замечено было уже в III в. Дионисием Ал. «Евангелие и послание, – говорит он, – согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: «в начале было Слово», – последнее: что было от начала; в том сказано: «и Слово стало плотью и обитало с нами и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ), тоже и в этом, с небольшим лишь изменением: возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши о Слове жизни; ибо Жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в одинаковых периодах и теми же словами. Приведем вкратце некоторые из них. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит слова: жизнь, свет, прехождение тьмы; непрестанно будет видеть истину, благодать, радость, плоть и кровь Господа, суд, оставление грехов, Божию любовь к нам, заповедь о взаимной нашей любви, и о том, что должно соблюдать все заповеди, также осуждение мира, диавола, антихриста, обетование Святого Духа, сыноположение Божие, во всем требуемую от нас веру, везде – Отца и Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает верующих от такого лжеучения и говорит, что только «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин. 4:2). Затем и в посланиях своих он повторяет, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16), а потому и люди должны любить Бога. Только «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16). Но что такое любовь к Богу? — «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6). А заповеди Господа сводятся к заповеди любви (1Ин. 4:7-8). Любить же нужно не «словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18). «Кто говорит: «я познал Его» (т.е. Бога), но заповедей его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4), как нет истины и в том, кто «говорит «я люблю Бога», А брата своего ненавидит» (1Ин. 4:20). «Любящий бога любит и брата своего» (1Ин. 4:21). Апокалипсис, или книга откровений, изображает будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа с антихристом и поражение антихриста. Будущие судьбы Церкви Христовой изображены здесь наиболее полно, чем где бы то ни было в другой книге Св. Писания. 11. В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. Ап. Иоанну 8 мая. 1. Т.е. разумных существ — людей, которых Христос охраняет, как пастырь охраняет овец. 2. Церковь воинствующая — это Церковь, заключающая в себе христиан, живущих на земле, а торжествующая — это общество прославленных верующих, обитающих на небе. 3. Карфаген — город в северной Африке. 4. Здесь следует разуметь Византию, которая, сделавшись восточною столицею римского царства, стала именоваться Новым Римом. В старом Риме почитание св. Каллистрата не имело места. Кроме того, упоминаемый здесь Рим, как видно из последующего, стоял на самом берегу моря, тогда как от старого Рима море находилось в далеком расстоянии (около 4-х верст). 5. Познать имя Божие — значит познать Божественные свойства и совершенства, открывающиеся в управлении миром и жизнью человека. 6. Т.е. храм, в котором мученики — воины будут почитаемы верующими. 7. Дельфины — хищные морские млекопитающие. 8. Солнце язычники почитали за бога, именуя его Аполлоном. 9. Указывается на крещение, которое совершалось с древности в особых купелях или купальнях. — В крещении человек возрождается в новую, святую жизнь и делается чадом Божиим. 10. Ветхий человек — человек, не получивший христианского крещения и состоящий еще под грехом Адамовым. (См. Кол.1:12). 11. Св. Каллистрат и дружина его пострадали около 304 года по Р.Х. 12. Т.е. Господь Иисус Христос. 1. Митрополит Фотий, родом грек из Мореи, занимал кафедру с 1408 по 1431г. 2. Кирилло-Белозерский монастырь в г. Кириллове Новгородской губернии, к югу от Белого озера, основан в 1397 г. преподобным Кириллом († 9 июня 1427 г.). 3. Первоначальное название Ладожского озера, из которого вытекает река Нева, носящая названии по древнему имени Ладожского озера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После второго пришествия Господа и воскресения мертвых должен последовать окончательный суд. Выше мы видели, что в 4 Евангелии есть места, где Христос говорит, что Он пришел не судить, но спасти мир. Но замечательно, что, с другой стороны, здесь же Сам Христос усвояет исключительно Себе прерогативу суда. „Отец и не судит никого, – говорит Он, – но весь суд отдал Сыну“ ( Ин.5:22 ). „И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий“ ( Ин.5:27 ). Возможно ли объединить эти два ряда изречений? По нашему мнению, они вполне примиряются следующими словами Господа: „Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день“ ( Ин.12:48 ). Здесь мы имеем, во-первых, несомненное указание на эсхатологический акт; а во-вторых, представление о последнем суде одухотворяется, так как он является только подтверждением того, что наблюдается в истории христианства при настоящем состоянии мира: „Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы“ ( Ин.3:19 ). Впрочем, речь в 4 Евангелии о суде не исключает даже представления о нем, как юридически-судебном акте. Прямое упоминание о дне суда имеем в 1Ин.4:17 : ν τοτ τετελεωται γπη μεθ μν, να παρρησαν χωμεν ν τ μρ τς κρσεως. Здесь идет речь о дерзновении в день суда; о дерзновении же и о том, чтобы не постыдиться в пришествие Господа, говорится и в 1Ин.2:28 : не свидетельствует ли это, что последний суд представляется Иоанну в форме юридического акта? В заключение мы должны коснуться учения Евангелиста Иоанна об антихристе, незатронутого нами в предыдущем изложении. „Дети! последнее время (σχτη ρα). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время“ ( 1Ин.2:18 ). „Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире“ ( 1Ин.4:3 ). „Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист“ ( 2Ин.1:7 ). „Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына“ ( 1Ин.2:22 ). H. J. Holtzmann говорит, что здесь явление антихриста обсуждается, как преданный член веры, но пересаживается из мифологической сферы на почву исторической действительности и объясняется в отношении к коллективной личности выходящих из христианства еретиков 1247 . Но при обсуждении учения Иоанна об антихристе должно иметь в виду справедливое замечание Prof. R. F. Weidner’a, что Апостол в своем послании дает нам скорее практическое приложение доктрины об антихристе, чем формальное ее определение 1248 . Сам H. J. Holtzmann соглашается, что на основании 1Ин.2:18 от выступления многих антихристов можно заключить к скорому выступлению одного 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Пятая часть. 1Ин.5:1–17 : Основание богообщения – вера в Иисуса Христа Сына Божия. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, отсюда также вытекает любовь к братьям, потому что всякий любящий родившего любит и рожденного от него. Посему мы не можем не любить детей Божиих, когда любим Бога и соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.5:1–2 ). Заповеди Его вовсе не тяжелы, так как у рожденных от Бога есть сила, побеждающая мир со всеми его искушениями: это – вера в Сына Божия ( 1Ин.5:3–5 ). Таким образом, и начало и совершенство христианской жизни возведено к одному основанию – вере; на ней-то теперь и останавливается Апостол. В виду современных колебаний он приводит несомненные свидетельства ее истинности, утверждающие, что Иисус есть действительно Сын Божий, дарующий Своим последователям жизнь вечную. Свидетельство истинности этой веры то, что Он пришел водою и кровию. Свидетельствует о Нем и Дух, Который есть истина. Свидетельство это тем тверже, что оно есть свидетельство трех – Духа, воды и крови: «и сии три об одном» ( 1Ин.5:6–8 ). Если при таких условиях принимается свидетельство человеческое, то тем больше должно быть принято свидетельство Божие. А здесь речь идет действительно о свидетельстве Божием. Верующий имеет и внутреннее свидетельство в пользу несомненной достоверности возвещенной истины; свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его: «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:7–12 ). Таково значение веры. Посему в послании, написанном верующим во имя Сына Божия, Апостол утверждает читателей в той уверенности, что, веруя в Сына Божия, они имеют жизнь вечную. В этой же вере христиане убеждены и в том, что молитвы их, которые они возносят к Богу, будут во всем услышаны. Пользуясь таким дерзновением, они должны направлять его, по заповеди о любви к ближним, на молитву о согрешающем брате, да даст Бог и ему жизнь. Впрочем, здесь нужно различать грех к смерти и грех не к смерти, хотя и всякая неправда есть грех ( 1Ин.5:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Чтобы говорить о месте благодатных средств Церкви, в том числе и в первую очередь святой Евхаристии, в процессе промыслительного преобразования мира, необходимо остановиться еще раз на неоднократно подвергавшейся дискуссии, волнующей проблеме должного отношения к миру христиан и христианской Церкви. Наибольшее раскрытие этой проблемы мы находим в писаниях евангелиста Иоанна. Во многих местах мы находим у него не только резко отрицательную оценку мира, но и утверждение о неизбежной и необходимой конфронтации между миром, с одной стороны, христианами и Церковью  – с другой. «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), не знает Бога ( Ин.17:25 ; 1Ин.3:1 ), ненавидит христиан, поскольку они не от мира ( Ин.15:19; 17:14 ; 1Ин.3:13 ), и преследует их ( Ин.15:19–25; 16:33 ). Христианин, правда, не призывается к ненависти к миру, но и любить его ему не следует ( 1Ин.2:15–16 ); мало того, в навязанной со стороны мира борьбе христианину дается победа: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин.5:4–5 ). Эта победа обусловлена той первичной победой над миром, которую одержал Сам Христос ( Ин.16:33 ); в ней находит свою гарантию и победа каждого христианина. И вот, как это ни парадоксально, по свидетельству того же апостола, более того – по свидетельству Самого Христа, Бог любит этот падший и ненавидящий Его мир столь сильно, что Сын Божий послан в мир ( Ин.3:16 ) и не для того, чтобы его судить, «но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ; срав. Ин.12:47 ). Налицо противоречие, на первый взгляд, казалось бы, непреодолимое. Однако необходимо вспомнить, что Бог сотворил мир «весьма хорошим» ( Быт.1:31 ), человека чистым, безгрешным и высокоодаренным. Грехопадение в очах Божиих не может быть чем-либо иным, как эпизодом, ибо Господь знает мир до грехопадения и после спасительного преобразования, которое совершается Самим Богом и потому не может закончиться неудачей. Находясь с греховным миром в спасающем общении, которое достигает своей кульминации во втором пришествии Сына Божия, Бог воздействует на мир односторонне, Сам не подвергаясь в Своей неизменной и вседовольной Сущности какому-либо воздействию со стороны мира. Поэтому Бог, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:16 ), любит мир и каждого отдельного грешника независимо от степени его уклонения в грех и Своей любовью преобразует и спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010