Вопрос: Кто все-таки управляет этим миром? Если Бог, то почему в молитве " Отче наш " есть строка: " да будет воля Твоя и на земле, как на небе " . Почему дьявола называют князем мира сего? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   В священных новозаветных книгах слово мир употребляется в двух значениях: 1. космологическом и 2. духовно-нравственном.   1. Мир Божий, космос, сотворенный премудрым Творцом, вся вселенная. Этот мир имеет свои законы и непреходящую красоту. Его имел ввиду Господь, когда сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк.14:9).  Мир этот любит Бог настолько, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Бог – Владыка неба, земли и преисподней, т.е. всего тварного мира. Об этом говорит псалмопевец: «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -  и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10).   2. Мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он [Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин.16:8-9). Дела этого мира злы (Ин.7:7) и подлежат суду. По слову св. апостола «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Поэтому он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).   Диавол назван князем мира  (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества. Люди, далекие от духовной жизни, даже в малой степени не представляют, насколько их дела, мысли и даже чувства направляет мироправитель тьмы  и его слуги. Они убеждены в своей «свободе» и очень не любят об этом слышать, считая все это надуманным. Однако духовному взору святых это открыто. «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник). Св Макарий Великий пишет: «Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает (Фил. 2, 11), со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью» (Духовные беседы. Беседа 4.5).

http://pravoslavie.ru/6598.html

Таинства Важнейшие библейские тексты о семи таинствах православной церкви 22 . 1 . О таинстве крещения: Аминь, аминь глаголю тебе [говорит Иисус Христос Никодиму], аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Иже веру имет и крестится, спасен будет. ( Мк.16:16 ). 2 . О таинстве миропомазания: Извествуяй нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог: Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша ( 2Кор.1:21,22 ). И вы помазание имате от Святаго ( 1Ин.2:20 ). 3 . О таинстве причащения: а) Установление таинства причащения: Прием Иисус хлеб и, благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И прием чашу, хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя нового завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:27–28 , сн. Лк.22:17,19 ). б) Таинство причащения составляет сущность (необходимую принадлежность) нового завета: Господь Иисус Христос в нощь, в тоже предан бываше, прием хлеб, и благодарив, преломи и рече: примите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пьете, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:23–25 ). Сия чаша новый завет Моею кровию ( Лк.22:20 ). в) Причащение необходимо для спасения: Рече… Иисус: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пьете крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный ( Ин.6:53–54 ). Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровью Иисус Христовою, путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, спречь плотью Своею ( Евр.10:19–20 ). Да приступаем с истинным сердцем, во извещение веры ( Евр.10:22 ). Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или трех свидетелях умирает. Колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый ( Евр.10:28–29 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вопрос: Скажите, а почему Церковь не предает анафеме фильм " Код да Винчи " , авторов фильма, актеров и т.д. Думаю, это было бы самым действенным средством борьбы с этой мерзостью. И большинство людей, даже невоцерквленных, не пошли бы на этот фильм и не соблазнились бы ересью. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Церковное понятие анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) означает отлучение, отделение. В правилах Вселенских Соборов и Поместных соборов, а также святых отцов оно встречается 31 раз. На II Вселенском соборе (381 г., Константинополь) анафеме была предана всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан, или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и апполинариан (правило 2-е). В 842 г. после смерти последнего императора-иконоборца Феофила св. царица Феодора и Константинопольский патриарх св. Мефодий окончательно восстановили почитание икон, подтвержденное еще на VII Вселенском Соборе (787 г.). На праздничном богослужении в Соборе святой Софии в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 19 февраля 843 г. было торжественно восстановлено Православие. Тогда же были произнесены анафемы на все ереси и всех еретиков. Постепенно служба эта расширилась. В чине нынешнего богослужения недели Торжества Православия названы реально все ереси. Мир, который по слову св. апостола Иоанна Богослова лежит во зле (1Ин.5:19), продолжает соблазнять людей различными «новыми» лжеучениями. Но все это – лишь старые ереси в новых личинах. Поэтому и автор богохульной книги " Код да Винчи " , создатели фильма, актеры, участвующие в тиражировании книги и организации проката, а также все принимающие содержащие в этих произведениях идеи, уже находятся под анафемой: 3) Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой, – неисповедающим, что Отец, Сын и Святой Дух – един Бог – Анафема ! 4) Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его добровольные страдания, смерть и воскресение – Анафема !

http://pravoslavie.ru/6843.html

Разделы портала «Азбука веры» А антихрист это же человек или дух. Если это человек то он способен на покаяние и вообще на добрые поступки? Похожие вопросы 4 Ответа Согласно учению Церкви, антихрист – это человек, являющийся врагом Христа, который появится в конце времен и «будет стараться истребить христианство, но сам погибнет ужасным образом ( 2Фес. 2:8 )» (Простр. христ катехизис. О вере, о седьмом члене Символа веры; ср. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 58). Указание на него можно видеть в словах Спасителя, обращенных к неверующим в Него иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Святой апостол Павел предвещает, что «откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2:8–12 ). По словам прп. Иоанна Дамаскина , «не сам диавол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, да не будет!, но рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатанино.. тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует. И в начале царствования своего, вернее же тирании, притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу» (Точное изложение православной веры, кн. 4, глава 26 (99)). В книге Откровения Иоанна Богослова рассказывается о звере, выходящем из моря и отождествляемом с антихристом (13:1), о его всемирном правлении в течение трех с половиной лет и гонениях на верных (13:5–7), о его изображении и начертании, накладываемом на людей, и о числе имени его (13:14–18), о его бесчестной гибели от пришедшего во второй раз настоящего Христа (19:20). В то же время Писание дает это именование всем, кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 1Ин. 4:3 ).

http://azbyka.ru/vopros/kto-takoj-antihr...

Разделы портала «Азбука веры» Победа — успех в бою, в войне; успех в борьбе за что-либо, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоления чего-либо. В христианском богословии Победа (или «Победоносный») — одно из имен Бога. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иуда Маккавей побеждает врагов и очищает храм ( 1Мак.4:36-40 ). Почему в Новом Завете вера связывается с победой? О вере как о «победе, победившей мир», сообщается в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова ( 1Ин.5:4 ): «…всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша». Этот библейский стих указывает на то, что при содействии Божественной благодати, подаваемой по вере, христиан способен побеждать в борьбе с искушениями и соблазнами мира сего. Вместе с тем под победой над миром можно понимать распространение евангельской проповеди по миру, приумножение Церкви, несмотря на сопротивление сил тьмы.     Помогает ли вера в вооруженной борьбе против врагов? Если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то при Божественной поддержке, в соответствии с целями Божественного Домостроительства, они могут одержать победу даже и над, казалось бы, значительно превосходящими их по силам врагов: «Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1Макк.3:19). Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: «И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях» ( Зах.10:5 ). Почему Иисус Христос называется Победителем? Как Бог (по Божескому естеству) Господь Иисус Христос непобедим. Но и как Человек Он совершил множество побед. Как Богочеловек Он победил диавола, сокрушил смерть, победил ад. Как христианин относится к поражению? Истинный христианин уповает на Бога, полагается на Промысл Божий. В случае поражения он не ропщет на Бога, не обвиняет Его, не впадает в уныние и в отчаяние, но сохраняет любовь к Богу и ближнему.    Могут ли христиане считать победой то, что другие считают поражением? Как поражение может быть равно победе? Какие примеры здесь можно привести?

http://azbyka.ru/pobeda

XXIV. О монашестве Когда Христианство озарило Русь своим светом, между русскими людьми стали появляться высокие души, которые бросали земные блага и шли на духовные подвиги. Они были первыми светочами среди Христова стада. Своей подвижнической жизнью, умерщвлением плоти, воздержанием от страстей эти люди были посланниками Божиими для поддержания и увеличения духовного сокровища в Русской земле. Благодаря им на Руси основались монастыри, которые в то время были главными распространителями православной веры, учителями разумно-нравственной жизни среди тьмы язычников, хранителями старины и рассадниками книжного просвещения. Многие из таких людей ради спасения души уходили в пустынные места, в леса, но святая их жизнь скоро становилась известной и около них собирались новые подвижники. Мало-помалу братия умножалась, и таким образом основывались монастыри и монашество. Самый древний на Руси монастырь – это Киево-Печерский. Потом чрез некоторое время возник Троицкий монастырь, впоследствии Троице-Сергиевская Лавра. Последняя не только показывала Руси образцы аскетизма, но и спасала наше отечество в годины тяжких испытаний. Грамотность и просвещение также долгое время сосредоточивались в монастырях. Следовательно, должно не порицать монашество за его мелкие, частные недостатки, а, наоборот, быть ему признательным за духовную службу, оказанную и оказываемую монашеством русскому народу. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью при отрицании ими монашества Мк.1:13 . «И был Он (Иисус Христос) там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Объяснение. Здесь пример и основание для пустынножительства, для удаления от мира, во зле лежащего: 1Ин.2:15:5:19 ; угодники Божии так и поступали: Евр.11:38 . 1Тим.4:1–3 . «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимания духам обольстителям и учениям бесовским. чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вопросы священнику по теме " крещение " Найдено вопросов: 4 Вопрос от Андрея Добрый день! Возможно ли стать святым будучи не крещёным и есть ли примеры в истории? Заранее спасибо! Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Андрей! Достоверно известно только об одном варианте спасения некрещеных людей - это святые мученики Христа ради. " Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное " (св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение третье) Это так называемое " крещение кровью " : " Существует для нас еще и второе крещение, которое только едино, именно – крещение кровью, о котором Господь, уже приявший крещение, говорят: «крещением имею креститься» (Лк 12.50). Ибо Он пришел, как написал Иоанн, «водою и кровью» (1Ин 5.6), чтобы водою креститься, кровью – быть прославленным, и затем нас соделать чрез воду – званными, чрез кровь – избранными. Эти два крещения Он источает раною прободенного ребра (Ин 19.34), ибо уверовавшие в Его кровь омылись водою, и омывшиеся водою пьют также (Его) кровь. Это – крещение, которое не принятую купель заменяет (representat), а утерянную – возвращает. " Тертуллиан. О Крещении, глава 16. Вопрос от Юлии Здравствуйте. Может ли покрестить моего ребенка мужчина, у которого мой муж уже покрестил их ребенка? Стать кумом кума? Спасибо за ответ. 8 апреля 2021 Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Юлия! Можно быть восприемниками (крестными) взаимно родителям из двух семей. Нет никаких канонический препятствий к этому.  Вопрос от Андрея Здравствуйте! Мой очень близкий человек умирает от рака. Она не крещеная. При попытке заговорить на эту тему злится, отвечая, что вовсе не атеистка. Может есть особые службы с молением чтобы человек принял православие? 8 апреля 2021 Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Андрей! Слава Богу, что Ваш близкий человек - не атеистка. Это как раз повод принять крещение, как делают все люди, истинно верующие в Бога, потому что так заповедал Иисус Христос. " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. " Евангелие от Марка 16:16.

http://mitropolia.spb.ru/question/?theme...

«И на земли мир» Эти слова, как-то противоестественно вырванные из середины дивного ангельского песнопения, огласившего окрестности Вифлеема в ночь Рождества Христова, можно повсюду видеть начертанными в разных общественных местах здесь в Америке в период подготовки к празднованию «Christmas " " a, ставшего «сезонным праздником» с полным или почти полным забвением Того, в честь Кого этот праздник установлен. Рождество без Христа, и мир – без Христа! Возможно ли это? К этому, по крайней мере, усиленно теперь стремятся, – и даже те кто формально пока еще считаются «христианами». О начальных словах этого ангельского песнопения: «Слава в вышних Богу…» теперь не хотят и вспоминать, хотя без осуществления их в мире не возможен и «мир» мира. Ведь Христос-Спаситель ясно сказал: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает Аз даю вам» ( Ин.14,27 ) . «Мир Христов» и «мир», который может дать этот мир во зле лежащий  ( 1Ин.5,19 )  – это две совершенно  разные вещи . «Мир Христов» – это подлинный мир, наполняющий душу человека несказанным блаженством, с которым ничто земное не может сравниться. Это – «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп.4,7 )  – который превосходит всякое человеческое разумение и недоступен обыкновенному страстному человеку, необлагодатствованному Христом-Спасителем в теснейшем единении с Ним чрез молитву и таинства Церкви. Современный человек, не желающий знать Христа и Его  истинной Церкви , лживо и фальшиво кричит о «мире на земле» – о «мире всего мира». Кричат об этом больше всего те, кто сами, первые, являются нарушителями этого мира – все современные безбожники и богоборцы-сатанисты, в каком бы облике они ни являлись, какие бы имена себе ни присваивали, какими бы благовидными званиями ни прикрывались. Этот их «мир», который они так усиленно теперь пропагандируют, кощунственно выдергивая даже вышеприведенные слова о «мире на земле» из ангельского пения, есть ничто иное как диавольская ложь и лицемерие . Никакого «мира» в действительности они не хотят, а только «пускают пыль в глаза» всем наивным людям, желая обмануть духовную бдительность всех слишком доверчивых и легче поработить их, подчинив своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Перевод с издания: Leon le Grand. Sermons/Sources Chretiennes 74. – т. III. – Paris, 1961. («Слово» святителя Льва Великого переведено с латинского языка на русским впервые. Перевод сделан учащимся 4 класса МДС Шлёновым Алексеем.) 1 . Возлюбленные! Евангельское слово столь прямо и ясно открывает тайну страстей Господних, которые Господь Иисус Христос , Сын Божий, претерпел ради спасения рода человеческого, и, как обещал, будучи вознесен, всех к Себе привлек (ср. Ин.12:32 ) 1 , что для благоговейных и чистых сердец слушание прочитанного должно стать ни чем иным, как видением совершенного. Так как священное повествование обладает несомненным авторитетом, нам надлежит всеми силами с помощью Господней стремиться к тому, чтобы ум ясно увидел то, что история записала. Действительно, в результате человеческого преступления произошло первое и всеобщее падение, через которое одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, и так перешла на всех людей, в нем все согрешили. ( Рим.5:12 ) 2 . После этого никто не избежал жестокого господства диавола, никто не избежал оков страшного плена. И не было бы ни для кого примирения и возвращения к жизни, если бы совечный и равный Богу Отцу Сын Божий не соизволил стать Сыном Человеческим, и не пришел взыскать и спасти погибшее. ( Лк.19:10 ) Подобно тому, как чрез Адама смерть, так чрез Господа нашего Иисуса Христа воскресение мертвых, (ср. 1Кор.15:21 ) То, что по неисповедимому предведению премудрости Божией в последние дни (ср. 1Ин.2:18 ) Слово стало плотию ( Ин.1:14 ), не означает, что Рожденный Девой спас только современные/Ему/поколения, и оставил предшествующие. Все древние почитатели Истинного Бога, все святые прежних времен в этой вере жили и преуспевали, и ни для патриархов, ни для пророков и вообще ни для кого из святых не было другого спасения и оправдания, как только через искупление Господом нашим Иисусом Христом, которое произошло согласно многим предсказаниям и знамениям пророков, проявившись в самой Божественной Жертве. 2 . Теперь, возлюбленные, рассматривая последование всех страстей Господних мы не будем думать так о человеческой слабости, что в ней отсутствует Божественная сила и о совечной и равной Отцу ипостаси 3 Единородного, что неистинно то, что кажется недостойным Бога. И та, и другая природа всецело соединяются во Христе: в Нем Слово не отделено от человека и человек от Слова. Уничижение допускается, ибо не умаляется величие. Не было ущерба неуязвимой природе от того, что должно было повредить природе, подверженной страданию. И все то таинство 4 , которое одновременно было совершено и человечеством и Божеством, стало раздаянием милосердия и делом благости. Мы же были связаны столь крепкими путами, что/ныне/можем получить свободу только с помощью этого средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010