478. Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, недостаточно. Ибо вера без любви и добрых дел является недействующей и мертвой, а потому не может привести к Вечной Жизни. Не любяй бо брата пребывает в смерти (1Ин.3,14). Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать; еда может (может ли) вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак.2,14,26). 479. Невозможно спастись любовью и добрыми делами без веры, ибо не может быть, чтобы человек, не имеющий веры в Бога, истинно любил Его. При этом человек, поврежденный грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы, или благодати Божией. Без веры невозможпо угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть (ибо надо, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть), и взыскающим Его Мздовоздатель бывает (и ищущим Его воздает). (Евр.11,6) Елицы бо от дел закона суть (все утверждающиеся на делах закона), под клятвою суть, писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных (кто не исполняет постоянно всего, что написано) в Книзе законней, яко творити я (Гал.3,10). Мы бо духом от веры упования правды ждем (мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры) (Гал.5,5). Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится (Еф.2,8-9). 480. Та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не истинна. Ибо истинная любовь естественно проявляет себя через добрые дела. Господь Иисус Христос говорит: " Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет " (Ин.14,21,23). Апостол Иоанн пишет: " Сия бо есть любы Божия (т.е. любовь к Богу), да заповеди Его соблюдаем " (1Ин.5,3). " Не любим словом, ниже (и даже не) языком, но делом и истиною " (1Ин.3,18). О Законе Божием и заповедях 481. Средства для распознавания добрых дел и худых (злых, дурных) - Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и Закон Божий внешний, или заповеди Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Так что о такого рода людях еще и это сказал Господь: «Сии людие устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» ( Мф.15:8–9 ). Посему и Возлюбленный Богу Гром 19 вопиет: «Кто имеет богатство мира сего и не удовлетворяет нужды братьев, в том нет любви Божией» ( 1Ин.3:17 парафраза). Потому что любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: «Не любите мира, ни яже в мире» ( 1Ин.2:15 ). Что же это такое – «яже (что) от мира» – если ни погоня за деньгами, от которой нет никакой пользы душе, плотские вожделения, высокомнение, земные желания? Все это не только не от Бога, но и отделяет от Него тех, которые имеют в душе эти (страсти), и умерщвляет душу, побежденную ими, и хоронит ее в золотом и серебряном кургане, что настолько хуже простой могилы, в которой мы обыкновенно хороним наш прах, насколько она, соответствуя нашим мертвым телам, запечатывает исходящий от них смрад и делает так, что он совершенно не чувствуется 20 ; золотой же и серебряный песок, насколько бы это пришло в голову богатых, употребляемый сверх того, делает умершего еще более смрадным, так чтобы вплоть до неба и небесных Ангелов и Самого Бога Небесного доходил смрад и отталкивал проистекающие с неба милости Божия и благосклонность Его к усопшему. 10 . Посему Возлюбленный Ученик и посылается возлюбившим его Спасителем нашим, Иисусом Христом, чтобы он научил нас всякой истине и воскресил от этих мертвых дел, и побудил к светлым делам, главой которых и доставительницей жизни вечной – что он яснейшим образом разъяснил – является любовь к Богу и к ближнему. Как же нам оказать ему любовь и каким образом почтить? Не так ли – как человека, открывшего нам всякую истину? Мы окажем ему любовь и уважение тем, что не будем делать, братие, того, что противоположно его наставлениям, и видом и на языке являя любовь и веру к нему, не будем неверными ему на деле, что и сам он запрещает, говоря: «Братие 21 , станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Итак, если и мы, любя, почтим Возлюбленного Богом сверх всех, то покажем делом и истиною нашу любовь к нему, будучи не только слушателями его слов, но и исполнителями их. Потому что таким образом мы получим благовествуемую им Вечную Жизнь и Царство в Самом Царе веков, Христе, Которому подобает вечная слава на небе и на земле со Безначальным Его Отцем и Соприсносущным Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Беседы (омилии) святителя Григория Паламы : [в 3 част.]/пер. с греч. яз. архимандрит Амвросий (Погодин). - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1993./Ч. 3. - 259 с. : ил./Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и о любви к Богу и к ближнему. 21-28 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

10 . Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ). Тот от диавола. Вы знаете, что [апостол] говорит здесь о подражании диаволу. Ведь диавол никого не сотворил, никого не родил, никого не создал, но всякий, кто становится подобным диаволу, как бы рожден от него, становится сыном диавола в подражании, а не по рождению как таковому. В каком смысле ты являешься сыном Авраама? Неужели Авраам родил тебя? Точно так же иудеи, дети Авраама, не подражая вере Авраама, стали детьми диавола. Телесно они рождены от Авраама и не подражали вере Авраама. Поэтому если они, рожденные от него, были лишены наследства, потому что не подражали ему, то ты, хотя и не рожден от него, станешь его сыном и, таким образом, будешь сыном, подражая ему. А если ты будешь подражать диаволу (а тот возгордился и стал нечестив в отношении Бога), то станешь сыном диавола, подражая ему, а не потому, что он создал тебя или родил. 11 . Для сего-то и явился Сын Божий ( 1Ин.3:8 ). Ох, братья! Все грешники рождены от диавола, поскольку они грешники. Адам был сотворен Богом, но, когда он послушался диавола, он родился от диавола и [диавол] породил всех людей такими, [P. 240] каким и сам он был. Мы рождаемся уже с вожделением, и, прежде чем добавить собственные грехи, мы уже рождаемся от сего осуждения. Ведь если бы мы рождались без какого-либо греха, зачем было бы нам спешить с младенцами к Крещению, чтобы избавить их [от греха]? Так вот, обратите, братья, внимание на два рождения: Адама и Христа. Два человека, но один из них – человек как человек, второй их них – Богочеловек. Через человека как человека мы – грешники, через Богочеловека мы получаем оправдание. То рождение низвергло нас к смерти, это рождение подняло к жизни; то рождение влечет с собой грех, это рождение избавляет от греха. Ибо для того пришел человек Христос, чтобы сокрушить грехи людей. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ). 12 . Прочее я оставляю для вас, возлюбленные, чтобы не обременять вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1Ин.3:6 . Всяк, иже в нем пребывает, не согршаетъ: всяк согршаяй не вид его, ни позна его. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Кто памятует ту непреложную истину, яко приведет Господь и несть неправды в Нем ( Пс.10:7 ), кто желает быть «един дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ): тот не может не уподобляться Ему чистотою словеси и деяний, мыслей и ощущений. А следовательно, он всегда бегает греха и старается быть чистым от Него, яко же чисты и святы все приближавшиеся к Господу, в царствие которого не внидет ничто же скверное и нечистое ( Откр.21:27 ). 1Ин.3:7 . Чадца, никтоже да льстит вас. Творяй правду праведник есть, якоже он праведен есть. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Но колико греховность удаляет человека от Бога, толико праведностию, или иначе живою и деятельною верою приближается он к Нему. А кто противно сему мудрствует, кто не чтит закона и потворствует нечестию, тот пути Божия не познал и есть льстец и губитель душ человеческих. 1Ин.3:8 .Творяй грх от дiaboлa есть, яко исперва дiaboл согршает. Сего ради явися Сын Бoжiй да разрушит дла дiaboля. Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Как творящие дела правды, ходящие в заповедях и оправданиях Господних непорочно, без всякого преткновения, есть праведник, сын и наследник Божьих обетований: так напротив порабощенный греху есть беззаконник, противник Богу и Христу. Противляяся же Богу, он покорствует диаволу, творит волю сего древнего змия и есть его порождение: творяй грех от диавола есть. И это тем несомненнее, тем вернее, что всякий грех ведет свое начало от диавола; в нем и чрез него явился он и доныне сеется им в мире на пагубу человеческих душ. О, как жалок тот, кто проводит жизнь не думая о таковой опасности, о лютости рыкающего супостата, кто не обращается к покрову спасительной благодати Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, да разрушит дела диавола!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Вы видите, что это – заповедь. Вы видите, что всякий, кто поступает вопреки этой заповеди, совершает грех, от которого свободен всякий, рожденный от Бога. Как Он заповедал нам ( 1Ин.3:23 ), чтобы мы любили друг друга. И кто сохраняет заповеди Его... ( 1Ин.3:24 ). Вы видите, что нам предписано не что иное, как любовь друг к другу. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам ( 1Ин.3:24 ). Разве не очевидно, что именно так действует Святой Дух в человеке, чтобы в нем была любовь и милосердие? Разве не является очевидным, что сказал апостол: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам? Ведь он говорил о любви и указывал, что мы должны перед Богом вопрошать сердце свое. Слова же: если сердце наше не осуждает нас – означают следующее: «если оно признает, что все добрые поступки мы совершаем из любви к брату». И далее, когда он говорил о заповеди, он произнес: А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. Ибо если ты обнаруживаешь, что в тебе пребывает любовь, значит, ты имеешь Дух Божий, чтобы это понять. Ибо это весьма необходимая вещь. [P. 298] 10 . В начальные времена [Церкви] (primis temporibus) Дух Святой сошел на уверовавших, и они говорили языками, которым они не учились, как Дух давал им проповедовать (ср. Деян.2:4 ). Это были знамения, соответствующие тому времени. Ибо надлежало, чтобы Святой Дух проявил Себя на всех языках, поскольку Евангелие Божие должно было на всех языках обойти весь круг земель. Было дано это знамение, и больше его не было. Неужели сейчас у тех, на кого возлагают руки, чтобы они получили Святой Дух, возникает надежда, что они станут говорить языками? И когда мы возлагали руку на этих младенцев, ожидал ли кто-нибудь из вас, что они станут говорить языками, а когда стало очевидным, что они языками не говорят, неужели нашелся кто-то из вас столь превратный сердцем, чтобы сказать: «Они не приняли Святого Духа, ведь если бы приняли, то говорили бы языками, как это случилось в те времена»? Если же свидетельство о присутствии Святого Духа не дается теперь через такие чудеса, откуда тогда становится очевидным, что кто-то принял Святой Дух?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Как нужно понимать это обетование? а) Все истинные последователи Господа нашего Иисуса Христа, есть истинные христиане, – суть дети или сыны Божии. Об этом ясно и многократно учит все Св. Писание Нового Завета. «Тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). «Все вы , – говорит ап. Павел галатийским христианам ( Гал.3:26 ), – сыны Божии по вере во Христа Иисуса». – «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал.4:4–7 ). Но если все христиане, как истинные последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа, сыны Божии по вере во Христа и по благодати возрождения, то миротворцы христианские имеют на это преимущественное право, ибо они – нравственно совершеннейшие из христиан. Они обладают не только личными нравственными качествами христианских добродетелей, на которые указал Господь в первых шести заповедях евангельских блаженств и без которых никто не может быть последователем Иисуса Христа, но они выполняют еще и те требования, которые Спаситель указал Своим последователям по отношению к их ближним. Все христиане вообще возрождены от Бога через веру в Иисуса Христа ( 1Ин.5:1 ) и через Таинство Крещения – водой и Духом ( Ин.3:5 ); миротворцы, кроме того, от Бога мира ( 2Кор.13:11 ) возращены еще и любовью, которая одна побуждает их устроять мир между ближними. «Возлюбленные! – пишет св. Иоанн Богослов, – будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.4:7 ; ср. 1Ин.3:9–10 ). б) «В чем же состоит то блаженство Богоусыновления, которое Господь обещает христианским миротворцам?» Обыкновенно это блаженство принято понимать в смысле Богоуподобления. Так, – у св. Иоанна Златоуста (Бесед. на Ев. Матф., ч. 1, стр. 276), мы читаем: «Миротворцам Господь предоставляет духовную награду. Какую же? – Яко тии сынова Божии нарекутся, так как и Единородный Сын Божий должен был соединить разделенное и примирить враждующее».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

“Слово Божие – истина; заповеди евангельские – истина, а всякий человек – ложь”. Свт. Игнатий Брянчанинов . За последнее время, проповедуемое наиболее примитивными христианскими сектами панрелигиозное сознание, совсем выбивает почву из-под ног желающих обрести истину. В XXI веке “общественное мнение” объективной истиной считает уверенность в её отсутствии. В этих условиях людям, обретающим веру во Христа очень тяжело сориентироваться в море “церквей”, называющих себя Христовыми. Часто люди ошибаются. Об этом сетуют все конфессии. Значит необходимо выработать правильные ориентиры для поиска. Как правило, его результат во многом зависит от тех критериев, по которым определяется подлинная Церковь. Поэтому, прежде, чем утверждать, что Православная Церковь и есть Церковь Христова, необходимо показать каким критерием это определено и доказать несостоятельность иных систем поиска Церкви. Итак, первый, так сказать лежащий на поверхности критерий, которым руководствуется основная масса людей, ищущих подлинное христианство – нравственный. Если мы наблюдаем в некой общине высоконравственных, общительных, отзывчивых, добродушных, искренних, честных, любвеобильных и т.д., то вывод напрашивается вполне очевидный: это наверняка и есть Церковь Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 15:13; 13:35 ).  Всех почитайте, братство любите… ( 1Пет. 1:17 ). Также и апостол Иоанн считает: Кто любит своего брата, тот пребывает во свете ( 1Ин. 2:10 ). Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин. 3:23 ). Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин. 4:12 ) ибо любящий другого исполнил закон ( Рим. 13:8 ) – дополняет ап. Павел, и заповедует: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть связь, дающая совершенство. И да владычествует в ваших сердцах мир Божий, к которому вы призваны в одном теле, и будьте дружелюбны ( Кол. 3:14-15 ). Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры ( 1Тим. 1:5 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа 250 . Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой , и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени 251 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает...» ( 1Ин.3:6 ) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит...» ( 1Ин.5:18 ). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), или, что одно и то же, все мы много не веруем ! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие» 252 . А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В оправдание непогрешимости каждого члена своей общины сектанты приводят следующие места: “И так извергните развращенного из среды своей”.... “Всякий рожденный от Бога не делает греха”. Грешники были и у Апостольской Церкви. Лживое сектантское понимание сего места, в полной безгрешности всякого верующего в Бога, изобличается следующим. “Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние”... Если этот же св. Апостол называет людей, скрывающих грехи и отрицающих их, лжецами и Богообманщиками, то ясно, что сектанты, огораживая свою святость этим текстом, страшно лгут на св. Апостола, который с особенной ясностью говорит в своих посланиях о грехах двух степеней, так как в 1Ин. 1:8,10 он говорит о грехах общих, которые строго велит исповедовать; в 1Ин.3:9 , упоминает о страшном грехе к смерти, от которого и предупреждает верующих, так как начало этой главы относится к людям отвергающим Христа, именно 1Ин.3:7 говорит против обольстителей. Апостолы также каялись во грехах. “Верно и всякого понятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый”... Только Богообманщики не признают греха. “Если говорим, что не имеем греха, то истины нет в нас”.... 2) Обольщая себя мнимой святостью, сектанты таким образом отвергли таинство покаяния и против повторимости его приводят следующее место. ( Евр.6:4 ). “Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. Истинный смысл: напротив, здесь именно и говорится о повторимости покаяния, которое существовало в Апостольской Церкви для очищения согрешающих и находящихся в Церкви, но здесь Апостол говорит о совершенно отпадших людях и пренебрегших совершенно спасением во Христе и даже ругающихся Ему; для таковых разумеется не может быть никакого средства, если они отвергают веру во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010