В соответствии с общей тенденцией книг Паралипоменон, в них значительно подробнее, чем в книгах Царств, описывается деятельность пророков. К пророкам, упомянутым в книгах Царств, в книгах Паралипоменон добавляются: Самей при Ровоаме ( 2Пар. 11, 2–4; 12, 5–8 ); Иоиль – при Иеровоаме I ( 2Пар. 9, 29 ); Аддо – при Ровоаме и Авии ( 2Пар. 12, 15; 13, 22 ); Азария и Ананий – при Асе ( 2Пар. 15, 1 слл.; 16, 7–10); Иозиил и Елиезер – при Иосафате ( 2Пар. 20, 14–17, 37 ); Одед – при Ахазе ( 2Пар. 28, 9–10 ); Захария, сын первосвященника Иодая, при Иоасе ( 2Пар. 24, 20–22 ); Захария – при Озии ( 2Пар. 26, 5 ); два анонимных пророка – при Амасии ( 2Пар. 25, 7–9, 14–16 ). Эти и другие пророки представлены в книгах Паралипоменон как советники, наставники и обличители религиозных заблуждений царей и израильтян, а некоторые из них – и как священные летописцы: Нафан, Гад, Ахия и другие. Их записи сохранялись, вносились в летописи разделенных царств и позднее были использованы в качестве источников при написании книг Царств и Паралипоменон. 3. Автор книг Паралипоменон и время их происхождения. Автор книг отрицательно относится к Израильскому десятиколенному царству и игнорирует его историю. Излагая деяния южных царей, он особенно останавливается на истории Храма, описывая ее очень тщательно и подробно. Он проявляет интерес к освящению Храма, богослужению, ремонту его, к храмовому пению и музыке. Эта особенности изложения, а также указ Кира о возвращении из плена, которым заканчиваются книги Паралипоменон, свидетельствуют о том, что автор жил в послепленное время. По преданию иудейскому и христианскому, это был Ездра. Это предание отчасти подтверждается тем, что книги Паралипоменон являлись первой частью большого исторического труда, вторую часть которого составляют книги Ездры и Неемии, написанные в том же духе, тем же стилем и с таким же подходом к историческим событиям, как и в книгах Паралипоменон. Эпилог книги ( 2Пар. 36, 22–23 ), содержащий указ Кира об освобождении вавилонских пленников, буквально повторяется в начале 1 книги Ездры ( 1Езд. 1, 1–3 ). Генеалогия Зоровавеля (1 Пар. 3, 17–24), доведенная до 6-го поколения в евр. тексте (т. е. до 300 г.) и до 11-го поколения (т. е. до ок. 200) в переводе Семидесяти, дополнена позднее книжниками и поэтому не противоречит традиционному мнению о написании 1–2 Паралипоменон Ездрой в пятом веке до Р.Х. Но часть исследователей полагает, что эти книги написаны не а пятом веке, а позднее, неизвестным по имени автором, происходившим из левитов, приблизительно за 300 лет до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   О подлинности книги Аггея почти не было сомнений, так как она содержит многократные указания на самого Аггея и его эпоху (Агг.1:1, 3, 12, 13, 14, 15; 2:2, 4, 10, 13, 14, 20, 23). Все обличения, угрозы и пророчества стоят в теснейшей связи между собою и с временем жизни пророка. Все его пророчества, ободряющие строителей второго храма, имеют себе подтверждение в словах священного историка: «пророк Аггей и пророк Захария говорили иудеям пророческие речи… тогда встали Зоровавель и Иисус… и начали строить дом Божий» (1Езд.5:1—2). И старейшины иудейские строили и преуспевали по пророчеству Аггея пророка (1Езд.6:14). — Поэтому храбрая и придирчивая критическая литература цитирует лишь двух ученых: Рейса и Бёме, сомневавшихся в подлинности некоторых отделов (Агг.2и 23 ст.) книги Аггея, но эти сомнения столь слабы, что Баудиссина не могли увлечь.    Язык книги Аггея носит, по своему грамматическому и лексическому строю, черты послепленной эпохи с смешанными еврейско-арамейскими словами и оборотами. Более примыкает к прозе, чем к поэзии, и оживляется лишь частыми вопросами (Агг.1:4, 9; 2:3, 12, 13, 19), иногда ритмом (1:6, 9, 10; 2:6, 8, 22) и часто повторяемым любимым выражением: «положите на сердца ваши » (Агг.1:5, 7; 2:15, 18).    Как каноническое писание, книга Аггея была уже известна премудрому Сираху: како возвеличим Зоровавеля? и сей яко печать на десней руце (Сир.49:13); очевидно, это возвеличение заимствовано из пророчества Аггея (2:23). Апостол Павел говорит: ныне обетова (Господь) глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом (Евр.12:26). Это «обетование,» несомненно, находится в пророчестве Аггея (Агг.2:6, 21). Следовательно и апостол Павел признавал книгу Аггея богодухновенно-пророческим писанием, заключавшим обетования Господни.     Экзегетические монографии: A.Kohler. Die nachexilischen Propheten. 1. Aggai. Erlang. 1890 г. Pressel. Com. zu den Schriften d. Propheten Haggai, Sacharja u. Maleachi. Gota. 1870 г. Reinke. D. Proph. Haggai. 1868. Perrowne. Haggai a. Zechariah. Cambr. 1888 г. Andrй . L. prophet Aggee. Flor. 1895 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Если же в Иер.41упоминается «принесение в дом Господень,» то лишь ливана и хлебных возношений, а не всесожжении и кровавых жертв, кои стали приноситься лишь с Зоровавеля и устроения им жертвенника (1Езд.3:6). В Плаче (2:6—7) и у Даниила (3:38; 9:17) ясно говорится о разрушении храма и жертвенника и отсутствии жертв в период плена. О возвращении храмовых сосудов «в землю иудейскую» (Вар.1:8), также в пятом году плена, не может быть речи, потому что они возвращены уже при Кире (1Езд.1 гл.; ср. Иер.27:21—22). Очень загадочно и трудно изъяснимо выражение Вар.3:10: «ты (Израиль) состарелся (παλαιθης) в чужой земле.» Как можно было употребить подобное выражение на пятом году плена? Очень и очень гиперболично было бы!.,. Подобное же выражение в Вар.4:32: «несчастны города, которым служили дети твои,» — также предполагает, что плен уже давно начался… Таким образом, в содержании книги встречаются такие качества, которые отличают ее авторитет от канонических писаний.    Но, как выше сказано, некоторые христианские писатели, очень авторитетные в глазах современного православного богослова, относили эту книгу к числу «22-х книг» и вообще многие отцы Церкви уважительно относились к ней. В книге, действительно, очень много прекрасных по своему моральному и глубоко богословскому значению мест. Таковы: элегические воспоминания постигших иудеев бедствий в параллель с сознанием правоты Господа в наслании их и греховности еврейского народа, вполне заслужившего их своими беззакониями (Вар.2 гл.). Молитва Богу о прощении их и о милости к Своему народу за его покаяние и отриновение неправд (Вар.3:1—8). Восторженное пророчественное обращение к Сиону и утешение его будущей скорой славой (Вар.5:1—9), очень много напоминающее радостные пророчества Исайи (40—66 глл.). Многими отдельными выражениями из этой книги часто пользовались отцы Церкви. Например, слова: «Сей есть Бог наш и никто другой не сравнится с Ним» (Вар.3:36) приводятся в кондаке на память пророка Иеремии (1 мая), цитируются св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

19) Пророк Илия. Идолы и кумиры суть придуманные злыми и неразумными людьми ложные боги и изображения ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его; таков языческий бог Ваал ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20–21 ); посему подобает почитать кости и мощи святых. 20) Пророк Исаия. Он видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему и у нас изображают Бога-Отца. Пророк Даниил. Сей пророк также видел Бога-Отца во образе Ветхого днями ( Дан.7:9–13 ). Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить; таков идол Вил ( Дан.14:3–22 ). 21) Построение второго храма. Второй храм по-своему устроению был подобен первому, т.е. имел изображения св. херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17–21; 43:5, 10, 11 ). Священная история Нового Завета 1) Посещение Божией Матерью праведной Елизаветы. «Отныне ублажат мя вси роди» ( Лк.1:48 ). Слова эти сбылись: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию. 3) Сретение Господа Иисуса Христа. Сорокадневного Младенца Иисуса принесли во храм ( Лк.2:22 ): посему и у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм. 4) Проповедь св. Иоанна Крестителя. Он питался акридами и диким медом ( Мф.3:4 ); у этого подвижника всегда была постная пища. 5) Крещение Господа Иисуса Христа. В Ветхом Завете, на горе Хориве (Синае), люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас ( Втор.4:12–16 ); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, т.е. здесь было истинное полное Богоявление ( Лк.3:21–22 ; Ин.1:14–18 ). Потому-то в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только св. ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только ангелов и святых человеков, но и Самого Господа. 6) Первые ученики Господа. Диавол, когда искушал Господа, то в доказательство приводил даже слова Св. Писания ( Мф.4:1–11 ). По сему-то и человека не всякого слушать нужно, который будто говорит от Писания: нужно слушать только людей на сие поставленных. Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:1–4 ; Деян.2:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царь Саул. За неисполнение воли Божией, высказанной через святого мужа, Господь отверг Саула: непокорность, как будто и с доброю целью, есть такой же грех , как идолопоклонство ( 1Цар.15:16–29 ). Саулу подобны отступники и противники Церкви. Царь Давид. Меч, которым Давид поразил Голиафа, хранили священники при храме, завернув его в священную одежду ( 1Цар.11:9 ). Потому то и у нас знамена и вещи, которыми нам оказана милость Божия особенно при войнах, хранятся во св. храмах. – При перенесении Ковчега Завета Оза наказан был за небрежность, но дом Аведдаров, в котором пребывал Ковчег, благословен был за благоговение. И у нас потому из святых храмов с благоговением приносятся в дома святые иконы. Царь Соломон. В устроенном Соломоном храме в честь Господа много было изображений св. херувимов, и слава Господня наполнила этот храм ( 3Цар.6:23–35, 8:6–11 ). Пророк Илья. Воскрешение пророком умершего отрока, как показание бессмертия души ( 3Цар.17:17–22 ). – Идолы и кумиры суть придуманные неразумными и злыми людьми ложные боги и изображение ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его. Таков языческий бог Ваал, служителей которого поразил прор. Илия ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20, 21 ). Так кости и мощи святых являются проводниками божественной благодати, потому подобает почитать их. Пророк Исаия. Он, в приближении Нового Завета, видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему у нас изображают Бога Отца. Пророк Даниил. Пост Даниила состоял в отказе его от мяса, вина и вкусного хлеба, продолжался он три недели. После этого поста ему последовало небесное видение ( Дан.10:1–3 ). В его примере показан нам образец поста. В одном из видений прор. Даниил видел Бога Отца во образе Ветхого днями ( Дан.7:9–13 ). – Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить. Таков идол Вил, которого поразил Даниил ( Дан.14:3–22 ). Построение второго храма. Второй храм по своему устроению был подобен первому, т. е. имел изображение св. херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17–21, 43:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   Иудейское и христианское предание не знало многих писателей книги Захарии, а лишь одного пророка Захарию. Собиратели канона, Ездра и Неемия, были почти современниками Захарии и трудно допустить ошибку у них и ложное внесение в книгу Захарии пророчеств более ранних, ему не принадлежавших, а тем более они не могли внести пророчеств эпохи Антиоха Епифана. Книга же Захарии, как в еврейском тексте, так и во всех древних переводах, имеет и всегда имела тот вид и состав, какой и ныне имеет, включая и спорные 9—14 главы.    Вопреки попыткам критиков отыскивать разные «эпохи» для жизни писателя спорных глав, анализ последних показывает, что произносивший их пророк и его слушатели находились в таких же исторических условиях, в каких были Захария и его современники. Так, по Зах. 9:11—12 иудеи приглашаются возвратиться в Иерусалим из «рва безводного,» они — «пленники надеющиеся.» Таковыми они были в эпоху Захарии. Тут нечего искать ни царствования Озии, ни Антиоха Епифана. И пророку Захарии открыто Ангелом, что «Иерусалим заселит окрестности (очевидно при пророке пустынные) по причине множества людей» (Зах.2:4—5). Наравне с иудеями приглашает (в спорных речах) пророк «Ефрема» возвратиться, потому что и над израильтянами Господь умилосердится (Зах.10:6—8). И для этого приглашения не нужно удаляться от эпохи Захарии, у которого в бесспорных речах находится такое же пророчество (Зах.8:13). Пророк замечает в спорном пророчестве, что Израиль и Иуда будут возвращены из плена и «собраны» (Зах.10:8) и сделаются таковыми, «как бы Я не оставлял их» (10:6), — явный намек на время вавилонского и ассирийского плена. У иудеев, по пророчествам, нет царя, а есть лишь тысяченачальники и князья (Зах.9:7; 12:5—6). Таково было политическое состояние при Захарии, и во всяком случае не до плена. Дом Давида представляется значительно униженным и нуждающимся в особых утешительных пророчествах о его будущей славе (Зах.12:7—8; 13:1). Таков он был и при Захарии (Зах.4:6—8; ср. Агг.2:23). Иерусалиму дается особенное преимущество перед другими городами и он является как бы символом всего иудейского царства (Зах.9:10; 12:2, 3, 5—9; 13:1; 14:2, 4, 10—12, 21). Такое выдающееся положение занимал Иерусалим при Захарии (Зах.1:12, 16—17; 2:12; 3:2, 9; 8:3—4, 5—8, 15, 22). В послепленном иудействе Иерусалим естественно выделялся из других городов политически и теократически (ср. 1Езд.3:1,8; 7:7—8; 8:32; Неем.3—4 глл.; 8:1—12; 11:1…).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятикнижии, и главной святыней его храма признавались ковчег со скрижалями (3Цар.6—8 ­­ Исх.25:10—22; 34:1—28; 37—38 глл.). Молитва Соломона по освящении храма (3Цар.8 гл.) наполнена многими изречениями книг Исход, Левит и Второзакония (3Цар.8­­ Втор.10— Господь живет на небесах небес; 3Цар.8­­ Исх.21:13; 3Цар.8­­ Втор.12:11; 3Цар.8­­ Втор.25:1; 3Цар.8­­ Втор.11:17; 3Цар.8­­ Лев.26и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы (3Цар.9:25) сообразно закону Моисееву (Исх.23:17). Также поступает и недостойный преемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца (3Цар.12­­ Лев.23:39). За уклонением от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение Моисеева закона сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. (3Цар.18 ­­ Лев.1:6—8; 9:24; Втор.17:5; 18:20). Законы о прокаженных (4Цар.7 гл.), судопроизводство (3Цар.21 гл.) и другие законы основывались на Пятикнижии (Числ.5:2—4; Лев.24:11, 14; Втор.33:17; 18:20). В иудейском царстве при Иосафате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ (2Пар.17:7—10). Царю Иоасу, при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut — 2Пар.23:11), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятикнижии (Исх.25:21—22; 16:34; Втор.31:26). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» (2Пар.34:14; 4Цар.22:9) и хранившаяся там согласно его предписанию (Втор.31:9, 24). Ее исполняли до плена (2Пар.35:12) и после плена читали и исполняли (1Езд.6:18; Неем.13:1). Согласно Моисееву Пятикнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев. Например, в приговоре о Манассии священный историк вспоминает слова Господа: «если израильтяне будут поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей»...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Sophoniae пророка Аггея ’Αγγαιος Aggaei пророка Захарии Ζαχαρασ Zachariae пророка Малахии Μαλαχας Malachiae 1 Маккавейская Μακκαβαον I Maccabaeorum 2 Маккавейская II Maccabaeorum 3 Маккавейская В древнем ветхозаветном каноне насчитывалось 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, или 24 книги, по числу букв греческого алфавита, при этом: две кн. Самуила (1, 2 Царств), Царей (3, 4 Царств), Паралипоменон, кн. двенадцати «“малых”» пророков и кн. Ездры и Неемии считались за одну книгу ?24 кн.; а при соединении кн. Руфь и кн. Судей, и кн. Плач Иеремии к кн. Иеремии ?22 кн. В общем счете 39 книг. К неканоническим книгам принадлежат 11 книг, которые находятся в переводе LXX: послание Иеремии, кн. Варуха, Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2 и 3 кн. Ездры, Маккавейские 3 кн., и несколько неканонических отрывков: в кн. Есфирь, места не обозначенные счетом стихов; молитва Манассии во 2 кн. Паралипоменон (36 гл.); песнь трех отроков в кн. прор. Даниила (3,24–90); там же, повесть о Сусанне (13 гл.), история о Вилле и драконе (14 гл.) Вместе 50 кн. Третьей кн. Ездры нет в греческом тексте, в славянском и русском тексте переведена с Вульгаты, в латинском тексте отсутствует третья Маккавейская книга и кн. Неемии соединяется с 1 кн. Ездры. Главы и стихи в Ветхом Завете. Первоначально в Библии не было разделения на главы и стихи. Только в XIII веке архиеп. Кентерберийский Стэфен Ленгтон (1155–1228) создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая удержалась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, но в 1551 году в парижском издании Библии Робера Этьена эти подглавы были заменены стихами. Еврейский текст Ветхого Завета. (МТ) Происхождение еврейских текстов Священного Писания восходит к глубокой древности. Закрепленные на письме, они были, вероятно, утрачены или подверглись порче во время вавилонского плена. В V в. до Р. X. после возвращения евреев из плена все наличные книги Священного Писания были со­браны и отредактированы под руководством священника Ездры. Все эти тексты написаны на древнееврейском языке, но в произведениях, воз­никших после вавилонского плена, встречаются вставки на арамейском ( 1Езд.4:8-6:12, 7:12-26 ; Дан. 2:4-7:28 ).

http://azbyka.ru/ekzegeza

Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Патриарх Иаков освятил в дом Божий камень возлиянием на него елея ( Быт.28:16–22 ). Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности ( Быт.40:9 ). Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней ( 2Пар.7:8–9 ). После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма ( 1Езд.6:16 ), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления. Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением свящ. песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником ( Исх.40 ; 3Цар.8 ). В период гонений христиане строили церкви обыкновенно над гробами мучеников, чем уже храмы освящались, но торжественного и открытого освящения храмов тогда еще не могло быть. Храмы должны были строиться с благословения епископа. Так постепенно утверждался обычай, получивший впоследствии силу закона, освящать места молитвенных собраний христиан положением в церквах мощей и епископским благословением. Когда же, с умножением церквей, епископы не имели возможности сами освящать все храмы, то они освящали один только престол, или верхнюю доску его, а освящение самого здания предоставляли пресвитерам. Это послужило началом для устройства переносных престолов, какие уже были в войсках Константина Великого , а потом антиминсов. Торжественное и открытое освящение храмов началось со времени прекращения гонения на христиан. Во времена Константина Великого освящение храмов было уже делом обыкновенным и совершалось торжественно, при участии собора епископов. Так, храм, воздвигнутый Константином Великим в Иерусалиме при гробе Спасителя, был освящен собором епископов, которых Константин Великий для этого созвал сперва в Тире, а потом в Иерусалиме в 335 году (13 сентября). Равным образом храм в Антиохии, основанный Константином Великим и оконченный его сыном Констанцием, освящен был Антиохийским Собором в 341 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ст. 2. ...во дворе – в том дворе, который окружал святилище (скинию). Ст. 3. Могущество Божие прославляется в образе бури, которая все сокрушает на своем пути. Глас Господень на водах – св. отцы видели в этом стихе пророчество о том голосе, который раздался на Иордане во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 3:17 ). Ст. 5. Здесь упомянут кедр как дерево плохо гнущееся, оно служит символом стойкости и высокомерия. Ст. 6 . ...как тельца ливанского – толкователи предлагают отнести слово ливанский (греч. «из Ливана») к кедрам и читать: «Сотрет их в Ливане в прах, как тельца». Под тельцом подразумевается тот золотой телец, которого изваяли себе древние евреи для поклонения, пока Моисей предстоял Богу на горе Синай (Хорив). Спустившись с горы, Моисей сжег тельца и стер его в прах (см.: Исх. 32:20 ); ...единорог – животное, не терпящее насилия (см.: Иов 39:9 ). См. также примеч. к пс. 21:22. Ст. 7. ...пресекающего пламя огня – св. отцы видели здесь пророчество о трех юношах в Вавилоне, которые остались невредимы в раскаленной печи (см. Дан.3 ). Ст. 8. ...пустыню Каддийскую – то есть пустыню Кадес на южной границе Палестины , между Синаем и Елимом (оазисом к юго-востоку от Суэца). Ст. 9. ...обнажает дубравы – делает удобообитаемыми непроходимые леса. Ст. 10. ...после потопа – см.: Быт. 7–8 . Потоп – разлитие воды, которая очищает прежде оскверненное.   Псалом 29 Ст. 1. Псалом – игра на псалтири; ...песнь – пение; ...обновление дома Давидова – это надписание толкуется по-разному: тут может идти речь о строительстве дома для Давида (см.: 2Цар. 5:11 ), об освящении жертвенника при Давиде после прекращения моровой язвы (см.: 2Цар. 24:21–25 ), о знаменитом храме Соломона (см.: 3Цар. 6–7 ), об освящении Второго храма в VI в. до Рождества Христова (см.: 1Езд. 6:16 ), об обновлении храма в 164 г. до Рождества Христова (см.: 1Мак. 4:36–59 ). Святые отцы понимают под обновленным домом также и христиан, удостоившихся именоваться и соделаться храмом Божиим (см.: 1Кор. 3:16 ). Обновление дому бывает, когда через искреннее покаяние истлевает внешний наш человек и обновляется внутренний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010