7 ст. В виду такого высокого назначения народа иудейского все должны с уважением относиться к нему: сами иудеи, не верившие в свое высокое назначение (см. 4 ст.), должны твердо верить в свою будущую славу, равно и язычники, презиравшие и угнетавшие иудеев, должны с уважением относиться к ним. «Так (или вот что) говорит Господь, избавивший тебя (от различных опасностей) Бог израилев: чтите как Святыню, Свято чтите (ср. Ис. 8:13 ) Того, Кто уничижает Самого Себя и Которого гнушаются язычники, сами будучи рабами князей своих» (гнушаемаго от язык рабов княжеских). Вслед за этим пророк высказывает уверенность, что так именно со временем и будет: «цари и князья увидят Его, говорит Он, и станут поклоняться Ему ради Господа». Чтобы сильнее убедить в несомненности только что сказанного, пророк присовокупляет: яко (потому что) верен есть Святый Израилев, т. е. Бог (ср. Ис. 1:4; 40:8 ), Который и избрал тебя на это. Слова эти прежде всего и ближайшим образом относятся к народу иудейскому, «который презрел душу свою (ср. выше 4 ст.) и служил предметом поношения для всего мира» (бл. Иероним), и содержат предсказание того, что теперешнее отношение к нему языческих царей и народов со временем совершенно изменится. Начало этой перемены в отношениях язычников к иудеям всего яснее можно видеть в указе Кира ( 1Езд. 1:1–4 ) и в подтверждении сего указа Дарием ( 1Езд. 6:8–12 ). А так как народ иудейский, этот первенец Божий ( Исх. 4:22 ), смиренным перенесением угнетений и оскорблений со стороны язычников служил образом невинно страждущего и оскорбляемого Истинного Сына Божия – Иисуса Христа (ср. Ис. 52:14–15 ), то настоящие слова пророка помимо указанного значения имеют также отношение и к Иисусу Христу, Который прежде был унижен и поруган, а потом сделался предметом чествования и поклонения. Исполнение этого пророчества об Иисусе Христе мы и теперь видим постоянно: уже многие цари и князья уверовав в Него, как Спасителя мира, с благоговением поклонялись Ему, как Богу, поклоняются теперь и наверное будут поклоняться впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Моисеевы постановления о богослужении, в существе своем, нисколько небыли нарушены такими распоряжениями Давида и оставались в полной своей силе; только их исполнение было расположено целесообразнее и определительнее, по требованию обстоятельств; обязанности лиц были полнее и точнее определены, что было нужно в то время: народ при Давиде стал народом могучим, занял одно из видных мест и крепче организовался; Давид обращал внимание на внутреннее благоустройство государства и не мог оставить без внимания дома Господня, благолепием которого он так восхищался, и вот он вводит разные преобразования, не противные Моисевым учреждениям, а только восполняющая их. – Действительность этих распоряжений подтверждается многими частными указаниями самих священных книг. Уже часто упоминаемые князи или начальники святилища свидетельствуют об этом распоряжении ( Ис.43:28 ; Иер.35: 4 ; 1Пар.24:5 ); 22 из этих начальников возвратились с Иисусом и Зоровавелем в Иерусалим; еще более это видно из книг Ездры и Неемии ( 1Езд.2:36–43 ; Неем.7:39–46 ; 1Езд.7:7,24; 10:18,23,24 ; Неем.10:25,38,39 и пр.) Во вновь устроенном храме они исполняли служение по чредам, как исполнялось то в древнем храме по разделению, введенному Давидом ( Неем.12:24; 11:22,23 ). – Упоминание об этом находим и в позднейшие времена. 3ахария, отец Крестителя, был из чреды Авиевой. Гасмопеи считали себя потомками Иоарава, Иосиф Флавий также причислял себя к священникам одной из 24 черед, на которые разделил их Давид. – Все это показывает, что Давид действительно сделал и привел в исполнение это распоряжение, иначе неоткуда было взяться в позднейших книгах таким сказаниям; и это вполне подтверждает истинность сказаний книг Паралипоменон об этих событиях. Говоря о преобразованиях Давидовых в храмовом богослужении, писатель дважды упоминает о введении им храмовой музыки, вследствие Божественного повеления, при содействии пророков Нафана и Гада ( 1Пар.15:16,25 ; 2Пар.29:25;31:2 ) хотя в книгах Царств опять нет сказаний об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Sophoniae пророка Аггея ’Αγγαιος Aggaei пророка Захарии Ζαχαρασ Zachariae пророка Малахии Μαλαχας Malachiae 1 Маккавейская Μακκαβαον I Maccabaeorum 2 Маккавейская II Maccabaeorum 3 Маккавейская В древнем ветхозаветном каноне насчитывалось 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, или 24 книги, по числу букв греческого алфавита, при этом: две кн. Самуила (1, 2 Царств), Царей (3, 4 Царств), Паралипоменон, кн. двенадцати «“малых”» пророков и кн. Ездры и Неемии считались за одну книгу ?24 кн.; а при соединении кн. Руфь и кн. Судей, и кн. Плач Иеремии к кн. Иеремии ?22 кн. В общем счете 39 книг. К неканоническим книгам принадлежат 11 книг, которые находятся в переводе LXX: послание Иеремии, кн. Варуха, Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2 и 3 кн. Ездры, Маккавейские 3 кн., и несколько неканонических отрывков: в кн. Есфирь, места не обозначенные счетом стихов; молитва Манассии во 2 кн. Паралипоменон (36 гл.); песнь трех отроков в кн. прор. Даниила (3,24–90); там же, повесть о Сусанне (13 гл.), история о Вилле и драконе (14 гл.) Вместе 50 кн. Третьей кн. Ездры нет в греческом тексте, в славянском и русском тексте переведена с Вульгаты, в латинском тексте отсутствует третья Маккавейская книга и кн. Неемии соединяется с 1 кн. Ездры. Главы и стихи в Ветхом Завете. Первоначально в Библии не было разделения на главы и стихи. Только в XIII веке архиеп. Кентерберийский Стэфен Ленгтон (1155–1228) создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая удержалась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, но в 1551 году в парижском издании Библии Робера Этьена эти подглавы были заменены стихами. Еврейский текст Ветхого Завета. (МТ) Происхождение еврейских текстов Священного Писания восходит к глубокой древности. Закрепленные на письме, они были, вероятно, утрачены или подверглись порче во время вавилонского плена. В V в. до Р. X. после возвращения евреев из плена все наличные книги Священного Писания были со­браны и отредактированы под руководством священника Ездры. Все эти тексты написаны на древнееврейском языке, но в произведениях, воз­никших после вавилонского плена, встречаются вставки на арамейском ( 1Езд.4:8-6:12, 7:12-26 ; Дан. 2:4-7:28 ).

http://azbyka.ru/ekzegeza

Построение второго храма. Второй храм по своему устроению был подобен первому, то есть имел изображения святых херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17, 21; 43:1011 ). Маккавеи. Принесение Иудой Маккавеем молитв и жертв за умерших воинов ( 2Мак.12:3945 ). Молитвы умерших праведников Онии и Иеремии за народ ( 2Мак.15:1214 ). Священная история Нового Завета Посещение Божией Матерью праведной Елизаветы. Отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк.1:48 ). Слова эти сбываются: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию. Сретение Господне. Сорокадневного Младенца Иисуса принесли во храм ( Лк.2:22 ). Посему у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм. Святой Иоанн Предтеча. Он питался акридами и диким медом ( Мф.3:4 ); у этого подвижника всегда была постная пища. Крещение Господне. В Ветхом Завете на горе Хориве (Синае) люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас ( Втор.4:1216 ); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, то есть здесь было истинное и полное Богоявление ( Лк.3:2122 ; Ин.1:1418 ). Потому в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только святых ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только ангелов и святых человеков, но и Самого Господа. Пост и искушение Господа Иисуса Христа в пустыне. После Своего крещения Господь Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ). Если пост телесный нужен был для безгрешного Христа, то тем более он нужен для обыкновенных людей. Приступил ко Христу диавол. Диавол, когда искушал Господа Иисуса, то в доказательство приводил слова Священного Писания ( Мф.4:111 ). Так иногда слово Божие употребляется для злых целей. Посему-то не всякого человека слушать нужно, который будто говорит от Писания, нужно слушать только людей, на сие поставленных. Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте ( Ин.2:111 ; Деян.2:4647 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

41 Предания, по крайней мере, некоторые, передаваемые Иосифом Флавием (Иуд. древн. II. X.), об отношениях Моисея-малютки к отцу своей нареченной матери, о ненависти, питаемой к иностранцу жрецами, и, наконец, о его военном походе против ефиоплян, с которым связывается его женитьба на ефиоплянке, кажется, знал святой первомученик Стефан. Он говорит, что “научен был Моисей всей мудрости египетской, и был силен в словах и делах” ( Деян.7:22 ), прежде чем, живя при дворе, он вспомнил о своих братьях. Под его славными делами он, может быть, и разумеет его военные подвиги. Женитьба на ефиоплянке имеет основание в самой Библии ( Чис.12:1 ). Казалось, Моисей должен был близко узнать жизнь всех народов, чтобы явиться потом законодателем для одного народа — хранителя всеобщей истины. 42 Иофор называется священником, но нельзя думать, чтобы он был жрецом или священником в собственном смысле слова: он был то, что у арабов называется шейх, глава семьи с религиозной и политической властью. 43 При этом ничего не говорится об отсылке назад с дороги семейства Моисея. Только из 18й главы мы узнаем, что Иофор приводит к Моисею в пустыню и его жену и детей, пред тем отпущенных. 44 Это предание из Мехилты приводится Каэном в его переводе Библии. 45 Богиня Астарта — воплощение разврата; жестокое истребление хананеян евреями объясняется именно глубоким развратом всех хананейских народов. 46 Это нужно считать особенной милостью; вообще семейство Раав все вошло в состав еврейского народа. Их считают истыми евреями Ездра ( 1Езд.2:34 ) и Неемия ( Неем.3:2; 7:36 ), а мы знаем, как сурово относились евреи к иностранцам и тем более к хананеянам. 47 Хевер происходит от брата Сепфоры, жены Моисея и, живя с евреями, не смешался с ними, а остался аравитянином, скорее вступая в дружбу с хананеянами, чем с евреями ( Суд.4:11,17 ). 48 Иаиль приглашает его именно к себе: у нее или был особенный шатер, как бывает у жен богатых арабов, или, по крайней мере, особое отделение в шатре. 49 Библия не выставляет никакого нравственного извинения для поступка Иаили; она как будто обвиняет ее, выставляя Сисару и его государя другом дома Иаили. Только в страстном порыве увлечения своею победою евреи могли хвалить Иаиль.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

К книгам, написанным до Артаксеркса, теперь ничего нельзя ни прибавить, ни отнять из них или перетолковать» (Против Аппиона. 1,8). Под упоминаемым у Флавия Артаксерксом разумеется персидский царь Артаксеркс Лонгиман, современник Ездры и Неемии (1Езд.7—8 глл.; Неем.2:1; 5:14). Таким образом из указаний Флавия можно делать следующие выводы: 1) все Священные ветхозаветные книги разделялись на три класса: закон, пророки и поэтически-учительные книги. О таком делении у нас уже неоднократно говорилось и оно совпадает как с нынешним еврейским делением канона, так и с более древним — Сираха и 2 Мак. книги. Разность между этими указаниями может быть лишь в частностях, в отнесении Флавием к пророкам некоторых книг, относимых Сирахом к учительным книгам. Но, во всяком случае, трехсоставный вид канона единогласно признается всеми этими памятниками. 2) Иосиф Флавий признает всех Священных книг 22. Этот счет является в памятниках еврейских впервые и, по свидетельству отцов Церкви и христианских писателей (Мелитона, Оригена, Иеронима, Афанасия, Григория Богослова и мн. др.), был общепризнанным у евреев и в последующую, христианскую, эпоху. По объяснениям христианских писателей, этот счет соответствовал числу букв еврейского алфавита и, несомненно, предполагал, в тех или других видах, соединение нескольких книг в одну книгу, напр. 12 малых пророков, Судей и Руфь, Иеремии и Плач. О первом соединении, как мы видели, говорил уже Сирах; о других также несомненно нужно предполагать. Как бы то ни было, только несомненно, что соединение нескольких книг для счета в одно наименование, соединение и доныне сохранившееся, предполагает особый труд, особое дело, напоминающее вышеупомянутое «собирание библиотеки Неемии» (2Мак.2:13), и вообще точное определение состава канона, как известного сборника Священных книг, в коем каждой книге усвоено особое, только ей принадлежащее, место и усвоена особая нумерация. Священные книги ко времени Флавия, таким образом, разделены были не только на три класса, но и каждая из них занимала в своем классе известное лишь место.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

При возвращении из плена Вавилонского особенными орудиями Промысла Божия для Церкви были Неемия и Ездра, оба – образцы истинной любви к Отечеству. Нельзя любить более народа и страны своей, как любили они; тело их было в Вавилоне, а дух привитал на развалинах Иерусалима. «Чесо ради лице твое прискорбно есть, а неси болезнуяй?» – спросил Неемию однажды царь Персидский. «Како не быти прискорбну лицу моему , – отвечал Неемия, – понеже град, дом гробов отец моих опусте, и врата его сожжена суть огнем» ( Неем. 2:2–3 ). Следствием сих слов было возвращение многих Иудеев из плена и восстановление стен Иерусалимских. Ездра, кроме подобной же ревности по Иерусалиму и кроме благодеяний своим соплеменникам, коих он очистил, между прочим, от примеси язычества ( 1Езд. 10:10–18 ), достоин вечной, всемирной памяти за то, что собрал рассеянные пленением священные книги Ветхого Завета и привел их в настоящий вид. После времен Ездры до пришествия Христова у Иудеев уже не было пророков в собственном смысле сего слова, но по временам продолжали являться мужи дивные и святые. Таковы Маккавеи, спасшие Отечество от ига Антиохова и восстановившие поклонение Богу Истинному. Подвигами Маккавеев наполнены две книги, носящие их имя; и христианские герои не имеют нужды в лучших образцах любви к Отечеству и мужества против врагов. Таков Елеазар, девятидесятилетний старец, «некий от первенствующих книжников» . Мучители умоляли его, по крайней мере, «притворить себе аки ядуща поведенная от царя , но противные закону Моисееву, мяса: да сие соделав избавится от смерти» ( 2Мак. 6:18, 21–22 ); но богомудрый старец не восхотел притворством искупить, или паче осквернить последних дней своих, – и вместо преступной снеди вкусил смерть мученическую. Таковы, наконец, Захария, отец Предтечи, праведный Иосиф, коему обручена была Святая Дева, и Симеон Богоприимец. Но сии мужи, будучи часто упоминаемы в Евангелии, весьма известны всем нам и, можно сказать, сами проповедуют за себя и призывают к подражанию своим добродетелям.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   Какой авторитет в исторических сведениях нужно придавать надписаниям? Очевидно, особенно в сомнительных случаях, где есть разногласие между еврейским текстом и переводом LXX, нужно проверять их показания с содержанием самих псалмов и историческими ветхозаветными книгами. При отсутствии же подобных сомнений можно ими руководиться, и без нужды и обстоятельных мотивов игнорировать исторические сведения надписаний не следует. Принятое у отцов Церкви пророчески-таинственное понимание надписаний, особенно по тексту перевода LXX толковников, также не может быть игнорируемо православным толковником.    О писателях псалмов в предании заключаются следующие сведения. В надписаниях псалмы приписываются различным лицам: Моисею, Давиду, Соломону, сынам Кореевым и др. В талмуде замечено, что «Псалтирь написал Давид рукою десяти мужей: Адама, Мелхиседека, Авраама, Моисея, Асафа, Емана, Идифуна, сынов Кореевых» (Baba Batra. 14b). Библейские писатели указывают на псалмопевцев кроме Давида: Асафа, Емана и Идифуна (1Пар.25:1—5; 2Пар.29:30; 1Езд.3:10; Неем.12:46). Отцы Церкви и древние христианские писатели: св. Ипполит, Афанасий, Ориген, Иларий, Феодорит, Иероним, Евсевий Кесарийский — приписывали происхождение псалмов различным лицам. Бл. Иероним говорит: «мы считаем заблуждающимися тех, которые приписывают Давиду все псалмы,» т. е. и не надписанные его именем (Epist. CXL, 4). При этом, согласно новозаветному наименованию Псалтири «Давидом,» т. е. писанием Давида (Мф.22:43; Лк.20:42; Деян.2:25; 4:25; Рим.4:6; Евр.4:7), отцы Церкви признавали в Псалтири преимущественно богодухновенные мысли Давида и объединение в нем всех псалмопевцев (свт. И. Златоуст. Беседы на псалмы: Предисл.; Феодорит. Толк. на псалмы: Предисловие. Также: Афанасий и др.).    Русские богословы также соглашались приписывать Псалтирь различным псалмопевцам (митрополиты Филарет и Арсений, отцы Павский и Вишняков). Поэтому и современный православный богослов имеет основание также приписывать псалмы различным псалмопевцам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

284,323– 324, 325). Аргументация, приводимая проф. Болотовым в защиту своего предположения о времени кончины пророка Даниила, не имеет основания. Прежде всего, Дан. 1не есть дата, отмечающая год написания 1-й главы книги Данииловой, – как и Дан. 7:1; 8:1; 9:1 ; 10не суть даты написания пророческих глав этой книги: это – даты, имеющие значение в жизни самого пророка, даты исторического повествования. «И был там Даниил до первого года царя Кира» ( Дан. 1:21 ) вовсе не значит – «и жил Даниил до первого года Кира» (как хочет объяснить и Бертольд, Daniel, I. H., S. 64, 191, как понимали и LXX, изменившие в виду этого в Дан. 10 «третий» год Кира в «первый»): ( ) (быть) вовсе не равносильно ( ) (жить). Нужно обратить внимание на связь Дан. 1со всею 1-ю главою книги. Дан. 1говорит о начале вавилонского плена, о первом нашествии Навуходоносора на Иудею при Иоакиме, во время которого был взят в плен и пророк Даниил; дальнейшие стихи передают о воспитании пророка при дворе и о произведенном ему и друзьям его экзамене; 1-й же год Кира, о котором говорит Дан. 1:21 , был годом освобождения иудеев из плена ( 2Пар. 36:22 ; 1Езд. 1:1; 6:3 ), и стих Дан. 1имеет, поэтому, такое значение: Даниил был, т. е. проходил свое служение до 1-го года Кира, – иначе – жил во все продолжение плена, был всецело пророк вавилонского плена, – точно так же, как и пророк Иеремия было всецело допленный пророк (ср. Иер. 1:2, 3 :... «было слово Господне во дни Иосии... и Иоакима... до конца одиннадцатого года Седекии... до переселения Иерусалима в пятом месяце», хотя в книге Иеремииной есть дата и более позднего времени). Пророк Даниил пережил 1-й год Кира, видел освобождение своего народа и содействовал ему; молчание о нем истории возвращения из плена, на которое указывает проф. Болотов, нисколько не говорит против этого. а) В 2Пар. 36:22–23 вообще не говорится, кто был избранным орудием Господа для того, чтобы «возбудить дух Кира»: Сам «Господь» сделал это и только «во исполнение» пророчества Иеремиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Веселиил Веселиил [евр. Бецалел, «под сенью (защитой) Бога» ]: 1) сын Урии из колена Иуды. Бог одарил его талантом и поручил вместе с данитянином Аголиавом изготовить скинию собрания, ковчег завета и все принадлежности скинии, жертвенник и одежды священников. В. и Аголиав ковали золото, серебро и медь, обрабатывали и оправляли в металл драг. камни, плотничали и резали по дереву, ткали ( Исх. 31:1–11 ; Исх. 35:30–35 ; Исх. 38:22 ); 2) израильтянин из семейства Пахаф-Моава, женившийся на чужеземке ( 1Езд. 10:30 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010