Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный). Написана на пергамене уставом в 2 столбца (1°, 131,7×22,5 см, 227 л.), помещена в серебряный драгоценный оклад; происходит из ризницы Троице-Сергиевой лавры, где хранилась под 1 (ВКТСМ. С. 149). В тексте летописи по краям оклада Е. Ф. К. указаны дата создания и имя заказчика: «В ле[то] 6900 (1392.- Ред.) м[еся]ц(а) м(а)рт(а) индикта 31 оковано бы[сть] е[уангели]е се при велицем князе Вас[и]льи Дмитриевич(и) Всеа Рус(и) при пре[ос]в[я]щ[ен]н[о]м Киприя[не] митрополи[те] Киевском Всея Ру[си] повеленьем раб(а Бо)жья Федора Андреевич[а]». А. И. Яцимирский сомневался в точности надписи, считая ее неоконченной, без указания единиц и десятков даты, с ошибочным упоминанием индикта ( Яцимирский. 1904. С. 117). В. К. Трутовский первым отождествил «раба Божья Федора Андреевича» с боярином Федором Андреевичем Кошкой, служившим при вел. князьях блгв. Димитрии Иоанновиче Донском († 1389) и его сыне Василии I (1389-1425) ( Трутовский. 1915. С. 297-299). Он также подверг сомнению правильность надписи, поддержав предположение об отсутствии или о пропуске обозначений единиц и десятков, что допускает датировку оклада ок. 1392-1401 гг. О значительности фигуры Федора Кошки, бывшего одним из душеприказчиков вел. князя, свидетельствует его присутствие наряду с прп. Сергием Радонежским при подписании т. н. 2-й духовной грамоты кн. Димитрия между 13 апр. и 16 мая (ДДГ. 12. С. 33-36). Возможно, создание рукописи носило обетный характер (не исключено, что в соответствии с пожеланием вел. князя). С. Б. Веселовский видел в нек-рых изображениях на окладе святых, соименных семейству Кошки ( Веселовский. 1969. С. 146).

http://pravenc.ru/text/180925.html

Композиция храма с 3 куполами по продольной оси, ставшая характерной для Нор-Джуги, впервые была осуществлена в ц. Сурб-Геворг (св. Георгия; 1611). Купола этого небольшого храма, представляющего своеобразный вариант купольного зала, равновеликие, имеют окулусы. Церковь Аствацацин (1612-1613) - одна из первых и самых больших в Нор-Джуге (внешние размеры 15×30 м) - относится к типу купольного зала, с четко выявленными парами подкупольных пилонов, акцентированных на фасадах мощными лопатками. Граненая алтарная апсида, перекрытие к-рой решено в виде глухого купола, отделена от центрального подкупольного квадрата дополнительным поперечно ориентированным пространством, осененным небольшим глухим куполом. Такой же купол имеет и зап. компартимент, в к-ром размещены хоры. Церковь Сурб-Степанос (св. Стефана; 1613) имеет похожую композицию. Центральный неф этого большого (13,7×22 м) 4-столпного крестово-купольного сооружения перекрыт 3 куполами равного диаметра, из к-рых только повышенный центральный имеет световой барабан. Структура храма в меньшем масштабе повторена в ц. Сурб-Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя; 1620). Большой приходский храм - одноглавая ц. Бетлехем (1628) типа купольного зала - имеет очень широкий подкупольный квадрат, и потому рукава креста здесь отсутствуют, а купол в поперечном направлении опирается на узкие пристенные арки. Углы между подкупольными арками перекрыты щитовидными тромпами. Апсида примыкает непосредственно к подкупольному квадрату. В зап. компартименте расположены хоры, так же как и в церквах Аствацацин и Сурб-Степанос. Относительно небольшой собор (14,2×22,8 м) мон-ря Аменапркич (1658-1662) близок по архитектуре к храмам с купольным залом, однако в нем отсутствуют вост. пилоны. Единственная пара пилонов отделяет зап. компартимент с низким глухим куполом от подкупольного квадрата, в к-рый открывается равная ему по ширине апсида. Она 5-гранная (как в большинстве церквей Нор-Джуги), с плоскими нишами в гранях, перекрыта конхой на парусах. Переход, как и под обоими куполами, оформлен мотивом скрещивающихся стрельчатых арок, в чем проявилось влияние иран.

http://pravenc.ru/text/171873.html

Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный. Новый храм заложили в Неделю жен-мироносиц, 14 апр. 1594 г., центральный престол в честь «Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго и славнаго Ея Одигитрия чудотворнаго образа явления» и 2 придельных - в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя св. Александра Невского - освятили 27 окт. 1594/1595 г. (впосл. икона стала называться Казанской, а освященный в ее честь центральный престол - Казанским). К освящению каменного храма царь пожаловал «деисус большой, обложен сребром того же лета [в том же году]», иконы, книги, ризы, церковную утварь. Я. К. и. была украшена царским казначеем Деменшей Ивановичем Черемисиновым (сыном воеводы Ивана Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, и камением драгим, и жемчюгом великим»). Все необходимое насельницам девичьего монастыря, к-рых было уже 64, посылалось из царской казны. Описанием построения каменного монастырского собора и убранства явленного образа завершается Повесть митр. Ермогена. Явленная Казанская икона Божией Матери (в будничной ризе) с видом Казанского Богородицкого мон-ря. Литография А. Козлова по рис. Т. Гагаева. 1852 г. (ГМИИ) Явленная Казанская икона Божией Матери (в будничной ризе) с видом Казанского Богородицкого мон-ря. Литография А. Козлова по рис. Т. Гагаева. 1852 г. (ГМИИ) Я. К. и. была небольшого размера, это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком проф. КДА Г. З. Елисеевым ( Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2631. Л. 5-9). По описаниям XIX в., икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

стороны с лестницей для входа в Казанскую ц. (перестроена) (РГИА. Л. 9 об.- 10; Сулоцкий А., прот. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространное Тобольского Софийского собора. М., 1852. С. 13-14; То же// Он же. Сочинения. Тюмень, 2000. Т. 1. С. 20, 24). К. Т. и. была небольшой - 26,7×22,3 см ( Сулоцкий. 1864. С. 88; Он же. 2000. Т. 1. С. 158). Подобный размер имел и явленный в Казани чудотворный образ Божией Матери. В описи церковного и ризничного имущества тобольского Знаменского мон-ря 1809 г. К. Т. и. названа «шестилистовой» (по числу использованных листов сусального золота). В Казанской ц. существовало еще неск. Казанских икон - в алтаре, слева от царских врат (храмовая) и в нижней ц. свт. Николая Чудотворца. Судьба К. Т. и. неизвестна. Сохранилась ее архивная фотография нач. XX в., рядом с которой имеется надпись: «Тобольская Казанская. В Тобольск. Знаменск. мон.» (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. 173). К этому времени икона находилась под потемневшей олифой. По иконографии, типу ликов Божией Матери и Иисуса Христа, манере письма, с широкими белильными высветлениями, икону можно датировать сер. XVII в., но не исключено, что она могла относиться к более раннему времени и позднее поновляться. Икона вставлялась в раму с шитой золотыми, серебряными и шелковыми нитями ризой, видимо 1-й пол. XVIII в., с изображениями по сторонам преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (храм во имя этих святых находился в Знаменском монастыре до пожара 1759), а вверху - композицей «Коронование Богородицы» (РГИА. Л. 12). Внизу, «посреди ткани», имелись силлабические стихи, посвященные Божией Матери ( Сулоцкий. 1864. С. 88-89; Он же. 2000. Т. 1. С. 158). Они могли появиться в Тобольске после 1702 г., когда на Тобольскую архиерейскую кафедру стали назначать малороссов, многие из к-рых были выпускниками КДА. Первое уч-ще, ставшее впосл. семинарией, было открыто в Тобольске в 1702-1703 гг. митр. Тобольским и Сибирским Филофеем (Лещинским). По благословению митр. Павла (Конюскевича) настоятель тобольского Знаменского мон-ря архим.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

ч. и Касимовская Казанская икона. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки прот. исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов, получив регистрацию в исполкоме, возобновил богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед Касимовской Казанской иконой. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. О местночтимой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) (впосл. митрополит; † 2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь (глас 8): «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, икону Богоматери, от Нея же и сама исцеление прияла еси, Блаженная старице Иустино. Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом о исцелении душ и телес нас недостойных, любовию чтущих память вашу». Касимовская Казанская икона относится к рубежу XVI и XVII вв. или к нач. XVII в. и является одним из редких списков иконы, явленной в 1579 г. в Казани. Размер Касимовской Казанской иконы (27,4×24,2 см) близок к размеру явленной Казанской иконы (26,7×22,3 см). Иконография, типы ликов, жест благословляющей двуперстно десницы Младенца Христа характерны для ранних списков явленной Казанской иконы. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью Касимовская Казанская икона. Первоначальная басма образа не сохранилась. Существующий серебряный позолоченный оклад 1829 г. к иконе с камнями и со стразами, сделанный в Москве, наложен на фотокопию образа, к-рая размещается в киоте в сев.-зап. части храма. В 2010-2012 гг. Касимовская Казанская икона реставрирована художником-реставратором ЦМиАР Б. П. Ерёминым. Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона была укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада, почерневшая сгрибившаяся олифа и спаявшиеся с ней участки слюды. Удалены записи и прописи (в местах утрат и потертостей авторского слоя на изображении лика Богородицы прописи оставлены). В местах утрат грунта сделана подлевкаска, утраты и потертости красочного слоя тонированы, икона покрыта лаком.

http://pravicon.com/info-3983

Список Казанской Божьей Матери есть даже в космосе В XVI веке Русь вступила в эпоху завоеваний, а первый русский царь Иван IV Грозный вошел в историю как покоритель могучего Казанского ханства. Не сразу удалось взять Казань, лишь с третьей попытки сдался город. В 1552 году татарское ханство стало российской территорией, а в 1579 году в городе бушующая огненная стихия уничтожила полгорода. Через девятилетнюю отроковицу Матрону Пресвятая Дева указала место, где находится Ее образ. Но девочке не поверили даже родители. Икону обнаружили на пепелище, она была закопана на метровую глубину и бережно завернута в рукав мужской рубахи. Очевидцы свидетельствовали: «Икона сияла, как только что написанная». 11 фактов об иконе 1. О небольших размерах иконы свидетельствует запись летописи Казанского девичьего монастыря от 1853 года: ее размер составляет всего 6×5 вершков (26,7×22,3 см). 2. Образ признан чудотворным в день обретения. Засвидетельствовано прозрение двух слепцов, следующих за иконой во время переноса ее в храм. 3. Иван Грозный повелел основать в Казани женский монастырь во имя обретенной иконы Пресвятой Богородицы. Первыми монахинями стали Матрона и ее мама, благодаря которым обретена икона. Богородицкий монастырь в Казани 4. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери сопровождал ополчение Дмитрия Пожарского в смутное для России время. Благодаря духовному заступничеству Пресвятой Богородицы в 1611 году поляки неожиданно сдали захваченный Кремль народным ополченцам. 5. В 1636 году Казанский образ признан государственной святыней: «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона». 6. Современники Петра I были убеждены в том, что победа в Полтавском сражении одержана по заступничеству Божьей Матери. Июль 1709 года. Накануне решающей битвы со шведами горячо молился перед чудотворным образом Петр I вместе со всем своим войском.  7. А в 1812 году перед ней молился Кутузов. 22 октября, в день осеннего празднования иконы, русские войска одержали первую победу над французами. 

http://pravmir.ru/kazanskaya-istorichesk...

исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов, получив регистрацию в исполкоме, возобновил богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед К. К. и. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. О местночтимой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) (впосл. митрополит; † 2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь (глас 8): «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, икону Богоматери, от Нея же и сама исцеление прияла еси, Блаженная старице Иустино. Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом о исцелении душ и телес нас недостойных, любовию чтущих память вашу». К. К. и. относится к рубежу XVI и XVII вв. или к нач. XVII в. и является одним из редких списков иконы, явленной в 1579 г. в Казани. Размер К. К. и. (27,4×24,2 см) близок к размеру явленной Казанской иконы (26,7×22,3 см). Иконография, типы ликов, жест благословляющей двуперстно десницы Младенца Христа характерны для ранних списков явленной Казанской иконы. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью К. К. и. Первоначальная басма образа не сохранилась. Существующий серебряный позолоченный оклад 1829 г. к иконе с камнями и со стразами, сделанный в Москве, наложен на фотокопию образа, к-рая размещается в киоте в сев.-зап. части храма. В 2010-2012 гг. К. К. и. реставрирована художником-реставратором ЦМиАР Б. П. Ерёминым. Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона была укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада, почерневшая сгрибившаяся олифа и спаявшиеся с ней участки слюды. Удалены записи и прописи (в местах утрат и потертостей авторского слоя на изображении лика Богородицы прописи оставлены). В местах утрат грунта сделана подлевкаска, утраты и потертости красочного слоя тонированы, икона покрыта лаком. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма.

http://pravenc.ru/text/1681217.html