Наступила пасхальная суббота. Враги Иисуса Христа пришли утром к Пилату и сказали: «Господин, мы вспомнили, что обманщик тот (так называли они Спасителя), когда был в-живых, сказал: после трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу, пойдите охраняйте, как знаете». Первосвященники тотчас же приставили во гробу И. Христа стражу и приложили к камню печать. 87. Воскресение Иисуса Христа. Петр и Иоанн у гроба Иисусова. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине ( Мф.28:1–15 ; Мк.16:1–11 ; Лк.14:1–12 ; Ин.20:1 ) Наступил третий день смерти Иисуса Христа – первый день недели. Стража, поставленная у гроба Спасителя, стерегла тело Его. Вдруг на рассвете сделалось сильное землетрясение, явился с неба Ангел, отвалил камень от гроба и сел на нем. Вид Ангела был как молния, одежда бела, как снег. Воины от страха пали на землю, но потом разбежались. Иисус Христос воскрес и вышел из гроба. Благочестивые женщины – Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия и другие – ранним утром шли ко гробу И. Христа, чтобы помазать пречистое тело Его. Он не знали, что ко гробу приставлена стража, и дорогою рассуждали о том, кто поможет им отвалить тяжелый камень от гроба. Они были изумлены, когда подошли ко гробу и увидели, что камень уже отвален от пещеры. Мария Магдалина, пришедшая ко гробу раньше других жен, с ужасом подумала, что враги унесли тело Иисуса Христа. Она тотчас же побежала назад в Иерусалим и, придя к Апостолам Петру и Иоанну, с глубокою скорбью говорила им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Другие же мироносицы вошли в пещеру. Здесь они увидели двух Ангелов в белых блестящих одеждах. Мироносицы испугались этого видения. Но Ангелы сказали им: «Не ужасайтесь; знаем, что вы ищете Иисуса распятого. Его здесь нет. Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, что Сын человеческий будет предан в руки человеков-грешников, Его распнут, но в третий день Он воскреснет. Подите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и встретит их в Галилее». Жены в изумлении и радости возвращались в Иерусалим, чтобы передать Апостолам весть о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей... Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом… А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68. 4-5, 21-22, 30; ср.: Пс 21. 7-9; 41. 11; 87. 2-10). У мн. пророков предсказываются конкретные кенотические события в жизни Мессии: «...тростью будут бить по ланите судью Израилева» (Мих 5. 1); «...отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они оценили Меня!» (Зах 11. 12-13). Кроме прямых пророчеств ряд исторических событий в ВЗ прообразуют буд. уничижение, страдания и искупительную смерть Мессии: убийство Авеля (Быт 4. 8), жертвоприношение Исаака (Быт 22. 1-18), продажа в рабство Иосифа (Быт 37. 28), жертвенное заклание чистых и непорочных агнцев, страдания праведника Иова и др. Новозаветные свидетельства о К. В НЗ формы глагола κενω используются 5 раз (Рим 4. 14; 1 Кор 1. 17; 9. 15; 2 Кор 9. 3; Флп 2. 7), но именно цитата Флп 2. 7 является ключевой для понимания христ. учения о К. Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Новозаветные свидетельства о К. Христа согласуются с предсказаниями ветхозаветных пророков. Согласно Евангелию , божественное достоинство Иисуса Христа было сокрыто под образом страждущего человека, а вся Его земная жизнь являлась смирением и чередой страданий: Он родился в пещере для скота, потому что для Его Матери, ожидавшей рождения Богомладенца, не нашлось места в гостинице в Вифлееме (Лк 2. 5-7); вырос в бедной семье плотника в послушании у родителей (Лк 2. 51); принял крещение от св. Иоанна Предтечи , желая совершить определенное Богом (Мф 3. 14-15); не имел земного богатства и славы и, совершая служение ради людей, «не имел, где преклонить главу» (Лк 9. 58; ср.: 2 Кор 8. 9); творя чудеса для других, не пользовался божественной силой для Себя (Мф 26.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

20). Как ап. Павел в НЗ, так и царь Соломон в ВЗ причину духовной слепоты, мешающей человеку в творении узреть Творца, видят в одном - в суетном образе его жизни. «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем 13. 1-2). По выражению ап. Павла, они «осуетились в умствованиях своих» (Рим 1. 21). Если же человек ведет внимательный образ жизни, то окружающий мир становится для него, как замечает свт. Василий Великий , своего рода училищем, в к-ром он занимается Б. ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 1). При всей опосредствованности естественного Б. и относительности представлений о Боге как Творце и Промыслителе, какие человек получает в таком училище, последнее нельзя считать для человека необязательным. Ап. Павел подчеркивает, что Бог «произвел» людей «для обитания по всему лицу земли», чтобы «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян 17. 26-28). Вся человеческая история свидетельствует, что лучшие умы искали Бога везде: в красоте, разумности, целесообразности, величии, гармонии окружающего мира, к-рый они называли «космосом» (греч. κσμος - порядок), в грозных явлениях природы, вызывавших у них удивление и трепет, в голосе своей совести. Великие греч. мыслители искали Бога на путях философии: Платон говорил об идее Блага , Аристотель - о Перводвигателе, Плотин - о Едином . Важным источником естественного Б. служит самопознание человека. Оно открывает ему Бога прежде всего потому, что человек носит в себе образ Божий. Напр., поэтому «блаженный Августин стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, и пытается открыть в Нем то, что мы сами находим в своей душе, сотворенной по Его образу. Это - метод психологических аналогий, приложимый к познанию Бога» ( Лосский В. Мистическое богословие. С. 87). Несмотря на психологизм этого метода и неповторимое своеобразие каждой человеческой души, он важен и необходим в процессе естественного Б., ибо, по словам прп.

http://pravenc.ru/text/149523.html

35. Однако же, когда я говорю о том, что благочестивая жизнь не тяжка и блаженна, да не подумает кто, что тем самым упраздняется тайна креста, и святой путь страданий ради Бога (1 Петр. 2, 19-21; 4, 1) отменяется для тех, кто принадлежит уделу Его (1 Петр. 2, 9; Еф. 1, 14); нет, конечно же, нет! Если бы я решил рассуждать так, то я виновен был бы пред родом сынов Твоих (Пс. 72, 15): пред Авраамом, Иовом, Давидом, Еманом (Пс. 87, 1), Иеремией и всеми святыми как Ветхого, так и Нового Завета. Ибо все они (каждый по-своему и каждый в свою меру) были научаемы, экзаменуемы и очищаемы Богом чрез различные искушения, испытания, оставление благодати, внутреннюю тьму, пустоту и сухость, страхования и прочие многие и великие скорби и страдания, по телу и душе. До нынешнего дня, и до конца веков неизменным остаётся Божие определение, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12), – не только внешне, чрез осмеяние и ненависть мира сего, но и внутренне, чрез многочисленные и разнообразные искушения, кресты и страдания (Иак. 1, 2), дабы стать им совершенными (Евр. 2, 10) и многими скорбями войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Но для благочестивой души все эти внутренние мучения, испытания и скорби будут становиться всё более и более лёгкими и даже обратятся в великую радость (Иак. 1, 2), и никак не смогут разорить её глубочайший мир в Боге, – если только душа будет со всем усердием учиться всю свою силу, крепость, отраду, утешение, благостояние и спасение полагать единственно и исключительно в Боге и в том, что Ему угодно. Не в себе самой, не в своих трудах и делах, не в радости и услаждении для себя, не в своём удобстве и покое; не в божественном свете, сладости, духовном удостоверении и тому подобных Божиих дарах, поскольку всё сие может и должно быть часто скрываемо и отнимаемо от души; но только в Самом Боге – ибо Он и Его воля не подвигаются и не изменяются вовек (Пс. 45, 6). И если душа в своих страданиях, какими бы они ни были, в глубочайшем самоотвержении и пусть ничего не видящей, но непоколебимой вере (Евр. 10, 38) всецело предаст верному своему Творцу всю себя и всё своё спасение (Мк. 8, 35), – то несомненно, после того, как пройдёт это время её обучения и она совершенно отринет свою правду и своё, не истинно-Божие, благочестие, уже и в нынешнем веке она достигнет мирного плода Божией праведности и святости (Евр. 12, 10-11).

http://bogoslov.ru/article/5141999

3 . Итак, не видишь ли ты, что Писание в одном месте говорит, что в мир пришел Сын Человеческий, в другом – что пришел Иисус Христос, в третьем – Слово Божие? Итак, пойми, что здесь несогласие в именах, а не в предмете речи и что в различных наименованиях – одна и та же сила. Ведь Тот, Кто пришел в мир, называется то Сыном Человеческим, то Божиим, то есть Словом Божиим, и обоими именами обозначается Он Один. Глава 8. О том, что различие имен не наносит ущерба Божественному могуществу 1 . Итак, поскольку, согласно евангелисту, в мир пришел Тот, через Которого мир создан, и стал Сыном Человеческим Бог, Создатель мира, то не имеет принципиального значения каждое имя в отдельности, ведь под ними всеми понимается Бог. Ведь ни Его достоинство, ни воля не умаляют Его божества, [Col. 85] поскольку Само божество доказывается тем, что происходит все, чего бы Он ни восхотел. Итак, Он пришел в мир, ибо возжелал; родился человеком, ибо возжелал; был назван Сыном Человеческим, ибо возжелал. Ведь у Бога все, что является словом, то является и деянием Божиим. Силу Его могущества (295) не уменьшает различие Его имен. Сколькими именами Он ни был бы назван, во всех Он Один и Тот же. И пусть в наименованиях и есть некоторая разница, в силе имен присутствует лишь одно величие и могущество. Глава 9. Высказанная мысль подтверждается ветхозаветными пророками 1 . Впрочем, до настоящего времени мы пользовались свидетельствами евангельскими, и преимущественно апостольскими, [Col. 86] в качестве, так сказать, наиболее приближенных к нам по времени, теперь же приведем свидетельства пророков как наиболее древние. И соединяя, таким образом, древние свидетельства с недавними, сделаем так, чтобы все познали, что Священное Писание во всем своем своде единогласно свидетельствовало о Господе, Которому предстояло прийти во плоти. Итак, сей выдающийся и удивительный как дарованиями, данными Богом, так и своими свидетельствами пророк [Иеремия], которого единственного коснулось освящение еще до его рождения (ср. Иер.1:5 ), возглашает: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Варух.3:36–38 ). Итак, он говорит: Сей есть Бог наш ( Варух.3:36 ). [Col. 87]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

80 1Ин.4:3 . 81 «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”, то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:1–3 ). 82 Шейх (араб.— старик) — титул правителей княжеств и вождей кочевых племен в Аравии, глав мусульманских сект, дервишских орденов; у некоторых народов Ближнего и Среднего Востока староста деревни; иногда почтенный человек вообще. 83 Хиджра (араб.— переселение) — дата переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 г. При халифе Омаре I (634–644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 число 1 месяца (мухаррама) (16 июля) 622 г. 84 Битва при Бадре (араб.) — первое крупное сражение между мусульманами и курайшитами (до данной битвы в 623–624 гг. состоялось несколько малых столкновений между мусульманами и мекканцами), произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром 17 марта 624 г. в Хиджазе (запад Аравийского полуострова). Крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов. Усилила распространение ислама вплоть до крупного поражения мусульман в битве при Ухуде (627). 85 Битва при Ухуде (араб.) состоялась 23 марта 625 г. у горы Ухуд (северо-западная часть Аравийского полуострова) между силами мусульманской уммы Медины во главе с Мухаммедом и силами курайшитов во главе с Абу Суфианом из Мекки. Битва при Ухуде стала реваншем курайшитов за битву при Бадре, выигранную мусульманами в 624 г. 86 Иер. 14:14 . 87 Нет никакого греческого описания этих событий, хотя в арабском мире поход к Византии описывают как большое историческое событие (битва при Табуке). Однако вероятнее, что армии в битве не встречались.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

81 Всякий плод, вырастающий на земле, есть ложь и суета. Всякий плод, вырастающий на Небе, есть Правда и Истина. 82 Самые горькие земные плоды – блуд и душевная слепота. Самые сладкие небесные плоды – целомудрие и духовное созерцание. 83 Железному сердцу, чтобы оно исправилось, нужны удары молота. Восковому сердцу достаточно мягкого прикосновения любвеобильных рук Бога. 84 Стоит лишь разнять руки – и люди теряются навсегда, но стоит сблизиться сердцам – и люди находят друг друга навечно: «да будут все едино» (Ин. 17: 21). 85 Чистое сердце лишь чистые песни поет. А грязное сердце везде себе грязь найдет: «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1: 15). 86 В миру кость уходит от кости, и плоть разлучается с плотью, а на духовном пути ум соединяется с сердцем и дух соединяется с Истиной. 87 Только успел шагнуть на край земли, – и вот, тебе уже шестьдесят лет. Только успел увидеть край небес – и вот, уже закончилась жизнь: «итак, доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6: 10). 88 Чем дальше от мира, тем чище душа. Чем дальше от дурных мыслей, тем радостней на сердце, соединившемся с Богом, Который избавил «нас от власти тьмы и «ввел» в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1: 13). 89 Звуки песен и мирского веселья для того, кто в поселился в лесу у ручья, веют глубокой печалью. Но еще большей печалью кажутся миру уединенная тишина зеленого леса и лепет лесного ручья. 90 Без слез глядеть на мир невозможно, а он проливает свои слезы над тем, кто скрыл себя под черной рясой. 91 Вникни в То, из чего рождается тишина, прямо здесь и сейчас, ибо другого времени у тебя больше может не быть; «не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5: 6). 92 Вникни в То, что создало тебя, что живет в тебе и что будет жить и тогда, когда ты исчезнешь подобно пылинке. 93 Вникни в То, где ты найдешь покой, где ты никогда не узнаешь смерти, даже если сокрушатся и земля и небо. 94 Если собрать вселенную воедино, то вся она уместится в одном наперстке. Познай ценность своей души, не имеющей никаких пределов.

http://isihazm.ru/1/?id=203

87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс. 89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3).    Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня», но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности», когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)». Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою», наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5).    Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследовав осуждение в потопе погружения.     «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди (Мф. 22:30). По мнению Филона — человеческие души, которые, носясь в воздухе, желали обитать в телах человеческих. По мнению новейших толкователей — потомки племени Сифова, которые не только были «сыны Божии по благодати» (Втор. 14:1; 1 Ин. 3:1), но, вероятно, под сим именем и составляли общество (см.: Быт. 4:26), противоположное обществу сынов человеческих, то есть потомков Каина, водимых одною человеческою поврежденною природою. Началом смешения столь противоположных обществ Моисей полагает прельщение красотою дщерей человеческих, а последствием — то, что и те, которые принадлежали к обществу ходящих по духу, соделывались плотию и самый свет начал прелагаться во тьму» [Филарет (Дроздов), святитель. На Быт. 6:1—4. С. 161—162]. Щедровицкий мягко склоняет современного читателя к теории «падших ангелов» См.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 87). Святой Златоуст, настаивая на том, что «нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно», показывает сначала, что? именно эти люди «осмеливаются говорить», чтобы «обнаружить нелепость их слов». «Они говорят, будто это сказано не о людях, но об Ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где Ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а Ангелы — никогда. Об Ангелах (Писание) говорит: «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ведь смотри, что он говорит: О том , что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Вот же, ясно сказано, что Сущее от начала было видимо и переносило осязание. И действительно, Фома вскрикнул: Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ), когда пальцами измерил ребро Его тела и отверстия от гвоздей. А божественный Лука говорит нам, что святые апостолы были очевидцами и служителями Слова (ср. Лк.1:2 ). Потому что бестелесный стал видим и неосязаемый – осязаем, не имея более 249 плоти от земли чуждым для Себя покровом, но сделав ее Своим собственным храмом, будучи познаваем вместе с ней 250 как Бог и Господь. Тебе известно и то, что написал божественный Павел: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:7–9 ). Значит, твердо решено, что Он поистине обрел владычество и над живыми, и над мертвыми не по другой какой причине, (как) 251 по той, и только по той, что Он умер и был воскрешен. (В – Твердо решено. А – Тогда о Ком же, почтеннейший, мы говорим, что Он погрузился в смерть и снова ожил? В – Очевидно, что о Сыне. А – Ты хорошо сказал, что о Сыне, и, конечно, я похвалю тебя за это. Но хотел бы я узнать от тебя:) 252 смертно ли и удерживается ли тлением Слово от Бога Отца, или Оно, как жизнь, за пределами смерти и выше тления? ( В – Признаю последнее.) 253 А – Далее, как Он был причтен к мертвым (ср. Пс.87:5 )? Ведь Слово Само по Себе никак не может умереть. ( ) 254 В – Поскольку умерла Его плоть, то и о Нем сказано, что Он это претерпел. (А – В высшей степени верно и непогрешимо!) 255 Следовательно, не помимо плоти, но вместе с ней 256 и посредством ее увенчан славой владычества Тот, Кто по закону плоти и в природе такой, как наша, умер и воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010