312 H.J. Holtzmann в Павловой теории искупления усматривает (Lehrbuch der neutestamentl. Theologie II, S. 109) господство «чисто иудейских представлений о правовых отношениях между Богом и человеком» с применением «понятий о возможности перенесения заслуг, об умилостивляющей силе страданий и смерти праведных», но с тем существенным различием, «dass es sich bei der, auf Zurechnung des Verdienstes Anderer beruhenden, Rechtfertigung jüd. Seit um Ergänzung, christl. Seits um Ersetzung des eigenen Verdienstes handelt» (S. 133; ср. сноска 395 «Это признает даже O. Pfleiderer,..»). 313 O. Pfleiderer, Der Paulinismus, S. 356. Это оттеняет даже Prof. G.B. Sterens, The Thelolgy of Paul and of John Compared в «The Biblical World», continuing The Old and New Testament Student: March, 1894 (Chicago), p. 170 sequ.=The Jonannine Theology. A Study of the Doctrinal Contents of the Gospel and Epistles of the Apostle John, New York 1895. P. 361 sequ. 314 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 7. J. Chr. C. Döpke. Hermeneutik der neutestament. Schriftsteller, S. 33. 315 O. Pfleiderer, Das Urchristenthum, S. 186: «Грех есть долг перед Богом и без оплаты не прощается у Него не менее, чем у гражданского судьи. Это положение... важно и для понимания Павлова учения об искуплении». Ср. Der Paulinismus, S. 22. 316 Эта идея особенно развита у Albr. Rimschl’я, Die christl. Lehre von der Rechtfertigung und Versohnung II, S. 162 flg., и разделяется некоторыми другими учеными: см., например, E. Kuhl, Die Heilsbedeutung des Todes Christi, S. 73 flg. (но ср. 85–86); C.F. Nosgen, Geschichte der neutestamentl. Offenbarung II, S. 244. Противников, пожалуй, даже больше; таковы: Leonh. Usteri, Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 111 flg.: Rich. Schmidt, Die Paulinische Christologie, S. 84, 86; W. Beyschlag, Neutestamentl. Theologie II, S. 132–133; A. Seeberg, Der Tod Christi, S. 187 flg. 377; D. Somerville. St. Paul’s Conception of Christ, p. 84–85. 277–278 (с ограничением к сему у Prof. Marcus Dods в «The Critical Review» VII October 1897], p. 461) и особенно резко до грубости Prof. Charle Carroll Ecerett, The Gospel of Paul (Boston and New York 1893), p. 1 sequ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1553 H. J. Holtzmann в Павловой теории искупления усматривает (Lehrbuch der neutestamentl. Theologie II, S. 109) господство «чисто иудейских представлений о правовых отношениях между Богом и человеком» с применением «понятий о возможности перенесения заслуг, об умилостивляющей силе страданий и смерти праведных», но с тем существенным различием, «dass es sich der, auf Zurechnung des Verdieustes Anderer beruheuden, Rechtfertigung jüd. Seits um Ergänzung , christl. Seits um Ersetzung des eigenen Verdieustes haudelt» (S. 133; ср. ниже прим. 1635). 1554 О. Pfleiderer, Der Paulinismus, S. 356. Это оттеняет даже Prof. G. В. Stevens, The Theology of Pani and of John Compared в «The Biblical World», continuing The Old and New Testament Student: March, 1894 (Chicago), p. 170 sequ.=The Johannine Theology. A Study of the Doctrinal Contents of the Gospel and Epistles of the Apostle John. New York 1895. P. 361 sequ. 1555 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 7. J. Chr. C. Döpke, Hermeneutik der neutestamentl. Schriftsteller, S. 33. 1556 O. Pfleiderer, Das Urchristenthum, S. 186: «Грех есть долг пред Богом и без оплаты не прощается у Него не менее, чем у гражданского судьи. Это положение... важно и для понимания Павлова учения об искуплении». Ср. Der Paulinismus, S. 22. 1557 Эта идея особенно развита у Albr. Rimschl’я, Die christl. Lehre von der Rechtfertigung und Versöhnung II, S. 162 flg., и разделяется некоторыми другими учеными: см., напр., Е. Kühl, Die Heilsbedeutung des Todes Christi, S. 73 flg. (но cp. 85–86); C. F. Nösgen, Geschichte der neutestamentl. Offenbarung II, S. 244. Противников, пожалуй, даже больше: таковы: Leonh. Usteri, Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes, S. 111 flg.; Rich. Schmidt, Die Paulinische Christologie, S. 84. 86; W. Beyschlag, Neutestamentl. Theologie II, S. 132–133; A. Seeberg, Der Tod Christl, S. 187 flg. 377; D. Somerville, St. Paul’s Conception of Christ, p. 84–85. 277–278 (с ограничением к сему у Prof. Marcus Dods в «The Critical Review» VII October 1897], p. 461) и особенно резко до грубости Prof. Charles Carroll Everett, The Gospel of Paul (Boston and New York 1893), p. 1 sequ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

360–430), где говорится об индийце Феофиле с острова Див, который получил посвящение в Риме и поведал об индийских христианах сирийского происхождения, употреблявших родной язык. Первостепенно существенными источниками являются сирийские предания о малабарской общине, связанные, в частности, с Фомой Каной (см. ниже). 83 В настоящее время яковитская община Кералы насчитывает до 1,5 млн. человек [Панкратова, 1982, с. 19, 153]. 84 См. [Пигулевская, 1979, с. 28]; ср. специальное исследование по средиземноморско-индийским экономическим связям [Пигулевская, 1951]. 85 Ведущий исследователь редакций «Панчатантры» И. Хертель полагает, что были две пехлевийские редакции памятника, из которых первая (явившаяся источником второй), опиравшаяся на «северо-западную» индийскую и составленная около 570 г., стала источником «Калилы и Димны» [Хертель, 1914, с. 426] (пехлевийской версии посвящена гл. XI). 87 О несторианском проповеднике и гипотезах относительно происхождения его имени см. [Несторианские документы, 1937, с. 84–85]. 88 Параллели несторианскому мышлению можно усмотреть в «педагогического прагматизме» известного итальянского иезуитского миссионера в Индии Роберто де Нобили (1577–1656), обосновавшего методологический принцип «оставить обычаи своей родины и быть среди индийцев индийцем» (patrios abnegare mores, et inter Indos Indum esse). Одним из итогов его деятельности был такой тип проповеди, когда проповедуется не столько собственная религия, сколько сама местная, разумеется, при ее «рационализации» и освобождении от «случайных» предрассудков. Изучение индийской философической литературы привело Нобили к мысли, что в отличие от индийского «идолопоклонства» она содержит «естественное» (первозданное) понятие божества, концепция же Брахмана может быть «общим знаменателем» в диалоге христианства с индуизмом. Итальянский иезуит был уверен, что он продолжает путь отцов церкви, писавших об элементах «остаточного света» даже в языческих традициях, однако он видел «первозданный свет» там, где отцы церкви узнавали лишь дополнительные, косвенные указания на его начальное «онтологическое» существование (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

82 . Так называлась со времени императора Проба местность у Сирмия, подробнее см.: Cmahojebu. Три прилога, 77–78. Ошибочно об этом: Blockley. History, 284, n. 298. 83 . διαπεραιομενος... πιβανων... παρασκευαζομνων – pan. praes. в футуральном значении, координированы с infin. fut. διαβσεσθαι (ср.: Wackernagel. Vorlesungen, 162); футуральный praes. особенно характерен для позднеантичной и византийской литературы, см.: Schwyzer. Grammatik, II, 273; Dieterich. Untersuchungen, 206; Krumbacher. Romanos, 237; специально о глаголах движения – Rosenquist. Studien, 73. 84 . Баян говорит, что хочет отправиться в поход на славян тем же маршрутом, что и прежде, т.е. в 578 г. (фр. 48, выше), ср. коммент. 53.2; 56; 57; Stein. Studien, 110. Отсюда можно, пожалуй, заключить, что, как и в 578 г. (коммент. 57.2, ср. 92), дунайские славяне продолжали занимать лишь часть Мунтении, не распространившись еще на запад за р. Олт. 85 .1. Баян ссылается на события, описанные в фр. 48 (выше), указывает на результаты похода 578 г. и последующие события, когда славяне вновь отказались платить хагану дань. То, что они находились тогда во враждебных отношениях с аварами, видно и из истории с убийством ими аварского посла к Тиверию: фр. 64, ниже. 85 .2. Не обратив внимания на эти слова Баяна, Жупанич (Жупани. Дауритас, 122) говорит о неудаче аварского похода 578 г.: «Без сомнения, славяне под предводительством Даврита спасли тогда свою свободу». Дьяконов (Известия, 28), также не ссылаясь на наше место, пишет, что поход не имел существенных последствий для славян: они «были неуловимы в своих лесах». Лабуда (Labuda. Panstwo, 168, prz. 84) утверждал, что М. вообще ничего не сообщает о результатах похода 578 г. (датируя его 580 г., см. коммент. 34.1–2). Лишь на ошибочном сопоставлении со свидетельством Иоанна Эфесского (Io. Eph. VI.25 ); о нашествии славян в третий год правления Тиверия императора (ср. коммент. 93.1) основано мнение Штайна (Stein. Studien, 105 и сл.; 109, 120), что поход Баяна 578 г. не достиг цели и славяне продолжали оставаться на территории империи (сходно: Zástrová. Fragen, 60, Anm. 11). Штайн утверждал даже, что славяне Валахии стали данниками аваров лишь ок. 585 г. (Stein. Studien, 109; со ссылкой Theoph. Sim. 1.6.6; 7.1 sqq.); однако далее он справедливо отмечает, что «зависимость славян Валахии от Баяна при Тиверий была крайне зыбкой это видно из слов хагана об очередном убийстве славянами аварских сборщиков дани.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Обида . Благодушно терпеть обиды – признак смиренномудрия (58:380–381). – Пусть тебя обижают, ты не обижай (89:511). Обитель . Что такое «обители многи у Отца»? (58:381) Обличение . Не должно обличать других (9, 78; 57, 376; 89:511). – Какая разница между обличением кого-либо наедине и обличением перед собранием? (85:488) – При обличении должно помнить, что больные нуждаются больше в попечении о них, нежели в порицании (89:505). Образ Божий – не в теле, но в душе человека (3:45). Общежитие – для кого нужно и полезно? (55:306) Обращение ( с людьми). Какая польза – последовать любящему Бога и какой вред – последовать неправедному и горделивому? (8:68) – Какой вред приносит иноку обращение с людьми и многоглаголание? (8:72–73) – Какую пользу приносит пребывание и общение с подвижниками? (8:73) – Обращение с нерадивыми и любовь к ним какой причиняет вред? (8:73) – Как действует на чревоугодника обращение с постником? (8:75) – Обращаясь с другими, невозможно сохранить обычной меры поста (8, 75; 31:188). – Как избавиться от бесполезных посещений празднолюбцев? (12:84–85) – Принятие отцов или утрудившегося странника вменяется вместо молитвы (12:85). – Как полезно сближение с праведными, так вредно обращение с преданными страстям (57:375). – Перед друзьями своими ходи благоговейно (89:508). – Полезные советы относительно обращения и жизни с другими (89:509). Одежда . Какую пользу приносят бедные одежды и какой вред испытывают любящие роскошь в одеждах? (56:345) Опыт ( испытание, искус ). Можно толковать о добродетели, опытно не изведав ее (1:32). – Значение опытного знания добродетели (1:32–33). – Что такое искус помыслов? (4:51) – Значение и польза опыта в жизни духовной (30, 179; 37:206–207). – Богу угодно, чтобы святые Его из опыта приобретали ведение (37:205). – Руководство подвижнику при опытном прохождении им безмолвнического жития (44:237–241). – Как себя испытывать и возбуждать к добру? (68:428–429) – Знание, основанное на духовном опыте, выше того, которое построено на философском исследовании (78:468–469). – В чем состоит опыт в делах духовных? (78:469)

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

4 . Физической основой исторического рецепта колокольной бронзы являются электронно-атомная структура и физические свойства кристаллических фаз. Дело в том, что и в самом общем случае электроны и атомы являются носителями свойств вещества, которые, проявляясь в макроскопических масштабах, обусловливают наблюдаемые явления. Колокольная бронза представляет собой, однако, совершенно исключительный культурно-исторический феномен взаимодействия материала, созданного человеком, с самим человеком. Поэтому представляется, что основой содержательного описания такого сложного явления, которое было бы информативным в отношении форм его функционирования, должна быть его собственная физическая природа, т. е. первичный эффект воздействия, так же, как природа вторичного эффекта восприятия – психология и психофизиология восприятия сложных звуков 548 . Таблица 1. Общий химический состав образцов колокольного литья Образец Сумма примесей, % «Звенигород» «Московский» «Украинский» «Судовой старый» «Судовой современный» «П. Шиллинг» Таблица 2. Химический фазовый состав образцов колокольного литья Образец Состав фаз, вес, % Относительное количество δ-фазы -фаза δ-фаза «Звенигород» 84,7Cu +15,3Sn 67,5Cu +32,5Sn «Московский» 85,7Cu +14,3Sn 67,5Cu +32,5Sn «Украинский» 88,9Cu +11,1Sn 67,4Cu +32,6Sn «Судовой старый» 86,4Cu +13,6Sn 66,8Cu +33,2Sn «Судовой современный» 84,8Cu +15,2Sn 67,6Cu +32,4Sn «П. Шиллинг» 84,9Cu +15,1Sn 67,2Cu +32,8Sn Таблица 3. Рентгеновский фазовый анализ образцов колокольного литья Образец «Звенигород» 53 22 54 12 1,1146 1,1028 3,697 17,918 «Московский» 53 27 54 08 1,1128 1,1042 3,693 17,938 «Украинский» 53 28 54 07 1,1129 1,1040 3,691 17,938 «Судовой старый» 53 22 54 13 1,1128 1,1025 3,691 17,914 «Судовой современный» 53 22 54 12 1,1146 1,1128 3,697 17,818 «П. Шиллинг» 53 28 54 09 1,1129 1,1041 3,692 17,938 Таблица 4. Результат измерения акустических свойств и фазового состава Образец Плотность р, г/см 3 Твердость по Бринелю НВ Модуль Юнга, Ех10 5 Скорость звука v, м/с

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

На шестом часе (по нашему 12 – 1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях 118 . Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр. Последний псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «на аспида и василиска наступиши» и пр. – на Его победу над адом. На девятом часе (по нашему 3 – 4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения. В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа», на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена – наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (пс. 84). Псалом 85 – «Преклони, Господи, ухо Твое» пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо. В псал. 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе». Вообще, если внимательно вчитаться в составные псалмы часов, то в каждом почти стихе можно найти живое предуведение грядущих новозаветных событий. Эти псалмы рисуют во словах художественную картину того, как вечерняя заря В. З. соприкасалась с лучами восходящего Солнца Правды – Иисуса Христа. Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост . Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой. Царю мой и Боже мой. Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой. Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час, Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови в нас молящих Ти ся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Милость (74)Божию(75) и человколюбие Господа нашего Исус(76) Христа, благодать же(77) Святаго Духа, дарованную обилно человческому(78) роду, сказаю(79) вам, братие, добрии христолюбнии(80) послушници(81), чада церковнаа(82), сынове(83) свта, причастници(84) царства(85) небеснаго. Но не(86) от(87) своего сердца(88) сиа(89) изношу(90) л. 464 об. словеса в(91) души бо гршной(92) ни дло, ни слово полезно(93) раждается(94), но(95) творим повсть(96), вземлюще(97) от(98) святых отець(99), написавших(м)(100) нам nymь(h)(VIII.1) спасениа(2) 310 . (3)Свтло ми(4) сие церковное(5) позрачище, не смх(6) бо творит(7) человком(8) суетен, но(9) велии неприязни(10) плачь. Якоже истории(11) втиа(12), рекше(13) лтописци(14) и псненотворци(15), прикланяют(16) своа(17) слухы(о)(18) ·в бывшая(п)(19) (20)между(21) царии(22) и(23) рати в(24) оплъчениа(25), да украсят(26) словесы и возвеличят(27) мужествовавьшая(28) крпко (29)по своем царии(30) и (31)не давших(32) в(33) брани плещу(34) врагом(35), и тх славяще(36) л. 465 похвалами внчают(37), колми(38) паче нам(39) лпо есть(40) хвалу к(41) хвал(42) приложити храбрым и великым(43) воеводам Божиим(44), (45)отцем, таже паче преподобному отцу(46) нашему Макарию, крпко подвизавшемуся(47) своего ради спасениа(48), се же(49) и мъзду(50) въсприал(51) есть(52) от свышедателныя(53) десница; мы же(54) подолгу(55) блажим(56). Неизмрна(57) бо есть небеснаа(58) высота, (59)ни испытана(60) преисподняа(61) глубина, ниже свдома(62) Божиа(63) смотрениа(64)таиньства(65); великабо и неизреченна(67) милость (68)на род(69) человчестм(70), (71)еюже помиловани быхом. Того бо Л. 465об. ради длъжни(72) есмы(73), братие, хвалами(74) и пти и прославляти(75) Господа Бога(76) и Спаса нашего Исус(77) Христа, исповдающе(78) его великаа(79) чюдеса(80), но еликоже их (81) сътвори(82): (83)неисповдима(84) бо суть ни аггелом(85), (86)ни человком. Се(87) же(88) подаровал есть(89) блаженному(90) отцу(91) нашему Макарию, мы же побсдуем(92), егоже дньсь(93) сам въспомянул(94) (95)Бог(96), то(97) и(р)(98) мы (99) како(100) мoжeм(IX.1) 311 к забвению предати, понеже(2) аз есмь недостоин и(3) груб(4), молчяти(5) не могу, от(6) жалости (7)прославите же(8) (9)начертанми(10), украсити жительство(11) святаго (12)ум ми не достижет(13).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отсюда вытекают три взаимосвязанные задачи, которые стоят перед искусством: (1) прямая объективация тех глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой; (2) одухотворение природной красоты и чрез это (3) увековечение ее индивидуальных явлений (VI, 84). Это означает реальное превращение физической жизни в духовную, то есть в такую, которая содержит в себе слово или откровение, способное выражаться вовне; которая обладает способностью одухотворять, преображать материю или, что равнозначно, воплощаться в ней; которая, наконец, свободна от материальных процессов, то есть пребывает в вечности. «Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства». Очевидно, что реализация этой задачи должна совпасть с завершением всего мирового процесса творения. Поэтому, пока длится история, возможны только частичные и фрагментарные предварения (антиципации) абсолютной красоты. И в лучших произведениях существующих уже искусств мы видим отблески этой красоты; в них дается нам предощущение нездешней, грядущей действительности, которая нас ожидает. Красота искусства, таким образом, является реальным «переходом и связующим звеном между красотою природы и красотою будущей жизни», а само искусство предстает «вдохновенным пророчеством» (84). О том, что подобное высокое назначение искусства не выдумка, а реальность, которой суждено осуществиться, свидетельствует неразрывная связь между искусством и религией в древности. Конечно, эта форма связи была несовершенной, считает Соловьев, поэтому она и прекратила свое существование. Современное отчуждение искусства от религии представляется ему «переходом от их древней слитности к будущему свободному синтезу», ибо грядущая жизнь, на которую уже указывает подлинное искусство, будет основана «не на поглощении человеческого элемента божественным, а на их свободном взаимодействии» (85). Опираясь на все изложенное, Соловьев предлагает свое сущностное определение искусства: «всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение» (85). Фактически это своеобразная теургическая интерпретация классического эстетического принципа идеала как цели художественного творчества, или шире – развитие неоплатонической эстетики на новом витке знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 85. О ПОКАЯНИИ КАК ДОБРОДЕТЕЛИ Здесь мы исследуем покаяние как добродетель, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) является ли покаяние добродетелью; 2) является ли оно особой добродетелью; 3) к какому виду добродетели оно относится; 4) о его субъекте; 5) о его причине; 6) о его отношении к другим добродетелям. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОКАЯНИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что покаяние – не добродетель. В самом деле, мы уже показали (65, 1; 84, 1), что покаяние – это таинство, числящееся среди других таинств. Но ни одно из других таинств не является добродетелью. Следовательно, и покаяние – не добродетель. Возражение 2. Далее, как говорит Философ, «о стыде не приличествует говорить как о добродетели» 237 – как потому, что он является страстью, сопровождаемой телесными изменениями, так и потому, что он не является расположенностью чего-то совершенного, поскольку связан с дурным деянием, которого добродетельный совершать не должен. Но и покаяние точно так же является страстью, сопровождаемой телесными изменениями, а именно слезами, поскольку, по словам Григория, «каяться – значит оплакивать содеянные грехи» 238 . Кроме того, оно связано с дурными деяниями, а именно грехами, которые добродетельный совершать не должен. Следовательно, покаяние – не добродетель. Возражение 3. Далее, согласно Философу, «добродетельный не предстанет посмешищем» 239 . Но разве не смешно сожалеть о том, что содеяно в прошлом, которое изменить нельзя? Однако именно в этом и состоит покаяние. Следовательно, покаяние – не добродетель. Этому противоречит следующее: предписания Закона относятся к актам добродетели, поскольку «законодатель желает сделать граждан добродетельными» 240 . Но в божественном Законе есть предписание о покаянии, а именно: «Покайтесь...» и так далее ( Мф. 4, 17 ). Следовательно, покаяние – добродетель. Отвечаю: как уже было сказано (84, 10), каяться – значит сожалеть о содеянном. Затем, выше мы показали (84, 9), что печаль, или страдание, бывает двоякой. Во-первых, она означает страсть чувственного пожелания, и в этом смысле покаяние является не добродетелью, а страстью. Во-вторых, она означает акт воли и тем самым подразумевает выбор, и если выбор правильный, то этот акт необходимо является актом добродетели. В самом деле, как сказано во второй [книге] «Этики», добродетель является навыком к выбору сообразно правому разуму 241 . Но правому разуму приличествует печалиться об объекте, присущем печали, печалиться так, как должно печалиться, и ради того, ради чего должно печалиться. И все это имеет место в том покаянии, о котором мы ведем речь, поскольку кающийся выражает умеренную печаль о своих прошлых грехах с намерением их устранить. Отсюда понятно, что покаяние, о котором мы ведем речь, является или добродетелью, или актом добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010