6. Ин. 17:6 . Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё. Ин. 15:19, 8:47, 6:1 д. 7. Ин. 17:7 . Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть, Ин. 7:17, 12:49 . 8. Ин. 17:8 . ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Ин. 16:27, 30 . Молитва Господа о Себе окончена, и Он молится затем о Своих учениках – тех, которым передаст, по Своём отшествии в небесную славу, дело распространения и утверждения на земле нового Царства Своего. Два главных предмета Его молитвы о них: соблюди (11) и освяти (17); остальные черты все относятся к раскрытию и уяснению сих двух. – Я открыл имя Твоё: имя – вместо лица, его свойств и действий; открыл имя Бога – то же, что открыл Самого Бога, соответственно изречению – да знают Тебя единого истинного Бога (ст. 3). Откровение о Боге, сообщённое людям Христом, полнее и совершеннее, чем все прежде бывшие откровения ( Евр. 1:1 ), ибо никто не знает Отца так, как Сын ( Мф. 11:25, 27 ). Господь открыл имя Божие именно в смысле христианском, т. е. изъяснил вполне план искупления человечества смертью Своею, и в этом смысле только Он сообщил полное понятие о Боге. – Которых Ты дал Мне от мира: т. е. отделил от неверующего мира и сделал Моими ближайшими учениками (ср. 15:19; 8:11; 16:30). Господь всем открывал имя Божие, кто слушал Его, но Он говорит здесь только об учениках Своих, о которых молится, потому что они вполне приняли учение Его и уверовали в Него (ст. 8) и потому, что им полнее открыто было имя Божие, или полнее преподано учение о Боге. – Они были Твои: все люди, как творения Божии, суть Божии; в частности евреи, как избранный народ Божий, были Божии; но не в этом общем смысле говорится здесь, что апостолы были Божии. Они были Божии по особенному нравственному настроению их духа, которое в речах Господа означается выражениями: быть от Бога (7:17; 8:47), быть от истины (18:37), творить истину (3:21), в силу чего они принадлежали к числу истинных израильтян (1:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема. Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где, впрочем, он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков, сыновья его ( Быт.35 ). После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте, о том в книге Бытия точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской ( Быт.32:1,15 ). Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби ( Быт.37 ). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему немало беспокойств и огорчений. Но вот, наконец, он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет ( Быт.42 ; Быт.45 ). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и, наконец, прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав навстречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. «Умру я теперь, увидев лице твое, – говорил Израиль Иосифу, – ибо ты еще жив» ( Быт.46:29–30 ). Представленный фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. «Сколько лет жизни твоей?» – спросил у него фараон. «Дней странствования моего – сто тридцать лет, – отвечал Иаков, – малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их» ( Быт.47:8–10 ). И благословил Иаков фараона и вышел от него. По повелению фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет ( Быт.47 ). Перед своей смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в последующие дни ( Быт.47:29–31 ; Быт.48–49 ). По его кончине тело его было бальзамировано и с почетом перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием ( Быт.50:1–13 )...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Что бы ни случилось с ней, каким бы нападениям сил адских ни подвергалась она, существование ее, по непреложному обещанию Основателя ее, не поколеблется. Создам Церковь Мою, говорит Он, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Будучи подобна неводу, закинутому в море, она будет существовать до тех пор, пока не настанет кончина мира и страшный суд Божий, когда все вступившие в нее будут, как рыбы, захваченные неводом, разделены на добрых и худых ( Мф.13:47–49 ). §25. Учение Христа Спасителя об условиях вступления в Церковь и о свойствах членов ее Церковь Христова, как посредница спасения, принимает в недра свои, по учению Христа Спасителя, всякого, желающего вступить в нее, к какой бы национальности таковой ни принадлежал и в каком бы нравственном состоянии ни находился. Пойдите, говорит в притче о брачной вечере Царь рабам своим, на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими ( Мф.22:9–10 ). Она есть то же, что заброшенный в море невод, который захватывает рыб всякого рода ( Мф.13:47–49 ). Отделение пшеницы от плевел, или, что то же – праведных от злых, последует только во время жатвы, или, что то же – во время всеобщего суда ( Мф.13:39–42 ). Все, что требуется от желающих вступить в нее, есть: покаяние в прежнем образе жизни, вера во Христа, твердое намерение исправиться и возрождение от воды и Духа или принятие святого крещения. Как необходимо покаяние, это ясно видно из того, что уже Предтеча Христов Иоанн начал свою проповедь проповедью о покаянии ( Мк.1:4 ). К нему же прежде всего призывал в Своем благовестии и Сам Христос Спаситель. Покайтесь, взывал Он, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Столько же, как покаяние, необходима, по учению Христа Спасителя, и вера. Призывание к ней Он начал с того же момента, как призывал к покаянию. Покайтесь, взывал Он по Евангелию от Марка, и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Хотя предметом веры и должно быть, как показывает слово «Евангелие», все, чему учил Христос Спаситель, тем не менее главным и преимущественным предметом ее Он всегда ставил Себя Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Называет Марию блаженной, как уверовавшую тому, что сказано Ей от Господа через Ангела. Ведь Елисавета предузнала и то, что было сказано, и то, что Дева поверила этому. Итак, хотя и рожали другие, будучи бесплодными, но еще никогда младенец не был удостоен пророческой благодати, будучи носим во чреве своей матери. (1, 46) И сказала Мария: величит душа Моя Господа. Величит душа Моя, то есть, славословит, прославляет. И это изречение – изречение верующей, будучи благодарственной. (1, 47) и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Под духом снова понимай душу. Возрадовалась, говорит Она, душа Моя о Боге, спасшем Меня, ведь Я уже спасена, будучи удостоена стать Матерью Божией. Далее Она называет и причину благодарения. (1, 48) что призрел Он на смирение Рабы Своей. На ничтожество. А именно, Она смиряет Себя, как недостойную столь великой чести. Или говорит это из-за низости человеческой природы в сравнении с высотой Божества. (1, 48) ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Очевидно, верующих. (1, 49) что сотворил Мне величие Сильный. Что сотворил во Мне великие и сверхъестественные чудеса Тот, Кто в силах творить такое. (1, 49) и свято имя Его. Исключительно, велико. (1, 50) и милость Его в роды родов к боящимся Его. «В род и род», «в роды родов» и подобные этому выражения у евреев означают «вечно». Итак, Она сообщает, что и милость Его вечно пребывает в боящихся Его, говоря нечто подобное Давиду, изрекшему: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» 49 . Далее Она перечисляет и другие достоинства Божии, что в обычае у тех, кто благодарит Его. (1, 51) сотворил державу 50 рукою Своею 51 . Сотворил величие, сотворил победу силой Своей. Ведь «рука» 52 здесь означает силу, поскольку у тех, кто борется, сила заключена в руке. (1, 51) рассеял гордых 53 помышлениями сердца их. Тех, которые гордятся в помышлении сердец их, которые гордятся сами в себе. (1, 52–53) низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

1Мак.2:45–46 . И обходил вокруг Маттафия и друзья его, и разрушали жертвенники, и небоязненно обрезывали необрезанных детей, сколько находили в пределах Израильских, «Небоязненно обрезывали необрезанных…» – «небоязненно» – греч. " εν ισχυ, славянский перевод более точен – «в силе», т. е. «властно», а где нужно было – и с насилием, не уступая ложному страху родителей пред язычниками, ни их равнодушию к отеческому закону. 1Мак.2:47 . и преследовали сынов гордыни, и дело успешно шло в руках их. «Сынов гордыни…», ιυο τς περηφανας, т. е. судя по всему – сирийцев. 1Мак.2:48 . Так защищали они закон от руки язычников и от руки царей и не дали восторжествовать грешнику. «Не дали восторжествовать грешнику…» – греч.: οκ δωκαν κρας τ αμαρτολω, точнее перевод славянский: «не даша рога грешнику», т. е. не дали возможности проявления силы грешника. Рог – символ силы и храбрости, или ярости, – заимствованный из природы рогатых животных. – «Грешнику», т. е. вообще язычникам и язычеству, ед. число в смысле общем, родовом. 1Мак.2:49 . Приблизились дни смерти Маттафии, и он сказал сыновьям своим: ныне усилилась гордость и испытание, ныне время переворота и гнев ярости. 1Мак.2:49–70 : Почувствовав приближение смерти, Маттафия завещает своим сыновьям ревностно продолжать борьбу за веру отцов, причем побуждает и воодушевляет их к этому примерами ревности знаменитейших Боголюбцев древнего времени. «Приблизились дни смерти Маттафии…», греч.: κα γγισαν… ποθανιν – слав. точнее: «и приближишася дние Маттафию умрети». Эта формула обычно употребляется в повествованиях о последних днях жизни лишь знаменитейших мужей древности; как напр.: об Иакове ( Быт.47 ), о Моисее ( Втор.31 ), Иисусе Навине ( Нав.22 ) и Давиде ( 3Цар.2 ). – «Усилилась гордость…», т. е. гордыня, надменность безбожия (см. 1Мак.1:21 ). – «И испытание», т. е. испытание для верных и благочестивых этим господством безбожия. – «Время переворота…», καιρς καταστροφς, тоже что революция, только сверху вниз – разрушение устоев жизни правящею властью. – «Гнев ярости " … – οργ θυμο – ярый гнев, причем можно разуметь здесь именно гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

40. И препоясал-мя-еси силою на брань, спял-еси вся востающия на мя под мя. 40. И препоясал Ты меня силою на брань, низверг всех восстающих на меня под меня. 41. И врагов моих дал-ми-еси хребет, и ненавидящие мя – потребил-еси! 41. И врагов моих тыл Ты обратил ко мне, и ненавидящих меня – истребил Ты! 42. Воззваша, и не бе спасаяй: ко ГОСПОДУ, и не услыша их! 42. Возопили (они), и не было спасающего – ко Господу, и Он – не услышал их! 43. И истню я, яко прах пред лицем ветра, яко брение путей – поглажду я! 43. Обращу их в пыль пред лицом ветра, как грязь на (широкой) дороге разглажу их. 44. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков: людие, ихже не ведех, работаша ми. 44. Избавишь (Ты) меня от перекора (противоречия) людского, поставишь меня во главу народов. Люд, которого я не знал, поработился мне. 45. В слух уха послушаша мя: сынове чуждии – солгаша ми! 45. По слуху уха (по одной наслышке) стали слушаться меня: сыновья чужие (иноплеменники лукаво) льстили мне. 46. Сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих. 46. Иноплеменники одряхлели и охромели от путей своих. 47. Жив ГОСПОДЬ и благословен БОГ, и да вознесется – БОГ спасения моего! 47. Жив Господь и благословен – Бог, и да будет превознесен – Бог спасения: моего! 48. БОГ, даяй отмщение мне, и покоривый люди под мя. 48. Бог, дающий отмщение мне и подчинивший мне народы. 49. Избавитель мой от враг моих гневливых; от востающих на мя вознесеши мя – от мужа неправедна избавиши мя! 49. – Избавитель мой от врагов моих гневливых: от восстающих против меня Ты вознесешь меня, – от человека неправедного избавишь меня! 50. Сего ради исповемся Тебе во языцех, ГОСПОДИ: и имени Твоему пою! 50. Ради этого буду исповедовать Тебя пред лицом народов, Господи: и воспою имени Твоему! 51. Величаяй спасения царева, и творяй милость Христу Своему Давиду, и семени его – до века!.. 51. О, Ты, возвеличивающий спасение царево, и творящий милость помазаннику Своему Давиду, и семени его – до века! 1-ая слава III-й кафизмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

В приложении к слушателям Господа, роптавшим теперь на Него, слова Его означают то же, что сказал Он в беседе по исцелении расслабленного: вы не имеете слова Его, пребывающего в вас ( Ин. 5:38 ) и далее: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (ст. 45) и пр. Грех их существенный в том, что они совершенно поработились чувственному направлению верований и упований и заглушили в себе духовные потребности, развитием коих Бог привлекает человека ко Христу, открывая его смысл в разумении Писаний и тем делая его богонаученным. Не то, чтобы кто видел Отца и пр.: ограничение или пояснение мысли предшествующего стиха. Чувственное настроение народного духа могло толковать слово пророческое о богонаученных в Царстве Мессии так, что с этим богонаучением связано и лицезрение Бога. Господь такое непосредственное лицезрение Бога присвояет только одному Себе, как Ин. 1:18, 3:13, 8:42 (ср. прим. к сим стихам). Все видения Бога пророками были не непосредственными видениями Самого Бога, а лишь в образах и символах; непосредственное ведение самого существа Божия принадлежит только единосущному с Богом воплотившемуся Сыну Божию. – Кто есть от Бога: от существа Божия рождён и от Бога послан в мир, т. е. Сын Божий, Христос (ср. Ин. 1:14, 8:42, 7:1 и прим.). По силе этого единения с Богом Господь и может богонаученных вводить более и более в истину и любовь Божию. 47. Ин. 6:47 . Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин. 6:35, 40 . 48. Ин. 6:48 . Я есмь хлеб жизни. 49. Ин. 6:49 . Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Ин. 6:31 ; Чис. 11:4 д.; Кор 10:5. 50. Ин. 6:50 . хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Ин. 6:33 . 51. Ин. 6:51 . Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ин. 3:13, 12:24 ; Кол. 1:22 ; Евр. 10:5, 10 . Истинно, истинно говорю и пр.: указав на внутреннюю причину ропота Своих слушателей (41) – на неспособность их возвыситься при чувственном направлении духа до истинного понятия о лице Христа и Его деле, Господь снова возвращается мыслью к предмету их ропота и решительно повторяет им, что Он есть хлеб жизни, сошедший с неба, разъясняя это понятие ещё одною решительною чертою частною, и именно – что этот хлеб есть Плоть Его, которую Он принесёт в жертву за мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вопрос: Я почитаю Божию Матерь, но знаю, что протестанты отрицают Её истинное предназначение, если так можно выразится. Не знаю точно, но вроде как они ссылаются на главу 12 стихи 47, 48, 49, 50 Евангелия от Матфея, где по их словам Спаситель, вроде как, не признаёт Божию Матерь. Не желаю сомневаться, я верю в попечение и покровительство Божией Матери и в Её святость. Прошу Вас, объясните мне слова Спасителя, указанные в: Мф.12:47-59. Что Он имел в виду? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Словами вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф.12:49-50) Иисус Христос,  выразил мысль, которой проникнуто все новозаветное учение: духовное родство выше кровного. Идея эта заняла первенствующее место в начавшейся проповеди Царства Небесного. В царстве новой жизни нет места деления по земным признакам  (национальным, родственным, социальным). Человек, ищущий спасения, должен облечься  в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:10-11). Спаситель воспользовался стечением множества народа, чтобы преподать это учение. Традиционный иудей с трудом воспринимал эту идею, потому что в Ветхом Завете придавалось важнейшее значение родословиям (евр. толедот). Поэтому св. апостол Павел призывает своего ученика Тимофея увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3-4). Слова Спасителя не дают никакого повода думать, что Господь отменяет значение родства и тем более высокое уважение к матери. Лишена основания также попытка протестантов использовать это место Евангелия для отступления от многовековой церковной традиции почитания Божией Матери. Нужно решить вопрос: есть ли в Священном Писания свидетельство тому, что Пресвятая Богородица занимает важное место в Божественных планах Домостроительства нашего спасения? Да, есть.

http://pravoslavie.ru/6729.html

По объяснению этого небожителем, «под конец» политического существования четырех царств, «когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется и среди мира погубит многих и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» ( Дан. 8:23–25 ). Трудно не видеть в этом наглом и коварном царе «корень греха – Антиоха Епифана» ( 1Мак. 1:10 ), явившегося тогда, когда «в течение многих лет» преемники Александра В. на четырех престолах «умножили зло на земле» ( 1Мак. 1:9 ). Нечестивый царь этот чрезвычайно «разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране», так как предпринимал опустошительные походы против Египта ( 1Мак. 1:16–19 ), Персии ( 1Мак. 3:31, 37; 6:1–4 ), Вавилона ( 1Мак. 6:4 ) и, наконец, Иерусалима ( 1Мак. 1:20, 29–32 ), занося с собою по большей части разорение и грабительство. Особенно много зла принес он иудейской стране, оскверняя и опустошая все, что дорого было сердцу истинного израильтянина. Гордый царь, который «мечтал касаться звезд небесных» ( 2Мак. 9:10 ), ограбил святилище иерусалимское, забрал из него светильники, сосуды, сокровища ( 1Мак. 1:21–23 ), привел его в совершенное запустение ( 1Мак. 1:39 ), велел осквернить его ( 1Мак. 1:46 ), устроивши на жертвеннике «мерзость запустения» ( 1Мак. 1:54 ). Выражая желание, чтобы все подданные его были одним народом, он требовал, чтобы и все оставили свой прежний закон ( 1Мак. 1:41–42 ), воздвиг жестокое гонение на иудеев, требуя от них подчинения чужим для них законам ( 1Мак. 1:44 ): найденные книги закона иудейского велел сжигать ( 1Мак. 1:56 ), иудеям запретил приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове ( 1Мак. 1:45 ), праздновать субботы и другие праздники ( 1Мак. 1:45 ); строил капища и жертвенники идолам ( 1Мак. 1:47–49, 54 ), заставляя израильтян приносить жертвы языческим богам, совершать пред ними курения, осквернять себя участием во всех языческих религиозных обрядах ( 1Мак. 1:47–49, 55 ) и подвергая ревнителей закона Иеговы жестоким казням ( 1Мак. 1:63, 57, 60–61, 63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Глава 49 Иаков предрекает судьбу своих потомков Быт.49:1–2 . И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. В высоко-поэтической, боговдохновенной речи Иаков, минуя предстоящую его потомству жизнь в Египте, пророчески рисует картину будущей жизни каждого колена в Ханаане, причем в каждом случае выходит из индивидуальных качеств того или другого сына своего и обстоятельств жизни его, и затем переходит к будущности, то более близкой, то более отдаленной, его поколения – к «последним дням» (acharith hajamim, π σχτων τν μερν; Vulg.. in diebus novissimis), что в отношении к важнейшему пункту пророчества Иакова – пророчеству об Иуде означает «не вообще будущее, но будущее завершительное, именно мессианское время завершения всего» (Кейль). Конечно, первое время по поселении Израиля в Ханаане и период судей образуют ближайшие пункты пророческого созерцания Иакова, но пророческая перспектива его далеко не ограничивается этими пределами, да и исторические черты означенного периода полны символического значения по отношению к отдаленному будущему истории спасения. Мессианский смысл выражению «в последние дни» принадлежит и другим библейским пророчествам ( Ис. 2:2 ; Иер. 30:24 ; Иез. 38:16 ; Дан. 10:14 ; Ос. 3:5 ; Мих. 4:1 ; ср. Евр. 1:1–2 ). Вообще, в целом и многих частностях, пророчество Иакова является типом патриархальных благословений, облеченных в вдохновенную и поэтическую форму. Блаженный Феодорит на вопрос (вопр. на Бытие 112 ): почему говорится, что Иаков благословляет детей, когда некоторых проклинает? – отвечает: «последние слова патриарха – не проклятия и не благословения, но предсказания». Быт.49:3–4 . Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел. В ст. 3-м говорится о тех преимуществах, естественных и признаваемых обычным древнееврейским правом, какие принадлежали Рувиму по рождению, – говорится с целью показать, «что нет никакой пользы от преимуществ природы, если они не сопровождаются совершенствами воли» ( Иоанн Златоуст , Бес. 47:7–16); как первенец Иакова, он – воплощение цельной, неослабленной летами, силы отеческой (koach, LXX и Акила: σχυς μο; Vulg.: fortitudo mea), силы девственной (подобно неистощенной силе земли, Быт. 4:12 ). Это понятие восполняется затем синонимическим «начаток силы моей» (reschit oni), как совершенно точно передано в русской Библии и в каком смысле не раз в Библии употребляется это выражение ( Втор. 21:17 ; Пс. 77:51, 104:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010