Глава 41 «Дом» 1–4. Размеры святилища и святаго святых. 5–11. Пристройки к зданию храма. 12–15. Заднее здание двора и его отношение к зданию храма. 16–26. Внутренняя отделка храма. Иез.41:1 .  Потом ввел меня в храм и намерил в столбах шесть локтей ширины с одной стороны и шесть локтей ширины с другой стороны, в ширину скинии. Пророк вводится теперь в самую внутренность храма евр. гекал, слово означающее святилище и Святое Святых, или одно святилище: 3Цар 6.2, 5, 17 . У входа в святилище, в дверях, ведущих в него, стояли опять две массивные, колонны (пл. 4: khmo giln), которые были толще предыдущих на 1 локоть, именно были 6 локтей (в направлении hm и gl). – «В ширину скинии» – замечание непонятное; посему лучше по LXX, которые имеют здесь повторение прежнего выражения: «широта аилам», читать вместо огел, скиния, слово, которое у Иезекииля нигде не употребляется (исключая имен Огола и Оголива), аил, столб. Иез.41:2 .  В дверях десять локтей ширины, и по бокам дверей пять локтей с одной стороны и пять локтей с другой стороны; и намерил длины в храме сорок локтей, а ширины двадцать локтей. Дверь (4 пл. hg, lm), названная здесь петах соб. отверстие, а не шаар, монументальная дверь, из храмового притвора в святилище, была ширины в 10 локтей, т. е. такой же ширины, как ворота внешние и внутренние ( Иез.40.11 ) и уже на 4 локтя входа в притвор храма ( Иез.40.48 по LXX); она занимала половину всей передней стены храма, выдаваясь своей величиной: в такую дверь могла быть видна вся внутренность святилища и, может быть, не только из внутреннего двора, но благодаря высокому положению храмового здания, и из внешнего двора; бока дверей (4 пл. nk, gl), т. е. остающаяся незанятою для двери часть стены, служившая для двери как бы косяком, – были с каждой стороны по 5 локтей (в притворе храма 3 локтя: Иез.40.48 ). – Святилище («храм») внутри было длиною (4 пл. os или nr) в 40 л., а шириною (оп или rs) в 20 локтей, как в Соломоновом храме и Моисеевой скинии. Слав. «долготу их» – «их» ошибочный перевод греч. αυτου, его, храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Бог мой забыл меня» 40:27), или прямо осмеяние веры в Господа: «пусть явит себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше» (66:9; ср. 5:19). Современники пророка, не веровавшие в Господа, «ненавидели и гнали» праведников (66:5) – «рабов Господа»; они «не принимали к сердцу» кончины праведника и не помышляли, что в самом уничижении праведник не бывает оставлен Господом, что, напротив, видимое благоденствие нечестивых исполнено зла (57:1–3). Современники пророка, очевидно, были проникнуты тем же настроением, как и жители Иерусалима, которые при Ахазе «пренебрегали» (ср. 53:3) водами Силоама, «текущими тихо», не имевшими видимой славы и блеска царей Рецина и «сына Ремалиина» (8:6), «затрудняли Бога» (ср. 43:24) своим неверием ( , Ис.7:13, 9 ), уповая вместо Господа на помощь ассириян или египтян. Господь и «камень, положенный Им в Сионе», т. е. Христос, были для них «камнем претыкания и камнем соблазна» (8:14, 15; 28:13, 16) 337 . Поэтому-то настроение Израиля, который не уверовал в Мессию, ради Его страданий (53:1; ср. Ин.12:38 ). св. Иоанн отожествляет с настроением того народа, к которому был послан пророк Исаия сказать: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ин.12:39–40 ) 338 . Далее, странна в изъяснении Гизебрехта мысль, что Израиль несет наказание не за свои грехи, и что он притом страдал «добровольно». Гизебрехт (179 стр.) говорит, что подобная же мысль заключается в 40:1–2: здесь будто бы пророк хочет сказать, что грехи народа уже прощены, – между тем, как уже в 3-м стихе говорится: «исправьте путь Господу» (ср. 43:25; 44:22 и др.), следовательно, о безгрешности народа нет речи: «сделано удовлетворение» (40:2) – ничто иное, как прошедшее пророческое (ср. 44:22 и 23). Неправильно говорит также (ibid.) Гизебрехт, будто в 50:2 делается различие между безгрешною матерью Израиля, т. е. между народом самим в себе, или как избранным от Бога, и между грешными детьми – современниками пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ввиду такой важности пост установлен Самим Господом еще в раю, именно: сотворив первых людей, Он заповедал им не вкушать плодов дерева познания добра и зла ( Быт. 2:17 ). Во время Моисея Богом был дан уже положительный закон о посте, и Библия свидетельствует, что многие ветхозаветные люди действительно постились, напр., Моисей на горе Синайской 40 дней и 40 ночей ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ), царь и прор. Давид ( Пс. 34:13; 108:24 ), прор. Илия (3 Цар. гл. 19). Иоанн Предтеча ( Мк. 1: 6 ) и др.; постились жители Ниневии и этим спаслись от наказания Божия ( Ин. 3:5–10 ), а евреям Бог даже напоминал о посте, говоря через прор. Иоиля: «назначьте пост... и взывайте к Господу»; «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоил. 1:14; 2:12 ). В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста, пропостившись пред выступлением на общественное служение 40 дней и 40 ночей ( Мф. 4:1–2 ), и даже разъяснил, как нужно соблюдать пост (6:16 – 18). По примеру и наставлению Спасителя апостолы тоже постились. Так, ап. Павел постился после призвания его Спасителем ( Деян. 9:9 ), перед отправлением из Антиохии на проповедь (–13: 2–3), при рукоположении пресвитеров (–14:23) и вообще часто пребывал в посте ( 2Кор. 11:27 ), советуя и другим делать это, чтобы получить венец нетленный ( 1Кор.9:24–27 ). По свидетельству истории, ап. Петр (Григорий Назианз. Слово о нищелюбии) и Матвей (Клим. Алекс. Педагог, кн. 2, гл. 1) питались одними только хлебными семенами, а ап. Иаков воздерживался от мяса и вина (Евсев. ист. кн. 2, гл. 22). Подражая апостолам, первенствующие христиане александрийские принимали пищу только вечером, а мяса и вина вовсе не употребляли (там же гл. 17); так же поступали и поступают великие подвижники Церкви Христовой до сих пор. 661 Вопреки указанным свидетельствам и учению, сектанты-рационалисты утверждают, что телесный пост не только не нужен, но даже вреден, так как, не приводя человека к спасению, обессиливает тело и вредит здоровью. Истинный пост, говорят они, должен состоять в воздержании от грехов, а не от той или другой пищи, и в делах благотворительности, как учит прор. Исайя: «вот пост, который Я (т. е. Господь) избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ис.40:15 . Вот народы – как капля из ведра, и считают­ся как пылинка на весах. Вот, острова как по­рошинку поднимает Он. Ис.40:16 . И Ливана недостаточно для жертвен­ного огня, и животных на нем – для всесожже­ния. Ис.40:17 . Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считают­ся у Него. В этих трех стихах продолжается развитие той же самой мысли об Абсолютности Божественного Существа, с тем новым отличием, что объектом, с которым сравнивается Бог, выступает не отдельный человек, а весь народ, или точнее, целые народы. «Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах». «От созерцания природы, – говорит Чейн, – пророк переходит к истории». И в ней нет ни одного народа, который бы дерзнул сравниться со Всемогущим. Самые сильные и величайшие нации столь же малы и ничтожны по сравнению с бесконечным Всемогуществом Бога, как водяная капля, по сравнению с целым ведром воды, или как ничтожная пылинка, приставшая к чашке весов и совершенно неуловимая для этих весов, по причине ее ничтожества. «Вот острова, как порошинку поднимает Он». «Острова» – ihiim, термин не географический, а этнографический; в Библии он синонимичен слову – hoim, языки, или народы. Для жителей Палестины, как страны приморской, все остальные народы казались живущими на островах, в особенности, те из них, которые жили на Западе ( Быт.10:5 ; Ис.41:1 ; Ис.49:1 ; Ис.51 и др.). Страны и народы почти вовсе неизвестного евреям Запада могли, в силу самой неизвестности их, представляться их воображению особенно сильными и могучими. Но вот и относительно их пророк замечает, что пред лицом Божественного Всемогущества и они – не более, как порошинка (снежинка). У LXX и в нашем славянском вместо «порошинка» получилось «плюновение», вследствие ошибочной замены евр. слова kadok (порошинка) – словом karok (слюна, плюновение). 46 Ис.40:16 . И Ливана недостаточно для жертвен­ного огня, и животных на нем – для всесожже­ния. «И Ливана недостаточно... и животных на нем – для всесожжения.» Желая дать более наглядную иллюстрацию мысли о неизмеримости Божественного величия и Его недосягаемой Святости, пророк говорит, что ни одна, самая величайшая человеческая жертва, какую только может вообразить себе наша фантазия, не будет соразмерна с величием Бога и, так сказать, не подкупит Его в нашу пользу, если она не будет проникнута соответствующим внутренним настроением. Если бы мы, для устройства жертвенного костра, собрали бы весь огромный лес Ливанского горного хребта и возложили бы на такой гигантский жертвенник всех животных, обитающих в этих лесах, то и такая колоссальная жертва нисколько не была бы соразмерна с величием и славой Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Профессор П.А.Юнгеров в своих кратких комментариях на книгу Иова говорит: «В образах 40 и 41 глав христианские толковники видят прикровенное указание на диавола, его власть над миром, его падение в тартар и обладание преисподней. … Пророки: Исайя (4, 14–15), Иезекииль (28, 12–17) и Даниил (7–8; 11 главы), прикровенно, под образами разных языческих царей, говорили о вдохновителе их диаволе, его власти и падении. Пророк Исайя драконом или змеем называл злого духа и говорил о поражении его Господом (27, 1; 51, 9)». Так и здесь, особенно в 40, 14 и в 41, 24, по мнению толковников, под образами морских чудовищ говорится о злом же духе, его власти страшной для людей, его падении в тартар (40, 15), унижении пред ангелами (40, 14; 41, 24), владычестве в преисподней бездны (41, 23, 25), но в полной зависимости от Господа». 29 В чем смысл речей Господа? Кажется, на первый взгляд, что Он не открывает Иову тайну его страданий. Господь лишь указывает на непостижимость Своих путей для человека, на бессилие человека перед Богом и даже перед некоторыми Его творениями. Но в этом есть свой смысл. Даже величайший праведник, каким был Иов, нуждается в искуплении. Нужен Искупитель, Посредник. Вполне смысл страданий Иова уразумевается только в контексте Нового Завета. Однако самому Иову этот смысл возможно был открыт (см. ниже). 2.6.8. Ответ Иова на речи Господа (42, 1–6) После речей Господа Иову осталось только преклониться перед всемогуществом Божиим и перед тайной путей Божиих. «Отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя ; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ( Иов.42:1–6 ). Иов за свое долготерпение награждается величайшей наградой – он видит Бога, и это лицезрение оказывается настолько великим благом, что перенесенные им страдания уже не кажутся ему чрезмерными. Некоторые толкователи считают, что Иов не только узрел Бога, но что ему была приоткрыта тайна Божественного Воплощения и Искупления Им рода человеческого. Это догадка. Прямых указаний на это в тексте книги Иова нет. Однако слова Иова «о делах чудных» для него, о «которых он не знал» наводят на такую мысль. Ведь Иов рассуждал не о величии дел Творения, а о причине своих страданий, о промысле Божием. Из ответа Иова Богу можно предположить, что его жажда узнать причину была удовлетворена – он узнал и изумился непостижимости и величию замысла Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

33 и с южной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Симеоновы одни, ворота Иссахаровы одни, ворота Завулоновы одни. 34 С морской стороны меры четыре тысячи пятьсот, ворот здесь трое же: ворота Гадовы одни, ворота Асировы одни, ворота Неффалимовы одни. 35 Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: «Господь там ». 40 .1. 10 нисана 91 573 г. 40.2. Весьма высокой горы в окрестностях Иерусалима нет. Пророк говорит об идеальном Новом Иерусалиме. Описанию его посвящены 40–48 гл. книги. Видения имеют двойной смысл: а) устройства ветхозаветной Общины после Плена; б) эсхатологического Царства Божия. 40.4 сл. Точное описание Храма, который предстоит восстановить после освобождения из Плена, является и указанием для строителей (как священник Ие-зекииль хорошо помнил старый Храм), и одновременно порукой тому, что Храм будет вновь построен. В знак того, что в земле Господней все будет гармонично и совершенно, Иезекииль придает зданию более совершенные очертания, нежели имел Храм Соломона. 42.15–9. Наружная стена Храма представляет идеальный квадрат (эмблема гармонии и совершенства). Обращенность крестом на четыре стороны света знаменует вселенское значение Дома Божия. 43.Г-4. Возрожденный Израиль вновь встречает Славу Ягве, которая приходит с востока (откуда должны будут вернуться изгнанники). 43.5-иг. Совершается то, чего веками чаял Израиль: Бог прощает его и снова обитает среди народа. Это прообраз евангельского Богоявления, прообраз, однако, отдаленный, ибо Господь все еще скрыт от взоров людей. Только Воплощение откроет Его миру. 43.19–27. Служение в Храме есть благоговейное свидетельство о том, что Бог близко, что Он, огонь попаляющий, обитает в сердце Града. 48.22–29. Справедливое разделение земли указывает на нравственные принципы, которые должны лежать в основе экономической жизни человека. 48.30–34. Новый Иерусалим – город вселенский, о чем говорит его обращенность ко всем четырем сторонам света. Этот образ мы находим и в Апокалипсисе (21.16). 48.35. Новое наименование города отражает самую суть учения пророка Иезекииля. Высшей точкой мирового становления явится Мессианское Царство, когда Бог соединится с людьми навеки ( Откр 21.2–5,22–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Изъяснение псалма 40-го. Пс.40:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. «В конец, псалом Давиду». Иные прилагали настоящий псалом к Давиду, а иные к Езекии; но ни того ни другаго не дозволяет нам принять Божественное Евангелие, потому что Владыка Христос, в одной беседе Своей с священными учениками. присовокупил и сие: «аще сия весте, блажени есте, аще творите я. Не о всех вас глаголю, Аз бо вем, их же избрах: но да Писание сбудется, ядый со Мною хлеб воздвиже на Мя пяту свою. Отселе глаголю вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко Аз есмь» ( Ин. 13, 17–19 ). Посему, когда Господь говорит: «да Писание сбудется», и показывает, что настоящий псалом идет к Нему, а не к другому: то смелым и дерзким почитаю придумывать для псалма другое не принадлежащее ему содержание. Пс.40:2 .  Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. «Блажен разумеваяй на нища и убога». В некоторых списках нашел я и слово: «убога», но нет его в еврейском, а также у сирскаго и у других переводчиков. Нищим же называет Пророк Господа всяческих, потому что " богат сый, – как говорит божественный Апостол, – нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся» ( 2Кор.8:9 ); и: «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп.2:6–7 ), владычествуя над видимым и невидимым, не имел где главы приклонить, и родившись от Девы, за недостатком ложа, положен был в яслях. Посему пророческое слово ублажает Того, Кто может уразуметь сию нищету, и усердствует, по мере сил, прославлять приявшаго на Себя оную. Потом Пророк показывает плоды сего ублажения. «В день лют избавит его Господь». Слова: «день лют», Симмах перевел: «день озлобления». Дает же сим Пророк разуметь, как думаю, день суда, который страшен и пагубен для беззаконных, и обещает, что ясное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшнаго дня. Пс.40:3 .  Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас. Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения. В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста. Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

http://pravoslavie.ru/148436.html

Следующая часть с 40–й главы и до конца книги иногда называют «книгой Утешения». Если до этого преобладали обличения, грозные и страшные пророчества о гибели Иерусалима (Ис. 32: 13–14), то здесь главной темой становится радостная весть об избавлении и явлении Царствия Божия: « Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис. 40: 1). Если раньше пророк восклицал: « куда бить вас?», то теперь говорится: «утешайте народ Мой». Почему? Потому что « за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40: 2–5). Здесь мы видим прямую связь с Новым Заветом, поскольку святой Иоанн Предтеча говорил о себе: « Я глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1: 23; Ис. 40: 3). О чем же этот глас согласно пророческому речению? О том, что « всякий дол наполнится», то есть все смиренное возвысится, « всякая гора и холм да понизятся», то есть все гордое будет упразднено и смирится и явится слава Божия. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «прежде это совершилось во время возвращения из плена, так как народ пришел без труда и препятствия. Потом наполнение дебрей, понижение гор, холмов и изменение трудного в легкое означает тот путь, который ведет к добродетелям, что он легок и ровен, так что на нем… не будет никаких препятствий для желающих по нему идти… До пришествия Христа сила добродетели была подобна густым кедровым рощам, стремнистым и лесистым местам, почти была непроходима; пророки, праведники плакали и оплакивали тех, которые населяли эти суровые места; но после Христа – не так многие вступают на эту дорогу [добродетели] без сомнения и страха» т. 5, с. 215]. Спасение, радость и утешение связаны с явлением Некоего раба Господня или Отрока Господнего. Главы с 42–й по 53–ю являются важнейшими с точки зрения мессианского содержания книги пророка Исаии, а в плане догматическом – вообще всего Ветхого Завета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

39 в десятый месяц. Скорее, «в десятый день месяца», поскольку очевидно, что речь идет о январе 588 г. до Р.Х. 39 в одиннадцатый год... в четвертый месяц, в девятый день. Т.е. в июле 587 г. до Р.Х. Таким образом, осада продолжалась полтора года. 39 расположились в средних воротах. Исполнение сказанного в 1,15. 39 о Иеремии Навуходоносор... дал такое повеление. Иеремия был известен не только иудеям, но и другим народам (1,5). Возможно Навуходоносор считал пророка сторонником Вавилона. Глава 40 4045,5 Данные главы описывают служение Иеремии в период после падения Иерусалима. 4041,10 Пророк повествует о времени правления Годолии, покровительствовавшему пророку Иеремии и коварно убитому Исмаилом. 40 к Иеремии... среди прочих пленных. Вавилоняне не сразу узнали Иеремию. 40 собирайте вино и летние плоды, и масло. В момент, когда совершается Божия кара над Иудеей, эти слова предстают первым знаком будущего благословения. Ср. 14,1–6. Глава 41 41 они ели вместе. Эта подробность подчеркивает вероломство Исмаила. 41 из Сихема, Силома и Самарии. Эти города являлись религиозными центрами прежнего северного царства, которое пало в 722 г. до Р.Х. Люди, о которых идет речь, принадлежали к тем немногим уцелевшим израильтянам, что совершали паломничество в Иерусалим в дни великих праздников (см. Исх. 23,14–17 ). Праздник Кущей приходился как раз на описываемое время года («седьмой месяц», см. ст. 1). с обритыми бородами... изранив себя. Символы скорби, причиной которой, без сомнения, было падение Иерусалима. в дом Господень. К этому времени иерусалимский храм уже не существовал, однако место, где он был расположен, продолжало почитаться святым. 41 города. Т.е. Массифы. в ров. См. 38,6. 41 Ров... сделал царь Аса. См. 3Цар. 15,22 . 4144,30 Пророческое служение Иеремии продолжается в Египте, куда он попадает вместе с иудеями, которые покидают Палестину, спасаясь от вавилонского плена. В пророчествах Иеремии речь идет главным образом о суде над иудеями, которые, оказавшись в Египте, вновь предались идолопоклонничеству (44,1–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010