Случаи искажения смысла во второй редакции возникают в результате неудачного сокращения текста, возможно, с целью избавления его от повторов: ...поидохом к богоспасаемому граду Калуги. [И пришли (приидохом) в богоспасаемый град Калугу] в пяток в 3 часу нощи (л. 4). То же самое может происходить из-за вставок и уточнений, например, в описании Великой церкви, у врат которой, согласно первой редакции, было 11 столпов мраморных да 3 аспидных, то есть 14; во второй редакции их стало 11 – 8 мраморных да 3 аспидных (л. 189 об.). Редакторская правка текста является не всегда удачной, особенно когда нарушает эмоциональный настрой повествования (замена крик да стон на крик да стук – л. 146 об.) или ведет к разрушению типичных либо для стиля Лукьянова, либо для стиля древнерусских «хождений» языковых формул (замена златое дно на златое око – л. 124). Как показывает анализ текста, редактор «Хождения» при обозначении стоимости товара или услуги придерживался монетной системы, введенной реформой Петра I в 1698–1704 гг. Так, он устранил указание на ходивший во второй половине XVII в. грош, заменив выражение по грошу на две копейки (л. 81). Известно, что с 1698 г. денежная система России стала основываться на десятичном принципе, самом передовом в Европе, и 1 рубль стал равняться 100 копейкам, или 1 талеру. В тексте второй редакции талер везде именуется тарелем и изменены единицы счета денег: две копейки – 4 денги (л. 69), 3 копейки – 6 денег (л. 100), семь гривен – 23 алтына две денги (л. 45), 20 копеек – две гривны (л. 254); 3 копейки – алтын (л. 254). Кроме этого, появляются разночтения, связанные с переводом единиц одной национальной денежной системы в другую. В первой редакции указано, что левок ходит по 43 пары, во второй редакции – по 46 пар; здесь же сообщается, что за червонный венецейский дают не 111 пар, а 111 и 112 пар (л. 81 об.). При сравнении первой и второй редакций «Хождения» были обнаружены расхождения в языке: а) на фонетическом уровне, связанные с твердостью-мягкостью, звонкостью-глухостью согласных, историческими чередованиями и диалектными особенностями речи (исповедь – исповет, л. 100; морозь-мраз, л. 12; церкви – цръкви, л. 145; жрало – жерело, л. 204; игумна – игумена, л. 125; ступеней – ступней, л. 187; ночью – нощию, л. 27 об.; хороша – хороца, л. 17; еже – уже, л. 41; в час – у час, л. 87; целуют – цалуют, л. 186; мнится – мнитца, л. 186; и др.);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав: поучения: 1) Григория Нисийского о исповедающихся, иже истиною хотящему прийти на исповедание ко отцу духовному, без начала (1–5об.). Конец: «Еще же и се не забуди аще скажет яко брань имеет с кем или гнев на кого, а будет сам виновен, то прежде вели смиритися и потом во общение приемли». Напечатано в единоверческом Потребнике московской печати 1877 году; 2) ведати достоит восприемлющим исповеди иереом како должни по божественым правилом духовная своя чада расматряти и связовати и разрешати (5 об.–24). Начало: «От книги толкования заповедей Господних, от шестьдесять третьяго слова и от слова третьяго книги тактиона рекше чиновныя законное правило»; напечатано в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года; 3) чин исповеданию православным царем и князем и вельможам и всем християном мужеска полу и женьска и иноком и священником и дияконом на отгнание грехов, на очищение души по преданию красотоделателей человеческим душам богоносных отец, како подобает кающагося приимати (24–156); 4) устав како подобает Причастие больному вборзе дати страха ради смертного (150–164); 5) чин бываемый на одеяние рясы (164–175 об.); на лл. 171– 175 об. имена калугером; 6) последование малаго образа еже есть мантия (175 об.–201); 7) чин бываем вели ангельского образа (201–254); 8) святаго Василия о постничестве, како подобает украшену быти иноку (254–259). Начало: «Достоит иноку прежде всех нестяжательно житие имети, телесе тихость, украшение образа»; 9) чин пострижению инокиням вели образа ангельского (259 об.–315 об.); 10) чин бываемый о коем-либо христолюбцы иже добрым произволением пришедшему где во обитель и просящему быти духовным братом, тамо сущим братиям в той святей обители (315 об.–319); 11) чин бываемый на разлучение души от тела (319 об.–343); 12) последование погребению мирским человеком (343–385); 13) служба и устав како подобает пети над умершим младенцем (385–394); 14) последование бываемо о усопших иноках (394–440); 15) подобает ведати аще кто преставится в который день Светлыя недели до недели Фомины ничто же над ним поется усопшее (442–443 об.); 16) чин погребению священническому (443 об.–477); 17) подобает ведати о еже како бывати о усопших вследованию, без конца (477– 480 об.). Все перечисленныя чинопоследования те же, что и в помянутом выше единоверческом Потребнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

435 Аскетическая проповедь. С. 285 436 Аскетические опыты. Т. I. С. 387—389. Аскетические опыты. Т. II. С. 78—87 437 Христианский пастырь и христианин — художник. С. 278. 438 Наставления о духовной жизни.//Добротолюбие. Т. 1. С. 470—472 439 Аскетические опыты. Т. I. С. 406 440 Аскетическая проповедь. С. 273 441 Аскетическая проповедь. С. 291 442 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 221, 494 443 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 27 444 Духовные беседы. С. 357 445 Отечник. С. 136 446 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 406 447 Слова подвижнические. С. 11—2, 99—102, 262, 283 448 Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 45 449 Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 214 450 Христианский пастырь и христианин — художник. С. 278. 451 Приношение современному монашеству. С. 119 452 Аскетическая проповедь. С. 254 453 Духовные беседы. С. 277, также с. 347—348 454 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 314 455 Увещательные главы.//Добротолюбие. Т. 2. С. 272 456 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 401 457 Слова подвижнические. С. 56, 301, 354 458 Там же. С. 255—256. 459 Аскетические опыты. Т. I. С. 295 460 Там же. 461 Аскетические опыты. Т. II. С. 60. Приношение современному монашеству. С. 329 462 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 460 463 Аскетическая проповедь. С. 338 464 Цветособрание.//Добротолюбие. Т. 3. С. 438 465 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С 57—58, 75; Отечник. С. 19 466 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 343; Отечник. С. 172, 173 467 Увещательные главы.//Добротолюбие. Т. 2. С. 271 468 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 404 469 Лествица. С. 145 470 Слова подвижнические. С. 37, 139 471 Аскетическая проповедь. С. 272 472 Аскетические опыты. Т. I. С. 147—148. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 526 473 Аскетические опыты. Т. I. С. 299 474 Аскетическая проповедь. С. 254—255 475 Слова подвижнические. С. 38, также с. 301 476 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 422 477 Аскетические опыты. Т. I. С. 141, 298, 300. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 514

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   Далее рабский страх человека пред Богом и Его праведным судом постепенно преобразуется в возвышенное чувство благоговения пред Ним, в чувство сыновнего, искреннего и сердечного, беспрекословного влечения к Богу. В такой душе уже не боязнь наказания и страданий заставляет человека уклоняться от греха, но желание быть в единении с Богом (1:103). Так человек переходит на высшую ступень добродетели страха Божия — сыновнего страха. Это чувство сыновнего страха пред Богом удерживает человека от всех действий и помыслов, оскорбляющих величие Божие, от дел и намерений, не угодных Его, всесвятой воле (2:253). На этой ступени страх Божий является для христианина сокровищем души, «душевным светом», освещающим его жизненный путь, его душу, мысли, дела и поступки (4:379). Христианин сознает себя не только и не просто творением Божиим, но чадом Его. Для него Бог уже не строгий Судья и Мздовоздаятель, но всеправедный, любящий Отец. Однако и на этой ступени духовного развития христианин не должен останавливаться. Его сыновний страх пред Богом по мере духовного преуспеяния и под действием Божественной благодати должен перерасти в любовь к Богу и ближнему. Сыновний страх Божий, таким образом, является залогом высшего дара Божия человеку — совершенной любви, ибо только «страх Господень… на стезях любления поставляет» (Сир. 1:13) (2:252). А любовь вводит христианина в общение и единение с Богом, потому что «Бог любы есть, и пребываний в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1 Ин. 4:16). Единение же с Богом есть истинная и единственная цель жизни и духовных подвигов человека на земле.    Таким образом, духовное совершенствование человека и утверждение его в добродетели страха Божия составляют единый, неразрывный процесс, единый путь шествования к Богу.    Для человека, ищущего общения с Богом, указания только пути развития в нем страха Божия еще недостаточно. Ему важно знать также средства приобретения и усвоения этого дара.    Прежде всего нужно помнить, что страх Господень «рождается и умножается при помощи Божией» (2:254). Он может восприниматься и развиваться в душе человека любого возраста, но наиболее благоприятным временем для этого являются детские годы. Детская душа не обременена еще житейскими попечениями и мирской суетой. Она чутко воспринимает добрые наставления и увещания старших, стремится ко всему доброму и возвышенному. Об этой особенности детского возраста необходимо помнить родителям; по своему христианскому долгу они должны прилагать все усилия для воспитания детей в страхе Божием, наставляя их на спасительный путь. «От воспитания бо все житие зависит, — говорит святитель Тихон, — и родители, в страсе Господни детей своих не воспитывающий, Божия наказания не избегнут» (1:105). В одной из инструкций учителям воронежских школ святой отец обязывает преподавателей и наставников обучать детей не только грамоте, но и честной жизни, страху Божию, так как «грамота без страха Божия есть не что иное, как безумному меч» (1:254).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если бы этот отдел разсматривать, как вставку, то последующий отдел непосредственно примкнул бы к первой книге, он также имеет в конце подпись: «Μρος τν τευχν το Σωτρος“ (стр. 231). Дальнейший отдел кодекса опять не имеет названия. На последней странице (254), без нумерации, содержится начинающийся ex abrupto отрывок: der (?) Gerechte (δκαος), очевидно, представляющий собою заключение значительного целого произведения, как это показывают две, к сожалению, выскабленные строки, бывшие явно оглавлением книги. Судя по заключению, это целое произведение не было тесно связано со всем манускриптом; ибо оно напоминает эпилог апокрифического евангелия, составленного по Марку. В манускрипте недостает первого листа, как крышки, на котором стояло заглавие всего сочинения, и оно могло быть «Τεχη το Σωτρος“, так что настоящее оглавление «Pistis Sophia“ едва ли законно 20 . Последнее надписание отвечает содержанию лишь первого отдела, ибо Pistis Sophia – одному из эонов гностической системы – здесь принадлежит главная роль, но во 2-м отделе о ней больше не упоминается. Сравнительно более связанными являются первые три части книги, простирающиеся с 1–231 стр., последняя же, менее связанная с первыми и предшествующая им по времени, обнимает стр. 232–254. Однако все части или книги связаны одним кругом выводимых в них лиц и однородностью предметов. Все четыре книги в общем содержат в диалогической форме беседы Иисуса Спасителя с его учениками и мироносицами, по Его воскресении, при чем первые три падают на 12-й год, а последняя предшествует им и относится ко времени, непосредственно после воскресения. Местом бесед в первых трех книгах служит масличная гора; а в последней книге место указывается сбивчиво – то как вода океан (р. 288. з. 29), то Галилейская гора (р. 243, з. 12) и т.п. Книги предваряются своего рода введением, которое обнимает 28 глав. Следующая часть простирается с 29–82 гл. и содержит разсказы о судьбе Pistis Sophia с ее падения до ее возвращения, при помощи Иисуса, в ее прежнее место нахождения, к 13-ти эонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

С таким прошедшим, при таких благоприятных данных в настоящем, господствующий тыграйский толк может смотреть без робости и на свое ближайшее будущее. А пока державствует „карра-хайманот“, мысль о возвращении абиссин в лоно православия представляется розовою, но беспочвенною мечтою. Приложение к 4-й главе Миссионеры и путешественники о толках в Абиссинии Для ученых, которые пожелали бы проверить критически и наши – иногда но необходимости произвольные – объяснения данных летописи об учении евстафиан и дабра-либаносцев и сделанный нами очерк учения тыграйского и «сост-лыдат», предлагаем здесь свод почти всех тех сведений о сектах в Абиссинии, которые мы нашли в доступных нам сочинениях миссионеров и путешественников. Мы говорим: почти всех. Это ограничение относится собственно в сочинению Гоба, где рассеяно так много выражений абиссин о «помазании» и «третьем рождении», что собрать их все по надлежащему, т. е. в том освещении, какое они получают в контексте, невозможно, да едвали это и нужно, потому что эти выражения повторяют друг друга с маловажными – по нашему мнению – оттенками в частностях. Некоторые из этих выражений приводятся в гл. 4 под строкою. – Заметим здесь же, что миссионеры-протестанты с отеческою письменностью были знакомы очень плохо, если только можно подозревать их в знакомстве с творениями, авторитет которых они настойчиво отвергали как «человеческий». Поэтому некоторые подробности абиссинских мнений показались этим европейцам новостью и даже странностью, тогда как абиссины примыкают в древним θεολογομενα отцов. Представленный в гл. 4 очерк отеческих воззрений на «помазание» выясняет эти пункты соприкосновения. А потому в настоящем своде показаний мы не делаем в этом направлении никаких замечаний. – Сокращенная цитация в этом своде: GO=Gobat, 254. Gb-Gobat, 342.343. GOB=Gobat 254.342.343. ISR=Isenberg II, 123.124. ISR=Isenberg I, 23. – Jou=Journals (определить, Изенберг или Крапф пишет в них, не всегда возможно; ср. рр. 105.112.114.138.139 и 123.136). HAR=Harris II, 205. KR=Krapf, I, 67. KRF=Krapf N, 363. MSJ=Massaja, I, 14,14 p. 138. MSSJ=Massaja, 1,12,22 p. 116. MSJA=Massaja, 1, 14,17 p. 140. MY=Mayer. 61. ABD=d’Abbadie, 218. GONZ=Gonzague, p. 6. ПОРФ=Порфирий, T К Д A. 1866,1, 333.334. – Лишь фразы без « » – перифраз. Сокращенное имя автора, поставленное в [    ], означает, что он тоже сообщает предыдущее, но не буквально. Слова, поставленныя в « » без обозначения пред началом абзаца автора, принадлежат Майеру. I. Партия „трех рождений”, дабра-либаносская

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

286 Tim. 28, А–29, Е; ср. Tim. 52, A; Rep. X, 596, A...; Phädr. 247, А–Е и др. Ср. Zeller ibid. s. 665, 4. 289 Arist. Phys. Ill, 4. 203. а. 15; 6; 306. b. 27; IV, 2. 209. b. 33; Meth. I, 6. 987. b. 20; I, 7. 988. а. 25; III, 3. 998, b. 10. С р. Zeller, Ibid., s. 726, 1. 292 Tim. 51, В (идея огня): Rep. X, 596, А и 597, С (скамьи и стола); Krat. 389, В (ткацкого челнока); Рагт. 133, С–Е (идея господина и раба); Phäd., 65 (справедливости, прекрасного, достойного, доброго, здоровья, величины, силы); Phäd. 100, D (красоты, величины, малости, множественности, единицы, двоицы); Rep. V, 479, А (красивого, справедливого, двойного, великого, малого, трудного, легкого); Rep. VII, 529, D (быстроты, медленности); Phiidr. 247, D (справедливости, благоразумия, знания; сравн. Parm. 194, А–С и Rep. IV, 438, С; Phileb. 62); Krat. 389, D; 390, E (идея имени); Krat. 423, E (идея цвета и голоса); Krat. 386, D (деятельности); Theät. 176, Е (идея счастья, божественности, несчастья, безбожности); Rep. X; 617, D; 618, A; Soph. 254, С (идея ν, στσις, χνησις, τατν и θτερον); Soph. 258, С (μ ν прямо ставится в числе видов сущего; ср. Soph. 254, D); Rep. V, 476, А (идея прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, доброго и злого: ср. тож е Rep. Ill, 402, С); Theät. 186, А (идеи подобия и неподобия, прекрасного и постыдного, добра и зла); Phäd. 150, D–156, Е (идея смерти и жизни). Susemihl (“Genet. Entwickl. Platonish. Philosophie” II, В. 197) полагает, что идеи дурного и частных добродетелей у Платова имеют только значение примера, потому что последние принадлежат к миру явлений, a признание идеи дурного, яко бы, не согласно с положением, что Бог может быть только образцом добра: но Zeller вполне основательно не соглашается с этим, так как тогда пришлось бы отвергать и многие другие несомненные идеи, наряду с которыми упоминается идея «небытия» и «зла» (см. у Zeller’a ibid., s. 701:1). 296 В «Филебе» (23, C–D.), по-видимому, первопричина всего существующего выделяется из мира идей (πρας), так что отождествив эту первопричину с Божеством, мы, по-видимому, вынуждаемся признать Платоновское Божество (первопричину всего сущего) началом, отличным от мира идей притом, началом высочайшим, первоосновой всего сущего. Но для того, чтобы первопричину всего сущего выделять из ряда идей, нет надобности эту первопричину считать непременно бытием, отличным по природе от идей. Почему бы нам эту первопричину не считать тождественной с одной из идей именно с высочайшей идеей, которая бы обнимала собой все прочие идеи и была бы причиной их бытия, вследствие чего имела бы право на такое исключительное в ряду других идей положение и право на название первопричины в особенном, преимущественном смысле этого слова? Рассматриваемое место «Филеба», т. о., не противоречит высказанному нами выше положению о тождестве Платоновского Божества с идеей блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Обширное примечание на стр. 513–514 о наименовании Церкви соборною есть почти буквальная выписка из статьи в 2 «Церковных Ведомостей» за 1906 г., статьи, впрочем, хотя и глухо, упомянутой здесь же. На дальнейших страницах, трактующих о кафоличности Церкви, не мало мелких не отмеченных заимствований. Срвн. Стр. 515 и Филарета § 298, ч. 2, стр. 238 и Прибавления за 1843 г. ч. 1, стр. 255, 254. Стр. 516 и Филарета, ч. 2, стр. 239–240. Макария § 180, т. III, стр. 315. Прибавления, ч. 1, стр. 254. Стр. 518 и Макария т. III, стр. 317, Филарета, ч. 2, стр. 241. Стр. 519 и Филарета ч. 2, стр. 241. Стр. 520 конец и Филарета § 300, ч. 2. стр. 246. Небольшой отдел (стр. 521–524) об апостольстве Церкви более чем на половину списан. Стр. 521–522 срвн. Филарета § 300, ч. 2, стр. 247–248. Стр. 523 срвн. А. Лебедева – О главенстве папы, стр. 103–104. – Цитат никаких нет. § 122 (у о. Малиновского опечатка: 22). Богоучрежденность иерархии (стр. 525–536). В прим. на стр. 525–526 указано в качестве «литературы» много мелких и крупных журнальных статей. Мы отметим заимствования лишь из одной статьи архим. —661— Иннокентия – О происхождении иерархии новозаветной. Православный Собеседник 1868 г. т. 2. Из этой статьи (со стр. 4–5) взято около половины 528 стр. В середине 530 стр. пересказ с 18 стр. Слова Тертуллиана в начале 534 стр. взяты с 21 стр. При этом слово «generositas» совсем неверно переведено через «превосходство», что совсем не соответствует мысли Тертуллиана . Generositas здесь=origo, genus, как объясняет Rigaltius (См. Migne, PL, t. 2, col. 395 С и nota 8). Почти вся 535 стр., с подавляющим обилием цитат во втором примечании, взята со стр. 23–24 и 27 статьи архим. Иннокентия; только цитаты у о. Малиновского лишились той точности, какую они имели в его «источнике». § 123. Троякая власть иерархии (стр. 536–546). Есть здесь небольшие выписки из упомянутой статьи архим. Иннокентия. Срвн. конец 537 стр. и Правосл. Собеседник 1868, ч. 2, стр. 7; начало 538 с стр. 8; начало 541 с 9-ой. Но особенно усердно пользуется в этом параграфе о. Малиновский догматикой архиеп. Филарета, откуда списано более трех страниц: срвн. стр. 540 и Филарета § 304, ч. 2, стр. 257–258; стр. 542–544 и Филарета § 306, ч. 2, стр. 260–262. Списывание предпочитается дословное, а цитаты отсутствуют совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Файл : Москва Храм Рождества Пресвятой Бoropoдuцы11.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 768 × 1024 (371 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D700 Время экспозиции 4/5 с (0,8) Число диафрагмы f/7,1 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 13:46, 22 мая 2011 Фокусное расстояние 80 мм Ширина 2832 пикс. Высота 4256 пикс. Глубина цвета Метод сжатия Несжатый Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 254 точек на дюйм Вертикальное разрешение 254 точек на дюйм Принцип организации данных формат «chunky» Программное обеспечение Adobe Photoshop CS4 Windows Дата и время изменения файла 15:11, 28 мая 2011 Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 13:46, 22 мая 2011 Выдержка в APEX 0,321928 Диафрагма в APEX 5,655638 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Расстояние до объекта 2,51 метров Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд оригинального времени 67 Доли секунд времени оцифровки 67 Цветовое пространство Некалиброванное Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 80 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Ширина изображения 1500 пикс. Высота изображения 2000 пикс. Серийный номер камеры 2284614 Использованный объектив 80.0-200.0 mm f/2.8 Дата последнего изменения метаданных 18:11, 28 мая 2011 Уникальный идентификатор исходного документа xmp.did:E386F6BC2289E011B9D0822F00CAC82F Ключевые слова Icony Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Москва_Хр...

МЕРЕЦКОВ ЗАПОРОЖЕЦ СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп. 97. Д. 8. Л. 268. Подлинник. О действиях и положении 2-й ударной армии в районе Красная Горка ДОНЕСЕНИЕ заместителя командующего войсками Волховского фронта начальнику Генерального штаба Красной Армии 23 марта 1942 г. 22 ч 35 мин 1 . Первый опасный для противника удар по его тылу Любань в феврале месяце был отражен сборными частями 254-й немецкой пехотной дивизии, которая ценой больших потерь для нее возвратила Красную Горку (из захваченного приказа командира 254-й немецкой пд). Вследствие вялых и нерешительных действий полковника Сланова и отсутствия своевременной поддержки его со стороны командования армии 80 кд с полком 327 сд была немцами отрезана, неделю болталась в тылу у противника и еле выбралась из окружения. 2 . Второй удар – наступление с 13 марта 1942 г. – после большого промежутка времени потерял всякую неожиданность и дал противнику время организовать оборону (лес, ж.д., вырыты блиндажи, подтянута артиллерия и организована система огня). Начались тяжелые бои. Применив технику, усилившись артиллерией, танками и РС и организовав взаимодействие частей, 14 марта 1942 г. линия обороны противника по линии ж.д. была прорвана. Красная Горка была вторично захвачена, но ценой уже значительных потерь. Противник, учитывая опасное положение, подтянул резервы и тяжелую артиллерию и обороняется упорно. Дальнейшее продвижение идет исключительно медленно. Шаг за шагом очищается от противника местность по лесу. Командование, напуганное окружением Сланова, много сил резервирует, действует в лоб, выталкивает противника и не создает кризисного положения противнику выходом на его фланги. 3 . С 18 марта 1942 г. противник перерезал тыловые дороги армии. Были отрезаны транспорта армии с боеприпасами, продфуражем и пополнением [в] 1000–1300 чел. Зам[еститель] командующего армией по тылу остается во фронте. Подача армии и эвакуация из нее полностью прекращены. Предпринятые меры по освобождению дороги до сих пор положительных результатов не дали. Армия имеет запасы: хлеба по 25 марта 1942 года; жиров, сала, овса, сена, сахара, соли нет. Начался падеж конского состава. Боеприпасы на исходе. Особенно нужны патроны [к] ППШ. Приняты меры [для] сокращения норм потребления и ограничения огнеприпасов и зернофуража до подачи армии авиацией. В ночь на 23 марта 1942 г. прибыло во Вдицко 8 самолетов У-2 с продовольствием и медикаментами. В армии скопилось до 3000 раненых. Создавшееся положение заставляет командующего армией оглядываться назад и снижать темпы наступления. Наступление в районе Красная Горка, хотя и медленно, но продолжается. Приняты меры [по] сохранению бодрого настроения личного состава армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010