183. Cp. характеристику даже такого строгаго и «благочестивого» грека, как Платой: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1. С. 250—256. 184. Prodi In Platonis rem publicam 1, 127—128 Kroll. 185. Например, в апокрифической «Письме Лентула». 186. Diodori.odori. Bibliotheca IV, 61.ibliotheca IV, 61. 187. Pseudo-Piutarchi Proverbia Alexandrinorum 47. 188. См.: Domseiff F. Sprache und Sprechender. Kleine Schriften II. Leipzig, 1964. S. 279. 189. Ciceronis Tusculanae disputationes I, 34; 1, 83—84. 190. Lucani Pharsalia IV, 579. 191. Senecae Epistolae morales VIII, 1, 14. 192. Taciti Annales, XVI, 35. — Корнелий Тацит. Сочинения В 2 т. Т. 1. Л., 1969. С. 326. 193. Ibid. XV, 70. Там же. С. 310. 194. Liber Isaiae LIII, 7. 195. Evangelium secundum Matthaeum XXVI, 62—63; XXVII, 12—14; secundum Marcum XIV, 61; XV, 4—5. 196. Romanos le Mdlode. Hymnes/Introduction, texte critique etc. par J. Grosdidier de Mations. Vol. Гv (SC 128). Paris, 1967. 197. Феофилакт Болгарский. С. 166. 198. Начальные слова полемического трактата «Против Кельса». 199. Celsi Contra Christianos II, 43. 200. Evangelium secundum Matthaeum XIII, 45—46. 201. Феофилакт Болгарский. С. 81. 202. Evangelium secundum Matthaeum VI, 31. 203. Характерно, что кинику, как явствует из целого ряда философских анекдотов и легенд, в принципе безразлично — выбросить свое состояние в море или раздать его людям; в обоих случаях это акт самоосвобождения, а не акт сострадания. 204. Epistola ad Romanos IV, 18. 205. Psalmus LXX/LXXI, 5; 7. 206. Epistola ad Romanos XV, 13. 207. Proverbia Salomonis XIV, 26. 208. lobIV, 6. 209. Epistola ad Philippenses II, 12. 210. Epistola ad Romanos VIII, 24. 211. Ibid. VIII, 25. 212. Из гимна III, озаглавленною в рукописях: «Что есть монах, и в чем делание его, и на какую высоту созерцания взошел сей муж» (Symdon le Nouveau Theobgien. Hymnes. Introduction, texte critique etc. par J. Koder. Vol. 1 (SC 156). Paris, 1969. P. 188). 213. Genesis II, 7. 214. Isaia XLV, 9 и др. 215. Epistola ad Colossios II, 9.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Антирритик заключительный (неизд.) Ркп: Laurent. LVI, 14, f. 1–161. Против говорящих, что в людях нет смирения (Antilogia) //Polemis D. I. (см. в 6 .831);//Leone P. L. М. (см. в 6 .831). 480–487. К царице Елене Палеологине, Разрешение трудных вопросов //Leone P. L. M. (см. в 6 .831). 488–513. [Филос. и ест.-науч. проблемы]. Об условиях богословского диалога с латинянами 834 . Paparozzi М. Un opusculo di Niceforo Gregoras sulle condizioni del dialogo teologico con i Latini//La chiesa greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Atti del convegno storico interecclesiale (Bari, 30 aprile-4 maggio 1969). Padova 1973. 3. 1331–1359 (=Italia sacra. 22). Об универсалиях 835 .//Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten 6 .870). 183. Нем. пер. и комм.: 184–188. Об акциденциях //Beyer H.-V. 6 .870). 183. Нем. пер. и комм.: 184, 188. Толкование древних речений (неизд.) Агиографические соч. На Рождество Христово (неизд.) 836 . Leone P. L. М. Nicephori Gregorae de santissimae Deiparae nativitate praesentatione atque educatione oratio//Quaderni Catanesi di cultura classica e medievale. 1991 3. 1–31. [Изд. на осн. Vat.gr. 1085 и 1086 и Vindob.hist.gr. 104. BHG 1079]. Благодарственная речь Пресвятой Богородице 837 . Westerink L. G. Nikephoros Gregoras. Dankrede an die Mutter Gottes//Helikon. Rivista di tradizione e cultura classica. Roma 1967. 7. 259–271. На Благовещение Богоматери (неизд.) Житие Константина (BHG 369) 838 . Nicephori Gregorae Vita Constantini/Ed. Leone P. L. M. Catania 1994. XII, 109. (Studi e ricerche dei «Quaderni Catanesi». 1). Ср.: 839 . Fusco F. Costantino in Niceforo Gregora//Costantino il Grande dallAntichità all’Umanesimo. Colloquio sul Cristianesimo nel mondo antico, Macerata 18–20 Dicembre 1990/A cura di Bonamente G., Fusco F. Macerata 1992. 1. 433–444. Житие Антония (BHG 139) 840 . Leone P. L. M. La «Vita Antonii Cauleae» di Niceforo Gregora//Nicolaus: Rivista di teologia ecumenico-patristica. 1983. 11:1. 3–50.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Hymn 44.378–393. 772. Hymn 47.69–81. 773. Hymn 51.143–153. 774. Hymn 52.142–148. 775. Hymn 52.149–152. 776. Cat 18.288–290. 777. Cat 19.151–160. 778. Eth 1.3.52–64. 779. Eth 1.5.120–124. 780. Eth 2.7.57–64. 781. Eth 4.260–269. 782. Eth 4.269–279. 783. Eth 5.412–417. 784. Eth 7.356–369. 785. Eth 7.371–383. 786. Eth 10.751–753. 787. Eth 7.425–429. 788. Eth 7.453–457. 789. Eth 9.463–482. 790. Eth 10.873–888. 791. Eth 14.285–290. 792. Hymn 11.1–4. 793. Hymn 11.17–19. 794. Hymn 11.35–38. 795. Hymn 11.44–49. 796. Hymn 11.54–58. 797. Hymn 11.75–79. 798. Hymn 11.66–71. 799. Hymn 15.44–50. 800. Hymn 15.52–59. 801. Hymn 20.13–16. 802. Hymn 20.32–44. 803. Hymn 20.181–184. 804. Hymn 24.1–10. 805. Hymn 27.96–106. 806. Hymn 29.103–104. 807. Hymn 42.48–55. 808. Hymn 42.74–78. 809. Hymn 41.19–30. 810. Hymn 58.5–12. 811. Theol 1.124–126. 812. Theol 2.202–204. 813. Theol 2.83–84. 814. Theol 2.108–111. 815. Theol 3.47–48. 816. Theol 3.101–105. 817. Я имею в виду замечание о. Даррузеса: Lorsque (Symeon) emploie la formule δι το Υο, il s " agit de la mission ad extra: ce qui reviendrait equivalement, pour la procession ad intra, a la formule photienne, non au diagramme: du Pere par le Fils. Traites Theologiques… T. I, p. 161 n. 2. 818. Eth 1.10.129–132. 819. Hymn 41.188–189. 820. Eth 7.311–333. 821. Eth 7.342–346. 822. Hymn 47.1–29. 823. Cat 9.1–25. 824. Eth 4.388–390. 825. Eth 3.43–45, 56–59. 826. Eth 9.448–461. 827. Euch 1.223–237. 828. Eth 5.407–409. 829. Eth 10.481–490. 830. Eth 8.202–207. 831. Eth 8.207–216. 832. Eth 11.700–722. 833. Eth 12.184–188. 834. Hymn 52.1–6. 835. Eth 14.194–197. 836. Eth 9.351–355. 837. Hymn 47–17. 838. Eth 7.509–537. 839. Eth 3.104–112. 840. Eth 3.115–122. 841. Eth 3.361–374. 842. Eth 3.558–560. 843. Hymn 1.132–147 844. Hymn 13.32–36. 845. Eth 10.606–611. 846. Eth 2.7.205–208. 847. Theol 1.404–407. 848. Eth 5.418–424. 849. Eth 5.442–460. 850. См. примечание 2 к настоящей главе. 851. Eth 7.377–383. См.: Часть IV. Христос. Прим. 53. 852. Cat 6.198–201. 853.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Справка: За время пребывания в Московской Духовной Академии (в 188 2 / 3 и 188 3 / 4 учебных годах) священник Василий Металлов сдал устные испытания по следующим предметам: а) на I курсе: по Священному Писанию Ветхого Завета (балл 4½), патристике (4–), философии (4½), психологии (4), греческому языку (4½), латинскому языку (4+) и немецкому языку (4+); б) на II курсе: по Священному Писанию Ветхого Завета (4), основному богословию (5), сравнительному богословию (4½), еврейскому языку (5–), греческому языку (4+), латинскому языку (4½) и немецкому языку (5). Определили: 1) Уведомить священника Василия Металлова о состоявшемся по его прошению распоряжении Святей- —278— шего Синода, а также и о том, что тему для своего кандидатского сочинения он должен предварительно представить на утверждение Преосвященного Ректора Академии. 2) Суждение о времени производства священнику Металлову устных испытаний по тем предметам настоящего академического курса, которых он не изучал в Академии, отложить до представления им сочинения на степень кандидата богословия. III. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1899 г. июля 28. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 24 июля за 4323: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 10 сего июля 361, в коем ходатайствуете: 1) об учреждении при Московской Духовной Академии стипендии имени покойного профессора сей Академии Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова на проценты с капитала в 5800 рублей, внесенного Советом Братства Преподобного Сергия, и 2) об утверждении проекта положения о сей стипендии. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: 1) учредить при Московской Духовной Академии стипендию имени покойного профессора оной Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова на проценты с капитала в пять тысяч восемьсот рублей, внесенного Советом Братства Преподобного Сергия, и 2) проект положения о сей стипендии утвердить: о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ, с приложением копии с положения о стипендии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1792 См.: Zahn. Geschlchte des neutestamentlichen Kanons. Bd. I.1888. S. 51 и др.; также: Иордан. S. 188 и др. 1795 De viris illustribus. Cap. LXXIV: «Sunt autem haec (opera Victorini)... adversum omnes haereses...» (y Bernoulli S. 44). 1798 Commonitlo ad lectores de sua quinque librorum Irenaei edltionë «Testantur nonnulli pii et docti viri se graecum exemplar (творений Иринея) in Venetiana bibliotheca legisse, alii quoque in Vaticana visum ferunt». 1804 Взгляды его изложены в Dissertatio in Tertullianum, § 12 (при издании творений Тертуллиана . Halle, 1769–1776. Bd. V) и в некоторых других сочинениях. Суммарно же переданы А. Штиреном во II томе издания творений св. Иринея. Р. 356–360. 1806 Walchius С. F. Commentatio de αθεντ librorum Irenaei Adversus haereses//Novae commentarlae Societatis Regiae scientarum Gottingens. Т. V. Gotting., 1775. См. также текст его статьи у Stieren’a (Т. II. Р. 361–380) и у Mignéя (Т. VII. Col. 381–404). 1807 Ср., напр.: A. Harnack (Sitzungsberichte d. Preussischen Academie d. Wissenschaft zu Berlin. 1893. Bd. II. S. 939–955); проф. Курганов (брошюра «Свидетельствал ли св. Ириней о приматстве и непогрешимом учительстве Римской церкви, в частности, ее первосвященника?» Казань, 1893); архим. Никанор («Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви». Казань. 2-еизд.С. 171–188);Вл. Троицкий («О Церкви».С. 160–166); Ios. Vagner (Acta academiae Velehradensis. 1913. 1. P. 1 –22) и др. 1810 О сходстве этого творения с Contra haereses см. у нас подробнее в отделе о времени появления латинского перевода. 1811 О сходстве творений св. Иринея со «Строматами» Климента см. подробнее у Вальхия (Stieren. Т. II. Р. 375–380; Migne. Т. VII. Col. 398–404). 1814 Adversus Valentinianos. Cap. V (Migne. PL. Т. П. Col. 548–549; русск. перев. творений Тертуллиана (Киевской Духовной академии). 1912. Ч. II. С. 94). См. текст настоящего свидетельства также у нас выше: С. 330. 1817 Epist. 74,2. См. текст этого места из Киприана у нас выше: С. 477. Ср. также: Contra haereses. I, 17,1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

173 Rose. Kaiser Anastasius. Halle, 1882. S. 16. 174 Comes Marcellinus. P. 94/M. G. Histor. Chron. minora. Vol. XI. 175 Ζωναρας (XIV. 4) прямо говорит: Δια τας εφδους Βουλγαρων και των ΣκυΟν . 176 Лучшие известия у Иоанна Антиохийского/Fragmenta. Hist. Graecorum. V. Ар. Muller Landolfi Sagacis Additamenta. P. 365, 366. Auctor. antiquissim. 1—11. 177 Главный источник — Иисус Стилит: Chronique de Josue le Stylite ecrite vers Pan 515-par P. Martin. Leipzig, 1876. Важно исследование: Мег ten. De bello Persico ab Anastasio gesto. Jena, 1905. 178 Sachau. Reise in Syrien und Mesopotamien. Leipzig, 1883. S. 396—398. 179 « Αγιος θες , αγιος ισχυρς , αγιος αθανατος , σταυρωβειδι ημας , λησον ημας . 180 Herzog. Real-Encyclopadie. Sub. ν . χρυσαργυρον . 181 Подробности: Панченко Б. А. О «Тайной истории» Прокопия/Визант. Временник. III. С. 496—501, 486—487. 182 Anon. Valesii 12, 57. Ар. Mommsen. Chronica minora. Vol. I. P. 322. 183 Cassiodori Variae. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum antiquissimorum. XII. 184 Orosii VII. C. 43. 185 Cassiodori Variae. I. 1 (написано ок. 508 г.). 186 Variae. IX. 25. 187 Dahn. Die Konige der Germanen. Ill (die Edicte der Konige… und das goth. 188 Cassiod. II. Ep. 16; III. 43 189 Variae. II. 27. 190 Bury. A History of the later Roman Empire. I. 382 191 Theod. Lector. II. 18; Dahn. III. S. 188, n. 4. 192 Gregorovius. Gesch. d. Stadt. Rom. 1869. I. 310. 193 Новое научное сочинение: Niederle. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1903. 194 «La table de Peutinger, d " apres l " Original conserve a Vienne» — par Desjardino. Paris, 1879—1884. 195 Claudii Ptolemaei. Geographiae edid. Wi1berg. P. 200. Карта Птолемея у Niederle. I. 11. С. 376; его вывод о славянских именах на карте I, II. С. 431. 196 Дринов М. С. Заселение Балканского полуострова славянами. Москва, 1873; Иловайский Д. И. 1) Разыскания о начале Руси. Москва, 1876, 2) Дополнительная полемика по вопросам варяго-русскому и болгаро-гуннскому. Москва, 1886; 3) Вторая дополнительная полемика по вопросам варяго-русскому и болгаро-гуннскому. Москва, 1902.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

Q. I .851. Требник. Конец XVI в. 4°. 272 л. Филиграни: 1) Герб, вид: Лихачёв. 1870 (около 1567 г.): 2) Герб с рожком, вид: Лихачёв, 1947 (1600 г.); 3) Кувшин с двумя ручками, цветком и литерами JD, тип: Брике, 12877 (1591 г); 4) Кувшин с двумя ручками, цветком и рисунком, тип: Дианова Кувшин, 547 (1615 г.) Запись: л. 272 – «Смотрил грешной чернец Козма» (XVII –начало XVIII в). Содержание: л. 142–164 об. – чин исповеди; л. 148 об.–153 – поновление мирянам; л. 153–153 об. – поновление вельможам: л. 153 об.–157 об. – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 157 об.–158 – вопросник вельможам (В-Калик. 1); л. 158–164 – поновление; л. 165–181 – чин исповеди иноков и священников: л. 165–169 – поновление инокам и священникам; л. 173–175 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 175–180 – поновление священникам; л. 181–188 об. – чин исповеди; л. 182 об.–185 – поновление мирянам; л. 185 об.–188 об. – вопросник женщинам (Ж-Арханг. 38). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 171, 200–201 (В-Калик. Г. поновление, л. 158–164). Q. I Служебник. XV в. 4°. 225 л. Сербский. Содержание: л. 219 об.–225 – чин исповеди; л. 222 об.–223 об. – Наставление- вопросник; л. 223 об.–224 – поновление мирянам. Описание: ПС XV, 1535. Q . I . 1297. Требник. Начало XV в. 4°. 197 л. Сербский. Содержа ние: л. 165–170 об. – чин исповеди; л. 166–166 об. – Наставление-вопросник; л. 166 об.–167 – разрешительная молитва с перечислением грехов. Q. п . I . 6 1. Требник. XIV в 4°. 135л. Пергамен. Запись: л. 1 «Из собрания архим. Антонина». Содержание: л. 102–108 – чин исповеди; л. 103 об.–104 – перечень грехов; л. 106–108 – поучение о епитимьях. Описание: Гранстрем Е.Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 107. О. I .35. Требник. XVI в. 8°. 340 л. Содержание: л. 18 об.–23 об. предысповедные поучения; л. 30–35 об. – поновление; л. 35 об.–47 об. – чин исповеди мирян; л. 47 об.–54 – поновление дьяконам; л. 59–61 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л 61 об.–63 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 73–77 – поучения о епитимьях; л. 124–158 – чин исповеди; л. 125 об.–131 об. – поновление; л. 131 об.–135 – поновление инокам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 141–142, 222–223, 235–237 (поновление дьяконам: чин исповеди, л. 124–158, в том числе поновление инокам).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Арханг. Д. 69. Служебник. 1490-е гг. 4°. 122 л. Содержание: л. 72–73 об. – чин причащения больного. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 72; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописей XV в...... 214. Арханг. Д. 71. Требник. 1530-е гг. 8°. 340 л. Содержание: л. 153–198 об. – чин исповеди; л. 157 об.–159 – поновление мирянам; л. 160 об.–162 об. – поновление священникам; л. 164–165 вопросник мужчинам (М-Погод. 314); л. 165–165 об. – вопросник вельможам (В-Арханг. 71); л. 165 об.–166 – вопросник женщинам (Ж–Погод. 314); л. 166–166 об. – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 166 об.–167 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 170 об.–171 об. – вопросник мужчинам (М-Погод. 314, то же, что на л. 164–165); л. 171 об. – вопросник вельможам (В-Арханг. 71, то же, что на л. 165–165 об.); л. 171 об.–172 – вопросник женщинам (Ж-Погод. 314, то же, что на л. 165 об.–166); л. 172–173 – поновление мужчинам; л. 175 об.–188 об. – поновление инокам; л. 188 об.–193 об. – поновление священникам; л. 195–196 – вопросник инокам (Основная редакция): л. 196– 198 – поновление инокам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8. вып. 1. С. 73–75. Арханг. Д. 72. Требник. 1590-е гг. 4°. 477 л. Записи: л. 1–8 «Сия книга Кандалашского монастыря» (XVI в ). Содержание: л. 42–99 – чин исповеди; л. 46 – вопросник о вере (ВВ-Арханг. 72); л. 46–50 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 50–53 – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 53–56 – поновление; л. 56–56 об. – поновление; л. 58–60 об. – вопросник священникам (извод Основной редакции); л. 61 об.–63 об. – поновление священникам; л. 69 об.–72 об. – вопросник вельможам (В- Соф. 890 ); л. 72 об.–73 об. – поновление вельможам; л. 74–75 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 76–77 – поновление вельможам; л. 77–77 об. – краткий вопросник инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 78–81 – поновление; л. 83–89 об. – поновление; л. 98 об.–99 – поучение о делах, избывающих грехи. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 75–76; Теремицкий А. К описанию Архангельского епархиального Древлехранилища. Старописьменный требник//Архангельские епархиальные ведомости. 1907. 19. С. 654–662; 20. С. 704–707.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Аксабитийская коса – местность на восточном побережье Азовского моря 192 Аксиак (Асиак) – река в Северо-Западном Причерноморье 186, 188, 190, 233 Аксиаки (асиаки) – народ в Северо-Западном Причерноморье 233, 234, 241 Аксинский (греч. «Негостеприимный) Понт – обозначение Черного моря см. Понт (1) Алания – страна в Восточной Европе, населенная аланами 174, 267 Аланы (алауны) – ираноязычный народ на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье 143, 174, 175, 176, 186, 187, 241, 256, 257, 261, 262, 263, 268, 277 Алаунская (Аланская) гора – горы в Сарматии 185 Албания (Кавказская) – страна в Закавказье на берегу Каспийского моря 122, 192, 193, 195, 270, 276 Албанские ворота – Алазанский перевал на Кавказе 194 Албаны – население Кавказской Албании 104, 105, 134, 214, 270 Алдиск (Алдеск) – река в Восточной Европе, не поддающаяся точной локализации 143 Алектор (Алектурум) – укрепление в низовьях Южного Буга и Днепра 136, 280 Ализоны – народ в Скифии в междуречье Днестра и Южного Буга 40, 45 Алинкум – город в Северо-Западном Причерноморье 280 Алонт – река, впадающая в Каспийское море (совр. Терек) 193 Алопекия (Алопека) – остров в устье Дона 117, 188, 244 Альбий (Альбис) – совр. река Эльба 102, 105, 106, 246 Альпы (Альпийские горы) (1) – горный хребет на севере Италии 154 Альпы (2) – Карпатские горы 271 Альциагиры – гуннский народ в Крыму 271 Амадока (1) – город на реке Борисфен (Днепр) 187 Амадока (2) – озеро в Европейской Сарматии 185 Амадоки – народ в Европейской Сарматии 187 Амадокские горы – горы в Европейской Сарматии 185, 187 Амазонки (Амазониды) – легендарное племя женщин, локализуемое также в Северном Причерноморье 27, 60, 61, 62, 101, 144, 194, 222, 229, 247, 262, 276, 278, 280 Амазонские горы – часть Таврского горного хребта, тянущегося от Малой Азии до среднеазиатских гор 226 Амаксобии см. гамаксобии Амальхийский океан см. Северный океан Амастрия – город на южном берегу Черного моря 111 Амис (1) – греч. город на южном побережье Черного моря 103, 133, 134, 153, 160, 197

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шварц обратил внимание на рукописные разночтения во 2-й дате: наряду с 188 г. есть рукописные чтения с датами 108, 180 и 148 гг., при этом буквенные обозначения 188 (ρπδ) и 148 (ρμδ) легко спутать из-за широко известной близости начертания ρ и μ, а также на достоинства рукописной традиции с датой 148 г. (=165/4 г. до Р. Х.). Он показал далее, что письма иногда датируются только днем и месяцем, т. к. год корреспондентам известен, но никогда не датируются только годом. Между тем в ст. 10 указан только год в род. падеже. И тогда фразу «ныне справляйте дни Кущей месяца хаслева такого-то года» Шварц прочитал как указание на год, когда в месяце хаслеве (кислеве) появился новый праздник Кущей. У Освящения храма, буд. Ханукки, еще не было собственного названия, праздник осмыслялся по аналогии с настоящими Кущами и потому именовался «Кущами месяца хаслева сто сорок восьмого года». Шварц высказал предположение, что письма не были приложены к книге. Напротив, к письмам была приложена книга о событиях, которые отмечают на «празднике Кущей месяца хаслева» (см. в связи с этим предложение присылать иудеям Египта книги - 2 Макк 2. 13-15). Книга рассказывает об осквернении храма и о его освобождении, о возобновлении богослужения. Оба письма от 143 г. и недатированное призывают отмечать этот памятный день, 2-е - также возвращаться из рассеяния в Иерусалим (1. 9-10а и 2. 16-18), оно же рассказывает о важном историческом прецеденте - освящении нового жертвенника чудесным огнем Первого храма и жертвенника после возвращения из плена (1. 19 - 2. 12). Книга при этом может быть старше письма 143 г., а 2-е письмо, без даты, исходит или мыслится исходящим от Иуды Маккавея. При этом 143/2-й - год не гонений, а обретения Иудеей независимости, когда стало уместно пригласить егип. диаспору присоединиться к празднованию главного события Маккавейского восстания в 165/4 г. Т. о., и дата создания эпитомы существенно приближается к описываемым в ней событиям. Источники Автор 1 Макк, очевидно, работал с хрониками и документами из архива двора Селевкидов, с хрониками Хасмонеев (ср.: 1 Макк 16.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010